реферат бесплатно, курсовые работы
 

Природа конфликтов в диаде супруг-супруга в молодой семье в период первичной адаптации

болезненно отражается на женском организме (5, 248).

Стойкость иммунитета мужчин в зависимости от семейного положения

американские специалисты еще не изучили. Но наши отечественные

исследователи располагают кое-какими сведениями о том, что на них (мужчин)

семейные неурядицы или одиночество действуют еще хуже. Бессемейные умирают

от болезней сердца в 3.5 раза чаще, чем живущие в кругу родных. Дорожные

катастрофы с первыми случаются в 5 раз чаще. Самоубийством заканчивают

жизнь холостяки и разведенные в целом чаще семейных в 6 раз. Еще 150 лет

назад было зафиксировано: ни один холостяк не попал в число долгожителей.

Даже в сравнительно молодом возрасте, в 20-30 лет, смертность среди

холостых мужчин на 25% выше, чем среди женатых.

Таким образом, широко бытующее представление, будто семья больше всего

нужна женщине, не подтверждается жизнью. Одинокие женщины менее драматично

переживают свое одиночество. Средняя продолжительность их жизни не намного

отличается от продолжительности жизни женщин, имеющих семью.

Итак, во многих случаях развод – это скорее зло, чем благо. Мы

считаем, что нет таких разведенных, которые бы отрицали для себя

необходимость семьи вообще. Люди говорили о том, что лучше жить одному, чем

с плохим супругом в недружной семье. А в идеале каждый надеялся заменить

недружную семью дружной – создать хорошую семью (17, 72). Но далеко не

каждому это удается.

В большинстве случаев к разводу приходят потому, что молодые люди

оказались не в состоянии разрешить сложные проблемы семейной жизни. Все

остальные причины являются сопутствующими, хотя их подчас ставят на первый

план: отсутствие квартиры, материальные затруднения, длительная вынужденная

разлука, отрицательное влияние третьих лиц (в первую очередь, родителей

молодых супругов). Хотя, на самом деле, сопутствующие обстоятельства

начинают действовать, если в полной мере проявляется действие главных

причин.

Итак, в период первичной брачной адаптации формируются общие

представления супругов о браке и семье. Как правило, это происходит в

результате столкновения взглядов мужа и жены на семейную жизнь. Конфликт в

молодой семье происходит из-за наличия у молодых супругов представлений о

семейной жизни, в чем-то противоречащих друг другу. А все непримиримые и

непреодолимые конфликты в семье кончаются одинаково – разводом.

ВЫВОДЫ

Анализируя теоретическую часть, можно обнаружить, что:

1. Стабильная благополучная семья может функционировать только при

определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни.

2. Студенческая семья – особый вид молодой семьи, который

характеризуется большей стабильностью и большей зависимостью от

родителей, но в целом – сталкивается с такими же материально-

бытовыми проблемами, как и любая другая молодая семья.

3. Доказано, что семей без конфликтов практически не бывает, в

особенности это относится к молодым семьям.

4. Конфликт в молодой семье происходит из-за наличия у молодых

супругов представлений о семейной жизни, в чем-то противоречащих

друг другу.

2. ИЗУЧЕНИЕ ПРИЧИН КОНФЛИКТНОСТИ В МОЛОДОЙ СЕМЬЕ В ПЕРИОД ПЕРВИЧНОЙ

АДАПТАЦИИ.

2.1. Выявление предрасположенности молодых супругов к конфликтности.

Для того, чтобы определить предрасположенность молодых супругов к

конфликтности, нами была проведена адаптированная Н.В. Гришиной методика

американского социального психолога К.Н. Томаса (1973). Она помогает

выявить типичные способы реагирования респондентов на те или иные

конфликтные ситуации. С ее помощью можно определить, насколько человек

склонен к соперничеству и сотрудничеству в семье, стремится ли он к

компромиссам, избегает ли конфликтов и, наоборот, старается обострить их.

Для проведения методики и обработки полученных данных мы использовали

текст и ключ, которые представлены в Приложении 1.

Для изучения способов реагирования на конфликтные ситуации в диаде

«супруг-супруга» в молодой семье в первичной адаптации можно использовать

таблицу первичных результатов, которая была составлена нами на основании

полученных данных и представлена в Приложении 2.

Подсчитав и проанализировав полученные данные (Приложение 2), молодые

люди были разделены на три группы на основании уровней способов

реагирования в той или иной конфликтной ситуации:

- сумма от 0 до 4 баллов – низкий;

- сумма от 5 до 8 баллов – средний;

- сумма от 9 до 12 баллов – высокий.

