реферат бесплатно, курсовые работы
 

Природа социального конфликта

Природа социального конфликта

Государственная Академия Управления

имени Серго Орджоникидзе

Кафедра социологии и психологии управления

Реферат на тему

ПРИРОДА СОЦИАЛЬНОГО

КОНФЛИКТА

Выполнил :

Проверила : Тихонова Е.В.

Москва 1996

Содержание

Содержание..................................................................

..............1

Введение....................................................................

.................2

Для чего изучать

конфликты...............................................2

Что значит изучать конфликты и как это следует делать...4

Глава 1. Природа

конфликта......................................................6

Происхождение

конфликтов................................................7

Природа человека и социальный конфликт........................7

Глава 2 . Движущие силы и мотивация конфликта....................9

Аналитическая схема исследования конфликтов................9

Конфликт

потребностей......................................................12

Конфликт

интересов............................................................17

Ценностный

конфликт........................................................20

Заключение..................................................................

...............22

Используемая

литература............................................................23

В В Е Д Е Н И Е

Для чего изучать конфликты

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с

конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается

трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас

людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то

родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают, что вы сами

виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована,

либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо вы не смогли оценить

верно сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали. Возникает

взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство,

создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического

напряжения и конфликта.

Как выйти из сложившейся ситуации? Надо ли предпринимать какие-либо

специальные усилия для того,чтобы преодолеть ее и вновь завоевать

расположение окружающих вас людей? Или же не нужно этого делать; просто не

следует обращать внимание на то, как к вам относятся другие?

Чтобы найти правильное решение этой дилеммы весьма полезно знать, что

такое конфликт, как он разворачивается, через какие фазы проходит и как

разрешается. В этом смысл изучения конфликтов.

Другой пример пояснит конфликтную ситуацию несколько иного рода; и вы, и

ваш коллега претендуете на определенное благо, но это благо может

принадлежать лишь одному человеку. Такая ситуация называется ситуацией

конкуренции, соревнования, соперничества. На основе ее складываются весьма

естественно и просто конфликтные отношения. Кто будет в выигрыше? Будет ли

компенсация тому, кто окажется в проигрыше? Как будут развиваться отношения

между людьми в момент состязания или конкурса и каков будет характер этих

отношений впоследствии?

На эти вопросы можно ответить лишь тогда, когда знаешь кое-что о

конфликтах, о том, что такое конфликт.

Третий пример приведем из отношений между большими группами людей. Открыто

крупное месторождение газа. Освоение его даст существенный экономический

выигрыш и вместе с тем нанесет огромный ущерб окружающей местности,

экологическому равновесию, приведет к разрушению традиционного образа жизни

местного населения. Как правило, в такого рода ситуациях мнения людей

разделяются. Одни стоят за первый вариант и апеллируют к прогрессу и

экономическим интересам, другие - к экологическому равновесию и к

необходимости защищать обычаи и культуру малочисленных народов. Расхождение

во мнениях легко превращается в групповой и личностный конфликт, который в

конце концов получает какое-то разрешение.

Чтобы найти оптимальное решение, нужно обладать не только знанием

экономических расчетов, но и знанием того, как развиваются такого рода

конфликты. Ведь такого рода ситуации возникают повсеместно. Столкновение

точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и

общественной жизни. Можно сказать, что такого рода конфликты существуют

всюду - в семье, на работе, в школе. Чтобы выработать верную линию

поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое

конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает

культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и

более устойчивой в психологическом отношении.

Наиболее важные конфликты между людьми и социальными группами

концентрируются в сфере политики.

Политика есть не что иное, как сфера деятельности по разрешению и

воспроизводству конфликтов. Не случайно долгое время в истории любого

человеческого сообщества наблюдается соединение в одном лице функций

правителя и судьи. Князь в древнерусском государстве не только военный

защитник и сборщик дани, но и судья. Он определяет, кто прав и кто

виноват в конфликтах, возникающих между заимодавцем и должником, продавцом

и покупателем, претендентами на наследство, выросшими детьми, желающими

отделиться от своих родителей вопреки их воле, и в массе других

повседневных ситуаций.

