реферат бесплатно, курсовые работы
 

Коллективное поведение

Коллективное поведение

ПЛАН:

1)ВВЕДЕНИЕ……………………………………… 2стр

2) КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ…………… 5стр

ВВЕДЕНИЕ

Проблема взаимоотношений индивида и общества занимает основное место в

налаживании социального контроля. Теоретически отношения общества и

личности в условиях социального контроля выглядят довольно просто: подгонка

индивидуальных качеств под социальный стандарт. В действительности

отношения усложняются наличием у личности индивидуального сознания, а,

следовательно возможностей сознательной оценки, принятия, отвержения или

изменения стереотипов, норм и ценностей, которые предлагаются индивиду на

уровне общественного сознания. Социальный контроль осуществляется в

пределах взаимовлияния индивидуальных и коллективных, которые соотносятся

как контролируемая деятельность индивида и контролирующая деятельность

социальных институтов. Субъектом контролирующего действия выступает не

только государство, но и социальные институты: образование, мораль,

культура и т.п.

При анализе взаимодействия общества и личности с точки зрения

социального контроля можно выявить внутреннюю противоречивость

взаимодействия. С одной стороны человек обретает социальные качества и

социально обусловленную индивидуальность только под воздействием социальной

системы, а с другой - не сможет развить индивидуальность и

самореализоваться, если будет слепо копировать предлагаемые системой

образцы культуры. Вызревание и постоянное разрешение противоречий

осуществляется в процессе социализации индивида, когда происходит

сознательное усвоение им социальных норм и ценностей и исполнение ролевых

требований и ожиданий. Именно в ходе социализации реализуется социальный

контроль в различных формах.

Социальный контроль осуществляется посредством реакции общества,

социальной общности на индивидуальное поведение личности. Общество

использует различные санкции. Санкции - это способы реагирования окружающих

на поведение человека, осуществляемые в формах поощрения и наказания.

Отсюда возникают позитивные (поощрения за действия желательные обществу) и

негативные (наказания за нежелательные действия) санкции. Конкретное

содержание санкций зависит от особенностей культуры, морали, религиозных

догм, политических концепций, законодательства определенной общественной,

государственной системы и т.п. Характер общественной реакции (санкции)

определяет и характер воспроизводства индивидуального акта: его повторение,

изменение или прекращение. Регулятивную роль играют не только санкции за

совершенные действия, но и ожидания применения санкций за еще не

совершенные действия.

В обществе существуют множество самых различных санкций. Одни из них

(правовые санкции) строго регламентированы, формализованы и применяются

полномочными лицами, властными структурами в соответствии с нормами права.

Иные санкции (моральные) неформальны и применяются отдельными членами

общности и в форме улыбки или нахмуривания бровей и т.п. и в форме

высказанного одобрения или осуждения и т.п. Все виды социальных санкций

образуют некую систему, могут взаимно нейтрализовать друг друга, если

вступают в противоречие, или усилить друг друга при совпадении их

содержания. На эффективность действия санкций по отношению к конкретному

человеку оказывают влияние глубина и характер их сознания индивидов, что в

свою очередь, обусловлено ценностями и ценностными ориентациями личности,

уровнем ее самосознания. Без воздействия на самосознание индивида система

социального контроля перестает существовать.

Общество постоянно стремится бороться с негативным поведением. Но до

этого времени большинство средств социального контроля и профилактики

вызвано эмоциями, догмами и иллюзиями и наименее всего - реальными

закономерностями процессов, которыми общество пытается управлять. Как

правило, запрещающе-репрессивные меры признаются в нашем обществе лучшим

средством борьбы. Но полноценный социальный контроль - это совокупность

средств и методов влияния общества не нежеланные (отклоняющиеся) формы

поведения. Поэтому действенным социальный контроль может быть тогда, когда

используются различные его механизмы, с учетом особенностей самих

отклонений. К таким механизмам можно отнести:

1)собственно контроль, осуществляющийся извне, в том числе путем наказаний

и санкций;

2)внутренний контроль, обеспечивающийся интериоризацией социальных норм и

ценностей;

3)побочный контроль, вызванный идентификацией с референтной

“законопослушной группой”;

4)”контроль”, установленный на широкодоступных разнообразных средствах

достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных

противоправным или аморальным.

