реферат бесплатно, курсовые работы
 

Русские фашисты

социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с

экономической и политической сторонами жизни. Этот этап познания

представляет собой фундаментальные теоретические основы изучения любого

социального явления. Не обладая этими фундаментальными теоретическими

знаниями вести изучение социального явления нельзя.

По II части:

Социология имеет дело с отдельными социальными явлениями (единственными или

массовыми, приведенными к среднестатистическому факту). В их изучении

выделяются два момента:

1) знание природы конкретного социального явления (личность, трудовой

коллектив, самовыражение субъекта через какую-либо деятельность, проявление

социальной позиции субъекта в отношении к чему-либо или мнению). Оно

систематизируется в специальных социологических теориях, раскрывает

сущность конкретного явления, специфику выражения в нем социального.

2) знание природы самого состояния социального явления как момента и

предела в его развитии.

По III части:

Специфика познавательной деятельности — теория и методы социологического

исследования, методы сбора, обработки, анализа первичной информации о

состоянии социального явления,— важная самостоятельная часть социологии.

По IV части:

Теория организации и деятельность служб социального развития, раскрывающая

функции и роль социолога — самостоятельная специфическая часть социологии.

Это инструмент преобразования практики, которым владеть руководитель любого

предприятия, работники социологических служб, властных структур.

III. Метод социологической науки.

Гегель говорил: “Вся философия резюмируется в методе”.

Так и в социологии — специфика объекта и предмета науки обусловила

специфику ее метода.

Поскольку для познания социального процесса, явления и т.д. необходимо

получение первичной детальной информации о нем, строгий отбор ее, анализ,

то очевидно, что инструментом в процессе такого познания является

социологической исследование.

Социологическое исследование — один из основных методов в социологии. Он

включает в себя:

1) Теоретическую часть

(— разработка программы исследования,

— обоснование цели и задач,

— определение гипотез и этапов исследования).

2) Инструментальную часть (процедурная часть)

(— набор инструментов сбора информации

— выбор метода сбора информации

— определение результативной выборки

— возможность обработки информации

— получение характеристик состояния исследуемой реальности).

Социологический факультет

Лекция №3 ( + см. лекцию по МГ )

Категории, понятия и законы социологической науки

План

I. Система основных категорий (понятий ) в социологии

II. Cоциальные законы: сущность, классификация

Социологический факультет

Литература:

М-л социология. Под ред. Н.Н. Дряхлова. М. Изд-во мос ф-та, 1989. стр. 55-

83, 186-194, 249-256

Социология Г. В. Осипов М. Мысль, 1990 стр. 50-79, 119-185.

Социальная структура советского общества: история и современность - М.

Политиздат 1987

Краткий словарь по социологии - М. Политиздат 1988

План

1) Социальное как предметная с ущность социологической науки.

2) Социальные структуры и отношения.

Категории, понятия и законы социологической науки.

I. Система основных категорий (понятий) в социологии.

Социальное явление всегда имеет определенное социальное качество.

Например: “Группа студентов” — социальное явление.

Его качества:

1) это люди, которые учатся;

2) имеют среднее или среднеспециальное образование;

3) определенный возраст (до 35 лет);

4) определенный уровень интеллекта;

и т.д.

Эти качества социального явления бесконечно многообразны и находятся в

постоянном движении.

Пример: — “группа студентов дневного отделения”

— одни качественные характеристики;

— “группа студентов вечернего отделения”;

— “группа студентов технического вуза”;

— “группа студентов гуманитарного вуза;

и т.д.

Конкретные состояния социального явления

— другие качественные характеристики.

Все характеристики подвижны и предстают самыми различными оттенками

“целого”, т.е. самого социального явления в целом.

Это единство и многообразие, постоянство и подвижность любого социального

явления в его конкретном состоянии отражается в соответствующих категориях,

понятиях и законах социологии.

