реферат бесплатно, курсовые работы
 

Молодежь на рынке труда

функционирования семьи) и детской смертностью, жестким обращением с детьми,

разводом, конфликтами между родителями и детьми, необходимостью передачи

детей на опекунство. У детей в семьях безработных чаще, чем в семьях

работающих, встречаются отклонения в поведении, нарушении работы желудочно-

кишечного тракта и бессонница. У супруги безработного наблюдаются те же

психосоматические симптомы, что и у него самого. По всей вероятности,

безработица оказывает отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или

косвенно затрагивает.

Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами,

насилием и тюремным заключением. «Изучение дел правонарушений показывает,

что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм

можно объяснить отсутствием работы»1. Влияние безработицы на финансовое

положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на

сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни. Кому-то

приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже

жить на пособие по социальному обеспечению.

Мало известно о “пороге терпимости”, когда члены семьи безработного еще

сохраняют способность заботиться друг о друге. Есть основания считать, что

стресс, связанный с безработицей, снижает такую способность, в результате

чего подростки чаще сбегают из дома, иждивенцев приходится помещать в

учреждения системы социального обеспечения; семья отторгает тех, кого

считает обременительными.

Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных

к своему бедственному положению как к политической проблеме, многие

безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни

идти вразрез с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под

угрозу свои шансы снова найти работу.

Исследователи, к сожалению, еще не установили полный перечень

трудностей, которые связаны с поиском работы, и тех сложностей получения

новой работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую

занятость. В государственных службах трудоустройства официально

регистрируется только 12% вакантных рабочих мест2. Это лишь усугубляет

стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в частности, при

получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, где и как

искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо

легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Информация о том, как

искать работу, предоставляемая на курсах по обучению поиску работы,

возможно, достигает цели, укрепляя у людей надежду на получение новой

работы. Поэтому в последние годы создаются специальные курсы в помощь

безработным.

Вместе с тем, растет численность незарегистрированых безработных,

которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас

находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте

видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует

усиления контроля со стороны органов управления.

Легко убедиться, что многие молодые люди отчетливо осознают

необходимость личной инициативы и намерены самостоятельно выбираться из

неблагоприятной ситуации, что происходит, конечно, не от хорошей жизни, а в

силу вынужденных обстоятельств, когда помощи со стороны ждать не

приходится. Об этом говорят данные исследования, проведенного в Москве и

Санкт-Петербурге среди молодежи в 1999 году:

Молодые люди, при поиске работы рассчитывают на:

личные связи - 42,9%;

государственную службу занятости - 16,5%;

обращение к работодателю - 16,1%.

объявления - 11,1%;

организацию собственного дела - 7,3%;

коммерческую службу занятости - 6,1%;1

Итак, большинство респондентов исходит из того, что лучше всего

использовать собственные каналы трудоустройства. Многие выбирают

взаимодействие с соответствующей службой под эгидой государства, либо

обращение на прямую к работодателю, каждый десятый готов воспользоваться

объявлениями в прессе.

В учебнике «Социология молодежи» делаются следующие выводы о

последствиях безработицы в России:

1. Работа для человека продолжает оставаться одной из главных ценностей

и социальных реальностей. Посредством работы осуществляются социальное

взаимодействие и процесс социализации человека.

2. Сформированная у человека система трудовых мотиваций определяет

поведение человека в момент потери работы.

3. Система мотивов труда определяет требования безработных к ожидаемому

месту работы. Вероятно, происходит некоторая трансформация данной системы.

4. Страх перед безработицей не сводится к страху остаться без

материальных средств; кроме экономического безработица имеет и социальный

«портрет». Наблюдается:

— рост психологических и психических расстройств,

— снижение адаптивных свойств человека,

— ухудшение здоровья,

. изменение взаимоотношений с окружающими и близкими людьми.1

Решение проблемы занятости молодежи

Меры, направленные на снижение уровня безработицы

В своей курсовой работе я бы хотела рассмотреть те меры по снижению

уровня безработицы среди молодежи, которые приведены в главе, посвященной

положению молодежи на рынке труда, учебника «Социология молодежи»:

«Тенденции к повышению безработицы может быть противопоставлен комплекс мер

следующего характера:

I. Экономические меры:

—развитие малого и среднего бизнеса;

—организация общественных работ;

—внедрение гибкого графика работы; дифференцированный подход к

трудоустройству слабозащищенных слоев населения, в число которых входит и

молодежь.

