реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальная адоптация бывших заключенных

Социальная адоптация бывших заключенных

|Уральский Государственный Университете им. Горького |

|политологии и социологии |

|III курс, 304 группа |

| | | |

|КУРСОВАЯ РАБОТА |

| |ДИСЦИПЛИНА: Социальная работа. |

| |ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Старшинова А. В. |

| |ТЕМА: Преступность среди несовершеннолетних. |

| |ИСПОЛНИТЕЛЬ: Петрова А.Е. |

| | |

| |

|Екатеринбург |

|2001г. |

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение 3

Глава 1. Преступность несовершеннолетних - основные понятия и проблемы. 4

1.1. Сосотяние, структура, динамика преступности несовершеннолетних 4

1.2. Основные фактора риска, влияющие на подростковую преступность. 7

Глава 2. Профилактика несовершеннолетней преступности. 10

2.1. Основные меры по предупреждению несовершеннолетней преступности. 10

2.2. Зарубежный опыт по предупрежднию несовершеннолетней преступности. 12

Заключение 17

Список использованных источников: 18

Введение

В настоящие время, когда идут быстрые процессы изменений в обществе,

особенно трудно приходится молодым с их еще не устоявшимся мировоззрением.

Ломка общественных связей, неустойчивая экономическая ситуация, отсутствие

четкой системы общенациональных ценностей в первую очередь отражается на

детях, накладывает свой, порой неизгладимый, отпечаток на их судьбы.

Нестабильность нынешней жизни России порождает увеличение числа детей,

находящихся в особо трудных обстоятельствах.

Данная работа посвящена проблеме преступности среди несовершеннолетних:

состоянию, структуре, динамике преступности; основным факторам риска,

влияющих на подростковую преступность, а так же мерам проводимые по

профилактике правонарушений.

Объектом исследуемой работы являются несовершеннолетнии. Это подростки

в возрасте от 14 до 18 лет.

Окружающие рассматривают преступность несовершеннолетних, как

проявление возрастной незрелости, озорства. Поэтому о многих преступлениях

не сообщается в правоохранительные органы, что ведет к их росту. На

подростковую преступность влияют такие факторы, как отрицательные влияния в

семье, в ближайшем окружении; подстрекательство со стороны взрослых

преступников; длительное отсутствие определенных занятий; недостатки учебно-

воспитательной работы и в организации досуга. За последние три года

значительно увеличилась тенденция роста преступлений в молодежной среде. С

точки зрения экспертов отмечался рост всех видов преступности, таких как

пьянство, наркомания и уличных преступлений. Растет число агрессивно

настроенных неформальных молодежных объединений, происходят другие

негативные преобразования молодежного сознания с преобладанием корыстной

ориентации и т.п. Поэтому необходимо регулирование поведения подростков.

Для того чтобы избежать увеличение преступности среди

несовершеннолетних проводится ряд мер по профилактике преступлений. К ним

относятся пять группы мер, направленных на то, чтобы оздоровить среду и

оказать помощь несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях

жизни и воспитания; предупредить и предотвратить переход

несовершеннолетнего на преступный путь и создать условия для исправления

этих лиц.

Всем этим разнообразным и сложным проблемам посвящена предлагаемая

работа. Дана подробная и глубокая картина преступности несовершеннолетних,

анализируется данное явление, причины преступлений и меры их

предотвращения.

Глава 1. Преступность несовершеннолетних - основные понятия и проблемы.

1.1. Состояние, структура, динамика преступности несовершеннолетних

Нестабильность нынешней социально-политической жизни России порождает

увеличение числа детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

Проблема детской преступности стоит необычайно остро. Ломка

общественных связей, неустойчивая экономическая ситуация, отсутствие четкой

системы общенациональных ценностей в первую очередь отражается на детях,

накладывает свой, порой неизгладимый, отпечаток на их судьбы. Особенно

остро стоит эта проблема в крупных мегаполисах, крупнейшим из которых,

несомненно, является Москва.

Понятие преступность несовершеннолетних связано с возрастными границами

(от 14 до 18 лет). Вместе с тем ряд процессов, влияющих на тенденции

развития указанной преступности, имеет место и в среде младших подростков

(10-13 лет), а также у лиц молодого возраста (18-21, 22-25 лет), что важно

учитывать при разработке мер борьбы с этим явлением.

