реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальная политика в сфере занятости населения

руководствуясь этим законом, можно было в лучшем случае определить

относительную долю каждого в совокупном доходе, т.е. кому платить больше, а

кому — меньше. На вопрос же «сколько», иными словами, какова должна быть

абсолютная величина вознаграждения за труд, закон распределения по труду

ответа не давал. Это открывало широкий простор для произвола в организации

распределительных отношений.

Как это ни прискорбно, но элементы подобного подхода сохранились и

поныне, в частности, в той модели приватизации, которая проводилась в нашей

стране, Известно, что в условиях социалистического прошлого

распределительные отношения осуществлялись по двум каналам — через оплату

труда и, во-вторых, через общественные фонды потребления, по которым

советские люди обеспечивались различными социальными услугами бесплатно

(образование и здравоохранение) либо на льготных условиях (оплата жилья,

коммунальных услуг и прочие). По не которым расчетам материальные и

духовные блага и услуги, распределяемые по этим каналам, соотносились по

стоимости в среднем как один к двум.

Переход к рыночным отношениям сопровождался в нашей стране почти

полным свертыванием бесплатного или льготного распределения среди занятого

населения. В результате произошло «отсечение» значительной части

совокупного фонда жизненных средств большинства работающих граждан, без

какой бы то ни было компенсации (не считая, разумеется, стоимости бумаги,

на которой отпечатаны пресловутые ваучеры). Это означает, что и без того

скудная «потребительская корзина» россиян оказалась существенно урезанной,

а компенсирующие эту несправедливость возможности приватизации — не

использованы. Очевидно, что подобное пренебрежение интересами людей было бы

невозможно или, во всяком случае, затруднено, если бы закономерности

формирования фонда жизненных средств продавцов рабочей силы были бы ясны и

понятны для любого члена общества. Как показывает опыт стран с развитой

рыночной экономикой, это достигается там, где действует объективный и

общепризнанный закон стоимости рабочей силы.

3. Международный опыт регулирования занятости.

Численность полностью и частично безработных никогда не была столь

высока. Причём, как отмечено в докладе «Занятость в мире в 1998-1999 г.г.»,

опубликованном в Женеве Международным бюро труда, из-за финансового кризиса

в Азии и других регионах планеты она будет увеличиваться и дальше.

Большая часть населения Центральной и Восточной Европы в 90-х годах

продолжала страдать от значительного падения уровня жизни. Этот процесс

сопровождался быстрым ростом безработицы — до 9% и более, снижением

реальной заработной платы и ростом неравенства доходов в структуре

предприятий. Падение производства привело к серьезному снижению уровня

занятости и реальной заработной платы.

В восточно-европейских странах доля безработных в экономически

активном населении на 1 января 2000 г. достигает: в Чехии - 10%, Венгрии

-9%, Польше - 10%, Словакии - 16%, Словении - 14%, Болгарии - 14%, Румынии

- 12%.

Серьёзной социальной проблемой остается длительная безработица. Чем

дольше трудящиеся не имеют работы, тем меньше их шансы на её получение. Для

улучшения перспектив занятости длительно безработных комплекс

взаимодополняющих мер представляется более эффективным, чем отдельные

изолированные программы. При этом во всех случаях главное средство

содействия росту занятости - организация профессиональной подготовки. Ведь

даже в случае оздоровления макроэкономической обстановки перспективы

трудоустройства для лиц с низкой квалификацией не станут более

благоприятными.

Общепризнанно, что японская экономика добилась выдающихся успехов,

но в последнее время и ей пришлось столкнуться с экономическими

трудностями, вызвавшими рост безработицы. Участие государства в

регулировании ситуации на рынке рабочей силы проявляется в организации

государственных бюро по обеспечению занятости. Однако ими не

исчерпывается перечень посредников в трудоустройстве. Значительную роль

играют частные агентства. Руководителям фирм, стремящимся сохранить

рабочие места выделяются дотации на поддержание занятости. Среди

предусмотренных государством мер содействие в трудоустройстве выпускников

учебных заведений. Функционирует система страхования людям,

потерявшим работу, выплачиваются пособия. Предпринимаются меры,

направленные на предотвращение массовых увольнений, расширение возможностей

трудоустройства

Спад производства, глубочайший социально-экономический кризис

произошел в бывших союзных республиках, ставших самостоятельными

государствами.

