реферат бесплатно, курсовые работы
 

Институт образования

Институт образования

Содержание

Введение

............................................................................

..................................2

Глава I. Индивид, образование и «внешние» факторы………………………5

Глава II. Функции образования………………………………………………..8

§ 1.2. Функции образования в обществе……………………………….9

§ 2.2. Функции образования в экономической сфере…………………10

§ 3.2. Соотношение задач и функций образования……………………13

Глава III. Ступени и формы образования……………………………………..18

§ 1.3. В классах российской школы: от массовизации к росту отсева.18

§ 2.3. Вузы: конкурсная ситуация и конкуренция претендентов……..22

Заключение………...……………………………………………………………26

Литература………………………………………………………………………28

Введение

Необходимой предпосылкой социальной стабильности и нормального

функционирования любого общества является наличие общеразделяемой системы

ценностей (культуры), которая включает в себя общие идеалы, символы,

верования, мораль, традиции, нормы поведения и т.п. Конкретным механизмом,

обеспечивающим устойчивость и стабильность общества, выступают социальные

институты, представляющие собой ценностно-нормативные комплексы,

посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно

важных сферах - экономике, политике, образовании, семье и др. Поэтому

социальные институты представляют собой тип социальной организации,

деятельность которой направлена на осуществление фундаментальных

потребностей общества, таких как воспроизводство и социализация своих

членов, создание материальных благ, координация совместной деятельности

людей, осуществление социального контроля над их поведением и др.

Успешная деятельность института возможна лишь при реализации

определенной совокупности условий: 1) наличии социальных норм и

предписаний, регулирующих поведение людей в рамках данного института; 2)

интеграции его в социально-политическую и ценностную структуру общества,

что, с одной стороны, обеспечивает формально-правовую основу деятельности

института, а с другой - позволяет осуществить социальный контроль над

соответствующими типами поведения; 3) необходимо наличие материальных

средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение институтами

нормативных предписаний и осуществление социального контроля[1].

Обладая ценностно-нормативной структурой с соответствующими ей

социальными позициями, социальный институт может быть рассмотрен как

самостоятельная социальная система, точнее, подсистема социального целого,

деятельность которой связана с реализацией жизненно важной потребности

большой социальной системы (общества). Таким образом, между социальным

институтом, рассматриваемым в качестве подсистемы, и социальной системой в

целом существуют определенные (функциональные) зависимости, благодаря

которым обеспечивается стабильность и развитие общества.

В процессе нормального функционирования и развития общества

исключительно важную роль играет социальный институт образования, благодаря

которому накопленные трудом предшествующих поколений материальные и

духовные ценности, знания, опыт, традиции передаются новому поколению людей

и усваиваются им. Образование можно охарактеризовать как относительно

самостоятельную систему, задачей которой “является систематическое обучение

и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными

знаниями (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями,

навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-

экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-

технического развития”[2].

В современной социологии принято проводить различие между формальным и

неформальным образованием. Термин “формальное образование” подразумевает,

во-первых, существование в обществе специальных учреждений (школы, училища,

техникумы, вузы и др.), осуществляющих процесс обучения. Во-вторых,

господствующая в современном индустриальном обществе система образования

подчиняется официально предписанному со стороны государства

образовательному стандарту, который определяет минимальные границы знаний и

умений, требуемые обществом в различных областях профессиональной

деятельности. Кроме того, государственный образовательный стандарт в явном

или неявном виде содержит определенные социокультурные ориентации,

связанные с обучением и воспитанием молодого поколения в соответствии с а)

нормативным каноном личности (гражданина), принятом в данном обществе; б)

нормативным требованиям к выполнению распространенных в данном обществе

социальных ролей. Поэтому деятельность системы формального образования

определяется господствующими в обществе культурными стандартами, идеологией

и политическими установками, которые воплощаются в проводимой государством

политике в области образования.

