реферат бесплатно, курсовые работы
 

Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе

Исследовательский компонент предлагает проведение конкретных исследований

проблем семьи, сбор, обработку и уточнение данных о семье в официальной

статистике, публикации экспертов.

Политический компонент – пропаганду существующих реальной политики,

оказывающей влияние на институт семьи; выявление недостатков в семейной

политике; разработку конкретных планов для реализации новой политики в

отношении семьи.

Правовой компонент предусматривает надзор существующего законодательства

в стране, его реформирования и подготовку новых законов, направленных на

поддержание и укрепление семьи.

Образовательный компонент содержит проведение конференций, семинаров,

«круглых столов» и других акций по проблемам семьи и семейной политики.

Информационный компонент включает данные, представленные другими странами,

выделяя широкий набор наиболее важных проблем и приоритетов. Среди них:

безработица членов семьи и проблема трудоустройства; низкие доходы членов

семьи; насилие по отношению к женщинам и детям; эксплуатация и

заброшенность детей; равные права мужчин и женщин; положение женщин в

семье; отношения «детей и отцов»; ухудшение экологической среды и семья и

другие.

Все эти проблемы актуальны и сегодня для многих стран мира, а для России в

особенности.

§2. Социально – педагогические аспекты развития личности.

Важной категорией для понимания процесса развития ребенка во времени

служит введенная Л.С. Выгодским понятие социальной ситуации развития –

определенного соотношения условий социальной среды и внутренних условий

формирования личности.

Развитие в подходе Л.С. Выгодского характеризуется наличием качественных

новообразований, которые подчинены своему ритму и на различных этапах

требует особой меры. Поэтому реальным основанием периодизации развития

являются внутренние изменения самого развития. В культуре, современной Л.С

Выгодскому, да и в настоящее время, существует две полярные ( и множество

находящихся между ними ) концепций развития:

1. Развитие как реализация, комбинирования и модификация врожденных,

унаследованных задатков;

2. Развитие как непрерывных процесс самодвижения, характеризующийся, в

первую очередь, непрестанным возникновением и образованием нового не

существовавшего не прежних стадиях.

Главными критериями развития выступают новообразования, характеризующие

сущность каждого возраста. При этом под возрастным новообразованием

понимается новый тип строения личности и его деятельности, психологические,

социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной

ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка и

его отношение к окружающей среде (социальной и физической), его внутреннюю

и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

Л.С. Выгодскому принадлежит идея о неравномерности процесса развития, о

двух его типах:

- Медленное, постепенное накапливание изменений – литический период;

- Резкие, бурные взломы кризисы развития.

Кризис, по Л.С. Выгодскому, является необходимым периодом развития, в ходе

которого происходит разрушение старых и образование новых форм, которые

будут существовать на протяжении последующего литического периода развития.

Поэтому во время кризисного этапа на протяжении относительно коротко

промежутка времени (месяц, год) происходят резкие и капитальные сдвиги и

смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Развитие принимает

бурный, стремительный, катастрофический характер.

Основными чертами кризисных этапов развития, отличаемых исследователями,

являются:

- Нечеткость границ периода;

- Относительная трудновоспитуемость детей в состоянии кризиса;

- Негативных характер развития, на первый план выдвигаются процессы

отмирания и свертывания того, что образовалось на предыдущих

стадиях.

Значит, самым существенным содержанием развития в кризисе будет

возникновение новообразований, носящих переходный характер. Эти

новообразования не входят в интегральную структуру будущей личности и

отмирают вместе с наступлением следующего возраста.

Таким образом, главным критерием и основанием периодизации детского

развития выступают новообразования, относящиеся к сфере деятельности,

отношений и освоенных ребенком социальных пространств.

Уровень достигнутого развития характеризуется таким понятием как возраст –

целостное динамическое образование, которое определяет роль и удельный вес

каждой частной линии, компонента развития. Личность, развиваясь, изменяется

как целая в своем внутреннем строении и движении, изменение каждой части

личности определяется законами изменения целого.

Развитие характеризуется определенной динамикой – совокупностью всех тех

законов, которыми определяется период возникновения, изменения и сцепления

структурных новообразований каждого возраста.

Для понимания особенностей развития на различных этапах и его механизмов

необходимо учитывать социальную ситуацию развития – своеобразное,

специфическое для данного возраста, исключительное, естественное и

неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью,

прежде всего социальной.

