| |||||
МЕНЮ
| Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа: постановок проблемы и актуальные направления социальной политикипроизводственной дисциплиной. «Светское» профессиональное общение женщин, лишенных в данный момент работы, отчасти снимет психологическую напряженность от потери рабочего места и снизит напряженность в семье, и в обществе в целом, поможет воспитать столь сегодня необходимый комплекс «помогай себе сам». И, конечно, самое главное, при подобном подходе меры по социальной защите тесно увязываются с мерами по расширению занятости, а те и другие - с мерами по содействию развития мелкого и мельчайшего бизнеса. Все перечисленные меры краткосрочного и среднесрочного характера. Они необходимы, но проблемы они радикально не решат. Основная причина неблагоприятного положения женщин в системе разделения труда - сильное запаздывание нашего общества в переходе к постиндустриальной фазе. До тех пор, пока в стране не будет развита инфраструктура деловых услуг, информационного обслуживания, пока не сложится разнообразная и диверсифицированная система образования дошкольных и внешкольных учреждений, освобождающая женщин от части проблем «двойной занятости», ни о каком долгосрочном экономическом росте, привлечении инвестиций и т. п. Не может идти речь. Создание условий для такого перехода должно стать одной из главных задач государственной экономической и социальной политики. Но именно эти меры, как показывает весь мировой опыт, и открывают наилучшие возможности для приложения женского труда там, где он действительно более чем конкурентоспособен. В долгосрочном плане - 5 лет и более - меры по улучшению положения женщин неотделимы от мер по развитию основ постиндустриального общества. И отсюда должна быть направлена значительная доля ресурсов. Это касается прежде всего информатизации нашего общества. Но не в том смысле, в каком этот термин употребляется в последние десять лет - как распространение компьютеров и компьютерной грамотности. Речь идет, скорее, об использовании компьютеров, стоящих сегодня во множестве организаций и постепенно появляющихся в домах, для реального распространения самой разнообразной информации. В настоящее время наша экономика существует практически в условиях полного информационного голода, причем ее субъекты даже не осознают этого факта. Это отмечают почти все зарубежные бизнесмены. И считают это одним из главных препятствий к повышению ее эффективности. Безусловно, рано или поздно потребности развивающихся рыночных отношений сформируют этот рынок, однако экономически и социально намного выгоднее, чтобы это произошло не поздно, а рано. Здесь не обойтись без инициативы государства. Оно должно взять на себя некоторые функции по стимулированию и формированию такого рынка. Государственные органы могли бы выступить и первым заказчиком информации, специально перерабатываемой под их требования. Стремление делать это самостоятельно в каждой организации ведет к гигантским лишним расходам и снижению эффективности - ни один даже центральный орган не в состоянии перерабатывать все многочисленные источники информации на достаточно профессиональном уровне. Именно государственные заказы на первых порах могут дать развернуться «малому информационному бизнесу», в том числе и в формах самозанятости или семейного бизнеса. Этот «малый информационный бизнес» достаточно быстро может стать естественной нишей для тех женщин, которые сегодня острее всего чувствуют бремя или угрозу безработицы - для научно-педагогических работников и служащих с высшим образованием. Причем особенно благоприятные условия для развертывания подобной деятельности существуют как раз в испытывающих сегодня огромные трудности «наукоградах», благо наличие информационных сетей и электронной почты делает географическую удаленность создателей информационного продукта от потребителей не слишком важной. Вероятно, многие из таких небольших и, видимо, децентрализованных информационных служб будут работать как бесприбыльные организации, и для их нормального функционирования нужно будет существенно пересмотреть и уточнить законодательство, затрагивающее подобные организации. Второе направление «перехода к постиндустриальному обществу» - стимулирование мелкого бизнеса в сфере услуг - бытовых, деловых, образовательных. В мире, как уже отмечалось, накоплен немалый опыт государственного содействия формирования малого бизнеса, в том числе и с помощью косвенных мер. Здесь нам важно, что наиболее естественная сфера для мелкого бизнеса в нашей стране - развалившаяся сфера бытовых услуг и никогда не существовавшая сфера услуг деловых. И та, и другая необходимы для нормального функционирования и развития экономики и общества, и та и другая открывают огромный простор для применения женского труда. Сегодня в нашей стране существуют огромный скрытый резерв рабочей силы: при почти 50-процентном сокращению объемов производства численность работников на большинстве предприятий сократилась не слишком значительно. Возможно, нецелесообразно будет в порядке эксперимента пойти в каких-то относительно благополучных районах с достаточно диверсифицированной структурой производства на радикальную рационализацию структуры и численности персонала предприятий с одновременным содействием в этих же районах созданию сети