После этого были получены количественные оценки, которые сравнивались

между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального

поведения испытуемых в ситуации конфликта, тенденции их взаимоотношений в

сложных условиях и представлены в Приложении 3.

Из Таблицы 2 (Приложение 3) видно, что молодые люди отдают наибольшее

предпочтение таким формам поведения в ситуации конфликта, как

сотрудничество (мужчины – 33.33%; женщины – 30%) и компромисс (мужчины –

20%; женщины – 33.33%). В среднем молодые люди придерживаются всех норм

поведения, но наиболее преобладающими являются избегание (мужчины – 66.67%;

женщины – 60%) и приспособление (мужчины – 66.67%; женщины – 60%). На

основании полученных данных мы также можем сделать вывод, что молодые люди

стараются избегать конфликтов и ни в коем случае не обострять их. Они

стремятся исключить такие социальные формы поведения, как соперничество

(мужчины – 53.33%; женщины – 36.67%) и приспособление (мужчины – 30%;

женщины – 30%).

2.2. Изучение степени удовлетворенности браком в молодой семьи в период

первичной адаптации.

Для подтверждения предыдущей методики мы использовали тест-опросник

удовлетворенности браком (ОУБ), разработанный В.В. Столиным, Т.Л.

Романовой, Г.П. Бутенко и предназначенный для экспресс-диагностики степени

удовлетворенности-неудовлетворенности браком, а также степени согласования-

рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы.

Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24

утверждений, относящихся к различным сферам: восприятие себя и партнера,

мнения, оценки, установки и т.д. Каждому утверждению соответствует три

варианта ответа: а) верно, б) трудно сказать, в) неверно (Приложение 4).

Инструкции испытуемым: «Внимательно читайте каждое утверждение и

выбирайте один из трех предлагаемых вариантов ответов. Старайтесь избегать

промежуточных ответов, типа «трудно сказать», «затрудняюсь ответить» и

т.д.».

На основании полученных данных, учитывая нормальность их

распределения, можно построить удобную таблицу для проведения экспресс-

диагностики испытуемых по их суммарному баллу (Приложение 5).

Вся ось суммарных баллов теста разбивается на 7 категорий:

- от 0 до 16 баллов – абсолютно неблагополучные;

- от 17 до 22 баллов – неблагополучные;

- от 23 до 26 баллов – скорее неблагополучные;

- от 27 до 28 баллов – переходные;

- от 29 до 32 баллов – скорее благополучные;

- от 33 до 38 баллов – благополучные;

- от 39 до 48 баллов – абсолютно благополучные.

Для получения количественных оценок, мы проанализировав первичные

данные в Приложении 5, составляем на их основании очередную таблицу –

Таблица 4 (Приложение 6).

Из Таблицы 4 видно, что большинство молодых людей считают свою семью

скорее благополучной и абсолютно благополучной (как мужчины, так и женщины

– 26.6%); 16.67% молодых пар – переходной; 13.33% – благополучной; 10% –

неблагополучной; 6.67% – скорее неблагополучной.

Нам интересен тот факт, что количественные оценки среди мужчин

соответствуют количественным оценкам среди женщин. Возможно, это

свидетельствует о том, что молодые люди в период своей первичной адаптации

намного лучше и более уверенно оценивают свои отношения в паре.

На основании данных, полученных при проведении второй методики, можно

сделать вывод, что результаты, полученные в предыдущем исследовании, были

подтверждены результатами, полученными при проведении данного исследования.

2.3. Изучение уровня удовлетворенности отношениями в паре.

Для подтверждения результатов предыдущей методики и получения более

точных данных нами была использована методика «Удовлетворенность

отношениями в паре», которая поможет более точно охарактеризовать

взаимоотношения между молодыми супругами в период первичной адаптации

(Приложение 7).

Для проведения этой методики мы применяли следующую инструкцию: «Все

вопросы задания касаются ваших отношений с супругой(-ом). Именно его (ее)

имя вы можете мысленно поставить вместо значка ___. На все вопросы задания

даны возможные варианты ответов. Вам нужно выбрать тот из них, который

соответствует вашему мнению. Отвечайте, пожалуйста, на вопросы в том

порядке, в котором они представлены в задании. Постарайтесь отвечать

быстро. Помните, что «правильных» и «неправильных» ответов на эти вопросы

быть не может. На листике выписывайте номер вопроса и рядом – номер

варианта ответа».