Анализ структуры и динамики преступности несовершеннолетних в Москве

свидетельствует о развитии негативных тенденций в подростковой среде.[1]

За десять лет (1985—1995 гг.) число преступлений, совершенных

несовершеннолетними возросло с 2273 до 4649, или в 2,1 раза, а количество

подростков, совершивших преступления увеличилось на 92,6% (с 2888 до 5563).

Характерной особенностью прошедшего десятилетия является изменение

структуры подростковой преступности в сторону увеличения насильственных и

насильственно—корыстных преступлений. Данный факт наглядно подтверждается

статистическими данными.

| |1985 |1990 |1995 |

|Убийства |9 |11 |48 |

|Тяжкие телесные повреждения |13 |17 |56 |

|Разбои |86 |190 |368 |

|Грабежи |280 |638 |697 |

|Всего несовершеннолетних |2888 |4626 |5563 |

|привлечено к уголовной | | | |

|ответственности | | | |

Стремительно нарастает число разбоев и грабежей, совершенных

подростками (1985 г. — 366, 1990 — 828, 1995 — 1065). Следует отметить, что

более значительно нарастает количество разбойных нападений, совершенных

несовершеннолетними с применением холодного и огнестрельного оружия. Так, в

1985 году их было 86, в 1990 — 190, а в 1995 году — 368.

В 1995 году наметилась стойкая тенденция к увеличению количества

подростков, вовлеченных в совершение преступлений, связанных с оборотом

наркотиков (с 120 до 168 рост на 40%), и совершивших преступления в

состоянии наркотического возбуждения (с 40 до 58).

Наибольшую тревогу вызывает состояние преступности среди учащихся

учебных заведений г. Москвы. За 1995 год с 1447 до 1810 (+25,1%) возросло

количество учащихся города, совершивших преступления. Из них учащиеся:

- школ — с 700 до 955 (+36,4%);

- ПТУ — с 425 до 420 (-0,1%);

- техникумов и других учебных заведений — с 87 до 114 (+31%).

В арсенале школьников такие тяжкие преступления, как убийства,

телесные повреждения, изнасилования, похищение человека, преступления,

связанные с применением оружия. Некоторые преступления, совершенные

школьниками, поражают своей жестокостью и цинизмом.

Обращает на себя внимание увеличение в общем количестве

несовершеннолетних преступников доли неработающих и не учащихся подростков.

|Год |Не работали и не учились |

| |На момент |на момент совершения|из числа состоящих на |

| |административного |преступления |учете ОВД |

| |правонарушения | | |

| |абс. |уд. вес |абс. |уд. вес |абс. |уд. вес |

|1985|4526 |15,3% |374 |12,9% |612 |5,8% |

| | | | | | | |

|1990|11588 |33,1% |966 |20,1% |1476 |14,4% |

| | | | | | | |

|1995|32604 |72,5% |2711 |48,7% |3533 |29,7% |

| | | | | | | |

Нарастает криминальная активность несовершеннолетних в возрасте 14-15

лет (совершили преступления — в 85 г. — 891; 90 г. — 1212; 95 г. — 1648). В

1995 году 9 подростков этого возраста совершили убийства, 11 — тяжкие

телесные повреждения, 66 — разбои; 228 — грабежи, 124 — квартирные кражи,

123 — угоны автомашин и 164 — хулиганство.

Значительно повысилась криминальная активность детей в возрасте до 14

лет. Наметившаяся тенденция к омоложению подростковой преступности привела

к увеличению количества общественно—опасных деяний, совершенных подростками

в возрасте до 14 лет. В прошлом году 2564 учащихся совершили

общественно—опасные деяния. На учете милиции состоит 3373 таких подростков.

Эти подростки, как правило, педагогически запущенные, характеризующиеся

стойкой асоциальной направленностью, нуждаются в особых условиях

воспитания. Однако в Москве отсутствуют специальные учебные заведения для

перевоспитания и исправления таких подростков. После совершения

преступлений эти ребята, оставаясь в тех же условиях, сформировавших их

правонарушающее поведение, чувствуя свою безнаказанность, группируют вокруг

себя несовершеннолетних с антиобщественной направленностью. Нередко другие

дети становятся объектами их преступных посягательств.

Все больше девочек вовлекается в преступную деятельность. За истекшее

пятилетие темпы роста их числа среди несовершеннолетних, участников

преступлений, составили 42,8%.

