реферат бесплатно, курсовые работы
 

Прогнозирование и планирование развития социальной сферы

Прогнозирование и планирование развития социальной сферы

Содержание

Введение 3

1.Социальная сфера и ее роль в современном обществе 4

2.Социальная политика. Показатели, характеризующие уровень жизни

населения…. 8

3.Социальные нормативы. Минимальный потребительский бюджет и

минимальная заработная плата 10

4.Прогнозирование и регулирование оплаты труда 15

5.Баланс денежных доходов и расходов населения, его роль и методика

разработки…… 18

6.Реформирование общественных фондов потребления и прогнозирование

реальных доходов населения 21

7.Проблемы прогнозирования и меры улучшения планирования развития

социальной сферы 25

Заключение 26

Список использованных источников 27

Введение

Ведущие страны рыночной экономики большое внимание уделяют

эффективному функционированию таких отраслей, как образование, культура,

здравоохранение, туризм и отдых, жилищно-коммунальное хозяйство, экология.

Совокупность этих отраслей обычно определяется как социальная сфера. По

мере развития рыночной экономики значение социальной сферы постоянно

возрастает.

Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования

заключается в том, что бы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего

или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь

реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой

– способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный

прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в

прогнозируемом периоде.

Актуальность данной темы заключается в том, что в стране еще не

достаточно полно на практике отражаются те социальные гарантии, о которых

говорит Конституция.

Современные условия хозяйствования требуют максимального расширения

сферы и совершенствования методов прогнозирования и планирования. Чем выше

качество прогнозов и планов, тем более весомым будет их вклад в

общественное развитие.

Важными задачами, которые обычно ставятся перед исполнителями при

прогнозировании и планировании, разработке соответствующей концепции,

программы, мероприятия, является сохранение и развитие высокоэффективной

структуры экономики, достаточного уровня доходов и социальной защищенности

населения, поддержание имеющихся и налаживание новых многообразных

экономических связей в масштабах региона, государства и с внешним миром.

Социальная сфера и ее роль в современном обществе

Социальная сфера – это совокупность отраслей национального хозяйства,

создающая социальные блага в виде услуг образования, здравоохранения,

культуры, туризма и т. д.

Отрасли социальной сферы приобретают все большее значение в развитии

общественного производства. Они оказывают непосредственное влияние на

уровень благосостояния, качество жизни населения.

В странах с социальной рыночной экономикой в социальную сферу ежегодно

осуществляются огромные инвестиции. В ней сосредоточены значительные

материальные, трудовые и финансовые ресурсы.

В России функционирование отраслей социальной сферы все еще

осуществляется по второстепенному принципу. Нам пока не удалось в полной

мере осознать роль социальной сферы в современном обществе. Недопонимание

ее значения в качестве одного из главных факторов социально-экономического

прогресса, социальной ориентации экономики несомненно тормозит ход

экономических реформ.

Важное место среди отраслей социальной сферы занимает образование. Оно

направлено на повышение качества работников, приумножение образованности,

интеллектуальности, духовного потенциала общества. Образование играет

существенную роль в повышении производительности труда. В начале XXI века

для успешного социально-экономического развития общества требуется

высококачественная рабочая сила, обладающая высоким уровнем образования,

профессиональной подготовки. Высококвалифицированная рабочая сила

обеспечивает объем валового национального продукта, рост качества

продукции, экономное использование ресурсов и т. д.

Основные показатели, характеризующие уровень образования в России,

отражены в таблице 1.

Таблица 1 - Основные показатели образования в России[1]

|1939 |26,6 |61,1 |24,6 |

|1959 |60,9 |85,0 |55,0 |

|1970 |89,7 |94,9 |86,7 |

|1979 |98,5 |98,8 |98,0 |

|1989 |99,7 |99,8 |99,4 |

|1994 |99,8 |99,9 |99,6 |

|2002 |99,8 |99,8 |99,5 |

Здравоохранение способствует улучшению здоровья населения, росту

продолжительности жизни. Эффективное функционирование здравоохранения

позволяет избавиться от ущерба, который мог бы быть нанесен национальной

экономике в результате нетрудоспособности работников. Благодаря расширению

системы здравоохранения, использованию современного медицинского

оборудования, удается улучшить качество медицинского обслуживания, добиться

уменьшения заболеваемости. Все это позволяет повысить производительность

труда, увеличить важнейшие макро- и микроэкономические показатели.