Учитывая качество, направленность и распространение социальных

отклонений на Украине, можно предложить такую стратегию социального

контроля: замещение, вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии

общественно полезными и нейтральными; направленность социальной активности

в общественно одобренном или нейтральном русле; легализация (как отказ от

уголовного или административного преследования) “преступлений без жертв”

(гомосексуализм, проституция, алкоголизм и т.п.); создание организаций

(служб) социальной помощи: суицидологических, наркологических,

геронтологических; либерализация и демократизация режима содержания в

местах лишения свободы при отказе от принудительного труда и сокращения

части этого вида наказания в системе правоохранительной деятельности.

Проблема социальных отклонений, девиантного поведения обращает на

себя все большее внимание отечественных социологов. Активнее

разрабатываются пути рационального контроля и распространения

положительного поведения. Важным заданием исследователей становится также

типологизация девиантного поведения личности, разработка концептуальных

основ механизма социального контроля.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Тем не менее, всякое множество людей (толпа и народ в том числе) несет в

себе коллективное сознательное и бессознательное и управляется им. По

существу несет в себе информационные модули определенного смысла,

распределённые своими различными фрагментами по иерархически организованной

психике (в смысле определённости строя психики в каждый момент на

рассматриваемом

интервале времени) каждого из множества разных людей*, а эти модули

предопределяют процесс самоуправления коллектива, поскольку людям во

множестве свойственна общность, во-первых, культуры, а во-вторых, по

характеристикам излучаемых ими биополей. То есть информационный обмен,

являющийся существом процессов управления и самоуправления, в обществе

носит как минимум двухуровневый характер: биополевой и через средства

культуры (виды искусств, средства массовой

информации, науку и образование).

* При этом некий функционально-целостный информационный модуль может

оказаться не сосредоточенным в психике одного человека, а рассредоточенным

в психике множества людей своими разными фрагментами. В этом случае, он -

как

информационная целостность - недоступен осознанному восприятию отдельной

личности, но если все его носители встретятся и, выделив его фрагменты в

своей индивидуальной психике, выразят их на уровне сознания, то он станет

доступным осознанному восприятию в целом и для индивидуального сознания.

Коллективное сознательное и бессознательное в таком его понимании,

как объективного информационного процесса, поддается целенаправленному

сканированию и анализу, поскольку обрывки информационных модулей так или

иначе находят свое выражение в произведениях культуры разного рода: от

газетно-туалетной публицистики, до фундаментальных научных монографий,

понятных только самим их авторам и нескольким их коллегам. Один человек или

аналитическая группа в состоянии систематически сканировать (по-русски -

просматривать) множества публикаций и высказываний разных людей по разным

вопросам, выбирая из них по тематическим ключам фрагменты функционально-

целостных информационных модулей, принадлежащих коллективному сознательному

и бессознательному. Точно также и действия и бездействие индивидов и

коллективов в определённых обстоятельствах, не связанные с такого рода

публикацией их мнений, представляют собой фразы "языка жизни", по которым

тоже может быть выявлен смысл того, что несет их коллекти вное

бессознательное.

После анализа состояния коллективного сознательного и бессознательного, на

него возможно оказать воздействие в субъективно избранном направлении его

изменения, преследуя определенные цели, если сгрузить в него информацию,

объективно соответствующую, во-первых, целям и во-вторых, информационному

состоянию общества. Такое воздействие может быть произведено вопреки

долговременным жизненным интересам большинства; вопреки тому, как

большинство понимает и выражает свои жизненные интересы; но сделать это

возможно, если люди не умеют, а главное и не желают, защитить свое

коллективное поведение от своего же коллективного сознательного и

бессознательного, и агрессивного воздействия на него сторонних сил.

И государственность - один из атрибутов современного общества, который

представляет собой фактор систематического воздействия на коллективное

сознательное и бессознательное, во многом будучи его порождением в прошлые

времена.

