реферат бесплатно, курсовые работы
 

Образование как социальный институт

профессиональные.

Инновация в сфере культуры осуществляется через школу

избирательно. Общественная система образования транслирует лишь часть

инноваций, достигнутых в культуре. Принимаются инновации из русла

доминантной культуры, не несущие опасности для целостности данной

социальной организации (стабильности ее управленческих структур). В

отношении других инноваций, даже прогрессивных, система образования может

служить своеобразным заслоном.

Формирование и воспроизводство общественного интеллекта

(менталитета, определенных отраслей и социальных технологий

интеллектуальной деятельности) включает в себя положения, сформулированные

еще Дюркгеймом: распространение существенных знаний через обучение,

привитие индивидам познавательных навыков. Система образования стала

многоотраслевым комплексом, ее цель — не просто передача знаний и развитие

личности, но интеллектуальное сопровождение развития общества. Ряд

исследователей утверждают, что у этой функции — ключевая роль в темпах

прогресса цивилизации в ближайшем будущем. Она уже превратилась в фактор

мирового соперничества. Транснационализация образования — средство

геополитики. Мировые лидеры стремятся контролировать образовательные

комплексы в разных зонах мира, передавая свои образовательные технологии

или иные модели, специально разработанных для других стран. Так в

общественном интеллекте возникает зависимость реципиента от донора,

гарантирующая донору превосходство и источники отложенной и

непосредственной прибыли. Страны с давними традициями в своих системах

образования тоже могут стать реципиентами в периоды кризисов, когда

государство и общество отчасти теряют контроль над концептуальным развитием

системы образования и обеспечением ее нужными кадровыми, информационными,

технологическими ресурсами.

3.4 Функции образования в социально-политической сфере

Формирование личности — один из жизненно важных интересов

государства и групп, поэтому обязательным компонентом образования являются

правовые нормы и политические ценности, отражающие политические интересы

групп, которые диктуют направление развития в данном обществе и стремятся

к контролю над школой.

Привитие образовательным общностям приемлемых (разделяемых)

правовых и политических ценностей и норм, способов участия в политической

жизни характерно для государственного образования, но проявляется и в сфере

неформального образования. Вряд ли есть примеры, когда бы институт

образования не противодействовал проявлениям правовых или политических

девиаций. Любой политический строй начинает с того, что борется за старую

школу или создает новую. Осознание этой функции неизбежно приводит к

идеологизации содержания образования. В этом смысле формальное

образование обеспечивает поощрение законопослушного правового и

политического поведения, а также воспроизводство государственной

(доминантной) идеологии. Социальные группы — носители альтернативных

политических ценностей, стремятся учредить свою школу, либо внедрить в уже

существующую свои правовые нормы и политические ценности. Система

образования не бывает идеологически нейтральной, в ней всегда утверждается

идеологический контроль в явной форме парткомов или в неявной — в

установках на деполитизацию, в кадровой политике, в учебных планах,

рекомендуемых учебниках и т. д.

В национально-государственной организации социума школа

целенаправленно формирует ориентации населения во внешнеполитическом

пространстве. Этносоциальный тип культуры обусловливает содержание

образования, подчеркивая в нем ведущие интересы данного этноса. Так школа

осуществляет содействие патриотизму.

В исследовательском и практическом планах определение функций

образования служит выработке универсальной системы измеряемых параметров

развития института образования и его влияния на общество. Вслед за

определением функций предстоит оценить, насколько соответствуют им

сложившиеся структуры в системе образования.

4. ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Молодежь вступает в жизнь — трудовую, общественно-политическую, имея, как

правило, среднее образование. Однако оно очень серьезно различается по

качеству. Значительные различия зависят от социальных факторов: в

специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов оно

выше, чем в обычных массовых; в городских школах выше, чем в сельских; в

дневных выше, чем в вечерних (сменных). Эти различия углубились в связи с

переходом страны к рыночным отношениям. Появились элитные школы (лицеи,

гимназии). Система получения образования явно

становится одним из показателей социальной дифференциации. Желаемое

разнообразие в образовании оборачивается социальной селекцией с помощью

образования.

