реферат бесплатно, курсовые работы
 

Объект социологии

определяет существование социологии как науки. Для познания социальной

реальности требуется определенная система, совокупность приемов, процедур и

операций, с помощью которых осуществляется социологическое исследование.

Систематизированный способ достижения теоретического или практического

результата решения проблем для получения новой информации, осознания

специфики изучаемой предметной сферы и закон о функционировании ее объектов

и называется методом в социологии.

2.3. Методы социального познания

Метод в социологии — это способ построения и обоснования

социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций

эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Метод в

социологии зависит не только от исследования социологией проблемы и

построенной теории, но и от общей методологической ориентации. Метод

включает определенные правила, обеспечивающие надежность и достоверность

знания. Методы социального познания можно разделить на всеобщие и конкретно-

научные. Всеобщими методами социологии есть материалистическая диалектика.

Суть всеобщих методов социологии в том, что экономический базис общества

признается первичным, а политическая надстройка — вторичной. При изучении

социальных процессов применяются такие принципы материалистической

диалектики: объективность, историзм и системный подход.

Принцип объективности означает изучение объективных закономерностей,

которыми определяются процессы социального развития. Каждое явление

рассматривается как многогранное и противоречивое. Изучается вся система

фактов — положительных и отрицательных. Объективность социологических

знаний предполагает, что процесс их изыскания соответствует объективной

реальности и не зависящим от человека и человечества законам познания.

Объективность научных выводов базируется на их доказательности, научности

аргументации.

Принцип историзма в социологии предполагает изучение социальных

проблем, институтов, процессов в возникновении, становлении и развитии,

постижение специфики соответствующих исторических ситуаций, понимания общих

тенденций развития и своеобразия конкретных обстоятельств. Историзм тесно

связан с пониманием противоречий как движущих сил изменения сложившихся

отношений, которые обнаруживаются во взаимодействии потребностей и

интересов соответствующих социальных общностей. Историзм дает возможность

извлечь уроки из прошлого опыта самим разработать обоснования современной

политики. Используя принцип историзма социология имеет возможность

исследовать внутреннюю динамику социальных явлений и процессов, определить

уровень и направление развития и объяснить те их особенности, которые

обусловлены их исторической связью с другими явлениями и процессами.

Системный подход — способ научного познания и практической

деятельности, при котором отдельные части какого-либо явления

рассматриваются в неразрывном единстве с целым. Системный подход

сформировался путем конкретизации принципов материалистической диалектики

при изучении сложных объектов и получил распространение в социологии во

второй половине XX в. Основным понятием системного подхода выступает

система, которая обозначает определенный материальный или идеальный объект,

рассматриваемый как сложное целостное образование. В связи с тем, что одна

и та же система может рассматриваться с различных точек зрения, системный

подход предполагает выделение определенного системообразуемого параметра,

то есть свойства, обусловливающее поиск совокупности элементов системы,

сеть связей и отношений между ними, ее структуру. В виду того, что любая

система находится в определенной среде, то системный подход должен

учитывать ее связи и отношения с окружением. Отсюда происходит второе

требование системного подхода — учитывать, что каждая система выступает

подсистемой иной, большей системы, и, наоборот, выделять в ней меньшие

подсистемы, которые в другом случае могут рассматриваться как системы.

Системный подход в социологии обязательно предполагает выяснение принципов

иерархии элементов социальной системы, форм передачи информации между ними,

способов их влияния друг на друга. При изучении общественного сознания,

общественного мнения. различных социальных общностей — классов, слоев,

потребностей и притязаний различных социальных слоев и т. п. используются

методы анализа документов, опроса, в том числе анкетирования, наблюдения и

т. п. При исследовании межличностных отношений внутри малых групп, слоев,

отношения личности к тем или иным общественным явлениям, жизненных и

ценностных ориентаций и установок личности используются методы социометрии,

социальной психологии и т. п. методы статистики, факторного, латентно-

структурного, коррекционного анализа, использования математики и т.п.

2.4. Законы и категории социологии

Основой изучения социальных отношений, то есть сведения

индивидуального к социальному, может служить изучение объективно

сформировавшейся структуры социальных связей и фактов, включенных в связи,

их типы и т. п. В обществе имеется бесконечное множество различных

социальных систем. Значительная часть таких связей носит случайный и

временный характер. Особенность социологии как науки состоит в том, что

социальные связи и отношения изучаются на уровне социальных законов и

закономерностей.

