реферат бесплатно, курсовые работы
 

Общая социология для 1 курса

Общая социология для 1 курса

Социология как наука об обществе. Предмет и задачи курса.

Литература:

1) Социология / Г. В. Осипов и др. М:Мысль,1990.

2) Марксиско - Ленинская социология. / Под ред. Н.И. Дряхлова. М.: Изд-во

Московского ун-та,1989

3) Система социологии. Питирим Сорокин,1920(1941).

4) Краткий словарь по социологии.-М.:Политиздат,1988

5) Предмет и структура социологической науки, социологические

исследования,1981.№-1.с.90.

6) Основа социологии. Изд. Саратовского университета,1992.

План.

1). Социология как наука об обществе

2) Объект и предмет социологической науки.

3) Социология в системе общественных и гуманитарных наук.

Социология как наука об обществе

Термин ”социология” происходит от латинского слова ”societas” (общество) и

греческого ” hoyos ” (слово, учение). Из чего следует, что ”социология”-

есть наука об обществе в буквальном смысле слова.

На всех этапах истории человечество пыталось осмыслить общество,

выразить свое отношение к нему.(Платон, Аристотель) Но в научный оборот

понятие ”социология” было введено французским философом Огюстом Контом

в_30-х_годах прошлого столетия. Как наука социология формиривалась в xix

веке в Европе. Причем наиболее интенсивно в ее становлении участвовали

ученые, пишущие на французском, немецком. английском языках. Огюст Конт (

1798 - 1857 ) и затем англичанин Герберт Спенсер впервые обосновали

необходимость выделения социального знания в самостоятельную научную

дисциплину, определили предмет новой науки и сформулировали специфические,

лишь ей присущие методы. Огюст Конт был позитивистом, т.е. сторонником

теории которая должна была стать столь же доказательной и общезначимой,

как и естественно - научные теории, должна была основываться только на

методе наблюдения, сравнительном, историческом и противостоять

умозрительному рассуждению об обществе. Это способствовало тому, что

социология сразу стала имперической наукой, наукой, привязанной к земле.

Точка зрения Конта на социологию как науку тождественную обществознанию,

господствовала в литературе до конца XIX века.

В конце 19 - нач. 20 вв. в научных исследованиях общества стал

выделяться на ряду с экономическим, демографическим, правовым и другими

аспектами также и социальный. Предмет социологии в этой связи зауживается

и начинает сводиться к изучению социальных сторон общественного развития.

Первым социологом давшим узкую трактовку социологической науки, был

Эмиль Дюркгейм ( 1858 -1917 ) - французский социолог и филосфов, создатель

так называемой “ французской социологической школы “ С его именем связан

переход социология от науки тождественной обществознанию к наук, связанной

с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни,

т.е. самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук.

Институализация социология в нашей стране началась после принятия

постановления Совнаркома в мае 1918 г. “ О социалистической академии

общественных наук “, где специальным пунктом было записано “ .. одной из

первоочередных задач поставить ряд социальных исследований в Петорградском

и Ярославском Университетах”. В 1919 г. был учрежден Социобиологический

институт. В 1920 г. в Петроградском Университете был образован первый в

России факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе с

Питиримом Сорокиным.

В этот период издается обширная социологическая литература

теоретического профиля. Основное направление ее - выявить соотношения

русской социологической мысли и социологии марксизма. В этой связи в

развитии социологии России наблюдаются различные социологические школы. На

дискуссию представителей немарксиской социологической мысли ( М.

Ковалевский, П. Михаиловский, П. Сорокин и др. ) и социологии марксизма

решающее влияние оказала книга Н.И. Бухарина ( Теория исторического

материализма: Популярный учебник марксиской социология М. - 1923 ), в

которой социология отждествлялась с историческим материализмом и

преврашалась в составную часть философии. А после выхода в свет краткого

курс а “ История ВКПб “ И. В. Сталина в административно-приказном порядке

была упразднена социология ,на конкретное изучение процессов, явлений

социальной жизни был наложен строжайший запрет. социология была объявлена

буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марексизмом, но и

враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены.

Само слово” социология ” оказалось вне закона и было изъято из научного

обихода, ушли в небытие соц - профессионалы.