Общество переходит от сравнительно демократической системы образования,

доступной представителям всех социальных групп, открытой для контроля и

воздействия со стороны общества, к селективной, элитарной модели, исходящей

из идеи автономности образования как в экономическом, так и в политическом

аспекте. Сторонники этой концепции полагают, что образование — такая же

сфера предпринимательской деятельности, как производство, коммерция, и

поэтому должна функционировать так, чтобы приносить прибыль. Отсюда

неизбежность внесения платы за образование учащимися, использование

различных систем для определения уровня интеллектуального развития или

одаренности. Возможность платить и личная одаренность — таковы струны, из

которых плетется сито селекции, со все уменьшающимися ячейками по мере

продвижения к вершине образовательной, а затем и социальной пирамиды.

В 1997/98 учебном году планировалось принять 82 тыс. студентов по платной

форме обучения и около 60 тыс. — в негосударственные высшие учебные

заведения, что составляет 26% от плана в государственные вузы (542,6 тыс.),

или 40% от дневных форм обучения (361,1 тыс.). И если учесть, что доля

«новых русских» и примкнувшим к ним относительно богатых людей не превышает

10%, то становится очевидным, что высшее образование развивается в

интересах только отдельных социальных групп.

Аналогичные процессы происходят в средней школе, хотя там имеются свои

специфические особенности. Ситуация сейчас такова, что, сломав старую

систему среднего образования и не создав новую, общество попало в очень

затруднительное положение. Отказ от деятельности детских общественных

организаций, нищенское положение учителя привели к тому, что образование

потеряло почти все ориентиры, не обретя новых. В этих условиях подрастающее

поколение лишено устойчивых нравственных идеалов и ничего не получило

взамен. Этот процесс усугубляется попытками коммерциализации школы, что

отнюдь не всегда сопровождается повышением качества обучения. Об этом

свидетельствуют серьезные конфликты между родительской общественностью и

организаторами новых форм образования.

В целом оптимум сочетания общеобразовательной и профессиональной подготовки

еще не найден. После серьезной критики, обнажившей многие пороки, уже не

соответствующие духу времени стандарты и правила, общее и профессиональное

образование становится гораздо более гибким, чем это было до сих пор. Но

его роль и ответственность в подготовке квалифицированных работников еще

далеки от необходимого уровня.

Профессиональное образование — важный этап в гражданском становлении

личности, в ее гармоническом развитии. непонимание объективно необходимой

связи развитости и профессионализма порождает не только схоластические

споры относительно «противоречия» того и другого, но и серьезные ошибки в

практике работы с молодежью, когда овладение профессиональными знаниями и

навыками в той или иной форме противопоставляется общегуманитарной

культуре. В результате возникают либо пресловутые «технократические

перекосы», либо попытки формировать гуманитарную культуру человека в отрыве

от жизни, от труда и общественной практики.

Особое место в обогащении интеллектуального потенциала страны принадлежит

высшей школе. Однако изменения и в содержании, и в направлениях, и в

структуре ее деятельности происходят очень медленно. Данные социологических

исследований свидетельствуют, что студенты и педагоги высоко оценивают

возможность творчества, ратуют за увеличение доли самостоятельной работы,

совершенствование форм экзаменов, расширение их участия в управлении вузом,

поддерживают развитие конкурсной системы аттестации всех кадров. Вместе с

тем к середине 90-х годов высшая школа вошла в жесточайший кризис, из

которого далеко не все вузы имеют возможность с достоинством выбраться.

Школа сейчас стоит перед непростым выбором — найти оптимальные пути

своего дальнейшего развития. Оценка происходящих изменений неоднозначна,

ибо в общественном настроении, общественном мнении имеются самые различные,

в том числе и диаметрально противоположные, точки зрения. Однако

предложения и суждения, какими бы противоречивыми по существу они ни были,

отражают глубокую заинтересованность людей в обеспечении и дальнейшем

наращивании духовного потенциала общества.

Наряду с воспитанием уважения к труду и профессиональной ориентацией

существенную роль в становлении личности играют гуманизация образования,

развитие самоуправления, выработка у молодежи практических навыков к

организаторской и общественной работе.

На сознание и поведение молодых людей большое влияние оказывает механизм

управления учебным заведением. Строгое соблюдение норм и принципов

демократии, законности, справедливости, гласности еще в годы учения

становится для них своеобразным эталоном, с которым они в дальнейшем

сверяют свой жизненный путь.

