реферат бесплатно, курсовые работы
 

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

подростка противоправного поведения. Период адаптации в школе - один из

наиболее напряженных периодов социального становления личности, ребенку

приходится привыкать к новым условиям и режиму работы, новым людям, системе

требований к себе и оценок себя как личности со стороны окружающих. Быт,

вся жизнь семилетних детей всецело зависит от взрослых, и они, взрослые, в

первую очередь социальный педагог и родители, определяют успехи и неудачи

социализации личности школьника на данном этапе. Более того, в начальных

классах во многом предопределяется и общая направленность социализации

учащегося. Следовательно, причины "неожиданных” превращений подростков в

трудных, будь то в 4—6-м или даже 8-9-м. классах, следует искать в

начальной школе. "Без преувеличения можно сказать, что иногда одно слово,

сказанное учителем первокласснику в ту минуту, когда его чувствительное

сердце доверчиво открыто перед людьми, определяет судьбу ребенка на всю

жизнь", — писал по этому поводу В.А. Сухомлинский. (51, 476-477)

Оценивая социальную адаптацию в начальных классах как важнейший этап

работы по ранней профилактике трудновоспитуемости школьников, не следует,

однако, забывать, что педагогическая запущенность или трудновоспитуемость

как система устойчивых отклонений в отношениях не типична для 7- 10-летних

ребят. Исследователи отмечают, что в младших классах ребенок, безусловно,

ориентируется в нормах поведения на учителя. (43, 56)

Дети приходят в школу с желанием учиться, узнать новое, интерес к

знаниям у них тесно переплетается с отношением к учению как к серьезной,

общественно значимой деятельности они обнаруживают исключительно

добросовестное и прилежное отношение к делу.

После рассмотрения указанных возрастных характеристик младших

школьников становится понятным, что негативизм, упрямство, самоуверенность,

неадекватно высокая оценка своих способностей, знаний и умений, которыми

объясняется большинство проступков ребят этого возраста, не свидетельствуют

о нежелании учиться или о неуважении к учителю, скорее, наоборот, ребята

могут демонстрировать эти качества с целью быть замеченными.

Предупредительная работа на этом этапе заключается в умении социального

педагога увидеть неблагополучие в духовной жизни маленького школьника в

классе или дома, понять причины его дискомфорта и помочь ему преодолеть

трудности, с которыми сам он не в силах справиться. Поскольку авторитет

педагога здесь очень высок (психологи отмечают, что он даже выше

родительского), и влияние его осуществляется на базе учения - основной,

ведущей деятельности маленького школьника, то можно предполагать, что

личность каждого ученика начальных классов развивается в соответствие с тем

проектом, который составил для него социальный педагог. Капитуляцию же

учителя в виде убежденности в "неисправимости" ребенка, следует расценивать

как непременное условие закрепления в поведении детей неодобряемых

обществом поступков и одну из причин появления первых форм педагогической

запущенности.

Такое понимание явления трудновоспитуемости и взгляд на начальные

классы как на самый ответственный этап профилактической работы позволяет

выделить ее важнейшую специфическую особенность, а именно, что

непосредственным объектом профилактического воздействия учителя начальных

классов выступает прежде всего не личность ребенка, а процесс его (ребенка)

взаимодействия с ближайшим социальным окружением и, в первую очередь, с

учителем, родителями и одноклассниками. Особое внимание следует обратить на

безотлагательное включение ребенка в систему деловых, в данном случае

учебных отношений, сохранение и укрепление социально ценных и

познавательных мотивов учебной деятельности, которые, как отмечают

психологи, доминируют у детей при поступлении в школу.

Утрата положительных мотивов учения, которая возникает как результат

противоречий между возможностями ребенка и требованиями учителя, является

первым показателем неблагополучия в процессе социализации личности

школьника и, как правило, влечет за собой все новые и новые осложнения,

результатом которых является постепенное, но неуклонное отторжение ученика

от жизни класса. Именно неуспеваемость и "отсев" трудновоспитуемых

учеников из школы составляют самые важные проблемы криминологического

характера в области школьного воспитания.

В силу этого к наиболее эффективным мерам предупреждения

трудновоспитуемости в начальных классах следует отнести прежде всего те,

которые снимают напряженность ребенка в классе, помогают ему успешно

включиться в систему связей и отношений, предложенную школой, открывают

реально приемлемые для ребенка пути социальной адаптации.