Коллективное бессознательное и сознательное - своего рода информационное

домино просто вследствие объективности информации в Мироздании. Каждая

мысль, в большинстве её выражений имеет начало и конец. Перед нею может

встать* иная мысль, которую первая объективно будет продолжать; но может

найтись и мысль, продолжающая первую. И каждая из них может принадлежать

разным людям. И есть некий "информационный магнетизм", о природе которого

мы в этой работе говорить не будем, но вследствие которого, как и в

настольном домино, в информационном домино коллективного сознательного и

бессознательного есть возможные и невозможные соответствия завершений и

начал мыслей. Отличие только в том, что возможные соответствия "завершение

информационного модуля - продолжение его иным информационным модулем" в

информационном домино не однозначно. Но кроме того неоднозначность

продолжений в информационном домино вызвана и тем, что в этом сплетении

мыслей и их обрывков участвует множество людей одновременно, оттесняя

своими мыслями мысли других. Но в отличие от настольного домино, где

определённая по составу группа игроков плетет только одну информационную

цепь, в коллективном сознательном и бессознательном плетется одновременно

множество информационных выкладок** как из завершенных мыслей, так и из

обрывочных, порождаемых разными людьми на уровне биополевой

общности(сознательного и бессознательного характера) и на уровне средств

культуры.

* Равно: возможно умышленно вставить.

** Строгий термин в настоящем контексте, указующий на то, что в отличие от

цепи костяшек в домино, информационной выкладке объективно свойственна

направленность чтения, т.е. воспроизведения информации в действиях людей.

Какие-то информационные выкладки могут замкнуться концом на свое же

начало, иллюстрацией чего является известное многим повествование: "У попа

была собака. Он её любил. Она съела кусок мяса – он её убил, вырыл яму,

закопал, крест поставил, написал: "У попа была собака... и т.д."". Если так

построенное кольцо недоброй информационной выкладки коллективного

сознательного и

бессознательного устойчиво, то оно может работать в режиме нескончаемых

кругов ада.

Всякое кольцо информационной выкладки может поддерживаться относительно

немногочисленным подмножеством людей, и процессы в нём происходящие не

способны увлечь остальное большинство, если в него нет открытых входов для

завершений чужих мыслей и открытых окончаний ему свойственных, к которым

могли бы пристроиться сторонние начала мыслей и завершения. Либо же

открытые входы-выходы есть, но в информационной среде общества отсутствуют

необходимые проставочные информационные модули (информационные мосты меж

данным информационным кольцом-цепью и другими иерархически взаимовложенными

информационными кольцами), которые могли бы соединить открытые входы-выходы

со всеми прочими информационными выкладками

коллективного сознательного и бессознательного.

Именно по этой причине заглохли демократизаторские преобразования в России:

узок круг демократизаторов; страшно далеки они от пахарей, рабочих и прочих

работящих, которым нет до демократизаторов конкретного дела; и варятся

демократизаторы в собственном соку, выражая свойственный им строй психики в

осмысленных битвах и бессмысленной грызне между собой...

Но может случиться так, что какая-то информационная выкладка,

поддерживаемая также весьма небольшим числом людей, содержит в себе

множество завершений собственных, открытых для

присоединения чужих начал, и ответных продолжений чужих завершенных мыслей

и их обрывков (аналогом этого в настольном домино являются кости-дуплеты,

лежащие поперек цепи костяшек). Такая информационная выкладка может

замкнуть на себя каждодневную деятельность почти всего общества. И

направленность общественного развития, свойственная такого рода выкладке

информационных модулей в коллективном сознательном и бессознательном,

определит дальнейшую жизнь общества. Вне этого процесса останутся разве что

те, кто поддерживает кольцевые информационные кандалы для самих себя, в

которые нет открытых входов, и из которых нет открытых выходов для

завершений и начал мыслей остального большинства членов общества.

Может случиться так, что в какой-то информационной выкладке есть разрыв и

не достает всего лишь одного доброго слова, чтобы она стала благоносной

программой самоуправления общественным развитием на основе коллективного

бессознательного или сознательного.

Но может случиться и так, что одного неосторожного обрывка мысли

достаточно, чтобы в коллективном бессознательном и сознательном заполнить

разрыв в какой-то информационной выкладке, и тем самым дать старт действию

какой-то программы общественного самоуправления, которая способна

уничтожить

плоды многих тысячелетий развития культуры.

Поэтому, памятуя об информационном домино коллективного сознательного и

бессознательного, его управляющем воздействии на течение событий, человеку

должно быть аккуратным даже в собственных обрывках сонных мыслей, а не то

что в мысленных монологах перед своим "Я" или в громогласной работе

на публику в кампании друзей или в средствах массовой информации.

