реферат бесплатно, курсовые работы
 

Причины и проявления национализма в России. Курсовая работа по социологии.

|--------------------------------------+-+-+-+-+-+-----+-----+---------+-----+------+-|

|Нет | | | | | | 29,7| 45| 48,3| 61,5| 61| |

|--------------------------------------+-+-+-+-+-+-----+-----+---------+-----+------+-|

|  | | | | | | | | | | | |

|--------------------------------------+-+-+-+-+-+-----+-----+---------+-----+------+-|

|  | | | | | | | | | | | |

|--------------------------------------+-+-+-+-+-+-----+-----+---------+-----+------+-|

|  | | | | | | | | | | | |

|--------------------------------------+-+-+-+-+-+-----+-----+---------+-----+------+-|

|  | | | | | | | | | | | |

|--------------------------------------+-+-+-+-+-+-----+-----+---------+-----+------+-|

|  | | | | | | | | | | | |

|--------------------------------------+-+-+-+-+-+-----+-----+---------+-----+------+-|

|  | | | | | |  |  |  |  |  | |

+-------------------------------------------------------------------------------------+

Можно выделить три фактора, обуславливающих рост негативизма в молодежной

среде:

1. «Общество. Кризисное состояние социума, его политических и

экономических структур, разрушение ценностного мира и отсутствие

целостной «идеи» нового воспитания привели к дезориентации молодежи,

которая ищет для себя четкие и привлекательные идеалы, необходимые в

этом возрасте, но не находит их, что способствует усилению социальной

агрессии.

2. Этничность. В условиях распада СССР на фоне радикализации

межнациональных конфликтов этничность становится самоценностью как

чувство принадлежности к «кровной» групповой общности, которая только

и может обеспечить психологическую защищенность в сложных социальных

реалиях. Молодежь в силу возрастных особенностей легче усваивает

национальную фразеологию, идентифицируется с ней. Кроме того, она

просто нуждается в некой групповой «идее»: выбор невелик - между

западной и русской идеей, причем, опять же в силу особенностей

юношеской психологии, любая из них гипертрофируется и искажается как в

кривом зеркале.

3. Возраст. Юности присуща установка на «свою» группу, «своих» товарищей,

которые помогут и защитят. Традиционной «командой»- жестко

структурированной референтной группой - может стать равно как уличная

банда, так и военизированное формирование экстремистского толка.

Младшие возрастные группы отличает в большей мере, чем зрелых людей,

«черно-белое» восприятие действительности, бескомпромиссное и

однозначное деление на «своих» и «чужих». Но именно это различение

лежит в основе этнической комплиментарности, которая в «радикальном»

варианте приводит к националистическим установкам. «Врагами»

становятся люди «чужой» крови^1». Какими же качествами наделяют

этноцентристы «антипатичные» национальности?

Качества национальностей, вызывающих неприязнь, %

Отношение к людям:

* Высокомерие (заносчивость, кичливость, чванство, надменность и т. п.)

_ 24,0

* Нахальство (беспардонность, бесцеремонность, хамство, грубость и т.

п.)

_18,7

* Лицемерие (хитрость, двуличие, неискренность и т. п.)

_6,6

* Жадность (скупость, алчность и т. п.)

_4,7

* Нечестность (обман)

_3,3

* Злоба (злость, ненависть, злонамеренность и т. п.)

_3,3

Отношение к себе:

* Самомнение (самоуверенность, гонор)

_4,0

Общий стиль поведения:

* Наглость (вседозволенность)

_35,6

* Жестокость (агрессивность, враждебность и т. п.)

_8,7

* Бескультурье (невоспитанность, развязность и т. п.)

_4,9

* Импульсивность (вспыльчивость, необузданность)

_3,0

Социальное поведение:

* Стремление нажиться за счет других (спекуляция, рвачество,

стяжательство, корысть)

_6,9

* Уголовный тип сознания (преступность, криминальность, воровство,

насилие, бандитизм и т. п.)

