реферат бесплатно, курсовые работы
 

Сатанизм как социальное явление

Сатанизм как социальное явление

КГТУ им. Туполева

САТАНИЗМ

как социальное явление

Реферат по социологии

Выполни студент группы ---------------------

Казань 2000

Они покланяются силам тьмы. Они жестоки и уверенны в себе,

в своём предназначении. «Мир будет принадлежать Сатане

– заявляют они – и мы с ним связанны навеки».

Кто они? Фанатики, злодеи или потерявшие во тьме свой путь?

Ю.А. Сандулов

«Сегодня — пишет американский социолог и журналист В. Петерсон, —

наблюдается, особенно на западном побережье Америки, возрождение

Кроулианства. Его писания вновь пользуются популярностью. Его любовь к

эпатированию общества, устойчивая ненависть к респектабельному обществу

разделяется современной молодежью».[1]

Сатанистское движение в Америке становится одной из характерных черт

американской жизни в больших и малых городах. Многие специалисты —

антропологи, культурологи, социологи, философы и историки, удивленные этим

феноменом, посвящают специальные исследования этой проблеме. Специальную

работу под названием «К вопросу о социологии оккультного: заметки о

современном колдовстве» опубликовал известный американский социолог

М.Труззи.. В этой работе он предлагает следующую типологизацию сатанинского

движения. Сатанисты организованные в группы:

1. «Чистые», стереотипные сатанисты:

а) традиционные сатанисты;

б) эклектические сатанисты, пользующиеся наркотиками;

в) сексуальные сатанисты — сатанисты-псевдомазохисты — сатанисты

сторонники сексуальных оргий;

г) сатанисты — еретики, антикатолики.

2. Сатанисты не стереотипного толка (палладисты и люциферане):

а) бафометисты;

б) сатанисты идеосинкретического, харизматического толка;

в) члены «Церкви Сатаны». [2]

Как отмечает Труззи, в настоящее время в Америке среди оккультных

явлений наибольшим влиянием после астрологии пользуются колдовство и

сатанизм. Хотя обычно они отождествляются, различие между ними существует.

По Труззи, сатанизм есть результат обожествления дьявола, образ которого

создан иудаизмом и христианством, и последователи сатаны считают, что

состоят с ним в союзе. Те же, кто занимается колдовством, обычно отвергают

«христианскую ересь», противопоставляя ей традиционные народные поверья,

связывая магию с пантеистическими идеями обожествления природы, которая

сама порождает мир искоренявшийся христианством (посредством либо

инквизиции, либо протестантских судов над ведьмами). В определенной степени

именно в результате действий фантастических представлений о народной магии,

которые распространялись христианской церковью в форме осуждения, появились

последователи Сатаны. По-видимому, инквизиторы, как считает М.Труззи,

производили на некоторых людей столь сильное впечатление фантастическими

картинами богохульного служения дьяволу, что те решили, что, «пожалуй,

лучше быть господином в аду, чем рабом в раю». С социологической точки

зрения, отмечает М. Труззи, те, кто занимается колдовством (ведьмы),

действуют чаще всего в одиночку. Однако, строго говоря, это «ненастоящие

ведьмы». Как показывают исследования, серьезные занятия колдовством

предполагают допуск в соответствующую общину (участие в шабаше ведьм) с

последующим изучением ее секретов, отсутствующих в имеющихся печатных

трудах по оккультизму. Хотя, по некоторым данным, в США ведьмы объединены в

несколько тысяч сообществ, каждое из которых включает не больше 13 человек,

связи между ними по большей части отсутствуют.

Последователи Сатаны также действуют либо в одиночку, либо группами. О

первых почти ничего не известно, особенно если еще при этом они сознательно

творят зло. Среди последователей Сатаны можно выделить четыре основных типа

организаций. Представители первого типа (они встречаются реже всего) не

считают, что еретически трактуют христианство, и видят в сатане ангела,

которому не запрещено поклоняться (очевидно, они представляют собой

гностические тенденции внутри христианства). Второй тип, о котором

свидетельствует порнографическая литература, — это клубы секса (обычно

садистско-мазохистского толка), где сатанизм имеет только ритуальное, т.е.

внешнее значение (например, в качестве средства привлечения или украшения

используется «черная месса»). Третий тип характеризуется употреблением

наркотиков. Большинство групп этого типа не связывает себя ни с какой

исторической традицией, и в отличие от групп предыдущего типа, оккультизм

для них не главное. (Многие из приверженцев древнего традиционного культа

Сатаны жалуются, что их путают с этими поклонниками секса и наркотиков).

