реферат бесплатно, курсовые работы
 

Политика как социальный институт

устанавливается для молодежи.

Наиболее общими критериями бедности являются безработица и инфляция,

уровень которых характеризуют степень бедности. Суммарная величина этих

показателей в США называется “индексом убогости”. Так, если индекс

безработицы составляет 2%, а индекс инфляции - 1000%, то “индекс убогости”-

1002%.

Основным критерием бедности является уровень доходов, который

приходится на одного человека. Общим критерием бедности является структура

потребления семей, например, доля затрат на еду. В США, например, к числу

бедных в конце 80-х годов относились те семьи, которые тратили ан

потребление третью часть семейного бюджета. В России в 1992 году затраты на

еду в доходах большинства семей составляли около 75%. В России ситуация еще

более неблагоприятная.

Общий уровень бедности в той или иной стане определяется показателем

доли числа бедных людей в общей численности населения от 15 лет и старше.

Сама бедность измеряется с помощью прожиточного минимума, который

существует в виде жизненного (или физиологического) минимума и социального

минимума. Первый показывает удовлетворение только главных физиологических

потребностей и основных услуг.

Другой, кроме этого, включает минимальные духовные и социальные

запросы.

Для определения абсолютного уровня прожиточного минимума наиболее

точным является метод потребительской корзины. Так, в Болгарии в состав

такой корзины на семью из двух человек включались 552 позиции, из трех -

639, а из четырех - 652. потребительская корзина составляется из 149

позиций по продовольственным товарам (или 23-27% общего количества позиций

названных трех типов семей) с таким расчетом, чтобы структура еды

обеспечивала суточную калорийность для работающих в количестве 2822 кал,

для пенсионеров - 2026 и для детей - 2123. В 1988 г. уровень прожиточного

минимума по отношению к среднедушевому доходу в этой стране составил 69%.

В Венгрии в 1991 г. среднемесячный прожиточный минимум городской семьи

из четырех человек составил 32.6 тыс форинтов (или приблизительно 400

дол.).

В Белоруссии и республиках Прибалтики для расчета прожиточного минимума

берется показатель социального прожиточного минимума, в России, Казахстане

- физиологического. С 1 апреля 1992 г. в Белоруссии введен показатель

среднедушевых минимальных потребительских бюджетов, которые обеспечивали бы

норму калорийности для трудоспособных мужчин в суме 3050 ккал. и 2525 ккал.

для трудоспособных женщин.

Правительство России методику расчета потребительской корзины до сих

пор не обнародовало.

С минимальным уровнем заработной платы тесно связан критерий бедности

Важным элементом программы социальной защиты населения является

регулирование заработной платы зависимо от сферы деятельности и профессии,

формы собственности. Так, в развитых странах Запада осуществляется прямое

регулирование заработной платы в госсекторе. Специальным законодательством

устанавливаются права и обязанности занятых в госаппарате, военнослужащих,

выборных лиц. Как правило, в США и др. странах Запада заработная плата в

госсекторе ниже, чем в частном, но для работников и служащих первого

существует значительно большая гарантия занятости, более высокие социальные

выплаты и т.д..

Зарплата для наемных работников регулируется с помощью коллективных

договоров и тарифных соглашений. Более широкий круг вопросов регулируется

коллективными договорами. У них, кроме оплаты рабочей силы, фиксируются

продолжительность рабочего дня и отпусков, конкретные гарантии по отношению

к условиям труда, доплаты за сверхурочные работы, за предоставление

дополнительного питания и др. В тарифном соглашении устанавливаются

минимальный уровень заработной платы в тех или иных отраслях и минимальные

гарантии уровня зарплаты для работников разной квалификации Тарифное

соглашение при участии представителей предприятия и работников составляется

при посредничестве государства и засвидетельствуется Министерством труда.

Это выступает гарантом его выполнения. Во время действия тарифного

соглашения забастовка считается незаконным средством решения трудовых

споров.

Чрезвычайно важным звеном системы социальной защиты населения является

индексация денежных доходов соответственно к уровню цен. Она применяется во

всех развитых странах. В отдельных странах некоторые профсоюзы добивались

полной компенсации роста цен. В России такая компенсация является очень

незначительной, что ставит большую часть населения за черту выживания.