Динамика преступности несовершеннолетних дает основания прогнозировать

ее реальное увеличение. Статистика, факты, специальные исследования

наглядно показывают, что подростковая преступность в России в настоящее

время активно прогрессирует. Она охватывает все основные молодежные группы

как в социально-демографическом, так в территориальном и профессионально-

образовательном аспектах. Можно с уверенностью сказать, что постоянный рост

безработицы среди молодежи будет способствовать и уже способствует

формированию групп, устойчиво подверженных криминальному влиянию. В

структуре подростковой преступности можно ожидать дальнейшего роста

преступлений, отягощенных особой жестокостью, дерзостью и цинизмом. Это во

многом будет зависеть от общей социальной ситуации в стране, т.к. в

настоящее время возрастает дефицит духовности, распространение моделей

аморального поведения, связанных с развитием бизнеса развлечения, печатной,

кино - и видеопродукции, пропагандирующей порнографию, культ насилия и

жестокости, которая в свою очередь, способствует процветанию проституции и

аморального образа жизни.

1.2. Основные факторы риска, влияющие на подростковую преступность.

Причины и условия преступности несовершеннолетних - это те же социально

негативные явления и процессы, детерминирующие преступность и преступление

в целом.

Мотивация преступности несовершеннолетних по содержанию и объему более

ограничена, чем у взрослых преступников, и отмечена в ряде случаев

определенными признаками инфантилизма. Такие особенности определяются

социально- ролевыми и социально- психологическими свойствами лиц до 18-

летнего возраста. Как правило, здесь отсутствует мотивация «служебной

корысти», т.е. стремления паразитические извлекать материальные выгоды,

злоупотребляя служебным положением. Нет у них мотивации профессиональной

небрежности, порождающей неосторожную автотранспортную преступность.

Незамужнее и неженатое семейное положение ограничивает возможность

формирования семейно- бытовой агрессивности, столь распространенной в

преступлениях взрослых.

Специфична мотивация самоутверждения в группе «лжетоварищество»,

«престижно- потребительских» интересов, «запретного плода», враждебности к

«чужим» и т.п., более всего связанная с низкой культурой досуга и эмоций.

При этом, как уже отмечалось, возрастные особенности личности

включаются и начинают действовать в «механизме» преступного поведения не

автоматически. Это происходит в случаях, когда наличие этих особенностей не

учитывается в воспитании и контроле за возникновением безнадзорности,

конфликтных ситуаций. Несовершеннолетние часто неправильно понимают, что

значит быть взрослым, самостоятельным, смелым, как надо дружить. А это при

определенных условиях способствует формированию мотивов хулиганских

действий и других преступлений и возникновению поводов для них. Но влияние

искаженных возрастных особенностей и их крайнего выражения- «детской

мотивации» (озорство, легкомыслие) характерно не для всех преступлений

несовершеннолетних. По общему правилу, чем тяжелее преступление, тем слабее

это влияние ощущается. Мало ощущается оно и при продолжаемой преступной

деятельности или рецидиве. В частности, применительно к таким преступления,

как разбой, тяжкие насильственные преступления, повторные грабежи и

квартирные кражи, «детская» мотивация прослеживается, по выборочным данным,

лишь в одной десятой части. Преобладает же эгоистически потребительская

мотивация, связанная с желанием завладеть «модными» предметами, поддержать

свой престиж в группе, получить в свое распоряжение денежные средства для

приобретения спиртных напитков и т.п. Она служит причиной более половины

всех регистрируемых преступлений несовершеннолетних, включая кражи и

грабежи у школьников, сокурсников, в общежитиях, у пьяных, кражи

государственного и колхозного имущества (из палаток, лотков, магазинов, с

полей), грабежи и разбои, совершаемые на улицах.

Насильственные преступления и хулиганство учиняются несовершеннолетними

чаще всего в драках, происходящих вследствие групповой конфликтности или

мотивации, которые возникают в пьяных компаниях.

В непосредственном формировании личности несовершеннолетних, могущих в

определенной ситуации совершить преступления, решающую роль играют

следующие криминогенные обстоятельства:

1. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ВЛИЯНИЯ В СЕМЬЕ.

Существенные дефекты семейного воспитания проявляются в большинстве

случаев искаженного формирования личности и последующего перехода на

преступный путь конкретных подростков. По выборочным данным, примерно

каждая десятая семья оказалась криминогенно неблагополучной. В 30-40%

случаев преступлений, совершенных несовершеннолетними, установлено наличие

прямого отрицательного влияния правонарушающего поведения со стороны

родителей и других старших членов семьи (злоупотребление алкоголем,

грубость и жестокость, тунеядство, образ жизни, не соответствующий

легальным доходам, и т.п.)

