реферат бесплатно, курсовые работы
 

Мы и взрослые

Мы и взрослые

Между отцами и детьми выситься стена

робости ,стыда ,непонимания ,уязвленной

нежности ,Чтобы эта стена не выросла,

требуются усилия ,на которые еле хвата-

ет человеческой жизни ,Но дети родятся

у нас в ту пору ,когда мы еще переполнены

собой ,сжигаемы честолюбием и от детей

просим не столько доверия ,сколько покоя.

Отцов отделяют от детей их собственные

страсти .Если ты помнишь о своих грехах,

в чем ты смеешь упрекать своего сына?

Одна Из главных особенностей подросткового и раннего юношеского

возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.

"Мы и взрослые" - постоянная тема подростковой и юношеской рефлексии

.Конечно, возрастное "Мы" существуют и у ребенка .Но ребенок принимает

различие двух миров - детского и взрослого - и то, что отношения между ними

неравноправны, как нечто бесспорное, само собой разумеющееся. Подростки

стоят где-то "посередине", и эта промежуточность положения определяет

многие свойства их психологии, включая и самосознание.

Французские психологи (Б. Заззо, 1969 ) спрашивали детей от 5 до 14

лет, считают ли они себя "маленькими", "большими" или "средними" ( не по

росту, а по возрасту); при этом выяснилась эволюция самих эталонов

"роста". Дошкольники часто сравнивают себя с младшими и потому утверждают,

что они "большие". Школьный возраст дает ребенку готовый количественный

эталон сравнения - переход из класса в класс; большинство детей считают

себя "средними", с отклонениями преимущественно в сторону " большого ".С 11

до 12 лет точка отсчета меняется; ее эталоном все чаще становиться

взрослый, "расти" - значит становиться взрослым.

Советские психологи, начиная с Л. С. Выготского, единодушно считают

главным новообразованием подросткового возраста чувство взрослости .Однако

ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую

заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким,

несамостоятельным. При этом , в отличии от ребенка, он уже не считает такое

положение нормальным и стремиться его преодолеть. Отсюда противоречивость

чувства взрослости - подросток претендует быть взрослым и в то же время

знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан.

Одной из самых важных потребностей переходного возраста становиться

потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших

вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Как же появляется

эта возрастная тенденция ( не смешивать с отношениями между поколениями!) в

отношениях старшеклассников с наиболее значимыми для них конкретными

взрослыми ,которые являются не только старшими по возрасту, но и

полномочными представителями общества взрослых в целом, - родителями и

учителями?

Из факторов социализации ,рассматриваемых по отдельности ,самым важным

и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка

общества ,влияние которой ребенок испытывает раньше всего ,когда он

наиболее восприимчив. Семейные условия ,включая социальное положение ,род

занятий ,материальный уровень и уровень образования родителей ,в

значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме

сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на

ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого

воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Нет практически ни одного социального или психологического

аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных

условий в настоящем или прошлом.

Правда ,меняется характер этой зависимости. Так ,если в прошлом школьная

успеваемость ребенка и продолжительность его обучения зависели главным

образом от материального уровня семьи ,то теперь этот фактор менее

влиятелен.

По данным ленинградского социолога Э. К. Васильевой (1975), у родителей с

высшим образованием доля детей с высокой успеваемостью ( средний балл выше

4 ) втрое выше ,чем в группе семей с образованием родителей ниже семи

классов. Эта зависимость сохраняется даже в старших классах, когда дети

имеют навыки самостоятельной работы и не нуждаются в непосредственной

помощи родителей.

Помимо образовательного уровня родителей ,сильно влияет на судьбу

подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее

членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего

большинства так называемых трудных подростков.

Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его

взаимоотношений с родителями ,который лишь отчасти обусловлен их социальным

положением.

Существует несколько относительно автономных психологических

механизмов ,посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых ,

подкрепление : поощряя поведение ,которое взрослые считают правильным ,и

наказывая за нарушение установленных правил ,родители внедряют в сознание

ребенка определенную систему норм ,соблюдение которых постепенно

становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых ,

идентификация : ребенок подражает родителям ,ориентируется на их пример

,старается стать таким же ,как они . В-третьих ,понимание : зная внутренний

мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы ,родители тем самым

формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Семейная социализация не сводиться к непосредственному «парному»

взаимодействию ребенку с родителями. Так, эффект идентификации может быть

нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью : например, в

семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и

не выработать этих способностей , так как , хотя у него перед глазами

хороший образец , семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив ,

в семье , где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая

дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия : юноша,

свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к

самостоятельности , а тот , кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому

конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств

его родителей ( ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых

методов воспитания

(Д. Баумринд, 1975) .

Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений

и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи

представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально

близкие , теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь) , а на

другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными

средствами воспитания являются внимание и поощрение , во втором -

строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущества

первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств

родительской любви , имеет меньше шансов на высокое самоуважение , теплые

и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный

образ «Я». Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и

психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями

в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти

явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало

родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со

стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта

враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям,

так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая

некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не

сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается следствием детских

переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь ,она дает

низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.

Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе , а

в связи с определенным типом контроля и дисциплины , направленных на

формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского

контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой

высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом -

пассивность, зависимость, слепое послушание ( Г. Элдер, 1971) .

За этими типами отношений стоит не только распределение власти ,

но и разное направление внутрисемейной коммуникации : в одних случаях

коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к

ребенку, в других - от ребенка к родителям.

Разумеется, способы принятия решений в большинстве семей варьируют в

зависимости от предмета:

в одних вопросах старшеклассники имеют почти полную самостоятельность , в

других ( например, в финансовых) - право решать остается за родителями.

Кроме того, родители не всегда практикуют один и тот же стиль дисциплины:

отцы, как правило, воспринимаются юношами и на самом деле бывают более

жесткими и авторитарными, чем матери, так что общий семейный стиль в

известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут

и подрывать влияние друг друга.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются

обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля

воспитания . Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию

самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности .

Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с

тем гибко и рационально :

родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их

обсуждение подростком ;

власть используется лишь в меру необходимости ;

в ребенке цениться как послушание , так и независимость;

родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не

считает себя непогрешимым ;

он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его

желаний.

Крайние типы отношений , все равно, идут ли они в сторону

авторитарности или либеральной всетерпимости , дают плохие результаты.

Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей

незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они

кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную

апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у

подростка ощущение , что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные,

незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и

идентификации , а другие влияния - школы , сверстников, средств массовой

коммуникации - часто не могут восполнить этот пробел , оставляя ребенка без

надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире .

Ослабление родительского начала , как и его гипертрофия , способствует

формированию личности со слабым «Я» .

В нашей стране существуют разные стили семейного воспитания, которые

во многом зависят как от национальных традиций, так и от индивидуальных

особенностей. Однако в целом наше обращение с детьми является значительно

более авторитарным и жестким, чем мы это склонны признать. При анонимном

анкетировании детей разного возраста из 15 городов страны выяснилось, что

60 процентов родителей используют физические наказания; среди них 85

процентов - порка, 9 процентов - стояние в углу (иногда на коленях на

горохе , соли или кирпичах ), 5 процентов - удары по голове и лицу и т.д.

Почему так живучи авторитарные методы? Во-первых, такова традиция.

Став взрослым, люди часто воспроизводят то, что с ними самими проделывали

родители, даже если они помнят, как трудно им приходилось. Во-вторых,

характер семейного воспитания очень тесно связан со стилем общественных

отношений вообще: семейный авторитаризм отражает и подкрепляет командно-

административный стиль, укоренившийся на производстве и в общественной

жизни. В-третьих, люди бессознательно вымещают на детях свои служебные

неприятности, раздражение, возникающее в очередях, переполненном транспорте

и т. п. В-четвертых, низкий уровень педагогической культуры, убежденность в

том, что лучший способ разрешения любых конфликтных ситуаций - сила.

Но если с маленькими детьми авторитарность еще « проходит» , то

теперь она неминуемо порождает конфликты, причем приходится платить и по

старым, давно забытым счетам.

Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его

приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим

классам стиль взаимоотношений с родителями давно уже сложился, и «отменить»

эффект прошлого опыта невозможно.

Чтобы понять взаимоотношения старшеклассника с родителями, необходимо

знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними

представлениями. В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких

«ипостасях»:

как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок

чувствует себя беззащитным и беспомощным;

как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и

поощрений;

как образец , пример для подражания, воплощение мудрости и лучших

человеческих качеств;

как старший друг и советчик, которому можно доверить все.

Соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с

возрастом меняется.

Переходный возраст - период эмансипации ребенка от родителей. Процесс

этот является сложным и многомерным . Эмансипация может быть эмоциональной

, показывающей , насколько значим для юноши эмоциональный контакт с

родителями по сравнению с привязанностями к другим людям (дружбой,

любовью), поведенческой , проявляющейся в том , насколько жестко родители

регулируют поведение сына или дочери, или нормативной , показывающей,

ориентируется ли юноша на те же нормы и ценности, что его родители , или

на какие-то другие. Каждый из этих аспектов эмансипации имеет собственную

логику.

В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям

первоначально лежит зависимость от них. По мере роста самостоятельности,

особенно в переходном возрасте, такая зависимость начинает ребенка

тяготить. Очень плохо, когда ему не хватает родительской любви. Но есть

вполне достоверные психологические данные о том , что избыток

эмоционального тепла тоже вреден как для мальчиков , та и для девочек. Он

затрудняет формирование у них внутренней анатомии и порождает устойчивую

потребность в опеке, зависимость как черту характера. Слишком уютное

родительское гнездо не стимулирует выросшего птенца к вылету в

противоречивый и сложный взрослый мир.