_6,8

* Тунеядство (иждивенчество, попрошайничество паразитизм и т. п.)

_6,0

* Неуважительное отношение к хозяевам

_3,0

* Клановость (стадность)

_3,0

Внешность:

* Нечистоплотность (неопрятность, грязь, неаккуратность)

_7,7

* Неприятная внешность в целом

_3,0

Качество ума:

* Глупость (тупость, тугодумие, серость и т. п.

_4,0

Проекция этнических отношений:

* Плохое отношение к русским (унижают, ненавидят, превращают в рабов,

считают себя лучше их и т. п.)

_10,1

* Национализм (национальная спесь, национальное чванство)

_4,3

* Неуважительное отношение к женщинам другой национальности

_3,7

* Неприязнь (неуважение, ненависть, предательство, непорядочность) по

отношению к другим народам

_3,0

Интегральные оценки:

* «Чужаки» («их слишком много», «вездесущие», «все плохие», «навязывают

свою религию и обычаи»

_9,3

* поведение в целом (неприятное, вызывающее, слишком вольное)

_7,0

* идеологические характеристики: фашисты, расисты, экстремисты, сионисты

и т. п.

_4,0

Все эти специфические особенности выявленного этнонегативизма не дают

основания причислить половину из опрошенных к националистам.

Индикатором действительно националистических установок стал в исследовании

вопрос, предлагавший респонденту достаточно жесткую альтернативу - выбрать

одно из двух суждений: «Россия- это государство, прежде всего русских» и

«Россия- это государство всех народов, живущих на ее территории». Выбор

первого из суждений предполагает согласие с программными заявлениями

радикальных движений, группирующихся вокруг лозунга «Россия - для

русских». Сторонников этой позиции и можно назвать националистами, во

всяком случае, потенциальными.

Практически все националисты испытывают неприязнь к представителям одного

или нескольких народов. Характерно, что именно они в качестве объекта

неприятия значительно чаще отмечают расовые и антропологические признаки

антипатичной национальности (например, «они мне неприятны зрительно и

физически», «у них какой-то … запах», «ненавижу их за то, что их больше,

чем нас» и т. п.), в то время как социальные качества «чужаков»

упоминаются относительно реже расово - антропологических.

Потенциальные националисты - относительно чаще мужчины, чем женщины, с

повышением образования их число снижается.

Именно молодость русского национализма представляется наиболее тревожным

фактом, обнаруженным в исследовании национального самосознания русских.

Исходя из этого можно перейти к еще одной форме проявления национализма в

современной России:

Этнические стереотипы

Вся история России - есть непрерывная борьба противоположностей,

обусловленная необъятным пространством и «евразийскими» метаниями русской

души.

Вообще национальный характер - самый «неуловимый» феномен этничности.

Конечно, с течением времени и народы, и национальные характеры меняются,

как с возрастом - люди, при этом сохраняя неизменным свое «ядро».

Этические стереотипы выполняют важную функцию, определяя поведение

человека в различных социальных ситуациях, составляя непременный атрибут

этнокультурной социализации, влияя на этнические симпатии - антипатии, на

национальные установки, определяющие межэтнические взаимодействие людей.

Этностереотипы формируются на основе избирательности, еще одной

особенности национального самосознания. Когда оно обращено на

отличительные черты «чужих» народов, самовыделение этих черт неизбежно

осуществляется путем сопоставления со свойствами собственной этнической

общности. Вместе с тем представление о типичных чертах собственного народа

в определенной мере зависит от свойств тех народов, с которыми он чаще

всего контактирует. Стереотип формируется при сравнении «нас» с «не -

нами».

Наравне с другими факторами, этностереотипы обуславливает характер

межэтнической коммуникации, способствуя формированию образов «хороших» и

«плохих» народов и, таким образом, косвенно обеспечивают позитивный или

негативный характер этнической комплиментарности.

Глава 2 Формирование националистических партий в современной России

§I Характеристика националистических партий России

У всех националистических группировок России есть некоторые черты,

присущие им всем или почти всем.

