реферат бесплатно, курсовые работы
 

Политическая система общества

Политическая система общества

Лекция 5 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

В современном политическом словаре стран Востока и Запада, пожалуй,

трудно найти более распространенного и вместе с тем более противоречивого

термина или словосочетания, чем «политическая система». О политической

системе общества в разных странах и особенно в нашей сейчас говорят и пишут

не только и даже не столько на профессиональном, сколько на обыденном

уровне, не столько юристы, политологи, историки и специалисты в области

других гуманитарных и общественных наук, сколько люди весьма далекие в

профессиональном плане от данной материи, так называемые «популисты». Со

страниц академических журналов и других изданий «политическая система» в

последние годы почти полностью перекочевала на страницы популярных и

непопулярных газет, пропагандистских брошюр и журналов, а также иных

«рассчитанных на широкого массового читателя» изданий.

Глубокие и поверхностные, содержательные и бессодержательные рассуждения

и умозаключения о политической системе общества сейчас можно встретить

гораздо чаще, чем это было раньше, например, на страницах английского

«Экономиста», повествующего в одном из своих номеров о том, что «западные

симпатии» к бывшему Советскому Союзу и лично к М. Горбачеву «базируются на

заверениях последнего реформировать СССР» по образу и подобию стран

Восточной Европы; или американского «Ньюсуика», анализирующего причины

медленного осуществления радикальных преобразований в политической системе

России и рассуждавшего в связи с этим в 1990 г. о том, что хотя «мастерство

Михаила Горбачева по формированию и проведению кремлевского политического

курса почти полностью исчерпано», но «ему так и не удалось добиться своей

главной, принципиальной цели — спасти советскую систему от самое себя».

Можно было бы привести множество и других примеров, подтверждающих

сказанное. Однако без того ясно, что к политической системе общества вообще

и к политической системе нашего общества в частности в последние годы

проявляется весьма обостренное и в то же время довольно противоречивое

внимание.

Несомненно, это следует рассматривать и оценивать положительно, но при

условии) Конечно, что ставится цель—понять и объяснить, а не сознательно

«затемнить» и исказить настоящее и прошлое, рассуждать на основе глубокого

и разностороннего анализа окружающей действительности, а не путем гадания

на кофейной гуще. И этот аналитический подход вряд ли возможен, если не

иметь четкого.» разностороннего понимания того, что представляет собой

политическая система. Каковы ее природа, содержание и назначение? Как

традиционно она понималась в западной и марксистской политологии и

социологии? Как понимается и представляется сейчас?

Обратимся вначале к марксистской трактовке политической системы. Согласно

традиционному, ставшему своего рода «классическим» марксистскому

представлению, политическая система (организация) общества', подобно

государству, праву и другим политическим явлениям, институтам и

учреждениям, представляет собой объективное явление. Ее существование и

функционирование неразрывно связаны и обусловлены историческими рамками

существования и функционирования классового общества. Вместе с ним она и

формируется и видоизменяется в силу раскола общества на классы и

возникновения объективно существующих классовых противоречий. По Мере

развития классового общества и превращения его в бесклассовое политическая

система, согласно марксистским воззрениям, отмирает. На протяжении всей

истории своего существования и функционирования политическая система

общества неизменно выражает и защищает волю и интересы прежде всего

господствующего класса (классов), а в социалистическом обществе должна

выражать и защищать волю и интересы всего народа.

Разумеется, как показывают исторический опыт, политическая теория и

политическая практика в силу множества объективных и субъективных причин

далеко не всегда друг с другом совпадают. В советской политической теории

60—80-х годов, например, господствовала доктрина, утверждавшая, что в СССР

существовало общенародной государство, и политическая система была не чем

иным, как общенародной политической организацией. Однако анализ

политической практики этих и всех последующих лет со всей очевидностью

показал, что в стране существовала и функционировала в модернизированном

виде сложившаяся еще в период культа личности Сталина тоталитарная

административно-командная система. Аналогичные выводы соотносимы не только

с политической, но и с социальной, экономической и иными системами,

возникшими и развившимися на базе советского общества.

