| |||||
МЕНЮ
| Молодежь на рынке трудафункционирования семьи) и детской смертностью, жестким обращением с детьми, разводом, конфликтами между родителями и детьми, необходимостью передачи детей на опекунство. У детей в семьях безработных чаще, чем в семьях работающих, встречаются отклонения в поведении, нарушении работы желудочно- кишечного тракта и бессонница. У супруги безработного наблюдаются те же психосоматические симптомы, что и у него самого. По всей вероятности, безработица оказывает отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает. Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. «Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы»1. Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже жить на пособие по социальному обеспечению. Мало известно о “пороге терпимости”, когда члены семьи безработного еще сохраняют способность заботиться друг о друге. Есть основания считать, что стресс, связанный с безработицей, снижает такую способность, в результате чего подростки чаще сбегают из дома, иждивенцев приходится помещать в учреждения системы социального обеспечения; семья отторгает тех, кого считает обременительными. Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных к своему бедственному положению как к политической проблеме, многие безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни идти вразрез с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под угрозу свои шансы снова найти работу. Исследователи, к сожалению, еще не установили полный перечень трудностей, которые связаны с поиском работы, и тех сложностей получения новой работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость. В государственных службах трудоустройства официально регистрируется только 12% вакантных рабочих мест2. Это лишь усугубляет стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в частности, при получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, где и как искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Информация о том, как искать работу, предоставляемая на курсах по обучению поиску работы, возможно, достигает цели, укрепляя у людей надежду на получение новой работы. Поэтому в последние годы создаются специальные курсы в помощь безработным. Вместе с тем, растет численность незарегистрированых безработных, которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления. Легко убедиться, что многие молодые люди отчетливо осознают необходимость личной инициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятной ситуации, что происходит, конечно, не от хорошей жизни, а в силу вынужденных обстоятельств, когда помощи со стороны ждать не приходится. Об этом говорят данные исследования, проведенного в Москве и Санкт-Петербурге среди молодежи в 1999 году: Молодые люди, при поиске работы рассчитывают на: личные связи - 42,9%; государственную службу занятости - 16,5%; обращение к работодателю - 16,1%. объявления - 11,1%; организацию собственного дела - 7,3%; коммерческую службу занятости - 6,1%;1 Итак, большинство респондентов исходит из того, что лучше всего использовать собственные каналы трудоустройства. Многие выбирают взаимодействие с соответствующей службой под эгидой государства, либо обращение на прямую к работодателю, каждый десятый готов воспользоваться объявлениями в прессе. В учебнике «Социология молодежи» делаются следующие выводы о последствиях безработицы в России: 1. Работа для человека продолжает оставаться одной из главных ценностей и социальных реальностей. Посредством работы осуществляются социальное взаимодействие и процесс социализации человека. 2. Сформированная у человека система трудовых мотиваций определяет поведение человека в момент потери работы. 3. Система мотивов труда определяет требования безработных к ожидаемому месту работы. Вероятно, происходит некоторая трансформация данной системы. 