реферат бесплатно, курсовые работы
 

Пенсионные системы

Пенсионные системы

Министерство образования Российской Федерации

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра ЭТ и ГУ

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему Пенсионные системы зарубежных стран

по курсу Экономическая теория

Исполнитель

Д.Ю. Евсеев

студент 274 гр.

Руководитель

Л.И. Гриценко

доцент

Нормоконтроль

О.А. Авраменко

ассистент

Благовещенск 2003

РЕФЕРАТ

Работа 34 страница, 1 таблица и 21 источник.

Пенсионные системы, страхование, пенсии, системы финансирования.

Целью работы является сравнение пенсионных стран развитых и

развивающихся стран, а также стран с собственным путем реформирования

пенсионной системы.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4

1. Пенсионные системы развитых стран

7

1.1. Германия

7

1.2. Финляндия

10

1.3. Нидерланды

13

2. Пенсионные реформы пост социалистических стран

18

2.1. Венгрия

18

2.2. Польша

20

2.3. Китай

20

3. Чили – особенный путь реформирования

26

Заключение

31

Библиографический список

32

Приложение

34

ВВЕДЕНИЕ

В центре дискуссий о реформировании систем пенсионного обеспечения,

развернувшихся научных и политических круга западных стран и стран с

переходной экономикой, поиск новых более эффективных страховых методов и

механизмов; создана многоуровневых, взаимодополняющих и взаимоувязанных

пенсионных систем; активное привлечение частного сектора и самих

застрахованных к финансированию пенсионных затрат; методы вовлечения в

процесс коллективного и личного страхования пенсий лиц;

занятых в теневом рынке труда: создание комплексных, взаимоувязанных

институтов социальной защиты престарелых слоев населения.

В большинстве стран мира до сих пор преобладает пенсионная система,

основанная на принципе "солидарности поколений", когда пенсии выплачиваются

из обязательных платежей, которые в настоящее время платят работающие

граждане. Эта система на Западе именуется "Pay as You Go" (PAYG), что можно

перевести как "выплата по ходу". Это так называемая первая опора

существующих в разных странах пенсионных систем. Однако эта "первая опора"

становится все более шаткой. Она подтачивается старением населения развитых

стран, в результате чего уменьшается соотношение числа работающих и

количества пенсионеров. Рост среднего уровня жизни требует установления все

более "щедрых" пенсий. Это приводит к увеличению обязательств государства

перед пенсионерами, к вынужденному росту обязательных пенсионных

отчислений, к росту расходов на финансирование пенсионной системы PAYG,

которые даже в самых благополучных странах достигают 10% ВВП Решением

проблемы является переход к более современным и эффективным системам -

"второй опоре", основанной на взносах предприятий и возможности

инвестирования этих активов, а также к добровольным пенсионным накоплениям

граждан - так называемой третьей опоре пенсионной системы.

Реформы в каждой стране проводятся по-своему - с учетом

демографических, культурных, социальных, политических, финансовых

особенностей и возможностей. Реформы имеют цену, и вопрос состоит в том,

кто и когда платит, насколько открыто или, напротив, замаскировано, они

проводятся. Страны, недавно вставшие на путь капиталистического развития,

имеют даже некоторое преимущество:

"цена перехода" может быть ниже благодаря сравнительно низкому исходному

уровню пенсий и более высоким темпам экономического роста. Это в принципе

позволяет более эффективно использовать для пенсионных накоплений рыночные

инструменты. Пенсионные активы, в свою очередь, становятся важным

источником роста рынка капитала. В официальных документах Европейского

экономического сообщества для осуществления этого перехода установлены

конкретные цели, охватывающие период с 1998-го по 2020 год. Предполагается,

что за этот период доля в пенсионных выплатах PAYG ("первой опоры")

снизится с 84 до 64%, намного возрастет роль "второй опоры" (с 12 до 29%),

а незначительная сегодня доля "третьей опоры" утроится (с 1,5 до 4,5%). При

этом сумма частных пенсионных активов возрастет с 2 млрд до 11,8 млрд евро

в 2020 году. Очевидно, сохранится тенденция к ослаблению ограничений для

инвестиций пенсионных активов.

Реформы пенсионных систем уже начались в Германии, США, Италии,

Франции, Японии, Венгрии, Польше, Чехии. Они сводятся к различным

комбинациям следующих мер: плавное повышение пенсионного возраста, снижение

размеров отдельных видов пенсий, увеличение размеров страховых взносов, и

периодов страхования, обособление институтов социального страхования и

социальной помощи, ограничение практики досрочного выхода на пенсию,

стимулирование создания частных пенсионных фондов.