Однако стиль работы директора (ректора), педагогических и ученых советов,

классных руководителей, наставников далеко не всегда содействует развитию и

закреплению позитивного социального опыта молодежи, недостаточно

противостоит проявлениям нигилизма, индифферентности, равнодушия к

общественным делам, равно как и демагогии, анархическим действиям.

Велика роль и различных форм связи учащихся со своими сверстниками в

зарубежных странах. Встречи на международных конференциях, переписка,

туристские поездки способствуют формированию у молодежи солидарности,

приобретению навыков гражданского общения, невзирая на имеющиеся различия.

Рост национального самосознания с большой остротой ставит вопрос

формирования у молодежи правильных ориентиров в такой важной сфере, как

межэтническое общение. Отсутствие активного противостояния любым

проявлениям национализма и шовинизма, национальной ограниченности,

высокомерия и чванства, недооценка воспитательной работы делают некоторые

группы молодежи доступным объектом националистической пропаганды. Более

того, национальный экстремизм в основном паразитирует на искренних

заблуждениях молодых людей.

Система образования еще плохо формирует высокие духовные запросы и

эстетические вкусы, стойкий иммунитет к бездуховности, «массовой культуре».

Роль обществоведческих дисциплин, литературы, уроков по искусству остается

незначительной. Изучение исторического прошлого, правдивое освещение

сложных и противоречивых этапов отечественной истории слабо сочетаются с

самостоятельным поиском собственных ответов на вопросы, которые выдвигает

жизнь. Но несомненно, что историческое сознание в сочетании с национальным

самосознанием приобретает решающую роль в гражданском поведении учащейся

молодежи. Информационная революция побуждает к непрерывному

пополнению знаний. Правда, они не имеют однородной структуры. Всегда есть

ядро— те знания, что ложатся в основу наук, и периферия, где идет процесс

накопления и обновления, который не обесценивает основной капитал. Для всех

эффективно работающих специалистов, ученых, добившихся успехов, как

показывает их жизненный опыт, главными были два условия: прочная

фундаментальная база знаний и потребность учиться, уважение общества к тем,

кто жаждет знаний.

Совершенствование народного образования немыслимо без измерения той

ситуации, в которой находится учительство, значительная часть

педагогического корпуса.

Если придерживаться формальных критериев — наличия специального

образования, стажа работы и т.п., то большинство педагогов отвечают своему

назначению. Но если оценивать их деятельность по существу, надо признать,

что многие из них отстали от требований времени.

Основная группа педагогов — женщины, Хотя давно стало очевидным, что в

воспитании мальчиков, юношей (да и девочек) школа испытывает острую

нехватку «мужского влияния». Хотя за последнее время существенно повышена

зарплата учителей, средние размеры заработка у работников народного

образования все еще намного ниже, чем у рабочих и инженерно-технических

работников промышленности и строительства, да и в сравнении со средней

заработной платой в стране.

Как показали специальные обследования сельских учителей, большинство из

них в материально-бытовом отношении обеспечены значительно хуже других

сельских специалистов. Учителя нередко отвлекаются от выполнения

педагогических обязанностей для выполнения различных, не связанных с ними

заданий. В результате бюджет времени учителя оказывается крайне

напряженным, и очень мало его остается на самообразование.

Многие педагоги слабо представляют себе процессы, происходящие в

обществе, и в частности в молодежной среде. Поэтому их работа идет без

должного «прицела». Не избавлены они от нравственного падения,

перерождения: отдельных педагогов, руководителей учебных заведений уличают

в поборах с учащихся и их родителей, в различных незаконных махинациях,

пьянстве.

Формирование педагогических кадров связано со спецификой их труда. Оно

органически не приемлет ущемления их прав и авторитета, не терпит и

отвергает барски высокомерное отношение к ним. Упорядочение режима труда и

отдыха педагогов — тоже необходимая предпосылка их гражданского и

профессионального роста. Улучшения требуют жилищно-бытовые условия

преподавателей. Несмотря на предоставленные им льготы, обеспечение их

жильем, медицинской помощью, новой литературой остается открытым вопросом.

И если в заключение этой темы упомянуть некоторые проблемы материально-

технического и финансового обеспечения, то можно утверждать, что господство

остаточного принципа свело на нет всякие возможности сделать действенный

рывок в качественно новом подходе к нуждам народного образования. Очевидно,

что в ситуации, когда финансирование народного образования отстало в

несколько десятков раз от финансирования в индустриально развитых странах,

надо решительно менять позиции. Школа серьезно отстает в насыщенности

оборудованием, компьютерной техникой, материалами и тем самым ставит своих

воспитанников в положение, когда они не могут выступать полноценными

участниками соревнования на информационном поле.