4. Страх перед безработицей не сводится к страху остаться без материальных средств; кроме экономического безработица имеет и социальный «портрет». Наблюдается: — рост психологических и психических расстройств, — снижение адаптивных свойств человека, — ухудшение здоровья, . изменение взаимоотношений с окружающими и близкими людьми.1 Решение проблемы занятости молодежи Меры, направленные на снижение уровня безработицы В своей курсовой работе я бы хотела рассмотреть те меры по снижению уровня безработицы среди молодежи, которые приведены в главе, посвященной положению молодежи на рынке труда, учебника «Социология молодежи»: «Тенденции к повышению безработицы может быть противопоставлен комплекс мер следующего характера: I. Экономические меры: —развитие малого и среднего бизнеса; —организация общественных работ; —внедрение гибкого графика работы; дифференцированный подход к трудоустройству слабозащищенных слоев населения, в число которых входит и молодежь. II. Меры, предусматривающие реорганизацию системы образования: —улучшение системы переподготовки и переквалификации кадров; —совершенствование системы непрерывного образования; —соответствие качественной подготовки специалистов структуре занятости населения. III. Меры, предусматривающие совершенствование работы службы занятости: —повышение оперативности и информативности работы служб занятости; —согласованность в работе с коммерческими структурами; проведение систематических социологических исследований, необходимых для выяснения процессов, которые не могут быть достаточно изучены методами статистики, что позволит скорректировать политику занятости; психологические службы. Взвешенная политика в отношении молодежи, комплекс мер по ее профориентации и адаптации к требованиям жизни определяет общую ситуацию с занятостью на рынке труда. Изменения в ценностных трудовых ориентациях показывают необходимость формирования нового механизма мотивации, который бы стимулировал творческую активность и инициативу молодежи и новые формы самоутверждения в труде. Но такой механизм, стимулирующий внутреннюю мотивацию и терминальное отношение к труду, может быть создан только на уровне общества в целом, при условии экономической и политической стабильности и отношении к человеку не как производительной силе, а как к субъекту духовной и хозяйственной жизнедеятельности с учетом особенностей российской истории и культуры». 1 Успешность перехода России к рыночным отношениям во многом будет определяться особенностями взаимодействия экономической и политической сфер, их взаимосвязью. Анализ показывает, что в реформаторской реальности обнажились многообразные противоречия. Успешное их устранение зависит во многом от осознания возросшей роли политических решений. Отраслевые органы социальной сферы активно участвуют в формировании системы государственной поддержки становления и развития молодежи, их программы учитывают специфику молодежной проблематики. Однако, молодежь отличается от всех социальных групп не только возрастом, но и тем, что ей присущи особые социальные функции, связанные со вступлением в жизнь. Органы, курирующие традиционные отрасли социальной сферы, не могут в полной мере обеспечить условий для эффективного исполнения молодежью ее ролей в связи с тем, что те еще не сформированы. Это обстоятельство вызвало потребность в округе в специальном органе управления, ведающем сферой жизнедеятельности молодежи. Правовое регулирование молодежной политики Необходимость формирования современной законодательной базы в области государственной молодежной политики определяется сохранением, а нередко и нарастанием целого ряда социальных проблем молодежи, что негативно отражается на социально-экономическом и культурно-духовном аспектах ее жизнедеятельности и перспективах ее развития. Предпринимаемые меры по повышению образовательного уровня молодежи, ее трудоустройству, решению жилищной проблемы, развитию разносторонних способностей молодых людей недостаточно эффективны в силу слабой координации этих мер, их частичного характера и недостаточной правовой обеспеченности Молодежь не имеет достаточного правового обеспечения своего статуса в качестве субъекта государственной молодежной политики, как не имели ее в достаточной степени органы по делам молодежи. Однако формирование сильной политики, достижение устойчивого управления требуют четкого правового регулирования сферы приложения, в первую очередь посредством законодательных актов, определяющих рамки деятельности, регулирующих взаимодействия, связь событий и процессов, распорядительных и исполнительных актов. Их принятие - залог эффективного функционирования системы государственного управления. Важнейшими документами с этой точки зрения являются законодательные акты, касающиеся реализации местной государственной молодежной политики: «Целью таких законов является установление правовых основ государственной молодежной политики в регионах. Это означает, что общие положения государственной молодежной политики в данном законе преобразуются в систему правомерной деятельности окружных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Закон, таким образом, решает задачи в области социального управления. Из ряда самых больных проблем - занятость молодежи и ее укоренение (в том числе связанное с ее жилищным обеспечением, а также поддержкой семьи). Необходима правовая регламентация и других сфер (досуговая работа, работа по месту жительства, летний отдых, деятельность детских и молодежных организаций, социально-психологическая реабилитация детей и т.