Доминирующий сегодня тип организаций современных дьяволопоклонников

представлен «Церковью Сатаны» в американском городе Сан-Франциско,

основанной в 1966 году Энтони Лавеем. Церковь эта бюрократически оформлена,

имеет свою иерархию; чтобы стать ее членом необходимо пройти сложные обряды

испытания и посвящения. Всего там насчитывается пять ступеней: внизу —

ученики, затем — рядовые волшебники (ведьмы), далее — колдун (колдунья),

наверху — маг. Пост верховного мага занимает основатель культа Энтони

Шандор Лавей. Помогает ему в руководстве церковью «Совет девяти», где Лавей

старший. Участвует в работе «Совета» и дочь верховного жреца — одна из

высших жриц церкви Карла Лавей, по образованию юрист-криминалист. «Совет

девяти» принимает решения о приеме в церковь новичков, назначает

руководителей местных отделений, так называемых гротто (от англ.слова —

пещера). В Америке в эти гротто сегодня входит несколько тысяч сатанистов.

Эти отделения на сегодняшний день открыты во многих западных странах, где

объединено более 25 тысяч дьяволопоклонников конца двадцатого века.

Штаб-квартира церкви находится в Сан-Франциско, откуда Лавей и осуществляет

руководство своей «черной» паствой. Отсюда он ежемесячно отправляет

послания членам своей церкви, отвечает через газету на вопросы, присланные

по почте, выступает по радио и телевидению.

Священной книгой прихожан «Церкви Саганы» является «Сатанинская Библия»,

написанная самим Лавеем. На первой странице посвящения стоит много имен.

Одними из первых названы Георгий Ефимович Распутин, Александр Калиостро,

Карл Хаусхафер.

Французский журналист Морис Мошино посетил Церковь Сатаны в Сан-Франциско,

где встретился с её верховным жрецом Энтони Лавеем. Вот что он рассказал об

этом человеке:

«— В чем смысл вашей философии? — спросил М.Мошино у Лавея.

— У меня нет философии. У меня есть вероучение, — отвечал Лавей. — Сатана

— это проявление темных сторон человеческой натуры. В каждом из нас сидит

Сатана. Задача состоит в том, чтобы познать и выявить его. Сатанинское

начало, заключенное в человеке, — главное и наиболее могущественное. Им

надо гордиться, а не тяготиться. Его надо культивировать, что мы и делаем в

нашем храме с помощью различных магических заклинаний.

— А что подразумевает ваше вероучение под «темными» сторонами человеческой

натуры?

— Жажду земных наслаждений, — недолго думая отвечает черный папа. Видимо,

долгие годы скитаний по притонам Сан-Франциско оставили глубокий след в его

душе. — Загробной жизни не существует, по крайней мере, райской. Потому

надо спешить наслаждаться земными радостями.

— На чем основывается ваш оптимизм?

— На знании человеческой натуры. Собственно говоря, мы проповедуем то, что

уже давным-давно стало американским образом жизни. Просто не все обладают

мужеством называть вещи своими именами. Мы, сатанисты, отвергаем слабых.

Сейчас в Соединенных Штатах назревает хаос. Но рано или поздно из него

родится новый порядок, наш порядок, общественный порядок сатанизма. В нем

не будет места для либералов и прочих уродов. Их мы будем ссылать на

необитаемые острова, чтобы они не заражали остальное человечество. Мы уже

сейчас консерваторы и поэтому находимся на стороне законности и порядка!

— Но как же тогда быть с жаждой земных наслаждений?

— Каждому свое, — отвечает верховный жрец библейским изречением, которое

украшало гитлеровские концлагеря и душегубки...»

Первый тираж «Сатанинской Библии» в 125 тысяч экземпляров разошелся в

считанные дни, сейчас вышло четвертое издание, которое так же не залежалось

на прилавках книжных магазинов. Кроме «Сатанинской Библии» Лавей так же

издал несколько пособий для начинающих сатанистов, изучающих практику

дьяволопоклонничества самостоятельно. Экраны США обошли два художественных

фильма, в центре которых деятельность «Церкви Сатаны».

Члены «Церкви Сатаны» убеждены в необходимости магии и понимают ее как

«достижение изменений в согласии со своей волей». Они решилтельно отвергают

спиритизм и мистицизм любого вида. По их понятиям, человек постигает Сатану

в процессе обожания своего «Я», без чего, как они полагают, невозможно

достичь полной эмоциональной жизни. В целом, для сторонников этой церкви

общим является крайний «маккиавелизм», «цинично-реалистический» взгляд на

природу человека. Миф и магия для них необходимы, так как позволяют

манипулировать людьми. Их сатанизм — это крайний прагматизм, чему

свидетельством является сама «Сатанинская Библия». Изложенное в ней

вероучение церкви представляет собой не что иное, как перевернутое

христианство. «Да будут благословенны сильные, ибо им принадлежит мир»,

«Если тебя ударят по щеке, ударь в то же место врагу еще сильнее» — две из

девяти сатанинских заповедей.