Социальная среда по Л.С. Выгодскому является источником возникновения всех

специфических человеческих свойств личности, развитие ребенка, которое

совершается в процессе реального взаимодействия идеальных и наличных форм.

Их понимания сути социальной ситуации развития и роли социальной среды

следует существование оптимальных возрастных периодов, индивидуальных для

каждого ребенка, для обучения различным видам деятельности. Обучение, каким

образом, опирается не столько на уже созревшие функции и свойства ребенка,

сколько не созревающие, находящиеся в зоне ближайшего развития. Ребенок

развивается в самом процессе обучения, а не завершает известный цикл

развития. Процесс обучения как сотрудничество ребенка со взрослым есть

частный случай взаимодействия идеальной, предлагаемой взрослым и наличной

форм жизнедеятельности.

Идеи Л.С. Выгодского, продолжение и развитие его последователями Д.Б.

Элькониным, В.В. Давыдовым, Б.Д. Элькониным и другими, позволили построить

следующую типологию возрастов, содержание ведущих деятельностей и кризисов.

Таблица 1 Этапы возрастного развития личности.

|Возраст |Ведущая |На что |Пространство |Психологическое |

| |деятельность |направлена |развития |новообразование |

| | |( тип | | |

| | |отношений) | | |

|0-2 месяца |Кризис новорожденности |

|2 месяца- |Непосредственно|Сенсомоторное|Семья, кроватка, |Потребность в |

|1 год - |е | |Перемещение |Общении с другими |

|младенчеств|Эмоциональное |Развитие |на руках матери |Людьми и эмоцио- |

|о |общение |отношения | |нальное отношения |

| | |Ребенок- | | |

| | |родитель, | | |

| | |Объект - | | |

| | |субъект | | |

|1 год |Кризис одного года – появление предметно-манипулятивных действий |

|1-3 года – |Предметно- |Манипуляции с|Семья и ближайшие|Речь и наглядно- |

|раннее |Орудийная |предметом и |родственники, |Действительное |

|детство |деятельность |речь; |Квартира как зона|мышление |

| | |Отношение | | |

| | |Ребенок |изучения | |

| | |–родитель. | | |

|3 года |Кризис трех лет |

|4-6 лет – |Ролевая игра |Межличностные|Семья, детсад, |Потребность в |

|дошколый | | |двор, как внешние|общественно |

|возраст | |Отношения |ограничения и не |значимой и |

| | |Ребенок - |самостоятельность|общественно-оценива|

| | |родитель |в выборе границ |емой деятельности |

|7 лет |Кризис семи лет |

|7-12 лет |Учение |Первичное |Семья, школа |Произвольное |

|младший | |знание. |(класс), двор как|психическое явление|

|школьный | |Ученик-учител|«чужое |форм внутреннего |

|возраст | |ь |пространство» |плана действия. |

| | |Объект-субъек| |Рефлексия |

| | |т | | |

|13 лет |Кризис тринадцати лет ( подростковый ) |

|14-17 лет |Общественно |Отношения в |Школа как « |Стремление к |

| |полезное, |различныз |Целое», двор или |взрослости и |

| |учебная, |соц. Системах|улица; Секция, |самостоятельности; |

| |организационная| |клуб и др. сфера |Критическое |

| | |Человек-челов|не формального |отношение к |

| |Трудовая |ек |общения. |действительности; |

| |деят-сть и |(субъект- | |Образ «Я», |

| |общение |субъективный)| |самооценка |

|17 лет |Кризис семнадцати лет ( юношеский возраст) |

Понимание возрастного развития как процесса освоения новых деятельностей

(игровая – учебная – общение - труд.) получила широкое распространение в

российской педагогике и психологии. Но одновременно - и это нам

представляется важным – развитие есть овладение новыми пространствами – как

по глубине ( семья – класс – школа – двор – город - мир), так по

содержанию. Освоение отношений происходит параллельно и проходит следующие

этапы: ребенок – родитель; ученик – учитель; человек – человек; человек-

мир.

Эти три процесса (овладение деятельностями, пространствами и отношениями)

протекают одновременно и освоение новой деятельности есть результат и

одновременно предпосылка овладения новыми пространствами и отношениями.