Ситуация, сложившаяся на рынке труда стран СНГ, достаточно сложная.

По данным межгосударственного статистического комитета Содружества, общее

число безработных в странах СНГ , включая численность ищущих работу

самостоятельно, без обращения в службу занятости, в среднем за 1999год

составило 14 млн. человек- 11% численности экономически активного

населения. Число безработных, официально зарегистрированных в службах

занятости, в большинстве стран Содружества составляет 15-40% общего числа

безработных, что обусловлено недостаточной заинтересованностью незанятых

граждан в получении официального статуса безработных - небольшой размер

пособий, многомесячная задержка их выплат, а также ужесточение порядка

регистрации и снятия с учета незанятых граждан. Уровень официальной

безработицы на начало 2000 года составил: в Азербайджане - 1,2%, Грузии

-5,6%, Армении - 11,5%, Беларуси - 2,0%, Казахстане - 3,0%, Молдове - 2,1%,

Таджикистане - 2,9%), Узбекистане- 0,5%.

В большинстве государств СНГ приняты и реализуются различные

социальные программы, в том числе по оптимизации занятости населения.

Разрабатываются новые редакции законов о занятости населения в Белоруссии,

Казахстане, Украине. Очень важно, чтобы в каждой из стран Содружества

законодательство о занятости распространялось на всех граждан независимо от

периода их проживания на данной территории. Межпарламентской Ассамблеей

(МПА) государств-частников СНГ по инициативе Постоянной комиссии МПА по

социальной политике и правам человека принят рекомендательный акт «О

миграции трудовых ресурсов в странах СНГ», регламентирующий права трудовых

мигрантов и закладывающий основы межгосударственного регулирования трудовой

миграции.

Постоянная комиссия МПА по социальной политике и правам человека

инициировала принятие Межпарламентской Ассамблеей Хартии социальных прав и

гарантий граждан независимых государств. Этот документ основывается на

принципах Всеобщей декларации прав человека и на других документах ООН,

МОТ, согласуется с международными нормами в области прав человека.

Одним из главных документов, определяющих

первоочередные направления и принципы социальной защиты населения в

государствах -участниках СНГ , - основные положения комплексной системы

социального обеспечения, принятие на VI Пленарном заседании МПА. Этот

документ положил начало формированию единых подходов к проблеме

с учетом перспектив развития профессиональной трехуровневой системы

социального обеспечения, дифференцированной по различным категориям

населения.

Считаем необходимым отметить, что в современных условиях можно

реализовать ряд мер социально-экономической политики, позволяющих снизить

напряженность на рынке труда и не требующих значительных расходов. К их

числу, прежде всего, относятся: проведение разумной, не ущемляющей интересы

потребителя протекционистской политики в отношении отечественного

производителя; осуществление активной внешнеэкономической политики,

призванной стимулировать экспорт российских товаров при одновременном

максимальном упрощении соответствующих бюрократических процессов,

содействие развитию мелкого, в том числе семейного бизнеса.

Политика адоптации безработных к рынку труда должна строиться с

учетом специфики конкретных регионов с особым акцентом на территории, где

проблема является наиболее острой. Для них нужно, одновременно со

стимулированием территориальной мобильности рабочей силы, расширить

источники финансирования программ содействия занятости, привлекая средства

федерального и местных бюджетов, так же создавая благоприятные условия для

российских и зарубежных интересов.

4.Особенности формирования и регулирования рынка труда г.Кургана.

