реферат бесплатно, курсовые работы
 

Прогнозирование уровня и качества жизни населения

Совокупные доходы – вся сумма средств, полученная домашними

хозяйствами. В нее включаются:

1. все денежные доходы;

2. доходы от собственности, предпринимательской деятельности;

3. натуральные доходы;

4. прочие доходы (алименты и т.д.).

Располагаемые доходы – это номинальный доход за вычетом суммы

обязательных платежей и взносов. Располагаемые доходы – эта та сумма

средств, которой располагает население.

Реально располагаемые доходы – это располагаемые доходы,

скорректированные на индекс потребительских цен. Они показывают реальную

динамику доходов населения, без учета инфляционного роста доходов. Реально

располагаемые доходы можно определить по следующим формулам:

РД

РРД=------- или

Jp

РРД = РД * J руб., где

РРД – реально распологаемые доходы

РД – распологаемый доход

Jp – сводный индекс цен на товары и услуги

J руб – индекс покупательной способности рубля

В прогнозировании уровня жизни населения важно также не только

динамика средних показателей, но и дифференциация доходов населения, то

есть распределение общей массы доходов по группам населения. Для решения

этой задачи все население разбивается на группы кратные 10 или 20 процентам

численности населения с примерно равными доходами от самых бедных до самых

богатых.

По полученной таблице рассчитывается коэффициент Джини (индекс

концентрации доходов), который изменяется от 0 до 1 и чем он выше, тем выше

уровень неравенства в доходах населения.

Распределение общего объема денежных доходов населения /в процентах/

Таблица 3

| |1990 |1995 |1996 |1997 |1998 |

|Денежные доходы – |100 |100 |100 |100 |100 |

|всего | | | | | |

|В том числе по 20% | | | | | |

|группам населения: |9,8 |5,5 |6,2 |6,0 |6,2 |

|Первая (наим. доход) |14,9 |10,2 |10,7 |10,2 |10,5 |

|Вторая |18,8 |15,0 |15,2 |14,8 |14,9 |

|Третья |23,8 |22,4 |21,5 |21,6 |21,0 |

|Четвертая |32,7 |46,9 |46,4 |47,4 |47,4 |

|Пятая (наиб. доход) | | | | | |

|Коэффициент Джинни |0,260 |0,381 |0,375 |0,381 |0,379 |

*Экономико-социологические исследования Госкомстата РФ, 1999 г.

Из таблицы 3 видно, что доля доходов первой группы с наименьшими

доходами неуклонно снижается, а доходы последней группы с наибольшими

доходами возрастает. Для данных таблицы 3 можно построить кривую Лоренца.

Для этого по оси абсцисс откладываем доли групп (в процентах от их общего

числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат – доли доходов

рассматриваемых групп населения (в процентах от совокупности дохода).

Кривая Лоренца для доходов населения в 1998 году.

Теоретически при абсолютно равных доходах всего населения страны

кривая Лоренца имеет вид прямой. Фактически же она прямой не является. Чем

ниже кривая Лоренца расположена от прямой, тем выше дифференциация доходов

населения.

Для характеристики дифференциации доходов применяется также децильный

коэффициент, который показывает соотношение между средними доходами 10 %

наиболее обеспеченных граждан и средними доходами 10 % наименее

обеспеченных граждан. В России децильный коэффициент за годы реформ вырос с

5.4 в 1991 году, до 24 в 1998 году.

Следовательно, в РФ наблюдается рост дифференциации доходов населения.

Причем существует межотраслевая и межпрофессиональная дифференциация

доходов. С одной стороны это отражает общественную полезность тех или иных

отраслей, служит ориентиром занятости и подготовки кадров, способствует

переливу трудовых ресурсов в другие отрасли. Но с другой стороны, слишком

высокая дифференциация доходов способствует росту социальной напряженности.

В российской экономике с ее ориентацией на сырьевой экспорт и финансовую

деятельность, наибольший уровень доходов как раз и наблюдается в газовой,

нефтяной промышленности, а также в банковской и кредитно – финансовой

сфере. Очень высоко отставание уровня оплаты труда в бюджетной сфере,

угольной промышленности. Все это только способствует росту числа социальных

конфликтов.