В социологии объектом изучения выступает прежде всего система

формального образования, отождествляемая с процессом образования в целом,

поскольку образовательным учреждениям принадлежит в нем решающая роль. Что

же касается термина “неформальное образование”, то под ним понимается

несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он

стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой

(друзьями, сверстниками и др.) или путем индивидуального приобщения к

культурным ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и

т.д. Неформальное образование является важной составной частью социализации

индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует

духовному развитию, но по отношению к системе формального образования в

современном обществе оно играет вспомогательную роль. В дальнейшем

изложении, говоря о социологических проблемах образования, мы будем иметь в

виду прежде всего систему формального образования.

Глава I. Индивид, образование и «внешние» факторы

В последние годы в отечественной социологии активно проводятся

исследования социальных процессов в области образования и, прежде всего,

социального поведения молодежи[3]. Значимость этой проблематики обусловлена

тем, что, во-первых, она непосредственно затрагивает вопросы демократии и

неравенства, связанные с институтом образования в силу выполняемых им

функций. Фиксируемое исследователями противоречие между равенством прав на

получение образования и дифференциацией в реализации этих прав молодежью из

разных социальных групп является конкретным выражением данной стороны

проблемы. Во-вторых, эта тематика важна также для оценки использования

интеллектуального потенциала общества. Привлекательность образования для

молодежи, ее устремления в этой сфере, доступность образования для выходцев

из разных социальных групп во многом определяют завтрашний уровень

образования населения, численность и качество квалифицированных работников,

весомость потенциала ученых и специалистов для наукоемких отраслей.

Кроме того, исследование социального поведения молодежи в сфере

образования актуально в связи с формированием рынка труда, а именно с

проблемами трудоустройства молодежи. Здесь особенно важно, как складывается

соотношение потребностей народного хозяйства в работниках определенной

квалификации по тем или иным профессиям с одной стороны, устремлений

молодежи при выборе жизненного пути – с другой, структуры образования – с

третьей.

Значимость этой проблематики выходит далеко за рамки сферы образования.

Вопросы демократии, неравенства, возможностей социальной мобильности

особенно остры в условиях переходного общества, в обстановке социальной

нестабильности. Усилившаяся социальная дифференциация не может не

проявляться в сфере образования, а плюрализация в данной области также

имеет социальный характер. Нынешние процессы в экономике, современное

состояние рынка труда заставляют с особым беспокойством относиться к

проблемам трудоустройства молодежи. Что касается использования

интеллектуального потенциала общества, то решение этой задачи во многом

определит, какое место займет Россия в быстро меняющемся мире. Каждая из

сторон тематики по-своему определяет роль исследований в этой области для

формирования общественного мнения и государственной политики, уяснения

потребностей в инвестициях, разработки различных мер социального

управления. На протяжении последних десятилетий на ориентации и социальное

поведение выпускников средних (полных) школ оказывал воздействие большой

комплекс факторов: политические перемены в стране, изменение способа

принуждения к труду; трансформация ценностных ориентаций общества,

связанная с изменением общей ситуации; подвижки в престиже образования,

квалифицированных профессий и роли образования в процессах социальной

мобильности; возникшие в последние годы последствия экономического спада

(резкое уменьшение спроса на рынке труда, снижение уровня жизни); замена

установки на всеобщее среднее образование курсом на основное (неполное

среднее) и среднее (полное) образование; плюрализация в образовательной

сфере; внедрение платного обучения; формирование иерархии "элитных" и

"дешевых" образовательных учреждений; усиление неравенства в сфере

образования для молодежи разных регионов и для поселений, различных по

уровню урбанизации. Явственно прослеживалось влияние изменений конкурсной

ситуации, проявлявшей себя как интегральное воздействие прежде всего

демографических процессов и перемен в структуре и функционировании системы

образования. Изменчивость социальной ситуации обусловила динамичность

социального поведения молодежи в сфере образования, особенно ярко

проявившуюся в последние десять пятнадцать лет в связи с глубокими

трансформациями в жизни страны.