Для понимания особенностей взросления ребенка в современном обществе задача

школы в обеспечении этого процесса необходимо, прежде всего,

проанализировать современную социальную ситуацию взросления. Она имеет

системный характер, иерархическое строение и может быть рассмотрена, по

крайней мере, на трех уровнях.

1. Общемировой, цивилизационный, характеризующий человеческое

сообщество, в рамках которого формируется детство. Этот уровень

отмечен глубочайшим системным кризисом, хватившим такие сферы, как

экология, демография, геополитика, национальные отношения и т. п.

2. Внутренний, свойственный именно нашей стране, проходящей очередной

«Революционный» этап своего развития, о посредующей влияние

«Верхнего», общемирового уровня.

3. В результате произошли серьезные имения на ближайшем к растущему

человеку – индивидуально-личностном уровне, в пространстве его

непосредственного развития – семье, школе, компании сверстников.

Глава II: Семейная политика и социальна защита семьи в Российской

Федерации

§1.Понятие социальной защиты.

Системный кризис в российском обществе требует и системного перехода к

анализу его конкретных причин и поиску выхода из сложившейся ситуации. Эта

проблема должна расцениваться как общенациональная задача социальной

безопасности народа, требующая выдвижения вопросов социального обеспечения

обслуживания на первое место. Нужна система государственных гарантий,

подкрепленная кадрами и достаточными финансовыми средствами, способная

обеспечить комплексную социальную поддержку каждому человеку, взрослому и

ребенку, с момента рождения до смерти во всех случаях, когда в силу

обстоятельств, не зависящих от него, он в ней нуждается.

Традиционно понятие социальной защиты в первую очередь ассоциируется с

мерами в области Социального обеспечения (выплатой пособий, дотаций,

компенсаций). Система социального обеспечения как механизм защиты

направлена на обеспечение минимальных гарантий, ответственность, за которую

несет государство. Выбор конкретных направлений действия механизма

социальной защиты в каждой стране определяется целями и приоритетами

политики в отношении семьи, политическими и социально-экономическими

условиями ее проведения. В зависимости от этого можно выделить несколько

видов подходов к формированию механизма социальной защиты:

1. Политика в отношении семьи рассматривается с точки зрения

решения демографических проблем.

2. Политика в отношении семьи ориентируется на защиту детей

(особенно из бедных семей) от материальных решений и

перераспределение доходов в пользу семей, имеющих детей.

3. Политика в отношении семьи предусматривает предоставление

широких возможностей выбора и оказания помощи всем видам семей.

Она направлена на выравнивании различных уровней жизни в

отдельные периоды жизненного цикла.

4. Политика в отношении семти рассматривается в увязке в проблемой

положения женщин в сфере занятости. Действия механизма могут

быть разнонаправленными, включая как стимулирование притока

женщин на рынок труда, так и предоставление возможностей

оставаться вне рынка рабочей силы.

Общая направленность действия механизма социальной защиты семьи на этапе

проведения экономической реформы в стране – адаптация к изменившимся

условиям жизнедеятельности. Выделяются два фактора, определяющих этот

процесс: внешний и внутренний.

Внешний фактор связан со средой, в которой происходит становление этих

механизмов, и определяется происходящими в ней процессами: инфляцией,

бюджетным дефицитом, ростом цен, снижением покупательной способности,

безработицей. Наиболее остро встает проблема потери дохода и причины

приводящие к этому. Внутренний фактор определяется состоянием самого

объекта социальной защиты – семьёй, новыми изменениями и тенденциями в

развитии института семьи.

Адекватность механизмов социальной защиты предполагает их встроенность в

общую систему общественных отношений и достаточную гибкость в условиях

изменения её отдельных параметров.

В условиях проводимой в России экономической реформы выбор механизмов

зависит от однозначности и одно направленности её осуществления. В рамках

провозглашенного демократического характера преобразований это предполагает

преодоление монополии государства проведении социальной политики, в

частности политики в отношении семьи, и расширение возможностей людей

влиять на формы и методы социальной защиты ( речь идет о социальном

партнерстве).

Другим объективным условием Формирования механизма социальной защиты

является ограниченная возможность государства в условиях кризиса оказывать

помощь всем нуждающимся ( из-за недостатка ресурсов).

Определяющим фактором выбора механизма социальной защиты в настоящие время

стало прогрессирующее расслоение общества, массовые объединения населения.