д.), не обязательно посредством законов, как-то необходимо для стратегических, сложных направлений: важными элементами правового регулирования должны стать и постановления Губернаторов и ведомственные акты. Отдельных регулирующих актов требуют и некоторые формы и механизмы организационного обеспечения государственной молодежной политики: кадрового (например, аттестация), финансового (формирование фондов, конкурсная система финансирования, финансирование инновационных, возможности самофинансирования и т.д.), информационно-аналитического, научно- методического и других его видов»1. Работа комитета по делам молодежи История работы КДМ такова: «на первом этапе до 1993 года происходило институциональное становление молодежных комитетов и отделов под эгидой властных структур. Процесс шел неравномерно, зачастую ситуация на местах опережала ситуацию в целом по стране. На втором этапе, в 1993 – 1995 годах, в рамках КДМ и при их материально-финансовой поддержке началось воссоздание и упрочнение инфраструктуры государственной молодежной политики. Появились различные молодежные социальные службы – биржи труда, подростковые клубы, центры досуга, социально-психологические учреждения адаптации и реабилитации, информационные пункты. С 1995 года начался третий этап, он характеризуется более здравым подходом к государственной молодежной политике, выделением приоритетов. Одновременно происходит оптимизация организационной и функциональной структуры КДМ»1 В современных условия деятельность комитетов по делам молодежи очень важна, он должна качественно обновляться и усложняться. Молодежная политика осуществляется в динамически меняющейся обстановке. В переходные периоды, подобные современному, объективно на первый план выступают трудности повседневные, трудности выживания. В той степени, в какой удается их преодолевать, правомерно говорить об эффективности работы управленцев, менеджеров комитета по делам молодежи – от высшего до среднего и низшего звена. В статье «Кадровый потенциал работы с молодежью» авторы говорят о том, что «лишь перспективная, инновационная стратегия способна преодолеть кризисную ситуацию и повысить успехи взаимодействия с молодежью. Очень многое зависит от тех людей, которые работают с молодежью, поэтому важным является грамотный подбор и расстановка кадров. Предлагается следующая методика оценки кадрового потенциала КДМ. Она включает в себя: социологическое выявление потенциальных работников, то есть мотивов и установок людей. Социометрический анализ позволяет конкретно оценить те или иные качества работников – особенно потенциальных кандидатов в руководители. Так же необходимо использовать методы психодиагностики и организационный анализ, который предусматривает выделение типа структуры данной организации».2 Изучение мотивационной основы профессиональной деятельности работников комитета по делам молодежи выводит исследование кадрового потенциала на уровень прикладных управленческих решений и способно оптимизировать как работу уже существующих комитетов, так и подбор кадров в государственные органы подобного типа. Содействие профессиональной подготовке молодежи и трудовой занятости Комитетом по делам молодежи ведется активная координационная работа, базирующаяся на организационной и финансовой поддержке реализации соответствующих программ для молодежи, на их методическом обеспечении, на различных формах повышения квалификации кадров. В числе перспективных направлений, обеспечивающих повышение устойчивости положения и развитие молодежи – содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке молодежи к труду; содействие трудовой занятости молодежи; Содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке и подготовке молодежи к труду включает в себя: «оказание посильной помощи учебным заведениям в воспитании и социализации учащихся и студентов, реализации их интересов; развитие самодеятельности и инициативы учащихся и студентов, государственную поддержку их общественных объединений. Образование молодежи - проблема сквозная, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничество органов управления образования и органов по делам молодежи разных уровней. Содействие трудовой занятости молодежи предполагает: поддержку предприятий и организаций, создающих новые рабочие места для молодежи; формирование постоянных рабочих мест; создание возможностей для организации вторичной занятости подростков и молодежи; создание инфраструктуры учреждений и предприятий для занятости молодежи (и в первую очередь - подростков). Существуют три основные формы занятости подростков: сезонные работы (летние трудовые лагеря, либо отряды), общественные работы и труд в сфере оказания услуг населению, предприятиям, организациям с преобладанием вновь организованных постоянных рабочих. мест (при временной занятости подростков). Работа в области молодежно-подростковой занятости предполагает создание специализированных молодежных бирж труда и предприятий по трудозанятости подростков. Наиболее эффективными муниципальными предприятиями являются те, которые что- либо производят, где подросток в процессе работы может получить определенную профессиональную подготовку и навыки работы на предприятии, в трудовом коллективе».1 Заключение В своей курсовой работе я рассмотрела проблему положения современной российской молодежи в сфере труди и занятости, и привела некоторые меры, которые должны быть предприняты для улучшения существующего положения. Таким образом, молодежь на рынке труда представляет собой достаточно уязвимую категорию граждан, вопросы контролирования и помощи которой являются вопросами государственной политики. Разумеется, все пути выхода из сложившейся кризисной ситуации на молодежном рынке труда наталкиваются на препятствия в социальной, экономической, правовой, политической сферах нашей жизни, поэтому все меры должны приниматься комплексно. В заключении я бы хотела привести те меры, которая предлагает Лещинская Г. в статье «Молодежный рынок труда», возможно они в чемто повторят все сказанное выше, но мне они кажутся наиболее актульными в области решение проблемы занятости молодежи: «намечая перспективы организации занятости подростков и молодежи, необходимо уделять внимание поддержке новых форм: - создания малых производств, способных более полно занять молодежный и женский труд; - организации квотирования рабочих мест через законодательные акты, закрепляющие требования к работодателю по приему на работу молодежи, а также систему льгот для него; - создания более эффективных и устойчивых механизмов организации временной занятости подростков. Вопрос об эффективности государственной молодежной политики остается актуальным. Государству пока слабо удается мобилизовать молодежную инициативу в общественных интересах. В решении вопросов молодежной политики необходимо добиться также более четкого разграничения полномочий и ответственности окружных органов и органов местного самоуправления. Программы должны предусматривать более тесную увязку основных элементов государственной молодежной политики с основными механизмами реформирования российской экономики и социальной сферы в целом. Необходимо вновь проработать практику бюджетных выплат на цели государственной молодежной политики. Компенсаторные действия должны быть строго ограничены четко выделенными категориями нуждающихся в помощи молодых людей и точно очерченным кругом задач. Основные же усилия должны быть направлены на конкретное воплощение инвестиций в молодежь. Эта установка предполагает иной подход к расчетам финансовых средств на цели поддержки молодежных и детских объединений. Смысл его - в прогнозировании позитивных (в том числе и финансовых) последствий от таких социальных вложений как в обозримой, так и особенно в отдаленной перспективе (мировой опыт показывает, что вполне замысел государственной молодежной политики реализуется примерно через 30-40 лет после начала осуществления первых мероприятий)»1. Список литературы 1. Зубок Ю.А. «Молодежь между интеграцией и исключением: социально- экономический аспект» //Социально-гуманитарные знания 2000г. №2 с. 183 – 199 2. Калибеков Д. «Современные проблемы молодежи».