реферат бесплатно, курсовые работы
 

Проблема занятости и безработицы в г. В. Уфалее

волновать страну, но лишь в том случае, если общее число свободных мест не

уступает числу людей, ищущих работу, хотя и имеющих другие специальности.

Если рабочих мест вообще меньше, чем безработных, тогда дело плохо. Это

означает, что в стране возникла третья, самая неприятная форма безработицы

– циклическая.

Циклическая безработица присуща странам, переживающим общий

экономический спад. В этом случае кризисные явления возникают не на

отдельных, а практически на всех товарных рынках. Трудности переживает

большинство фирм страны, а массовые увольнения начинаются почти

одновременно и повсеместно. В итоге общее число свободных рабочих мест в

стране оказывается меньше числа безработных.

Сезонная безработица знакома людям многих профессий, например всем,

кто обслуживает отдыхающих на курортах. Такая незанятость, конечно,

порождает определённые проблемы, но в ней нет ничего трагического: придёт

новый сезон, и с ним вернётся работа. Более того, сезонно незанятые люди не

вполне подходят под само определение безработного, т.к. часто не занимаются

активным поиском постоянного места работы. Кому – то нравится такой образ

жизни, у других нет нужной квалификации или желания её получить и т.д.

- 12 -

2.4.Способы сокращения безработицы.

Многообразие типов безработицы делает задачу её сокращения чрезвычайно

сложной. Поскольку единого «лекарства от безработицы» быть не может, любой

стране для решения этой проблемы приходится использовать самые разные

методы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счёт:

1.улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту

функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они

собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают её

безработным;

2.устранение факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого

необходимо, прежде всего: а) создание развитого рынка жилья; б) увеличение

масштабов жилищного строительства и в) отмена административных преград для

переезда из одного населённого пункта в другой.

На протяжении первой половины 90-х годов в России было сделано не

мало в этом направлении: проведена приватизация жилья (без которой не может

существовать его рынок), разрешена торговля жильём, ликвидирована система

прописки.

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы

профессионального переобучения и переквалификации.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения

такой задачи приходится использовать много различных мер. Вот некоторые из

них:

1. Создание условий для роста спроса на товары.

Занятость возрастёт, а безработица упадёт в том случае, если товарные рынки

предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять

дополнительных работников.

Серьёзным изъяном этой схемы борьбы с безработицей является

возможность скачка темпов инфляции.

2. Создание условий для сокращения предложения труда

Очевидно, что, чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче

найти работу даже при том же числе свободных мест. Сократить число

претендентов на эти места и, более того. Высвободить дополнительные

вакансии для безработных вполне реально.

Некоторые облегчения может принести, например, предоставление

возможности досрочного выхода на пенсию работникам, ещё не достигшим

пенсионного возраста.

Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень

ограниченных масштабах, т.к. он влечёт существенное увеличение пенсионных

выплат.

3. Создание условий для роста самозанятости.

Смысл такого рома программ состоит в том, что людям помогают открыть

собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если

им не удастся найти работу по найму.

4. Реализация программ поддержки молодых работников.

Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым и самым молодым.

Для помощи молодёжи могут использоваться различные методы:

- экономическое стимулирование молодёжной занятости (например,

предоставление определённых налоговых льгот фирмам, в штате которых молодые

работники составляют оговоренную долю);

- 13 -

- создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодёжи;

-создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы, на

занятость которых наиболее высоки.

- 14 -

2.5.Последствия безработицы.

Социальные последствия безработицы.

Прежде всего, безработица является серьёзным испытанием для самих

безработных. Она снижает совокупный доход семьи, вынуждая жить на

сбережения или на пособие по безработице. Жизненный уровень семьи

снижается. Безработный нередко теряет квалификацию, и если период, в

течение которого он остаётся без работы, затягивается, безработный не может

более претендовать на рабочее место. Требующее высокой профессиональной

подготовки.

Кроме того, безработица наносит людям, лишившимся работы,

психологическую травму, поскольку они начинают ощущать себя лишними и

ненужными в обществе. Не случайно утверждение врачей о том, что высокая и

длительная безработица ухудшает здоровье нации.

Различные исследования показали, что у безработных ухудшается

физическое и психическое самочувствие от недомогания, бессонницы и головной

боли до заниженной самооценки, жизненной неудовлетворённости и многих

психических проблем.