Одна из функций народного образования — стимулирование самообразования,

самоподготовки, постоянной жажды знаний. Самообразование, самостоятельное

приобретение знаний и навыков отнюдь не исчерпывается школьной системой.

Конечно, школа может и должна давать человеку навыки самостоятельной работы

с книгой, документом и т.п. Но самообразование строится на базе общего и

профессионального образования, а не взамен его. Новые технические и

информационные возможности учебного телевидения, кассетной видеотехники,

персональных компьютеров, дистанционного обучения предстоит еще широко

использовать для нужд самообразования. Судьба новых поколений все больше

определяется общей культурой человека: развитостью логического мышления,

языковой, математической, компьютерной грамотностью.

Актуальным продолжает оставаться соединение обучения с производительным

трудом. Благодаря этому не только приобретаются трудовые навыки, привычка к

труду, открываются возможности применения в трудовой деятельности знаний

основ наук, но и осознается общественная значимость производительного

труда. Вне такого осознания выполнение учащимися трудовых функций

оказывается, по словам А. С. Макаренко, «педагогически нейтральным». Люди

трудились и трудятся во все времена, но только тогда, когда труд

приобретает новое общественное качество, он становится одним из мощных

факторов формирования духовного богатства личности.

В условиях рыночных отношений возрастает роль непосредственного участия

старшеклассников, учащихся ПТУ, студентов в решении конкретных научно-

производственных задач. Опыт многих школ свидетельствует, например, о

плодотворных результатах участия подростков в опытно-экспериментальном

производстве (особенно в сельском хозяйстве), проверке новых технологий,

материалов, приемов труда и т.п. В средних специальных и высших учебных

заведениях поощряется участие молодежи в научно-исследовательской и

проектно-конструкторской работе, в выполнении договоров с предприятиями.

В последнее время общественность совместно с работниками народного

образования живо обсуждает возможности и перспективы организации школьных

кооперативов. И не столько ради укрепления материальной и финансовой базы

(хотя и это важно), сколько ради быстрейшего вхождения ребенка в реальную

жизнь, в повседневные заботы старшего поколения.

В этой связи хотелось бы напомнить некоторые факты из истории. Первые

школьные кооперативы появились в России в 1910—1912 годах. Именно в 1912

году Всероссийская выставка рассказала о кооперативах из Киева и Могилева.

Революция детскую кооперацию не отменила. В 1924 году, по данным

Центросоюза, действовало более 1,5 тыс. ребячьих ассоциаций, более 50 тыс.

мальчишек и девчонок равнялись в своей работе на взрослых. В 1925 году в

некоторых областях детские кооперативы объединяли по 10—11% школьников.

Цели тогдашней кооперации были в основном, что называется,

«снабженческими»: обеспечить ребят учебной литературой, дешевыми тетрадями

и ручками. Причем иногда удавалось снизить цену учебника сразу наполовину.

Дети бедняков вообще получали их бесплатно. Мало того, в больших

кооперативах продавали ребятам горячие завтраки, булки, чай, создавали

буфеты и столовые. Стоит отметить, что сегодня отнюдь не все школы этим

могут похвастаться.

В целом существующая система образования, ее многообразные звенья

представляют собой весьма противоречивую картину, в которой позитивные

сдвиги еще нередко перемежаются с негативными или неопределенными

тенденциями.

По-прежнему остро стоит вопрос о концепции народного образования, его

дальнейшем функционировании. Основной упор делается на содержание

образования, на активные способы ввода ребенка в мир как единое целое. Во

главу угла ставятся не отдельные школьные предметы, не количество часов на

те или иные дисциплины и даже не объем информации, а поиск новых способов

организации образования, при которых в сознании ребенка установилось бы как

можно больше прямых, личностных связей с мировоззрением. Именно в этом

подлинное богатство, целостность и единство личности, залог ее истинной

свободы. И напротив, чтобы управлять человеком, манипулировать им,

необходимо расчленить это единство, разорвать его и противопоставить личное

— общественному, политическое — нравственному, профессиональное —

человеческому. Это с успехом делала авторитарная школа, меняя эти части

местами, сталкивая их и устанавливая произвольно их приоритет.

