реферат бесплатно, курсовые работы
 

Проблемы социализации подростков

Проблемы социализации подростков

Министерство образования Российской Федерации

Уральский государственный университет им. А.М. Горького

Факультет политологии и социологии

Кафедра теории и истории социологии

Проблемы социализации подростков

в современной России

Курсовая работа

студентки 2 курса (гр.202)

Шредер Т.А.

Научный руководитель

доцент, канд.филос.наук

Ксенофонтова В.В.

Екатеринбург, 2002

Содержание

Введение 3

Глава 1. Основные понятия темы: социализация, подросток. 5

Глава 2. Противоречивость социализации и воспитания молодёжи в условиях

реформ. 9

Глава 3. Главные институты социализации подростка: семья и группа

сверстников. 19

Заключение. 30

Введение

Изучение проблем социализации подростков является одним из направлений

социологии молодёжи - интересной отрасли, которая в наше время становится

очень значимой для общества. Вот что говорит об объекте социологии молодёжи

И.С. Кон: “Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на

основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального

положения и обусловленных тем и другим социально - психологических свойств.

Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически

универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный

статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую

природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному

обществу закономерностей социализации.”

Употребление терминов “психологический”, “социально-психологиче-” ский

кажется нам вполне оправданным, т.к. социализация личности изучается и с

точки зрения психологии. Для нас в таком случае важно различать

психологический подход к проблеме - с точки зрения значимости процесса для

самой личности и социологический - с точки зрения значимости его для

общества.

Проблемами социализации детей занималась знаменитый американский

антрополог Маргарет Мид. По результатам своей первой экспедиции в 1925 -

1926 гг. На о. Тау (Самоа) Мид опубликовала материал, ставший научной

сенсацией, - вывод об отсутствии в архаичной культуре специфических

конфликтов подросткового возраста, из чего следовало, что проблемы молодёжи

на Западе (это в полной мере относится и к современной России) имеют чисто

социальные источники.

В нашей стране изучением процесса социализации молодёжи занимался

основатель Ленинградской школы социологии молодёжи В.Т. Лисовский. Немалый

вклад в изучение проблем молодёжи внесли учёные Свердловской школы (Л.Я.

Рубина, М.Н. Руткевич, В.И. Чупров и др.) Несомненно, проблемы социализации

связаны с другими направлениями в социологии молодёжи: социологией

образования, семьи, изучением жизненных ценностей молодёжи. (И здесь можно

отметить такие имена, как В.И. Шубхин, М.Х. Титма, С.Н. Иконникова).

Поэтому проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его

основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и

дифференцировано — как особой социальной группы, с присущими ей признаками

и свойствами.

Итак, что же определило выбор темы? Каждый родившийся человек

неизбежно входит в общество и вовлекается в процесс социализации, т.е.

становления личности, постепенного усвоения ею требований общества,

приобретения социально значимых характеристик сознания и поведения, которые

регулируют её взаимоотношения с обществом. Социализация осуществляется в

семье, школе, на работе; мощными средствами социализации выступают СМИ; в

процесс социализации включается передача социального опыта человека;

наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической

и познавательной деятельностью человека. На каждом из этих этапов могут

возникать противоречия. Например, одна из популярнейших проблем - проблема

“отцов и детей”. Практически в каждой семье ребёнок, подросток сталкивается

с проблемой несовпадения своих взглядов, ценностей, интересов с

родительскими. Это приводит к тому, что подросток не может правильно

оценить ту или иную ситуацию, приходит к сомнению, что может негативно

отразиться на его будущем. Более того, в наше время происходит глобальная

смена ценностей, связанная с изменением общественно-политической ситуации в

стране. Если в привычных условиях какие-либо претензии родителей к ребёнку

могут быть оправданы, то сейчас навязывание устаревших ценностей

недопустимо: они не будут восприняты обществом адекватно.

То, как подросток социализируется в обществе в свои 15-16-20 лет,

непременно отразится на его будущем социальном положении, на ситуации

общества в целом. Таким образом, актуальность темы несомненна.

Итак, современное общество требует новых подходов к изучению проблем

молодёжи, новых путей их разрешения. Выявить противоречия, попытаться найти

пути их разрешения или хотя бы смягчения- вот цель настоящей работы.

Глава 1. Основные понятия темы: социализация, подросток.

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический

организм, и его основной заботой в этот момент является собственный

физический комфорт. Через некоторое время ребёнок становится человеческим

существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями,

целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с

неповторимым индивидуальным видением мира. Человек достигает этого

состояния с помощью процесса, называемого социализацией. В ходе этого

процесса индивид превращается в человеческую личность. Социализация - это

процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким

образом, что через формирование собственного “Я” проявляется уникальность

данного индивида как личности.

Рассмотрим наиболее популярные теории формирования личности,

осознания человеком своего “Я”.

