реферат бесплатно, курсовые работы
 

Коммуникации в структуре человеческой цивилизации

Коммуникации в структуре человеческой цивилизации

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Академия социологии и социальной информатики

Факультет социальной информатики

РЕФЕРАТ

на тему:

«Коммуникации в структуре человеческой цивилизации»

Выполнила:

Студентка 4 курса,

2 группы, ф-та соц.

информатики

Гаценко н.М.

Научный руководитель:

Мансуров В.А.

Москва

2002 г.

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Коммуникация как процесс 3

Глава 2. Изменение роль коммуникации в информационном обществе 6

Глава 3. Общие характеристики коммуникации 10

Глава 4. Модель коммуникации с точки зрения паблик рилеишнз , рекламы и

пропаганды 17

Заключение 24

Список использованной литературы 25

Введение

Под коммуникацией понимают процессы перекодировки вербальной в

невербальную и невербальной в вербальную сферы. Исторически коммуникацией

было именно это: принуждение другого к выполнению того или иного действия.

То есть для коммуникации существенен переход от говорения Одного к

действиям Другого. Именно ради этого реализуется передача значений между

двумя разными автономными системами, которыми являются два человека. Можно

еще отметить , что речь идет о характерном для коммуникативных систем

несовпадении входа и выхода. И именно этот аспект коммуникации важен и для

рекламы, и для паблик рилейшнз. В стандартном коммуникативном акте также

важны именно невербальные реакции на сообщение, поскольку наиболее значимые

проявления восхищения, удивления, ненависти имеют подчеркнуто

редуцированный вербальный компонент в виде разнообразных междометий.

Поскольку коммуникация осуществляется в физическом пространстве,

на нее можно смотреть и как на процесс обмена сигналами низкого уровня

энергии (организации), в результате тоже образуется обмен сигналами

высокого уровня энергии (организации). Используя для обмена минимум,

получаем максимум. Это оказывается возможным, поскольку каждый такой

минимальный сигнал в системе связан с сигналом максимумом. Система их связи

получила название кода. Каждая точка плана содержания имеет соответствие на

плане выражения. Все это позволяет осуществить обмен в физическом

пространстве по сути не физическими величинами.

Глава 1. Коммуникация как процесс

Если о коммуникации говорить как о перекодировке вербального в

невербальное, то письменность возникает из обратного действия:

перекодировке невербальных характеристик в вербальные. Например,

письменность в древнем Китае возникает именно для процессов социального

управления хозяйственными ситуациями. Мир требовал счета и управления, и

письменная фиксация облегчила этот процесс. Эти процессы разнонаправленной

кодировки можно изобразить следующим образом:

Современная действительность может создавать длинные вербальные

тексты, которые уже не связаны непосредственно с процессами перехода в

невербальную сферу. Это, например, литература. Но если говорить точнее,

литература именно таким образом и трактуется тоталитарными государствами

как воспитывающая и перевоспитывающая вербальная реальность. С современных

позиций литературой становится увеличение вербального компонента за счет

уменьшения невербального. Ритуал реализует обратное соотношение: удлинение

невербального компонента за счет сокращения вербального. Это можно

изобразить следующим образом:

|Литература |Вербальный компонент |Невербальный |

|Ритуал |Невербальный |Вербальный |

За счет этого становится возможным подобное удлинение вербальной

переменной. Удержание внимания реализуется с помощью введения героя,

который попадает в большое число событий. Качественное изменение

вербального текста позволило оттенить его невербальную составляющую. Хорошо

известен психологический факт отключения внимания, например, при

прослушивании новостей продолжительностью более одной минуты. Литература

должна вновь вернуть это уходящее внимание к своему тексту.

Литературу (как и ритуал) можно рассматривать как

нормопорождающую структуру. В результате перехода от входа к выходу

происходит введение нормы. В литературном тексте отмечается наказание

негатива и вознаграждение позитива. Происходит явное упорядочивание

ситуаций в пользу вводимой нормы. Набор случайных ситуаций очень четко

структурируется в результате прохождения литературного текста. Причем это

системный взгляд, ибо и положительные и отрицательные герои обладают

соответствующей внешностью, набором поступков и т.д.