// «Вопросы экономики», 2000, №8, с.18-25 3. Лещинская Г. «Молодежный рынок труда»// «Экономист», №8, 1996г., с. 64 4. Социология молодежи. Под ред. Лисовского В.Т. СПб «Издательство Санкт- Петербургского Универстиета» 1996г 5. Экономика труда и социально-трудовые отношения. Под ред. Г.Г. Меликьяна Р.П. Колосовой М. Издательство Московского Университета 1996г 6. Социологический энциклопедический словарь. Под ред. Г.В. Осипова. М.: «Инфра. М-Норма» 1998г. 7. Гордон Л.А. Клопов Э.В. «Социальная эффективность и структура безработицы в России»// Социс 2000г №1 С. 24-34 8. Генин Л.В. Вишневский В.Ю. Кораблева Г.Б. «Кадровый потенциал работы с молодежью»// Социс 1997г. №10 С.87 – 92 9. Соколова Г. Н. «Социальные издержки безработицы и пути ее снижения» // Социс.-1995.-№9.-С.20 10. Мкртчян Г.М. Чистяков И.М. «Молодежь Москвы на рынке труда»// Социс 2000г. №12 С. 42 – 49 11. Дадашев А. «Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования» // Вопросы экономики.-1996.-№1.-С.78 1 Социологический энциклопедический словарь. Под ред. Г.В. Осипова. М.: «Инфра. М-Норма» 1998г. С. 256 1 Экономика труда и социально-трудовые отношения. Под ред. Г.Г. Меликьяна Р.П. Колосовой М. Издательство Московского Университета 1996г. С. 126 1 Гордон Л.А. Клопов Э.В. «Социальная эффективность и структура безработицы в России»// Социс 2000г №1 С. 24-34 1 См.: Социология молодежи. Под ред. Лисовского В.Т. СПб «Издательство Санкт-Петербургского Универстиета» 1996г. с. 171 - 176 1 Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. С. 14 Цитируется по: Социология молодежи. Под ред. Лисовского В.Т. СПб «Издательство Санкт-Петербургского Универстиета» 1996г. с. 171 1 Мкртчян Г.М. Чистяков И.М. «Молодежь Москвы на рынке труда»// Социс 2000г. №12 С. 42 – 49 1 Мкртчян Г.М. Чистяков И.М. «Молодежь Москвы на рынке труда»// Социс 2000г. №12 С. 44 1 Мкртчян Г.М. Чистяков И.М. «Молодежь Москвы на рынке труда»// Социс 2000г. №12 С. 44 1 См.: Экономика труда и социально-трудовые отношения. Под ред. Г.Г. Меликьяна Р.П. Колосовой М. Издательство Московского Университета 1996г. С. 148-150 1 Экономика труда и социально-трудовые отношения. Под ред. Г.Г. Меликьяна Р.П. Колосовой М. Издательство Московского Университета 1996г. С. 151-152 2 Мкртчян Г.М. Чистяков И.М. «Молодежь Москвы на рынке труда»// Социс 2000г. №12 С. 47 1 Экономика труда и социально-трудовые отношения. Под ред. Г.Г. Меликьяна Р.П. Колосовой М. Издательство Московского Университета 1996г. С. 153 1 Гордон Л.А. Клопов Э.В. «Социальная эффективность и структура безработицы в России»// Социс 2000г №1 С. 24-34 1 Экономика труда и социально-трудовые отношения. Под ред. Г.Г. Меликьяна Р.П. Колосовой М. Издательство Московского Университета 1996г. С. 186 1 Зубок Ю.А. Молодежь между интеграцией и исключением: социально- экономический аспект //Социально-гуманитарные знания 2000г. №2 с. 183 – 199 1 См.: Гордон Л.А. Клопов Э.В. «Социальная эффективность и структура безработицы в России»// Социс 2000г №1 С. 24-34; Дадашев А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования // Вопросы экономики.-1996.-№1.-С.76-81; Соколова Г. Н. Социальные издержки безработицы и пути ее снижения // Социолоические исследования.-1995.-№9.- С.17-26 2 Соколова Г. Н. Социальные издержки безработицы и пути ее снижения // Социолоические исследования.-1995.-№9.-С.20 1 Соколова Г. Н. Социальные издержки безработицы и пути ее снижения // Социолоические исследования.-1995.-№9.-С.20 2 Дадашев А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования // Вопросы экономики.-1996.-№1.-С.78 1 Зубок Ю.А. Молодежь между интеграцией и исключением: социально- экономический аспект //Социально-гуманитарные знания 2000г. №2 с. 187 1 Социология молодежи. Под ред. Лисовского В.Т. СПб «Издательство Санкт- Петербургского Универстиета» 1996г. с. 192 – 193 1 Социология молодежи. Под ред. Лисовского В.Т. СПб «Издательство Санкт- Петербургского Универстиета» 1996г. с. 198 1 Лещинская Г. «Молодежный рынок труда»// «Экономист», №8, 1996г., с. 64 1 Генин Л.В. Вишневский В.Ю. Кораблева Г.Б. «Кадровый потенциал работы с молодежью»// Социс 1997г. №10 С.88 2 Там же См. С. 88 - 89 1 Калибеков Д. Современные проблемы молодежи. «Вопросы экономики», 2000, №8, с.18-25 1 Лещинская Г. «Молодежный рынок труда»// «Экономист», №8, 1996г., с. 68 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|