реферат бесплатно, курсовые работы
 

Роль пропаганды в жизни общества

Роль пропаганды в жизни общества

Оглавление

Введение. 2

Часть I. Методологические принципы анализа проблемы 4

Часть 1.1. Проблема определения понятия пропаганды 4

Часть 1.2. Манипулятивные возможности Mass Media 7

Глава II. Методы и технологии воздействия пропаганды на общественное мнение

18

Часть 2.1. Тонкости пропаганды, направленные непосредственно на одну из

сторон избирательной кампании 18

Часть 2.2. Контрпропаганда как нейтрализация агрессии одной из сторон 27

Заключение. 34

Литература: 36

Введение.

Четный PR, «спец технологии», «грязные технологии», «информационные

войны», «спец пропаганда», «контрпропаганда» – эти понятия все чаще

попадаются нам в средствах mass media, обсуждаются на встречах специалистов

по избирательным компаниям, с настороженностью поднимаются во время встреч

с клиентами и потенциальными кандидатами. Что же стоит за этими понятиями?

Грязные методы ведения предвыборной войны, которые используются

беспринципными кандидатами и технологами, или неотъемлемая часть практики

управления общественным мнением, громкие слова, добавляющие внушительности

о всемогуществе избирательных технологов, или особая сфера технологий,

зародившаяся и разрабатываемая военными и спецслужбами, незаконные формы

предвыборной борьбы, являющиеся предметом внимания судебной власти, или

одна из разрешенных форм агитации?

Возникновение пропаганды официально датируется 1633 г., когда папа

Урбан VIII основывает конгрегацию пропаганды в качестве комитета

кардиналов, ответственных за иностранные миссии церкви, хотя отдельные

примеры подобных действий прослеживаются намного раньше в истории.

Практически все выдающиеся исторические деятели активно опирались на

пропагандистские механизмы для создания и упрочнения своих государств. Это

А. Македонский, Ю.Цезарь, Петр I, Наполеон, Гитлер, Сталин и многие другие.

Например, об А. Македонском распространялись рассказы, что он сын бога, что

было подтверждено оракулом. А ведь не так просто биться против сына

могущественного из богов. Ю. Цезарь активно использовал для возвышения

своей фигуры разного рода празднования, связанные с военными победами. Даже

лавровый венок на голове он носил охотно, поскольку тем самым пытался

скрыть свою лысину.

Еще войска Чингисхана использовали самые разнообразны формы слухов,

которые распространялись для деморализации населения и войск противника,

развивая слухи о слабости другой стороны, продажности ее правителей и силе

войск Чингисхана.

Особое развитие пропаганда в качестве самостоятельной военной

дисциплины получила в I мировой войне. Например в США был создан так

называемый Комитет Криля, который координировал пропагандистскую работу,

направленную как на Германию, так и на население США.

В настоящее время в России происходит крутой перелом в понимании

содержания и смысла идеологии нашего общества. Этот период с полным

основанием может быть охарактеризован как «эпоха перемен, переоценки

ценностных ориентаций» с распадом советского союза старая, пропитанная

духом тоталитаризма идеология отвергается. Иными словами, идейно-

воспитательный, духовный потенциал пропаганды, сконструированный на

приоритетной основе классово-тоталитарных принципов, оказывается по

существу исчерпанным, в виду весьма слабой неработоспособности в новых

условиях. Сложившаяся в настоящее время ситуация порождает острую

потребность в пропаганде, призванной адекватно отображать новые стремления,

цели и идеалы государства.

Целью данной курсовой работы является выявление роли пропаганды в

жизни общества.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить соотношение идеологии и пропаганды;

- определить социально-психологические особенности аудитории;

- обозначить аспекты исследования спец технологий.

Часть I. Методологические принципы анализа проблемы

Часть 1.1. Проблема определения понятия пропаганды

Во все времена люди руководствовались пропагандой, задававшей правила

как индивидуального, так и коллективного поведения.

Что же такое пропаганда?

Существуют разнообразные определения понятия пропаганды. Вот некоторые

из них.

В социологическом энциклопедическом словаре дается следующие

определение:

«Пропаганда (от латинского распространение): 1) система деятельности,

направленная на распространение знаний, художественных ценностей и другой

информации с целью формирования определенных взглядов, представлений,

эмоциональных состояний, оказание влияния на социальное поведение людей; 2)

распространение в массах идеологии и политики определенных классов, партий,

государств; 3) средство манипуляции массовым сознанием».