Главный институт пенсионного Совершенствование систем пенсионного

обеспечения по старости в странах Европейского Союза связано со стремлением

приспособить национальные пенсионные системы к меняющимся экономическим

условиям на основе новых социальных компромиссов. Основной

предмет споров специалистов о путях реформирования пенсионных систем –

Выбор между распределительными и накопительными механизмами их

финансирования. В странах ЕС преобладает распределительный метод. Системы

обязательного пенсионного страхования, а также пенсионные системы для

государственных служащих в большинстве западноевропейских стран, а также

ряд частных пенсионных систем во Франции финансируются посредством

распределения.

Накопительный метод в странах ЕС используется главным образом в

корпоративных и отраслевых пенсионных системах.

Большинство специалистов считает, что государственные пенсионные

системы, построенные на принципах социального страхования, еще не исчерпали

своего потенциала. Развитие накопительных механизмов они видят, в основном,

в сфере добровольного дополнительного пенсионного страхования.

В странах ЕС, как и в других развитых западных странах, в случаях

возникновения кризисных ситуаций с финансированием национальных пенсионных

систем применяется достаточно широкий арсенал методов. Обычно это -

повышение нормативного возраста: выхода на пенсию в сочетании с

экономическим стимулированием отсроченного выхода на пенсии: увеличение

периода учета заработков при определении размера пенсии; повышение

абсолютных размеров и доли страховых взносов, уплачиваемых работниками и

работодателями; сокращение числа получателей различного рода пенсионных

льгот; экономическое стимулирование развития дополнительных форм

пенсионного обеспечения в виде профессиональных, корпоративных и других

частных пенсионных систем .

Оптимальное сочетание названных и других мер позволяет решать острые

вопросы, связанные с финансированием пенсионного обеспечения.

1. ПЕНСИОННЫЕ СИСТЕМЫ РАЗВИТЫХ СТРАН

1.1. Германия

С первого января 1992 года в Германии существует единая пенсионная

система для западных и восточных земель, которая обеспечивает выплату

пенсий 4,2 миллиона пенсионеров. При проведении пенсионной реформы 1992 г.

ставилась задача сохранения тех элементов прежней системы, которые были

проверены практикой и подтвердили свою эффективность. В первую очередь это

относится к роли государства в финансировании пенсионного обеспечения.

Государство по-прежнему несет долю ответственности за наступление

пенсионных рисков. Плательщики пенсионных взносов, пенсионеры и федеральное

правительство разделили бремя увеличения расходов, связанное с

демографической ситуацией (повышением доли пенсионеров в общей численности

населения). Размеры федеральных субсидий и взносов растут пропорционально

динамике перерасчета пенсий в связи с инфляцией. Важнейшей чертой

пенсионной системы любой страны является сфера охвата, т.е. категории

населения, подлежащие обязательному пенсионному страхованию. /1, с. 62/.

Модель пенсионной системы, сложившейся в ФРГ, характерна для Австрии,

Италии, Франции и большинства других стран Западной Европы. В целом система

защиты старости в ФРГ характеризуется сосуществованием ряда различных

отдельных систем. В настоящее время эти отдельные системы значительно

отличаются друг от друга, например, по кругу застрахованных лиц, по

принципам финансирования и предоставления услуг и пособий, по

организационным структурам, а также по уровню защиты, к которой стремятся

эти структуры. Несмотря на существующие значительные различия, вся система

предоставления защиты старости в Федеративной Республике Германии

характеризуется как «система трех уровней». /2, с. 36/.

К первому уровню относятся все те отдельные системы, которые функционируют

на основе законодательных норм и являются обязательным для определенного

круга лиц. В целом в ФРГ существуют четыре «обязательные системы» такого

типа:

- установленное законом пенсионное страхование, которое является

обязательной системой для рабочих и служащих, а также для некоторых особых

категорий само занятого населения (например, деятели искусств и публицисты;

лица, имеющие ремесленные специальности; надомники и т.д.);

- пенсионное обеспечение чиновников, которое является обязательной

системой для госаппарата;

- помощь по старости для фермеров, представляющая собой

обязательную систему для всех фермеров, а также для членов их семей;

- пенсионное обеспечение по профессиональным группам, которое

представляет собой обязательную систему для т.н. «лиц свободных процессий»

(врачи, аптекари, ветеринары, архитекторы, адвокаты, нотариусы и другие).

Ко второму уровню защиты в старости относится обеспечение по старости от

предприятий. Многие предприятия выплачивают своим бывшим сотрудникам при

выходе на пенсию по возрасту т.н. «пенсии от предприятий» дополнительно к

пенсиям, заработанным в системе установленного законом пенсионного

страхования.

