реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальная политика государства

выступает социальное страхование, в которое входит пенсионное,

медицинское, страхование от безработицы и от несчастных случаев на

производстве. В развитых странах Запада медицинское и пенсионное

страхование осуществляется путем удержаний из заработной платы и

прибыли в одинаковом размере. В США, например, с этой целью из

заработной платы наемных работников удерживается 7,5%. В Швеции

социальные фонды формируются полностью за счет государства. В Японии

платежи на социальное страхование составляют 7% средней зарплаты

работника. Средства из этих фондов направляются специальными советами,

в которые входят представители трудящихся и предпринимателей.

Страхование от безработицы предоставляется из специальных страховых

фондов. Размер выплат зависит, во-первых, от длительности периода

безработицы, во-вторых, от специфических условий той или иной страны. В

первом случае максимальные суммы выплат (от 50 до 70% средней зарплаты)

выплачиваются в первые месяцы безработицы в течение определенного

периода. Далее суммы выплат уменьшаются.

Во втором случае берется во внимание период занятости, трудовой

стаж, физическая пригодность к труду, время предоставления помощи и др.

Так, в Германии трудовой стаж должен составлять не менее 6 месяцев

занятости в течение 3-х лет и не менее 10 недель в течение последнего

года перед потерей работы. Во Франции таким условием является работа в

течение 150 дней за год и 91 день страхования. В Великобритании

берется во внимание только выплата взносов в страховой фонд: в течение

года их должно быть 26.

Важным звеном социальной защиты населения являются программы

трудоустройства и переквалификации При введении в действие этих

программ участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские

фирмы хотят на эти меры около 30 млрд. долларов. Государство тратит на

реализацию программ переквалификации большую часть средств.

К концу 90-х годов в США пройдут переквалификацию или будут

обучаться около 50 млн. чел. С целью создания новых рабочих мест

государство берет на себя также выполнение таких общественных работ,

как строительство дорог, канализаций и т.д. В время экономического

кризиса государство увеличивает капиталовложения в государственные

предприятия. Программы трудоустройства осуществляются также путем

льготного налогообложения компаний, которые создают рабочие места.

В общенациональном масштабе современное государство с целью

уменьшения армии безработных пытается регулировать заработную плату на

таком уровне, чтобы темпы ее роста были ниже от роста продуктивности

труда. Для этого осуществляется “политика доходов”, активная кредитно-

денежная политика и т.д. Такую тактику применяют частные фирмы, пытаясь

сделать так, чтобы уровень продуктивности труда опережал рост оплаты

рабочей силы. Наибольших успехов в этом деле достигли США. С 1974 г. до

середины 80-х годов было образовано 23 млн. дополнительных рабочих мест

и принято на работу 12 млн. эммигрантов. Характерно, что за это время

500 самых могущественных корпораций Америки сократили 3 млн. рабочих

мест, а мелкие образовали 7 млн. таких мест.

Конкретные результаты в осуществлении политики трудоустройства

может дать сокращение рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве

развитых стран Запада продолжительность рабочего дня сократилась вдвое.

Исключением из этого правила стала только Япония. Японец сегодня

работает в среднем 2150 часов в год, что на 230 часов больше, чем в

США, на 450 часов больше, чем в Германии, на 400 часов больше, чем во

Франции. Сокращение продолжительности рабочего дня с целью увеличения

занятости происходило в Швеции в 70-х годах, во Франции - в 1982-1983

гг. и некоторых других странах.

В Украине законодательную основу программ защиты населения при

переходе к социально ориентированной рыночной экономике заложено в

законе Украине “О занятости” и Государственной программе занятости. В

этой программе предусмотрено комплекс мер, направленных на сохранение

высокого уровня занятости, усовершенствования его структуры и поддержки

рынка (с этой целью будет постепенно формироваться жилищный рынок,

усовершенствоваться инфраструктура рынка труда, будет усиливаться

мобильность рабочей силы и др.), смену структуры рабочих мест за счет

высвобождения части работников из неперспективных в перспективные

отрасли и увеличение занятости в сфере нематериального воспроизводства,

повышение общеобразовательного, квалифицированного уровня рабочей силы.