Выборочные исследования показывают, что образовательный уровень

родителей несовершеннолетних преступников значительно ниже образовательного

уровня взрослого населения страны в целом. Низкая культура в таких семьях

во многом обуславливает неправильное поведение самих родителей или

неправильное воспитание ими своих детей.

2. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ВЛИЯНИЯ В БЛИЖАЙШЕМ ОКРУЖЕНИИ – бытовом, учебном,

производственном и так далее со стороны сверстников или взрослых. Они

оказываются особенно значимыми в связи со стремлением несовершеннолетних

включится в группу для совместного время провождения. Дорожа пребыванием в

такой группе, они стремятся подрожать лидерам и быть на них похожими по

внешнему виду и поведению.

Наряду с прямым разлагающим воздействием пьяниц, хулиганов т.п.,

отрицательное влияние на поведение подростка могут оказать: наблюдение

подростком действий и ситуаций, порождающих у него неправильное

представление о "допустимости" и безнаказанности преступных действий

определенного вида; действий, свидетельствующих о разрыве между словами и

поступками воспитателей.

3. ПОДСТРЕКАТЕЛЬСТВО СО СТОРОНЫ ВЗРОСЛЫХ ПРЕСТУПНИКОВ, которое, по

данным выборочных исследований, имеет место не менее чем в 30% случаев. Оно

нередко связано с предварительным вовлечением в пьянство, другие формы "до

преступного" антиобщественного поведения. Такое вовлечение может явится и

самостоятельной причиной преступлений несовершеннолетних, поскольку как бы

дает толчок процессу моральной деформации личности или усиливает его.

4. ДЛИТЕЛЬНОЕ ОТСУТСТВИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЗАНЯТИЙ у несовершеннолетних,

оставивших учебу, также обусловливает возникновение антиобщественных

взглядов и привычек.

5. ФОРМИРОВАНИЮ КРИМИНОГЕННОЙ МОТИВАЦИИ и ее проявлению в преступности

несовершеннолетних существенно способствует :

БЕЗНАДЗОРНОСТЬ КАК ОТСУТСТВИЕ ДОЛЖНОГО КОНТРОЛЯ со стороны семьи за

поведением, связями, время провождением несовершеннолетних. Безнадзорность

может быть следствием неумения, нежелания родителей выполнять свои

обязанности по воспитанию детей, может возникнуть и в силу объективной

невозможности, состояния здоровья родителей, неполной семьи и т.д.

БЕЗНАДЗОРНОСТЬ БУДУЩИХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОТЕРПЕВШИХ, содействующая

созданию ситуации и поводов для преступлений. Значимость названного фактора

еще более возрастает с учетом возрастных особенностей преступников, которые

"накладываются" в таких случаях на ситуацию. Например, выборочные

исследования показывают, что по делам о преступлениях против личности,

совершаемых несовершеннолетними, в 20-50% случаев негативное поведение

потерпевшего предшествовало преступлению. Это- неразборчивость в

знакомствах, совместные выпивки, использование для встреч чердаков, сараев,

подвалов, развязное поведение, агрессивность и т.п.

НЕДОСТАТКИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ общеобразовательных школ и

профессионально-технических учебных заведений (проявления формализма, отказ

от индивидуального подхода и т.д.), в результате чего не реализуется

должным образом задача формирования чувства гражданской ответственности

учащихся, учащиеся не получают должной "закалки" против антиобщественных

влияний и неблагоприятных ситуаций, не закрепляют навыков правильной

самооценки, управления своим поведением либо отчуждаются от учебного

коллектива, утрачивают интерес к учебе. Контингент несовершеннолетних

преступников пополняются за счет подростков, бросивших школу,

второгодников, отстающих. Указанные обстоятельства приводят к тем же

последствиям, что и безнадзорность в семье : ослабляются и разрываются

социальные связи, облегчается контакт с источниками отрицательных влияний.

Кроме того, низкий общеобразовательный уровень большей частью влечет

запросов и интересов личности, ослабляет самоконтроль и искажает

самооценку.

НЕДОСТАТКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА И ВОСПИТАНИЯ в трудовых

коллективах. Речь идет о несвоевременном устройстве лиц в возрасте от 14 до

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.