В политологическом энциклопедическом словаре пропаганда определяется

следующим образом – «систематически осуществляемые усилия повлиять на

сознание индивидов, групп, образований для достижения определенного,

заранее намеченного результата в области политического действия».

Учебный социологический словарь рассматривает пропаганду как

«целенаправленное распространение массовой информации об определенном

образе жизни».

Один из наиболее авторитетных исследователей пропаганды – Г. Ласвелл,

в своей книге «Техника пропаганды в мировой войне», вышедшей в 1927 г.,

определяет пропаганду как «менеджмент коллективных представлений с помощью

манипуляций значимыми символами».

На наш взгляд пропаганда – это неотъемлемая часть идеологии, политики,

и культуры любого общества.

Для более четкого выяснения причинно-следственных связей между

идеологией и пропагандой необходимо рассмотрение идеологии.

Идеология – система ценностей данного общества (Т. Парсонс). Идеология

– такая система ценностей, которая выступая в качестве политического

мировоззрения, имеющего силу веры, обладает особенно большим ориентационным

потенциалом и потому способна обуздывать связанные с кризисом процессы

социальной жизни (У. Матц).

Таким образом четко видно, что в центре представлений о феномене

идеологии находится понятие ценности, через которые они и определяются.

Что же такое ценность? Ценность – это значимость объектов окружающего

мира для человека, группы людей или общества в целом. Это не свойство самих

объектов, а результат их вовлеченности в сферу человеческой

жизнедеятельности, интересов и потребностей человека. А.Г.Здравомыслов

отмечал, что «система ценностей – это мир значений, благодаря которому

человек приобщается к чему-то более высокому и неприходящему, чем его

собственное эмпирическое существование… именно благодаря приобщению к миру

ценностей жизнь отдельного человека приобретает смысл»[1]. Идеология

является теоретическим обоснованием системы ценностей определенных

социальных субъектов, она определяет им их мир значений и смыслов, приобщая

к делу, которое выходит за рамки индивидуального существования.

Есть еще одна сторона ценностного отношения: ценность – то, что

чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться,

относиться с уважением и т.д. Идеологии как теоретические обоснования

системы ценностей взывают не только к разуму, но и к чувству. Как заметил

К. Поппер, сказать людям, что они равны – значит затронуть их чувства.

Однако с этим чувством не идет ни в какое сравнение то, что человек

испытывает, когда пропаганда внушает ему, что он превосходит других, а

другие ему подчинены.

В теоретической форме идеология преодолевает неизбежную

противоречивость социальной действительности, сводя многообразие всех

проблем и аспектов бытия социальной группы в целостную программу, систему

поведения, направленную на реализацию ее коренных интересов, разрешение

важных задач ее исторического движения.

Массовое политическое действие невозможно без использования такого

инструмента распространения идеологического влияния как пропаганда,

назначение которого заключается в том, чтобы через формирование системы

политических убеждений направлять политические действия больших масс

людей, создавать в их сознании необходимые ориентации, выражающиеся в

готовности к определенному типу политического действия. Смысл пропаганды

заключается в целенаправленном соединении теоретического и обыденного

политического сознания, в насыщении массового сознания целями, ориентациями

и представлениями о политике, сформировавшимися в результате специальной

теоретической деятельности, обеспечении единства рационального и

эмоционального моментов в политическом поведении.

Таким образом можно сказать, что идеология представляет собой

теоретический конструктор обществ, а пропаганда – средство распространения

этой конструкции в массовом сознании. Практически во всех обществах одно не

существует без другого.

Во второй половине XX века направления прямой идеологической

пропаганды превратилось в очевидно тупиковое. Первыми на смену изменившихся

условий откликнулись США, как представляется, переломным моментом можно

назвать решение правящей и информирующей элиты США о необходимости более

гибкой пропагандистской политики. Это решение связано с именем президента

Жд. Кеннеди. В 1961 году было признано целесообразным отказаться от

большинства примитивных приемов подачи материала. С тех пор информационные

программы стали носить спокойный и «убедительный» характер и больше

аппилировали здоровым чувством, чем дурным инстинктом и эмоциям зарубежной

аудитории. Такая политика, по мнению ее создателей призвана оправдать

постоянное американское «присутствие» на других континентах товаров, систем

управления. В наступающее время наблюдается тенденция «психологизации

пропаганды». Исследователи выдают три основных причины:

1. Становление новых механизмов регуляции политического поведения и

становления нового субъекта политики: человека активного,

информированного и принимающего самостоятельные решения. Это требует

замены традиционной системы внешнего контроля внутриличностными

регуляторами политического поведения.