Исходной базой анализа и выбора возможных механизмов социальной защиты

являются обозначенные выше и сложившиеся в мировой практике подходы у

реализации механизма социальной защиты семьи. При этом основными критериями

действительности механизма социальной защиты семьи являются, в первую

очередь, агрессивность и целенаправленность.

Нормативно- правовая база, являющаяся основой социальной защиты населения,

очень многообразна, и, отражая развитие отрасли, она постоянно расширяется.

В настоящее время в нее входит не только собственно российское

законодательство, но и ратифицированные Российской Федерацией международные

правовые акты.

К международным документам относятся Международный билль о правах человека,

включающий в себя три документа, принятые Генеральной Ассамблеей ООН;

Всеобщую декларацию прав человека; Международный пакт о б экологических,

социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и полных

правах; Международный пакт о гражданских и политических правах и

Факультативный протокол к нему.

Применение Международного билля о правах человека стимулировало создание

ряда документов, в которых конкретизируется содержание и пути решения

проблем защиты прав человека. Особенно акцентируется внимание на проблемах

социального обеспечения граждан; ликвидации голода и недоедания; Брака и

семьи; детей и молодежи; трудовой занятости населения; соблюдение прав

отдельных лиц и индивидов, организаций самых различных видов; помощи на

глобальном, региональном и местном уровнях всем нуждающимся. В 1989 году

Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка – один из

основополагающих, вместе с Декларацией прав ребенка (1959 год)

международных правовых документов, содержащих обоснование и описание

основных прав ребенка.

Основная цель конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка.

При этом она призывает ратифицировавшие её государства создавать условия,

при которых дети могу принимать активное и творческое участие в социальной

и политической жизни страны. Конвенция признает первостепенную роль семьи и

родителей в заботе о детях и их защите, а так же обязанность государства в

выполнении своих обязательств.

Существующая концепция социальной защиты населения Российской Федерации

ориентирована на сценарии трехэтапного развития экономики: кризис,

восстановление экономики, экономический подъем.

На сегодняшний день не сложилось единого представления о сущности,

содержании, характере социальной защиты как системы, да и само понятие

социальной защиты не имеет однозначного толкования. Например, М.И.

Лаборакина рассматривает социальную защиту наряду с социальным

страхованием, социальным обеспечением и социальной поддержкой, как функцию

социальной сферы. Под социальной сферой автор понимает защиту социальных

прав как неотъемлемую часть прав человека.

На мой взгляд, социальную защиту нужно рассматривать как систему принципов,

методов, гарантий, предоставленных государством, которые поддерживают

жизнеспособность человека. По мнению Красновой, государственная система

социальной защиты включает в себя четыре блока:

1. Первый блок - социальное благосостояние. Это означает, что

государство должно создать такие экономические условия для граждан,

чтобы они сами могли зарабатывать себе на жизнь, а не быть

униженными просителями. Задача правительства должна сводиться не к

благотворительности, а к обеспечению устойчивого денежного

обращения.

2. Второй блок – Социальная безопасность. Внебюджетные фонды утратили

страховые функции, и назрела необходимость реформирования социально,

медицинского, пенсионного и других видов страхований.

3. Третий блок представляет собой систему выплат пенсий и пособий.

4. Четвертый блок - социальное обслуживание.

Задачи социальной защиты реализуются через социальную инфраструктуру.

Социальная инфраструктура – это совокупность органов и учреждений, их

материальной и нормативно - законодательной базы, которые обеспечивают

удовлетворение социальных потребностей граждан и защиту их социальных прав.

Поиск новых подходов к социальной политике и к одному из её направлений –

социальному обслуживанию населения – привел к выводу, что введение в

практику разнообразных видов и методов социальной работы может

способствовать росту качества социальной защищенности граждан. В настоящее

время в России зарождаются, и функционируют различные типы учреждений

системы социальной защиты населения. К их числу относятся, например такие

как:

- Центры социального обслуживания ( отделения социальной помощи на

дому, дневного, временного пребывания, срочной помощи);

- Комплексные центры социального обслуживания;

- Дома ( пансионаты) для ветеранов войны и труда;

- Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и т.п.

Положение детей в стране – важнейший социальный индикатор. Ухудшение или

улучшение показателей, по которым определяется неблагополучие или

благополучие, в современных условиях приобретает особую социально-

политическую значимость и объективно выступает фактором социальной

стабильности или конфронтации населения и правительства.