Итак, начальный период обучения в школе предоставляет поистине

неисчерпаемые возможности для плодотворного влияния на личность каждого

ученика. И если исходить из того, что все учителя начальных классов имеют

соответствующую профессиональную подготовку, высокий уровень нравственно-

культурного развития и обладают необходимыми педагогу качествами личности,

то можно предположить, что трудности воспитательного воздействия на детей

младших классов сопряжены главным образом с необходимостью

дифференцированного подхода к ученикам и их родителям, с правильной оценкой

направленности воспитательного влияния семьи. И действительно, для того

чтобы успешно осуществлять предупредительную функцию, социальному педагогу

надо обеспечить индивидуальную работу в пределах, по крайне мере, трех

подгрупп учащихся: которые не имеют отклонений в системе отношений; имеют

некоторые отклонения в отдельных видах отношений на фоне общего

положительного отношения к действительности; имеют довольно устойчивые

отклонения в одном, некоторых или всех видах отношений, т.е. находятся на

стадии значительной педагогической запущенности (трудновоспитуемости).

Обобщение передовой педагогической практики показывают, что детей,

относящихся к третьей группе, среди учеников общеобразовательных школ

немного, бывают они далеко не в каждом классе. Наиболее распространенная

ошибка недостаточно опытных учителей зачастую и состоит в том, что они

ошибочно относят к третьей группе трудновоспитуемых всех учеников, у

которых при общей положительной ориентации проявляются лишь отдельные

неустойчивые признаки отклоняющегося поведения.

С учетом приведенной классификации работа по профилактике

трудновоспитуемости в начальных классах представляет собой комплекс

взаимосвязанных мер педагогического характера по предотвращению проявлению

любых отклонений в поведении детей (общая профилактика) и преодолении уже

сформировавшегося у отдельных детей неприемлемого в нашем обществе

отношения к людям, своим обязанностям. Оптимальные условия для

предупреждения и преодоления педагогической запущенности создаются лишь

там, где семья, школа выступают как единое целостное образование неделимо

от воспитательной среды предъявляют к нему единые требования,

руководствуются едиными критериями при оценке способностей и достижения

школьника.

Однако такое единодушие учителя, родителей и представителей

общественности не достигается стихийно.

Усложнение учебных программ, повышение ответственности учителя,

уровень воспитанности каждого ребенка, функционирование широкой сети групп

и даже школ продленного или полного дня значительно расширив содержательную

сторону контактов учителя с учеником и его родителями повысило

требовательность школы к воспитательному влиянию семьи. В тоже время, в

порядке обратной связи отмечается общая тенденция повышения

требовательности родителей к школе и учителю, которая в начальных классах

конкретизируется в ожидании от ребенка высокой успеваемости. Родители

дошкольников младших школьников, как правило, еще не видят пробелов в

воспитании своих детей. В силу этого, для них часто бывают неожиданными, и

всегда неприятными любые нарекания учителя на ребенка, и это нередко

порождает напряженность в отношениях семьи и школы. Недовольство учителем,

недоверие к нему, постоянная ревизия его указаний и оценок, как и

равнодушие родителей к этим вопросам, непременно передаются детям,

подрывают авторитет учителя и, таким образом, разрушают ту устойчивую

отправную платформу воспитания, какой служит безусловное уважение ребенка

взрослым. И, по-видимому, среди причин ранней эмансипации некоторых детей

немаловажную роль играют недостаточно организованные взаимоотношения семьи

и школы.

Вместе с тем, учителям все еще приходится встречаться с родителями,

которые придерживаются в вопросах воспитания старых домостроевских

взглядов. Такое влияние некоторые родители стараются распространить и на

школу, что осложняет взаимоотношения семьи и школы, наносит ущерб

общественному воспитанию школьников.

Нередко причиной несложившихся между семьей и школой отношений

становится учитель. Неумение или нежелание организовать педагогически

целесообразные отношения с семьями своих воспитанников свидетельствуют о

низкой педагогической и этической культуре педагога и одновременно являются

одной из причин формирования антиобщественного поведения школьника.