Исследование социального поведения молодежи в образовательной сфере

показывает, что в его формировании чрезвычайно велика роль так называемых

"внешних" (по отношению к индивиду) факторов. По выражению В.Н. Шубкина,

"на самом деле не только мы сами выбираем себе путь, но и дороги выбирают

нас"[4]. "Внешние" факторы влияют на ориентации молодежи, через них и

напрямую обусловливают важнейшие характеристики социального поведения. В те

или иные отрезки времени явственно прослеживаются последствия определенных

воздействий. Рассмотрение поведения молодежи на широком социальном фоне

позволяет выявить, например, его взаимосвязи с демографическими волнами[5],

ситуацией в сфере образования[6], изменениями ценностных ориентаций[7].

В данной работе рассматривается ряд аспектов социального поведения молодежи

в сфере образования, непосредственно связанных с воздействием "внешних"

факторов.

Глава II. Функции образования

Функции образования в обществе в целом лежат в русле функций культуры,

поскольку образование является одним из институтов культуры. Они носят

объективный и системный характер, что очевидно в силу трех обстоятельств.

Во-первых, функции реализуются сложной, многоуровневой и разветвленной

сетью формальных организаций, имеющих давние, устойчивые социально-

исторические связи как друг с другом, так и с внешними институтами (семьей,

наукой, культурой, производством).

Во-вторых, функции находятся под социальным, государственным контролем в

той мере, в которой общество или группы вырабатывают и одобряют более или

менее целостную концепцию сети образовательных организаций, обеспечивают

ресурсы для ее развития.

В-третьих, эти функции распространяются на все без исключения уровни

общественной жизни (индивидуальный, групповой, социетальный).

Отмеченные взаимодействия образования и других социальных институтов носят

ярко выраженный двусторонний характер. В результате социологического

анализа становится очевидным, что система образования определенным образом

“реагирует” на динамику других институтов, изменяя свою структуру или

содержание в соответствии с изменяющимися условиями. В связи с этим можно

предположить, что это реагирование носит также функциональный характер.

Причем такое реагирование является, как замечали еще классики, чаще всего

запаздывающим.

Но поскольку система образования обладает собственной сложной структурой, в

которой активную роль играют различные социальные организации, то

образование само является источником воздействия, направленным на другие

общественные институты. Это воздействие нам предстоит теперь рассмотреть,

поскольку одной из важных задач социологии образования как раз и является

определение роли системы образования в формировании облика современного

общества, поиск способов оптимизации общественного развития средствами

общественной системы образования.

§ 1.2. Функции образования в обществе.

Исходя из представления о системном характере функций образования можно

обозначить эти функции как наиболее устойчивые направления воздействия

формального образования на основные сферы общественного развития. Надо

отметить, что их выделение в данном случае носит гипотетический характер.

Надежность приводимых формулировок функций может быть обоснована (или

опровергнута) как теоретико-аналитическими, так и эмпирическими методами. В

большинстве же случаев приводимые положения подтверждаются социально-

философским и социально-историческим анализом, социологическим наблюдением.

Отчасти они повторяют или развивают положения, сформулированные ранее

социологами, но также являются продуктом критического очищения от

концептуальных или идеологических штампов, переосмысления социальной

сущности образования и более детального наблюдения роли системы образования

в обществе.

В приводимом ниже виде функции отделены от задач, то есть характеризуют

социально-исторические универсалии системы образования как института. Но

при этом очевидно, что некоторые функции образования могут временно

оказываться как бы в латентном (закрытом для общественного сознания)

состоянии. По ним не возникает социального заказа. В таких случаях они не

становятся предметом специального научного анализа или социально-

практического освоения, то есть не переводятся в плоскость задач системы

образования.