Для описания конкретного состояния того или иного социального явления

необходима вся система знаний:

1) как относительно социального вообще;

2) так и относительно специальной области данного социального явления

вплоть до его конкретного состояния;

Содержание объекта и предмета всякой науки получает развернутое отражение в

системе категорий, понятий и законов данной науки. Они образуют

теоретический остов всего объема знаний науки и одновременно являются

необходимым инструментом для познания, анализа и оценки конкретного объекта

исследования.

Из сказанного сделаем вывод:

В познании любого социального явления в социологии необходимо учитывать два

взаимосвязанных момента (противоречия).

1) Признание индивидуальности, конкретности изучаемого социального явления

( в нашем примере группы студентов).

2) Выделение существенных характеристик социального явления, связанных с

проявлением статистических закономерностей распределения признаков, общих

для данного класса социальных явлений, которые проявляют себя в

определенных условиях и дают основание делать выводы о закономерном

характере развития, функционирования и структуре как данного социального

явления, так и всего класса родственных явлений.

Здесь применима теория вероятности и закон больших чисел:

Чем выше вероятность проявления какого-то признака, тем достовернее и

обоснованнее наше суждение о каком-то конкретном социальном явлении и его

качественных и количественных характеристиках.

Поэтому и система категорий и законов социологии будет тем конструктивнее и

эффективнее, если она учитывает эти два момента социального познания.

Итак. категории, понятия каждой науки отражают прежде всего качество

объективной реальности, которая является объектом данной науки.

Специфика объекта и предмета науки определяет специфику категорий (понятий)

данной науки.

Категорийный или понятийный аппарат — это один из главнейших вопросов для

всякой науки. Именно в этом концентрируется выработанное общественное

знание.

То, на сколько разработан категорийный аппарат характеризует уровень

познания в той или иной науке. И наоборот — углубление познаний в науке

обогащают категории и понятия.

Для социологии одной из основных и предельно широкой категорией является

категория “социального”.

Социальное по своему содержанию — это отражение организации и

жизнедеятельности общества как субъекта исторического процесса. Оно

аккумулирует в себе опыт, тадиции, знание, способности и т.д.

Поэтому знание социального проявляет себя в следующих функциях:

— как критерий оценки соответствия состояния общества и его элементов

достигнутому уровню социального прогресса;

— способствует пониманию, в какой степени социальное явление, процесс,

общность содействует гармоничному развитию общества и личности в их

целостном единстве;

— выступает основанием разработки социальных норм, нормативов, целей и

прогнозов общественного развития;

— детерминирует содержание интересов, потребностей мотивов, установок в

деятельности социальных общностей и личностей;

— оказывает непосредственное влияние на формирование общественных ценностей

и жизненных позиций людей, их образ жизни;

— выступает мерой оценки каждого из видов общественных отношений, их

соответствия реальной практике и интересам общества и человека.

Говоря о “социальном”, я хочу напомнить: на 1-ой лекции мы говорили, что

это понятие ключевое для социологии и записывали его определение:

Социальное — это совокупность тех или иных свойств и особенностей

общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в

процессе совместной деятельности (взаимодействия) в конкретных условиях и

проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе,

к явлениям и процессам общественной жизни.

Но мне бы хотелось, чтобы вы четче представляли эту область человеческих

отношений и поэтому хочу обратить ваше внимание на следующее:

Историческая справка:

К. Маркс и Ф. Энгельс в своих трудах использовали два термина:

— общественный

— социальный

Понятие “общественный”, “общественные отношения” и т.д. употреблялись,

когда речь шла об обществе в целом (экономической, политической, духовной и

т. д. сферах).

Оно часто отождествлялось с понятием “гражданское”.

Понятие “социальный употреблялось при исследовании природы отношений людей

друг к другу, к факторам и условиям жизнедеятельности, положению и роли

человека в обществе и т. п.

Разрабатывая теорию исторического материализма, К. Маркс и Ф. Энгельс

главное внимание уделяли взаимодействию всех сторон жизнедеятельности

общества и потому использовали термин “общественные отношения”.