II. Меры, предусматривающие реорганизацию системы образования:

—улучшение системы переподготовки и переквалификации кадров;

—совершенствование системы непрерывного образования;

—соответствие качественной подготовки специалистов структуре занятости

населения.

III. Меры, предусматривающие совершенствование работы службы занятости:

—повышение оперативности и информативности работы служб занятости;

—согласованность в работе с коммерческими структурами; проведение

систематических социологических исследований, необходимых для выяснения

процессов, которые не могут быть достаточно изучены методами статистики,

что позволит скорректировать политику занятости; психологические службы.

Взвешенная политика в отношении молодежи, комплекс мер по ее

профориентации и адаптации к требованиям жизни определяет общую ситуацию с

занятостью на рынке труда. Изменения в ценностных трудовых ориентациях

показывают необходимость формирования нового механизма мотивации, который

бы стимулировал творческую активность и инициативу молодежи и новые формы

самоутверждения в труде. Но такой механизм, стимулирующий внутреннюю

мотивацию и терминальное отношение к труду, может быть создан только на

уровне общества в целом, при условии экономической и политической

стабильности и отношении к человеку не как производительной силе, а как к

субъекту духовной и хозяйственной жизнедеятельности с учетом особенностей

российской истории и культуры». 1

Успешность перехода России к рыночным отношениям во многом будет

определяться особенностями взаимодействия экономической и политической

сфер, их взаимосвязью. Анализ показывает, что в реформаторской реальности

обнажились многообразные противоречия. Успешное их устранение зависит во

многом от осознания возросшей роли политических решений.

Отраслевые органы социальной сферы активно участвуют в формировании

системы государственной поддержки становления и развития молодежи, их

программы учитывают специфику молодежной проблематики. Однако, молодежь

отличается от всех социальных групп не только возрастом, но и тем, что ей

присущи особые социальные функции, связанные со вступлением в жизнь.

Органы, курирующие традиционные отрасли социальной сферы, не могут в полной

мере обеспечить условий для эффективного исполнения молодежью ее ролей в

связи с тем, что те еще не сформированы. Это обстоятельство вызвало

потребность в округе в специальном органе управления, ведающем сферой

жизнедеятельности молодежи.

Правовое регулирование молодежной политики

Необходимость формирования современной законодательной базы в области

государственной молодежной политики определяется сохранением, а нередко и

нарастанием целого ряда социальных проблем молодежи, что негативно

отражается на социально-экономическом и культурно-духовном аспектах ее

жизнедеятельности и перспективах ее развития. Предпринимаемые меры по

повышению образовательного уровня молодежи, ее трудоустройству, решению

жилищной проблемы, развитию разносторонних способностей молодых людей

недостаточно эффективны в силу слабой координации этих мер, их частичного

характера и недостаточной правовой обеспеченности

Молодежь не имеет достаточного правового обеспечения своего статуса в

качестве субъекта государственной молодежной политики, как не имели ее в

достаточной степени органы по делам молодежи. Однако формирование сильной

политики, достижение устойчивого управления требуют четкого правового

регулирования сферы приложения, в первую очередь посредством

законодательных актов, определяющих рамки деятельности, регулирующих

взаимодействия, связь событий и процессов, распорядительных и

исполнительных актов. Их принятие - залог эффективного функционирования

системы государственного управления. Важнейшими документами с этой точки

зрения являются законодательные акты, касающиеся реализации местной

государственной молодежной политики:

«Целью таких законов является установление правовых основ

государственной молодежной политики в регионах. Это означает, что общие

положения государственной молодежной политики в данном законе преобразуются

в систему правомерной деятельности окружных органов государственной власти,

органов местного самоуправления.

Закон, таким образом, решает задачи в области социального управления.

Из ряда самых больных проблем - занятость молодежи и ее укоренение (в том

числе связанное с ее жилищным обеспечением, а также поддержкой семьи).

Необходима правовая регламентация и других сфер (досуговая работа, работа

по месту жительства, летний отдых, деятельность детских и молодежных

организаций, социально-психологическая реабилитация детей и т.д.), не

обязательно посредством законов, как-то необходимо для стратегических,

сложных направлений: важными элементами правового регулирования должны

стать и постановления Губернаторов и ведомственные акты.