Практические вопросы защиты детства перешли сегодня в ряд социально

–педагогических и стали рассматриваться специалистами с научно-

педагогических позиций. Нарушение общественных структур на современном

этап, таких, ак территориально- экономическая целостность, духовная

общность, негативно сказываются на детском населении страны.

Характерной особенностью последних лет явилось положение кризисов:

глобального (цивилизационного, общероссийского, секторальных, по отдельным

сферам социальной жизни), молодежной популяции 90-х годов, возрастных,

индивидуально личностных.

§2.Концептуальные подходы к системе социальной защиты в современных

условиях.

Социологи прогнозируют дальнейшее снижение жизненного уровня и социального

самочувствия детей и молодежи в результате общероссийского и спектральных

кризисов. Рассмотрим понятие детства как социально- психологического

феномена социума. С точки зрения известного отечественного психолога,

Фельдштейна, в индивидуальном варианте – это, как правило, устойчивая

последовательность актов взросления растущего человека, его состояние «до

взрослости». В обобщенном – это совокупность детей разных, возрастов,

составляющих довзрослый компонент общества.

Как особый социальный феномен, детство исторично. На исторических этапах

развития общества оно имеет не только разные ёмкости, но и разным, как

известно, было отношение к детству взрослых. В этой связи интересна, на наш

взгляд, постановка проблемы взаимоотношения взрослых и детей.

До сих пор этот вопрос недостаточно проработан и четко не поставлен на

ученом уровне. Это преодолел психолог Фельдштейн, своими работами последних

лет (1997-2000г.). Можно согласиться, что проблема взаимодействия детей и

взрослых приобретает особую значимость в диспозиции детство - взрослость -

двух особых социальных структур и реальных объектов.

Это пространство между Мирами взрослых и детей необходимо продуманно

структурировать. Оно должно заполняться и не только информационными

потоками, моделями совершенствующегося образования, и т.д., но и

соответствующими конструктами: а) обеспечивающие превращение каждого

ребенка в субъекта и организатора диалога со взрослым б) ставящими детство

во всей сложности его внутренних «организаций» в позицию реального субъекта

такого диалога.

Однако в современном обществе прослеживается качественно иная картина –

картина деформированных взаимоотношений взрослых и детей. Налицо серьезный

дефицит внимания, уважения к ребенку. Во взрослом мире реально не

выработано отношение к Детству как субъекту взаимоотношений, поэтому

отсутствует дифференцированная позиция к характеру, условиям его

социального созревания. Это, в частности, проявляется в том, что

взросление, самостоятельность, общественная ценность растущего человека в

общество. Членам общества он становиться сразу, одновременно, не пройдя

весь необходимый путь поэтапного социального принятия, неподготовленный, а

освоению психологических, особых отношений в обществе. Сложный процесс

социального развития ребенка, овладения опытом социальных действий и

отношений плохо регулируется, что затормаживает, осложняет социальное

созревание подростков и юношества. Между тем, именно в поэтапном принятии

ребенка обществом выражается связанность, непрерывность развития детства.

Вследствие не реализованности поэтапного принятие ребенка в общество

происходит не осознанных обществом разрыв поколений на мотивационно -

личностно – социальном уровне, который является результатом противоречия

между интересами общества в целом и человека. В условиях разрешения данной

проблемы необходима социальная защита детей. Что же это такое? Как

свидетельствуют источники, это осознание ответственности взрослых перед

молодежью, не достижение социальной зрелости, за качество их жизни.

Осознание этой ответственности заключается не только в верной оценке

современной ситуации с детьми и молодежью – понимание ее взрывоопасности.

Это прежде всего поиск путей снятия указанного выше противоречия,

затушевывание или непонимание которого на официальном уровне выражается в

декларативности, социально демографическом, миликтирующем характере всего

нормотворчества в детской и молодежной сферах, всех государственных

программ социальной защиты детей и молодежи; Это коллективная,

общественная разработка современной парадигмы социальной защиты общества.

Парадигма, как совокупность теоретических и методолоческих предпосылок,

является основанием выбора проблем, что позволяет сосредоточить внимание на

специалистов теоретиков и практиков на разработке научно обоснованной

модели социальной защиты детства, конкретизированной в соответствии с

назначением и функциями каждого института социализации типа учреждения и

каждой педагогической должности.