Особенно опасна безработица среди молодёжи, заканчивающей средние

учебные заведения. Отсутствие профессиональной подготовки, специальности

делает для них довольно сложной проблему трудоустройства. В этих случаях

часть молодёжи может пополнить криминальную среду.

Экономические последствия безработицы.

Помимо социальных последствий, безработица несёт прямые экономические

издержки для всего общества. Когда часть людей остаётся без работы, это

означает, что производство сокращается по сравнению с объёмом, который мог

быть достигнут в условиях полной занятости. Общество как бы теряет

определённый объём недопроизведённых товаров и услуг. Экономисты

определяют эту потерянную продукцию как отставание объёма валового

внутреннего продукта, представляющее собой величину, на которую фактический

ВВП меньше потенциального ВВП. Поскольку потенциальный ВВП – это уровень

реального ВВП, который может быть достигнут при полном использовании

ресурсов, поскольку разрыв между потенциальным и фактическим ВВП показывает

уровень отставания фактического ВВП от потенциального ВВП:

Отставание объёма ВВП= потенциальный ВВП - фактический ВВП

- 15 -

3.0.Государственное регулирование занятости.

Многолетний опыт стран с развитой рыночной экономикой говорит о том, что

механизм рыночного регулирования неспособен сам по себе решить в полной

мере проблемы рынка труда. В первую очередь это относится к безработице.

Поэтому проблема безработицы является предметом пристального внимания, как

со стороны государства, так и со сторону профсоюзов. Послевоенная практика

регулирование занятости в развитых странах Запада показала, что не

существует общих рецептов, постоянно действующих средств политики

занятости. Она варьирует от страны к стране в зависимости от особенностей

социально – политического и экономического устройства, культурных традиций,

модифицируется с изменением ситуации в экономике и на рынке труда. Там не

менее в 50 – 70-х гг. 20 вв. превалировали методы регулирования занятости,

рекомендованные Дж. М. Кейнсом и его последователи.

Кейнсиансы считали, что причины безработицы кроются в совокупном

спросе, и предлагали для создания дополнительных рабочих мест стимулировать

его с помощью кредитно – денежных и финансовых рычагов (снижать налоги,

проценты по кредитам и т.п.). Предлагаемые ими методы должны были

воздействовать на занятость на макроэкономическом уровне, не делая различий

между локальными и отраслевыми рынками труда.

- 16 -

4.0. Программа содействия занятости населения города В.Уфалея.

Целью программы является реализация статьи 15 Закона РФ «О занятости

населения в РФ».

Этот закон устанавливает, что:

-каждый гражданин в праве абсолютно свободно распоряжаться своими

способностями к производительному и творческому труду, а потому никто и ни

в какой форме не может принуждать его к труду или наказывать за

незанятость;

-безработным считается гражданин, который не имеет работы и заработка,

зарегистрирован в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готов

приступить к ней, если рабочее место для него будет найдено;

-предлагаемая безработному работа не может считаться для него подходящей,

если она требует перемены места его жительства без его согласия, а

предлагаемый заработок ниже среднего заработка на прежнем месте его работы;

-граждане России имеют право работать за рубежом и искать там работу;

-для помощи безработным создается Государственный фонд занятости населения,

в который все работодатели обязаны ежемесячно отчислять средства в размере,

составляющим 1% общей суммы средств, расходуемых на заработную плату в этом

месяце;

-безработные имеют право на получение пособий по безработице, определяемых

как часть оплаты их труда на прежнем месте работы, но не ниже минимальной

заработной платы; пособие устанавливается и для молодежи, впервые ищущей

работу;

-пособие по безработице выплачивается не более 12 месяцев с момента потери

работы;

-помощь в поиске работы оказывают службы Государственного комитета по

занятости.

Программа предусматривает взаимодействие органов законодательной и

исполнительной власти, городской службы занятости, профсоюзов и

работодателей по предупреждению массовых высвобождений работников,

содействию занятости безработных граждан и обеспечению их социальной

поддержкой.

Приоритетными группами населения, на которые распространяется

действие Программы, являются безработные граждане, зарегистрированные в

органах государственной службы занятости населения и работники, находящиеся

под риском увольнения.

