реферат бесплатно, курсовые работы
 

Психологические особенности социализации современных подростков

информированность подростка; склонности; способности; определенные

отношения с родителями, связанные с профессиональным будущим; определенные

отношения со сверстниками, связанные с профессиональным будущим;

определенные отношения с людьми, представляющими интересы общества в

отношении профессионализации молодежи; уровень притязаний; личный

профессиональный план.

Таким образом, для адекватного выбора профессии подросток и лица, его

опекающие, должны располагать информацией, как можно более полно отражающей

указанные факторы.

Важным моментом для формирования адекватной информационной модели

проблемной ситуации, возникающей в связи с выбором профессии, является

формирование полноценной ориентировочной основы для выбора профессии.

Зачастую на вопрос о том, как можно классифицировать профессии, подростки

выделяют лишь только профессии умственного и физического труда. Отправным

моментом для формирования полноценной ориентировочной основы для анализа

профессии является классификация профессий, предложенная Е. А. Климовым.

Первым основанием, или существенным признаком, профессиональной

деятельности считают предмет труда, т. е. то, на что направлена

деятельность человека. В связи с этим выделяют пять типов профессий.

I. Профессии типа «человек — природа» (предмет труда — растения, животные,

микроорганизмы); это — биономические профессии.

II. Профессии типа «человек — техника» (предмет труда — технические

системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии); это —

технономические профессии.

III. Профессии типа «человек— человек» (предмет труда — группы, коллективы,

люди); это — социономические профессии.

IV. Профессии типа «человек — знак» (предмет труда — условные знаки, коды,

естественные языки); это — сигнономические профессии.

V. Профессии типа «человек—художественный образ» (предмет

труда—художественные образы); это — артономические профессии.

Личностный опыт подростка

В зависимости от ряда объективных и субъективных факторов учащиеся и

их родители неодинаково осваивают даже наиболее полно и рационально

представленную информацию. Возникают субъективно обусловленные

предпочтения, обусловленные их отношением к различным источникам получения

информации, различным способам ее предъявления, а также различным аспектам

ее содержания. Потребности, интересы, ценностные ориентации человека, его

микросоциальная ситуация определяют его отношение, степень доверия к

различным каналам получения информации, его интерес к тому или иному ее

содержанию.

Наибольший интерес для подростков представляют сведения о требованиях,

которые предъявляются к человеку в процессе труда на определенном рабочем

месте; второе место по значимости и привлекательности занимает информация о

содержании труда представителей конкретной профессии, а также о

возможностях самовыражения в рамках профессиональной деятельности.

Следующую позицию занимают такие факторы, как условия труда, материальное

обеспечение, перспективность работы. Еще ниже в ряду интересов подростков

находятся сведения о позиции референтной группы в отношении профессии, а

также информация об особенностях трудовых коллективов.

Менее привлекательной и значимой для индивидуального выбора

представляется подросткам информация о потребностях народного хозяйства в

специалистах определенного профиля. Выявленная структура ориентации при

получении профессионально значимой информации свидетельствует об

определенной фиксации внимания подростков средствами массовой информации,

лекционной пропагандой на таких факторах, как интересность работы,

соответствие ее склонностям человека, т. е. на индивидуально-личностном

аспекте проблемы выбора профессии.

Этот аспект безусловно значим. Но без перестройки ориентации на фактор

социальной значимости невозможно решение проблемы привлечения подростков в

массовые профессии.

В связи с этим особое значение для формирования социально ценных

представлений и установок учащихся приобретает рациональное использование в

профориентационной работе наиболее значимых для подростков каналов и

источников информации.

Экспериментально-психологическими исследованиями показано, что у

учащихся существуют определенные предпочтения в отношении источников

информации при выборе профессии.

Личный опыт подростка как источник информации о социальной

действительности. Личный опыт подростка среди источников информации о

социальной действительности занимает особое место.

