реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальная помощь личности

личности данного ребенка.

Психологи выделяют в качестве основных следующие направления коррекции

социальной дезадаптации личности в детском возрасте:

. Формирование навыков общения;

. Гармонизация отношений ребенка в «семье» (месте постоянного

проживания) и со сверстниками;

. Коррекция некоторых личностных свойств, которые препятствуют общению,

либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли

негативно на процесс общения;

. Коррекция самооценки ребенка с целью приближения ее к адекватной.

В этом плане основное содержание работы социального работника - это

создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с

несовершеннолетними. В одинаковой мере применимы и принцип добровольного

обращения их за помощью (поиска помощи адресатом), и принцип предложения

помощи (движения помощи к адресату). Приступая к работе с «трудными»

подростками, нельзя проявлять прямолинейность. Последние, в отличие от

детей младшего возраста – отнють не пассивный объект социальной работы; их

дезорганизующуя активность велика и заставляет с собой считаться.

Предложение любой помощи со стороны социального работника должно

«перевесить» негативное и недоверчивое отношение к нему подростка и

обязательно содержать в себе не какие-то абстрактные схемы, а атрибуты

подростковой субкультуры (часто отвергаемые взрослыми) – лишь после этого

можно переходить к решению более глубинных вопросов. Следовательно,

социальному работнику приходится не ориентироваться на официальные

ценности, а учитывать состояние ребенка, продуцируя и реализуя те

потребности, которые обусловлены его пристрастиями и предпочтениями.

Социальные работники только в том случае добиваются успеха, если не

игнорируют эти обстоятельства и создают в начале своеобразный костяк своих

единомышленников среди «трудных» подростков, и вовлекая всех остальных в

общую деятельность. Эти две разные задачи – формирование ядра своих

единомышленников и влияния на наименее поддающихся – приходится решать

одновременно.[7]

Но этим задачи социального работника не исчерпываются; он обязан

постоянно поддерживать доверительные отношения с подростком. В контакте с

последним реализуется ярко выраженная и неудовлетворенная потребность

воспитуемого в неофициальном и доверительном общении с умным взрослым,

придерживающимся общепринятых моральных принципов, помогающим постигать

смысл жизни и ценности человеческих взаимоотношений. Здесь социальному

работнику важно продемонстрировать, что он не старается абсолютизировать

себя и свои возможности и всегда готов принять к сведению опыт своего

младшего партнера по общению, то есть самого подростка, считаясь с ним.

Доверительные отношения с подростками исключают традиционные методы –

поучение, морализирование, строгую регламентацию. Основным механизмом

взаимодействия становится умение устанавливать контакт и способность

принимать подростка таким, каков он есть.

Традиционная работа с трудноадаптируемыми детьми, часто

предусматривающая их изоляцию от семьи и помещение в закрытые учреждения,

продемонстрировала свою неэффективность и даже вред – по отношению к детям,

имеющим нервно-психические расстройства. Новая технология основывается на

следующих положениях.

. Личностно ориентированный индивидуальный подход с оценкой

ключевых семейных проблем ребенка, обучения, общения, сферы

интересов, потребностей.

. Разработка дифференцированных программ помощи и поддержки,

коррекционных и реабилитационных программ, адекватных

индивидуально-психологическим и возрастным особенностям детей и

подростков.

. Организация работы с ними в аспекте социальной педагогики,

коррекционной и реабилитационной деятельности.

. Разработка и создание целостной системы оказания помощи,

исключающей изоляцию детей и подростков, в режиме

комплексности.[8]

При определении целей и задач социальной работы с трудновоспитуемыми

детьми и детьми, имеющими нервно-психические расстройства, в том числе

невротиками, основным является понятие «особые социальные потребности». У

таких детей как можно раньше должны быть выявлены и определены первичные

нарушения развития.

После диагностики начинаются целенаправленные положительное

воздействие, коррекция, обучение и пр. (независимо от возраста детей).

Отсутствие целенаправленной психолого-педагогической помощи, пренебрежение

ею может привести к необратимым последствиям – невозможности достичь

определенного уровня реабилитационного потенциала ребенка.