Прогнозируемые показатели в Программе разработаны при условии

регулярного поступления страховых взносов в Государственный фонд занятости

населения в установленном Законом размере, ликвидации задолженности

работодателей по оплате страховых взносов за прошлые годы.

- 17 -

5.0. Выбирающему профессию.

Для старшеклассников тема выбора профессии и построения карьеры очень

актуальны. Трудовая деятельность всегда приоритетная жизненная ценность по

сравнению с другими человеческими ценностями.

Значительная часть профессий, которым отдается предпочтение, уже

перестает относится к числу востребованных, так как рынок переполняется

подобными профессиями, а квалификация их далека от заявленных

работодателями.

Высок процент выпускников, выбирающих престижные профессии, но

игнорирующие при этом возможности своего последующего трудоустройства.

Стремление жить достойно в новых экономических условиях породило у

молодежи устойчивую тенденцию к овладению специальностями, для которых у

нас в стране не оказалось достаточно рабочих мест. В первую очередь это

касается специалистов из сфер с высшим образованием: экономика, менеджмент,

юриспруденция.

Кто же требуется на рынке труда области с начала 2003 года?

Сохраняется потребность в рабочих различных профессий: газосварщиках,

электросварщиках, наладчиках, слесарях, токарях, фрезеровщиках, электриках,

электромонтерах, электрослесарях, каменщиках, монтажниках, плотниках,

столярах, слесарях-сантехниках, продавцах-консультантах, водителях, младших

сестрах, медсестрах, учителях, инженерах-програмистах, инженерах-

технологах, управленцах среднего и высшего звена. Анализ показывает

устойчивую тенденцию незаполняемости вакансий

газосварщиков, электросварщиков, наладчиков, токарей, электриков,

каменщиков, монтажников, участковых милиционеров, учителей.

Со значительной долей достоверности можно утверждать, что в ближайшее

время народному хозяйству могут понадобиться программисты, инженеры-

системотехники, лингвисты, специалисты по Интернет-торговле, психологи и

социальные педагоги для работы с трудными детьми и подростками.

Занимаясь профессиональным самоопределением, молодым людям следует

изучать и анализировать, прежде всего, экономическое развитие нашей

области, поскольку большинству из них придется трудиться именно здесь.

Суметь отыскать на рынке труда свою нишу – задача №1. А это, значит,

найти приложение собственным силам и знаниям, оказаться востребованным!

- 18 -

Численность граждан, ищущих работу.

| |1999 |2000 |2001 |2002 |

|Обратилось в |3296 |3396 |3786 |4184 |

|поиске работы | | | | |

|Нашли работу |2894 |2983 |3368 |3541 |

[pic]

Вывод: Количество безработных незначительно возросло за последние годы.

- 19 -

Численность граждан, ищущих работу по профессиональной принадлежности.

|Год |1999 |2000 |2001 |2002 |

|Работавшие по | | | | |

|рабочей |1625 |1313 |866 |1120 |

|специальности | | | | |

|Работавшие на | | | | |

|должности |180 |120 |134 |187 |

|служащего | | | | |

|Ранее не |1491 |1863 |2789 |2877 |

|работавшие | | | | |

[pic]

Вывод: на протяжении последних лет прослеживается увеличение числа граждан,

ищущих работу первый раз. С 1999 по 2001 наблюдается снижение числа

граждан, работавших по рабочей специальности, но уже в 2002 году их число

увеличилось. Число граждан, работавших на должности служащих, остаётся

почти неизменным.

- 20 -

Численность граждан, ищущих работу, по принадлежности к занятиям.

|Год |1999 |2000 |2001 |2002 |

|Занятые | | | | |

|трудовой |54 |71 |38 |28 |

|деятельностью | | | | |

|Учащиеся, | | | | |

|желающие | | | | |

|работать в |1034 |1492 |2432 |2629 |

|свободное от | | | | |

|учебы время | | | | |

|Незанятые | | | | |

|трудовой |2208 |1833 |1316 |1527 |

|деятельностью | | | | |

[pic]

Вывод: с 1999 по 2002год прослеживается рост числа учащихся, желающих

работать в свободное от учебы время. Число занятых трудовой деятельностью

остается стабильным. Однако, число занятых нетрудовой деятельностью

сокращалось с 1999 по 2001 год, но в 2002 году был значительный рост их

числа.