Отдельных регулирующих актов требуют и некоторые формы и механизмы

организационного обеспечения государственной молодежной политики: кадрового

(например, аттестация), финансового (формирование фондов, конкурсная

система финансирования, финансирование инновационных, возможности

самофинансирования и т.д.), информационно-аналитического, научно-

методического и других его видов»1.

Работа комитета по делам молодежи

История работы КДМ такова: «на первом этапе до 1993 года происходило

институциональное становление молодежных комитетов и отделов под эгидой

властных структур. Процесс шел неравномерно, зачастую ситуация на местах

опережала ситуацию в целом по стране. На втором этапе, в 1993 – 1995

годах, в рамках КДМ и при их материально-финансовой поддержке началось

воссоздание и упрочнение инфраструктуры государственной молодежной

политики. Появились различные молодежные социальные службы – биржи труда,

подростковые клубы, центры досуга, социально-психологические учреждения

адаптации и реабилитации, информационные пункты. С 1995 года начался третий

этап, он характеризуется более здравым подходом к государственной

молодежной политике, выделением приоритетов. Одновременно происходит

оптимизация организационной и функциональной структуры КДМ»1

В современных условия деятельность комитетов по делам молодежи очень

важна, он должна качественно обновляться и усложняться. Молодежная политика

осуществляется в динамически меняющейся обстановке. В переходные периоды,

подобные современному, объективно на первый план выступают трудности

повседневные, трудности выживания. В той степени, в какой удается их

преодолевать, правомерно говорить об эффективности работы управленцев,

менеджеров комитета по делам молодежи – от высшего до среднего и низшего

звена. В статье «Кадровый потенциал работы с молодежью» авторы говорят о

том, что «лишь перспективная, инновационная стратегия способна преодолеть

кризисную ситуацию и повысить успехи взаимодействия с молодежью. Очень

многое зависит от тех людей, которые работают с молодежью, поэтому важным

является грамотный подбор и расстановка кадров. Предлагается следующая

методика оценки кадрового потенциала КДМ. Она включает в себя:

социологическое выявление потенциальных работников, то есть мотивов и

установок людей. Социометрический анализ позволяет конкретно оценить те или

иные качества работников – особенно потенциальных кандидатов в

руководители. Так же необходимо использовать методы психодиагностики и

организационный анализ, который предусматривает выделение типа структуры

данной организации».2

Изучение мотивационной основы профессиональной деятельности работников

комитета по делам молодежи выводит исследование кадрового потенциала на

уровень прикладных управленческих решений и способно оптимизировать как

работу уже существующих комитетов, так и подбор кадров в государственные

органы подобного типа.

Содействие профессиональной подготовке молодежи и трудовой занятости

Комитетом по делам молодежи ведется активная координационная работа,

базирующаяся на организационной и финансовой поддержке реализации

соответствующих программ для молодежи, на их методическом обеспечении, на

различных формах повышения квалификации кадров. В числе перспективных

направлений, обеспечивающих повышение устойчивости положения и развитие

молодежи – содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке

молодежи к труду; содействие трудовой занятости молодежи;

Содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке и

подготовке молодежи к труду включает в себя:

«оказание посильной помощи учебным заведениям в воспитании и

социализации учащихся и студентов, реализации их интересов;

развитие самодеятельности и инициативы учащихся и студентов,

государственную поддержку их общественных объединений.

Образование молодежи - проблема сквозная, ее решение предполагает

взаимодействие и сотрудничество органов управления образования и органов по

делам молодежи разных уровней.

Содействие трудовой занятости молодежи предполагает:

поддержку предприятий и организаций, создающих новые рабочие места для

молодежи;

формирование постоянных рабочих мест;

создание возможностей для организации вторичной занятости подростков и

молодежи;

создание инфраструктуры учреждений и предприятий для занятости молодежи

(и в первую очередь - подростков).

Существуют три основные формы занятости подростков: сезонные работы

(летние трудовые лагеря, либо отряды), общественные работы и труд в сфере

оказания услуг населению, предприятиям, организациям с преобладанием вновь

организованных постоянных рабочих. мест (при временной занятости

подростков). Работа в области молодежно-подростковой занятости предполагает

создание специализированных молодежных бирж труда и предприятий по

трудозанятости подростков.