Однако в ФРГ эта форма защиты в старости не является обязательной, она

- добровольна. В конечном итоге предприятие само решает, будет ли оно

предоставлять пенсии от предприятия, и если да, то в каком объеме. Система

оформления предоставления пенсий от предприятий может быть оговорена в

тарифном соглашении между профсоюзами и ассоциациями работодателей. Эта

система пенсионного обеспечения может быть также урегулирована на уровне

производственного соглашения для лиц, работающих на каком-либо одном

предприятии, путем особого способа оформления трудовых договоров для

отдельных работников.

В ФРГ почти половина работников охвачена договорами об обеспечении по

старости от предприятий. Однако другая половина работников не имеет права

на получение пенсии от предприятия. /3, с. 70/.

Третий уровень защиты в старости - это забота о своей старости частным

способом. Эта форма защиты в старости также является добровольной. В данном

случае каждый может сам принимать решение, будет ли он что-то предпринимать

для обеспечения своей старости и если да, то в каком виде и в каком объеме.

Для этого приемлемы все формы создания частного капитала. Сюда, например,

относятся: покупка недвижимости, создание фонда ценных бумаг или заключение

договоров о долгосрочных сберегательных вкладах. Хотя в действительности

эти формы создания капитала часто направлены на другие цели, а не на

обеспечение в пенсионном возрасте. Типичной же формой создания частного

капитала является заключение договора о страховании жизни с целью

накопления средств или заключение индивидуального договора о пенсионном

страховании.

Особое значение в общей системе предоставления защиты в старости имеет

установленное законом (обязательное) пенсионное страхование. 78 % всего

населения в возрасте от 15 до 65 лет являются застрахованными лицами. Объем

выплат в системе установленного законом пенсионного страхования составляет

около 63% от объема услуг и пенсий, предоставляемых всей системой защиты в

старости. /4, с. 6/.

Особое значение установленного законом пенсионного страхования

заключается еще и в том, что пенсия, получаемая из этой системы, уже сама

по себе является достаточной, чтобы обеспечить пенсионеру достойный уровень

жизни в старости. Это относится прежде всего к лицам, имеющим большой

трудовой стаж, в течение которого выплачивались страховые взносы.

Обеспечение по старости от предприятий и возможность частным способом

позаботиться о своей старости имеют только дополнительную функцию, т.е. они

дополняют доход пенсионера, который он получает из системы установленного

законом пенсионного страхования, и не могут в обычном случае служить

единственным источником, достаточным для обеспечения достойного уровня

жизни в старости.

Это становится совершенно очевидным, если обратиться к средним

показателям размеров пенсии. Лицо, постоянно получавшее на протяжении 45

лет участия в системе установленного законом пенсионного страхования

заработную плату, равную средней заработной плате в стране, при выходе на

пенсию будет получать ежемесячную выплату в размере около 2.000 марок. Это

равняется примерно 70 % «чистой» средней зарплаты работников, после

вычетов. Средний же размер пенсии, предоставляемой от предприятий,

составляет только около 500-800 марок.

Индивидуальный размер пенсии исчисляется по принципу зависимости

размера пенсии от размера заработной платы и факта уплаты страховых

взносов. Смысл данного принципа заключается в том, что размер пенсии

застрахованного лица, в основном, зависит от того, как долго данное лицо

было застраховано в системе пенсионного страхования и какую по размеру

зарплату застрахованный получал в период уплаты страховых взносов. /5, с.

44/.

Применяемая концепция трех уровней, состоящая из положительных

элементов распределительного и накопительного способов, хорошо

зарекомендовала себя на практике. Высокий потенциал пенсионной системы ФРГ

позволил без особых потрясений вобрать в себя пенсионную систему бывшей

ГДР. Опыт ФРГ оказывает большое влияние на развитие и формирование

пенсионных систем во многих странах.

1.2. Финляндия

Совершенствование финской пенсионной системы в течение последних лет

преследовало две основные цели: сохранить, насколько это возможно,

достигнутый уровень потребления стариков и гарантировать минимальный размер

пенсии за счет суммирования национальной (государственной) и трудовой.

Принятые недавно поправки к законодательным актам повышают возраст, при

достижении которого возникает пpaвo досрочного выхода на пенсию, уменьшают

размеры пенсий по инвалидности и досрочной пенсии по старости.

Обязательная трудовая пенсионная схема охватывает всех наемных

работников в общественном и частном секторах, а также самозанягых.