Доходы трудящихся не исчерпываются названными выше источниками. Во

всякой рыночной экономике существует и система компенсационных выплат,

представляющая собой важную часть доходов. Такая система необходима уже

потому, что инфляция с той или иной скоростью "съедает" прирост денежных

доходов населения в любой стране. У нас же этот процесс шел в последние

годы с нарастающей скоростью, а компенсационное возмещение между тем

практически отсутствовало.

В 1971-1975 к. повышение средних рыночных цен поглощало около ЗО%

прироста среднедушевых денежных доходов населения, в 1976-1980 тт. - уже

50, в 1981-1985 гт. - 60, а в 1986.г.- 52%. Особенно активным этот

процесс стал и период предоставления самостоятельности предприятиям,

введения договорных цен и, тем более, при их нынешней либерализации. В

условиях хронического и тотального дефицита иначе и быть не могло.

Отсюда, естественно , вытекает, и нам сейчас приходится с этим

сталкиваться непосредственно, но и абсолютное ухудшение положения

отдельных категорий населения, прежде всею тех, чьи доходы являются

фиксированными.

Справедливости ради надо отметить некоторую позитивную роль инфляции:

она не позволяет предприятиям производственной, торговой сферы,

коммерческим звеньям остановиться и успокоиться на каком-то рубеже. Они

вынуждаются производить все большее количество товаров и услуг,

совершенствовать их качество, иначе их остановившиеся в какой-то точке

доходы “съест" инфляция. Однако ее ударную силу необходимо смягчать, вводя

защитные механизмы для малообеспеченных категорий населения, которые, как

правило, лишены возможности трудовой деятельностью способствовать

развертыванию рыночной экономики и тем самым целиком за счет собственных

усилий повышать или хотя бы удерживать на одном уровне свое материальное

благосостояние Известный способ защиты от инфляции - индексация доходов. Но

между ней и ростом не должно быть прямой пропорциональной связи; иначе

говоря, не следует ставить цель полностью компенсировать инфляцию. С

определенной долей допущения можно утверждать, сбалансированность рынка

будет достигаться на величину того "зазора", который образуется между

ростом цен и индексацией доходов.

В нашем мышлении пока еще господствует представление, что последствия

либерализации цен государство должно полностью компенсировать, причем с

опережением во времени. При этом не берется во внимание, что такие

действия лишь, воспроизводили бы инфляцию, даже усиливая ее.

Индексация доходов возможна со стороны как государства, так и

предприятия: последнее для этого отдавать часть прибыли.

Для того, чтобы провести удовлетворительную индексацию, необходимо и

исключительно важно иметь обоснованную "точку отсчета" - индекс роста

потребительских цен. Он рассчитывается ежеквартально, нарастающим итогом с

начала года на основе статистических данных, полученных в ходе наблюдений

за изменениями розничных цен в государственной, кооперативной и частной

торговле и сфере услуг но фиксированному набору потребительских товаров

услуг (исключая, разумеется, то, что в потреблении необязательно) , обычно

называемому “потребительской корзиной". Ее структура и величина неодинаковы

не только для различных государств (в том чище входящих в СНГ), но и для

разных регионов, административных образований.

За счет этого областям удается сохранить более щадящие цены или

соорудить щит для своего потребительского рынка. . В основном это имеется в

виду обеспечивать за счет доходов от самой либерализации цен и

налогообложения, доходов от приватизации госимущества, акцизного а, взносов

предприятий и т.п. К сожалению, в .итоге получается, что во всех таких

действиях шагов "от рынка" больше, нежели "к рынку".

К тому же, перед либерализацией цен во многих регионах России, в других

республиках были проведены массовые предварительные повышения зарплаты

работникам предприятий и учреждений, особенно государственных бюджетных. Не

вдаваясь в анализ причин этих мероприятий, нельзя не заметить, что

последствия их негативно сказались на розничных ценах: им с самого начала

был задан слишком сильный импульс. Ведь цена, кроме всего прочего,

ориентируется на платежеспособный спрос, который в конце 1991 г. был

"накачан" массовыми денежными выплатами.

Закон об индексации устанавливает порог, с которого она будет

начинаться: инфляция на уровне 6%. Источником индексации работникам

учреждений, находящихся на бюджетном финансировании, будет государственный

бюджет. Собственные средства предприятий, устанавливающих свободные

рыночные цены, будут резервуаром, откуда черпаются средства социальной

защиты их работников. Если же предприятие реализует свою продукцию по

ценам, уровень которых государство временно фиксирует, недостаток средств

на оплату труда, включая индексацию, придется все-таки компенсировать из

бюджета РФ.