В иных социально-исторических обстоятельствах общество, доминирующие

социальные группы или отдельные институты (например, элементы политической

системы, хозяйственные структуры и т. д.) могут целенаправленно

акцентировать некоторые функции, добиваясь их перевода в статус

приоритетных задач школы или образовательной системы вообще. Это означает,

что реализация функций опосредована социальным целеполаганием в сфере

образования и, строго говоря, социальной структурой и идеологией данного

общества (целеполаганием в экономике, политике, социальном развитии и

культуре).

Несомненно, что функции образования специфически проявляются в отношении

социальных субъектов разных уровней — общества, групп, индивидов. Поэтому

там, где это возможно, мы выделяем макро- и микросоциальные подходы к

описанию функций образования.

Приводимый комментарий функций указывает на их наиболее известные и важные

с точки зрения социальной теории и практики аспекты.

§ 2.2. Функции образования в экономической сфере

Система образования обеспечивает выполнение нескольких функций в

отношении системы общественного производства и экономической системы в

целом. Рассмотрим их.

Формирование профессионально-квалификационного состава населения

При раскрытии этой функции обнаруживается, что она имеет две основные грани

и может быть рассмотрена с точки зрения количественных и качественных

характеристик. С количественной точки зрения общественная система

образования отвечает за формирование профессионально-образовательного

состава населения.

Но было бы неверно полагать, что система формального образования

непосредственно формирует профессиональную и квалификационную структуру.

Конечно, нет, ибо она не может диктовать или решительно изменять пропорции

занятости или качество рабочих мест в отраслях даже региональной или

национальной экономики. Вернее говорить, что система образования

воздействует на эту структуру тем, что обеспечивает квалификационное

воспроизводство различных профессиональных отрядов и слоев населения. В

обеспечении этого воспроизводства и состоит один из основных видов

функционального воздействия системы образования на экономическую сферу.

Такое воспроизводство на практике не бывает идеальным. Система

образования, в силу институциональной и организационной инерции, может

вести к “перепроизводству” подготовленных профессионалов. Подобное

перепроизводство — безусловно, негативное явление в развитии

профессионально-квалификационной структуры населения, в социальной и

экономической сферах вообще. Известно, что выпуск педагогов в СССР в 1980-х

годах превышал потребности самой системы образования в 2,8 раза. Выпускники

педагогических вузов в массовом порядке трудоустраивались в партийных,

советских, профсоюзных, правоохранительных органах, армии, на инженерных

должностях в производстве, коммунальном хозяйстве и т. п., где обладание

непрофильным высшим образованием стало печальной нормой. Это тормозило

развитие профессионального образования по целому ряду специальностей и,

следовательно, вело к массовой депрофессионализации персонала перечисленных

отраслей.

С другой стороны, это порождало и приниженные требования к профессиональной

ориентации учителей, вело к нехватке учителей в самих школах, к крайне

высокой профессиональной текучести педагогов и увеличению среднего возраста

в профессии, к низкой творческой отдаче, снижению престижа работников сферы

образования. Подобные ситуации складывались в связи с перепроизводством и в

других профессиях.

Противоположная тенденция выражается в том, что система образования

недопроизводит специалистов некоторых профессий или определенных

квалификаций. В таком случае усиливается приток в профессию людей без

соответствующей подготовки, входит в массовую практику обучение профессии

на рабочем месте, не дающее базовых теоретических знаний и творческих

навыков. Обе тенденции оказывали и оказывают негативное влияние на

социально-профессиональную структуру общества. Подчас такое влияние

становится даже разрушительным в отношении некоторых относительно

устойчивых систем социальных отношений, представляющих общественную

ценность, например, в отношении профессиональной культуры отраслевых групп

работников. Под их воздействием происходит не только качественное

“размывание” квалификационного состава профессиональных групп, но

становятся менее ясными отношения внутри профессиональных групп и между

ними, поскольку принижается профессиональная ответственность,

распространяются непрофессиональные критерии в работе и должностном

оценивании людей и, соответственно, непроизводственные факторы социального

продвижения индивидов.

Не так далеки времена, когда работников, согласно действовавшим

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.