Принципы, теория и методы познания и освоения соцтальной

действительности оказались несовместимы с личной диктатурой, волюнтаризмом

и субъективизмом в управлении обществом, социальными процессами. В степень

науки была возведена социальная мифология, а реальная наука объявлена

лженаукой.

Оттепель шестидесятых годов отразилась и на социология : началось

возрождение социологических исследований, они получили права гражданства, а

социология как наука - нет. Социология была поглощена философией,

конкретные соц исследования как несовместимые социология спецификой

философской гносиологией, выводились за пределы соц знания. Стремясь

сохранить за собой право проводить конкретные исследования, социологи были

вынуждены главный акцент делать на “ позитивных аспектах социального

развития страны и игнорировать негативные факты. Это объясняет то, что

труды многих ученых того периода до последних лет “застоя” носили однобокий

характер. Не только не принимались, но и осуждались тревожные сигналы соц

по проблемам разрушения природы, нарастании отчуждения труда, отчуждения

власти о т народа, нарастании нац. тенденций и т. д.

Такие научные понятия как экология, отчуждение, социальная динамика,

социология труда, социология политики, социология семьи, социология

религии, социальная норма и др. были под запретом. Их использование для

ученого могло иметь своим следствием зачисление его в число последователей

и пропагандистов революционно буржуазной социология.

Т. к. социологические исследования имели право на жизнь, то к

середине 60 годов стали появляться первые крупные социологические труды по

социальной инжении и конкретному социальному анализу С. Г. Струмилина, А.

Г. Здравомыслова, В.А. Ядова и др. Были созданы первые социологические

учреждения - отдел социологических исследований в институте философии АН

СССР и лаборатория соц иссл при Ленинградском Университете. В 1962 году

была основана советская соц ассоциация. В 1969 был создан институт

конкретных соц исследований ( с 1972 - институт социологических

исследований, а с 1978 - Институт Социологии) АН СССР. С 1974 года стал

издаваться журнал “ Соц иссл “. Но развитие социологии постоянно

тормозилось в период “застоя”. А после выхода в свет “Лекций по социологии

“ Ю. Левады, институт социологических исследований был объявлен в

насаждение буржуазных теоретических концепцый, было принято решение о

создании на его базе Центра опросов общественного мнения. Вновь понятие

“социология” оказалась под запретом и заменено понятием прикладная

социология. Теоретическая социология полностью отрицалась.

Запрет на развитие теоретической социология был 1988 г. Закончился

семидесятилетний период борьбы социология как самостоятельной науки об

обществе. ( Постановление ЦК КПСС о т 7 июня 1988 г. повышение роли

марксиско - ленинской социология в решении узловых и социальных проблем

советского общества) Сегодня на западе в США социологии уделяется большое

внимание. Только в США работает 90 000 ученых в области социология , 250

факультетов выпускают людей с социологическим образованием.

В нашей в 1989 г. был первый выпуск ста человек. Сейчас около 20 000

людей профессионально причастны к этой специальности, но не имеют базового

образования, поэтому спрос на специалистов очень большой.

Объект и предмет социологической науки.

Объектом социологического познания является общество, но определить

только объект науки недостаточно. Так, например, общество являеться

объектом практически всех гумантарных наук, поэтому обосноваение научнонго

статуса социология как и любой другой науки лежит в различи и объекта и

предмета познания.

Объект познанния - все то, на что направлена деятельность

исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности.

Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть

объектом исследования самых различных наук ( физики, химии , биологии,

социологии и т.д.). Когда же речь идет о предмете исследования конкретной

науки, то та или иная часть объективной реальности ( город, семья и т. д. )

берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой

данной науки. Все остальные стороны рассматриваются как второстепенные.

Явление безработицы

экономисты

юристы

психологи

социологи

Каждая наука отличается от другой предметом. Так, ффизика, химия,

экономика, социология и другие науки в целом изучают природу и общество,

которое характеризуется бесконечным разнообразием явлений и процессов. Но

каждая из них изучает:

Свою особую сторону или среду объективной реальности

Специфические только для данной науки законы и закономерности этой

реальности

Особые формы проявления и механизмы действия этих законов и закономерностей

Предмет любой науки - это не просто некое явление или процесс объективного

мира, а результат теоретического абстрагирования, позволяющего выявить те

закономерности ффункционирования изучаемого объекта, которые являются

специфическими для данной науке и никакой больше.