Более конкретно ставится задача создания дополнительных рабочих мест в

западных областях Украины (где существует излишек рабочей силы),

формирование госзаказа на проведение общественных работ с целью

улучшения окружающей среды, развития сети дорог и создание социальной

инфраструктуры населенных пунктов; обеспечение профессиональной

подготовки и переквалификации рабочей силы; обеспечение занятости тем

гражданам, которым необходима социальная защита (молодежь, инвалиды и

др.); формирование инфраструктуры рынка рабочей силы (оснащение

соответствующей техникой центров занятости, образования информационно-

справочной системы занятости населения и т.д.).

Одним из элементов социальной защиты населения при планово-рыночной

экономике является правовое регулирование наемного труда, которое

осуществляется путем законодательного установления минимального уровня

заработной платы, пенсий, порядка совершения коллективных договоров по

отношению к условиям труда, оплата рабочей силы, социального

страхования, отпусков и т.д.

При установлении минимального уровня заработной платы в документах

МОП рекомендуется учитывать потребности работников и их семей,

стоимость жилья, социальные льготы, уровень инфляции, а также

показатели, которые влияют на уровень занятости.

За базу минимального уровня заработной платы принимают набор

основных товаров и услуг, которые удовлетворяют основные

физиологические и социальные нужды отдельного человека или типовых

семей разного типа (с одним ребенком, двумя и др.). К этому набору в

разных странах включают неодинаковые компоненты. В США, например, в

него входит оплата наемного жилья, около 20 видов мясопродуктов,

покупки 1 раз в пять лет подержанного автомобиля и др.

Размер минимальной заработной платы в развитых странах Запада

составляет от 30 до 50% размера средней заработной платы. В США этот

показатель сегодня составляет 4.5 дол. в час. Отдельный минимум

устанавливается для молодежи.

В Украине с 1.01.1993 г. минимальный размер заработной платы

составлял 4600 крб. Таким же был размер минимальной пенсии. Но если в

США минимальный уровень заработной платы установлен из расчета, чтобы

потребление мяса в год на душу населения составляло 80 кг, то в Украине

на минимальную заработную плату можно было приобрести только около 50

кг мяса в год, но денег на другие товары и услуги уже не оставалось.

Международная организация продовольствия рекомендует 33 кг мяса в год,

но такое количество этого продукта потребляется только в слаборазвитых

странах.

Наиболее общими критериями бедности являются безработица и

инфляция, уровень которых характеризуют степень бедности. Суммарная

величина этих показателей в США называется “индексом убогости”. Так,

если индекс безработицы составляет 2%, а индекс инфляции - 1000%, то

“индекс убогости”- 1002%.

Основным критерием бедности является уровень доходов, который

приходится на одного человека. Общим критерием бедности является

структура потребления семей, например, доля затрат на еду. В США,

например, к числу бедных в конце 80-х годов относились те семьи,

которые тратили ан потребление третью часть семейного бюджета. В России

в 1992 году затраты на еду в доходах большинства семей составляли около

75%. В Украине ситуация еще более неблагоприятная.

Общий уровень бедности в той или иной стане определяется

показателем доли числа бедных людей в общей численности населения от 15

лет и старше. Сама бедность измеряется с помощью прожиточного минимума,

который существует в виде жизненного (или физиологического) минимума и

социального минимума. Первый показывает удовлетворение только главных

физиологических потребностей и основных услуг.

Другой, кроме этого, включает минимальные духовные и социальные

запросы.

Для определения абсолютного уровня прожиточного минимума наиболее

точным является метод потребительской корзины. Так, в Болгарии в состав

такой корзины на семью из двух человек включались 552 позиции, из трех

- 639, а из четырех - 652. потребительская корзина составляется из 149

позиций по продовольственным товарам (или 23-27% общего количества

позиций названных трех типов семей) с таким расчетом, чтобы структура

еды обеспечивала суточную калорийность для работающих в количестве 2822

кал, для пенсионеров - 2026 и для детей - 2123. В 1988 г. уровень

прожиточного минимума по отношению к среднедушевому доходу в этой

стране составил 69%.

В Венгрии в 1991 г. среднемесячный прожиточный минимум городской

семьи из четырех человек составил 32.6 тыс форинтов (или приблизительно

400 дол.).

