реферат бесплатно, курсовые работы
 

О социологии

трудовой и учебной деятельности. При этом выделяют уровни мотивации в

зависимости от уровня потребностей.

1. Первая группа мотивов связана с социально-экономическим вопросом

индивида. Сюда входят, прежде всего, мотивы обеспечения жизненных

благ. Если эти мотивы доминируют в действиях человека, то

прослеживается его ориентация, прежде всего на материальное

вознаграждение. Соответственно повышаются возможности материального

стимулирования. К этой группе относятся мотивы призвания. Они

фиксируют стремление человека к определенному роду занятий. Для

человека в этом случае важно содержание его профессиональной

деятельности. Соответственно и стимулирование будет связано с

материальным вознаграждением самим по себе. Наконец, к этой же группе

относят мотивы престижа. Они выражают стремление человека знать

достойное, по его мнению, положение в обществе.

2. Вторая группа мотивов связана с реализацией предписанных и усвоенных

индивидом социальных норм. Этой группе также соответствует широкий

спектр побуждений к действию, от гражданских, патриотических до

групповой солидарности или "чести мундира".

3. Третью группу составляют мотивы, связанные с оптимизацией жизненного

цикла. Здесь могут сменять друг друга стремления к ускоренной

социальной мобильности и преодолению ролевого конфликта.

Каждому роду занятий, даже каждому действию, соответствуют не один, а

множество мотивов. Даже в частном примере, с которого начата глава, можно

предположить, что побуждение к чтению не могло сводиться только к желанию

получить оценку, или только к стремлению избежать неприятностей, или только

к любознательности. Именно множественность мотивов обеспечивает

положительное отношение к действию.

Мотивы действия организованы иерархически, какой-то из них является

доминирующим. При этом исследователи зафиксировали для процесса обучения,

например, обратную связь между силой утилитарных мотивов и успеваемостью и

прямую - между научно-познавательными и профессиональными мотивами. Система

мотивации динамична. Она изменяется не только при смене занятий, но и

внутри одного их вида. Например, мотивы обучения изменяются в зависимости

от года обучения.

Таким образом, важнейшие характеристики мотивации действий - это

множественность и иерархичность мотивов, а также их определенная сила и

устойчивость.

В исследовании мотивации используются различные методы: опросы,

эксперименты, анализ статистических данных... Так, результаты лабораторных

экспериментов показывают изменение времени реакции в действиях, различных

по своим мотивам. Аналоги таких экспериментов, хотя и без строгих методик,

вы, вероятно, имеете в своем жизненном опыте. Чем отчетливее и сильнее для

вас необходимость сделать что-то (курсовую работу к последнему сроку), тем

выше способность сконцентрировать на этом деле внимание, личные способности

и организаторские таланты. Если вернуться к экспериментам лабораторным, то

нужно отметить, что изменение быстроты реакции - это психологическая

характеристика. Изучение мотивов, как и действия в целом, все более

становится междисциплинарным. Для изучения словесных отчетов людей о

мотивах собственных действий особенно важен характер задаваемых вопросов.

Например, вряд ли принесет пользу прямой вопрос: "Устойчивы ли ваши

профессиональные ориентации?" Больше информации можно получить, задав

вопрос: "Как вы представляете себе род своих занятий в ближайшие пять лет?"

Однако, выяснение подлинных мотивов действий людей чрезвычайно сложно.

Теперь обратимся к более детальному рассмотрению целеполагания и

целеосуществления. Цель - это мотивированное, осознанное, выраженное в

словах предвосхищение результата действия. Принятие решения о результате

действия рационально, если в рамках наличной информации субъект способен к

расчету целей, средств и результатов действия и стремится к их максимальной

эффективности. Связь между объективными условиями, мотивацией и целями

устанавливаются таким образом, что из двух определенных состояний

элементов, обычно условий и мотивов, субъект делает вывод о состоянии

третьего, цели. Предполагается ее отчетливость и достижимость, а также

наличие у субъекта иерархии целей, выстроенных в порядке предпочтения.

Рациональный выбор объекта, это выбор с точки зрения его доступности и

пригодности для достижения цели. Средства действия выбираются на основе

оценки их эффективности для достижения цели. Они инструментально подчинены

ей, но больше связаны с ситуацией.

