реферат бесплатно, курсовые работы
 

Методические подходы, формы и методы регулирования занятости слабозащищенных слоев населения (молодежи)

Данный Кодекс Законов мы рассмотрим только относительно проблемы

трудоустройства молодежи, так как это необходимо для раскрытия темы

курсовой работы.

В КЗоТ есть отдельная глава, посвященная труду молодежи, где

содержится комплекс основных норм, которые образуют систему охраны труда

молодых людей, особенно несовершеннолетних (до 18 лет). В эту главу

помещены специальные нормы – льготы по труду молодежи, относящихся к

различным институтам трудового права.

В статье 173 указан возраст, с которого допускается прием на работу.

Как правило, это лица старше 15 лет. Для подготовки молодежи к

производительному труду допускается прием на работу учащихся

общеобразовательных школ профтехучилищ, средних специальных заведений для

выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не мешающего

процессу обучения.[16]

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 3 июля 1993

года утверждены основные направления государственной молодежной политики в

Российской Федерации, закрепившие общие принципы этой политики, среди

которых есть две, касающихся труда молодежи:

1. Обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан.

2. Предоставление молодому гражданину гарантированного государством

минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и

физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовки

и трудоустройства.[17]

В статье 174 определены права несовершеннолетних в трудовых

отношениях, где они приравниваются в трудовых правах к совершеннолетним, а

в области охраны труда, рабочего времени пользуются льготами. Трудовые

льготы направлены на охрану неокрепшего организма физически и нравственно -

психически, от производственных вредностей. Они предусмотрены статьями

43,64,174-183 КЗоТ.[18] Льготы и особенности регулирования труда молодежи

можно условно разделить на следующее:

- льготное предоставление работы;

- запреты и ограничения, направленные на сохранение здоровья и

трудоспособности;

- льготные нормы выработки;

- льготы в оплате труда;

- льготное представление отпусков;

- гарантии при расторжении трудового договора.[19]

В настоящее время действует пока союзный «Список тяжелых работ, с

вредными и опасными условиями труда», выполнение которых может причинить

вред нравственному развитию молодежи, запрещенных для несовершеннолетних.

По указанному списку определяется около 500 видов тяжелых, вредных и

опасных работ, на какой бы форме собственности и организационно-правовой

форме производства они не производились.

Даже если сам подросток просит использовать его труд на этих видах

труда, администрация не имеет право его принять на работу.[20]

Как показывают медицинские осмотры при призыве в армию, здоровье

молодежи резко ухудшилось. Многие выпускники средних образовательных школ

имеют пониженный слух, зрение, увеличилось число нервных и других

заболеваний. Чтобы работа по предлагаемому виду труда еще больше не вредила

здоровью юноши или девушки и не стала причиной их увольнения по

несоответствию состояния здоровья – введены обязательный предварительный

медицинский осмотр для лиц моложе 21 года.

Статья 181 отстаивает квотирование рабочих мест для трудоустройства

молодежи, которая обязывает работодателя принимать выпускников

общеобразовательных учреждений, а также лиц моложе 18 лет, особо

нуждающихся в социальной защите и поиске рабочего места.[21]

Отказ в приеме на работу может быть обжалован в суде. Необходимо

отметить, что старая редакция статьи 181 КЗоТ, то есть до ее изменения

Законом Российской Федерации 18 июля 1995 года, говорила лишь об

установлении квоты приема на работу и профессиональном обучении молодежи на

производстве после окончания общеобразовательных, профессиональных

учреждений, а также других лиц моложе 18 лет и запрещала отказ в приеме на

работу этим лицам, направленным в счет квоты, представляя им право

обжалования в суде. Новая редакция значительно расширила категорию

молодежи, которую работодатель обязан принять на работу, направляемых

службой занятости в порядке трудоустройства в счет квоты.[22]

Также хорошо отражено обеспечение работой лиц, окончивших учреждения

начального, среднего и высшего образования в статье 182, где предусмотрено,

что лица, окончившие образовательные учреждения, обеспечиваются работой по

полученной специальности, квалификации по заключенным с работодателями

договорам.[23]

Таким образом, вместо десятилетиями существующей реформы обеспечения

работой в правовом порядке (что ныне упразднено), всех выпускников

общеобразовательных, профессиональных учреждений, готовивших молодых

квалифицированных рабочих и специалистов введена договорная основа.