Так, всем без исключения присущи антизападные и особенно антиамериканские

настроения, которые проявляются порой в довольно резкой форме. Так,

например, отношение Национал большевистской партии (председатель — Эдуард

Лимонов) к Западу крайне агрессивное: «Самое лучшее, что давно нужно было

сделать — завоевать этот самый Запад… Чтоб и духу его не было»; по поводу

бомбардировок НАТО в Боснии: «Нужно дать сербам пару ракет с ядерными

боеголовками, дабы они их запулили через Адриатику на итальянские города.

На Рим и Милан. Пусть знаменитые музеи и развалины разлетятся в куски…

НАТО и ООН нужно уничтожить вместе с поганой Европой». В том же духе пишет

и Баркашов (РНЕ) о западной цивилизации. Для него она представляется

источником зла и разложения. После прихода к власти, Баркашов так

представляет себе политику восстановления национальной самобытности: «Мы

запретим

употребление в разговоре иностранных слов, прослушивание записей

иностранных рок-групп и просмотр западных видеофильмов. Запретим импорт

западных товаров».

Многие из этих организаций в той или иной степени милитаристы: без опоры

на армию трудно себе представить приход подобных группировок к власти, но

главное — милитаризм является важной составной частью державного

мировоззрения, свойственного им. Так, лидер партии «Национальный фронт»

Илья Лазаренко 11 октября 1994 г. на семинаре в МГУ говорил: «Как только

наш кованый ботинок разобьет вдребезги жидо-империализм в России, наши

стальные гусеницы пройдутся по всей Европе… Наша цель — навести расовый

порядок на планете, чтобы расы занимали то место, которое они должны

занимать. Белые — хозяева, желтые — слуги, черные — рабы, больше ничего…».

Державность понимается националистами по-разному: традиционные

национал-патриоты стремятся восстановить Российскую империю, а группировки

фашистской и нацистской ориентации говорят о некой новой Империи,

основанной на их, не практиковавшихся ранее в России, принципах. По мнению

А. Баркашова, «Только власть национальной иерархии во главе с

общенациональным вождем соответствует исторической специфике России и

русского народа». Члены союза «Христианское возрождение» призывают «к

созыву земско-поместного собора и восстановлению законной русской

государственности — православной самодержавной монархии, с царствующей

династией Романовых во главе».

Небывалую поддержку правительства со стороны националистических

группировок вызвала война в Чечне, ведущаяся под лозунгом «восстановления

конституционного порядка». Национал-большевистская партия активно

поддержала введение войск в Чечню, даже перестала на какое-то время ругать

президента и правительство. Э. Лимонов писал о сторонниках прекращения

войны в Чечне: «Они с истерикой вынуждают Россию подчинится злой воле все

более похабных мелких этносов.… Введи цензуру, Президент, а если будут

вякать и после этого, введи военное положение». Партия «Национальный

Фронт» по поводу событий в Чечне 26 декабря 1994 г. приняла обращение: «…В

данной ситуации, когда враги России не только стреляют в русских солдат из

русского же оружия, но и откровенно и с безмерным цинизмом действуют и в

самой Москве, мы требуем от Президента и правительства РФ чрезвычайных мер

по спасению русской государственности и территориальной целостности».

Практически все националистические организации в той или иной форме

призывают к применению насилия. Э. Лимонов пишет: «Мы твердо верим (хотя и

сожалеем об этом), что грядет эпоха терроризма в России. Если самые смелые

начнут террор, то всегда найдутся тысячи менее смелых, которые разовьют

его в гражданскую войну».

Часть организаций отводит важное место в своей идеологии православию

(партия «Национальный Фронт» Ильи Лазаренко, РНЕ Александра Баркашова,

союз «Христианское возрождение» Владимира Осипова и Вячеслава Демина и

др.). У некоторых, в первую очередь — у СХВ, православие действительно

является основой организации, у других, как, например, у РНЕ, — оно скорее

является элементом общего патриотического образа. Но для всех характерна

трактовка православия в первую очередь как этнической религии русских.