Действия такого типа, целерациональные действия, наиболее легко

прогнозируются и управляются. Эффективность таких действий имеет, однако,

свою оборотную сторону. Прежде всего, целерациональность лишает смысла

многие периоды жизни человека. Все, что рассматривается как средство,

теряет самостоятельны смысл, существует лишь как приложение к главному,

цели. Получается, что чем целеустремленнее человек, тем уже область смысла

его жизни. Кроме того, огромная роль средств в достижении цели и

техническое отношение к ним, оценка их только по эффективности, а не по

содержанию, делает возможной подмену целей средствами, утрату изначальных

целей, а затем и ценностей жизнедеятельности вообще.

Однако данный вид целеполагания не является ни универсальным, ни

единственным. Существуют механизмы целеполагания, не связанные с расчетом

эффективности, не предполагающие иерархии целей и расчленения целей,

средств и результатов. Рассмотрим некоторые из них.

В результате работы самопознания, постоянного доминирования определенных

мотивов, в которых преобладает эмоциональная составляющая, а также в связи

с четкой внутренней позицией относительно способа жизни, цель может

возникнуть как некоторый замысел, проект, жизненный план - целостный,

свернуты и потенциальный. В соответствующих ситуациях он обеспечивает

мгновенное принятие решений. Такой механизм целенаправленности обеспечивает

формирование и производство целостной, неповторимой личности.

Цель может выступать как долженствование, как закон действий, выведенный

человеком из своих представлений о должном и связанный с высшими для него

ценностями. Следование долгу выступает как самоцель. Оно безотносительно к

последствиям и независимо от ситуации. Такой механизм целенаправленности

предполагает волевое саморегулирование действий. Он может ориентировать

человека в ситуациях максимальной неопределенности, создавать стратегии

поведения, которые выходят далеко за рамки наличной, рационально

осмысливаемой ситуации.

Целенаправленность может быть определена системой норм как внешних

ориентиров, задающих границы дозволенного. Такой механизм оптимизирует

поведение с помощью стереотипных решений. Это позволяет экономить

интеллектуальные и другие ресурсы. Однако во всех случаях целеполагание

связано со стратегическим для субъекта выбором и всегда сохраняет значение

системообразующего элемента действия.

Цель связывает субъекта с объектами внешнего мира и выступает программой их

взаимного изменения. Через систему потребностей и интересов, ситуационных

условий внешний мир овладевает субъектом, и это отражается в содержании

целей. Но через систему ценностей и мотивов, в избирательном отношении к

миру, в средствах целеосуществления субъект стремится утвердить себя в мире

и изменить его, т.е. сам овладеть миром.

Инструментом такого овладения может стать и время, если человек умело

распорядится этим ограниченным ресурсом. Человек всегда соотносит свои

действия со временем. В критические моменты целостная ситуация дробится на

часы, минуты, секунды. Но время можно и использовать. Это предполагает

активное отношение к нему, отказ от восприятия времени как самостоятельной

силы, принудительно разрешающей проблемы. Основное свойство времени - быть

последовательностью событий - человек использует, располагая свои действия

в некотором произвольно не нарушаемом порядке, разводя "сначала - потом" в

своих действиях и переживаниях. Используется и основная структура времени:

"прошлое - настоящее - будущее". Так, настоящее, "теперь" для субъекта не

мгновение, а период, когда выбор еще не сделан. Ориентация в прошлое,

будущее или настоящее меняет ключевое звено в этой структуре.

Итак, мы рассмотрели социальное действие как частный пример и как

теоретическую модель. Причем в этой модели было возможно и предельное

удаление от всех "частностей", и постепенное приближение к ним. Такая

модель будет "рабочей" в исследовании различных видов деятельности, будь то

промышленное производство или научное творчество; в решении задач

управления, касаются ли они стимулирования работников или организации

рабочего времени руководителя... Это возможно потому, что индивидуальные,

уникальные действия состоят из повторяющихся стандартных элементов, которые

мы рассмотрели в этой главе. Их набор составляет своего рода формулу. В

зависимости от значений, которые принимают ее элементы, своеобразные

переменные, и может быть описано бесконечное многообразие социальных

действий.