[pic]

Рис. 2. Обеспеченность населения медицинскими кадрами в России[4]

Данные рис. 2 показывают, что в российском здравоохранении наметилась

тенденция к сокращению численности среднего медицинского персонала. Это

объясняется, прежде всего, недостаточно высокой оплатой труда данного вида

медицинских работников. Такая ситуация осложняет и замедляет лечебный

процесс, что негативно сказывается на качестве медицинского обслуживания.

Большое влияние на состояние духовного потенциала-общества оказывает

культура. Развитие культуры как отрасли национальной экономики

характеризуется с помощью таких показателей, как число профессиональных

театров, цирков, музеев, учреждений культуры клубного типа, число их

посещений, а также количество массовых библиотек, тиражи книг, брошюр,

газет и т. д.

По мере роста доходов населения усиливается значение туризма, отдыха,

физической культуры и спорта. Эти виды экономической деятельности влияют на

уровень здоровья населения, его образовательный, культурный уровень. Услуги

туризма, отдыха, физической культуры и спорта требуют соответствующей

материальной базы в виде санаториев, домов отдыха, гостиниц, мотелей,

спортивных сооружений.

Таблица 3 – Спортивные сооружения в Российской Федерации[5]

| |1970 |1980 |1990 |1995 |2000 |2002 |

|Стадионы с трибунами на 15 |1573 |1941 |2218 |2260 |2239 |2313 |

|тыс. чел. и более | | | | | | |

|Спортивные залы, тыс. |25,6 |41,1 |48,5 |50,2 |51,0 |53,2 |

|Плавательные бассейны |378 |793 |2059 |2351 |2408 |2520 |

|Плоскостные спортивные |226,8 |241,2 |142,7 |99,3 |80,7 |89,2 |

|сооружения (площади и поля), | | | | | | |

|тыс. | | | | | | |

Социальная политика. Показатели, характеризующие уровень жизни населения

Социальная политика государства – это комплекс организационных,

экономических и других мероприятий по улучшению материального

благосостояния, духовному и физическому развитию населения, оказанию

поддержки инвалидам и малообеспеченным гражданам.

Учитывая комплексный и многоплановый характер определения «социальная

политика», ее обычно расчленяют на следующие составные части:

1) политика доходов населения;

2) социальная защита граждан;

3) развитие системы здравоохранения, образования, культуры,

обеспечения товарами, услугами, условиями проживания;

4) молодежная политика.

Особенно важное место в социальной политике государства занимает

выработка и применение наиболее эффективного механизма формирования доходов

населения. Главным ее содержанием является создание благоприятных условий,

позволяющих экономически активной части населения зарабатывать средства,

величина которых состоит из суммы получаемой заработной платы, поступлений

от владения собственностью, выплат из общественных фондов потребления и

некоторых других. Воздействие на уровень доходов осуществляется через

договорные отношения между работниками и работодателями, систему

налогообложения, создание условий для роста заработной платы и другие

элементы.

Социальная защита граждан включает оказание материальной и другой

поддержки социально уязвимым группам населения (пенсионерам, инвалидам,

безработным, многодетным семьям и др.). Важное место в сфере социальной

защиты граждан отводится обеспечению занятости населения.