мелких фирм и кооперативов в секторе услуг. Разумеется, такому эксперименту должно предшествовать тщательное изучение потенциального рынка для услуг предполагаемых новых предприятий и большая подготовительная работа. Постиндустриальное общество, в отличие от индустриального, может формироваться лишь в результате самодеятельности людей и групп - поставщиков и потребителей товаров и услуг. Ничто не может быть более чуждо самим основам этого общества, чем попытки строить его «сверху». Именно поэтому наша страна так задержалась с переходом в эту стадию. Но создать условия для того, чтобы этот объективный процесс шел быстрее и безболезненнее, государство вполне способно и даже обязано. И выигрывают от этого прежде всего женщины. Еще один важный фактор, который должен определить государственную политику поддержки женщин - дифференцированный подход к поддержке различных групп. Сегодня выполнено несколько исследований профессиональных ориентаций женщин. По данным одного из них, среди российских женщин довольно отчетливо выделяются четыре типа: - «карьерные женщины» - желающие расти профессионально и работать полный рабочий день. Их оказалось 5.3% среди замужних и 5.8% среди незамужних женщин - «профессионально ориентированные женщины», желающие делать карьеру, однако предпочитающие работать неполный рабочий день. Их оказалось 26.1% и 48% соответственно - «работающие матери» - не желающие делать карьеру и выбирающие режим неполного рабочего дня. Их оказалось 35.3% и 38.5% среди замужних и незамужних женщин - «домашние хозяйки» - не желающие делать карьеру и предпочитающие не работать вообще - 33.3% и 7.7% соответственно. Существуют и другие подходы к определению типологии трудовой и профессиональной ориентации женщин. Возможен и многомерный подход, объединяющий несколько критериев. Важно, что среди женщин отчетливо выделяются разные по своим ориентациям типы, и вкладывать деньги в их профессиональную подготовку имеет смысл только с учетом этих различий. И, наконец, еще одно условие формирования государственной политики в отношении женщин. Сегодня, как уже отмечалось, действует огромное количество организаций, занимающихся подобными проблемами. Все они никак не связаны друг с другом и эффективность их работы от этого чрезмерно страдает. Любые попытки «ввести» координацию в этой области обречены либо на провал, либо на бессмысленную растрату ресурсов и бюрократизацию. Но одно можно и нужно сделать уже сегодня: создать на федеральном уровне Центр документации, осуществляющий информационный обмен между ними, а также между всеми государственными и иными органами, так или иначе соприкасающимися с «женскими» проблемами. Такой центр должен собирать все документы о деятельности существующих организаций и их опыте и распространять эти документы среди остальных потенциально заинтересованных организаций. Существование систем электронной почты и информационных сетей типа Интернета делает реальный информационный обмен достаточно простым, быстрым и эффективным. А работа подобного «децентрализованного центра», может послужить отличным полигоном для упоминавшегося вовлечения женщин в реальную информатизацию нашего общества. Экспертные оценки частоты столкновения женщин с фактами их дискриминации при приеме на работу и увольнении в зависимости от предприятий разных форм собственности |Формы проявления | | | | | |социальной |Сталкиваютс|Степень |Никогда не |Затрудняютс| |дискриминации |я |столкновени|сталкиваютс|я | |в сфере труда |(всего) |я |я |ответить | | | |част|иногд| | | | | |о |а | | | |При приеме на |82.3 |40.7|41.6 |7.1 |- | |работу | | | | | | |При увольнении |74.2 |41.2|33.0 |11.3 |14.5 | |в том числе: | | | | | | |на предприятиях | | | | | | |различных форм | | | | | | |собственности: | | | | | | |на | | | | | | |государственных |63.8 |23.5|40.3 |13.1 |23 | |предприятиях | | | | | | |в госучреждениях |56.0 |- |- |- |- | |в научных |45.7 |19.9|25.8 |19.0 |35 | |учреждениях | | | | | | |в коммерческих | | | | | | |структурах |48.8 |31.2|17.6 |13.1 |38 | |на совместных | | | | | | |предприятиях | | | | | | |(полугосударствен|40.3 |22.2|18.1 |13.6 |46 | |ных) | | | | | | В целом, если оценивать распространенность социальной дискриминации женщин в производственной сфере, то она существует повсеместно, в секторах всех форм собственности. Однако на государственных предприятиях, ввиду их большой открытости, многочисленности персонала, интенсивно циркулирующей информации, факты нарушения прав женщин становятся быстро и широко известными. Экспертный опрос участников Всероссийского женского Конгресса «Труд. Занятость. Безработица» (Москва, декабрь 1994), проведенный научным коллективом «ГАЛСИ» под руководством проф. Г. Силласте и при непосредственном участии Г. Кожамжаровой [15], позволил нарисовать общую картину распространенности различных видов социальной дискриминации женщин в сфере труда. Иерархический ряд категорий женщин, чаще других ощущающих социальную дискриминацию в сфере труда (в % опрош.) | |Сталкиваютс|Степень |Никогда не|Затрудняют| |Женщины |я (всего) |столкновения|сталкивают|ся | | | | |ся |ответить | | | |часто|иногд| | | | | | |а | | | |Предпенсионного | | | | | | |возраста |77.9 |54.8 |23.1 |4.5 |17 | |Беременные |65.6 |45.2 |20.4 |13.1 |21 | |Инвалиды |56.5 |39.8 |16.7 |12.2 |31.3 | |Одинокие |52.4 |25.3 |27.1 |17.2 |30.4 | |Отвергшие | | | | | | |притязания |36.2 |18.6 |17.6 |15.4 |48.4 | |начальника | | | | | | Дискриминация женщин в сфере труда и занятости имеет свои последствия. Понятие «социальные последствия» означает ожидаемые - планируемые или стихийно возникающие - результаты распространения того или иного социального процесса и явления, которые влияют как на социальные отношения личностей, общностей, так или на стабильность в обществе в целом, в конкретных социальных общностях - в частности. Классификацию последствий социальной дискриминации женщин в сфере труда и занятости можно провести по ряду критериев: 1. по времени возникновения: последствия отдаленные и непосредственные. Среди отдаленных: - ухудшение положения женщин в обществе, снижение их социального статуса - феминизация бедности; сегрегация по признаку пола в профессиональных сферах; суицидность в женской среде; «вымывание» женщин из сферы управления и властных институтов; люмпенизация женского населения; медленное развитие женского предпринимательства; усиление женской агрессивности; девиантное поведение женщин; отчуждение их от земли, кредитов, финансов. Непосредственные последствия: унижение достоинства женщин; психологические стрессы, фрустрация; неполная занятость; вынужденный возврат в семью; усиление экономической зависимости от мужа; ограничение самореализации; потеря личной безопасности; снижение возраста выхода на пенсию; недоплата труда; расширение серого (или «третичного») сектора в экономике; сферы предоставления услуг, насилие в семье; миграции женской рабочей силы. 2. по сферам проявления: дискриминация производственная и бытовая (непроизводственная) 3. по связи с социальными целями: прямые и косвенные; негативные и позитивные последствия. Среди последних можно отметить создание женских движений, неправительственных организаций по борьбе с дискриминацией и насилием в отношении в отношении россиянок; образование клубов (центров) помощи нуждающимся женщинам. В предложенной классификации можно выделить наиболее важные последствия социальной дискриминации женщин в производственной сфере. Для изучения этого процесса применимы две группы индикаторов: статистические и социологические, дополняющие друг друга. Существует несколько групп индикаторов. Одна из них - национальные индикаторы, в основном статистические. Они позволяют изучать процесс в его эволюции за определенные периоды. В настоящее время применяют индикаторы, связанные с изменением положения женщины за годы 1980, 1985, 1990, 1995. Именно этот уровень индикаторов использован в Национальном докладе «О выполнении в Российской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», представленном в ООН в ходе подготовки к IV Всемирной конференции по положению женщин. Региональные индикаторы применяются для анализа изменений социального статуса женщин в регионах, субъектах РФ. Локальные индикаторы проецируются на уровни городов, районов, других местных территориальных единиц. При анализе неравенства в обеспечении доступа женщин и мужчин к экономическим структурам и ресурсам национальными статистическими индикаторами являются: - кредит в государственных банках, предоставляемый отдельно как женщинам, так и мужчинам, а также совместно - владение землей в сельских районах - численность зарегистрированных собственников земли с разбивкой по полу - владение недвижимостью женщинами в городе; количество сделок с городской недвижимостью, зарегистрированных женщинами, мужчинами, совместно. Отметим некоторые статистические индикаторы феминизация бедности: - семьи (домохозяйства), возглавляемые женщинами - численность безработных (в какой мере безработица, ведущая к снижению доходов, затрагивает женщин и мужчин) - доля безработных женщин и мужчин среди городского и сельского населения - состояние детских дошкольных учреждений (их количество, например, позволяет судить о том, имеют ли женщины с детьми возможность сохранить рабочее место) - наличие курсов профессиональной подготовки (этот показатель характеризует доступность профессионального обучения для мужчин и женщин). Все вышеперечисленные статистические индикаторы, которые уже внедрены в российскую практику. Правовая база «женского вопроса» в России устарела, не отвечает современным условиям и требует коренных изменений. Об этом свидетельствует «Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин», недавно принятая Комитетом Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи. Концепция предусматривает разработку ряда законодательных актов и мер по их реализации: по охране безопасности труда на производстве и улучшению его условий; по повышению конкурентоспособности женщин на рынке труда; в области личной безопасности и предотвращению насилия и другие. Государственная Дума активно ведет законотворческую деятельность. В канун ее осенней Сессии 1997 г. 245 законопроектов ждали решения своей судьбы. Остается пожелать, чтобы законы, обеспечивающие преодоление социальной дискриминации женщин в России, равные права и равные возможности полов, не залеживались в письменных столах депутатов. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам». Справедливы слова Жана д’Аламбера - великого французского просветителя. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|