реферат бесплатно, курсовые работы
 

Потребительство как социальный феномен современности

Потребительство как социальный феномен современности

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет журналистики и социологии

Кафедра социологии

Потребительство как социальный феномен

современности

Курсовая работа

студента группы 1323

Алишева Т.Б.

Научный руководитель

Падерина О.В.

Казань 2003 г.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Потребление и потребительство 7

1.1 Потребление как разновидность экономического поведения 7

1.2 Развитие потребления: история проблемы 12

Глава 2. Феномен потребительства в современном обществе 24

2.1. Объективные причины формирования потребительства 24

2.2. Субъективные факторы усиления тенденции потребительства 31

Заключение 37

Список литературы 39

Введение

Начиная с XX века, изучение потребления как особого социального феномена

становится весьма актуальным для всех общественных наук.

Переход западного общества в эпоху постмодерна (середина 1970-х гг.),

сопряженные с этим социокультурные и экономические особенности, и как

следствие, изменение характера потребления, его функций и места в

обществе – все это послужило толчком в развитиии новой отрасли знания в

общественных науках – «социологии потребления». Интерес социологии к

экономической изначально категории «потребление» проявляется в исследовании

таких аспектов потребления, как мода; образцы потребления; культура

потребления в рамках определенного образа жизни; характер социальных

отношений, воспроизводящихся и развивающихся в процессе потребления

материальных, духовных и социальных благ, образующих благосостояние.

В социологии потребление рассматривается как социальный и социально-

психологический феномен, как сфера социализации личности, формирования

социальных норм, ценностей, культуры. Здесь фокусируются отношения между

людьми, именно поэтому она привлекает внимание социологов.

Первые попытки разработки теории потребления связаны с целым рядом

ключевых фигур обществоведения XIX-XX веков. Именно классики социологии –

М. Вебер, Т. Веблен, Г. Зиммель и др. – дают в своих работах теоретическое

обоснование процессов, происходивших в сфере потребления в период с XVIII

по XIX век, раскрывая некоторые основные понятия, связанные с этим

явлением. Американец Т. Веблен [5], например, в конце XIX в. предложил

теорию престижного потребления. Немецкий социолог Г. Зиммель [11,12]

выдвинул ряд ключевых идей теории моды. Он обратил внимание на то, что

мода, по сути, носит классовый характер, будучи средством выражения и

установления статусных отличий. Немецкий социолог и экономист В. Зомбарт

[14] предложил концепцию роскоши. Другой немецкий социолог М. Вебер [4]

формулировал концепцию статусных групп и протестантской этики. Эти имена

часто цитируются в исследованиях проблемы потребления. Следует так же

обратить внимание на вклад К. Маркса [19] в становление проблематики

потребления, который, изучая характер потребления в капиталистическом

обществе, раскрыл значения таких понятий как «товарный фетишизм», «закон

возвышения потребностей», «формационные типы потребления».

Особенности этапа, связанного с развитием массового производства и

массового потребления в первой половине XX века отражены в возникших в

1950–1960-е гг. в западной науке концепциях «общества потребления»,

авторами которых являются крупнейшие социологи: У. Ростоу, Ж. Форрестье,

Р. Арон [1], Дж. Гэлбрейт. Характер потребления в постсовременных обществах

описывается в работах ряда других известнейших ученых: Ж. Бодрийяра [4],

П.Бурдье, Д. Лиона, С. Майлза [32], М. Фезерстоуна [31], Э.Фромма [27, 28],

и др. Многие из них указывают на опасности, таящиеся в усиливающейся

тенденции к потреблению. Большинство авторов отмечают также, что в

постсовременном обществе усиливается символическая функция потребления.

Потребление становится своего рода звеном, частью более широкого

символического обмена, в который вовлечены все члены общества.

Данная идея получает развитие в работах Дж. Ритцера [24], который

рассматривает ее применительно к новым средствам потребления (рестораны

быстрого обслуживания, кредитные карты, супермаркеты), получающим широкое

распространение в последние десятилетия XX века. Другой крупный современный

теоретик потребления – француз П.Бурдье [2]. Главной его работой,

посвященной этой проблеме, является "Отличия: социальная критика суждений о

вкусе" (первое Французское издание вышло в 1979 г.). Большое влияние на

исследование потребления оказали работы американского социального психолога

и социолога И. Гофмана [8].