В Белоруссии и республиках Прибалтики для расчета прожиточного

минимума берется показатель социального прожиточного минимума, в

России, Казахстане - физиологического. С 1 апреля 1992 г. в Белоруссии

введен показатель среднедушевых минимальных потребительских бюджетов,

которые обеспечивали бы норму калорийности для трудоспособных мужчин в

суме 3050 ккал. и 2525 ккал. для трудоспособных женщин.

Правительство Украины методику расчета потребительской корзины до

сих пор не обнародовало.

С минимальным уровнем заработной платы тесно связан критерий

бедности

Важным элементом программы социальной защиты населения является

регулирование заработной платы зависимо от сферы деятельности и

профессии, формы собственности. Так, в развитых странах Запада

осуществляется прямое регулирование заработной платы в госсекторе.

Специальным законодательством устанавливаются права и обязанности

занятых в госаппарате, военнослужащих, выборных лиц. Как правило, в США

и др. странах Запада заработная плата в госсекторе ниже, чем в частном,

но для работников и служащих первого существует значительно большая

гарантия занятости, более высокие социальные выплаты и т.д..

Зарплата для наемных работников регулируется с помощью коллективных

договоров и тарифных соглашений. Более широкий круг вопросов

регулируется коллективными договорами. У них, кроме оплаты рабочей

силы, фиксируются продолжительность рабочего дня и отпусков, конкретные

гарантии по отношению к условиям труда, доплаты за сверхурочные работы,

за предоставление дополнительного питания и др. В тарифном соглашении

устанавливаются минимальный уровень заработной платы в тех или иных

отраслях и минимальные гарантии уровня зарплаты для работников разной

квалификации Тарифное соглашение при участии представителей предприятия

и работников составляется при посредничестве государства и

засвидетельствуется Министерством труда. Это выступает гарантом его

выполнения. Во время действия тарифного соглашения забастовка считается

незаконным средством решения трудовых споров.

В Украине и профсоюзами был составлен договор на 1993 г. и тарифные

соглашения во всех отраслях народного хозяйства. Одновременно

необходимо образовывать правовую базу для заключения коллективных

договоров и соглашений, решения трудовых споров, приведения в

соответствие с нормами международного законодательства Кодекса законов

Украины о труде.

Чрезвычайно важным звеном системы социальной защиты населения

является индексация денежных доходов соответственно к уровню цен. Она

применяется во всех развитых странах. В отдельных странах некоторые

профсоюзы добивались полной компенсации роста цен. В Украине такая

компенсация является очень незначительной, что ставит большую часть

населения за черту выживания.

Выплаты по социальной защите - тоже доход?

Доходы трудящихся не исчерпываются названными выше источниками.

Во всякой рыночной экономике существует и система компенсационных

выплат, представляющая собой важную часть доходов. Такая система

необходима уже потому, что инфляция с той или иной скоростью

"съедает" прирост денежных доходов населения в любой стране. У нас же

этот процесс шел в последние годы с нарастающей скоростью, а

компенсационное возмещение между тем практически отсутствовало.

В 1971-1975 к. повышение средних рыночных цен поглощало около ЗО%

прироста среднедушевых денежных доходов населения, в 1976-1980 тт. -

уже 50, в 1981-1985 гт. - 60, а в 1986.г.- 52%. Особенно активным

этот процесс стал и период предоставления самостоятельности

предприятиям, введения договорных цен и, тем более, при их нынешней

либерализации. В условиях хронического и тотального дефицита иначе и

быть не могло.

Отсюда, естественно , вытекает, и нам сейчас приходится с этим

сталкиваться непосредственно, но и абсолютное ухудшение положения

отдельных категорий населения, прежде всею тех, чьи доходы являются

фиксированными.