Сегодня особенно важно подчеркнуть, что, выдвигая в процессе анализа

политической системы общества ее классовый характер, классовые волю и

интересы на первый план, марксистская политическая наука вместе с тем не

теряла из вида при этом общечеловеческие, групповые, национальные и иные

интересы и ценности. Классовые и другие, в частности общечеловеческие,

интересы не отождествляются, не нивелируются и не подменяются друг другом,

но в то же время они и не противопоставляются друг Другу.

Будучи весьма сложным и многогранным явлением, политическая система

классового общества связана множеством невидимых нитей с другими

однопорядковыми с ней (т. е. политическими по своему характеру) и

разнопорядковыми явлениями. Концентрируя в себе основное политическое

содержание классового общества, она выступает в реальной действительности

как система существующих в его пределах политических организаций

(объединений). К числу последних относятся: государство, являющееся, по

общему правилу, политической организацией экономически господствующего

класса, политические партии, многочисленные общественные объединения, в той

или иной степени принимающие участие в политической жизни своей страны.

В структуре политической системы общества все эти организации неразрывно

связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. Они никогда не

существовали и не могут существовать сами по себе, взятые в «чистом»,

изолированном виде. Структурные элементы, составные части политической

системы классового общества рассматриваются в комплексе порождаемых ими

связей и отношений, различных опосредуемых данные связи и отношения

социальных норм, в единстве со всеми обосновывающими их существование и

функционирование политическими идеями, теориями, взглядами и

представлениями.

Политическая система общества никогда не остается безучастной, пассивной

ни по отношению к надстроечным явлениям, ни по отношению к базисной среде.

Подвергаясь в процессе своего становления и развития прямому воздействию со

стороны, например, явлений идеологии, права и морали, она постоянно

оказывает на них обратное влияние. Это свидетельствует об относительной

самостоятельности политической системы общества и указывает на ее

способность выступать одновременно в качестве объекта воздействия со

стороны других надстроечных явлений и субъекта активного воздействия на

окружающую надстроечную среду.

Аналогичные по своему характеру и обоюдной направленности связи

устанавливаются также между политической системой общества и экономикой,

всем материальным базисом общества, образующим определенную систему

производственных отношений, соответствующих прежде всего господствующему

способу производства..

Квинтэссенция, суть этих взаимосвязей наиболее полно и четко выражена в

классической формуле, выведенной В. И. Лениным, согласно которой «политика

есть концентрированное выражение экономики»', ее продолжение, развитие и

обобщение. Экономика оказывает решающее воздействие на политику. В свою

очередь политика активно воздействует на экономику. Какова экономика,

такова в конечном счете должна быть и политика, а вместе с тем и

соответствующие ей институты и учреждения, включая политическую организацию

классового общества.

В общественно-экономических формациях, какими являются рабовладельческая,

феодальная и капиталистическая формации, свойственный им внутренне

противоречивый характер экономики накладывает свой неизгладимый отпечаток

на природу и характер существующих в их пределах не только экономической,

социальной и духовной, но и политической систем. Антагонизм экономических

интересов противостоящих друг другу основных классовых сил (рабовладельцев

и рабов, феодалов и крестьян, буржуа и пролетариев) обусловливает в

конечном счете антагонизм политических интересов этих классов и образуемых

ими организаций. Вследствие этого политическая система общества, отражающая

данный экономический строй, постоянно остается расчлененной, расколотой на

целый ряд противостоящих друг другу и противоборствующих друг с другом

организаций. Одни из них образуют в соответствии со своими классовыми

целями и интересами систему организаций господствующего класса (систему

диктатуры класса рабовладельцев, феодалов и буржуазии), а другие — систему

организаций подвластных классов (систему организаций их классового

противодействия экономическому, политическому и иным видам диктата со

стороны господствующего класса).