Основоположник отечественной концепции профориентации А. П. Болтунов

подчеркивал необходимость изучения и активного использования фактора

личного опыта для решения как информационных, так и профессионально-

воспитательных задач. Подростки часто ссылаются на свой личный опыт, когда

аргументируют те или иные оценки и решения. Личный опыт подростков является

результатом усвоения общечеловеческой культуры, опыта других поколений и

своих сверстников. Но ведущее место среди источников формирования личного

опыта отводится ими непосредственным впечатлениям и переживаниям.

Отличительной особенностью личного опыта подростка является его

высокая субъективная значимость, переоценка, вплоть до абсолютизации,

расширенная трактовка, перенос оценок с одних событий на другие, которые

лишь фрагментарно схожи. Указанные особенности свидетельствуют о

незавершенности формирования самосознания на этом возрастном этапе.

Размытость, неопределенность в осознании подростками содержания понятия

«личный опыт», сочетание этой особенности с субъективной переоценкой его

как одного из основных факторов выбора профессии требуют от родителей и

педагогов школ целенаправленной работы по конкретизации опыта

школьников и обогащению его социально-значимым содержанием.

Общее представление о профессиональной ориентации

Разнообразная информация, собранная учащимся, о различных аспектах

трудовой деятельности позволяет подросткам и их воспитателям выявить, лучше

осознать особенности профессии в том или ином конкретном случае.

Естественно, что выбор профессии, выявление ее особенностей, соответствие

внутреннему желанию — достаточно сложный и длительный процесс. При этом

типичные ошибки во многом могут быть связаны с недостаточным уровнем

критичности подростка. Низкий уровень критичности (если он наблюдается у

подростка) не позволяет ему в полном объеме выявить и дать объективную

характеристику собственного положения. На этом фоне видение проблемы как бы

упрощается, а к вариантам возможных решений предъявляются более

поверхностные требования.

При построении планов получения профессионального образования

необходимо ориентировать подростков на глубокий анализ их реальной

ситуации, формировать у них реалистичные ожидания в отношении возможности

удовлетворения наиболее важных потребностей молодого человека на различных

этапах профессионального становления.

Социологи выявили, что у девушек в целом более идеализированное, чем у

юношей, представление о сфере труда. Последующий житейский опыт, изменение

демографического статуса заметно изменяют оценки многих профессий. Особенно

уменьшается в глазах женщин привлекательность рабочих профессий в

промышленности и на транспорте, «мужских» профессий в сфере материального

производства. Стабильными остаются оценки профессий сферы обслуживания,

конторских служащих. Несколько более привлекательными выглядят профессии

педагогической и медицинской сферы. Девушки при выборе профессии не всегда

ориентируются на необходимость учета требований не столь уж отдаленного для

них этапа рождения и воспитания детей.

Таким образом, профилактика последующих разочарований состоит в

формировании правильных представлений о профессии на ранних этапах выбора

трудового пути.

Осознание проблемы, хорошая информированность о ее главных аспектах —

основа поиска окончательного решения. Очень редко решение приходит сразу и

бывает представлено каким-либо одним вариантом. Чаще выбор приемлемого

решения осуществляется из нескольких альтернатив. В исследованиях выявлены

некоторые устойчивые индивидуальные стили поиска решений проблемных

ситуаций.

Индивидуальные стили принятия решений

При выборе профессии выделяют ряд индивидуальных стилей поиска

решений: импульсивные решения, рискованные решения, уравновешенные решения,

решения осторожного типа, инертные решения.

Импульсивные решения отличаются тем, что оценка возможных вариантов не

осуществляется планомерно. В случае очевидных противоречий с реальностью

подростком осуществляются произвольные допуски. Критическая оценка гипотез

неполноценна. Варианты решений возникают легко, но отличаются слабой

реалистичностью. Подростки, демонстрирующие подобный стиль выработки

решения, производят впечатление инфантильных, недостаточно зрелых

личностей.