Соответствие выбранной для данного ребенка программы развития его

реальным достижениям регулярно контролируется. Кроме того, обеспечивается

пространственная организация реабилитационной среды. К примеру, дети-

невротики и дети-невропаты нуждаются в особом структурировании жизненного

пространства, облегчающем понимание ими смысла происходящего, позволяющем

предсказывать ход событий, планировать свое поведение. Вообще, дети,

имеющие различные отклонения в развитии, нуждаются в формировании у них

механизмов сознательной регуляции поведения, взаимодействия с окружающими,

коррекции эмоциональных состояний. Может проводиться их комплексное медико-

психолого-социально-педагогическое обследование с использованием игровой

диагностики и игровой терапии с одновременной коррекцией.[9]

Специфика социальной работы с дезадаптированными подростками, детьми с

особыми социальными потребностями состоит в том, что они бывают вполне

довольны собой и не считают свое положение сколько-нибудь критическим.

Нужно что-то, ради чего ребенок захочет произвольно и сознательно

отказаться от того или иного поведения. Иными словами, взрослые (родители,

социальный работник, педагог) должны убедительно и наглядно доказать

ребенку пагубность его поведения.

Новые свойства, появляющиеся у ребенка, и новая направленность его

деятельности проявляются только в ходе его развития. Все это предполагает

активный поиск нестандартных методов ранней диагностики и коррекции

нарушенного развития подростков, которое проявляется в виде разнообразных

проблем социальной адаптации.

Наиболее адекватной технологией решения данных задач можно считать

аналитико-преобразующий метод – перевоспитывающая корректировка личности

ребенка, осуществляемая в следующей последовательности.

1) Психологическая квалификация личностных деформаций

подростка, выявление их внутренних механизмов, определение

уровней психических изменений (индивидуально-

психологического, межличностного, личностного),

мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы.

2) Установление на основе проведенного анализа конкретных

задач сферы, в отношении которых показаны профилактические,

дидактические и коррекционные воздействия – то есть

определение того, какие особенности психики данного

подростка будут поддаваться эффективному влиянию извне.

3) Нахождение, разработка и апробация тактических приемов

диагностических и коррекционных методик, оптимальных

условий, способствующих их реализации. Здесь проверяются

предварительные гипотезы и выводы.

Начало профилактической работы с трудновоспитуемыми и другими

подростками из групп риска предусматривает изучение причин деформации

личности и их истоков; затем социальный работник сосредоточивает свои

усилия на том, чтобы воспрепятствовать перерастанию многочисленных

последствий дезадаптации в социально-психологические патологии.[10]

Перед социальным работником и психологом стоит задача по формированию

у «трудного» подростка полноценной потребности к нормальной жизни взамен

зачастую лишь словесно высказанной готовности «исправиться» (в этом

заключается специфика подросткового возраста). Такого рода задачи могут

реализовываться в четыре этапа: первый – мотивационный (создание высокой

личной заинтересованности в предлагаемых психокоррекционных занятиях);

второй – ориентировочный (вводятся многочисленные мотивы, потенциально

«опредмечивающие» существующее потребностное состояние); третий –

установочный (формируются личностно приемлемые для данного подростка мотивы

«изменений», например индивидуальные установки на бесконфликтные отношения

с родителями); четвертый – деятельностный (разработка для подростка

развернутых планов и программ организации будущего поведения в рамках

определенной деятельности – спортивной, творческой, учебной и т. д.).

Реабилитация связывается с расширением причин изменения поведения

подростков, появлением новых предметов деятельности, - иными словами, с

позитивными сдвигами в развитии мотивационной сферы.

В итоге можно сказать, что асоциальная деятельность подобных

трудновоспитуемых подростков еще не означает неосознанного стремления,

скажем, к совершению преступлений. Здесь важно лишь одно: воспрепятствовать

окончательной деградации, не упустить момент, пока асоциальная сторона их

жизни целиком и полностью не превратилась в их суть, образ жизни и мыслей,

не стала бы отвечать возрастным и индивидуальным потребностям.[11]

Свои особенности имеет формирование социальной защищенности

выпускников детских домов. На первых этапах социальной самостоятельности

дети нуждаются в социальной помощи. Обычно ее оказывает семья. Ребенок же,

не имеющий родителей (в настоящее время это в основном жертвы социального

сиротства: их родители вполне здоровы психически и физически, но они

социально депривированные личности), осваивает социальные роли и

нравственные нормы за годы пребывания в детском доме. В этом плане особую

актуальность приобретают связи с социальной жизнью.