Социология довольно поздно отпочковалась от философии во

Франции, политической экономии в Германии социальной психологии в США

именно по той причине ,что отождевствлялись объект и предмет

социаологического познания. До настоящего времени многим социологам самых

различных школ и направлений этот серьезный метологический порок еще

присущ.

Так что же является предметом социологии ? По Конту, социология - это

единственная наука изучающая как разум, так и ум человека, совершается это

под воздействием социальной жизни.

Сен - Симон Предмет социология - социальные обязанности, группы, соц.

институты, общественные явления и процессы, а так же взаимодействия между

ними и их взаимоотношения, функционирование и развитие.

Специфика социология как науки в том, что она изучает каждое проявление

человеческой жизнедеятельности в социальном контексте, т.е. во взаимосвязи

с обществом в целом, во взаимодействии различных сторон, уровней этой

общественной системы.

Сорокин П. - “Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом

. с одной стороны , и явления , возникающие из этого процесса

взаимодействия , с другой”.

Добавляет : “...межддучеловеческие взаимодействия”, т.е дает границы.

Общество - это социальный организм, состоящий из сложного,

взаимосвязанного, целостного и противоречивого комплекса социальных

общностей, институтов, коллективов, групп. Каждый из компонентов этого

комплекса является относительно самостоятельным субъектом общественной

жизни и находится во взаимодействии с иными элементами по поводу ее

воспроизводства, осуществления и развития как единого целого.

Общество-это не сумма индивидов, а это ансамбль человеческих отношений.

Например: В настоящее время - люди тоже, что и год, и два и три назад, а

состояние государства изменилось. Почему ? Произошли изменения отношений.

Таким образом: Социология изучает явления взаимодействия людей друг с

другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса

взаимодействия, с другой.

Если общество представить в виде куба и условно обозначить сферы

жизнедеятельности людей, то получится:

Предмет социологии-социальная сторона жизни общества.

Итак, мы получили, что социология изучает всю совокупность связей и

отношений, которые носят название социальных.

Социальные отношения - это отношения между группами людей, занимающими

разное положение в обществе, принимающими неадекватное участие в его

экономической, политической и духовной жизни, различающимся образом жизни,

уровнем и источником доходов, структурой личного потребления.

Социальные отношения - это выражение взаимной зависимости субъектов по -

поводу их жизнедеятельности ,образу жизни , отношения к обществу ,

внутренней самоорганизации , саморегуляции , отношение с другими

субъектами.

Так как связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте (обществе)

всегда организованы особым образом, то объект социологического познания

выступает как социальная система.

Задачей социологической науки является типологизация социальных систем,

исследование связей и отношений каждого типологизированного объекта на

уровне закономерностей , получение конкретного научного знания о механизмах

их действия и формах проявления в различных социальных системах для

целенаправленного управления ими.

Итак: Объект социологического познания , его особенности связаны с понятием

социального ,социальных связей и отношений и способа их организации.

Предмет социологической науки - социальные закономерности.

Социология - наука о законах становления , функционирования , развития

общества в целом , социальных отношений и социальных общностей ,

механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями , а также

между общностями и личностью (Ядов).

Социология в системе общественных и гуманитарных наук.

Зададимся вопросом : Имеются ли достаточные основания для создания особой

науки - социология , ставящей своей задачей изучение явлений взаимодействия

между людьми ?

Ответ на этот вопрос зависит от решения трех предворительных вопросов:

Достаточно ли важен сам класс явлений, которые социология изучает

представляет ли он явление sui generis свойства которого не имеются в

других классах явлений

Не изучается ли он другими науками, появившимися раньше социология , и

потому делающими последнюю как самостоятельную науку излишней

Попытаемся ответить на эти вопросы.

Практическая и теоретическая важность социологии.

Практическая важность изучения явления человеческого взаимодействия

несомненна хотя бы потому, что в изучении их мы кровно и эгоистически

заинтересованы.

