реферат бесплатно, курсовые работы
 

Семья в иудаизме

оба супруга пьют вино из одной чаши, как символ разделенной радости, и за

всей свадьбой тоже. Затем надевают кольцо. В большинстве конгрегации это

делает жених — надевает обручальное кольцо на указательный палец правой

руки, откуда оно лучше всего видно двоим свидетелям (позже кольцо надевают

на тот палец, на котором его принято носить в стране бракосочетания), Эгот

момент — самый важный, именно сейчас жених произносит следующие слова:

“Смотри! По закону Моисея и Израиля через это кольцо ты посвящена мне”. Эти

слова важны с юридической и религиозной точек зрения. Они составляют

еврейский брачный обет, хотя на церемониях либералов в Великобритании

иногда и мужчина, и женщина произносят по-английски слова:

“Этим кольцом я сочетаюсь с тобой...”, позаимствованные из христианской

свадебной церемонии. Свадебные церемонии у реформистов обычно проходят в

традиционной форме, но при этом невеста, как правило, произносит те же

слова о посвящении в момент, когда она передает жениху кольцо. Они, таким

образом, отгорожены от остальных друг для друга. Подразумевается обещание

преданности на всю жизнь, но иудаизм не верит, что люди могут обещать это в

обете: “В радости и в горе...”

Третья часть церемонии сосредоточена вокруг брачного контракта,

“ктуба”. Лицо, проводящее бракосочетание, зачитывает его на арамейском

языке и затем часто коротко резюмирует его на английском. “Ктуба” — это

письменное брачное соглашение, в котором утверждаются практические

обязательства мужа обеспечивать жену и в котором муж гарантирует ей

финансовую поддержку из своего имущества в случае развода или его смерти.

Иногда “ктуба” составляют и подписывают во время церемонии. В некоторых

общинах жених зачитывает и утверждает “ктуба” до того, как церемония

начинается. У реформистов это часто простое свидетельство о браке, которое

подписывают жених и невеста. Заканчивается церемония чтением семи

благословений. Восхваляя Бога за сотворение всего мира, человека, мужчины и

женщины по своему образу и подобию, эти молитвы намеренно призывают

блаженство Эдемского сада. В них звучат отголоски не только истории

сотворения мира, но и истории Израиля и его будущих надежд. Вся церемония

призвана освятить обыденное, изменить именно эту конкретную пару, так как

их любовь сливает воедино создание Божье, откровение и избавление здесь и

сейчас. Эти выразительные молитвы читают еще раз в конце свадебного приема.

По традиции их также читают в конце праздничного обеда, который проводится

каждый раз в другом доме в течение семи дней, следующих за свадьбой.

Еврейский свадебный пир — это яркое событие, полное радости, веселья и

танцев.1

Первоначально свадебная церемония состояла из двух частей, одна за

другой с промежутком в один год. Первая часть, обручение, происходила в

доме невесты. После обручения мужчина и женщина юридически были связаны

друг с другом, но вместе не жили. Теперь эта первая часть воплощается во

вводных молитвах. Вторая часть, фактическое бракосочетание, имела место,

когда невеста входила под балдахин. Там передавалось кольцо, зачитывался

брачный контракт и читались семь благословений. Другие характерные моменты,

которые часто сопровождают еврейскую свадебную церемонию, включают в себя

соблюдение поста, как подготовку к торжественному событию (чаще всего в

ортодоксальных конгрегациях), и разбивание стакана с вином, когда жених

наступает на него под крики: “Мазел тов” (“поздравления”, буквально

означает “желаем счастья”). В ортодоксии разбивание стакана призвано

напоминить о разрушении Храма, в то время как у реформистов это означает в

более общем смысле напоминание о мимолетности и печали жизни. Читают также

стихи из книги Иеремии, в которых звучит сходная тема переплетенных печали

и радости, когда они призывают помнить о возрождении, избавлении и

возвращении народа Израилева после пленения, и пророк призывает к вере,

хотя враг стоит у ворот Иерусалима. Иногда пару оставляют в отдельной

комнате сразу после церемонии, в знак того, что теперь они стали мужем и

женой.