Социальная политика в области здравоохранения, образования, культуры,

обеспечения товарами, услугами, условиями проживания включает перечень

различных мер по их дальнейшему развитию, максимальной доступности и охвату

населения, в том числе:

V здравоохранение – гарантированное обеспечение установленного

объема медицинской помощи в государственных учреждениях

здравоохранения, использование дополнительных источников

финансирования по мере экономического развития первичной

медицинской помощи, укрепление материально-технической базы

медицинских учреждений, улучшение обеспечения лекарствами;

V образование – формирование интеллектуального потенциала нации,

способного активно влиять на развитие экономики, науки и

культуры, создание рациональной сети учебно-воспитательных

учреждений, обновление и расширение материально-технической

базы, развитие многовариантной системы профессионального

образования и др.;

V культура – повышение уровня и качества услуг, предоставляемых

учреждениями культуры и искусства, обеспечение их доступности

для широких масс населения, укрепление и обновление материально-

технической базы и др.

Соответствующие мероприятия предусматриваются в сферах торговли,

жилищного строительства, транспорта, связи, бытового обслуживания, экологии

и в других направлениях, связанных с условиями проживания населения.

Молодежная политика включает вопросы образования, профессиональной

подготовки, воспитания, занятости, улучшения жилищных условий, поддержки

учащихся и студентов, талантливой молодежи, адаптации вхождения в трудовую

деятельность юношей и девушек в возрасте до 30 лет.

Величина доходов, других благ и услуг, их распределение по группам

населения во многом определяют уровень жизни. Уровень жизни – это степень

обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными и духовными

благами. Он характеризуется системой количественных и качественных

показателей: общим объемом потребляемых благ и услуг, реальными доходами,

размерами оплаты труда, социальными выплатами, накопленным имуществом,

денежными сбережениями, условиями труда, продолжительностью свободного

времени и т.д.

В качестве обобщающего показателя оценки уровня жизни населения ООН

рекомендован индекс человеческого развития (ИЧР), учитывающий следующие

компоненты: размер ВВП на душу населения с учетом покупательной способности

денежной единицы, продолжительность жизни и уровень образования граждан.

Социальные нормативы. Минимальный потребительский бюджет и

минимальная заработная плата

Необходимость проведения активной социальной политики, направленной на

поддержание уровня жизни населения и обеспечение социальной защиты наиболее

нуждающихся граждан, обусловливает широкое использование в прогнозировании

и планировании социальных нормативов. С их помощью определяются масштабы

рационального решения жизненно важных вопросов, обеспечивающих более полное

удовлетворение потребностей людей, условия для лучшего развития личности.

Нормативы являются критериями эффективного распределения ресурсов

потребления, социальными гарантиями в области доходов, цен, потребления и

при индексации доходов населения. Они широко используются в качестве базы

при обосновании мероприятий по повышению уровня жизни и его выравниванию в

территориальном разрезе, выделению необходимых средств в непроизводственное

строительство, определению масштабов производства различных товаров и

услуг.

Социальные нормативы должны представлять собой научно обоснованные

ориентиры, являться эталонами, к достижению которых необходимо стремиться

при решении проблем социально-экономического развития.

Исходя из количественных и качественных требований разрабатываются три

вида социальных нормативов: минимально необходимые, рациональные

(оптимальные) и максимально допустимые для отдельных условий труда и

состояния окружающей среды.

В зависимости от особенностей потребления социальные нормативы могут

быть индивидуальными и коллективными. Первые рассчитываются на одного

человека. Это нормы потребления товаров и услуг, обеспеченности жилой

площадью и др. Вторые применяются в отношении жизненных благ совместного

пользования – предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения.

Социальные нормативы изменяются под воздействием развития производительных

сил, изменения общего уровня жизни, потребностей населения, цен, других

факторов.

Многообразие социальных нормативов, их специфичность обусловливают

необходимость использования самостоятельных методик их определения. Вместе

с тем учитывается ряд общих требований, таких, как применение программно-

целевого подхода, определение соотносящихся критериев, выявление факторов,

влияющих на нормативы, их количественная оценка, проведение экспертных

оценок, опросов населения, а при необходимости – и специальных

экспериментов.