Теоретическая важность социология становится очевидной в том случае, если

мы докажем, что свойства явлений, изучаемых ей не имеется в других классах

наук и не изучаются другими науками, т.е. необходим ответ на два последних

вопроса.

Рассмотрим их следующим образом

а) Социология и физико-химические науки

Класс явлений взаимодействия между людьми несводим к простым физико-

химическим и биологическим процессам. М. б. в далеком бузующем наука сведет

их к последним и объяснит весь сложный мир межчеловеческих явлений законами

физики и химии. Во всяком случае такие попытки были и продолжают иметь

место. Но пока - увы! Что из этого получилось ? Мы имеем ряд формул вроде

того, что: “ сознание есть течение нервно-энергетического процесса “, “

война, преступление и наказание “ суть явления ” утечки энергии “, “

продажа- покупка - это реакция обмена “ , ” сотрудничество - есть сложение

сил “, “ социальная борьба - вычитание сил “ , “ вырождение - распадение

сил ”

Даже если это и верно, то то что мы приобретаем от таких аналогий ? Всего

лишь неточное сравнение.

Такой же вывод можно сделать и по адресу создания социальной механики, в

которой идет транспортировка понятий механики в область человеческих

взаимоотношений.

Здесь индивид превращается в “ материальную точку ”, окружающая его среда -

социочеловеки - в “ поле сил ” и т. д.

Отсюда идут теоремы вроде следующей: “ увеличение кинетической энергии

индивида равно уменьшению энергию потенциальной ”,“ совокупная энергия

социальной группы в отношение ее работы в некоторый момент Т, равна

совокупной энергии, которую она имела в первоначальный момент Т0,

увеличенной совокупностью работы, которую в этот промежуток времени ( Т1-

Т0) произвели все посторонние группе силы, действовавшие на индивидов или

элементы этой группы ” и т. п.

Хоть это о и верно с точки зрения механики, но нам ничего не дает для

раскрытия межчеловеческих взаимодействий, т.к. в этом случае люди

перестают существовать как люди в отличие от неодушевленных предметов и

становятся только материальной массой.

Если преступление есть утечка энергии, то значит ли, что всякое

рассеяние энергии есть в то же время и преступление ?

То есть в данном случае наблюдается не изучение социального общения

людей, а изучение людей как обычных физических тел.

Тем больше оснований для существования особой науки, изучающей людей

и их взаимодействия как человеческое, со всем своеобразном богатством его

содержания.

б)Социология и биология, в частности, экология.

Мир человеческих взаимодействий не изучается такими

биологическим дисциплинами, как морфология, анатомия и физиология.

имеющими дело не с междучеловеческими процессами, а с явлениями данными в

пределах или внутри человеческого организма.

Иначе состоит дело с экологией как частью биологии. Экология - наука

изучающая отношение организм а к окружающей его внешней среде, в смысле

совокупности условий существования ( органических и неорганических ).

Экология. изучающая взаимоотношение организмов друг к другу расходится на

две ветви: 300-социологию, имеющую своим предметом взаимоотношения животных

друг к другу ( животные сообщества ).

и фито-социологию, социология исследующую взаимоотношения растений друг к

другу ( растительное сообщество)

Как видим, экология имеет объектом изучения класс явлений,

аналогичный тому. какой является предмет социология . И тут и там изучаются

факты взаимодействия. И тут и там подвергаются исследованию процессы

взаимодействия организмов ( ибо и homo Sapiens есть также организм )

Не поглащается ли таким образом социология экологией ?Ответ таков: если

люди ни чем не отличаются от а амеб и других организмов, если они не

обладают специфическим и свойствами Их можно поставить знак равенства между

человеком и амебой или другим организмом, между человеком и растением -

тогда, да, тогда никакой особой homo- социологи и не нужно. Однако

напротив, 300 - и фито - социология не только не делают излишней homo-

социологию, но и требуют ее существования.

в)Социология и психология

1. Если говорить об индивидуальной психологии, то ее объект и

объект социология различны. Индивидуальная психология исследует состав,

строение и процессы индивидуальной психики и сознания.

Она не может распутать клубок социальных факторов, а, следовательно, не

может отождествляться с социологией.

Коллективная или, как ее иначе называют, социальная психология имеет объект

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.