Социализация воспитанников детских домов осуществляется в тесном

взаимодействии воспитательной и образовательной работы. Социальную помощь

оказывают школьный психолог и школьный социальный работник. Стержнем

социальной защиты таких детей является воспитание у них чувства дружбы и

любви, а на их основе готовности к взаимопомощи. Нельзя упускать из виду,

что взаимопомощь в группах детского дома сочетается с конкуренцией.

Воспитателям следует комплектовать группы с учетом возможности общения,

лидерства. Социальная работа призвана придать этому естественному

соревнованию цивилизованные формы.

Основной задачей детского дома является социализация воспитанников.

Для этой цели должны быть расширены мероприятия по моделированию семьи:

взрослые дети должны заботиться о младших, проявлять уважение к старшим.

Подготовку к семейной жизни целесообразно вести так, чтобы у воспитанников

вырабатывались навыки ведения домашнего хозяйства, оказания первой помощи,

организации досуга (в частности, воспитанники здесь постигают функции

членов семьи). Нельзя не учитывать, что подготовка детей и подростков к

семейной жизни протекает на сложном нравственном фоне, поскольку они

ревнуют к детям, имеющим родителей, родственников, а также к детям, которых

выбирают на усыновление.[12]

Очевидно, что критическим фактором, определяющим особенности

психического развития детей в детском доме, трудности их обучения и

воспитания, выступает отсутствие положительного влияния семьи. Иногда

педагоги и воспитатели детских домов, понимая это, пытаются построить свои

отношения с воспитанниками по типу семейных, ставя перед собой цель,

непосредственно заменить детям мать или отца. При этом чрезмерно

эксплуатируется эмоциональная сторона общения, что, однако, не приносит

ожидаемых результатов, а лишь зачастую эмоционально изматывает,

выхолащивает педагога (недаром возникло понятие «эмоционального

донорства»). Поэтому следует согласиться с теми медиками и психологами,

которые считают, что связи воспитателей и воспитанников закрытых детских

учреждений не должны имитировать семейных. [13]

Наконец, задачей социального работника в детском доме должна быть и

помощь в оптимизации отношений ребенка с его опекунами, другими

родственниками, а также с родителями, которые, как известно, даже будучи

лишенными родительских прав или находясь в заключении, больнице,

поддерживают определенные отношения с ребенком: через переписку, редкие

встречи и т. п. Часто такие письма и особенно встречи оказывают на ребенка

травмирующее влияние, надолго выбивая его из колеи. Вместе с тем, несмотря

ни на что, дети часто испытывают потребность в общении с родителями и

другими родственниками.

В деятельности школы-интерната приобретают особую актуальность принципы

практической педагогики и психологии, учитывающие индивидуальные

особенности детей. В первую очередь целесообразно вовлекать воспитанников в

деятельность, интересную для них и вместе с тем обеспечивающую развитие их

личности, как-то: начальное профессиональное, техническое, художественное,

музыкальное образование. Затем, учебная, трудовая деятельность должна быть

нацелена на достижение успеха, что усиливает мотивацию саморазвития

личности. Каждый школьник получает представление о сильных сторонах своего

развития, опираясь на эти качества, дети достигают высокого уровня

общеобразовательной и первоначальной подготовки. Разнообразные виды

деятельности позволяют учащимся включиться в учебно-трудовой процесс в

соответствии с индивидуальными особенностями.

Один из важнейших путей решения задач социальной защиты -

профориентация школьников и учащихся средних специальных и высших учебных

заведений. Система профориентации представляет собой непрерывный процесс и

осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах, выполняя

диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции.

