реферат бесплатно, курсовые работы
 

Методы сбора социологической информации

Методы сбора социологической информации

Глава 1. Метод опроса

Как ни коротки слова: “да”,

“нет”, всё же они требуют

самого серьёзного размышления.

Пифагор

Метод опроса – это не изобретение социологов. Во всех отраслях науки,

где для получение информации исследователь обращается к человеку с

вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. Например,

врачи, выясняя течение болезни и предшествующее состояние здоровья

пациента, проводят анамнестические опросы. Юристы, выясняя у свидетелей

обстоятельства дела, также пользуются методом опроса, специально изучают

его психологические аспекты и возможности оценки достоверности ответов.

Журналисты, педагоги, работники служб социального обеспечения и многих

других сфер социальной практики используют этот метод для получения

интересующей их информации.

Специфика метода состоит прежде всего в том, что при его

использовании источником первичной социологической информации является

человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных

процессов и явлений. Существует две разновидности опроса, связанные с

письменной или устной формой общения с респондентами – анкетирование и

интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых опрашиваемых

вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию.

Каждый вариант опроса представляет собой одну из наиболее сложных

разновидностей социально-психологического общения, обусловленного рядом

обстоятельств: содержанием анкеты или интервью, то есть перечнем вопросов,

в которых реализован предмет исследования; качеством работы анкетёра или

интервьюера; сосредоточенной работы респондента над предложенными

вопросами; психологическим состоянием респондента в момент проведения

опроса(1. с.52-54).

Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетёров или

интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать довольно

большое количество респондентов и получать различную по своей природе

информацию.

Однако, всегда следует учитывать возможное искажение информации,

полученной методом опроса, связанное с особенностями процесса отражения

различных сторон социальной практики в сознании людей.

1. Анкетирование

Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса

- анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным.

Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в

организациях (места работы, учёбы и т.д.).

При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на

рабочих местах или по месту жительства респондента. В последнее время

широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных

видов связи: телефон, E-mail).

Социологическая анкета - объединенная единым исследовательским

замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-

качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение -

дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и

принципов ее конструирования, а также особенности различных вопросов. При

составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково

понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и

пожилым, людям с разным образованием и т.д.).

Все вопросы можно классифицировать:

. по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о

личности респондента);

. по форме (открытые, закрытые и полузакрытые, прямые и косвенные);

. по функции (основные и неосновные).

Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений,

пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения

выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о

личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и

т.д.).

Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете

приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый

выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы

могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные предполагают

возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а

неальтернативные - нескольких вариантов ответов.

Открытые вопросы не содержат подсказок и не “навязывают” респонденту

вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и

до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию

информацию, чем закрытые вопросы.

Полузакрытые вопросы. Здесь наряду с набором определенных вариантов

ответов в ситуации невозможности выбрать подходящий вариант из

предложенного перечня, респонденту предоставлятся возможность высказать

свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются

признаки открытости и закрытости.

Прямые и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от

респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки

негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде

случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В

подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные

в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не

требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.

Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании

исследуемого явления. Неосновные - на выявление адресата основного вопроса

(вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы)(2.

с.41-46).

При проведении анкетного опроса проходится три этапа:

1) подготовительный этап (включающий разработку программу опроса,

составление плана и сетевого графика робот, проектирование

инструментария, его пилотажная проверка, размножение инструментария,

составление инструкций для анкетера, респондента и других лиц

участвующих в опросе, подбор и подготовка интервьюеров, анкетеров,

решение организационных проблем).

2) оперативный этап – сам процесс анкетирования, имеющий свои

собственные стадии поэтапного осуществления;

3)результирующий этап – обработка полученной информации

Любая анкета включает в себя три основные части :

1) вводную

2) содержательную (основную) часть

3) заключительную часть (паспортичку)

Во введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи,

способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения,

а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной

части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.

Паспортичка (демографическая часть) содержит в себе сведения о

респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы,

касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального

положения и происхождения, стажа работы респондента и др.

Особое значение имеет составление основной части анкеты, т.к. от этого

во многом зависит успех проводимого исследования.

Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их

размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением

получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого

необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых

формируется содержательная часть анкеты. Формулировка вопросов – самый

сложный этап составления анкеты(2. с.52-55).

1.2 Почтовый опрос

Почтовый опрос - разновидность анкетирования и правомерно

рассматривается как эффективный прием сбора первичной информации. В

наиболее общем виде он заключается в рассылке анкет и получении на них

ответов по почте. Важное преимущество почтового опроса - простота

организации. Нет надобности в подборе, обучении, контроле за деятельностью

большого количества анкетеров. Еще одним позитивным свойством является

возможность выбора респондентом наиболее удобного для него времени

заполнения анкеты.

Вместе с тем почтовый опрос имеет и свои недостатки. Основной из них -

неполный возврат анкет, то есть не все респонденты заполняют анкеты и

отправляют их исследователям, поэтому может получиться так, что мнения

ответивших не совпадают с мнениями тех, кто воздержался от участия в

почтовом опросе.

Разновидность почтового опроса - прессовый опрос. В этом случае анкета

печатается в газете или журнале. Существует два вида такого опроса. Один -

когда редакция обращается к анкетированию с целью получения данных о своих

читателях и их мнений о работе данного печатного органа. Второй - когда

через печатный орган изучается мнение по какой-либо актуальной проблеме.

1.3 Интервьюирование

При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом

осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы,

предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым

отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот

метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование,

но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения

числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников.

Особенности интервью по-разному проявляются в различных его

организационных формах. Рассмотрим их.

Интервью по месту работы, занятий, то есть в служебном помещении. Оно

наиболее целесообразно, когда изучаются производственные или учебные

коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными

делами.

Интервью по месту жительства. Оно становится предпочтительным, если

предмет опроса касается таких проблем, о которых удобнее поговорить в

неофициальной обстановке, свободной от влияния служебных или учебных

отношений.

В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное,

фокусированное и свободное.

Формализованное интервью - самая распространенная разновидность

интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго

регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией,

предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса

интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их

последовательности.

Фокусированное интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению

стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью

сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии

или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом

беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем

их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их

последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить

информацию.

Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения

интервьюера. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь

приступает к определению проблемы исследования. Свободное интервью

проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана

беседы; определяется только тема интервью(10. с.123-126).


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.