На основании полученных данных нами была составлена таблица

результатов изучения удовлетворенности отношения в диаде «супруг-супруга» в

молодой семье в период первичной адаптации.

После подсчета и анализа полученных данных (Приложение 8), нами были

выделены диапазоны значений показателей удовлетворенности отношениями в

паре, которые представлены в Таблице 6 (Приложение 9).

После этого был вычислен процент молодых людей (мужчин и женщин), с

низким, средним и высоким показателями удовлетворенности отношениями в паре

по всей выборке. Результаты представлены в Таблице 7 (Приложение 9).

Из Таблицы 7 видно, что 30% мужчин и 36.67% женщин обладают высокой

непосредственной удовлетворенностью отношениями с партнером; 43.33% мужчин

и 40% женщин – средней; 26.67% мужчин и 23.33% женщин – низкой. 10% мужчин

и 3.33% женщин обладают высокой косвенной удовлетворенностью отношениями;

66.67% мужчин и 70% женщин – средней; 23.33% мужчин и 26.67% женщин –

низкой. И, наконец, 16.67% мужчин и 16.67% женщин обладают высокой общей

благоприятностью (позитивностью) отношений; 46.67% мужчин и 60% женщин –

средней; 36.67% мужчин и 23.33% женщин – низкой.

Таким образом, данные всех проведенных методик свидетельствуют о том,

что молодые люди в период первичной адаптации более склонны к

сотрудничеству между собой и стремятся найти компромиссы в тех или иных

ситуациях, а также стараются избегать конфликтов, не обострять их.

Большинство опрошенных молодых пар считают свой брак вполне благополучным и

удовлетворены отношениями между собой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами теоретическое и эмпирическое исследование природы

конфликта в диаде «супруг-супруга» в молодой семье в период первичной

адаптации показало:

1. Данная проблема недостаточно изучалась в современной социальной

педагогике и психологии. Поэтому ее исследование имеет

теоретическую и практическую значимость.

2. Известно, что семьи без конфликтов практически не существует, в

особенности это относится к молодым семьям. Человек находится в

постоянном конфликте даже с самим собой.

3. Конфликты существенно различаются в разных семьях по характеру и

частоте, а главное, по умению супругов их разрешать, по культуре

поведения в конфликтной ситуации.

4. Стабильная благополучная семья может функционировать только при

определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни.

5. Особое место среди молодых семей занимает студенческая семья.

6. Необходимо повышать педагогическую и психологическую культуру и

подготовленность молодых людей к браку.

7. Для более детального изучения этой проблемы следует увеличить

выборку испытуемых и провести дальнейшие исследования с применением

соответствующих методик.

8. Данные, полученные в результате исследования, могут быть

использованы социальными педагогами, практическими психологами,

семейными психотерапевтами, а также самими молодыми людьми.

9. Гипотеза нашего исследования о том, что конфликты в молодой семье в

период первичной адаптации имеют комплекс причин, обусловленных

неподготовленностью молодых людей к вступлению в брак и созданию

семьи, подтвердилась.

МЕТОДИКА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В МОЛОДОЙ СЕМЬЕ, ПРЕДЛАГАЕМАЯ МОЛОДЫМ

СУПРУГАМ

На основании изученной литературы (18; 28) нами была разработана

методика предотвращения конфликтов в молодой семье, а если они все же

возникают, то необходимо избегать деструктивных ссор и ссориться

конструктивно:

|Не надо |Надо |

|Извиняться раньше времени |Ссориться наедине, без свидетелей |

|Уклоняться от спора, третировать |Ясно сформулировать проблему и |

|молчанием или заниматься саботажем|повторить аргументы другого своими |

| |словами |

|Использовать ваше интимное знание |Раскрыть ваши позитивные и |

|другого человека для ударов ниже |негативные чувства |

|пояса и издевательств | |

|Притягивать не относящиеся к делу |С готовностью выслушивать отзывы о |

|вопросы |своем поведении |

|Симулировать согласие или обиду |Выяснить, в чем вы сходитесь и в чем|

| |расходитесь, и что из этого наиболее|

| |значимо для каждого из вас |

|Объяснять другому, что он |Задавать вопросы, которые помогут |

|чувствует |другому подобрать слова для |

| |выражения своих интересов |

|Нападать косвенно, критикуя |Ждать, пока спонтанная вспышка |

|кого-либо или что-либо, |стихнет, не отвечая тем же |

|представляющее ценность для | |

|другого | |

|Подкапываться под другого, |Выдвигать позитивные предложения по |

|усиливая его неуверенность или |взаимному исправлению |

|угрожая бедой | |

|Не опускайтесь. Не щеголяйте друг |Уважать себя |

|перед другом в нижнем белье, и в | |

|прямом, и в переносном смысле | |

|Оценивать поступки второго супруга|Забыть про ревность и |

|без учета мотивов, побудивших его |подозрительность, а также научиться |

|к ним |слушать и слышать супруга, |

| |становиться на его место |

|Преувеличивать собственные |С самых первых дней семейной жизни |

|способности и достоинства, считать|понять, осмыслить и освоить роли |

|себя всегда и во всем правым |жены и мужа. В чем-то нужно |

| |ограничить себя, от чего-то |

| |привычного отказаться, чем-то не |

| |очень приятным заняться и т.д. |

ЛИТЕРАТУРА

|Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь / Пер. с |

|англ. под ред. С.А. Ерофеева. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, |

|1997.-420с. |

|Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. Супружеские конфликты и пути их |

|преодоления. – М.: Материал в помощь лектору, 1988.-22с. |

|Андреева И.С., Гулыга А.В. – Семья: Книга для чтения. Кн. 2. – М: |

|Политиздат, 1991.-527с. |

|Аргайл М. Психология счастья. / Пер. с англ. / Общ. ред. М.В. |

|Кларина. – М.: Прогресс, 1990.-336с. |

|Афанасьева Т.М. Семья: учебное пособие для 9-10 кл. сред. шк. – 2-е|

|изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1988.-285с. |

|Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полеев А.М. и др. Супружеская |

|жизнь: гармония и конфликты / сост. Л.А. Богданович. – 2-е изд. – |

|М.: Профиздат, 1991.-175с. |

|Витек К. Проблемы супружеского благополучия. / Пер. с чеш. / Общ. |

|ред. и предисл. М.С. Мацковского. – М.: Прогресс, 1988.-138с. |

|Говако Б.И. Студуенческая семья. / Редкол.: Э.К. Васильева (пред.) |

|и др. – М.: Мысль, 1988.-158с. |

|Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для пед. |

|ин-тов. – М.: Просвещение, 1991.-157с. |

|Гребенников И.В., Ковинько Л.В. Семейное воспитание: Краткий |

|словарь. – М.: Политиздат, 1990.-319с. |

|Еникеева Д. Несчастливый брак. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998.-224с. |

|Каблуков В.А. Проблемы студенческих семей. – К.: О-во «Знание» |

|УССР, 1989.- 48.-(Сер. 7 «Педагогическая», №4) |

|Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. в 2 т., М., |

|1982, т.1. |

|Карнеги Д. Как быть счастливым в семье. / Пер. с англ. П. Петрова. |

|– Мн.: Попури, Г.К.М., 1996.-431с. |

|Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. Материалы|

|к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя. – М.:|

|Просвещение, 1988.-208с. |

|Кочетов А.И. Начала семейной жизни. – Мн.: Полымя, 1987.-224с. |

|Культура семейных отношений. Сб. Статей. – М.: Знание, 1980.-112с. |

|Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. – СПб.: Издательство|

|«Питер», 1999.-688с. |

|Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21 |

|Платон. Соч в 3 т, т. 3, М., 1971-1972 |

|Разумихина П.П. Мир семьи: Книга для учащихся старших классов по |

|курсу «Этика и психология семейной жизни». – М.: Просвещение, |

|1986.-208с. |

|Разумовская Т. Узы брака, узы свободы. – М.: Мол. Гвардия, |

|1990.-222с. |

|Сатир В. Как строить себя и свою семью. Заметки психолога. – М.: |

|Педагогика-Пресс, 1992.-192с. |

|Семейно-бытовая культура. – Минск, 1987.-106с. |

|Сизанов А.Н., Быков В.М., Тюхлова И.Н., Смирнова Е.С. Безопасное и |

|ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых |

|занятий с учащимися I-XI классов о ВИЧ-инфекции и наркотической |

|зависимости: Пособие для класс. рук., воспитателей, психологов и |

|соц. педагогов / под ред. А.Н. Сизанова. – Мн.: «Тессей», 1998. Ч. |

|III.-176с. |

|Симеонова Л. Маленькая книжка о любви: О сложных проблемах |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.