реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа: постановок проблемы и актуальные направления социальной политики

производственной дисциплиной.

«Светское» профессиональное общение женщин, лишенных в данный момент

работы, отчасти снимет психологическую напряженность от потери рабочего

места и снизит напряженность в семье, и в обществе в целом, поможет

воспитать столь сегодня необходимый комплекс «помогай себе сам». И,

конечно, самое главное, при подобном подходе меры по социальной защите

тесно увязываются с мерами по расширению занятости, а те и другие - с

мерами по содействию развития мелкого и мельчайшего бизнеса.

Все перечисленные меры краткосрочного и среднесрочного характера. Они

необходимы, но проблемы они радикально не решат. Основная причина

неблагоприятного положения женщин в системе разделения труда - сильное

запаздывание нашего общества в переходе к постиндустриальной фазе. До тех

пор, пока в стране не будет развита инфраструктура деловых услуг,

информационного обслуживания, пока не сложится разнообразная и

диверсифицированная система образования дошкольных и внешкольных

учреждений, освобождающая женщин от части проблем «двойной занятости», ни о

каком долгосрочном экономическом росте, привлечении инвестиций и т. п. Не

может идти речь. Создание условий для такого перехода должно стать одной из

главных задач государственной экономической и социальной политики. Но

именно эти меры, как показывает весь мировой опыт, и открывают наилучшие

возможности для приложения женского труда там, где он действительно более

чем конкурентоспособен.

В долгосрочном плане - 5 лет и более - меры по улучшению положения

женщин неотделимы от мер по развитию основ постиндустриального общества. И

отсюда должна быть направлена значительная доля ресурсов.

Это касается прежде всего информатизации нашего общества. Но не в том

смысле, в каком этот термин употребляется в последние десять лет - как

распространение компьютеров и компьютерной грамотности. Речь идет, скорее,

об использовании компьютеров, стоящих сегодня во множестве организаций и

постепенно появляющихся в домах, для реального распространения самой

разнообразной информации.

В настоящее время наша экономика существует практически в условиях

полного информационного голода, причем ее субъекты даже не осознают этого

факта. Это отмечают почти все зарубежные бизнесмены. И считают это одним из

главных препятствий к повышению ее эффективности. Безусловно, рано или

поздно потребности развивающихся рыночных отношений сформируют этот рынок,

однако экономически и социально намного выгоднее, чтобы это произошло не

поздно, а рано. Здесь не обойтись без инициативы государства. Оно должно

взять на себя некоторые функции по стимулированию и формированию такого

рынка.

Государственные органы могли бы выступить и первым заказчиком

информации, специально перерабатываемой под их требования. Стремление

делать это самостоятельно в каждой организации ведет к гигантским лишним

расходам и снижению эффективности - ни один даже центральный орган не в

состоянии перерабатывать все многочисленные источники информации на

достаточно профессиональном уровне. Именно государственные заказы на первых

порах могут дать развернуться «малому информационному бизнесу», в том числе

и в формах самозанятости или семейного бизнеса. Этот «малый информационный

бизнес» достаточно быстро может стать естественной нишей для тех женщин,

которые сегодня острее всего чувствуют бремя или угрозу безработицы - для

научно-педагогических работников и служащих с высшим образованием. Причем

особенно благоприятные условия для развертывания подобной деятельности

существуют как раз в испытывающих сегодня огромные трудности «наукоградах»,

благо наличие информационных сетей и электронной почты делает

географическую удаленность создателей информационного продукта от

потребителей не слишком важной.

Вероятно, многие из таких небольших и, видимо, децентрализованных

информационных служб будут работать как бесприбыльные организации, и для их

нормального функционирования нужно будет существенно пересмотреть и

уточнить законодательство, затрагивающее подобные организации.

Второе направление «перехода к постиндустриальному обществу» -

стимулирование мелкого бизнеса в сфере услуг - бытовых, деловых,

образовательных. В мире, как уже отмечалось, накоплен немалый опыт

государственного содействия формирования малого бизнеса, в том числе и с

помощью косвенных мер. Здесь нам важно, что наиболее естественная сфера для

мелкого бизнеса в нашей стране - развалившаяся сфера бытовых услуг и

никогда не существовавшая сфера услуг деловых. И та, и другая необходимы

для нормального функционирования и развития экономики и общества, и та и

другая открывают огромный простор для применения женского труда.

Сегодня в нашей стране существуют огромный скрытый резерв рабочей силы:

при почти 50-процентном сокращению объемов производства численность

работников на большинстве предприятий сократилась не слишком значительно.

Возможно, нецелесообразно будет в порядке эксперимента пойти в каких-то

относительно благополучных районах с достаточно диверсифицированной

структурой производства на радикальную рационализацию структуры и

численности персонала предприятий с одновременным содействием в этих же

районах созданию сети мелких фирм и кооперативов в секторе услуг.

Разумеется, такому эксперименту должно предшествовать тщательное изучение

потенциального рынка для услуг предполагаемых новых предприятий и большая

подготовительная работа.