Марксистские воззрения исходят из того, что в условиях коммунистической

общественно-экономической формации в противоположность всем предшествующим

ей классовым формациям должна складываться относительно непротиворечивая,

однотипная экономика, оказывающая определяющее влияние на политику и тем

самым способствующая образованию и развитию на ее основе такой же внутренне

непротиворечивой в классовом и других отношениях политической системы

общества. Неантагонистический характер экономических отношений,

материального базиса социалистического общества должен обусловливать

существование соответствующих им по своей природе и содержанию политических

отношений, политической жизни и политической системы.

Это не будет означать, согласно марксистским взглядам, отсутствия в

экономической, социальной, духовной или политической системе

социалистического общества антагонистических и неантагонистических

противоречий. Утверждение обратного означало бы неоправданное

нивелирование, искажение реальной действительности. На всех этапах развития

социалистического «общества, как и всякого другого, и во всех сферах его

жизни всегда существовали и будут существовать различные противоречия.

Однако их характер на каждом из этапов может быть иным.

Понятие политической системы общества — это общее, родовое по отношению к

понятию каждой отдельной политической системы, существующей в рамках той

или иной общественно-экономической формации, а также в пределах отдельно

взятой страны. Его не следует смешивать с понятием политической организации

общества вообще, функционирующей, по мнению ряда авторов, в социально

«чистом» виде, в виде некой чистой — «внеклассовой» или «надклассовой»

организации, выражающей и защищающей интересы всех социальных слоев и групп

независимо от их фактического положения в капиталистическом обществе.

«...Ни в одной цивилизованной капиталистической стране,— отмечал по

аналогичному поводу В. И. Ленин,— не существует «демократии вообще», а

существует только буржуазная демократия». Классу буржуазии «выгодно и

необходимо,— писал он,— скрывать от народа буржуазный характер современной

демократии, изображать ее демократией вообще или «чистой

демократией»

Выступая в качестве общеродового понятия, политическая система общества

вбирает в себя все те наиболее общие признаки и черты, которые свойственны

всем без исключения конкретным политическим системам, существующим в

пределах различных общественно-экономических формаций. В ней наряду с

сугубо классовыми признаками и чертами отражаются также межклассовые,

общесоциальные, национальные, групповые и общечеловеческие признаки и

черты.

В качестве общих моментов, объединяющих различные политические системы

как однопорядковые явления, можно выделить следующие. Во-первых,

существование и функционирование их лишь в рамках классового общества,

возникновение и развитие с появлением и развитием классов. Во-вторых, охват

каждой из них не только отдельных составных частей, но и всего классового

общества в целом, существующего в пределах той или иной страны. В-третьих,

наличие у каждой из них политического характера, выступление данных систем

в качестве политических, а не экономических или каких-либо иных по своему

характеру образований. В-четвертых, опора каждой политической системы

общества на определенный тип экономики, социальной структуры и идеологии. И

в-пятых, выступление в качестве структурных элементов любой политической

системы различных государственных, партийных и общественных организаций,

участвующих в политической жизни той или иной страны.

Политическая система общества выступает как явление и понятие

фактическое, но отнюдь не формально-юридическое. Это означает, что в разряд

ее основных частей входят не только официально признанные господствующим

классом в лице соответствующих государственных органов организации, но и

объединения (например, как неоднократно бывало в истории буржуазной

действительности, марксистско-ленинские партии, прогрессивные молодежные

или любые иные организации), объявленные или объявлявшиеся в силу тех или

иных причин вне закона.

Основными требованиями-критериями, предъявляемыми при рассмотрении ко

всем без исключения структурным Элементам политической организации

общества, являются требования их внутренней упорядоченности,

организованности и хотя бы минимальной политичности. Суть первого из них

сводится к тому, чтобы каждое общественно-политическое объединение,

рассматриваемое в качестве структурного элемента политической организации

общества, выступало бы прежде всего как организация и обладало бы

признаками организации.