2. Общий рост образованности населения в мире, следовательно, способность

людей иронично воспринимать информацию, поступающую отовсюду, в том числе

от собственных правительств и из традиционно уважаемых источников.

3. Провозглашаемые тенденции к конвергенции государств с различными

политическими и экономическими укладами, когда открытое идеологическое

противостояние невозможно.

Часть 1.2. Манипулятивные возможности Mass Media

Различные исследователи, школы и прочее, по-разному рассматривали

сущность пропаганды. Ф. Тейлор. предлагает свое определение пропаганды:

«пропаганда использует коммуникацию, чтобы передать собственную идею или

идеологию, которые исходно предназначены для удовлетворения интересов

человека или группы людей, осуществляющих коммуникацию»[2]. То есть

одновременно с коммуникацией акцент сделан на заинтересованности в ней тех,

кто ее производит. С его точки зрения «пропаганда во многом определяется

тем, что не говорится, как и своими открытыми выражениями».

С. Блэк цитирует определение пропаганды, данное Геббельсом, чтобы

подчеркнуть, что в нем напрочь отсутствует этический момент: пропаганда

может изменять факты или даже фальсифицировать их. Свою ключевую идею, по

поводу пропаганды, Геббельс излагает в 1934 году на «партийном съезде

верности». «Мы обязаны говорить на языке, понятном народу. Тот, кто хочет

говорить с народом, должен по слову Лютера – смотреть народу в рот»[3].

Этот тип пропаганды четко ориентирован именно на слушателя. То есть

основным в его подходе следует считать акцент на открытости и деологе в

области пропаганды.

Сам Блэк считает, что пропаганда, в первую очередь, должна быть

направлена именно на создание движения сторонников, а не на создание

взаимопонимания и согласия.

Другой исследователь Френк Джефкинс подчеркивал, что деятельность в

области пропаганды не направлена на общую публику, она направлена на

«тщательно отобранные группы людей, которые являются составными частями

большой общей публики»[4].

Что касается пропаганды в нашей стране, то в советском союзе она была

в достаточной степени догматичной: она не столько ориентировалась на того,

кто слушает, как на того, кто говорит. Схематично это можно представить

следующим образом: говорящий слушающий.

На сегодняшний день наиболее известной, распространенной в мире

является следующее рассмотрение структуры пропаганды, в которых выделяют

следующие ее виды:

1. Белая пропаганда – когда источник идентифицируется правильно, а

информация, содержащаяся в послании точна. В Америке белой пропагандой

занимается по-видимому «голос Америки».

2. Серая пропаганда, когда источник может быть, а может и не быть правильно

установлен, а точность информации не определена.

3. Черная пропаганда – когда фальшивый источник (типа «подставных»

радиостанций, самозванных представителей официальных органов или

политических партий) распространяют заведомую ложь.

В пропаганде различают субъект и объект воздействия. Субъект

воздействия меняется с течением времени. Субъект, заинтересованный в

формировании определенного общественного мнения, трансформируется из

правящих верхушек государств – противников времен биполярного мира в

трансформированные элиты, так называемую «аэрократию», основой которой

являются ведущие международные организации, 50 – 60 ведущих финансово-

промышленных блоков, а так же около 40 тысяч ТНК.

Объект воздействия – сознание человека, его дух, идеологические и

социальные установки.

Поскольку термин «PR» в настоящее время является сильным конкурентом

термина «пропаганда», то необходимо выявить общие и различающиеся

характеристики двух понятий. Для сферы PR характерным является серьезное

внимание к аудитории, опора на обратную связь. Пропаганда, например, в

советское время была ориентирована не столько на того кто слушает, а на

того, кто говорит. Ф. Джефкинс говорит, что пропаганда направлена на то,

чтобы удержать правительство у власти, в то время как PR на то, чтобы его

действия были понятными и направленными. Тут явственно присутствует

разграничение о как бы по «благородству» целей. Ясно видно, что набор

отличий не очень четкий.