- 21 -

Численность граждан по отдельным категориям.

|Год |1999 |2000 |2001 |2002 |

|Подростки в | | | | |

|возрасте 14 – 17 |1086 |1677 |2499 |2665 |

|лет. | | | | |

|Молодежь в | | | | |

|возрасте 16 – 29 |1381 |1525 |1669 |778 |

|лет | | | | |

|Пенсионеры |67 |56 |41 |150 |

|Высвобожденные |118 |59 |49 |412 |

|работники | | | | |

|Беженцы и | | | | |

|вынужденные |5 |4 |10 |8 |

|переселенцы | | | | |

[pic]

Вывод: с1999 по 2002 год прослеживается увеличение числа подростков в

возрасте 14-17 лет. Число пенсионеров, как и высвобожденных работников

нестабильно. Число молодежи в возрасте 16-29 лет медленно возрастало с 1999

по 2001 год, но в 2002 году произошло резкое уменьшение их числа. Число

беженцев и вынужденных переселенцев медленно растет.

- 22 -

Заключение.

В условиях рыночной экономики безработица – постоянное явление,

существующее как в постсоциалистических, так и в развитых западных странах.

Безработными признаются лица, относящиеся к экономически активному

населению, желающие трудиться, но по ряду причин не имеющие работы. Они

должны быть зарегистрированы в службах занятости населения в целях поиска

работы и готовы приступить к ней.

Масштабы безработицы определяются показателем её уровня, который

определяется путем отнесения числа безработных к общей численности рабочей

силы и выраженное в процентах.

Для оценки масштабов проблемы занятости и безработицы в стране

рассчитывается и число безработных, приходящихся на одно вакантное место.

Высокая доля этого показателя говорит о существовании в стране затяжной

безработицы.

Полная занятость не предполагает, что 100% рабочей силы занято в

производстве. Она имеет место, когда в стране безработица находится на

естественном уровне, т.е. в экономике существует только её фрикционная и

структурная форма.

К серьёзным последствиям безработицы относятся: сниженные доходы

семьи, потеря безработными квалификации, ухудшение их физического и

психологического состояния, недопроизводство валового национального

продукта в стране, в некоторых случаях рост преступности.

Государственное регулирование уровня и продолжительности безработицы

осуществляется через службы занятости и выражается в предоставлении

безработным информации о наличии свободных рабочих мест, организации

обучения и переобучения, помощи в открытии собственного дела, организации

общественных работ.

Материальная поддержка безработных со стороны государства происходит

через выплату безработным пособия по безработице, стипендий проходящим

обучение и переквалификацию, оплату расходов, связанных с переездом к

новому месту работы, оказание другой материальной помощи остро нуждающимся

семьям безработных, особенно если в них есть иждивенцы.

После проведённых исследований по г. В.Уфалею можно сказать, что с

каждым годом число граждан, ищущих работу, становится всё больше. При этом

увеличивается число граждан ранее не работавших, ищущих работу первый раз;

уменьшается число граждан, ищущих работу, которые работали по рабочей

специальности; число граждан, работавших на должности служащего, остается

почти неизменным. Так же прослеживается рост числа учащихся, желающих

работать в свободное от учебы время; число занятых трудовой деятельностью

остается стабильным, однако, число занятых нетрудовой деятельностью

сокращалось по 2001 год в отличие от 2002 года, когда был отмечен

незначительный рост их числа. На протяжении 4-х лет с 1999 года

прослеживается увеличение числа подростков в возрасте от 14 до 17 лет.

Такая же ситуация была с гражданами в возрасте от 16 до 29 лет до 2001

года, но в 2002 году произошло резкое уменьшение их числа почти в 2 раза.

В соответствии с этими данными можно сделать вывод, что число

безработных в городе медленно растет.

Список литературы.

Кравченко А. И.

Обществознание: Учебник для 8 -9 классов. -3-е изд. М.: ТИД «Русское слово

– РС», 2001.-352с.

Липсиц И. В.

Экономика: В 2 кн. Кн. 1: Учебник для 9 кл. общеобразоват. учрежд.- 6-е

изд.-М.: Вита – Пресс, 2001.- 304с.: ил.

Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. с

углублённым изучением экономики/ Гос. унив. Высшая школа экономики; Под

ред. С.И. Иванова.- 3-е изд.-В. 2-х книгах. Книга 2.- М.: Вита – Пресс,

2000.-296 с.: ил.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.