Чарльз Кули отводит решающую роль в социализации индивида первичным

группам - семье, друзьям, - которые характеризуются неформальными,

доверительными межличностными отношениями. Непосредственные и тесные

контакты ребёнка с членами таких групп вызывают своеобразные психические

реакции в его сознании. Особое значение Кули придаёт мнениям и

представлениям окружающих ребёнка лиц. Под их влиянием у индивида

развивается так называемое “зеркальное Я”. Другие люди - это зеркала, в

которые смотрится индивид, в постоянном общении с другими формируется его

собственное “Я” как сумма зеркальных Я, т.е. человеческое Я оказывается

результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми. Фактически,

“зеркальное Я” становится важнейшим элементом самосознания ребёнка.

Благодаря этому у него формируется самооценка, умение смотреть на себя

глазами окружающих людей. Он приучается осознанно выделять себя из

окружающих его людей, вырабатывая, вместе с тем, чувство гордости, уважения

или унижения за собственное Я. С течением времени, вместе с расширением

социального взаимодействия в первичных группах субъективное Я становится

всё более устойчивым и фиксированным: под влиянием требований окружающих у

индивида вырабатывается чувство самоконтроля, он всё в большей степени

усваивает нормы и ценности социальной группы.

Джордж Мид уделял большее внимание символам и жестам в процессе

взаимодействия. Усматривая главную особенность человеческого сознания в

способности использовать символы и адекватно их интерпретировать, Мид

полагал, что необходимой стороной взаимопонимания и согласованного

социального взаимодействия является способность, формирующаяся ещё в

детстве, принимать на себя роли других людей. Главное место в формировании

этой способности, по его мнению, принадлежит детским играм. Уже само

вступление в коллективную игру побуждает ребёнка принимать на себя

определённую роль, затем по мере накопления опыта и взросления он научается

принимать на себя роли нескольких лиц, участвующих в игре. Вместе с этим,

развивается его разум и самосознание, ребёнок всё в большей мере усваивает

нормы и ценности группы, её требования и установки по отношению к нему.

Критерием формирования зрелого Я служит способность индивида принимать на

себя роль “обобщённого другого”, под которым Мид понимает некий обобщённый

образ коллективных требований и установок по отношению к данному индивиду.

Семья и другие первичные группы играют важнейшую роль в период ранней

социализации ребёнка. По мере его взросления, превращения в подростка,

юношу, закономерно расширяется круг его общения, и всё большую роль

начинают играть различные организации и учреждения, особенно системы

образования; немаловажны и средства массовой информации. Радио, газеты,

телевидение, а в последнее время - Интернет предлагают подростку информацию

о любой сфере деятельности человека, о любых странах и т.д. Все эти

посредники между человеком и обществом называются институтами и агентами

социализации.

Агенты и институты социализации - это помощники человека в процессе

его социализации, какие-либо люди и учреждения.

Агенты социализации - конкретные люди, ответственные за обучение культурным

нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации - учреждения, влияющие на процесс социализации

и направляющие его.

Поскольку социализация делится на первичную и вторичную, так же

делятся и агенты и институты.

К агентам и институтам первичной социализации относится ближайшее

окружение человека, оказывающее наиболее сильное и значимое влияние на

формирование его личности - это семья, друзья, учителя.

Агенты вторичной социализации - представители администрации учебного

заведения, предприятия, армии, милиции, церкви, государства, сотрудники

СМИ. Это второй эшелон влияния. С ними подросток реже контактирует, эти

контакты менее длительные и их воздействие, как правило, менее глубокое,

чем у первичных агентов.

В первой половине жизни наиболее интенсивно идёт первичная

социализация, следовательно, изучая проблемы социализации подростков, мы

будем иметь дело в основном с ней и в меньшей степени со вторичной

социализацией.

Первичная социализация - сфера межличностных отношений, вторичная -

социальных отношений. Одно и то же лицо может выступать агентом и

первичной, и вторичной социализации.

Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций, а

вторичной - одну-две. Среди агентов первичной социализации не все играют

одинаковую роль. Для подростка родители находятся в превосходящей позиции,

а ровесники равны ему. Друзья могут простить подростку то, что не прощают

родители: ошибки, нарушение нравственных запретов и социальных норм,

бесцеремонность и т.д. Можно сказать, что родители и друзья оказывают

противоположное влияние, сводящее на нет взаимные усилия.

Функции агентов первичной социализации взаимозаменимы, так как они

универсальны, вторичной - нет, так как они специализированы.

Формулируя тему, кого мы имели в виду под понятием “подросток”?

Каковы хронологические рамки выделенного объекта? Вопрос возрастной

стратификации - предмет спора многих поколений и направлений

исследователей. Возьмём, например, определения В. Даля:

юноша - молодой, малый парень от 15 до 20 лет и более;

подросток - дитя на подросте, около 14-15 лет.