В то же время и тот, и другой инструментарий направлен на массовую

аудиторию, и тот, и другой представляет собой вариант интенсивной

коммуникации. И там, и тут есть опора на точки уезвленности. Например и ту,

и другую область интересуют данные о проблемах повседневной жизни

современного человека (нехватка денег, ухудшение медицинского обслуживания,

плохое жилье, и т.д.). И там, и тут есть опора на психологические

характеристики, которые создают специфическое для данной аудитории

поведение. Феномен близости может объясняться еще и притоком в PR

специалистов из сферы пропаганды (у американцев после I мировой войны; у

британцев – после II мировой войны).

Таким образом, исходя их всего вышесказанного, можно сказать, что

пропаганда выступает в виде варианта «жесткой» коммуникации, которая

естественно противоречит PR как вариант «мягкой» коммуникации. Но там, где

пропаганда реализуется в «мягком» варианте, она находит много точек

соприкосновения с PR. Именно поэтому, в настоящее время, многие специалисты

склонны ставить знак равенства между этими терминами.

Важным в понимании сути и значения пропаганды является анализ

аудитории. В социологическом энциклопедическом словаре дается следующее

определение понятия «аудитория» – «совокупность лиц, являющихся адресатом

общего для всех ее членов средства массовой коммуникации при минимальном

или даже вовсе отсутствующем взаимодействии друг с другом. Может

представлять собой например, публику в театре, или совокупность

изолированных индивидов, например, аудитория TV».

Выделяют различные типы аудитории в зависимости от возрастного,

образовательного, профессионального признака. Можно выделить так же типы

аудиторий по социальному положению, характеру деятельности, месту

жительства и т.д.

Фактически, каждый человек является, или может быть слушателем,

читателем или зрителем. И в этих случаях все общество можно рассматривать

как громадную макро аудиторию, как объект всестороннего воздействия. Все же

остальные аудитории, образующиеся по социальным, возрастным,

профессиональным и иным признакам, могут рассматриваться как микро

аудитории, являющиеся элементами более крупной структуры.

Следует особо подчеркнуть, что пропаганда сориентирована как на

внешнюю аудиторию, так и на внутреннюю, под которой понимаются собственные

сотрудники. Последний тип аудитории имеет особое значение и наиболее часто

выпадает из интересов отечественных PR. В России привыкли, что люди должны

работать и так. Однако любой работодатель должен быть заинтересован в

эффективных работах своих сотрудников. Эксперименты еще в 30е годы

показали, что даже простого проявления внимания уже достаточно для

улучшения трудовых показателей. Сейчас постепенно возвращается интерес и к

своему сотруднику. Начальник департамента по работе с гос. органами,

общественностью, и СМИ нефтяной компании «ЛУКойл» А.Василенко говорит:

«Большое внимание наш департамент уделяет так же внутреннему PR и его

сочетанием с внешним». Мы стараемся как можно больше делать для нашего

акционера и служащего, и одной из основных задач нашей службы является

создание той ауры, в которой человек будет нормально себя чувствовать и

эффективно работать. Именно наш департамент стал инициатором создания

профсоюза компании»[5].

Какие теории классификации аудитории публики существуют на сегодня?

Джеймс Грунич предложил деление на непублику, латентную публику

(аудиторию), сознающую публику и активную публику. Непублика минимально

включена в ситуацию. Латентная – не замечает своей связи с другими людьми и

организациями в ситуации. Сознающая публика понимает, что она зависит от

воздействия других в этой ситуации, но не высказывает этого. Активная

публика включается в коммуникативные и организационные структуры для

исправления ситуации.

«Библия» американских специалистов по PR предполагает такой набор

подходов к определению публики:

1. Географический – указывает на место проживания, но не дает разграничений

внутри этих рамок. В этом плане помогает информация о почтовых,

телеграфных кодах, границах городов, районов и т.д.

2. Демографический – определение по полу, возрасту, образованию, семейному

статусу, доходам. Опять-таки это только первый срез, который часто не

объясняет почему люди ведут себя так, а не иначе.

3. Психографический – психологические типы, жизненные типы, оценки, которые

в комбинации с другими характерами лучше помогают понять аудиторию.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.