В дальнейшем ученые-марксисты упустили из виду это обстоятельство и стали

отождествлять понятия “общественное” и “социальное”.

А когда социология была заменена историческим материализмом, специфический

объект социологических знаний, социальные связи и отношения, был утрачен.

Однако в странах Западной Европы и США понятие “социальное” традиционно

использовалось в узком значении.

А для того, чтобы обозначить явления и процессы, относящиеся к обществу в

целом, было введено понятие “социетальный”, используемое для характеристики

общества в целом, всей системы общественных отношений (экономических,

политических, социальных, духовных).

У нас же в стране использовались понятия “общественное” и “гражданское”.

Первое – как синоним “социального”, второе – как термин юридической науки,

т. е. истинное смысловое значение социального было утрачено вместе и с

самой наукой социологией.

(Конец исторической справки).

Социальная сфера – сфера воспроизводства субъекта, т. е. воспроизводства

субъекта для будущего и поддержания его существования в настоящем, для

того, чтобы можно было плодотворно функционировать в сферах

производственной, политической, культурно-духовной.

Мир системат,: целостен.

Всякое целое есть множество каких-то элементов и они составляют систему, а

значит имеют структуру связи.

Аналогично:

Общество есть целое, а общество есть множество, но не просто людей, а их

связей, которое образует множество и целое.

Категории Явления

“Целое”

“Множество”

“Структура”

“Функция”

“Социальная роль”

“Позиция”

Таким образом, мы получили социальную структуру общества.

Чтобы изучить общество, надо познать его структуру, а значит отношения и их

связи.

Как говорил Маяковский: “Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь

нужно”.

Аналогично – если есть социальные отношения, значит это нужно.

Социальные отношения функциональны.

Т.е. у каждого члена общества есть свои функции (у журналиста, врача,

учителя, металлурга, пенсионера, мужа, жены и т. д.).

Это определяет “социальную роль” – это нормативно одобренный образ

поведения.

“Позиция” – место, которое занимает индивид, т. е. то как он относится к

своей роли, функциям.

Мы рассмотрели понятие “социальное”.

Следующая, не менее важная категория в социологии, с которой согласуются

все остальные группы и ряды категорий и понятий, является категория

“социальное в его конкретном состоянии”. Касается ли это какого-либо

социального субъекта (социальная общность, семья, трудовой коллектив,

личность и т. п.) или какого-то социального процесса (образ жизни, общение,

борьба за осуществление социальных интересов и т. п.) оно связано с

выявлением социального в его конкретном осуществлении.

Здесь исключительное значение играют знания о каждой из предметных

областей.

Эти знания, а и соответствующие понятия, категорийный аппарат

накапливаются и систематизируются в специальных социологических теориях.

Самостоятельное и значительное место в системе категорий и понятий

социологии занимают категории (понятия), отражающие специфику сбора и

обработки социальной информации, организации и поведения социологического

исследования.

Здесь категории: “социологическое исследование”, “программирование и

организация соц. исследования”, “техника и методика соц. исследования”,

“методы сбора первичной информации”, “инструментарий соц. исследования” и

т. д.

Четвертый раздел социологии имеет свой понятийный аппарат: “социальная

инженерия”, “социальное проектирование”, “социальные технологии”, и т. п.

Эта группа категорий раскрывает специфический характер применения знания

социологии для преобразования жизнедеятельности социального субъекта.

Как видим, система категорий и понятий в социологии имеют сложный характер

строения и субординационную зависимость понятий.

II. Социологические законы: сущность, классификация

Ядро всякой науки составляют ее законы.

Закон – это существенная связь или существенное отношение, обладающее

всеобщностью, необходимостью и повторяемостью при данных условиях.

Социальный закон – это выражение существенной, необходимой связи социальных

явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или

их действий. Соц. законы выражают устойчивое взаимодействие сил и их

равнообразующую, которая раскрывает сущность явлений и процессов.