0на регулируется законодательными актами. Размер пенсии исчисляется исходя

из трудового стажа и заработков. Максимальный составляет 60 процентов

наивысшего заработка, который принимается за основу путем сложения всех

трудовых периодов. Размер (пенсии корректируется при помощи индекса.

который частично отражает реальный рост заработков.

Пенсионный возраст составляет 65 лет. Возможен ранний выход на пенсию.

Инвалидность, длительная безработица до достижения 60 лет, а также смерть

кормильца дают на это право. Но ее размер при этом сокращается.

В Финляндии не получили широкого развития индивидуальные пенсионные схемы.

Управление национальной пенсионной системой строго централизованно.

Министерство финансов и местные органы государственного пенсионного

обеспечения — основные пенсионные учреждения в общественном секторе. /6, с.

56/.

В частном секторе действуют около 70 пенсионных учреждений, включая 6

страховых компаний. Эти учреждения могут не заниматься другими видами

страховой деятельности.

При назначении и выплате трудовых пенсий в частном секторе применяется

нововведение, характерное только для Финляндии. В последнем страховом

учреждении суммируются данные обо всех взносах, уплачиваемых в различные

страховые учреждения во все .периоды трудовой деятельности. Главный орган

этой схемы — Центральный институт пенсионного обеспечения, который ведет

генеральный регистр пенсионных прав всех работающих и ежегодно осуществляет

контроль над всеми пенсионными страховыми учреждениями.

Трудовая пенсионная система финансируется за счет страховых взносов,

уплачиваемых работодателями. Однако в 1993 году был введен сбор страховых

взносов с работников, которые сейчас составляют 4,3 % от доходов. /7, с.

45/.

Часть расходов на пенсии покрывается за счет капитализации страховых

взносов. Степень капитализации и ее методы различны в различных пенсионных

схемах. В частном секторе накопительные пенсии ныне составляют менее 1/3.

все остальное — за счет распределительной системы.

В последнее десятилетие, несмотря на экономический спад, удалось сохранить

устойчивость пенсионной системы и обеспечить финансирование пенсий. Хотя

расходы на эти цели достигли по оценкам экспертов, уровня, до которого

предполагалось их довести к 2010 году.

При разработке реформы проблемы раннего выхода на пенсию ввиду

больших будущих затрат не обсуждались. Еще в начале 80-х годов отмечалось,

что финансирование пенсий после 2020 года будет весьма затруднительным,

граждане начнут выходить на пенсию ранее 60 лет.

Наиболее масштабные измененияния система претерпела в 1994 и 1996 годах. В

результате этих перемен пенсионные расходы в первые десятилетия нового

тысячелетия будут значительно ниже, чем намечалось ранее. Пенсии

общественного сектора теперь модернизируются по пенсиям частного сектора

(пенсионный возраст повышен с 63 до 65 лет. ежегодные ставки повышения

снижены с 2.2 % до 1,5 % увеличен возраст раннего выхода на пенсию с 55 до

58 лет, уменьшен размер пенсий, назначаемых при этом, отменена индексация

пенсий по старости). Всеобщая пенсионная система Финляндии гарантирует

каждому гражданину минимальный размер пенсии, для работающих это немногим

более половины утраченного заработка. /8, с. 28/.

Ныне расходы на пенсии составляют 14 % ВВП. Подсчитано что в 2030 г.

они составят 16—17 % ВВП. Эти цифры соответствуют росту пожилого населения.

Несмотря на трудности последних лет, удалось выполнить одну из главных

целей — сохранить размер пенсии на уровне 50 % заработка Этот размер в той

или иной степени сопоставим с пенсиями в других промышленно развитых

странах

Накопленный опыт и результаты деятельности пенсионных страховых схем

позволяют финским экспертам сделать вывод, что в следующем тысячелетии

система может выполнить фундаментальные обязательства.

Один из факторов, который может серьезно повлиять на ситуацию в будущем,

—старение населения в Финляндии. Демографические прогнозы показывают, что

количество пенсионеров будет расти, население в трудоспособном возрасте —

снижаться после 2010 года. Однако это не только финские перспективы, многие

западные страны будут переживать ту же тенденцию в ближайшие десятилетия

после 2000 года. Так, по данным Организации экономического сотрудничества

и развития (ОЭСР), в 2030 г. процент населения старше 60 лет в Швеции

составит 30 %, в Финляндии — 30,9 %, в (Японии — 33 %, в Швейцарии —

Германии — 35,3 % и в Италии ,8 %.

Старение населения вызывает озабоченность, не обернется ли этот

процесс утратой конкурентоспособности финской экономики. Рассматривается

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.