Социальное и экономическое положение Кургана в 2003 году

характеризовалось увеличением реальных денежных доходов населения, ростом

объема подрядных работ, оборота розничной торговли и общественного питания,

перевозок грузов автомобильным транспортном, ввода жилья. Вместе с тем

наблюдалось снижение объемов производства промышленной продукции,

Заработная плата остается основным источником доходов населения.

Курганский межрайонный центр занятости населения образован на

основании Закона РФ «О занятости населения в РФ». Центр занятости в своей

деятельности руководствуется Конституцией РФ, Федеральными законами,

Указами Президента РФ, нормативными и правовыми актами Министерства труда

России.

Центр занятости, совместно с органами исполнительной власти

г.Кургана, органами местного самоуправления осуществляет и обеспечивает

реализацию государственной политики занятости населения с учетом

экономических и социальных особенностей Курганской области.

Деятельность Курганского центра занятости направлена на активную

политику на рынке труда. Центр осуществляет:

. учет граждан, обратившихся по вопросу трудоустройства;

. обеспечение социальной защиты незанятого населения, включая

выплату пособий, материальной помощи, стипендии;

. содействие безработным гражданам в организации

предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости;

. направление на профессиональное обучение, проведение

профессиональной подготовки, переподготовки и консультации

населения;

. проведение мероприятий по трудовой реабилитации инвалидов и лиц0

уволенных с военной службы, проведение тестирования их

профессиональных возможностей, содействие адаптации к новой

работе;

. оказание предприятиям, организациям и учреждениям помощи в

подборе работников;

. анализ и прогноз состояния рынка труда, разработку программ

занятости на основе прогнозов экономического и социального

развития;

. контроль за поступлением отчислений в фонд занятости.

В 2003 году Центром отмечается тенденция к замедлению темпов роста

регистрируемой безработицы.

Произошло незначительное снижение количества незанятых граждан на

общем рынке труда.

Средства на финансирование мероприятий по содействию занятости

населения формируется за счет обязательных страховых взносов работодателей

с заработка работающих, ассигнований их федерального бюджета, бюджетов

субъектов РФ и местных бюджетов.

Наивысшей ступенью в структуре управления Центром занятости является

директор, назначение и освобождение которого от должности производится

руководителем высшего органа службы занятости – Департамента.

Все работники Центра занятости являются государственными служащими,

на которых распространяются условия оплаты, социально-бытового

обслуживания, предусмотренные для работников городского структурного

подразделения.

Общая ситуация на рынке труда г.Кургана в современных условиях

является довольно сложной. В настоящее время безработица в Кургане

определяется спадом производства. В городе растет число предприятий,

ситуация на которых не стабильна, на некоторых из них идет сокращение

работников.

Сегодня большой спрос на работников новых современных направлений

бизнес - услуг: маркетинг, реклама, информационные технологии. Прежде

всего требуются менеджеры, экономисты, дистрибьюторы, аудиторы,

программисты, журналисты. Высока потребность в грамотных управленцах

высшего и среднего звена (управляющие, начальники отделов, директора по

продажам, финансовые директора, руководители отделов.) Кроме опыта работы

требуется современное профессиональное образование.

Уже несколько лет на территории РФ осуществляется социальная

программа «Молодежная практика», признанная расширить возможности

трудоустройства выпускников, в Ом числе общеобразовательных школ.

Работники городской службы занятости стремятся использовать любые

возможности, чтобы помочь молодым людям найти себя.

Начавшаяся с 2000 года разрабатывается и утверждается план совместных

мероприятий Глав УО отделов по делам образования администрации г.Кургана,

Курганского Межрайонного центра занятости населения.

5. Задачи политики занятости населения и мероприятия по их

выполнению.

Значительная дифференциация ситуации с занятостью населения (от

относительного благополучия до критической ситуации) в отдельных отраслях

свидетельствуют о необходимости разработки и реализации дополнительных мер

государственного регулирования рынка труда, усиления влияния на состояние

рынка труда действия органов государственной власти, объединений

работодателей, профсоюзов, других общественных организаций, которые имеют

влияние на состояние рынка труда.