Противоречия по сути и генезису носит социально- педагогический характер и

должно рассматриваться в контексте социального образования ( социализации

детей в процессе их защиты и примирительно к социальным и общественным

условиям). Следовательно, речь должна идти о социально- педагогической

парадигме защиты детства. Успешность разработки такой парадигмы связана в

большей мере со степенью разработки теоретических основ, раскрывающих

закономерности, цели, предмет и функции конкретной развивающейся формы

научного знания и его существенные связи с определенной областью практики.

Термины социальная педагогика, социальное воспитание, социальная защита

детства в нашей стране в 90-х годов XX века не были приняты в теории и

практике, но опыт, идеи, принципы гуманного отношения к детям существовали

давно, таким образом, закладывались основы благотворительности и милосердия

как системно-образовательных и педагогических устоев формирования

взаимоотношений человека и социальной среды, составлявших в дальнейшем,

ядро социальной педагогики. Очевиден вклад С.М. Матского и А.С. Макаренко,

разработавших концепцию и внедривших непосредственных опыт по моделированию

социально-педагогической защитной деятельности, в основу которых была

положена идея взаимообусловленности влияний воспитания социальной сферы.

Как пишет Л.С. Никитина, суть этой методологии заключается в целостном

процессе социально воспитания, рассматривалось или в качестве важнейших

стимулов, интеллектуального, мировоззренческого, нравственного,

эстетического и физического развития личности.

В настоящее время происходящие в нашем обществе кризисные процессы не

создают условий для позитивного социального развития личности. С точки

зрения Д.И. Фельдштейна, под социальным развитием понимается постоянно

воспроизводящийся результат социализации, индивидуализации, которые

характеризуются не только уровнем освоения, растущим человеком всеобщего

социального в своей сложности и широте его определения, но и степенью

социальной самостоятельности индивида. В этом плане в процессе

социализации, индивидуализации (то есть в процессе социального созревания)

осуществляется как осознание, освоение (присвоение) и реализация (с учетом

индивидуальных особенностей и пр.) социальных норм, принципов, отношений,

так и присвоение и реализация новой самости (нового уровня самосознания,

самоопределения). Это позволяет индивиду не только воспроизводить в своей

деятельности присвоенное социальное, но и обеспечивать соответствующие

возможности в этом воспроизводстве и формировании новой социальной позиции,

а также возможности дальнейшего осуществления себя как действенного

субъекта.

Именно в таком двуедином воспроизводстве и происходит социальное

взросление, проявляется степень социальной зрелости.

Заключение

Все работники социальной сферы причастны в большей или меньшей степени к

решению важнейшей задачи современности – поиску оптимальных путей и

способов превращения ребенка как биологического существа в полноценного,

ответственного и самостоятельно члена общества. Гуманистическая идея

всевозрастающей ценности человеческой личности, во вселенском сознании,

людей на планете Земля, должна в своей практической реализации пронизывать

и все формы обучения и воспитания, в новой гуманистической школе, в

системах подготовки современных кадров - специалистов всех профилей,

касающихся тех или иных проблем человека, а также все социальные отношения

в обществе и всю практику социальной защиты человека.

Многоаспективность и многогранность человека как объекта научного познания,

определяющие уникальность профессии социального педагога, настоятельно

требует сегодня обобщения, интеграция всех наиболее ценных и конструктивных

теоретических положений, выработанных мировой наукой и практикой, а также

всех воспитательных компонентов социума. Назначение социального педагога-

оказание компетентной социальной помощи населению, гуманизация социо-

культурной среды обитания, повышение эффективности процесса социализации,

воспитания, развития и социальной защиты детей.

Подготовка специалистов, способных гуманизировать отношения между людьми,

содействовать социальному, духовному, нравственному возрождению России,

социальной защите её жителей – новая перспективное направление в

профессиональном образовании.

Используемая литература.

1. Баранов С.П. « Педагогика» - Просвещение М; 1987 Общие основы

педагогики, проблемы дидактики, теория воспитания и школоведения.

2. Смирнов С.А. Педагогика : пед. теория, системы, технологии. Учебное

пособие для студентов. М ; Издательский центр « Академия » 1998

3. Горленко Г.Е. « Введение в профессию социального педагога. Красноярск

2001

4. Лукина. « Социальная педагогика ». Учебное пособие. Красноярск 1996

Макаренко А.С.» Коллектив и воспитание личности. М; 1972.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.