Характерными признаками любой организации являются: определенный порядок

ее образования и функционирования; наличие Устава, Положения или иного

подобного рода им акта, свидетельствующего о сформированности и формально-

юридической оформленности того или иного объединения; функционирование

каждой общественно-политической организации ради достижения определенных,

непосредственно стоящих перед ней целей и задач; деятельность каждой

организации в определенной сфере общественной жизни и в соответствии с

установленными принципами; наличие у всех без исключения организаций

органов, ведающих их внутренними и внешними делами.

Суть второго требования, предъявляемого к структурным элементам

политической системы общества, заключается в том, чтобы они как составные

звенья были не только внутренне организованными, но и хотя бы в минимальной

степени политическими. Каждый структурный элемент политической организации

классового общества должен быть не просто организацией, а политической по

своему характеру организацией. Это означает, что он непременно должен: а)

выражать политические интересы определенного класса или любой иной

социальной общности; б) быть участником политической жизни и носителем

политических отношений; в) иметь непосредственное или опосредованное

отношение к государственной власти—ее завоеванию, организации или

использованию, причем не обязательно взаимодействуя с государственными

органами, но и противодействуя им; г) руководствоваться в своей

повседневной деятельности политическими нормами или правилами, сложившимися

в недрах политической жизни той или иной страны.

Говоря о политическом характере структурных элементов политической

системы общества, следует иметь в виду, что не все они в своем содержании

имеют одинаковый политический аспект.

У одних организаций политика проявляется более ярко и занимает в их

деятельности значительное место, в то время как у других играет

второстепенную роль. В зависимости от этого все объединения — структурные

элементы политической организации общества — в марксистской научной

литературе подразделяются на организации собственно политические,

несобственно-политические и организации, имеющие в своем содержании лишь

незначительный политический аспект.

К числу собственно политических организаций относятся государства,

политические партии и некоторые общественные объединения. Характерным

признаком этих организаций является организационная связь с политикой и их

прямое, проявляющееся в самых различных формах воздействие на политику.

Непосредственной целью их создания и функционирования выступает политика.

Она заключается в формировании и осуществлении политики того или иного

класса, в политическом воспитании различных слоев классового общества и в

проведении политических интересов той или иной социальной общности в жизнь.

Решающую роль среди собственно политических, а равно и среди всех

остальных структурных элементов политической системы общества, несомненно,

играет государство. Будучи оснащенным специальным аппаратом принуждения и

подавления с соответствующими «вещественными придатками» в виде тюрем и

иных принудительных учреждений, государство выступает как главная сила в

руках господствующего класса, как главный проводник его воли и интересов в

жизнь, как важнейшее средство осуществления его политической власти. В

структуре политической системы общества государство является объективно

необходимым, неотъемлемым ее составным элементом. Видоизменяясь в своей

сущности, форме и содержании, оно неизбежно сохраняется на протяжении всей

истории развития классового общества, а следовательно и его политической

системы. В то же время, как известно, все остальные ее составные звенья —

политические партии и различные общественные организации, имеющие

политический характер,— могут появляться на определенных этапах развития

политической системы общества и, выполнив возложенные на них задачи,

исчезать. Многочисленные примеры такого круговорота политических институтов

можно постоянно наблюдать в рамках политической системы различных

государств.

К несобственно политическим объединениям — структурным элементам системы

общества — относятся такие объединения, которые возникают и развиваются не

в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других им

подобных причин. Прямой целью их создания и функционирования, в отличие от

собственно политических организаций, никогда не выступает политика. Свою

основную деятельность данные институты, к числу которых можно отнести

профсоюзные, кооперативные и иные организации, осуществляют соответственно

в производственной, социально-бытовой, культурной, торговой и других сферах

жизни общества. Они не ставят перед собой непосредственных задач активного

воздействия в политических целях на государственную власть. Политическая

деятельность этих организаций не составляет основу их функционирования и

выступает; в этом смысле если не второстепенной, то во всяком случае не

имеющей для них решающего значения. Это не означает, разумеется, принижения

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.