Пенсии, социальные пособия, пособия по безработице будут

индексироваться из средств Пенсионного Фонда, Фонда социального страхования

и Государственного фонда занятости; индексация стипендий будет происходить

за счет соответствующих бюджетов, а сбережений трудящихся и

государственных ценных бумаг - из доходов Сберегательного банка и

Государственного бюджета РФ. Это должно привести к более динамичной

политике сберегательных банков и страховых учреждений, которым необходимо

максимально эффективно размещать свои ресурсы,чтобы за счет процентных

ставок индексировать сбережения граждан и страховые взносы. Если не

индексировать сбережения, вкладчики будут активно снимать деньги со своих

счетов и выплескивать их на потребительский рынок, и без того

захлебывающийся от избытка денежной массы.

Как же будут повышаться суммы денежных доходов граждан? Полуторная

величина минимальной месячной зарплаты в РФ индексируется полностью в

соответствии с темпом роста цен. Вторая, последующая часть дохода, равная

тоже полуторной величине минимальной оплаты труда, индексируется только на

величину, исчисляемую как половина квартального индекса роста цен

потребительской корзины. Надо признать, что на современном этапе трудно

сказать, много это или мало. Речь здесь может пойти о повышении в порядке

индексации доходов, которые составляют в месяц 1000 руб. и даже больше.

Кажется, что эта сумма была очень значительной. Теперь, увы, дело обстоит

по другому. Что касается доходов, превышающих трехкратную величину

минимальной оплаты труда., то они сейчас индексации не подлежат.

Необходимо учитывать, что выплаты в порядке индексации должна все же

приходиться незначительная доля общих доходов трудящихся. В противоположной

ситуации создаются условия для угасания стимулирующей роли оплаты по труду

и по созданной стоимости, индексация же доходов переходит разумные границы

своей основной функции - социальной защиты. Вместе с тем надо, конечно,

исходить из того, что и на стадии формирования рынка (а она не может быть

более сложной, чем та , в которой рынок уже вполне сформировался) нельзя

допускать резкого падения уровня жизни людей хотя бы уже по сугубо

экономическим причинам. Рынку нужен активный потребитель, лишенный средств

к существованию слой ему противопоказан.

В мировой практике индексация осуществляется через такой промежуток

времени, как квартал или полгода В некоторых сферах надбавки к зарплате

производятся по скользящей шкале: в случае повышения индекса цен на заранее

установленное число пунктов или процентов - на определенную, загодя

оговоренную величину возрастает и заработная плата.

В уже упоминавшемся выше коллективном договоре администрации американо-

японской компании НАММИ с профсоюзом автомобилестроителей предусматривается

надбавка на рост стоимости жизни. Она строится в зависимости от

ежеквартально публикуемого Бюро трудовой статистики официального индекса

потребительских цен. Начиная с определенного срока, обусловленного в

договоре, надбавка рассчитывается как один цент за час рабочего времени при

повышении индекса потребительских цен на О,26 пункта. Надбавка на рост

стоимости жизни закладывается в премии за сверхурочные, работу в ночные

смены, праздничные дни и при оплате очередного отпуска.

В наших условиях в развитие Российского закона об индексации доходов,

конечно же, должны быть приняты местные положения, дополнительно уточняющие

размеры индексации, но так, чтобы последние не были ниже российских, причем

обеспечивались собственными источниками финансирования. Но и с учетом этих

местных корректировок индексация доходов должна оставаться частичной,

компенсируя, согласно мировой практике, 40-60% роста цен.

Механизм индексации уже несколько десятилетий используется в США,

Японии, Канаде и более чем в десяти западноевропейских странах; в

последнее время - и в бывших социалистических государствах Восточной Европы

Выполняя по отношению к значительной части населения защитные функции, он

необходим еще и для предотвращения социальных взрывов, и с последним

обстоятельством было бы опрометчиво не считаться.

Стратегия и методы функционирования социально ориентированной

экономики в современном обществе.

Рыночная экономика, которая основана на экономической свободе

хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности их экономического

привлечения к рациональному хозяйствованию, в значительной степени

позволяет обществу реализовать сильные стороны товарного производства и

рынка в интересах социально-экономического прогресса.