Постиндустриальное общество, в отличие от индустриального, может

формироваться лишь в результате самодеятельности людей и групп -

поставщиков и потребителей товаров и услуг. Ничто не может быть более чуждо

самим основам этого общества, чем попытки строить его «сверху». Именно

поэтому наша страна так задержалась с переходом в эту стадию. Но создать

условия для того, чтобы этот объективный процесс шел быстрее и

безболезненнее, государство вполне способно и даже обязано. И выигрывают от

этого прежде всего женщины.

Еще один важный фактор, который должен определить государственную

политику поддержки женщин - дифференцированный подход к поддержке различных

групп. Сегодня выполнено несколько исследований профессиональных ориентаций

женщин. По данным одного из них, среди российских женщин довольно отчетливо

выделяются четыре типа:

- «карьерные женщины» - желающие расти профессионально и работать полный

рабочий день. Их оказалось 5.3% среди замужних и 5.8% среди незамужних

женщин

- «профессионально ориентированные женщины», желающие делать карьеру,

однако предпочитающие работать неполный рабочий день. Их оказалось 26.1%

и 48% соответственно

- «работающие матери» - не желающие делать карьеру и выбирающие режим

неполного рабочего дня. Их оказалось 35.3% и 38.5% среди замужних и

незамужних женщин

- «домашние хозяйки» - не желающие делать карьеру и предпочитающие не

работать вообще - 33.3% и 7.7% соответственно.

Существуют и другие подходы к определению типологии трудовой и

профессиональной ориентации женщин. Возможен и многомерный подход,

объединяющий несколько критериев. Важно, что среди женщин отчетливо

выделяются разные по своим ориентациям типы, и вкладывать деньги в их

профессиональную подготовку имеет смысл только с учетом этих различий.

И, наконец, еще одно условие формирования государственной политики в

отношении женщин. Сегодня, как уже отмечалось, действует огромное

количество организаций, занимающихся подобными проблемами. Все они никак не

связаны друг с другом и эффективность их работы от этого чрезмерно

страдает. Любые попытки «ввести» координацию в этой области обречены либо

на провал, либо на бессмысленную растрату ресурсов и бюрократизацию. Но

одно можно и нужно сделать уже сегодня: создать на федеральном уровне Центр

документации, осуществляющий информационный обмен между ними, а также между

всеми государственными и иными органами, так или иначе соприкасающимися с

«женскими» проблемами. Такой центр должен собирать все документы о

деятельности существующих организаций и их опыте и распространять эти

документы среди остальных потенциально заинтересованных организаций.

Существование систем электронной почты и информационных сетей типа

Интернета делает реальный информационный обмен достаточно простым, быстрым

и эффективным. А работа подобного «децентрализованного центра», может

послужить отличным полигоном для упоминавшегося вовлечения женщин в

реальную информатизацию нашего общества.

Экспертные оценки частоты столкновения женщин

с фактами их дискриминации при приеме на работу и увольнении

в зависимости от предприятий разных форм собственности

|Формы проявления | | | | |

|социальной |Сталкиваютс|Степень |Никогда не |Затрудняютс|

|дискриминации |я |столкновени|сталкиваютс|я |

|в сфере труда |(всего) |я |я |ответить |

| | |част|иногд| | |

| | |о |а | | |

|При приеме на |82.3 |40.7|41.6 |7.1 |- |

|работу | | | | | |

|При увольнении |74.2 |41.2|33.0 |11.3 |14.5 |

|в том числе: | | | | | |

|на предприятиях | | | | | |

|различных форм | | | | | |

|собственности: | | | | | |

|на | | | | | |

|государственных |63.8 |23.5|40.3 |13.1 |23 |

|предприятиях | | | | | |

|в госучреждениях |56.0 |- |- |- |- |

|в научных |45.7 |19.9|25.8 |19.0 |35 |

|учреждениях | | | | | |

|в коммерческих | | | | | |

|структурах |48.8 |31.2|17.6 |13.1 |38 |

|на совместных | | | | | |

|предприятиях | | | | | |

|(полугосударствен|40.3 |22.2|18.1 |13.6 |46 |

|ных) | | | | | |

В целом, если оценивать распространенность социальной дискриминации

женщин в производственной сфере, то она существует повсеместно, в секторах

всех форм собственности. Однако на государственных предприятиях, ввиду их

большой открытости, многочисленности персонала, интенсивно циркулирующей

информации, факты нарушения прав женщин становятся быстро и широко

известными.

Экспертный опрос участников Всероссийского женского Конгресса «Труд.

Занятость. Безработица» (Москва, декабрь 1994), проведенный научным

коллективом «ГАЛСИ» под руководством проф. Г. Силласте и при

непосредственном участии Г. Кожамжаровой [15], позволил нарисовать общую

картину распространенности различных видов социальной дискриминации женщин

в сфере труда.