Любящие матери , не способные мыслить о ребенке отдельно от самих

себя, часто не понимают этого. Но юноша не может повзрослеть, не разорвав

«пуповину» эмоциональной зависимости от родителей и не включив свои

отношения с ними в новую , гораздо более сложную систему эмоциональных

привязанностей , центром которой являются не родители , а он сам. Избыток

материнской ласки и положение «маменькиного сынка» начинают его раздражать

не только потому , что вызывают насмешки сверстников , но и потому, что

пробуждают в нем самом чувство зависимости , с которым подросток борется.

Чувствуя охлаждение , многие родители думают, что дети их разлюбили ,

жалуются на их черствость и т. д. Но после того как критический период

проходит , эмоциональный контакт с родителями, если они сами его не

испортили, обычно восстанавливается, уже на более высоком, сознательном

уровне.

Рост самостоятельности ограничивает и функции родительской власти .К

старшим классам поведенческая автономия, как правило, уже весьма велика:

старшеклассник самостоятельно распределяет свое время, выбирает друзей,

способы досуга и т. д. В семьях с более или менее авторитарным укладом эта

автономизация иногда вызывает острые конфликты.

Добиваясь расширения своих прав, старшеклассники нередко предъявляют

к родителям завышенные требования, в том числе и материальные. Во многих

обеспеченных семьях дети не знают источников семейного бюджета и не

заботятся об этом. Почти девять десятых опрошенных Л.Н. Жилиной и Н.Т

Фроловой (1969 ) московских девяти- и десятиклассников надеялись , что их

желания иметь определенные вещи осуществятся, причем две трети уверены, что

осуществить это желание - дело родителей («купят родители»). Поведение и

запросы этих старшеклассников практически автономны , поскольку желания

приобрести ту или иную вещь совпадали с планами родителей только в 10

процентах случаев. Тем не менее дети уверены, что их желаниям будет отдано

предпочтение.

Степень идентификации с родителями в юности меньше, чем в детстве.

Разумеется, хорошие родители остаются для старшеклассников важным эталоном

поведения. На вопрос «Хотели бы вы быть таким человеком, как ваши

родители?» положительно ответили свыше 70 процентов санкт-петербургских

старшеклассников, опрошенных Т.Н. Мальковской (1971). На вопрос «Хотели бы

походить на родителей кое в чем?» положительно ответили 10 процентов

опрошенных, ни в чем - 7 процентов и уклонились от ответа на вопрос 11

процентов опрошенных.

Однако родительский пример уже не воспринимается так абсолютно и

некритично , как в детстве. У старшеклассников есть и другие авторитеты,

кроме родителей. Чем старше ребенок, тем вероятнее, что идеалы он черпает

не только из ближайшего окружения, но и из более широкого круга лиц

(общественно-политические деятели, герои кино и литературы). Зато все

недостатки и противоречия в поведении близких и старших воспринимаются

остро и болезненно . Особенно это касается расхождение слова и дела. Из

трех тысяч старшеклассников и учащихся ПТУ, опрошенных социологами , свыше

2/3 отметили, что замечают существенные расхождения между тем, чему учат их

родители, близкие родственники и учителя, и тем , как они сами поступают в

повседневной жизни

(С.И. Плаксий, 1987). Это не только подрывает авторитет старших, но и

является практическим уроком приспособленчества и лицемерия.

В психолого-педагогической литературе широко дебатируется вопрос о

мере сравнительного влияния на подростков родителей и сверстников. Однако

на него не может быть однозначного ответа. Общая закономерность состоит в

том, что чем хуже отношения подростка со взрослыми, тем чаще он будет

общаться со сверстниками и тем автономнее будет это общение от взрослых. Но

влияния родителей и сверстников не всегда противоположны, чаще они бывают и

взаимодополнительными .

«Значимость» для юношей и девушек их родителей и сверстников

принципиально неодинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая

автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере

досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций.

Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей

и советчиков. При всей их тяги к самостоятельности, юноши и девушки остро

нуждаются в жизненном опыте и помощи старшим. Многие волнующие проблемы они

вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как мешает самолюбие. Да и

какой совет может дать человек, который прожил так же мало, как и ты? Семья

остается тем местом , где подросток, юноша чувствует себя наиболее спокойно

и уверенно. Отвечая на вопрос: «Чье понимание для вас важнее всего,

независимо от того, как фактически понимает вас этот человек?» -

большинство московских мальчиков (с 5 по 11 класс), поставили на первое

место родителей (ответы девочек более противоречивы).

Однако взаимоотношения старшеклассников с родителями часто обременены

конфликтами и их взаимопонимание оставляет желать лучшего.

«Мне уже 17 лет, а с мамой мы еще ни разу не говорили по душам... Я

бы даже рассказала все, что меня волнует, любой другой женщине».

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.