Рассмотрев нормативно-правовую базу, мы увидели, что некоторые моменты

недостаточно отражены, хотя совершенство - это необходимое условие

законодательной базы. Не все статьи исполняются. Например, обязательство

работодателя обеспечивать рабочие места молодым специалистам – это

требование закона не выполняется. Существует много других неточностей и

недостатков в нормативно-правовой базе. Поэтому, следует обратить особое

внимание на действующий Закон о труде, так как без хорошей

законодательной базы невозможно и построение хорошей государственной

политики.

Глава 2. Технологии регулирования занятости молодежи

2.1. Молодежь на рынке труда

В условиях структурной перестройки экономики большую роль играет

изучение проблем, связанных с повышением занятости трудоспособного

населения и прежде всего - молодежи, как наименее защищенной категории

рабочей силы. Ее низкая конкурентоспособность на рынке труда объясняется

отсутствием достаточного производственного опыта и необходимого стажа

работы по специальности. При этом молодые люди нередко первыми попадают под

сокращение при реорганизации предприятий или становятся безработными сразу

же после окончания учебного заведения. По данным Госкомстата Российской

Федерации на долю работников в возрасте от 16 до 29 лет в настоящее время

приходится более одной трети общей численности трудоспособных, а удельный

вес молодежи среди безработных колеблется по регионам страны в среднем от

25 до 40 %.[24] По данным Городского Центра Занятости Населения (ГЦЗН)

города Улан-Удэ на 1 января 2002 года из 3783 безработных 31,5 % составляет

молодежь в возрасте от 16 до 19 лет.

Основные показатели занятости и рынка труда варьируют в зависимости от

возрастных характеристик экономически активного населения. Как правило,

наибольшие проблемы с трудом возникают у молодежи.

Экономическая активность молодежи во многом зависит от того, какая ее

часть, обучается с отрывом от производства и какая претендует на рабочие

места. Поэтому, в составе молодежи можно выделить три основные возрастные

группы:

1 группа: 15-19 лет, с низким уровнем активности (около 20 %), так

как большинство представителей этой группы обучается с отрывом

производства.

2 группа: 20 -24 лет, уровень экономической активности составляет

76%, а доля обучающихся с отрывом от производства 19%.

3 группа: 25-29 лет, имеющие высокий уровень экономической активности

– 86 %, доля обучающихся - всего 1,5 %.[25]

В первой половине девяностых годов была нарушена взаимосвязь динамики

уровня молодежи с динамикой числа обучающихся с отрывом от производства. В

отдельные годы численность не росла, а уменьшалась. Между тем, уровень

экономической активности молодежи тоже снижался, особенно у 15-19-летних,

являющихся наиболее «обучающейся» группой среди молодых людей старше 15

лет. Главная причина, снижения уровня экономической активности этой группы

молодежи в увеличении демонстрируемой занятости. Кроме того, какая-то часть

молодежи 15-19 лет находится на иждивении у родителей в связи с

неопределенностью выбора в своем жизненном пути, не работает и не

обучается.

Необходимо иметь в виду, что в целом молодежь в возрасте 16-29 лет,

составляет 39 % безработных. Но в составе социально-демографической группы

содержится подгруппа несовершеннолетних 16-18 лет, которые имеют все права,

предусмотренные Законом о занятости, но испытывают трудности в

осуществлении этих прав из-за социально-психологических особенностей.[26]

С 1995 года численность обучающихся с отрывом от производства

стабилизировалась. Число охвата различными формами образования молодежи

всех возрастов, особенно 15-19-летних, стало возрастать. В период с октября

1992 года по март 1997 года уровень экономической активности молодежи 15-19

лет снизился на 10 %. В результате этого относительно уменьшился спрос на

рабочие места. Кроме того, недостаток экономической активности молодежи,

свидетельствует о недоиспользовании ее трудового потенциала и нарастании

стихийных форм занятости. Негативный характер данной ситуации, прежде

всего, относится к 15-19 летним молодым людям, находящихся на этапе выбора

своего жизненного пути, которые в будущем должны обновить кадровый состав в

различных отраслях экономики.[27]

Несмотря на то, что были значительные потери численности экономически

активной молодежи, ее положение на рынке труда далеко от оптимального, а

преодоление молодежной безработицы связано с определенными трудностями.