Преодоление инерции общественного сознания в оценке образования,

возникающих в нем «перекосов» — дело непростое. Успех здесь определяется

прежде всего сдвигами в социально-экономических условиях общества. Но

воспитательные усилия школы могут дать значительный опережающий эффект,

если в пропаганде профессий, их общественной значимости социальный идеал

органически увязывается с интересами людей, социальных и демографических

групп населения, если школа работает в этом направлении в тесном контакте с

родителями, с общественными организациями.

Понятно, что поиск наиболее рациональных путей обновления всех ступеней

народного образования потребует от социологии еще больших усилий по

всестороннему анализу реального положения, определения тенденций его

развития, а также участия в решении назревших проблем формирования

интеллектуального потенциала страны.

Вместе с уже известным переосмыслением школьного образования представляется

необходимым проанализировать с мировоззренческой точки зрения современные

проблемы школы. Большинство серьёзных ученых, философов и социологов,

приверженцев различных теоретических взглядов, совпадают во мнении, что

сегодня человечество находится в переходном периоде, в преддверии новой

цивилизации, неся в своем сознании способы мышления и деятельности старой,

так называемой техногенной цивилизации, фундаментальную основу которой

составляет принцип рациональности и построенная в соответствии с ним

характерная картина мира. Глобальные цивилизационные сдвиги, которые мы

сейчас наблюдаем, ставят под сомнение не только само биологическое

существование человеческой особи, но и правомерность следования в

развитии человечества рационалистическому мировоззрению. Резко

увеличивается биосоциальная нагрузка на личность. Образование являясь

"культурным орудием", без которого "наша сознательная жизнь и психика,

предоставленные природным процессам, являли бы собой хаос и беспорядок",

имеет нададаптивный характер, приобщая молодое поколение к культуре

вчерашнего и сегодняшнего дня, формируя мировоззрение дня завтрашнего.

Поэтому понятие существования не только имеет биологическое значение, оно

подразумевает весь понятийный аппарат человека, способ мышления,

воплощающийся в его деятельности, в способах взаимодействия с окружающей

действительностью и в определении своего места в ней. Существование как

мировоззренческая категория органически вплетается в ткань образовательного

процесса школы. "мы должны не только учить молодое поколение выживанию в

экстремальных социально-экономических условиях, но и воспитывать в нем

своеобразную культуру существования в мире, в обществе, включенном не

только в глобальные "земные", но и космические, вселенские процессы...".

Понятие социализации как функции образования, понимаемое как "процесс и

результат включения растущего человека в общество, благодаря усвоению и

более или менее активному воспроизводству личностью социального опыта,

исторически накопленной культуры...", сегодня должно быть расширено до

уровня усвоения и включения личности в общецивилизационное

мировоззренческое пространство, где образование является ведущим и

определяющим фактором.

Глобальные социокультурные перемены в мире, так называемые цивилизационные

сдвиги, все резче обнаруживают несоответствие между сложившейся системой

школьного образования и формирующимися общественными потребностями в

преддверии новой антропогенной реальности. Это несоответствие и вызывает в

нашей стране время от времени возникающие попытки реформирования

общеобразовательной школы. Несмотря на эти попытки, состояние школьного

образования многие исследователи склонны оценивать как критическое.

Школьный кризис закономерно является отражением социально-экономических

процессов, проявляющихся в образовании в следующем:

- утрате привычных целей школьного образования;

- остром недостатке финансирования;

- инертности, присущей всем образовательным системам и обществу в целом.

Но если бы кризис сводился только к данному ряду проблем, его преодоление

было бы лишь делом времени и успешности реформирования российского

общественного устройства. Однако пристальное внимание отечественных и

зарубежных ученых к проблемам образования прежде всего связано с эволюцией

мировоззрения человечества, которое в центр научной картины мира ставит

человека как части макрокосма. И тогда проблемы школьного образования

выходят на первый план, поскольку затрагивают фундаментальные

общечеловеческие ценности, требующие цивилизационного подхода к их

рассмотрению. К таким проблемам относятся:

- проблема оптимизации взаимодействия личности и социума как поиск баланса

между социально-нормативным давлением и стремлением личности к социально-

психологической автономии, преодоление противоречивости "потребностей"

социального заказа и интересов личности (ученика, учителя, родителя);

- проблема преодоления дезинтегрированности содержания школьного

образования в процессе создания и реализации новой социально-

образовательной парадигмы, способной стать отправной точкой в деле

формирования у ученика целостной картины мира;

- проблемы согласования и интеграции педагогических технологий;

- проблема развития проблемного мышления у учащихся через постепенный отход

от монологического общения к диалогичекому на уроке;

- проблема преодоления несводимости результатов обучения в различных типах

образовательных учреждений через разработку и введение единых

образовательных стандартов на основе комплексного систематического анализа

образовательного процесса.