Справедливости ради надо отметить некоторую позитивную роль

инфляции: она не позволяет предприятиям производственной, торговой

сферы, коммерческим звеньям остановиться и успокоиться на каком-то

рубеже. Они вынуждаются производить все большее количество товаров и

услуг, совершенствовать их качество, иначе их остановившиеся в какой-то

точке доходы “съест" инфляция. Однако ее ударную силу необходимо

смягчать, вводя защитные механизмы для малообеспеченных категорий

населения, которые, как правило, лишены возможности трудовой

деятельностью способствовать развертыванию рыночной экономики и тем

самым целиком за счет собственных усилий повышать или хотя бы

удерживать на одном уровне свое материальное благосостояние Известный

способ защиты от инфляции - индексация доходов. Но между ней и ростом

не должно быть прямой пропорциональной связи; иначе говоря, не следует

ставить цель полностью компенсировать инфляцию. С определенной долей

допущения можно утверждать, сбалансированность рынка будет достигаться

на величину того "зазора", который образуется между ростом цен и

индексацией доходов.

В нашем мышлении пока еще господствует представление, что

последствия либерализации цен государство должно полностью

компенсировать, причем с опережением во времени. При этом не берется

во внимание, что такие действия лишь, воспроизводили бы инфляцию, даже

усиливая ее.

Индексация доходов возможна со стороны как государства, так и

предприятия: последнее для этого отдавать часть прибыли.

Согласно "Закону об индексации денежных доходов и сбережений

граждан в Украины " индексации подлежат: зарплата труда работников

предприятий, учреждений и организаций, исключая персонал тех

предприятий, которые самостоятельно устанавливают цены на свои товары и

услуги; государственные пенсии, стипендии, социальные пособия, исключая

единоценные; вклады граждан в Сбербанке; облигации государственных

займов и другие ценные бумаги.

Для того, чтобы провести удовлетворительную индексацию, необходимо

и исключительно важно иметь обоснованную "точку отсчета" - индекс роста

потребительских цен. Он рассчитывается ежеквартально, нарастающим

итогом с начала года на основе статистических данных, полученных в ходе

наблюдений за изменениями розничных цен в государственной,

кооперативной и частной торговле и сфере услуг но фиксированному набору

потребительских товаров услуг (исключая, разумеется, то, что в

потреблении необязательно) , обычно называемому “потребительской

корзиной". Ее структура и величина неодинаковы не только для различных

государств (в том чище входящих в СНГ), но и для разных регионов,

административных образований.

За счет этого областям удается сохранить более щадящие цены или

соорудить щит для своего потребительского рынка. . В основном это

имеется в виду обеспечивать за счет доходов от самой либерализации цен

и налогообложения, доходов от приватизации госимущества, акцизного а,

взносов предприятий и т.п. К сожалению, в .итоге получается, что во

всех таких действиях шагов "от рынка" больше, нежели "к рынку".

К тому же, перед либерализацией цен во многих регионах Украины, в

других республиках были проведены массовые предварительные повышения

зарплаты работникам предприятий и учреждений, особенно государственных

бюджетных. Не вдаваясь в анализ причин этих мероприятий, нельзя не

заметить, что последствия их негативно сказались на розничных ценах:

им с самого начала был задан слишком сильный импульс. Ведь цена, кроме

всего прочего, ориентируется на платежеспособный спрос, который в

конце 1991 г. был "накачан" массовыми денежными выплатами.

Закон об индексации устанавливает порог, с которого она будет

начинаться: инфляция на уровне 6%. Источником индексации работникам

учреждений, находящихся на бюджетном финансировании, будет

государственный бюджет. Собственные средства предприятий,

устанавливающих свободные рыночные цены, будут резервуаром, откуда

черпаются средства социальной защиты их работников. Если же предприятие

реализует свою продукцию по ценам, уровень которых государство временно

фиксирует, недостаток средств на оплату труда, включая индексацию,

придется все-таки компенсировать из бюджета Украины.

Пенсии, социальные пособия,пособия по безработице будут

индексироваться из средств Пенсионного Фонда, Фонда социального

страхования и Государственного фонда занятости; индексация стипендий

будет происходить за счет соответствующих бюджетов, а сбережений

трудящихся и государственных ценных бумаг - из доходов Сберегательного

банка и Государственного бюджета Украины. Это должно привести к более

динамичной политике сберегательных банков и страховых учреждений,

которым необходимо максимально эффективно размещать свои ресурсы,чтобы

за счет процентных ставок индексировать сбережения граждан и страховые

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.