Если не ходить вокруг, да около, то духовная культура общества - это

культура формирования информационных выкладок в коллективном сознательном и

бессознательном. Какова культура - такова и жизнь общества. Нынешнее

состояние России и история её последних нескольких столетий при таком

взгляде говорит о господстве в повседневности крайне извращенной и

загрязненной духовной культуры, и в этом выражается господство нечеловечных

типов строя психики. Впрочем, это относится и к остальным модификациям

толпо-"элитарной" культуры в ближнем и дальнем зарубежье, хотя там иная

проблематика.

Кто не согласен с этим утверждением о реальной* духовности России, пусть

опровергнет слова апостола Павла: "И духи пророческие послушны пророкам,

потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира.

Так бывает во всех церквах у святых".

* Реально в стаде павианов иерархия их "личностей" выстраивается на

основании того, кто кому безнаказанно показывает половой член.

Соответственно общероссийский мат: " Я тебя ..."; "А вот ... тебе"; "Я на

вас всех ... положил" – вторжение стадно-обезьяньего в общество тех, кому

Свыше дано быть людьми - наместниками Божьими на земле. Обезьянам не дано

быть людьми; россиянам же дано, и не должно унижаться до уровня обезьян.

Тем кто хочет поупражняться в расизме в отношении русских в связи с этим

сообщением, исключительно с целью их просвещения, следует знать, что

согласно кораническим сообщениям некоторая часть иудеев была обращена Богом

в обезьян за отступничество от Его Единого Завета. Реальное состояние

страны не отрицает хранимых ею высоких идеалов нравственности и зерен

истинной духовности под грудой мусора и извращений, но является выражением

распущенности, беззаботности и безответственности при известных высоких

идеалах и притязаниях осуществить их в жизни.

Коллективное сознательное и бессознательное иерархически организовано:

от семьи и группы сотрудников на работе до наций и человечества в целом.

Эта иерархическая организованность имеет место в системе объемлющих

взаимных вложений, каждомоментно меняющих свою структуру и иерархичность.

Это подобно матрешке, но отличие от реальной матрешки в том, что, если

вскрыть самую маленькую "матрешку" в коллективном сознательном и

бессознательном, то в ней может оказаться любая из её объемлющих б(льших

"матрешек" со всеми другими, поскольку человек - часть Мироздания,

отражающая в себя всю Объективную Реальность в её полноте и целостности, но

с разной степенью

детализации тех или иных фрагментов, что и определяет своеобразие

мировоззрения и внутреннего мира каждого индивида.

Все типы строя психики, которые наличествуют в обществе, участвуют в

порождении коллективного сознательного и бессознательного этого общества,

вследствие чего оказывают воздействие на самоуправление общества на основе

его коллективного сознательного и бессознательного. Но каждый из

типов строя психики, вступая в коллективное сознательное и бессознательное

общества, вносит в него свойственное только ему своеобразие, обособляющее в

коллективном сознательном и бессознательном каждый тип строя психики от

фрагментов коллективного сознательного и бессознательного, порожденных

другими типами строя психики. Но в силу того, что все индивиды принадлежат

к одному и тому же биологическому виду "Человек разумный", в коллективном

сознательном и бессознательном, состоящем из своеобразных фрагментов,

поддерживаемых носителями каждого строя психики, есть общие области

(информационные массивы типа "common", через которые передается информация

между самостоятельно работающими программами и подпрограмм ами, если искать

аналогии в программировании для компьютерных систем). Точно также имеются

информационные массивы типа "common", благодаря которым человечество

принадлежит биосфере Земли.

Человечество в целом, каждый народ, та или иная социальная группа в своем

коллективном сознательном и бессознательном несёт большие объемы самой

разнообразной информации. Поэтому, входя в обсуждение этой темы, чтобы в

ней не утонуть, следует ограничиваться рассмотрением только некоторых

её аспектов. В настоящей записке мы рассмотрим только соотношение частотных

характеристик процессов в коллективном сознательном и бессознательном,

обусловленных каждым из типов строя психики, что и определяет общий

характер самоуправления общества и его групп на основе проявлений

коллективного сознательного и бессознательного, распределяя по частотным

диапазонам поведение носителей каждого из типов строя психики и разобщая их

в видах деятельности, которые оказываются доступными или недоступными при

каждом из них.

Использованная литература:

1.Андрущенко В.П.,Горлая Н.И. Социология наука об обществе. Харьков,1996;

2.Осипов Г.В. Социология. Москва,1990;

3.Кудрявцев В.Н. Социальные отклонения. Москва,1990;

4.Пига В.Н. Социология, курс лекций. Киев,1996.


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.