В меньшей степени эти особенности выражены в так называемых

рискованных решениях, отличительной чертой которых является лишь частичная,

фрагментарная их критичность.

Уравновешенные решения сочетают в себе легкость выдвижения альтернатив

с их полноценной и планомерной последующей критической оценкой.

Решения осторожного типа отличаются особой тщательностью оценки

гипотез, но варианты решения подросток находит с некоторым трудом.

Инертные решения являются результатом очень неуверенного и осторожного

поиска альтернатив с фиксацией внимания на их критической оценке.

Представителей этого типа, так же как и предыдущего, отличает застревание

на оценке возможных отрицательных последствий, связанных с принятием

конкретного варианта.

Индивидуальные стили принятия решений являются отражением как

индивидуально-психологических, так и личностных особенностей подростков.

Как инертные, так и импульсивные решения требуют коррекции, которая может

осуществляться в совместной с родителями или педагогами деятельности (во

время доверительных бесед, при анализе сюжетов литературных произведений,

обсуждении конкретных ситуаций).

Однако надо помнить, что нельзя научить рациональной тактике поиска

верного решения лишь посредством замечаний и дискредитации того, что в

глазах подростка является плодом его размышлений, даже если этот плод

незрел и неполноценен.

Глава 2. Практическая часть.

В своей практике я провела социологические исследования и в течении

одного года я наблюдала за учащимися девятых и одиннадцатых классов в

количестве пяти человек. Я проводила встречи, мероприятия, беседы с

учителями, с родителями, референтными группами, консультации. Цель моих

консультаций: права и обязанности человека, юридическая информация, права

ребенка в школе, семье, политической сфере, решение конфликтных ситуаций.

Используя различные методики, опросник ориентации, наблюдений, бесед я

попыталась сделать выводы и дать рекомендации, учитывая результаты выше

указанных методик о психологических особенностях социализации современных

подростков.

Психологическая характеристика учащейся одиннадцатого класса, 1986

года рождения,

Ляховой Александры.

На основании результатов психологических, профессиональных тестов,

методик и наблюдений за подростком можно предположить следующее:

1) Личностные особенности: девочка энергичная, активная, самостоятельная и

решительная. Эгоцентрична, имеет лидерские наклонности. Коммуникативные и

организаторские способности на высоком уровне. Практична, реалистична,

эмоционально уравновешенна. У подростка целеустремленный тип личности. Она

волевой и ответственный человек, любит четко определять ближайшую цель и

отдаленную перспективу. Одиночек и безалаберных не любит и не принимает

всерьез, способна к эмпатии то есть к сопереживанию.

2) Интеллектуальное развитие: в результате проведенной диагностики по

методике Амтхауэра уровень развития у данного подростка – средне-

благополучное.

3) Профессиональная ориентация: имеет способности к физике, химии,

изобразительному искусству, педагогике, сфере обслуживания. Подходят

профессии творческого типа. Девочки подходит тип профессии – человек-

знаковая система. Это говорит о том, что у подростка есть наклонности к

цифрам, формулам, кодам, деньгам, гербам, буквам, нотам, жестам и так

далее.

Результаты тестирования показали какие профессии можно посоветовать

девочке: управленец, менеджер, брокер, экономист, нотариус, юрист,

криминалист, финансист и так далее.

4) Социометрическое исследование: по данным результатам вышеизложенных

методик следует, что Александра Является гармоничной личностью, умеет

проявить сдержанность. В коллективе проявляет инициативу, очень

общительная, из-за высокой коммуникабельности чувствует себя комфортно в

любом коллективе.

5) Рекомендации: педагогам- поощрять и развивать организаторские

склонности. Может быть лидером, но надо контролировать. Удерживать от

зазнайства. Лидерское положение легко выправляет разболтанность. Результаты

выше указанных методик дают основания рекомендовать подростку выбирать

профессии в сфере человек-знаковая система. Однако учитывая ее творческие,

коммуникативные, лидерские и организаторские наклонности я бы посоветовала

выбирать профессии творческие по характеру труда.