В отечественной науке проблема потребления изучается недостаточно.

Начиная с середины 1980-х гг., стали появляться объективные исследования,

посвященные изучению сферы потребления в СССР. Например, в работах

Л. Н. Жилиной [9], А. Г. Здравомыслова [10] и др. значительное внимание

уделяется изучению структуры потребления, образа жизни, стиля и уровня

жизни, характерных для различных социальных слоев российского общества. В

советский период данная тема разрабатывалась политэкономами, которые

изучали тенденции, динамику, структурные изменения потребления населением

продовольственных и непродовольственных товаров, закономерности изменения

данной сферы общественного воспроизводства под влиянием научно-технического

прогресса.

Среди современных российских социологов, занимающихся проблемами

потребления можно выделить целый ряд имен, среди них: И. В. Алешина,

В. Л. Афанасьевский, Л. Г. Бызов, А. Б. Гофман, В. И. Ильин, М. Д. Красиль-

никова, С. В. Краснов, В. Г. Николаев, А. А. Овсянников, В. В. Радаев[23],

Н. М. Римашевская, Я. М. Рощина, В. П. Терин и др.

Глубокий анилиз такого явления, как мода, осуществил российский социолог

А. Б. Гофман, предлагая новое более широкое понятие определения «мода»,

подробно анализируя структуру и функции моды. Работы В. И. Ильина [14]

являют собой по сути вводный курс в дисциплину «потребительское поведение».

Анализ научной литературы показывает, что характерный для западного

общества на протяжении последних 2-х столетий непрерывный рост

материального благосостояния впервые в истории обеспечивает людям

комфортабельный уровень потребления, но, вместе с тем, создает явление,

обозначаемое термином "потребительство". Это – особая идеология,

специфический тип общественного (и индивидуального) сознания, для которого

потребление во всех его формах и разновидностях становится конечной целью и

смыслом существования.

В нашей стране в силу низкого (в среднем) уровня потребления, казалось

бы, нет серьезных предпосылок для формирования подобных тенденций в

общественном сознании и психологии. Но! Во-первых, их появление было

отмечено уже в последние два десятилетия советской власти. Значительную

роль в этом сыграла, например, активно формировавшаяся уже тогда психология

социального и экономического иждивенчества. Наличие у страны колоссальных

сырьевых ресурсов создавало иллюзию возможности нескончаемого благополучия.

Во-вторых, возникшее и продолжающее усиливаться сильное социально-

экономическое расслоение в обществе не способствует оптимизации процессов в

сфере потребления. В-третьих, ни одно общество не может существовать в

изоляции от общемировых тенденций и проблем.

Исходя из сказанного в данной курсовой работе ставится цель: определить

место феномена потребительства в современной общественной жизни и

общественном сознании, раскрыть основные факторы влияющие на формирование и

развитие этого явления.

Объектом исследования в работе является социально-экономическое

поведение человека в условиях развития рыночных отношений. Предмет

исследования – потребительство как социально-экономический и социально-

психологический феномен.

Глава 1. Потребление и потребительство

1 Потребление как разновидность экономического

поведения

Если рассматривать феномен потребление в широком контексте истории

человечества, то связь его с экономическим поведением не кажется столь уж

очевидной. Потребление изначально возникло для удовлетворения витальных

потребностей индивида, когда ни о какой экономике не могло быть и речи.

Учеными уже давно доказано, что человек не имеет собственных внутренних

источников энергии, и потому он вынужден искать их вне своего организма. В

первобытном мире единственным источником пропитания была природа.

Древнейшие люди, еще не научившиеся земледелию и скотоводству, были

вынуждены заниматься собирательством и охотой, целиком и полностью завися

от окружающей их среды. На этом раннем этапе человека трудно назвать и

производителем, так как по сути он мало чем отличался от животных. С

биологической точки зрения такой процесс потребления был своего рода

круговоротом веществ между человеком (или животным) и природой: люди

собирали съедобные ягоды и травы, а взамен возвращали переработанный

органический материал.

Вскоре, обретая новые навыки производства, индивид все более отдалялся

от того первоначального образа жизни. Возникающая социальная организация –

общество – взяла на себя многие функции естественной окружающей среды.