Некоторые организации придерживаются некой «ведической» религии, якобы

имеющей отношение к языческим верованиям славян, но в немалой степени

сходной с языческими изысканиями германских нацистов, например, Союз

венедов, Русская партия России.

Многие партии готовы использовать в своей пропаганде любую религиозную

идеологию, лишь бы она носила этнический характер. К таким относятся

Национально-республиканская партия Юрия Беляева, Национал-большевистская

партия Э. Лимонова и др.

В стаю человека обычно загоняет страх. Стая сбивается из слабых и ущербных

и становится силой. Враг, конечно же, крайне желателен. Поэтому стаи почти

всегда агрессивны. Обращаясь к любой из приведенных выше цитат, начинаешь

понимать, что практически каждая из них пропитана агрессивностью

настолько, что становится страшно не только за Россию, но и за себя и

судьбу своих близких, если когда-нибудь (не дай Бог!) к власти придут

националисты.

Президент Лиги наций Санкт-Петербурга знает, откуда берутся \"скинхеды\" и

как с ними бороться

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 24 апреля. Причины и предпосылки возникновения движения

\"скинхедов\" в российском обществе перечислил сегодня на заседании круглого

стола \"Социальные задачи государственных, общественных и церковных

организаций, как объединяющий фактор для сотрудничества и кооперации\",

проведенного Общественной палатой при полпреде Президента РФ в СЗФО,

президент Лиги наций Санкт-Петербурга Хазмат Цокиев. \"Ни одно движение не

возникает на пустом месте, - считает Хазмат Цокиев. - Молодежь ищет

виноватых в зачастую бедственном положении российского общества и их

собственном. И находит - иноземцев: чернокожих, узкоглазых... Начинаются

погромы и убийства\".

Первое место в перечне причин вступления в ряды фашистов российской и

петербургской молодежи занимает низкий уровень жизни. Кроме того, важную

роль в процветании организаций \"скинхедов\" играет отсутствие визового

режима на въезд жителей ближнего зарубежья, их незаконное проживание на

территории РФ и Петербурга, что обеспечивает увеличение численности этой

категории граждан. Алкоголизм, наркомания и низкий уровень воспитания и

образования молодежи также имеют прямое отношение к активизации

экстремистских организаций.

\"Необходимо сосредоточить усилия властных структур, правоохранительных

органов, общественных организаций и религиозных конфессий\", - заявил

президент Лиги наций Санкт-Петербурга, и перечислил направления приложения

этих усилий. Необходимо оказывать \"адекватное воздействие\" на идейных

лидеров \"скинхедов\", лишить средства массовой информации возможности вести

фашистскую пропаганду (особенно много подобных материалов публикуется в

Интернете). Главное же - это проводить воспитательную работу среди

молодежи, особенно в институтах, военных училищах и профтехучилищах.

Именно оттуда, по словам Х.Цокиева, наблюдается основной приток молодежи в

движение \"скинхедов\". Необходимо проводить встречи молодежи с ветеранами

войны, сотрудниками правоохранительных организаций и духовенством,

рассказывать о жертвах фашизма, погибших во время Второй мировой войны.

\"Государство и религиозные организации должны вести работу против

фашистской идеологии. Кроме того, у всего мирового сообщества образ России

ассоциируется с государством многонациональным, и надо его поддерживать, а

не разрушать\", - считает президент Лиги Наций Санкт-Петербурга».

Хазмат Цокиев видит основной причиной возникновения движения «скинхедов» в

низком уровне жизни молодежи, а также в том, что сама молодежь не

заинтересована в своем будущем и идет в организацию от нечего делать,

мотивируя это, к примеру, отсутствием визового режима на въезд жителей

ближнего зарубежья. Также огромное значение к активизации экстремистских

организаций имеют алкоголизм, наркомания и низкий уровень воспитания и

образования молодежи.