Психологическая характеристика учащегося, одиннадцатого класса, 1986

года рождения,

Гатмана Ивана.

На основании результатов психологических, профессиональных тестов,

методик и наблюдений можно предположить следующее:

1) Личностные особенности подростка: мальчик замкнут, недоверчив,

равнодушен к окружающим, проявляет склонность к риску, подвержен влиянию

случая обстоятельств, не делает усилий по выполнению групповых норм.

2) Интеллектуальное развитие - ниже среднего.

3) Акцентуация характера- смешанная (циклоидная, лабильная). Особенностью

характера является периодическое колебание настроения и жизненного тонуса.

Способен на глубокую и искреннюю привязанность к родным, друзьям, любимым.

Отзывчив на доброту, откликается на понимание, поддержку. Очень остро

переживает отвержение со стороны эмоционально значимых лиц, утрату близких,

вынужденную разлуку с ними. Так же присутствует замкнутость, отгороженность

от окружающего мира.

4) Профессиональная ориентация: имеет способности к информационно

вычислительной технике, урокам труда, биологии. Уровень коммуникативных и

организаторских способностей ниже среднего. Тип профессии человек-техника.

Это говорит о том, что у подростка есть наклонности к техническим

устройствам и системам: заводам, пароходам, дверным замкам и так далее.

Результаты тестирования показали какие профессии лучше выбирать мальчику:

инженер-технолог, сантехник, монтажник-высотник, электротехник.

5) Социометрическое исследование: по данным результатам методик и

наблюдений видно, что хоть мальчик и замкнут, и обособлен одноклассники

относятся к нему положительно, его отношение к классу также положительное.

6) Рекомендации: педагогам- систематические индивидуальные беседы,

формирующие у него понимание того, что наиболее надежным, устойчивым

способом привлечения внимания окружающих, уважения и заботы с их стороны

является социально ценная, полезная для других деятельность. Так как у

Ивана самооценка занижена, я бы ему рекомендовала повышать ее, развивая в

себе способности, расширить круг общения.

Психологическая характеристика учащейся девятого класса, 1986 года

рождения, Тихонова Мария.

На основании результатов психологических, профессиональных тестов,

методик и наблюдений за подростком можно предположить следующее:

1) Личностные особенности: девочка задумчива, склонна к размышлениям, жизнь

представляется ей полигоном безграничных возможностей, наполненным

бесконечным смыслом и значениями. Натура вполне гармоничная, способна к

эмпатии, умеет дружить, общительная, оригинальная. Эстетически одаренная.

Коммуникативные и организаторские способности на среднем уровне.

2) Интеллектуальное развитие: в результате проведенной диагностики по

методике Амтхауэра уровень развития у данного подростка средний.

3) Профессиональная ориентация: имеет склонности к технике, химии, истории,

языка, литературе, искусству, педагогике. Подходят профессии творческого

типа. Человек-человек – ее тип профессии. Это значит, что ее интересуют

отношения между людьми, их здоровье, поведение, вкусы, мнения, потребности,

привычки, чувства и мысли. Жизнь в одиночку, в семье, в коллективе, в

государстве. Отношения между группами и сообществами людей. В результате

проведенного теста ее подходят такие профессии: менеджер по кадрам, по

продажам и маркетингу, секретарь, переводчик, косметолог, дизайнер,

художник по интерьерам, по гриму или костюмам и т.д.

4) Социометрическое исследование: по данным результатам вышеизложенных

методик следует, что работа в одиночку не для нее, она должна быть в

команде, так как боится брать на себя ответственность. В коллективе часто

проявляет инициативу, отношение одноклассников к ней адекватное.

5) Рекомендация: педагогу – активизировать потребность в деятельности.

Режим желателен более жестокий, мобилизирующий. Стремиться направлять

энергию в полезное русло.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.