Высокий уровень безработицы относится к отличительным чертам занятости

молодежи: 32% - среди 15-19-летних, 16% - среди 20-24-летних, 10% - среди

25-29 летних при 9,5 % в целом по населению от 15 до 72 лет . В

результате, доля молодежи 15-29 лет в составе безработных немного превышает

их долю среди экономически активного населения.[28]

Небольшое превышение числа безработных женщин над мужчинами имело

место только в одной возрастной группе: от 15 до 19 лет, их доля составила

54%. В этом возрасте завершается учеба в общеобразовательных школах,

профессиональных технических училищах (ПТУ), средне-специальных заведениях.

Выпускники последних, особенно девушки, с трудом находят рабочие места.

Свыше 60% безработных девушек 15-19 лет – это те, кто не устроен после

окончания учебных заведений или прекращения учебы.

Безработица 15-19-летних формируется в значительной мере за счет

впервые вступающих в трудовую жизнь, то есть среди молодежи в возрасте

от 20 до 24 лет. Среди 25-29-летних высокую долю составляет ранее

работавшая молодежь. Причины безработицы молодежи этих возрастов связаны в

основном с различными увольнениями и с уходом по собственному желанию.

Однако 30% безработных женщин 20-24 лет приходится на окончивших учебу в

профессиональных учебных заведениях против 10% мужчин.[29]

По-другому складывается состав безработной молодежи,

зарегистрированной в Государственной службе занятости. В 1998 году таковой

в возрасте 16-29 лет приходилось 34 %. Во всех возрастных группах

наблюдается преобладание женщин, что свидетельствует о меньшей

конкурентоспособности женской молодежи и частично о наличии дискриминации

женщин на рынке труда. Среди зарегистрированных безработных из числа

молодежи одну четвертую часть составляют выпускники общеобразовательных и

учебных заведений. Среди последних самой крупной группой безработных

являются выпускники ПТУ. В составе зарегистрированной безработной молодежи

(выпускников всех видов учебных заведений) преобладают женщины. Особенно

велика их доля среди выпускников ПТУ, что связано, прежде всего, с

глубоким кризисом отраслей, где преобладает женская рабочая сила.[30]

Как видно, разница в масштабах и структуре безработицы молодежи,

складывается за счет молодых мужчин, в том числе выпускников

общеобразовательных школ, которые в большей мере, чем женщины

рассчитывают на самостоятельный поиск работы.

Молодежи всегда присуща более высокая текучесть кадров, так как она

утверждается в профессиональной жизни. При переходе к рыночной экономике,

когда стали возникать новые сферы деятельности и увеличиваться

дифференциации в оплате труда, складываются предпосылки для усиления

движения рабочей силы из числа молодежи. Стали меняться профессиональные

предпочтения молодых людей при выборе профессии. Молодежь предпочитает те

виды деятельности, которые раньше для нее были не столь привлекательными

(например: финансы и кредит, торгово-посредническая деятельность) и

потеряла интерес к тем, которые еще недавно представляли интерес

(машиностроение, наука и научное обслуживание).

Как правило, перераспределение занятых по отраслям и профессиям

начинается с изменений в распределении молодежи по видам деятельности. В

отраслевой структуре занятой молодежи повышается интерес к таким отраслям

как финансирование, кредитование и страхование, управление, торговля и

общественное питание, а снижается доля занятых в промышленности и науке.

Последнее относится к негативным тенденциям в занятости молодежи. Разрыв

преемственности молодых и старших поколений в науке может иметь трудно

преодолимые последствия (например: потеря научных школ).

На отраслевую структуру работающей молодежи оказывает большое влияние

в настоящее время, общая динамика занятости населения по всем отраслям

экономики. Кроме того, в возрасте 20-29 лет завершается среднее и высшие

профессионально образование. Эта молодежь пополняет те отрасли экономики,

где требуются лица с указанным уровнем образования.

Большую долю среди работающей молодежи, составляют занятые в отраслях

нематериального производства. Прежде всего - за счет повышения доли

народного образования, кредитования, управления, финансирования и

страхования, где происходит не столько смена поколений при стабильной

численности, сколько расширение деятельности, которые позволяют привлечь

дополнительное количество молодежи.

В группе отраслей материального производства молодежь отдает

предпочтение только одной отрасли: торговле и общественному питанию.