Перейдя от Питера к Москве можно сказать, что столичные организации

«скинхедов», в связи с последними событиями теперь тоже будут пополняться

новыми членами. Я имею в виду террористический акт на Дубровке во время

мюзикла «НОР-ОСТ», так как я считаю, что любое негативное действие со

стороны лиц, которые к «нашим» не относятся может вызвать взрыв

национального возмущения и недовольства, а также активизацию

экстремистских организаций.

Всколыхнувший всю страну террористический акт на Дубровке заставил многих

людей ощутить страх и неуверенность за свою собственную жизнь. А после

выяснения, что террористами являются «кавказцы» дух национализма повеял с

угрожающей силой. Участились нападения на лиц нерусской национальности (в

последних сводках говорится даже об убийствах). В Подмосковье были

совершены нападения и поджоги магазинов, палаток, принадлежавших чеченцам.

Мнения ряда ведущих политиков и журналистов по поводу террористического

акта и способов борьбы с ними:

Виктор Шендорович:

«Вообще, конечно, мы привыкаем, это самое чудовищное следствие последних

лет».

Глеб Павловский:

«Я думаю, что интеллигенция должна помогать стране учиться убивать

квалифицированно, интеллигентно, оптимально убивать врага».

Владимир Жириновский:

«Я предложил бы всем гражданам России сбрить бороды и усы, поэтому самым

ближайшим легким признаком определения будут черные бороды»

«Русское национальное единство» как крупнейшая национал - патриотическая

организация России: причины появления и социальные особенности

Одна из крупнейших националистических организаций — «Русское национальное

единство» Александра Баркашова — насчитывает примерно 6000 человек.

Учредительная конференция прошла 16 октября 1990 г. и до ноября 1990 г.

группа называлась «Движение Национальное единство за Свободную Сильную

Справедливую Россию» (не за СССР). Официально датой создания Русского

национального единства (РНЕ) считается 20 октября. В 1991 г. РНЕ приняло

участие в организации Славянского собора. На II съезде Славянского собора

17-18 мая 1991 г. Александр Баркашов был избран членом Думы и

председателем правления Собора.

РНЕ участвовало в создании, под эгидой Славянского собора, Русского

национального собора (РНС) и вошло в его состав, сохранив, впрочем, полную

самостоятельность. На конференции 15 февраля 1992 г. сопредседателем

(фактические единственным) РНС был избран генерал КГБ Александр Стерлигов.

Баркашов стал членом Думы РНС, а с июня 1992 г. — членом президиума Думы.

В октябре 1992 г. руководство РНС участвовало в учреждении Фронта

национального спасения (ФНС). РНЕ находится в оппозиции к традиционному

патриотическому движению, обвиняя его в неэффективности и

непоследовательности. В среде радикальных оппозиционных организаций РНЕ,

будучи самой крупной и известной, тоже мало идет на сотрудничество.

После Указа Ельцина о роспуске парламента 21 сентября 1993 г. отряд РНЕ

принял активное участие в противостоянии на стороне Белого Дома.

Баркашовцы составляли личную охрану Руцкого и Хасбуллатова, их отряд был

назван «специальной воинской частью Министерства безопасности», а сам

ефрейтор Баркашов — подполковником. Четкость организации характеризует то,

что у Белого Дома оказались не только москвичи, но и группы из других

городов. В частности там были группы из Саратова и Красноярска.

В 1993 г. в РНЕ возникла идея создания Комитета национальной безопасности.

Во время пребывания отряда РНЕ в Белом Доме были подготовлены даже

удостоверения этого Комитета как официальной структуры нового режима.

В период действия чрезвычайного положения в октябре 1990 г. Баркашов был

арестован в госпитале 20 декабря.

Баркашов был освобожден 26 февраля 1994 г. Был возобновлен и выпуск газеты

РНЕ «Русский порядок».