Она создает оптимальную (хотя и не абсолютно наилучшую в

экономическом и социальном плане) систему привлечения к эффективному,

инициативному и ответственному экономическому поведению. В рыночной

экономике последнее если и навязывается, то прежде всего экономическими

методами. Люди и коллективы ориентируются на собственные интересы и силы, а

за негативные последствия хозяйствования сами же и отвечают. Это заставляет

бдительно относится к ресурсам, инициативной, активной, находчивой

экономической деятельности.

Одновременно с этим рыночная экономика является довольно жесткой в

социальном плане, она не допускает уравниловки и сдерживания,

исключает возможность равного распределения доходов и богатства общества,

и поэтому характеризуется хронической социальной нестабильностью.

Дорога к социально ориентированной рыночной экономике непростая и

болезненная, она предусматривает разрешение комплекса кардинальных проблем:

1) Овладение разными формами собственности и хозяйствования,

обеспечение их экономической равноправности, разгосударствления экономики;

2)Обеспечение структурной перестройки экономики и преодоление ее

дефицитного характера;

3) Оздоровление финансово-кредитной и денежной инфраструктуры,

преодоление инфляционных процессов;

4) Постепенный отход от затратной модели ценообразования

“освобождения цен на основную часть продукции промышленности, сельского

хозяйства, сферы услуг;

5) Демонополизация сферы обращения, кредитного обслуживания

предприятий и населения, научного обеспечения экономики;

6) Переустройство национального рынка как части мирового хозяйства;

7) Преодоление нерыночной ориентации системы образования и

профессиональной подготовки. По данным социологических исследований, к

работе в условиях рынка в России пока что готовы не больше 5% руководителе

и специалистов экономических служб предприятий.

Одновременно с решением данных вопросов необходимо предусмотреть и

подготовить систему мер, направленных на защиту населения, особенно той его

части, которая получает низкие доходы.

Система реальных планомерно рыночных отношений в России только

начинает формироваться. Следует учесть, что рынок выступает не конечной

целью радикальной перестройки экономической системы общества, а только

способом решения его кардинальных социально-экономических проблем с целью

реального повышения уровня благосостояния народа. То есть, идет речь о

формировании социально ориентированного рынка.

Большинство зарубежных авторов концепции социального рыночного

хозяйства негативно оценивают макроэкономическое регулирование и даже

отождествляют его с государственным экономическим интервенционизмом.

В наших же условиях экономика России еще достаточно долго будет

оставаться постсоциалистической и полурыночной. А это означает

существование в течение относительно продолжительного времени наряду с

нарождающимся частным сектором мощного государственного,

предусматривающего необходимость достаточно жесткого макроэкономического

регулирования.

Пропорции между частным и государственным секторами будут постепенно

изменяться в пользу первого, но все таки предстоит длительный период их

сосуществования. Этот симбиоз с его всевозможными конфликтами и трениями

будет неизбежен в течение довольно долгого срока.

Более того, в настоящее время специалисты в области теории и практики

рынка, говоря о наиболее цивилизованных его формах, имеют в виду прежде

всего так называемый социально ориентированный рынок. Представляется, что

“под крышей” этого определения уже сегодня успешно уживаются

модифицированные неолиберализм и кейнсианство, социальное рыночное

хозяйство и смешанная экономика.

Именно социально ориентированный рынок сможет, с одной стороны,

“удержать” экономику РФ в русле общецивилизационных закономерностей рынка,

а с другой - оптимально учесть ее постсоциалистические особенности.

Безусловно, постсоциалистический характер экономики РФ является

важным, но не единственным определителем сущностных черт будущей модели

национальной экономики. В ситуации, когда и национальная экономика, и

значительная часть населения находятся у последней черты, попытка опираться

сугубо на индивидуализм и рыночные рычаги не толкло обречена на провал. но

и чревата в наших условиях наступления дикого рынка, сверхкоррупции,

катастрофической социальной поляризации общества и однозначным взрывом в

результате.

Учитывая, что социальное рыночное хозяйство представляет собой путь,

отличный от центрально управляемого хозяйства и экономики, руководимой лишь

“невидимой рукой” рынка, оно вряд ли поместится в рамки какой либо модели

рыночной экономики. В силу многих причин оно претендует на роль новой

парадигмы экономики второй половины двадцатого века.