Еврейские свадебные церемонии могут происходить в любой день, кроме

субботы и праздников. Эти дни сами по себе особые события, и в это время

нельзя совершать юридические действия. Большинство еврейских свадеб

празднуется по воскресеньям, обычно в дневное время, чтобы те, кто

прибывают издалека, могли отправиться в путь, после того как субботние

ограничения закончатся. Во время свадьбы в синагоге разрешаются хоровое

пение, органная музыка, даже съемки на видеокамеру. В периоды траура, как

личного, так и национального, ортодоксальные иудеи свадьбы стараются не

назначать. Соблюдение траура для многих означает пост.

Практическое исследование.

Проблемой моего социологического исследования является состояние

института семьи в такой религии, как иудаизм, влияние иудаизма на брачно-

семейные отношения. Так как объектом моего исследования являются ученики

двух студенческих групп 74СЦ1 и 94СЦ1, это студенты четвертого курса

социологического отделения факультета естественных наук в Санкт-

Петербургском Государственном Университете, специфика моего исследования

немного изменится. Предметом исследования будут являться отношение моих

сокурсников к межнациональным бракам, в том числе и к браку с

представителем еврейской национальности, иудейского вероисповедания, я

попытаюсь установить коэффициент предпочтения и отталкивания в отношении

евреев и представителей других национальностей. Цель исследования –

выяснить отношения учащейся молодежи к межнациональным бракам в целом, в

том числе и к бракам с представителями еврейской национальности, влияние

иудаизма на брано-семейные отношения. Задачи исследования:

1. Сбор информации о состоянии на объекте, т.е. возможность вступить в

брак с представителем другой национальности, акцентируя внимание на

представителях еврейской национальности.

2. Выяснить возможность вступления в брак с человеком другого

вероисповедания, акцентируя внимание на иудаизме.

3. Вычислить коэффициент притяжения и отталкивания в отношении

некоторых национальностей.

Гипотеза моего исследования заключается в том, что отношение к

межнациональным бракам в целом по группам 74 и 94 СЦ1 окажется нейтральным,

отношение к бракам с представителями еврейской национальности в целом будет

отрицательным.

Обоснование методического материала. Для проверки гипотезы будем

использовать вид письменного опроса - анкетирование, так как оно позволяет

сохранить анонимность респондента и собрать большой объем информации за

сравнительно небольшой промежуток времени.

АНКЕТА

Уважаемые коллеги!

Это исследование проводит Центр Социологических Исследований Санкт-

Петербургского Морского Технического Университета. Целью нашего

исследования является изучение отношения учащейся молодежи к

межнациональным бракам. Ваше участие в данном исследовании очень важно.

Просим Вас быть предельно откровенным в ответах на предложенные вопросы.

Правила заполнения анкеты:

Внимательно прочтите вопрос и все предлагаемые варианты ответов на него.

Отметьте тот вариант ответа, который соответствует Вашему мнению.

Если Ваше мнение не удалось предусмотреть или отсутствуют варианты ответов,

напишите свои ответы на свободных строках.

Убедительная просьба: не оставляйте пожалуйста ни одного вопроса без

ответа.

Указывать фамилию не нужно. Полученная информация будет обрабатываться

в общем виде.

Заранее благодарим за участие!

1. Каково Ваше отношение к межнациональным бракам?

o Положительное

o Отрицательное

o Нейтральное

2. Считаете ли Вы для себя возможным брак с человеком другой

национальности?

o Да

o Нет

o Затрудняюсь ответить

3. Если да, то человек какой национальности наиболее предпочтителен в

браке?

(можно отметить несколько национальностей)

___________________________________________________________________

4. С человеком какой национальности Вы бы никогда не вступили в брак?

(можно отметить несколько национальностей)

___________________________________________________________________

5. Считаете ли Вы себя верующим человеком?

o Да

o Нет

o Затрудняюсь ответить

6. Укажите пожалуйста Ваше вероисповедание?

o Православие

o Католицизм

o Протестантизм

o Ислам

o Буддизм

o Иудаизм

o Другое

____________________________________________________________

7. Согласны ли Вы с тем, что религия может оказывать влияние на

отношения в семье?

o Да

o Нет

o Затрудняюсь ответить

8. Считаете ли Вы для себя возможным брак с человеком другого

вероисповедания?

o Да

o Нет

o Затрудняюсь ответить

9. Знакомы Вы с такой религией как иудаизм?