3. Система социальной защиты населения.

Под термином социальная защита населения подразумевается система

экономических отношений, гарантирующая каждому человеку достойный уровень

жизни и обеспечивающий его необходимыми благами при утрате тех или иных его

способностей.

Основными составляющими системы соц. Защиты являются:

. защита от безработицы;

. обеспечение пособий для нетрудоспособных, инвалидов, обездоленных;

. оплата труда и пособия, обеспечивающие нормальный образ жизни;

. минимальное обеспечение жильем, услугами культуры, здравоохранения,

образования и др..

Социальная защита населения проявляется в разных формах таких как соцстрах,

государственный трансферты, индексация и др. Социальные трансферты – это

система мер денежной или натуральной помощи нуждающимся, не связанные с их

участием в хозяйственной деятельности. Механизм индексации доходов связан с

увеличением номинальных доходов населения в зависимости от роста цен. Этот

механизм может применяться только в бюджетной сфере. Социальное страхование

это вид социальной защиты, направленный на обеспечение соцгарантий по

защите граждан от социальных и профессиональных рисков. К государственному

социальному страхованию относятся пенсионное обеспечение, обязательное

медицинское страхование (ОМС), выплата пособий по государственной

социальному страхованию в случае безработицы, потери трудоспособности и

т.п.

В настоящее время основную работу по соцзащите населения выполняют

следующие органы:

1. Государственные органы социальной защиты населения;

2. Специализированные общественные и профессиональные организации;

3. Негосударственные коммерческие структуры;

4. Фонды благотворительности и милосердия;

5. Религиозные организации;

6. Профессиональные организации педагогов, юристов, социальных

работников;

7. Политические партии и общественные движения.

В РФ разработана госпрограмма социальных реформ на период 1996 – 2000 гг.,

основными целями которой является: достижение ощутимого улучшения

материального положения и условий жизни населения; достижение эффективной

занятости; гарантия конституционных прав граждан в области труда,

социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры, обеспечения

жильем; переориентация социальной политики на семью; улучшение

демографической ситуации.

Для достижения этих целей требуется восстановить роль доходов от основной

деятельности, как основного источника доходов населения; обеспечить

справедливое распределение доходов путем увеличения налоговой нагрузки у

лиц с высокими доходами и снижением нагрузки у лиц с низкими доходами;

стимулировать финансирование социальных программ не только из бюджетных

средств; создать систему адресной социальной помощи с учетом материального

положения семьи и заявительного принципа назначения пособий; повысить роль

социального страхования, чтобы гарантировать гражданам доступность

медицинской помощи; социального обслуживания, образования и культуры.

В области оплату труда правительством РФ предполагается обеспечить рост

реальной заработной платы в соответствии с квалификацией и результатом

труда работника. Реформирование оплаты труда должно осуществляться

экономическими методами, через налоговую систему. Также должны быть

использованы механизм социального партнерства между предпринимателями и

наемными работниками. Во внебюджетной сфере необходимо создать систему

гарантии минимального заработка, усилить государственное регулирование

оплаты труда руководителей государственных, казенных, муниципальных

предприятий, предприятий со смешанной формой собственности, а также

ужесточить ответственность за нарушение трудового законодательства. В

бюджетной сфере необходимо проводить повышение ставок заработной платы, при

этом учитывать рост уровня оплаты труда во внебюджетном секторе экономики.

Необходимо добиться, чтобы средняя заработная плата в бюджетной сфере не

была ниже 85% от среднего уровня оплаты труда в промышленности.

Реформирование системы охраны труда должно быть основано на повышении

ответственности работодателей в этой области и на переходе от системы льгот

за вредные условия труда к системе, которая бы стимулировала работодателей

к повышению безопасности труда работников. Для этого необходимо ввести

систему поощрения работодателей, систематически улучшающих условия труда на

предприятии. Для обеспечения государственных гарантий в области охраны

труда необходимо:

. Провести сертификацию производственных объектов на соответствие

требованиям безопасности;

. Организовать систему подготовки специалистов в данной отрасли;

. Продолжить разработки по совершенствованию законодательной базы,

стандартов безопасности труда;

. Ратифицировать конвенции Международной организации труда;

. Упорядочить систему контроля за соблюдением требований охраны труда;

. Завершить формирование государственной системы управления охраной труда.