Эффективность и качество профилактической работы учителя определяется не

количеством посещений семей, вызовов родителей в школу или нотаций ребенку,

а умением правильно оценить конкретную воспитательную ситуацию и придать ей

педагогическую целесообразность. Поскольку правильные отношения учителя с

семьями воспитанников являются непременным условием успешной работы по

ранней профилактике трудновоспитуемости, организация таких отношений должна

стать объектом осознанной и целенаправленной деятельности учителя,

основанной, на объективных данных о возможностях и особенностях

воспитательного влияния каждой семьи, а также на умении организовать

дифференцированный подход к семьям и учащимся.

Надежной основой взаимодействия семьи, школы и общественности является

гарантированное государством единство целей и задач семейного и

общественного воспитания. Все родители мечтают видеть своих детей

всесторонне и гармонично развитыми, физически и духовно совершенными

людьми.

Учителю, как правило, не приходится корректировать общие задачи

семейного воспитания. Но, в то же время, он постоянно сталкивается с

фактами, которые свидетельствуют о неумении многих родителей ставить и

решать конкретные воспитательные задачи и находить наиболее рациональные

средства их осуществления. Именно в этих вопросах семьи больше всего

нуждаются в дифференцированной помощи педагога. При этом, учителю нужно

учесть ряд объективных показателей, среди которых первостепенное значение

имеет образовательный и непосредственно связанный с ним культурно-этический

уровень семьи, отношение родителей к своим общественным обязанностям,

взаимоотношения взрослых членов семьи, их отношение к ребенку и характер

требований к школе.

Возможны случаи, когда родители, которые не интересуются школьными

делами своих детей, считают, что за все несет ответственность учитель, и

уже этим настраивают своих детей против школы. Такая позиция родителей, к

сожалению, нередко наблюдается даже в полных, внешне нормальных семьях, где

отец и мать, всецело отдаваясь работе, своеобразно понимают возрастание

роли школы в формировании личности ребенка и передают учителю вместе с

детьми все свои обязанности по их воспитанию. Но наиболее типична

конфликтная ситуация в неблагополучных семьях, где родители пьянствуют,

ведут аморальный антиобщественный образ жизни. Задачи учителя здесь

значительно сложнее. Это, во-первых, обеспечить компенсацию недостатков

семейного воспитания, т.е. тонко понять ребенка и постараться дать ему в

школе все то, чего он лишен дома, и, во-вторых, совместно с родительским

активом школы принять меры к оздоровлению воспитательной ситуации в семье.

В тех случаях, когда это невозможно, необходимо добиться своевременной

изоляции ребенка от родителей — помещения его в школу-интернат, а в

необходимых случаях, через соответствующие органы возбудить вопрос о

лишении родителей их прав на ребенка.

Таким образом, ведущим принципом работы по предупреждению и преодолению

трудновоспитуемости среди учащихся начальных классах является принцип

комплексного воздействия непосредственно на ребенка и на его

микросоциальное окружение, прежде всего на семью. Установление подлинного

единства взаимодействия семьи и школы в понимании конкретных,

продиктованных данным этапом жизни ребенка задач воспитания, выделение

единых критериев оценки достижений и методов воспитания обеспечивает

устранение первопричины отклонения в поведении школьников. Решение этой

задачи возможно лишь на основе дифференцированного подхода к работе с

детьми и их родителями при правильной оценке системы отношений каждого

ученика, а также особенностей направленности воспитательного воздействия

каждой семьи. Именно дифференциация, вдумчивый отбор форм и методов

индивидуальной работы с родителями позволяют опытным педагогам избежать

противопоставления требований школы и семьи, обеспечить подлинное единство

их действий.

Решение этих задач возможно лишь при условии, когда учитель сочетает

чуткое и внимательное отношение к каждому ученику и его родителям, глубоким

пониманием особенностей современной семьи как социального института. Это

позволяет педагогу найти правильный тон в работе с учениками и их

родителями, создать ту атмосферу дружелюбия и взаимного понимания, которая

наилучшим образом способствует адаптации учащихся младших классов в школе.

В современных условиях работы школы особую актуальность приобретает

принцип организации воспитательного влияния на семью через ребенка, когда

родители на примере собственного сына или дочери убеждаются в правильности

и жизненной важности предъявляемых школой требований. Этот принцип не нов в

педагогике. Он сформулирован еще в 30-е годы А.С.Макаренко: "Нужно детей в

школе воспитывать так, чтобы они вносили в семью дополнительную здоровую

струю, не то, чтобы перевоспитывали семью, а чтобы они шли в семью как

представители государственной школы и несли эти идеи в жизнь.(38, 247, 480)

Наиболее благоприятные условия для воспитательно-предупредительной

работы создаются там, где школа предупреждает появление напряженности в

отношениях между учителем и родителями, между взрослыми и детьми.