Особенностью нынешних задач профориентации стала реально возникшая

перед значительным количеством молодых людей проблема свободы выбора. В

связи со свободой выбора возникают некоторые этические проблемы

профессионального консультирования. В профориентации этические проблемы

можно рассматривать в двух взаимосвязанных плоскостях: с точки зрения

готовности индивида к выбору и реализации определенной нравственной

позиции и с точки зрения готовности профконсультанта (в нашем случае –

социального работника) оказать индивиду реальную помощь в таком

самоопределении, без какого-либо нарушения основных этических норм

взаимодействия с клиентами.[14]

Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах –

ключевой элемент при формировании системы их социальной защиты. Согласно

исследованиям, молодежь нуждается прежде всего в бирже труда, пунктах

правовой защиты и юридического консультирования, работе «телефона доверия»

и далее – в сексологической консультации, центре помощи молодой семье,

общежитии – приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома.

При организации социальных служб для молодежи очень важно четко определить

их задачи. Так, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

включает в себя четыре отделения: отделение диагностики, социальной

реабилитации, дневного пребывания и стационар.

В задачи отделения диагностики входит: выявлять дезадаптированных

подростков, выявлять и анализировать факторы, формы и стации подобной

социальной дезадаптации; разрабатывать индивидуальные программы социальной

реабилитации молодежи, комплекс мероприятий, направленных на вывод молодых

людей из сложной ситуации и создание условий для нормальной

жизнедеятельности.

Основными задачами отделения социальной реабилитации являются:

организация поэтапного выполнения программ социальной реабилитации

молодежи; восстановление утраченных контактов с семьей, внутри семьи;

оздоровление межличностных отношений, устранение психотравмирующих

ситуаций, выработка навыков общения на основе норм нравственности;

содействие в получение специальности и работы; оказание комплексной медико-

психологическойаиаправовойапомощиаиадр.[15]

П

2.2. Проблемы среднего и зрелого возраста (на примере социальной

работы с женщинами)

Социальные проблемы среднего и зрелого возраста, с одной стороны,

весьма сложны, поскольку требуют дифференцированного подхода с точки зрения

социального положения, полового, религиозно-этнического и других признаков

клиента. Эти признаки формируют совокупность различных социальных проблем

таких групп населения, как, например, военнослужащие, женщины,

представители национальных и религиозных меньшинств и др.

С другой стороны, для всех этих групп характерен широко известный

«кризис среднего возраста». Именно с ним, если отбросить комплекс бытовых,

экономических, правовых проблем, и сталкивается чаще всего социальный

работник при работе с представителем среднего возраста. Сложность здесь

представляет как раз необходимость выделения этого психологического кризиса

в структуре однотипных, повторяющихся проблем материального, бытового,

юридического характера. Дело в том, что зачастую именно это явление

составляет причину семейных, бытовых неурядиц, непонимания в трудовом

коллективе, общей подавленности психики. Таким образом, именно преодоление

данной проблемы может являться залогом успешного решения иных трудностей

социально-психологического плана.

Названный кризис представляет собой, по сути, психологическое явление

своеобразной разочарованности, когда приходит осознание, что надежды

молодости уже никогда не сбудутся; приходит усталость от монотонности

семейной жизни, однообразия трудовых отношений. Это вызывает общую апатию и

зачастую глубокую депрессию. Если же названные явления сопровождаются,

скажем, бедственным материальным положением, жестокостью в семье,

положением национального и религиозного изгоя самого клиента и его семьи,

то для разрешения всего комплекса проблем потребуется сложная социально-

экономическая, психологическая помощь.

Вообще говоря, кризис среднего возраста неоднотипен, его различные

проявления свойственны конкретным возрастным промежуткам периода

«зрелости». Так, в возрасте 30-35 лет клиент обычно сталкивается с

проблемой «упущенных надежд» молодости, разочарованием в семейной жизни,

жилищными и бытовыми трудностями. По мере приближения к пожилому возрасту

актуализируются проблемы нереализованности растраченного «впустую»

потенциала, одиночества и ненужности во все более ускоряющемся темпе жизни,

материальной обеспеченности в условиях приближающейся старости. Сказанное

определяет и различие в методах социальной работы с такими людьми – будь то

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.