Исследовать социальные законы и закономерности – значит установить

существенные и необходимые связи между различными элементами социальной

сферы.

Классификация законов.

Законы различаются по времени действия

|Общие – действующие во всех |Специфические — действующие в |

|общественных системах. |рамках одной или нескольких |

|(Закон стоимости и |общественных систем. |

|товарно-денежных отношений). |(Закон перехода от одного типа |

| |общества к другому) |

Законы различаются по степени общности.

|Законы — характеризующие развитие|Законы — определяющие развитие |

|социальной сферы в целом. |отдельных элементов социальной |

| |сферы: классов, групп, наций и |

| |т.д. |

Законы различаются по способу их проявления:

|Динамические — определяют |Статистические (стохастические) —|

|направление, факторы и формы |отражают тенденции при сохранении|

|социальных изменений, фиксируют |стабильности данного социального |

|жесткую, однозначную связь между |целого, обуславливают связь |

|последовательностью событий в |явлений и процессов не жестко, а |

|конкретных условиях |с определенной степенью |

| |вероятности. Фиксирует лишь |

| |индивидуальные отклонения от |

| |заданной динамическим законом |

| |линии движения. Характеризуют не |

| |поведение каждого объекта в |

| |исследуемом классе явлений, а |

| |некоторое свойство или признак, |

| |присущий классу объектов в целом.|

| |Устанавливают тенденцию поведения|

| |данного класса объектов в |

| |соответствии с их общими |

| |свойствами и признаками. |

|Причинные — фиксируют|Функциональные — | |

|строго |отражают эмпирически | |

|детерминированные |наблюдаемые и строго | |

|связи развития |повторяющиеся | |

|социальных явлений |взаимные зависимости | |

|(для повышения |между социальными | |

|рождаемости надо |явлениями. | |

|улучшить соц.-быт. | | |

|условия жизни). | | |

|Пример: способ |Пример: Зависимость |Пример: |

|производства при |производительности |демографические |

|переходе от одной |труда от |процессы, процессы |

|соц.-эконом. Формации|квалификации; знаний |текучести кадров. |

|к другой |от активности на |Рост экономической |

|Или закон об |занятиях. |самостоятельности |

|определяющей роли | |женщин повышает |

|бытия по отношению к | |вероятность разводов.|

|сознанию. | | |

| | |Законы |Законы |

| | |развития |функционирования |

| | |(развития |(распределения |

| | |самоуправления|ролевых функций в|

| | |). |семье) |

| | |Закон развития| |

| | |обуславливает | |

| | |переход от | |

| | |одного | |

| | |качества соц. | |

| | |объекта к | |

| | |другом. | |

Типологизация социальных законов по формам связей (5 категорий)

I категория. Законы, отражающие инвариантное (неизменяющееся)

сосуществование социальных или связанных с ними явлений. Т. е. если есть

явление А, то обязательно должно быть и явление Б.

(Пример: При тоталитарном управлении обязательно есть латентная оппозиция).

II категория. Законы, отражающие тенденции развития. Они обуславливают

динамику структуры социального объекта, переход от одного порядка

взаимоотношений к другому. Это определяющее воздействие предыдущего

состояния структуры на последующее носит характер закона развития.

III категория. Законы, устанавливающие функциональную зависимость между

социальными явлениями. Обеспечивается сохранение социальной системы, но

подвижны ее элементы. Эти законы характеризуют вариабельность системы,

возможность принимать различные состояния.

Если законы развития обуславливают переход от одного качества социального

объекта к другому, то законы функционирования оздают предпосылки для этого

перехода.

(Пример: Чем активнее студенты работают на занятиях, тем лучше они владеют

учебным материалом).

IV категория. Законы, фиксирующие причинную связь между социальными

явлениями.

(Пример: Необходимым условием повышения рождаемости в стране является

улучшение социально-бытовых условий для женщин).

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.