Есть еще одна важная характеристика литературных текстов – его

незавершенность. До последней страницы текст ощущается как незаконченный.

Известна роль незавершенных действий для человеческой психики. Человеку

свойственно стремиться к завершению подобных ситуаций. Особенно ярко это

качество незавершенности проявляется в явлениях массовой культуры,

например, детектив, который так захватывает человека, что он не в состоянии

отказаться от чтения. С другой стороны, человек может перечитывать

художественный текст, чтобы еще раз испытать это чувство незавершенности.

В детективе сознательно вводятся детали, ведущие по

неправильному пути. Детектив – это вариант лабиринта, где путем перебора

некоторых возможных путей в конце концов находят свой истинный путь. Но

человек испытывает эстетическое и информационное удовольствие от нахождения

в ситуации незавершенности.

Миф – это, наоборот, завершенный текст. Он известен заранее, и в

этом его сильная сторона, позволяющая прогнозировать его будущее развитие.

Литературный текст слабо прогнозируем с точки зрения читателя. Миф

полностью прогнозируем. Это вербальная сторона ритуала. Ритуал и миф

описывают одну точку реальности, только с разных позиций: миф – с

вербальной стороны, ритуал – с невербальной. Ритуал представляет собой

известный порядок действий, требующий его выполнения. Если в литературе

заложена эстетика новизны, то в ритуале – эстетика повтора.

Однотипная эстетика повтора работает в орнаменте как одном из

самых способов воздействия. Орнамент представляет собой элементарное

сочетание воздействия. Бесконечность создает его динамический характер.

Остановленный орнамент, орнамент без динамики дает нам, например, свастику

или пятиконечную звезду, также являющихся элементарными единицами

воздействия.

В современном ритуале враг чисто вербален, например,

«американские империалисты» в отчетном докладе ЦК КПСС. В довоенное время

«капиталист» мог появиться в виде чучела на первомайской демонстрации. Это

чучело подвергалось оскорблению, если не физическому, то условному –

осмеянию, карикатурное изображение предполагало именно данный процесс. Ведь

герои подлежат не карикатуризации, а многократному увеличению, как это

имеет место в случае памятников.

Рекламный текст (как и сфера паблик рилеишнз) вновь

восстанавливает статус невербального компонента. Современные ритуалы

являются вырожденными, они занижают роль как вербального так и

невербального компонентов. Это связано с исчезновением особого статуса

современного ритуала. Современное общество принципиально альтернативно –

для него характерной является альтернативная коммуникативная среда. Любое

сообщение может быть заменено любым другим. Общество прошлого стремилось к

уникальности коммуникативных процессов: например, только одна книга -

Библия и т.д.

Глава 2. Изменение роль коммуникации в информационном обществе

Когда работа с информацией/знаниями стала одной из

производительных сил общества, появились страны (типа Японии), которые

строят свое экономическое благополучие в значительной степени используя эту

сферу. Иные интересы экономики извлекают другие типы инфраструктур.

Э.Тоффлер говорит об информации как о сырье:: «Для цивилизации третьей

волны одним из главных видов сырья, причем неисчерпаемым, будет информация,

включая воображение»

Все это в значительной степени связано с тем, что современное

общество вышло на более сложный этап соей организации, требующий для

успешного функционирования более совершенных процессов координации, в более

серьезной степени опирающийся на информационные процессы. Аналогичный

пример наблюдался в период возникновения письменности в Китае.

Конец ХХ века вывел процессы коммуникации на новый уровень,

когда в них в значительной степени оказались заинтересованными государства

и в военной области. Речь идет о феномене информационных войн. Впервые на

эту тему заговорил Э.Тоффлер в соей теории типологии войн. Войны аграрного

периода велись за территории,. Войны индустриального периода – за средства

производства. Войны информационного века будут вестись за средства

обработки и порождения информации/знаний.

Американские аналитики суммировали набор угроз, вытекающих из

данного развития информационных технологий. Такой анализ очень важен для

национальной безопасности.