Большинство процессов до этого протекавших в непосредственном контакте и

взаимодействии между человеком и природой, стали опосредованы социальными

отношениями. Так почти в каждом роду или племени стало наблюдаться своего

рода разделение труда [19]. Земледельцы стали производителями продуктов

питания, ремесленники изготавливали необходимый для этого инвентарь и

домашнюю утварь, воины и руководители общин могли рассчитывать на солидную

часть этих товаров в обмен на безопасность и стабильность общества. То есть

в конечном счете потребление становится одной из основных разновидностей

социальных отношений, и в современном мире его трудно вычленить из всей

сети общественно-экономических процессов.

В более узком смысле потребление уже вполне логично относить к

образцам экономического поведения, так как последнее является “социальной

субстанцией” всех воспроизводственных процессов, которые в своей

совокупности составляют то, что называется хозяйственной жизнью общества.

Это связано с тем фактом, что в основе оборота громадной массы

экономических ценностей (благ, услуг, информации) и их трансформации друг в

друга, лежат групповые и массовые акты поведения, реализуемые для

удовлетворения потребностей людей непосредственным или, в большей части

опосредованным образом.

Экономическое поведение – это система социальных действий, которые, во-

первых, связаны с использованием различных по функциям и по назначению

экономических ценностей (ресурсов), и, во-вторых, ориентированы на

получение пользы (выгоды, вознаграждения, прибыли) от их обращения [6,

с.185].

В системе потребительского цикла реализуется процесс изъятия

экономических ресурсов из товарного оборота и осуществляется присвоение их

полезных свойств. При этом в процессе потребления одни экономические

ресурсы преобразуются в другие, которые при определенных условиях могут

включаться в экономический оборот. Так, потребляемые человеком товары

преобразуются в рабочую силу, необходимую в процессе производства.

Таким образом, изъятие полезных свойств одних благ есть одновременно

воспроизводство других, принимающих в условиях рынка товарную форму.

Поэтому потреблением в широком смысле мы можем назвать любой

технологический процесс, который представляет собой “потребление” некоторых

экономических ресурсов (факторов производства) для получения иных благ с

новыми полезными свойствами. В узком же смысле понятие “потребление” – это

особый тип экономической активности, который связан с процессом

жизнеобеспечения домашних семейств (семей) и отдельных индивидов

(потребителей).

Значение присвоения “полезностей” в процессе потребления раскрыл еще

К.Менгер [21]. Процесс потребления он характеризовал следующим образом: “Те

предметы, которые обладают способностью быть поставленными в причинную

связь с удовлетворением человеческих потребностей, мы называем

полезностями; поскольку же мы познаем эту причинную связь и в то же время

обладаем властью действительно применять данные предметы к удовлетворению

наших потребностей, мы называем их благами» [6, с.280]. Поэтому, для того

чтобы предмет стал благом, необходимо совпадение следующих четырех условий:

человеческие потребности;

свойства предмета, делающих его годным быть поставленным в причинную связь

с удовлетворением этой потребности (то есть полезности);

познание человеком этой причинной связи;

возможности распоряжаться предметом таким образом, чтобы действительно

употреблять его для удовлетворения этой потребности [6, с.280].

Рассматривая потребительское поведение в узком смысле и выделяя его

центральный элемент – извлечение полезных свойств потребительских благ,

трудно свести потребление лишь к нему одному. Этот центральный элемент

неразрывно связан с другими относительно самостоятельными действиями, без

которых его реализация была бы невозможна.

При всей кажущейся очевидности разделения объектов человеческих

потребностей на материальные, идеальные и социальные оно весьма

относительно. Например, различные материальные объекты человеческих

потребностей существенным образом отличаются параметрами потребления, среди

которых можно выделить функционально-прагматические (собственно процесс

извлечения полезностей) и ритуально-символические. Если мы говорим о

последних, то выделяем некий контекст, который не сводиться к получению

конкретной потребительской пользы (выгоды), но предполагает наличие

“глубинных” ценностей и стремления к ним. Материальный объект человеческих

потребностей, реализуя непосредственно потребительскую (прагматическую)

функцию, как правило, выступает и носителем неких символов, которые

демонстрируют конкретные способы потребления. Эти символы указывают на

конкретное место субъекта потребления в системе социальной стратификации.