Вместе с тем политика не только область примирения конфликтующих сторон.

Очень часто она оказывается средством провоцирования конфликтов. Политика

сопряжена с властью. К власти стремятся не все, но очень многие, в

особенности социально активные люди. Но число властных позиций в обществе

ограничено. Если эти властные позиции не определяются нормами наследования,

как это имеет место при монархическом политическом устройстве, то

обязательно возникает конфликт между теми, кто имеет некоторые шансы и

возможности

занимать те или иные властные позиции. Борьба за та кого рода позиции

весьма распространена во всяком обществе. Характер ее зависит от

политического режима, который существует в данном обществе в данный момент.

Собственно, суть любого политического режима заключается именно в том, что

он определяет формы политического конфликта в борьбе за властные

полномочия. Он определяет те способы, пользуясь которыми участники

политической борьбы или конкуренции добиваются своих целей, главная из

которых - победа над своим противником, оппонентом, соперником.

Изучать конфликты нужно для того, чтобы научиться понимать политическую

жизнь общества, чтобы не оказаться пешкой в политических играх, чтобы

разбираться в хаосе политических действий и направлений и участвовать в

политической жизни, даже если это участие ограничивается выборами в

Государственную думу - вполне сознательно, отдавая себе отчет в том, что

идеальных правителей быть не может, что все избираемые или назначаемые на

государственные посты люди - обычные смертные. Их качества и политические,

и человеческие во многом определяются тем, как они ведут себя в

политических конфликтах, какие стороны их личности раскрываются в

конфликтных ситуациях.

Следовательно, задачи изучения конфликтов многогранны. Каждый извлекает из

этого изучения пользу для себя. Предприниматель получает сведения о том,

как развивается конкуренция в условиях рынка, профсоюзный деятель узнает о

методах защиты интересов своей профессиональной группы. Политический

деятель и юрист получают сведения о прецедентах, имеющих для представителей

этих родов деятельности особое значение. Они получают здесь и теоретические

знания, поскольку конфликты в обществе развиваются не только на бытовом

уровне, они пронизывают отношения как внутри государства, так и между

государствами.

А «простому человеку» изучение конфликтов нужно для того, чтобы избавиться

от своей «простоты» и получить те сведения, без которых невозможно быть

гражданином своей страны, своего отечества и действовать сообразно

принципам гражданственности в различных, подчас весьма сложных общественно-

политических ситуациях.

Что значит изучать конфликты и как это следует делать?

Сложность ответа на этот вопрос заключается в том, что на первый взгляд

здесь вообще нет предмета для какого-либо особого изучения. Всем известно,

что есть конфликты и есть согласие между людьми, что жизнь в согласии

лучше, чем бесконечные споры, препирательства, и тем более, чем

враждебность людей друг к другу.

Русская пословица гласит: «худой мир лучше доброй ссоры», а наш

практический разум и обыденное сознание говорят о том, что конфликтных

ситуаций лучше избегать, тогда твой жизненный путь будет более

благоприятным.

Однако дело в том, что при всеобщем понимании высказанных выше истин люди

не могут жить без конфликтов. Исторический опыт свидетельствует, что

многие народы прошли через разрушительные войны. Жизнь в мире была скорее

исключением, чем правилом.

При этом сами войны были результатом конфликтов между народами, странами

и государствами. Особенный ущерб народам приносили гражданские войны, когда

«брат шел на брата, а сын на отца». И эти войны возникали в результате

конфликтов. Накануне военных столкновений и в ходе их всегда находились

люди, призывавшие к миру, к тому, чтобы не прибегать к насилию. Но голос

этих людей не был услышан правителями, революционерами, полководцами.