Поиск причин критического состояния школьного образования заставляет многих

исследователей обращаться не только к социально-экономическим проблемам

конкретного общества, но и к анализу цивилизационного развития,

определяющего способ мышления человека, развитость общественных институтов,

в том числе и системы школьного образования. Однако, находясь в преддверии

нового тысячелетия, перед лицом новой "антропогенной эры", обыватель смутно

представляет природу и сущность цивилизационных процессов, в центре которых

он находится. Поэтому необходимо еще раз обратиться к самому понятию

цивилизации и определить значение цивилизационных процессов в природе

проблем школьного образования.

план ответа по проблеме современной политической идеологии

1. Определение идеологии.

2. значение идеологии в современном обществе

2.1 функции идеологии

А) Ориентационная

Б) Мобилизационная

В) Интегративная

Г) Амортизационная

Д) Функция выражения и защиты интересов определенной социальной группы

1. свойства идеологии

А) претензия на тотальную значимость

Б) нормативность

2. Критерии классификации идеологий

1. по социально-политической парадигме

А) правые

Б) центристские

В) левые

2. по отношению к прогрессу и технологии его осуществления

А) радикалы

Б) консерваторы

3. основные течения в политике и идеологии

1. неолиберализм

2. неоконсерватизм

3. Коммунизм

4. Национализм

5. концепция консервативной революции

4. идеология и практика

4.1 Формирование идеологических ориентаций

2. тенденции развития политических идеологий

3. Западничество, социализм и почвенничество в современной России:

“демократы” – “коммунисты” – “национал-патриоты”

5. “Консервативный сдвиг” в российской идеологии: причины и следствия.

Литература к ответу на первый вопрос

1. Абрамов В.Ф. Земская статистика народного образования // СОЦИС. 1996.

№ 9.

2. Панферова В.В. Социология образования //СПЖ . 1996. №4

3. Руткевич М.Н., Потопов В.П. После школы: Социально-профессиональные

ориентации молодежи. М., 1995

4. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г. Социальные проблемы вузовской науки //

СОЦИС. 1996. № 6.

5. Гендин А.М., Сергеев М.И. Профориентация школьников // СОЦИС. 1996. №

8. С.68.

6. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Проблемы вторичной занятости учащейся

молодежи: состояние и перспективы // СОЦИС. 1996. №9. С.88-92.

7. с. с. фролов Социология: учебник. - М.: 1999. -344 с.

8. Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы,

пути решения. М., 1992.

9. Борисова Л. Г. Социальное качество профессиональной группы (на примере

российского учительства 60—90-х гг.): Новосибирск, 1993.

10.. Тощенко Т. Социология. Общий курс. - М.: 1999. -512

Литература к ответу на второй вопрос

1. мухаев Р. Т. Политология: учебник для вузов. М.: 1998. -368 с.

2. Ильин М. В. Выступление на заседании круглого стола "Свободное слово" 18

сентября 1996 г. - "Нужна ли России новая идеология, и если нужна - то

какая?" - М., 1996. - С. 47-53.

3. Мельвиль А. Ю. США - сдвиг вправо? Консерватизм в идейно-политической

жизни США 80-х годов. - М., 1986. - С. 35-54.

4. Шапиро И. Введение в типологию либерализма. // "Полис", # 3, 1994. С.7-

12.

5. Струве П. В. О мере и границах либерального консерватизма. // "Полис", #

3, 1994. С. 131-134.

6. Гарбузов В. Н. Консерватизм: понятие и типология (историографический

обзор). // "Полис", # 4, 1995. С. 60-68.

7. Государственная идеология /Ковалев А. М. //Вестник МГУ; серия

12;Социально-политические исследования; 1994 №1

8. Политические идеологии: история и современность / В. И. Коваленко, А. И.

Костин // Вестник МГУ; серия 12; политические науки; 1997 №12

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.