Социальные законы — более или менее полное отражение явлений, присущих

окружающему миру. Что же такое социальный закон? Социальный закон — это

выражение существенной, все общей и необходимой связи социальных явлений и

процессов, прежде всего, связей социальной деятельности людей или их

собственных социальных действий. Социальные законы складываются в различных

сферах деятельности человека и, прежде всего, в сфере материальной

деятельности и осуществляется через посредство деятельности людей.

Существуют общие и специфические законы в социологии. Общие законы

социологии — пред мет изучения философии. Специфические законы социологии

изучаются именно социологией и составляющие ее методологическую основу. Но

здесь надо заметить, что отношение социологов к социальным закономерностям

и законам несколько изменилось. Если раньше исследователи считали, что

социология — наука о законах развития и функционирования общества, а

социальный закон — это независящая от субъекта повторяющаяся и типичная

связь, характер которой определяет содержание и направление социального

развития на любом уровне социальной организации, формирования, то теперь

социологи склонны полагать, что законов истории, законов природы не

существует. То, что называлось ранее законами, в действительности лишь

описание вероятных тенденций развития. Всеобщий социальный закон в прежнем

пони мании всеобщ, повторяем и однонаправлен и придает обществу скрытую

мистическую сущность. Прежние представления социологии о том, что общество

развивается на основе раз и навсегда установленных законов, не выдержали

проверки.

Предвидение еще не означает пророчества. Если наблюдаем нечто, что

проявляется как историческая тенденция или направление, то не может знать

проявится ли оно завтра, в будущем. Безусловно, в обществе существуют

наиболее сильные детерминанты, определяющие жизнь общества: власть,

идеология, экономика. Но ни одна из них не может быть названа ведущей или .

решающей тенденцией развития. Лишь во взаимодействии они формируют

тенденцию эволюции человечества. Объективность социального закона в том,

что новые поколения застают готовые отношения связи, тенденции, сложившиеся

без их участия. Объективность социального закона — это ряд совокупных

действий миллионов людей. Но когда говорят, что законы общества проявляются

через деятельность людей — это ошибка. Возникает представление, что есть

закон, некая существенная связь, которая имеет самостоятельное бытие и

обнаруживается в деятельности людей. Но все дело в том, что эта сущность не

проявляется — она и есть деятельность. Вот она то и не зависит от индивида,

потому что есть результат перекрещивающейся деятельности масс. Социальный

закон реализуется и воплощается в жизнь не вообще, а в конкретной форме — в

деятельности людей. А каждый отдельный чело век — осуществляет свою

деятельность в конкретных условиях общества, в условиях конкретной

социально-политической или производственной деятельности, в системе которых

он занимает определенное производственное и социальное положение.

В социологии выделяют пять категорий социальных законов:

. законы, констатирующие сосуществование социальных явлений. Согласно

таким законам, если есть явление А, то должно быть и явление Б.

Так, индустриализация и урбанизация общества определяют сокращение

занятых в сельском хозяйстве населения.

. законы, устанавливающие тенденции развития. Они обусловливают

изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка

взаимоотношений к другому. Изменение характера производительных сил

требует изменения отношений производства.

. законы, устанавливающие связь между социальными явлениями. Законы

функциональные. Они выражают связь между основными элементами

социального объекта, что определяет характер его функционирования.

. — законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями.

Важнейшим и необходимым условием социальной интеграции выступает

рациональное сочетание общественных и личных интересов.

. — законы, утверждающие возможность или вероятность связи между

социальными явлениями. Уровень бракоразводов в различных странах

повышается и колеблется вместе с экономическими циклами.

Любой социальный закон или тенденция проявляется на практике не

вообще, а в конкретной форме — в деятельности отдельного человека. Человек

осуществляет свою деятельность в конкретных условиях общества. Социология

исследует отношения социальных общностей, слоев, личностей, что позволяет

не только выявить формы проявления социональных тенденций в различных

сферах общества, дисфункциональные элементы в социальном механизме, но и

устранять.

2.5. Функции социологии

Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие

общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую,

описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную,

мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две

группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные.

Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и

конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные

функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют

функции только во взаимосвязи и взаимодействии.

Основная из гносеологических функций социологии — теоретико-

познавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с

позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология

дифференцирование подходит к действительности. С одной стороны показывает,

что можно и нужно сохранить, упрочить, развить — ведь не все надо менять

перестраивать и т. п. С другой стороны выявляет то, что действительно

требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая

функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания,

систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных

отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной

функции социологии относятся объективные знания об основных социальных

проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной

социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных

процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, о

изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т. п.

Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри

отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить

эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и

конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее

социальной функции.

Описательная функция социологии — это систематизация, описание

исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов,

статей, книг и т. п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину

социального объекта, его действие, взаимосвязи т. п. При исследовании

социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность

ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются

практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы

есть точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений

человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку

внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что

преобразование общества — не само цель. И преобразования нужны лишь тогда,

когда соответствуют потребности и ценностям людей, ведут к улучшению

благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная

социологами социальная информация, она автоматически не превращается в

решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит

продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.

Прогностическая функция социологии — это выдача социальных прогнозов.

Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного

или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз

опирается на вскрытую тенденцию развития социального явления, а также на

зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе

воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора — сложный

вид научного исследования. Поэтому в социологи ческой практике чаще всего

используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития

Украины, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое

значение, социальный прогноз занимает важное место -в исследованиях о

развитии социального объекта. Когда же социолог изучает реальную проблему и

стремится выявить оптимальные пути ее решения, естественно, движим желанием

показать перспективу и конечный результат, который за ней стоит.

Следовательно, так или иначе прогнозируется ход развития социального

процесса.

Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы,

рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального

субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений.

Уже всем ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется не

только технико-экономическое, но и социально-экономическое обоснование. Вот

тут-то и вспоминают о процессах. Но социология лишь наука, ее функция —

разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения

реализации — это прерогатива органов управления, конкретных руководителей.

Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и

полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию

современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того,

нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что

приводит к тяжелым последствиям в развитии общества. Шире и глубже раскрыть

основные направления обновления общества и дает возможность выявления

отклонений от общецивилизационного развития. Суть реформирования в Украине,

а точнее, трансформация общества состоит в создании условий и возможностей

для сознательной, целенаправленной деятельности личности социальных

общностей. Проблема состоит в преодолении отчуждения человека от

рациональной деятельности, в оптимизации и качественном повышении ее

эффективности. Задача социологии — теоретически обеспечить успешное

протекание процесса реформации и демократизации общественной жизни в

Украине. Процесс трансформации общества в Украине идет от одного

качественного состояния к другому как раз в связи с сознательным

превращением целей в результат, а результатов в предпосылки, условия и

средства развертывания сознательной деятельности, демократизации общества.

Игнорирование социологических рекомендаций объясняется не столько

недостаточной квалификацией социологических кадров (хотя и это имеет место,

поскольку профессиональная подготовка их в стране начата лишь несколько лет

назад), сколько несформированной у большинства управленческих кадров

потребности в социологическом обосновании управленческих решений.

Информационная функция социологии представляет сбор, систематизации и

накопление информации, полученной в результате исследований.

Социологическая информация — самый оперативный вид социальной информации. В

крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут

использовать социологи, руководители объектов, где проводились

исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и

другие управленческие и хозяйственные учреждения.

Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что объективно,

участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями

содействует прогрессу общества. Мировоззренческая функция социологии

выражается в использовании действительно корректных выверенных

количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить

современного человека. Ведь, что такое идеология? Это один из уровней

общественного сознания, система идей, выражающая интересы, мировоззрение

какого-либо социального слоя, социальной общности. История свидетельствует,

что в большинстве социальных революций, реформ и реконструкций,

трансформаций именно социологические концепции того или иного рода

выступали ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды Джона

Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. при установлении либерально-

демократического режима в Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо и

других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т. п.

Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным

направлением в России. Расистская идеология стала основой нацистского путча

и третьего рейха в Германии.

Итак, основные функции социологии определяют не только задачи, но и

место социологии в системе общественных наук.

3. Список литературы

1. Дюркгейм 3. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.,

1990.

2. Зборовский Г. Е. Орлов Г. Г. Введение в социологию. Урал. ун-т,

1992.

3. Краткий словарь по социологии. М., 1989.

4. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. т. 29.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. т. 4.

6. Осипов Г. В. Социология. М., 1990. Основы социологии. Под общей

редакцией А. Эфендиева. М., 1993.

7. Основы марксистско-ленинской социологии. М., 1980.

8. Сорокин П: А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

9. Социология. М., 1990.

10. Социология: наука об обществе. Учебное пособие. Харьков, 1996.

11. Социология: практикум. М.: 1993.

12. Ядов В.А. Размышления о предмете и перспективах социологии //

Социологические исследования. 1990, №2.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.