Еще в октябре 1993 г., после боев в Москве, РНЕ выпустило листовку, в

которой участие в этих боях объяснялось не симпатиями к парламентской

оппозиции, а необходимостью защитить «законодательную власть перед лицом

наступления откровенно антирусской диктатуры. А к концу 1994 г. Баркашов

окончательно утвердился во мнении, что сотрудничать с прочей

патриотической оппозицией его организации не следует.

Едва выйдя из тюрьмы, Баркашов с Александром Алексеевым подписали 24 марта

1994 г. соглашение о создании Национально-социального движения, ставящего

своей целью внесение русской национальной идеи в рабочее движение в

России. После вооруженного конфликта с властями, Баркашов пришел к выводу

о необходимости создания, кроме военно-политической части движения,

общественно-политической. Осенью 1994 г. речь зашла уже о создании в

рамках РНЕ Национально-патриотической партии России, но партийное

строительство практически не было развернуто. Также было принято решение

участвовать в парламентских выборах, несмотря на принципиальное отвержение

парламентской формы правления.

В декабре 1994 г. РНЕ полностью поддержало военную операцию в Чечне. Более

того, Баркашов объявил РНЕ резервом Министерства обороны и Министерства

внутренних дел и осудил генералов Лебедя и Громова, выступивших против

применения армии для разрешения чеченского кризиса.

Русское национальное единство является одной из самых радикальных

национал-патриотических организаций. А. Баркашов, постоянно отвергающий

обвинение в фашизме, называет себя «русским национал-социалистом». Члены

РНЕ должны были бы постоянно применять насильственные меры, руководствуясь

только национальным правосознанием, но случается это достаточно редко:

видимо, такова установка руководства. Но известны и исключения. Так, члены

РНЕ участвовали в нападении 22 июня 1995 г. на храм Общества Сознания

Кришны в Ростове-на-Дону, в ходе которого от ударов саперными лопатками и

дубинками пострадало 25 человек.

Надо сказать, что в текстах и выступлениях Баркашова не содержится

призывов к массам поднять мятеж. Зато неоднократно говорилось, что РНЕ

готово принять участие в национальной революции. Путь к этой революции

Баркашов представлял себе так: «Мы будем поддерживать баланс двоевластия в

верхах. Состояние нестабильности и процесс ухудшения обстановки — в наших

интересах, поскольку обеспечивают пробуждение национального самосознания

русского народа и созревание русского национализма. Нельзя освобождать

других, оставаясь рабами. Мы должны привести к власти новых русских

людей... — с сильным национальным инстинктом. Врагов баркашовцы видят тех

же, что и другие национал - патриоты: либерально-демократическая часть

общества и «лица кавказской национальности».

Не забывает Баркашов и о еврейском вопросе: «пусть лучше сразу уезжают к

себе в Израиль или в Америку, пока еще можно...». Символом РНЕ является

сочленение левой (нацистской) свастики и восьмиконечной звезды («звезды

Богородицы»), но напоминает это все-таки скорее свастику. В области

экономической, РНЕ придерживается доктрины «национального социализма», то

есть сочетает идеи национализации крупного производства, финансов, внешней

торговли и бесплатного социального обеспечения с идеей приоритета русских

в управлении экономикой и пользовании социальными благами.

Пропаганда ведется РНЕ в основном через свой печатный орган — газету

«Русский порядок», которая стала выходить с начала 1992 г., сразу

типографским способом.

Газета содержит в основном документы и пропагандистские материалы РНЕ.

Печатаются статьи Баркашова— о происхождении русских.

Баркашов имеет основания гордиться: в его организации большинство

составляет молодежь. Часть, вероятно, приходит ради возможности бесплатно

потренироваться в боевых искусствах и стрельбе, но те, кто остается и,

следовательно, подчиняется сверхжестской дисциплине РНЕ, — уже явно не

случайные люди. В РНЕ запрещены пьянство и курение, не говоря уже о

наркотиках. Среди готовых к насилию бойцы РНЕ составляют явное

большинство.