Таким образом существует следующий набор угроз:

. Информационные технологии представляют опасность для всех

стран;

. При этом отсутствуют легальные механизмы противодействия

им, одобрение всем международным сообществом;

. Возникновение новых методов манипуляции восприятием,

эмоциями. Интересами, выбором;

. Доступность больших массивов информации для всех (включая

террористов).

К информационной войне современный мир подталкивает и

глобализация современных СМИ, которые постепенно становятся равноправными

участниками принятия решений. Возник так называемый «эффект СNN», который

образуется, когда приоритеты коммуникативного канала начинают диктовать

условия политикам и людям, принимающим решения.

Военные, в свою очередь, раскрыли его следующим образом, создав

три списка угроз: А – угроза выживанию, В – угроза западным интересам, С –

непрямое воздействие на западные интересы (например, Косово, Босния, Сомали

и т.д.) При этом исследователи подчеркивают,. Что последний список

находится в центре внимания масс-медиа в информационном веке. Особенности

канала коммуникации и особенности восприятия информации человеком диктуют

приоритеты, под которые начинает подстраиваться политика.

Современные страны сталкиваются и с другими видами

информационного воздействия, с которыми они не готовы оперировать. При этом

они не носят военного характера и по этой причине государство не имеет

адекватной системы реагирования на них. Это могут быть разного рода

информационные атаки с помощью масс-медиа, это может быть психологическое

воздействие на все население с целью подорвать доверие к лидерам и их

действиям. Кстати, общая схема всех этих рассуждений такова: чем сильнее

становится страна в информационном отношении, тем более уязвимой может

становиться ее информационная инфраструктура. Точнее можно сказать, что у

страны появляются новые точки уязвимости, которых не было на предыдущем

этапе ее развития.

Все эти параметры демонстрируют новый статус информации в

современном обществе, требуя к себе другого отношения общества и

государственной машины. К сожалению, страны СНГ еще в недостаточной степени

понимают неизбежность подобного развития мира. Даже официальные

американские документы используют термин «глобальная информационная среда»,

которая имеет влияние на политические, экономические и военные действия.

Не менее значимым, чем воздействие на противника, является

внимание на дружественную или нейтральную аудиторию. Мир полон стереотипов,

которые часто являются невыгодными для той или иной национальности. Ведется

активная борьба против подобных негативных представлений одной

национальности в рамках массовой культуры другой. Известно, что японцы,

покупали акции голливудских компаний, чтобы влиять на то, как будут

выглядеть в американских фильмах японцы. Аналогично пытается влиять на

западные кинопредставления и арабский мир. Например, в 1993 году состоялась

встреча между арабо-американцами и студией Диснея, в результате чего были

удалены некоторые оскорбительные пассажи из песен фильма «Алладин».

Новый информационный мир по-иному выстраивает свои приоритеты,

опирается на новые типы возможностей. И статус наук коммуникативного цикла

возрастает. В этой области также появились свои «глобалисты», замкнувшие на

коммуникацию весь мир. Это Маршал Маклюэн и Элвин Тоффлер.

Концепцию М.Маклюэна можно описать несколькими основополагающими

идеями:

1) Повышение роли самого канала коммуникации, который задает в ряде

случаев само сообщение. Маклюэн также подчеркивает, что современные

средства коммуникации уже передают не столько само сообщение, сколько

его автора, например, имея в виду телевидение;

2) Всеобщность его подхода привела к рассмотрению мира как одной

глобальной деревни, единство которой достигается за счет СМИ:

3) Предложил очень интересное разграничение «горячих» и «холодных» СМИ.

Горячие средства загружают орган чувств полностью, холодные – из-за

недостаточной информационной определенности заставляют подключиться все

органы чувств. Радио, с его точки зрения, является горячим средством,

телевидение – холодным, поскольку радио «не вызывает такой высокой

степень соучастия аудитории в своих передачах, как телевидение. Его

роль в том, чтобы создавать звуковой фон или устранять шумы, как в

случае с подростком, открывшем в радиоприемнике средство отгородиться

от своего окружения. Телевидение не подходит для создания фона. Оно

завлекает нас, и без этого, что называется, не обойтись.

Подобные концепции интересны еще и тем, что моментально

проникают в массовое сознание, возможно, даже изначально создаются не

только в расчете на специалистов.