Теории социального взаимодействия

Многообразие микросоциологических концепций (например концепции социального

взаимодействия - это проявление многообразия социологического знания). В

свою очередь это частный случай действия системного принципа

множественности описания сложных систем.

|Концепция |Автор |Основная идея, характеризующая |

| | |социальное взаимодействие как: |

|1. Социального |Дж. Хоманс|Обмен материальными и |

|обмена | |нематериальными ценностями |

|2. Символический |Дж. Мид, |Диалог, в котором люди придают |

|интеракционизм |Герберт |значение окружающему миру, |

| |Блумер |стремятся истолковать действия |

| | |других людей |

|3. Управление |Эрвин |Спектакль, где люди исполняют |

|впечатлениями |Гоффман |свои "партии", создают тот или |

|(социодраматический| |иной образ. |

|подход) | | |

Концепция социального обмена

Основные идеи концепции социального обмена:

В поведении человека преобладает рациональное начало, которое

побуждает его стремиться к определенным выводам.

Социальное взаимодействие - постоянный обмен между людьми различными

выгодами, а обменные сделки - элементарные акты общественной жизни

(схема "стимул - реакция")

Концепция символического интеракционизма

С точки зрения интеракционистов человеческое общество состоит из индивидов,

обладающих "личностным я", т.е. они сами формируют значения; индивидуальное

действие - есть конструирование, а не просто совершение, оно осуществляется

индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации.

Личностное я - человек может служить объектом для своих действий.

Формирование значений - набор действий, в ходе которых индивид замечает

предмет, относит его со своими ценностями, придает ему значение и решает

действовать на основе данного значения.

Истолкование действий другого - определение для себя значений тех или иных

действий окружающих.

С т.з. интеракционистов объект - это не внешний стимул, а то, что человек

выделяет из окружающего мира, придавая определенные значения.

Концепция управления впечатлениями

С т.з. Гоффмана человек предстает как художник, творец образов. Его жизнь -

это производство впечатлений. Умение управлять впечатлениями и

контролировать их - значит уметь управлять другими людьми. Такой контроль

осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Типичный пример - создание имиджа, реклама

Культура

Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые

качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано

с сознательной преобразующей деятельностью человека.

Понятие "культура" фиксирует общие отличия человеческой жизни от

биологических форм жизни; отражает качественно своеобразные формы

жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных

общностей.

Понятие "культура" может использоваться для характеристики особенностей

поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни

(культура труда, политическая культура).

Понятие "культура" может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного

индивида.

1. Осн. теоретические подходы в исследовании культуры.

1. Функционализм

(Б. Малиновский, А.Ратклифф-Браун)

Каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения

определенных человеческих потребностей. Элементы культуры рассматриваются с

т.з. их места в целостной культурной системе. Система культуры -

характеристика социальной системы. "Нормальное" состояние соц. систем -

самодостаточность, равновесие, гармоническое единство. Именно с т.з. этого

"нормального" состояния и оценивается функциональность элементов культуры.

2. Символизм

(Т. Парсонс, К. Гирц)

Элементы культуры - это прежде всего символы, опосредующие отношения

человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т.д.)

3. Адаптивно-деятельностный подход

(Э. Маркарян)

Культура - способ деятельности, а так же система внебиологических

механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и

преобразующую деятельность людей.

2. Элементы культуры. Язык, ценности, нормы.

1. Язык

Язык рассматривается как построенная определенным образом знаковая система.

Знаки различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают

естественные и искусственные. Для осуществления коммуникации человек

вырабатывает различные языки. Язык рассматривается как смыслы и значения,

содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными

отношениями человека к миру.

2. Ценности

Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений.

Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность

человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему

следует стремиться и чего следует избегать (оценка - отнесение к ценности).

Различают ценности:

терминальные (ценности цели)

инструментальные (ценности средства)

3. Нормы

Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания,

определяющие круг допустимых действий).

Различают следующие виды норм:

формализованные правила (все, что официально записано)

правила морали (связаны с представлениями людей)

образцы поведения (мода)

Каждое ограничение позволяет человеку сделать новый шаг в своем развитии.

3. Функции культуры

1. Коммуникативная

Связана с накоплением и трансляцией социального опыта (в том числе

межпоколенческого). Также связана с передачей сообщений в ходе совместной

деятельности. Существование такой функции дает возможность определить

культуру как особый способ наследования социальной информации.