Л.Н. Толстой хронологической гранью между отрочеством и юностью считает 15-

летие. В то же время герою романа Ф.М. Достоевского уже исполнилось 20 лет.

Важная деталь: возрастные категории во многих древних языках обозначали не

столько хронологический возраст человека, сколько его общественное

положение, социальный статус. Древнерусское слово “отрок” буквально

переводится как не имеющий права говорить, означало “раб”, “слуга”,

“работник”, “княжеский воин” и применялось по отношению и к младенцу, и к

подростку, и к юноше.

Кратко представления современных антропологов, психологов, физиологов

можно представить в виде таблицы:

|Исследователь |период |возраст |

|В.В. Бунак |Подростковый |13 - 17 (М) |

| |(пубертатный) |12 - (16 - 17) (Ж) |

| |Юношеский |17 - 25 (М) |

| | |17 - 20 (Ж) |

|Симпозиум, Москва, 1965 |Подростковый |13 - 16 (М) |

| | |12 - 15 (Ж) |

| |Юношеский |17 - 21 (М) |

| | |16 - 20 (Ж) |

|Л.С. Выготский |Школьный |8 - 12 |

| |Кризис |13 |

| |Пубертатный |14 - 18 |

| |Кризис |17 |

|Ж. Пиаже |Формальных операций |от 11 - 12 до 14 - |

| | |15 |

|Э. Коуэн, Г.С. Абрамова |Подростковый |13 - 17 |

| |Юность |18 - 22 |

|П.И. Иванов |Средний школьный |(11 - 12) - (14 - |

| |(подростковый) |15) |

| |Старший школьный (первый | |

| |юношеский) |(14 - 15) - (17 - |

| |Второй юношеский |18) |

| | | |

| | |(17 - 18) - (23 - |

| | |24) |

Между тем, в английском языке для определения подростка существует

слово, на наш взгляд, наиболее точно отражающее данное понятие: Teenager.

Teen - это суффикс числительных от 13 до 19, Age - в переводе означает

возраст. Значит, в буквальном переводе teenager - человек 13 - 19 лет.

Американский учёный Д. Бромлей определяет возрастные границы юности

наиболее близко: 11 - 21 годами. Мы возьмём этот подход как определяющий.

Глава 2. Противоречивость социализации и воспитания молодёжи в условиях

реформ.

Процесс становления социальной зрелости молодёжи, выбор ею жизненного

пути происходят во всех основных сферах жизнедеятельности личности,

реализуясь посредством обучения и воспитания, усвоения и преобразования

опыта старших поколений. Основными социально-психологическими регуляторами

этого процесса и одновременно показателями положения молодёжи в обществе и

в структуре исторического процесса развития выступают ценностные

ориентации, социальные нормы и установки. Они определяют тип сознания,

характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий

молодёжи, типичные образцы поведения.

Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью,

способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот

период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку

разным явлениям, поиск аргументации, оригинального решения. Вместе с тем в

этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы,

свойственные предшествующему возрасту. Это связано с тем, что период

активной ценностно-созидательной деятельности сталкивается у молодого

человека с ограниченным характером практической, созидательной

деятельности, неполной включённостью молодого человека в систему

общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание

противоречивых черт и качеств - стремление к идентификации и обособление,

конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм,

стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают

влияние на многие формы поведения и деятельности личности. Однако было бы

упрощением рассматривать это свойство молодёжного сознания только негативно

или как проявление только возрастных особенностей. Такая характеристика

молодёжного сознания определяется рядом объективных обстоятельств.

Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс

социализации личности, и соответственно другими стали критерии её

социальной зрелости. Они определяются не только её вступлением в

самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением

профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной

независимостью от старших. Действие данных факторов не одновременно и не

однозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком

системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Он может быть

ответственным и серьёзным в одной сфере и чувствовать и вести себя как

подросток в другой.

Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под

влиянием многих относительно самостоятельных факторов - семьи, школы,

трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и

стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации

не представляет собой жёсткой иерархированной системы, каждый из них

выполняет свои специфические функции в развитии личности.

В процессе социализации у подростков формируется система норм и

ценностей, отличающих данную группу от большинства обществ, называемая

субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст,

этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство.

Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой

большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако

большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или

недоверием.

Молодежь живет в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому

кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на

содержании и направленности молодежной субкультуры. Именно поэтому не

бесспорна разработка любых специально молодежных программ, за исключением

социально-адаптационных или профориентационных. Любые усилия по коррекции

процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех

социальных институтов российского общества и прежде всего системы

образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково

общество — такова и молодежь, а следовательно, и молодежная субкультура.

Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности

и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны

родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира, не может

не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с

другой—к прагматизму и социальной неадаптированности (в некоторых случаях

опосредованно)—и к проявлениям противоправного или экстремистского

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.