Еще несколько статей «Сатанинской Библии»:

— Сатана проповедует пресыщение в противоположность воздержанию.

— Сатана проповедует здоровую жизненную силу, а не духовные иллюзии.

— Сатана проповедует мстительность.

— Сатана считает человека зверем, порою лучше, порою хуже, чем другие

четвероногие.

— Сатана одобряет грехи, если только они доставляют физическое, умственное

или эмоциональные наслаждения.

Философия Лавея сводится к следующему: в непрекращающейся схватке

добра и зла последнее имеет явный перевес. И значит, на земле неминуемо

торжество Люцифера, который является олицетворением зла. Поэтому люди

должны поклоняться не Богу — символу добра, справедливости и света, а

дьяволу — символу зла, ненависти и тьмы.

Как именно надо поклоняться этому символу зла «Сатанинская Библия»

описывает обстоятельно. В ней подробно излагаются обряды и мифы,

почерпнутые по существу из разных эпох у разных народов и племен древности.

Так же «Сатанинская Библия» знакомит читателя с тем, как вызывать дьявола,

как продать ему душу, как поддерживать с ним постоянный контакт, как

заниматься сатанинским сексом и многим другим.

Под сатанинскими заповедями новичок обязан поставить свою подпись, а кроме

этого он должен ещё пройти и специальную проверку его сатанинских

«добродетелей», только после чего он допускается к главному ритуалу Церкви

Сатаны. Им является так называемая «Черная Месса» представляющая собой

пародию христианской «Белой Мессы» — центральным ритуальным действом

католической церкви.

По словам вышеупомянутого американского исследователя оккультизма в

сегодняшних США М.Труззи, «Церковь Сатаны» отнюдь не является новой формой

мистицизма. Она не только отрицает существование сверхъестественных или

спиритических сил, но и осуждает употребление наркотиков, средств

вызывающих галлюцинации, в целом, вес, что может отделить человека от его

материального окружения. Последователи «Церкви Сатаны» не ищут ухода от

действительности, напротив, они хотят полностью подчинить её себе,

используя для этого любые средства, в том числе иррациональные силы

человеческой психики. Поэтому в своё время они выступали против культуры

«хиппи» с её наркотиками и альтруизмом. По существу «Церковь Сатаны», как

утверждает М.Труззи, не поиск новых духовных ценностей, а всего лишь

разочарование в религиозной ортодоксии. [5] Исследование образа мышления и

поведения современных сатанистов стало предметом деятельности американского

антрополога Э.Мэди. Он в течение нескольких лет был членом одной из

сатанинских групп, изучал поведение её членов. Свои наблюдения он обобщил в

ряде работ. [3, 4] В секту дьяволопоклонников Сан-Франциско, занимавшихся

чёрной магией, входили ведьмы и колдуны, представлявшие различные

социальные слои и классы. Спектр их политических взглядов также был

разнообразен: от коммунистических идей до национал социалистических.

Поведение многих из них можно определить как патологическое, относя к

гомосексуализму, садомазохизму, трансвестизму и т.д. В результате

проведения специальных психологических тестов, экстенсивных наблюдений и

интервью Э.Мэди обнаружил, что общим для всех членов группы является

чувство отверженности и одиночества, острое ощущение беспокойства и страха,

что обусловлено низкой социальной самооценкой и неумением адаптироваться в

обществе. Этот синдром, очевидно, связан с интенсивными внутриличностными

конфликтами, случившимися с ними в их нуклеарных семьях во время их

социализации: 85% всех членов секты, включая высших жрецов и жриц,

сообщили, что их детство было омрачено алкоголизмом родителей, разводами и

т.д. Их взрослая жизнь, в свою очередь, несла печать постоянных неудач в

любви, бизнесе, сексе, в других социальных действиях и институтах. До

вступления в секту дьяволопоклонников каждый пресатанист пережил острое

ощущение неудачи в вышеназванных сферах, страх перед результатами своих

собственных поступков, становящихся все более непредсказуемыми, он не мог

найти хоть какой-нибудь удовлетворительный смысл в своей собственной жизни,

представлявшейся ему всё более и более таинственной и загадочной. В попытке

хоть как-то контролировать её, придать своему окружению хоть какую-то

структуру, чтобы сделать её более предсказуемой и таким образом понятной и

менее опасной, пресатанисты ещё до вступления в секту дьяволопоклонников

обращались к астрологии, к картам Таро, спиритизму и другим оккультным

наукам. Когда же и это не помогло, жизненные неудачи продолжались, они

принялись за освоение более активной, позволяющей манипулировать людьми

роли «ведьмы» или «колдуна».[4]

Прямой контакт с магией, как с белой, так и с чёрной, потенциальный

сторонник сатаны устанавливает с помощью всевозможных журналов, рекламных

объявлений, обещающих «снабдить оккультной силой... прямо сейчас... всех

тех, кто мечтает о реальном прогрессе в понимании и работе сил, управляющих

нашим физическим космосом, ... самостоятельно изучить курс большой Магии».