Конфликты не угасали, а разрастались, сами примирители попадали в такую

ситуацию, когда их примиренческие высказывания рассматривались как

пособничество врагу, измена государственным и национальным интересам.

Факты свидетельствуют о том, что конфликты играют в жизни людей, народов

и стран гораздо большую роль, чем хотелось бы самим людям: все хотят мира,

но каждый стремится к нему по-своему и в результате этого «по-своему»

возникает война.

Эта ситуация была замечена еще древними историками и мыслителями. Каждый

крупный конфликт не оставался бесследным. Войны описывались и

анализировались в исторической литературе и многие историки выделяли в

качестве причин военных столкновений несовпадение интересов враждующих

сторон, стремление одних захватить территорию и покорить население и

стремление других защититься, отстоять свое право на жизнь и независимость.

Но не только историки описывали и изучали причины конфликтов и

вооруженных столкновений. В Х1Х и ХХвв. проблема конфликтов стала

предметом изучения социологов. По сути дела в рамках социологии сложилось

специальное направление, которое ныне обозначается как «социология

конфликта». Изучение конфликтов означает в первую очередь ознакомление с

весьма богатой и многообразной литературой по этой проблематике, усвоение

теоретических и практических знаний, накопленных в рамках данного

направления социологической мысли. Разумеется, и в других областях

обществоведения на капливались знания о конфликтах. Речь идет о психологии,

политической науке, истории, об экономических теориях, об этнологии.. Но в

первую очередь надо обратить внимание на социологию конфликта, в рамках

которой разрабатываются, с одной стороны, общетеоретические проблемы

конфликта, а с другой - практические методы анализа и разрешения конфликтов

разного рода.

Практические методы социологического анализа конфликтов заключаются прежде

всего в том, чтобы выяснить, как сами конфликтующие стороны воспринимают

конфликт и как они его оценивают. В этих целях используется метод

экспертного интервью как с теми людьми, которые хорошо знают историю

вопроса, так и с лидерами и рядовыми участниками конфликтующих направлений.

Это очень трудоемкая и деликатная работа, так как далеко не всегда мотивы

конфликта лежат на поверхности и адекватно осознаются участниками конфликта

с той и другой стороны. Сбор материала на месте конфликта предполагает

опрос свидетелей столкновений, ознакомление с масштабом ущерба, нанесенного

сторонами друг другу. Необходимо также выяснить, были ли

попытки примирения в конфликте и чем они закончились, на какой стадии

находится переговорный процесс, кто в нем участвует, каков статус

посредников и лиц, участвующих в ведении и организации переговоров: могут

ли они обеспечить выполнение тех решений, к которым придут конфликтующие

стороны? Практически социолог, исследуя конфликтную ситуацию на месте,

может пользоваться всей совокупностью традиционных и не традиционных

методов. Надо при этом заметить, что именно в разработке проблематики

конфликта особенно важны гибкие методы. Опросы статистического характера

здесь не дадут больших результатов, другое дело - изучение менталитета

противостоящих сторон с помощью интервью, включая подчас и повторные

обращения к респонденту. По поводу обнаружения пристрастий со стороны

исследователя среди социологов, изучающих конфликты, нет единой точки

зрения. Одни считают, что он не должен их обнаруживать, так как это

отразится

на достоверности информации и на возможности получения материалов от обеих

сторон конфликта. Другие - опирающиеся на так называемую активистскую

социологию, разрабатываемую французским социологом Аланом Турэном и его

школой, полагают, что социолог должен непосредственно участвовать на

стороне той силы, которую он считает прогрессивной, и содействовать тому,

чтобы участники конфликта постоянно рефлексировали по поводу своих действий

и высказываний, отдавали себе отчет в том, как они формулируют цели своего

движения и какими средствами они собираются пользоваться и пользуются на

самом деле. Среди российских социологов к направлению Турэна принадлежит

группа, возглавляемая Л.А. Гордоном, подготовившая целый ряд публикаций по

современному демократическому и рабочему движению в России. Что касается

сбора первичного материала по национальным конфликтам, то наилучшие

результаты дает метод участия в переговорных процессах. Применительно к

конфликтам производственного характера следует обратить внимание на методы

инновационных и деловых игр. Успешная разработка таких методов

осуществляется В С. Дудченко и Л.А. Дудченко.