o Да

o Нет

o Затрудняюсь ответить

10. Каково Ваше отношение к представителям еврейской национальности?

o Положительное

o Отрицательное

o Нейтральное

11. Смогли бы Вы вступить в брак с представителем еврейской

национальности?

o Да

o Нет

o Затрудняюсь ответить

12. Согласились бы Вы принять иудаизм?

o Да

o Нет

o Затрудняюсь ответить

13. Хотели бы Вы жить в Израиле?

o Да

o Нет

o Затрудняюсь ответить

14. Ваш пол?

o Мужской

o Женский

15. Возраст?

o 15-18

o 19-21

o 22-25

o 26-30

16. Национальность?

___________________________________________________________

Оценка результатов практического исследования.

В моем социологическом исследовании приняло участие 25 студентов групп

74СЦ1 и 94СЦ1. Выборка моего социологического исследования была совсем не

репрезентативной, так как были охвачены студенты только двух групп. Выборка

не репрезентативна по возрасту, все опрошенные – это студенты четвертого

курса, т.е. в возрасте 20-21 года. Так же выборка не репрезентативна по

полу: только 20%, т.е. 5 опрошенных мужского пола, и по национальности:

все участники опроса отнесли себя к русской национальности, учитывая

специфику моего исследования, это не маловажный фактор. Тем не менее можно

проинтерпретировать результаты исследования так: в целом отношение к

межнациональным бракам нейтральное и положительное, соответственно 52% и

36%, только 12% респондентов высказали отрицательное отношение к

межнациональным бракам. Такая же картина вырисовывается и в возможности

межнационального брака именно для себя: такой брак возможен для 68%

участников опроса, 20% затрудняются ответить, и те же 12% говорят о том,

что такой брак невозможен.

Вопросы о том какие из национальностей наиболее предпочтительны и,

наоборот, невозможны в браке были открытыми, это породило неоднозначные

ответы, но в целом, отмеченные национальности можно объединить в следующие

группы: в ответе на вопрос «Человек какой национальности наиболее

предпочтителен в браке?» 40% респондентов не отметили ни одной

национальности, 32% написали либо просто «европейские национальности», либо

отметили конкретные национальности, такие как немец, француз, итальянец,

болгарин, которые при общем исследовании межнациональных браков можно

объединить в одну группу европейских национальностей. Предпочтение в

отношении евреев высказал 1 человек, что составляет 4% вех опрошенных, так

же один человек отметил американцев, еще один респондент представителей

восточных национальностей – корейцев, японцев, китайцев, двое респондентов

в области предпочтений отметили такую национальность, как татарин. Все эти

ответы, конечно же основаны на личных взглядах и жизненном опыте

респондентов, многие из указанных в этом вопросе национальностей, в других

анкетах были указаны как невозможные в браке.

В ответе на вопрос «с человеком какой национальности Вы бы никогда не

вступили в брак?» 20% не отметили ни одной национальности, 60% указали

национальности, которые можно объединить в группу южных и восточных,

которые восновном исповедуют ислам, чаще всего отмечались национальности

России и бывшего СССР такие, как грузины, азербайджанцы, армяне,

дагестанцы, ингуши, чеченцы и т.д. Поскольку вопрос был открытым и не

предполагал вариантов ответов, то многие отмечали не национальность, а

целую рассу: негроидную – 28%, монголоидную 12%. Один респондент (4%)

написал о том, что с только американцем никогда не вступил бы в брак. Хочу

отметить то, что в ответе можно было указывать несколько национальностей,

поэтому в общем подсчете получается сумма больше, чем 100%. Важным для

моего исследования является то, что в этом вопросе ни один респондент не

отметил еврейской национальности.

Так как мое исследование направленно на изучение проблемы не

межнациональных браков в целом, а так же рассматривает и другие вопросы, то

этот вопрос не является основным, поэтому о коэффициенте протяженности

можно сказать приблизительно, что он больше всех в отношении европейских

национальностей, а коэффициент отталкивания в отношении восточных

национальностей, как ближнего, так и дальнего зарубежья.