Вместе с тем определение “социальное рыночное хозяйство” часто

отождествляется с понятием “социально ориентированный рынок”. Правомерно ли

это? Думается что вполне. Особенно, если учесть, что в основе такой

синонимичности лежит адекватность целей и способов их достижения.

Выстраивая парадигму Российской экономики, нужно уберечься от двух

крайностей: во-первых, изобретения “своей” модели, что подобного нет нигде

в мире; во-вторых, попуток слепого заимствования.

Одним словом, это должна быть такая модель, которая бы

предусматривала построение социально ориентированной рыночной экономики на

фундаменте постсоциалистической.

Преодолевая отжившие стереотипы, нужно отдавать себе отчет в том, что

смешанная экономика представляет собой не какое-то хаотическое

нагромождение на практике и эклектичное соединение в теории сугубо

“капиталистических” и “социалистических” форм, а предстает в виде

диалектического единства форм собственности и способов ведения хозяйства,

выдержавших проверку мировой практикой на конкурентоспособность.

Другими словами, смешанная экономика представляет собой объективно

обусловленный и исторически закономерный этап эволюции рыночных отношений,

характеризующийся конкуренцией цивилизованных форм собственности и

хозяйствования, высокой эффективностью экономики и соответствующей

социальной защищенностью людей.

Социальное рыночное хозяйство в обязательном порядке предусматривает

действенные меры государственного регулирования экономики. И хотя об

эффективности этих мер, степени вмешательства государства в экономику и о

его необходимости вообще продолжают спорить экономисты, на практике этот

вопрос однозначно положительно решен в большинстве стран цивилизованного

рынка.

В своей направленности векторы экономической и социальной

эффективности рыночной экономики далеко не всегда совпадают, более того,

безработица, сравнительная нищета, социальные поляризация и стратификация

общества являются имманентными атрибутами рыночной экономики. Для

минимизации этих социальных явлений также требуется государственное

вмешательство, регулирование рынка.

Не административная или в лучшем случае административно-экономическая

модель рыночного регулирования, а экономико-административная (с ударением

на первом слове) модель должна стать приоритетом в России. И изобретать тут

ничего нового не приходится. Среди главных и опробированных инструментов

регулирования рыночной экономики следующие: финансово-кредитная система с

совершенными налоговой, эмиссионной и таможенно-пошлинной политикой,

финансированием, кредитом, стратегией и тактикой процентных ставок;

механизм ценообразования и определенное соотношение в нем твердых и гибких,

оптовых и розничных цен с нормативами формирования структурных слагаемых

цены; различные маркетинговые макроусилия, формирующие экономические

потребности и потребительский спрос населения; инвестиционная политика

государства и, объем и структура производимых товаров, формы их закупки и

реализации, квоты производства, экспортно-импортная политика; элементы и

допустимые пределы чрезвычайности при реализации экономических программ в

экстремальных условиях переходного периода, а также другие рычаги

регулирования.

Именно регулирование рынка должно составлять львиную долю того, чем

необходимо сегодня заниматься правительству РФ. При этом не должно

сложиться положение, когда государственная опека будет распространяться

только на государственный сектор экономики, а частный сектор будет либо

предоставлен самому себе, либо обложен немыслимыми административно-

экономическими шлагбаумами. За исключением предприятий-монополистов,

правила рыночной игры, в том числе и регулирования экономики, должны быть

одинаковы для всех.

При этом нельзя не сказать несколько слов о таком важнейшем

слагаемом государственного воздействия на макро и микро экономический

процесс, как планирование. Складывается впечатление, что сегодня

употребление термина планирование считается чуть ли не нонсенсом если не

предпослать ему определение “индикативное”. Другими словами, абсурдность

всеобъемлющего директивного планирования времен реального социализма

некоторые экономисты распространяют на планирование вообще. Говоря о

необходимости макроэкономического планирования знаменитый американский

предприниматель Ли Якокка подчеркивает: “Государственное планирование

отнюдь не должно означать социализм. Оно означает лишь наличие продуманной

стратегии, сформулированных целей. Оно означает согласование всех аспектов

экономической политики вместо разрозненного выдвижения по частям, негласной

их разработки людьми, преследующими лишь свои узко групповые интересы.”

.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.