Наиболее эффективными муниципальными предприятиями являются те, которые что-

либо производят, где подросток в процессе работы может получить

определенную профессиональную подготовку и навыки работы на предприятии, в

трудовом коллективе».1

Заключение

В своей курсовой работе я рассмотрела проблему положения современной

российской молодежи в сфере труди и занятости, и привела некоторые меры,

которые должны быть предприняты для улучшения существующего положения.

Таким образом, молодежь на рынке труда представляет собой достаточно

уязвимую категорию граждан, вопросы контролирования и помощи которой

являются вопросами государственной политики. Разумеется, все пути выхода из

сложившейся кризисной ситуации на молодежном рынке труда наталкиваются на

препятствия в социальной, экономической, правовой, политической сферах

нашей жизни, поэтому все меры должны приниматься комплексно.

В заключении я бы хотела привести те меры, которая предлагает Лещинская

Г. в статье «Молодежный рынок труда», возможно они в чемто повторят все

сказанное выше, но мне они кажутся наиболее актульными в области решение

проблемы занятости молодежи: «намечая перспективы организации занятости

подростков и молодежи, необходимо уделять внимание поддержке новых форм:

- создания малых производств, способных более полно занять молодежный и

женский труд;

- организации квотирования рабочих мест через законодательные акты,

закрепляющие требования к работодателю по приему на работу молодежи, а

также систему льгот для него;

- создания более эффективных и устойчивых механизмов организации

временной занятости подростков.

Вопрос об эффективности государственной молодежной политики остается

актуальным. Государству пока слабо удается мобилизовать молодежную

инициативу в общественных интересах. В решении вопросов молодежной политики

необходимо добиться также более четкого разграничения полномочий и

ответственности окружных органов и органов местного самоуправления.

Программы должны предусматривать более тесную увязку основных элементов

государственной молодежной политики с основными механизмами реформирования

российской экономики и социальной сферы в целом.

Необходимо вновь проработать практику бюджетных выплат на цели

государственной молодежной политики. Компенсаторные действия должны быть

строго ограничены четко выделенными категориями нуждающихся в помощи

молодых людей и точно очерченным кругом задач. Основные же усилия должны

быть направлены на конкретное воплощение инвестиций в молодежь. Эта

установка предполагает иной подход к расчетам финансовых средств на цели

поддержки молодежных и детских объединений. Смысл его - в прогнозировании

позитивных (в том числе и финансовых) последствий от таких социальных

вложений как в обозримой, так и особенно в отдаленной перспективе (мировой

опыт показывает, что вполне замысел государственной молодежной политики

реализуется примерно через 30-40 лет после начала осуществления первых

мероприятий)»1.

Список литературы

1. Зубок Ю.А. «Молодежь между интеграцией и исключением: социально-

экономический аспект» //Социально-гуманитарные знания 2000г. №2 с. 183

– 199

2. Калибеков Д. «Современные проблемы молодежи».// «Вопросы экономики»,

2000, №8, с.18-25

3. Лещинская Г. «Молодежный рынок труда»// «Экономист», №8, 1996г., с. 64

4. Социология молодежи. Под ред. Лисовского В.Т. СПб «Издательство Санкт-

Петербургского Универстиета» 1996г

5. Экономика труда и социально-трудовые отношения. Под ред. Г.Г. Меликьяна

Р.П. Колосовой М. Издательство Московского Университета 1996г

6. Социологический энциклопедический словарь. Под ред. Г.В. Осипова. М.:

«Инфра. М-Норма» 1998г.

7. Гордон Л.А. Клопов Э.В. «Социальная эффективность и структура

безработицы в России»// Социс 2000г №1 С. 24-34

8. Генин Л.В. Вишневский В.Ю. Кораблева Г.Б. «Кадровый потенциал работы с

молодежью»// Социс 1997г. №10 С.87 – 92

9. Соколова Г. Н. «Социальные издержки безработицы и пути ее снижения» //

Социс.-1995.-№9.-С.20

10. Мкртчян Г.М. Чистяков И.М. «Молодежь Москвы на рынке труда»// Социс

2000г. №12 С. 42 – 49

11. Дадашев А. «Занятость населения и безработица в России: проблемы

регулирования» // Вопросы экономики.-1996.-№1.-С.78

1 Социологический энциклопедический словарь. Под ред. Г.В. Осипова. М.:

«Инфра. М-Норма» 1998г. С. 256

1 Экономика труда и социально-трудовые отношения. Под ред. Г.Г. Меликьяна

Р.П. Колосовой М. Издательство Московского Университета 1996г. С. 126

1 Гордон Л.А. Клопов Э.В. «Социальная эффективность и структура

безработицы в России»// Социс 2000г №1 С. 24-34

1 См.: Социология молодежи. Под ред. Лисовского В.Т. СПб «Издательство

Санкт-Петербургского Универстиета» 1996г. с. 171 - 176

1 Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. С. 14

Цитируется по: Социология молодежи. Под ред. Лисовского В.Т. СПб

«Издательство Санкт-Петербургского Универстиета» 1996г. с. 171

1 Мкртчян Г.М. Чистяков И.М. «Молодежь Москвы на рынке труда»// Социс

2000г. №12 С. 42 – 49

1 Мкртчян Г.М. Чистяков И.М. «Молодежь Москвы на рынке труда»// Социс

2000г. №12 С. 44

1 Мкртчян Г.М. Чистяков И.М. «Молодежь Москвы на рынке труда»// Социс

2000г. №12 С. 44

1 См.: Экономика труда и социально-трудовые отношения. Под ред. Г.Г.

Меликьяна Р.П. Колосовой М. Издательство Московского Университета 1996г. С.

148-150

1 Экономика труда и социально-трудовые отношения. Под ред. Г.Г. Меликьяна

Р.П. Колосовой М. Издательство Московского Университета 1996г. С. 151-152

2 Мкртчян Г.М. Чистяков И.М. «Молодежь Москвы на рынке труда»// Социс

2000г. №12 С. 47

1 Экономика труда и социально-трудовые отношения. Под ред. Г.Г. Меликьяна

Р.П. Колосовой М. Издательство Московского Университета 1996г. С. 153

1 Гордон Л.А. Клопов Э.В. «Социальная эффективность и структура

безработицы в России»// Социс 2000г №1 С. 24-34

1 Экономика труда и социально-трудовые отношения. Под ред. Г.Г. Меликьяна

Р.П. Колосовой М. Издательство Московского Университета 1996г. С. 186

1 Зубок Ю.А. Молодежь между интеграцией и исключением: социально-

экономический аспект //Социально-гуманитарные знания 2000г. №2 с. 183 – 199

1 См.: Гордон Л.А. Клопов Э.В. «Социальная эффективность и структура

безработицы в России»// Социс 2000г №1 С. 24-34; Дадашев А. Занятость

населения и безработица в России: проблемы регулирования // Вопросы

экономики.-1996.-№1.-С.76-81; Соколова Г. Н. Социальные издержки

безработицы и пути ее снижения // Социолоические исследования.-1995.-№9.-

С.17-26

2 Соколова Г. Н. Социальные издержки безработицы и пути ее снижения //

Социолоические исследования.-1995.-№9.-С.20

1 Соколова Г. Н. Социальные издержки безработицы и пути ее снижения //

Социолоические исследования.-1995.-№9.-С.20

2 Дадашев А. Занятость населения и безработица в России: проблемы

регулирования // Вопросы экономики.-1996.-№1.-С.78

1 Зубок Ю.А. Молодежь между интеграцией и исключением: социально-

экономический аспект //Социально-гуманитарные знания 2000г. №2 с. 187

1 Социология молодежи. Под ред. Лисовского В.Т. СПб «Издательство Санкт-

Петербургского Универстиета» 1996г. с. 192 – 193

1 Социология молодежи. Под ред. Лисовского В.Т. СПб «Издательство Санкт-

Петербургского Универстиета» 1996г. с. 198

1 Лещинская Г. «Молодежный рынок труда»// «Экономист», №8, 1996г., с. 64

1 Генин Л.В. Вишневский В.Ю. Кораблева Г.Б. «Кадровый потенциал работы с

молодежью»// Социс 1997г. №10 С.88

2 Там же См. С. 88 - 89

1 Калибеков Д. Современные проблемы молодежи. «Вопросы экономики», 2000,

№8, с.18-25

1 Лещинская Г. «Молодежный рынок труда»// «Экономист», №8, 1996г., с. 68

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.