Так объект потребления в своей символической “оболочке” фиксирует

социокультурные приоритеты и предпочтения потребителей, что дает

возможность относить последних к определенным этническим, демографическим и

другим социальным группам.

Таким образом, любой объект материальных потребностей реализует, по

крайней мере, две относительно самостоятельные функции: первичную, которая

связана с основным процессом присвоения полезностей определенного вида, и

вторичную, обеспечивающую знаково-символическую демонстрацию социальной

принадлежности потребителей. Сущность вторичной функции, которая была давно

известна и интерпретировалась многими специалистами, обобщил Х. Лейбенстайн

[18]. Он выделил функциональный и нефункциональный спрос на потребительские

блага (товары). В первом случае имеется в виду спрос на товар, зависящий от

его потребительских качеств, во втором – спрос, зависящий от других

факторов – эффектов потребительского выбора. Среди таких эффектов Х.

Лейбенстайн отметил:

эффект присоединения к большинству – возрастание спроса на товар из-за

того, что его покупают другие;

эффект сноба или эффект “табу” – нежелание покупать товар, который покупает

большинство;

эффект Веблена – показательное потребление. То есть потребность покупать

товар из-за возрастания его цены;

нерациональный (иррациональный) спрос, основанный на прихоти, капризе [6,

с.285].

Именно эта нефункциональная сторона спроса очень часто становиться

причиной совершения акта потребления, т.е. товар в данном случае

приобретается не ради его функциональных качеств или получения пользы, а

ради достижения каких-то других культурных и социальных целей. Потребление,

в конечном счете, перестает нести жизненно необходимый, витальный характер,

оно лишь способствует обретению индивидом необходимого статуса. Такой

нефункциональный спрос в дальнейшем в данной работе будет определяться

словом потребительство, которое будет нести в целом критическое значение.

Потребительство здесь не сводится к пассивному использованию вещей, оно

превращается в активный процесс их выбора и регулярного обновления, в

котором обязан участвовать каждый член общества. Приобретая вещи, он

стремится к вечно ускользающему идеалу — модному образцу, опережает время

благодаря кредиту, пытается зафиксировать и присвоить его себе, собирая

коллекционные вещи. Чтобы стать объектом потребления, вещь должна сделаться

знаком, то есть чем-то внеположным тому отношению, которое она отныне лишь

обозначает, — а стало быть, произвольным, не образующим связной системы с

данным конкретным отношением, но обретающим связность, то есть смысл, в

своей абстрактно-систематической соотнесенности со всеми другими вещами-

знаками [3]. Именно тогда она начинает „персонализироваться“, включаться в

серию и т. д. – то есть потребляться — не в материальности своей, а в своем

различии. Потребляются не сами вещи, а именно отношения — обозначаемые и

отсутствующие, включенные и исключенные одновременно; потребляется идея

отношения через серию вещей, которая ее проявляет.

Для утверждения и регулирования такого образа жизни служит реклама,

цель которой — не столько способствовать продаже того или иного товара,

сколько внедрить в общественное сознание образ целого общества, эти товары

потребляющего. Подобное потребительство принципиально не знает предела,

насыщения, поскольку имеет дело не с вещами как таковыми, а с культурными

знаками, обмен которыми происходит непрерывно и бесконечно.

Потребности, чувства, культура, знания — все присущие человеку силы

интегрируются в строй производства в качестве товаров, материализуются в

качестве производительных сил, чтобы пойти на продажу, — так и все желания,

замыслы, идеи, все человеческие страсти и отношения сегодня материализуются

в знаках и вещах, чтобы сделаться предметами покупки и потребления. Так, в

Соединенных Штатах супругов призывают ежегодно обновлять обручальные кольца

и „отмечать“ свои отношения подарками и „совместными“ покупками.

Потребление — это не пассивное состояние поглощения и присвоения,

которое противопоставляют активному состоянию производства, чтобы

уравновесить таким образом две наивных схемы человеческого поведения (и

отчуждения). Следует с самого начала заявить, что потребление есть активный

модус отношения — не только к вещам, но и к коллективу и ко всему миру, —

что в нем осуществляется систематическая деятельность и универсальный

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.