Кроме того, среди 15-19-летних наибольшую долю составляют занятые в

сельскохозяйственной деятельности, в основном за счет мужской части

молодежи. В 1998 году 16% занятой молодежи работала в сельском хозяйстве

против 12% в целом по всем занятным.[31]

Вряд ли возможно изменить положение молодежи на рынке труда в

ближайшее годы, пока не начнется экономический рост и, в связи с ним,

повышение спроса на работников массовых индустриальных рабочих профессий и

инженерно-технических кадров.

Тем более, что ожидается прирост численности молодежи 15-29 лет во

всех ее возрастах. В последующие годы продолжится увеличение контингента

молодежи 20-29 лет.

Вполне допустимо, что экономическая активность молодежи 15-29 лет

будет снижаться, в том числе в связи с ростом обучающейся молодежи. Это

несколько снизит предложение рабочих рук молодежи, но не намного. К тому же

нерегистрируемая занятость будет расширяться так же интенсивно, как и в

предыдущие годы. Однако, ситуация с трудоустройством молодежи может

измениться, если на этапе перехода к экономическому росту повысится

заинтересованность работодателей в обновлении кадрового состава занятых,

которые под влиянием кризисных явлений в экономике заметно устарели во

многих видах деятельности. По видимому потребность в смене кадров появиться

тогда, когда увеличится оплата труда наряду с ростом его интенсивности, а

также с повышением качества продуктов и услуг.

2.2. Технологические подходы в решении проблем незанятости среди

молодежи (анализ деятельности, городского центра занятости населения города

Улан-Удэ)

Для выявления технологических подходов в решении проблем незанятости

среди молодежи целесообразно рассмотреть правовые акты, регулирующие

деятельность ГЦЗН города Улан-Удэ, который и применяет эти подходы.

Таковыми являются Закон «О занятости населения в РФ», Положение о

Федеральной государственной службе занятости населения, Указы Президента

Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации,

нормативные акты Федеральной государственной службы занятости.

Основными задачами ГЦЗН города Улан-Удэ являются повышение уровня

занятости населения, сбалансированности рабочей силы и рабочих мест,

предупреждение массовой безработицы на территориальных рынках труда,

стимулирование активного поиска работы безработными, развитие кадрового

потенциала путем совершенствования системы обучения, переподготовки и

повышения квалификации кадров.

Ключевыми направлениями действий по решению проблем занятости

являются:

- стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего

бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности;

- разработка и реализация программ содействия занятости населения;

- оказание социальной поддержки безработным всех групп населения.

Безработный, впервые обращаясь в ГЦЗН города Улан-Удэ, проходит через

информационно-диспетчерскую службу. Ведущейся же службой ГЦЗН является

служба трудоустройства и консультации, которая начала свою работу в 1996

году. Через эту службу проходит перерегистрацию основная масса безработных.

Специалисты-консультанты подбирают безработным гражданам подходящую работу,

дают консультации по трудовому законодательству, разъясняют положения

Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Занятость молодежи и ее положение на рынке труда регламентируется

республиканским законодательством, в частности Законом Республики Бурятия

«О государственной молодежной политике в Республике Бурятия».

С 1999 года ГЦЗН города Улан-Удэ организовал работу по программе

«Молодежная практика», которая разработана в целях расширения возможностей

трудоустройства безработной молодежи и приобретения ею профессиональных

знаний, умений и навыков.

Также, в состав службы трудоустройства входит сектор по работе со

слабозащищенными категориями населения, в том числе с молодежью. Данное

подразделение образовалось в декабре 1998 года и работает в нем 5-6

специалистов. Один ведущий специалист занимается трудоустройством

инвалидов, военнослужащих и членами их семей, сокращенными пенсионерами.

Остальные специалисты работают с молодежью в возрасте от 16 до 23 лет,

освободившейся из исправительно-трудовых учреждений, беженцами и

вынужденными переселенцами, сиротами, многодетными родителями и другими

слабозащищенными категориями населения.

С августа 1999 года согласно Постановления Администрации города Улан-

Удэ от 10 августа 1999 года № 304 в работу специалистов подразделения

включен пункт по квотированию рабочих мест для слабозащищенных групп

населения, во исполнение которого ведется целенаправленная работа по

заключению договоров на создание рабочих мест для слабозащищенных категорий

граждан.[32] Возможности проведения службой занятости активной политики по

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.