Заключение

Подлинно демократическая программа борьбы с национализмом, за равноправие

всех людей независимо от расовой и национальной принадлежности,

предусматривает создание самой широкой коалиции людей, народов. В этой

борьбе задачи ликвидации расовой и национальной дискриминации соединяются

с такими острыми социальными проблемами, как ликвидация бедности и

безработицы, расширению демократических прав трудящихся, уважение и защита

прав личности, развития нравственности, культуры людей.

Вышеизложенное, думается, позволяет не только понять основные тенденции

нашего национального бытия, его вероятные перспективы, но и сделать

некоторые общие выводы, сформулировать конкретные предложения, касающиеся

межнациональных отношений россиян, укрепления государственности и единства

России:

- Общий рост недовольства существующим положением (социально-экономическим

в первую очередь) выступает как мощный ускоритель форм протеста в

различных областях общественной жизни, в том числе и национальных

отношениях. Неудачи и провалы экономического реформирования усиливают

неприятие проводимой Центром политики и обуславливают низкий рейтинг

принимаемых правительством решений. Это стимулирует в конечном счете

национальный и региональный сепаратизм, создающий угрозу единству и

целостности российского национального федеративного государства.

- Явственно ощущается необходимость разработки научной теории гармонизации

национальных отношений. Фундамент концептуального подхода должны составить

идеи избавления от крайностей в национальном вопросе во всех его аспектах

и обеспечения всем национально и административно-территориальным единицам

подлинного равноправия.

- Важно обратить серьезное внимание на массовое ущемление потребностей и

нужд этнического характера, выявленное в большинстве регионов. Низкая

оценка собственного национального статуса русскими, их озабоченность своим

будущим в отдельных регионах чреваты возникновением синдрома социальной

обиды, расширением масштабов русского национального движения, более

жестким противодействием антирусским настроениям и акциям.

Предотвращение национализма в России возможно при гуманистическом подходе

к этническим проблемам. Необходимо отказаться от насилия во всех видах и

формах проявления, последовательно развивать демократию, правовые начала в

жизни общества.

Такой должна быть идея современного цивилизованного подхода к решению

национальных проблем.

Список используемой литературы:

1. Сикевич З. В. Социология, «Феникс», Москва 1994 год.

2. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология,

«Аспект Пресс», Москва 1999 год.

3. Советский Энциклопедический Словарь, Москва «Советская Энциклопедия»,

1988.

4. Исторические голоса, Москва, 1993.

5. Отечественная история XX век, Москва, «Мнемозина», 1994.

6. Социологические исследования Р. В. Рывкина, 1997, №10

7. Социологические исследования Ю. В. Арутюнян, 1999, №4

8. Социологические исследования М. В. Дьячков, 1995, №11

9. Социологические исследования Е. В. Крицкий, 1996, №9

10. Общественные науки и современность С. В. Лурье, 1999, №4

11. Общественные науки и современность Я. Г. Шемякин, 1998, №4

12. Социологические исследования Е. А. Бондаренко, 1999, №11

13. Социологические исследования Т. Ю. Бурмистрова, 1994, №5

Социологические исследования А. И. Зимин, 1996, №2

^1 Советский Энциклопедический Словарь, Москва «Советская Энциклопедия»,

1988; Исторические голоса, Москва, 1993.

^2 Отечественная история XX век, Москва, «Мнемозина», 1994.

З. В. Сикевич. Социология «Феникс», Москва 1994 год

З. В. Сикевич. Социология «Феникс», Москва 1994 год

Социологические исследования Р. В. Рывкина, 1997, №10

www. rosbalt. ru

^1 Ю. В. Арутюнян. Этносоциология «Аспект Пресс», Москва 1999 год.

Ю. В. Арутюнян. Этносоциология «Аспект Пресс», Москва 1999 год.

www. Volgnfo. ru.

Русский порядок, В. Якушев, 1992, №4

Панорама, А. Федоров, 1994, №4

Панорама, А. Федоров, 1994, №4

www. rosbalt. ru

Московский Комсомолец, №249, 4 ноября 2002 г.

Русский порядок, В. Якушев, 1992, №4

2

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.