Ситуация на рынке труда за годы экономических реформ существенно

изменилась: выросла безработица, поменялась структура занятости по отраслям

и секторам экономики. Существует сложное положение на предмет занятости

женщин и молодежи. Для преодоления негативных явления в сфере занятости

необходимо: проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой

политики, более полное использование имеющихся рабочих мест плюс создание

новых; разработка генеральной схемы развития рабочих мест; разработка

специальных программ для стабилизации занятости в регионах и отраслях;

развитие новых гибких форм занятости; полный пересмотр системы выплаты

пособий; новые пути поиска работы безработным; создание социальных

программ, направленных на расширение занятости отдельных социальных групп

(молодежи, инвалидов и др.).

Можно привести некоторые социальные гарантии, предоставляемые государством

населению: минимальный размер оплаты труда, минимальный размер пенсий по

старости, единовременное пособие при рождении каждого ребенка, ежемесячное

пособие на период отпуска по уходу за ребенком.

Размеры социальных гарантий в соотношении с величиной прожиточного минимума

в %. Таблица 5

| |1993 |1995 |1997 |1999 |

|Минимальный размер оплаты |39 |10 |19 |10 |

|труда | | | | |

|Тарифная ставка 1-го разряда|41 |19 |18 |10 |

|ЕТС оплаты труда в бюджетной| | | | |

|сфере | | | | |

|Минимальный размер пенсии по|63 |27 |25 |15 |

|старости | | | | |

|Ежемесячное пособие на детей|19 |8 |15 |7 |

|Минимальная стипендия : |39 |10 |38 |19 |

|В высших учебных заведениях | | | | |

|В средних и начальных |14 |7 |13 |7 |

Российский статистический ежегодник: Стат.сб.М.: Финансы и статистика, 1993-

99гг.

Как видно из таблицы 5 минимальные размеры соцгарантий гораздо ниже, чем

величина прожиточного минимума. Причем за последние годы эти значения

существенно снизились. Значительная часть соцвыплат достается семьям с

высоким и средним достатком. Удельный вес средств, поступающих населению,

живущему за чертой бедности в общем объеме соцвыплат составляет 19 % (в

развитых странах 50 %).

В сфере соцпособий необходимо ввести адресную соцпомощь. Например, пособие

на детей по своему размеру не значительно, они предназначены всем семьям

без относительно к доходу конкретной семьи. Если же перераспределить

пособия для тех кто в них нуждается и тем самым увеличить размеры, то это

должно повысить социальную защищенность детей из бедных семей.

В системе социально-культурного страхования одним из элементов не

эффективного расходования средств является частичная компенсация затрат на

санаторно-курортное лечение. Эти средства попадают к тем, кто и так может

оплатить часть путевки, и не достаются тем кто может оплатить путевку даже

со скидкой. Так происходит дотирование высокооплачиваемых работников.

В области соцстраха необходимо создать устойчивую финансовую систему,

обеспечивающую гражданам государственные гарантии. Реформирование системы

соцвыплат должно осуществляться по двум направлениям:

. Установление экономически обоснованных размеров социальных пособий в

соответствии с уровнем зарплаты. Стажем размером, перечисленных страховых

взносов.

. Осуществление принципа в соответствии с которым при наступлении

страхового случая, страховые выплаты осуществляются только при утрате

заработка.

В этой области должна быть дифференциация тарифов страховых взносов в

зависимости от величины расходов по каждому виду страхования.

Размеры назначенных пенсий Таблица 6

| |1992 |1994 |1996 |1998 |

|Реальный размер |51,9 |96,8 |108,7 |95,2 |

|назначенной пенсии в % | | | | |

|к предыдущему году | | | | |

|Средний размер месячных|116,9 |128,6 |116,0 |114,7 |

|пенсий в % к величине | | | | |

|прожит.минимума | | | | |

|Средний размер месячной|26,0 |35,6 |38,2 |36,4 |

|пенсии в % к ср.размеру| | | | |

|зарплаты | | | | |

Институт экономики РАН, Реформы пенсионного обеспечения, 1998г.