2.2 Опытно-экспериментальная работа по ранней профилактике

противоправного поведения несовершеннолетних в начальных классах

Известно, что процесс социализации ребенка начинается с первых дней его

жизни. Формирование человека протекает особенно активно в раннем детстве.

А.С.Макаренко писал, что «... главные основы воспитания закладываются до

пяти лет и то, что вы сделали до пяти лет, - это 90% всего воспитательного

процесса, а затем воспитание человека продолжается, обработка человека

продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми

вы ухаживали, были до пяти лет». (38, 461)

Ошибки, допущенные в воспитании ребенка в раннем детстве, нередко

накладывают отпечаток на всю его последующую жизнь. К сожалению, родители,

воспитатели и учителя не всегда замечают отрицательные черты в поведении

дошкольника и младшего школьника, а, заметив, не придают им значения,

считая, что ребенок еще мал, подрастет, научится, и исправится. При таком

отношении к воспитанию создаются условия, при которых незначительные, на

первый взгляд, недостатки ребенка, повторяясь многократно, переходят в

привычку и выражаются в проявлении различных отклонений в его поведения.

Учителя, родители встречают большие трудности в преодолении

педагогической запущенности подростков, накопивших в течение длительного

времени большой отрицательный нравственный опыт. Положение усугубляется

специфическими особенностями подросткового возраста. У младшего школьника

нравственный опыт меньше, а потому отклонения в поведении еще не

закрепились достаточно прочно. Кроме того, психика детей этого возраста

отличается повышенной пластичностью. Эта особенность детской психики

способствует облегчению процесса перевоспитания. Однако, несмотря на то,

что нежелательные навыки и привычки младшего школьника еще не успели

приобрести стойкость, требуется большая затрата сил, чтобы помочь ребенку

избавиться от ряда отрицательных черт, развить и закрепить новые

положительные качества.

В связи с этим, предупреждение педагогической запущенности

целесообразно осуществлять в период младшего школьного возраста. Именно у

младших школьников, когда еще не сложились стойкие навыки и привычки

отрицательного поведения, когда идет активное формирование черт личности,

имеются реальные возможности для достижения положительного результата в

перевоспитании.

Педагогическая практика показывает, что именно на первом этапе обучения

и воспитания имеются значительные предпосылки для успешного перевоспитания

ребенка. Данное положение обусловливается следующим:

- во-первых, отрицательные качества личности младшего школьника не

успевают приобрести ту прочность и устойчивость, которая характерна для

детей старшего школьного возраста;

- во-вторых, нервная система ребенка в младшем школьном возрасте более

пластична, чем у подростков и старшеклассников, благодаря чему он легче

поддается перевоспитанию;

- в-третьих, требования первого учителя, его информация воспринимаются

младшим школьником с особым интересом и обязательностью;

- в-четвертых, длительное общение с учеником начальных классов в

процессе обучения и воспитания позволяет учителю наблюдать его в большом

числе ситуаций, изучать его индивидуальные особенности, положительные и

отрицательные стороны, целенаправленно и систематически воздействовать на

его нравственное развитие;

- в-пятых, на первом этапе учебно-воспитательной работы имеются

наиболее благоприятные условия для установления контактов с родителями

трудновоспитуемых школьников, осуществления единства воздействий на них со

стороны семьи и школы.

В нашем исследовании предпринята попытка выявить наиболее характерные

признаки трудновоспитуемости младших школьников, проанализировать причины

их возникновения и определить педагогически целесообразные меры воздействия

на ребенка с целью преодоления отклонений в его поведении.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в трех классах школы №

43 г. Белгорода. Школа №43 имеет статус общеобразовательной. В ней

обучается 976 человек в 44 классах. Школа находится в неблагополучном

районе с повышенной криминальной обстановкой. Это обусловлено тем, что в

районе в основном новые дома, в которых собираются группы подростков, также

известно большое количество случаев употребления наркотиков, часты уличные

драки, мелкие кражи, совершенные подростками. В районе мало учреждений для

проведения детьми внеучебного времени.

Исследование проводилось в третьих классах, в которых обучается 35

человек, из них 2 – из неблагополучных семей, 9 - из неполных, 3 – из

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.