Необходимо создание условий для развития цивилизованного рынка труда,

оперативно обеспечивающего работодателей необходимой рабочей силой, а

граждан, ищущих работу соответствующей работой, позволяющей за счет

собственных доходов обеспечивать более высокий уровень потребления.

Для решения проблем, сложившихся на рынке труда города,

предусматривается решение следующих задач:

1.Совершенствование нормативной правовой базы в сфере занятости;

2.Усиление государственного регулирования ситуации с занятостью

населения;

3.Совершенствование работы по профилактике безработицы;

4.Реализация специальных мероприятий по профилированию безработных

граждан в целях повышения эффективности предоставляемых им услуг и

сокращения длительной безработицы;

5.Улучшение информационного обеспечения политики занятости;

6.Развитие кадрового потенциала путем совершенствования с учетом

потребления рынка труда системы профессиональной подготовки, повышения

квалификации и переподготовки безработных граждан, незанятых и работающего

населения;

7.Повышение эффективности активных мер на рынке труда.

С целью усиления государственного регулирования ситуации в сфере

занятости, реализации дополнительных мер государственного регулирования

рынка труда, усиления внимания на состояние рынка труда отдельных районов

Департаментом ФГСЗН по Курганской области установлены контрольные

показатели для реализации специальных мероприятий по профилированию

безработных граждан в целях эффективности предоставляемых им услуг и

сокращения длительности безработицы.

С целью решения ключевых проблем труда разработана система

программных мероприятий, которая представлена следующими направлениями:

- совершенствование нормативной правовой базы, включающее

подготовку проектов распоряжений, постановлений Администрации

(Правительства) области, администрацией городов и районов;

- координация деятельности областных, районных и городских

структур, общественных объединений, работодателей по обеспечению выполнения

показателей Программы занятости населения, развитие социального партнерства

в сфере занятости;

- развитие качества рабочей силы, содействие повышению квалификации

кадров, включающее совершенствование системы профессиональной ориентации

безработных и незанятых граждан с целью повышения их конкурентоспособности

на рынке труда и быстрейшего трудоустройства;

- улучшение функционирования рынка труда, включающее реализацию мер,

направленных на совершенствование системы информирования граждан и

работодателей о вакансиях на рынке труда и предложении рабочей силы,

профориентации безработных и незанятого населения, реализацию специальных

мер по обеспечению занятости граждан, отработку финансирования политики

занятости из федерального бюджета, совершенствование механизма

субсидирования занятости отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в

социальной защите;

- социальная интеграция и поддержка граждан с особыми потребностями,

определяющая меры социальной адаптации для граждан, испытывающих трудности

в поиске работы.

Основным источником ресурсного обеспечения мероприятий Программы

являются средства федерального бюджета.

Заключение.

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы

является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно

наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема

безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. состояние

экономики России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив

промышленность, не мог не затронуть рынок труда. За последние 4 года

численность занятого населения сократилась на 9 процентов.

Для нормального функционирования социально ориентированной

рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-

защитного механизма являются следующие конкретные шаги, как

незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-

законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение

государством социальной поддержки населения ; оказание государственной

помощи в создании и поддержке таких новых, присущих рыночной экономике

институтов, как биржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости и

повышения квалификации.

Список использованных источников.

1. Волгин Н.А. Социальная политика. – М.: Экзамен, 2003. – 736 с.

2. Владимирова Е. Страны СНГ: формирование единой политики на рынке

труда. // Человек и труд. – 1998. - №6. – С. 31-36.

3. Прокопов Ф. Макроэкономическая динамика, занятость и безработица в

переходной экономике. // Человек и труд. – 1999. - №3. – С. 50-51.

4. Сухорукова Т. Социальные рычаги экономического роста. //

Экономист. – 1999. - №7. – С. 56.

5. Закон «О занятости населения в Российской Федерации».

.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.