В последнее время в стране сложилась сложная ситуация с пенсионным

обеспечением. Размер пенсии довольно низок (Табл.6), выплата пенсии

осуществляется крайне нерегулярно. Действующая пенсионная система не

обеспечивает тесную зависимость размера пенсии с трудовым вкладом работника

и следовательно заинтересованность работника в формировании бюджета

пенсионного фонда.

В области пенсионного обеспечения необходимо:

. Активизировать работу по мобилизации средств в пенсионный фонд.

. Осуществлять индексацию пенсий не только с учетом роста цен, но и с

учетом роста среднемесячной зарплаты, обеспечить соответствие величины

минимальной пенсии величине прожиточного минимума.

. Разработать механизм учета зарплаты для исчисления и пересчета пенсий.

. Развитие негосударственных пенсионных фондов, при усилении

государственной поддержки и защиты плательщиков взносов.

Предоставление пенсионных льгот работникам в связи с тяжелыми условиями

труда подлежит реформированию путем постепенного переноса ответственности

за финансирование таких льгот на работодателей посредством создания

профессиональных пенсионных систем. В пенсионной системе уже введен

персонифицированный учет страховых взносов каждого работника.

В сфере соцобслуживания наблюдается недостаточная материально-техническая

база и финансирование отрасли. Необходимо принять меры по преодолению

дефицита мест в стационарных учреждениях социального обслуживания и

обеспечению всех нуждающихся в социальной помощи и услугах в стационарных

условиях и на дому. Важна разработка стандартов социального обслуживания

населения и порядка лицензирования этой деятельности. Должна быть

продолжена работа по расширению сети учреждений.

Существуют также установленные законодательством нормативы бюджетных

расходов на:

- образование – не менее 10% национального дохода;

- высшее образование – не менее 3% расходной части федерального бюджета;

- науку – не менее 4% расходной части федерального бюджета;

- культуру и искусство – не менее 2% расходной части федерального бюджета.

Заключение.

Прогнозирование уровня жизни и социальная защита населения являются важной

функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу,

поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается на государство.

Непродуманная политика государства в этой области может привести к росту

социальной напряженности.

Финансирование данной сферы явно недостаточно. Для решения этой проблемы

необходим перевод теневой экономики в легальное положение, в том числе и за

счет снижения налогового бремени. Необходимо оздоровление экономики,

повышение уровня реальной заработной платы, которая должна явиться стимулом

роста производительности труда, экономической активности населения. Это с

одной стороны приведет к росту налоговых отчислений и следовательно

увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны к снижению доли

граждан, реально нуждающихся в помощи государства.

При нынешней скудности финансовых ресурсов необходимо перейти от принципа

социальной помощи всем гражданам к адресной помощи тем, кто в ней

действительно нуждается. Должен быть усилен контроль за использованием

средств внебюджетных целевых фондов, усилена ответственность за нарушение

законодательства. Надеюсь, что политика вновь избранного Президента РФ

Путина В.В. в области социальной защиты населения будет более грамотной,

что приведет к повышению уровня жизни граждан, обеспечению достойной жизни

пенсионеров, сирот, инвалидов и др. социально незащищенных слоев населения.

Список используемой литературы:

1. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебник под

редакцией Т.Г. Морозовой, Москва, ЮНИТИ.1999г.

2. Государственной регулирование экономики и социальный комплекс.

Учебное пособие под редакцией профессора Т.Г. Морозовой и доцента

А.В. Пикулькина. Москва. Финстатинформ,1997.

3. Экономика. Учебник под редакцией А. С. Булатова. Москва. Бек.1997

4. Черныш Е.А., Молчанова И.П., Новикова А.А., Салтыкова Т.А.,

Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Москва.

Финстатинформ.1999

5. Российский статистический ежегодник: статистический сборник.

Госкомстат России. Москва.1999

6. Федеральный закон №123-ФЗ от 24.10.97 «О прожиточном минимуме в РФ»

7. Программа социальных реформ в РФ на период 1996-2000 г.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.