В отношении брака с человеком другого вероисповедания 40% опрошенных

отметили, что такой брак возможен, 40% затруднились ответить на этот

вопрос, и 20% относятся отрицательно, этот вопрос вызвал большее

затруднение, чем вопрос о межнациональных браках. При этом 52%

респондентов считают себя верующими, 40% затрудняются ответить, а 8%

отметили то, что они не верующие. Практически все верующие отождествляют

себя с православной конфессией, только один с католической.

В блоке вопросов, направленных именно на брак в иудаизме ответы

распределились следующим образом: 76% студентов знакомы с такой религией

как иудаизм, 40% и 52% опрошенных положительно, и соответственно нейтрально

относятся к представителям еврейской национальности, 8% респондентов, т.е.

два человека относятся к евреям отрицательно. 52% опрошенных смогли бы

вступить в брак с представителем этой национальности, 24% затрудняются

ответить, и 24% не смогли бы заключить такого союза. При этом никто бы не

согласился принять иудаизм, только 20% затруднились в ответе на этот

вопрос, и 52% не хотели бы жить в Израиле, 36% затруднились ответить,

ответили утвердительно на этот вопрос только 12%.

Гипотеза исследования, которую я выдвигала в программе исследования,

была опровергнута в том, что в целом отношение к браку с евреем, иудеем

положительное и нейтральное, хотя я предполагала, что оно будет

отрицательным. Так же я предполагала, что отношение к межнациональным

бракам будет нейтральным, по результатам исследования видно, что в целом

оно положительное.

Заключение

В своей курсовой работе я рассмотрела вопросы, касающиеся влияния

иудаизма на брачно-семейные отношения, состояние института семьи в иудаизме

раньше и в наши дни. Я постаралась доказать то, что еврейская семья и по

сей день испытывает сильное влияние религии, многие живут, стараются жить

по законам, о которых говорится в иудейских религиозных текстах. Я описала

то, как происходят заключение и расторжение браков у иудеев, какое влияние

оказывает иудаизм на отношение между мужем, женой и детьми в еврейских

семьях.

Вторая часть моего проекта посвящена практическому исследованию об

отношении к межнациональным браках в целом, и к отношению к бракам с

евреями. Так как в ходе исследования были опрошены только мои сокурсники,

которые все являются представителями русской национальности и практически

все отождествляют себя с представителями православной конфессии, то были

рассмотрены только вопросы о возможности вступления в брак с представителем

еврейской национальности, иудеем, степени знаний о иудаизме, теоретической

возможности его принятия и эмиграции в Израиль. Так как выборка была не

репрезентативной в первую очередь по национальности только эти вопросы

могли быть рассмотрены в отношении влияния иудаизма на брачно-семейные

отношения, то есть в первую очередь возможности вступления в такой брак. В

целом отношение к межнациональным бракам у респондентов положительное и

нейтральное, многие смогли бы связать свою жизнь с представителем еврейской

национальности, но при этом никто не согласен принять иудаизм и не большая

часть респондентов хотела бы жить в Израиле.

Проблема межнациональных браков является одной из самых важных в

современном обществе, социологи должны постоянно изучать динамику

межнациональных отношений. Проблема браков в иудаизме, браков между евреями

и не евреями стоит особенно остро по сравнению с браками многих других

национальностей, она мало изучена и подлежит постоянному исследованию.

Надеюсь, что я тоже внесла свой небольшой вклад в изучение этих сложных

межнациональных отношений.

Список литературы

1. Васильев Л.С. История религий востока М. «Высшая школа»1993г.

2. Пилкингтон С.М. Иудаизм. М. «Прогресс» 1997г.

3. Разинский Г.В. «Евреи российской провинции: штрихи к социальному

портрету» Социс 1997г. №7 С. 36-41

4. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М. «Издательство

политической литературы» М. 1986г.

1 Цитируется по: Васильев Л.С. История религий востока М. «Высшая

школа»1993г. с. 69

1 Цитируется по Пилкингтон С.М. Иудаизм. М. «Прогресс» 1997г. С. 183

1 Пилкингтон С.М. Иудаизм. М. «Прогресс» 1997г. С. 189

1 Разинский Г.В. «Евреи российской провинции: штрихи к социальному

портрету» Социс 1997г. №7 С.37

1 Цитируется по: Пилкингтон С.М. Иудаизм. М. «Прогресс» 1997г. С. 201

1 Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М. «Издательство

политической литературы» М. 1986г. с. 379

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.