Глава 3. Общие характеристики коммуникации

Коммуникация у человека протекает в основном в рамках двух

основных каналах:

Вербального;

Визуального.

Именно в этой области чувств у человека оказались более

совершенные порождающие и анализирующие аппараты. Собака, например, может

различать сорок тысяч вариантов запаха, что недоступно человеку. Механизмы

анализа и порождения должны дополняться соответствующими механизмами

запоминания. А в области запаха и вкуса человек уже не имеет такой четкой

системной памяти.

Вербальная коммуникация строится на лексически выделенных

единицах, соответствующих реалиям мира. Это приводит к большому числу

единиц словаря. Из которых складывается бесконечное число сообщений.

Визуальная коммуникация не обладает подобным набором заранее установленных

единиц. Отсутствие элементарных единиц делает более универсальным процесс

восприятия визуальной коммуникации, поскольку не требует предварительного

знания списка единиц для понимания сообщения.

Однако и на визуальном уровне существуют предварительные нормы,

определяющие форму необходимого сообщения. А.Маслоу смотрит на проблему еще

шире, когда говорит, что нехватка красоты может быть патогенным фактором.

То есть нормирование присутствует и в этом типе коммуникации. В прошлом

даже само имя героя предполагало то или иное дальнейшее развитие сюжета.

Благодаря отсутствию заранее заданной определенности единиц

визуальное сообщение несет большее число информационных прочтений. Поэтому

телевидение столь опасно с точки зрения специалиста по паблик рилеишнз -

как более богатый сообщениями канал оно может выдать «лишнее» сообщение,

что особенно ярко проявляется в случае прямого эфира. Отсюда следует

необходимость более строго контроля именно телевизионного сообщения, чтобы

не порождать дополнительных сообщений, сопровождающих основное.

Коммуникативные процессы в соответствии с моделью Г.Бейтсона

идут на дух уровнях:

Коммуникативном;

Метакоммуникативном.

Коммуникативный уровень понимается стандартно, а

метакоммуникативный – задает модус передаваемого сообщения. Г.Бейтсон

пришел к своей теории, наблюдая над играми обезьян. Его интересовал вопрос,

как обезьяны понимают в конкретном случае, что покусывание – это не ссора,

а игра. Ответ состоял в том, что обезьяна передает метакоммуникативное

сообщение, дающее нужную интерпретацию передаваемому содержанию.

Шизофреник, как он считает, не владеет метакоммуникативным инструментарием,

поэтому не может адекватно интерпретировать получаемые сообщения. Например,

он не может понимать шуток и тем самым выпадает из процесса обычной

коммуникации.

Метакоммуникативные процессы должны соотноситься с теми или

иными жанрами, с теми или иными типами дискурсов. Человек, владеющий речью,

должен владеть набором принятых в данной структуре типов дискурсов,

поскольку в каждом из них существует свой вариант коммуникативного

поведения. Речь не идет о различиях между свадьбой и похоронами, есть

также метакоммуникативные правила. Требующие в одном случае порождать

информацию, в другом – только получать ее. Определенные речевые ритуалы

серьезным образом предопределяют наше поведение в этом смысле.

Коммуникация может быть иерархической (с приоритетностью прямой

связи)_ и демократической (с приоритетностью обратной связи). Для

иерархической схемы важен приказ, для демократической – убеждение. Для

иерархической схемы наиболее важна чистота канала связи, поскольку в ней

сообщение, если достигнет получателя. Всегда будет выполнено. Не так

обстоит дело с демократической схемой, теперь получатель имеет право

выбора: выполнять или нет поступившее сообщение. Это связано с еще одним

отличием: в рамках иерархической коммуникации перед нами сцепка «начальник-

подчиненный», у подчиненного нет иного выбора кроме послушания. В

демократической схеме мы имеем дело со свободным человеком. Страны СНГ,

обладая хорошим опытом иерархических коммуникаций, не имеют достаточного

опыта работы со свободным человеком. Власть говорит в режиме монолога, а не

диалога. Выступая в роли автора, власть порождает один Текст, тогда как в

случае демократической коммуникации идет порождение множества текстов, что

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.