В зависимости от функциональных особенностей применения социальные

нормативы можно сгруппировать по блокам[6]:

1-й – формирование доходов и расходов населения;

2-й – социальное обеспечение;

3-й – социальная демография;

4-й – потребление населением материальных благ и платных услуг;

5-й – жилищно-коммунальные условия жизни населения;

6-й – развитие торговли, общественного питания и бытово-го

обслуживания;

7-й – транспорт и связь;

8-й – охрана здоровья населения;

9-й – рабочее, нерабочее и свободное время;

10-й – организация и условия труда;

11-й – состояние и охрана окружающей среды.

Каждый блок состоит из набора конкретных показателей и нормативов,

характеризующих отдельные аспекты жизнедеятельности людей:

V формирование доходов и расходов населения — минимальный

потребительский бюджет (МПБ), минимальная заработная плата

(МЗП), размер заработной платы, выплаты из общественных фондов

потребления и др.;

V социальное обеспечение – размер и условия предоставления пенсий,

пособий, льгот на услуги здравоохранения, жилищно-коммунальное

обеспечение и др.;

V социальная демография – удельный вес молодежи, пенсионеров,

трудоспособного населения в его общей численности, рождаемость,

смертность людей, среднее количество детей и др.;

V потребление населением материальных благ и платных услуг –

потребление продовольственных товаров, обеспеченность товарами

длительного пользования (холодильниками, легковым

автотранспортом, телевизорами и т.д.), радиоэлектронными

средствами связи и др.;

V жилищно-коммунальные условия жизни – количество жилой и общей

площади на одного жителя, обеспеченность горячей и холодной

водой, отоплением и др.;

V развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания

– обеспеченность столовыми, парикмахерскими и др.;

V транспорт и связь – транспортная подвижность населения, средняя

продолжительность и протяженность поездки одного пассажира,

количество установленных телефонных аппаратов на 1000 жителей и

др.;

V охрана здоровья населения – средняя продолжительность жизни,

обеспеченность лечебными учреждениями и др.;

V рабочее, нерабочее и свободное время – продолжительность

рабочего дня, время, связанное с восстановлением

жизнеспособности, и др.;

V организация и условия труда – коэффициент занятости трудовой

деятельностью, уровень загрязнения воздуха в производственных

помещениях, наличие ионизирующих излучений, степень механизации

ручного и тяжелого физического труда и т.д.;

V состояние и охрана окружающей среды – выбросы вредных веществ в

воздушный бассейн, обеспеченность питьевой водой и др.

Социальные нормативы создают основу для выполнения прогнозных и

плановых расчетов социально-экономического развития страны и уровня жизни

населения.

Одним из важнейших социальных нормативов является минимальный

потребительский бюджет.

Минимальный потребительский бюджет – это стоимость

материального обеспечения жизни человека продуктами питания, основными

непродовольственными товарами и платными услугами по научно обоснованным

нормам и нормативам. МПБ характеризует ту величину доходов, которая

позволяет удовлетворить потребности в питании на уровне минимальных

физиологических норм, возмещающих энергетические затраты организма,

достаточные для жизнедеятельности взрослого человека, роста и развития

детей, сохранения здоровья в пожилом возрасте, удовлетворения минимальных

потребностей в предметах одежды, санитарии и гигиены, культурных запросов,

оплаты жилищно-коммунальных услуг и транспорта.

Бюджет рассчитывается для одиноких и семейных – с учетом численного и

возрастного состава семей или на типичную семью, для различных социальных

групп населения – рабочих, служащих, пенсионеров, для работников

физического и умственного труда. Этот дифференцированный подход позволяет

учитывать все факторы формирования доходов, расходов и потребления, а,

следовательно, более обоснованно определять минимальные размеры заработной

платы, пенсий, пособий, стипендий.

Практическая значимость норматива состоит и в том, что соответствующий

набор материальных благ и услуг или потребительская корзинка служат для

расчетов динамики стоимости жизни работающих и их семей. Можно также

установить влияние на нее отдельных факторов: цен и тарифов, уровня и

структуры потребления. При повышении цен и тарифов МПБ позволяет

определить, насколько возросла стоимость жизни людей, установить размер

доплаты к заработной плате, стипендиям, пенсиям, пособиям, чтобы поддержать

их реальное содержание.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.