В этих рекламных проспектах и объявлениях обещают научить его: «как

добиться успеха в городе, бизнесе, клубе и т. д.», как «найти

единомышленника, совместные занятия магией с которым обеспечат нормальную

жизнь», как «манипулировать людьми, властвовать над ними». И всевозможные

эзотерические общества, издающие различные оккультные брошюры, предлагают

научить, как «различные корни, травы, мази и ритуалы могут быть

использованы Посредством «белой магии» для внушения любви, достижения

богатства или достатка, обретения власти, могущества или мира в семье».

Читателя эти публикации научат уверенности в себе и тому, как отгонять

«нежелательные или вредоносные силы», ему предлагается вступить в такие

оккультные организации, как «Братство Белого Замка», «Монастырь Семи Лучей»

(специализирующийся на обрядах эротической магии), «Школу излучения сияния»

и многие другие, аналогичные перечисленным группам. До вступления в секту

дьяволопоклонников, пресатанист обычно выписывает по почте всевозможную

оккультную литературу, в соответствии с рецептами и советами которой он

начинает самостоятельные занятия магией. Эта индивидуальная магическая

практика укрепляет его «магическое мироощущение» и в то же время дает

возможность установить тесные контакты с другими последователями чёрной или

белой магии.

По мере того, как исполняемые пресатанистом магические ритуалы

усложняются, ему становятся необходимыми всевозможные магические аксессуары

и ингредиенты, которые можно достать только в специализированных магазинах.

Эти магазины не только обеспечивают занимающегося магией, — снадобьями,

черепами, чёрными свечами, восковыми куклами, чёрными котами и т.д., но и

служат местом встречи тех, кто интересуется проблемами оккультизма. Нередко

робкое обращение пресатаниста к продавцу в таком магазине с просьбой дать

ему совет, какой магический товар является более действенным, приводит к

представлению его другим, уже постоянным клиентам магазина и более опытным

колдунам и колдуньям. Тот же факт, что не только он один занимается магией,

поддерживает начинающего мага в его недавно приобретенном стремлении

познать тайны магического искусства властвовать над другими людьми. Факт

наличия по соседству других колдунов и ведьм служит как дополнительное

доказательство того, что все проблемы, затрудняющие и осложняющие жизнь

потенциального члена культа сатаны, могут быть действительно решены

посредством колдовства. В своих поисках средств власти над другими людьми и

свободы от подавляющего их волю общества будущие сатанисты в конце концов

обращаются к известному им, обычно широко рекламируемого местными

средствами массовой информации «специалисту» в области магии всех

направлений — главе сатанинской церкви, с тем, чтобы изгнать мучающих их

«демонов», совершить необходимые для этого обряды, и тем самым вернуть или

обрести свои силы, уважение к себе со стороны других людей и самого себя.

Обычно первоначальный контакт с сатанистами производит на неофитов

благоприятное, успокаивающее впечатление. Среди помощников «Князя Тьмы»,

возглавляющего секту, или, как их называют в группе, «офицеров» церкви,

новичок видит обходительных, уверенных в себе и хорошо одетых людей.

Последователи Сатаны часто выглядят как преуспевающие представители

среднего класса. Сам «Князь Тьмы» обладает мощным телосложением;

впечатление новичка он поражает большой обритой наголо головой и огромной

хорошо ухоженной чёрной бородой. Сидя в окружении магических аксессуаров и

книг, хранящих «тайны веков», он рассказывает неофитам то, что они в общем-

то знают. Путь к власти и успеху, этот путь может и должен быть ими освоен,

и этот путь — чёрная магия.

Согласно последователям сатаны, магия может быть только «чёрной». Белой

или альтруистической магии они не признают. По их мнению, любой маг всегда

стремится извлечь из своих магических манипуляций собственную выгоду, даже

в том случае, если он совершает их по заказу. Заявить, что ты отправляешь

обряд исключительно для пользы и на благо другого — значит либо совершить

акт лицемерия, либо проявить открытую наивность, что в обоих случаях

является страшным, с точки зрения Церкви Сатаны, сатанинским «грехом». По

определению самих последователей сатанинского культа, магия сама по себе

вполне естественна и вытекает из обычного порядка вещей и явлений: она есть

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.