Иерархический ряд категорий женщин, чаще других ощущающих социальную

дискриминацию в сфере труда (в % опрош.)

| |Сталкиваютс|Степень |Никогда не|Затрудняют|

|Женщины |я (всего) |столкновения|сталкивают|ся |

| | | |ся |ответить |

| | |часто|иногд| | |

| | | |а | | |

|Предпенсионного | | | | | |

|возраста |77.9 |54.8 |23.1 |4.5 |17 |

|Беременные |65.6 |45.2 |20.4 |13.1 |21 |

|Инвалиды |56.5 |39.8 |16.7 |12.2 |31.3 |

|Одинокие |52.4 |25.3 |27.1 |17.2 |30.4 |

|Отвергшие | | | | | |

|притязания |36.2 |18.6 |17.6 |15.4 |48.4 |

|начальника | | | | | |

Дискриминация женщин в сфере труда и занятости имеет свои последствия.

Понятие «социальные последствия» означает ожидаемые - планируемые или

стихийно возникающие - результаты распространения того или иного

социального процесса и явления, которые влияют как на социальные отношения

личностей, общностей, так или на стабильность в обществе в целом, в

конкретных социальных общностях - в частности.

Классификацию последствий социальной дискриминации женщин в сфере труда

и занятости можно провести по ряду критериев:

1. по времени возникновения: последствия отдаленные и непосредственные.

Среди отдаленных:

- ухудшение положения женщин в обществе, снижение их социального

статуса

- феминизация бедности; сегрегация по признаку пола в профессиональных

сферах; суицидность в женской среде; «вымывание» женщин из сферы

управления и властных институтов; люмпенизация женского населения;

медленное развитие женского предпринимательства; усиление женской

агрессивности; девиантное поведение женщин; отчуждение их от земли,

кредитов, финансов.

Непосредственные последствия: унижение достоинства женщин;

психологические стрессы, фрустрация; неполная занятость; вынужденный

возврат в семью; усиление экономической зависимости от мужа; ограничение

самореализации; потеря личной безопасности; снижение возраста выхода на

пенсию; недоплата труда; расширение серого (или «третичного») сектора в

экономике; сферы предоставления услуг, насилие в семье; миграции женской

рабочей силы.

2. по сферам проявления: дискриминация производственная и бытовая

(непроизводственная)

3. по связи с социальными целями: прямые и косвенные; негативные и

позитивные последствия. Среди последних можно отметить создание женских

движений, неправительственных организаций по борьбе с дискриминацией и

насилием в отношении в отношении россиянок; образование клубов (центров)

помощи нуждающимся женщинам.

В предложенной классификации можно выделить наиболее важные последствия

социальной дискриминации женщин в производственной сфере.

Для изучения этого процесса применимы две группы индикаторов:

статистические и социологические, дополняющие друг друга. Существует

несколько групп индикаторов. Одна из них - национальные индикаторы, в

основном статистические. Они позволяют изучать процесс в его эволюции за

определенные периоды. В настоящее время применяют индикаторы, связанные с

изменением положения женщины за годы 1980, 1985, 1990, 1995. Именно этот

уровень индикаторов использован в Национальном докладе «О выполнении в

Российской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в

отношении женщин», представленном в ООН в ходе подготовки к IV Всемирной

конференции по положению женщин.

Региональные индикаторы применяются для анализа изменений социального

статуса женщин в регионах, субъектах РФ. Локальные индикаторы проецируются

на уровни городов, районов, других местных территориальных единиц.

При анализе неравенства в обеспечении доступа женщин и мужчин к

экономическим структурам и ресурсам национальными статистическими

индикаторами являются:

- кредит в государственных банках, предоставляемый отдельно как

женщинам, так и мужчинам, а также совместно

- владение землей в сельских районах

- численность зарегистрированных собственников земли с разбивкой по полу

- владение недвижимостью женщинами в городе; количество сделок с

городской недвижимостью, зарегистрированных женщинами, мужчинами,

совместно.

Отметим некоторые статистические индикаторы феминизация бедности:

- семьи (домохозяйства), возглавляемые женщинами

- численность безработных (в какой мере безработица, ведущая к снижению

доходов, затрагивает женщин и мужчин)

- доля безработных женщин и мужчин среди городского и сельского

населения

- состояние детских дошкольных учреждений (их количество, например,

позволяет судить о том, имеют ли женщины с детьми возможность сохранить

рабочее место)

- наличие курсов профессиональной подготовки (этот показатель

характеризует доступность профессионального обучения для мужчин и

женщин).

Все вышеперечисленные статистические индикаторы, которые уже внедрены в

российскую практику.

Правовая база «женского вопроса» в России устарела, не отвечает

современным условиям и требует коренных изменений. Об этом свидетельствует

«Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и

равных возможностей мужчин и женщин», недавно принятая Комитетом

Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи.

Концепция предусматривает разработку ряда законодательных актов и мер по

их реализации: по охране безопасности труда на производстве и улучшению его

условий; по повышению конкурентоспособности женщин на рынке труда; в

области личной безопасности и предотвращению насилия и другие.

Государственная Дума активно ведет законотворческую деятельность. В

канун ее осенней Сессии 1997 г. 245 законопроектов ждали решения своей

судьбы. Остается пожелать, чтобы законы, обеспечивающие преодоление

социальной дискриминации женщин в России, равные права и равные возможности

полов, не залеживались в письменных столах депутатов. «Истинное равенство

граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам».

Справедливы слова Жана д’Аламбера - великого французского просветителя.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.