2. Регулятивная

Связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля за

этими действиями.

3. Интегрирующая

Связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим

условием стабильности социальных систем.

Рассмотрение функций культуры позволяет определить культуру как механизм

ценностно-нормативной интеграции социальных систем. Это характеристика

интегрального свойства соц. систем.

4. Культурные универсалии и многообразие культурных форм

Культурные универсалии

(Дж. Мердок) - общие черты, свойственные всем культурам. К ним относят:

совместный труд

спорт

образование

наличие ритуалов

системы родства

правила взаимодействия полов

язык

и т.д.

Возникновение этих универсалий связано с потребностями человека и

человеческих общностей. Культурные универсалии предстают в многообразии

конкретных вариантов культуры. Их можно сравнивать в связи с существованием

супер систем "восток"-"запад", национальной культуры и маленьких систем

(субкультур): элитарной, народной, массовой. Многообразие культурных форм

ставит проблему сравнимости этих форм.

Этноцентризм и релятивизм

- крайние т.з. в исследовании многообразия культурных форм.

Релятивизм: каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и

норм. Этноцентризм: "Моя культура - лучшая, а остальные - так себе".

В масштабе человечества различают системы: национальной культуры, "Восток"-

"Запад". В масштабе отдельного общества: Элитарная культура, народная

культура, массовая культура.

Культуры можно сравнивать по элементам культуры; по проявлению культурных

универсалий.

Элитарная культура

Ее элементы создаются профессионалами, ориентирована на определенную

подготовленную аудиторию.

Народная культура

Создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически

неотделимо от повседневной и практической жизни.

Массовая культура

(феномен общества XX века) Это кино, печать, поп-музыка, мода. Она

создается профессионалами, однако общедоступна, ориентирована самой широкой

аудитории, потребление ее продуктов не требует специальной подготовки.

Возникновение массовой культуры не случайно. Были предпосылки:

прогрессирующий процесс демократизации (уничтожение сословий)

индустриализация и связанная с ней урбанизация (увеличивается плотность

контактов)

прогрессирующее развитие средств коммуникации (потребности совместной

деятельности и отдыха)

Субкультуры

Части культуры, присущие определенным соц. группам, или связанные с

определенными видами деятельности (молодежная субкультура). Язык принимает

форму жаргона. Определенные виды деятельности порождают специфические

названия.

5. Процессы изменений в культуре

1. Группа процессов, связанных с саморазвитием в культуре

стихийное, спонтанное развитие (создание народных разговорных языков)

развитие методом проб и ошибок (сравнение, сопоставление)

планомерное развитие

2. Изменение культур, связанное с их взаимодействием, культурными

контактами.

заимствование. Оно бывает добровольным (торговля), вынужденным (миграция) и

насильственным (завоевание).

Процессы изменений в культуре всегда сочетают спонтанные и планомерные

формы, часто связаны с деятельностью индивидуальных творцов и всегда

включены в контекст широких социальных изменений.

Социальная коммуникация

1. Основные определения и модели процесса коммуникации

Социальная коммуникация это:

передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов

процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом.

механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка

определить поведение другого человека).

Модель по Г. Лассуэлу:

В процессе коммуникации выделяют 5 элементов:

1. Кто - коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение)

2. Что - сообщение

3. Как - способ передачи сообщения, канал

4. Кому - аудитория, которой адресуется сообщение

5. Зачем - с каким эффектом, эффективность

Какие бывают эффекты:

1. поведенческий эффект

2. оценочные (аксиологические) эффекты

3. эмоциональный эффект - влияние на страсти человека

4. познавательный (когнитивный) эффект

2. Виды социальной коммуникации

По характеру аудитории

межличностная (индивидуализированная)

специализированная (групповая)

массовая

По источнику сообщения

официальная (формальная)

неформальная

По каналу передачи

вербальная

невербальная

Виды коммуникации различаются практически по каждому элементу процесса

коммуникации.

3. Общественное мнение и социальные стереотипы как результаты массовой

коммуникации.

Социальный стереотип

Это упрощенный образ социальных объектов или событий, обладающий

значительной устойчивостью. Устойчивость стереотипов может быть связана с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.