Глава 1.

ПРИРОДА КОНФЛИКТА

В современной литературе по истории социологии сложившиеся социологические

направления подразделяются на две большие группы в зависимости от того

какое место в теоретических построениях занимает проблема социального

конфликта. Такое подразделение мы находим прежде всего у весьма

авторитетного историка социологии Джеффри Александера. Теории Маркса

,Вебера ,Парето , а из ныне живущих - Дарендорфа с этой точки зрения

рассматриваются как те , в которых проблематика конфликта занимает

доминирующее место при объяснении социальных процессов и изменений.

Дюркгейм , Парсонс , Смелсер преимущественное внимание уделяют проблеме

стабильности и устойчивости . Их теории ориентированы не сколько на

изучение конфликта , сколько на обоснование консенсуса.

Это деление направлений социологических теорий можно признать верным лишь

с определенной долей условности. Главным образом оно основывается на

противопоставлении функционализма и социологии конфликта ,

сформулированным Ральфом Дарендорфом.

Итак , конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе ,

своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между

потенциальными или актуальными субъектами социального действия мотивация

которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами , интересами и

потребностями . Существенная сторона социального конфликта состоит в том

что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей

, которая модифицируется(укрепляется или разрушается) под воздействием

конфликта.

Каждая сторона воспринимает конфликтную ситуацию в виде некоторой

проблемы в разрешении которой преобладающее значение имеют три главных

момента :

во-первых, степень значимости более широкой системы связей ,

преимущества и потери , вытекающие из предшествующего состояния и его

дестабилизации - все это может быть обозначено как оценка доконфликтной

ситуации;

во-вторых, степень осознания собственных интересов и готовность пойти на

риск ради их осуществления;

в-третьих, восприятие противостоящими сторонами друг друга , способность

учитывать интересы оппонента.

Таким образом , основные этапы или фазы конфликта могут быть обозначены

следующим образом :

1. Исходное положение дел; интересы сторон ,участвующих в конфликте ;

степень их взаимопонимания.

2. Инициирующая сторона - причины и характер ее действий.

3. Ответные меры; степень готовности к переговорному процессу; возможность

нормального развития и разрешения конфликта - изменения исходного положения

дел.

4. Отсутствие взаимопонимания , т.е. понимания интересов противоположной

стороны.

5. Мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов.

6. Использование силы или угрозы силой (демонстрация силы) в ходе

отстаивания своих интересов; жертвы насилия.

7. Мобилизация контрресурсов; идеологизация конфликта с помощью идей

справедливости и создания образа врага; проникновение конфликта во все

структуры и отношения; доминирование конфликта в сознании сторон над всеми

иными отношениями.

8. Тупиковая ситуация , ее саморазрушающее воздействие.

9. Осознание тупиковой ситуации; поиск новых подходов; смена лидеров

конфликтующих сторон.

10. Переосмысление , переформулировка собственных интересов с учетом опыта

тупиковой ситуации и понимание интересов противостоящей стороны.

11. Новый этап социального взаимодействия.

Происхождение конфликтов.

Источником обострения конфликтов между большими группами является

накопление неудовлетворенности существующим положением дел , возрастанием

притязаний , радикальное изменение самосознания и социального самочувствия.

Как правило сначала процесс накопления неудовлетворенности идет медленно и

подспудно , пока не происходит некоторое событие , которое играет роль

своего рода спускового механизма выводящего наружу это чувство

неудовлетворенности. Неудовлетворенность, приобретающая открытую форму,

стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются

лидеры, отрабатываются программы и лозунги, формируется идеологоия защиты

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.