реферат бесплатно, курсовые работы
 

Группы по H. Смелзеру

функций.

Инструментальная роль группы

Многие группы образуются ради выполнения определенной работы. Эти

инструментальные группы необходимы для осуществления дел, которые трудно

или невозможно выполнить одному человеку. Бригада строителей, группа

хирургов, поточная линия на производстве и футбольная команда создаются

для достижения определенных целей.

Экспрессивный аспект в формировании групп

Некоторые виды групп называются экспрессивными. Они имеют своей целью

удовлетворить стремление членов групп к социальному одобрению; уважению и

доверию. Такие группы образуются стихийно при сравнительно небольшом

воздействии извне. Примерами подобных групп могут служить компании друзей и

подростков, которым нравится вместе играть, заниматься спортом или

устраивать вечеринки. Однако нет четко выраженной границы между

инструментальными и экспрессивными группами. Инструментальные часто

выполняют экспрессивные функции. Между членами войсковых соединений могут

сложиться гораздо более глубокие эмоциональные отношения, чем те, что

необходимы для победы в сражении. С другой стороны, экспрессивные группы

можно считать инструментальными, поскольку они создаются с определенной

целью - для получения удовольствия от человеческого общения. Иногда

экспрессивная группа является инструментальной в еще большей мере; скажем,

зто наблюдается, когда соседи организуют ассоциацию квартиросъемщиков.

Поддерживающая роль групп

Люди объединяются не только для выполнения совместной

деятельности и удовлетворения социальных, потребностей, но также и для

ослабления неприятных чувств. Шахтер (1959) провел ряд классических

экспериментов, для которых в качестве испытуемых были выбраны студенты

последнего курса. Им было предложено в течение некотором времени "ожидать"

начала эксперимента. Некоторым из испытуемых сообщили ложные сведения о

характере ожидаемом эксперимента, что вызвало чувство тревоги. Было

сказано, что они будут участвовать в эксперименте, связанном с эффектами

электрошока. Затем их попросили подождать до тех пор, пока экслериментаторы

подготовятся к началу эксперимента. Контрольную группу также попросили

подождать, но испытуемым этой группы не сообщили никакой тревожащей или,

напротив, успокаивающей информации о готовящемся "эксперименте". Шахтер

обратился ко всем испытуемым с вопросом, как они предпочитают ожидать

начала эксперимента: в одиночестве или вместе с другими студентами? Как бы

в подтверждение пословицы "Беда любит компанию" члены экспериментальной

группы в большей мере стремились присоединится в период ожидания к другим,

чем испытуемые из контрольной группы. Шахтер сделал вывод, что вместе

испытуемым было легче преодолевать отрицательные эмоции: ни успокаивались,

отвлекались от грустных мыслей и получали дополнительную информацию.

Дальнейшие исследования несколько дополнили этот вывод. В настоящее

время установлено, что не все отрицательные эмоции способствуют образованию

групп. Сарноф и Зимбардо (1961) провели новую серию экспериментов в

ситуации "ожидания", когда на поведение испытуемых воздействовали такие

связанные между собой эмоции, как страх и беспокойство. По их определению,

страх - глубоко специфическое эмоциональное состояние, обусловленное

внешним источником опасности, а беспокойство связано с внутренним

источником опасности. Чтобы вызвать страх исследователи сообщили

испытуемым, что они будут подвергнуты воздействию электрошоком. Чтобы

вызвать беспокойство, другой группе испытуемых сказали, что во время

эксперимента им прийдется - сосать леденцы, огромные соски, бутылочки для

младенцев.

Это сообщение должно было вызвать у испытуемых растерянность. Члены

контрольной группы не получили никакой информации о характере эксперимента.

Когда испытуемым была дана возможность сделать выбор

ожидать начала эксперимента в одиночестве или вместе с другими, - члены

группы, которые почувствовали страх, проявили большее желание бытьв

компании, чем испытуемые из контрольной группы. А члены группы

"обеспокоенных" предпочли остаться в одиночестве. Сарноф и Зимбардо

установили, что испытуемые, охваченные страхом электрического удара,

стремились поделиться своими чувствами с другими.

Кроме того, они старались отвлечься и избавиться от отрицательных

эмоций. Испытывавшие беспокойство старались преодолеть его. Вероятно,

контакт с другими встревоженными привел бы к усилению, а не к ослаблению

этого чувства. Поэтому испытуемые, чувствовавшие беспокойство, предпочитали

одиночество. По-видимому, под воздействием группы происходит ослабление

некоторых, но не всех, отрицательных эмоций, переживаемых членами группы.

СТРУКТУРА ГРУПП

В начале этой главы мы кратко охарактеризовали упорядоченное

взаимодействие, которое является одной из основных функций групп. Когда

совокупность людей становится группой, формируются нормы и роли, на

основе которых устанавливается порядок (или образец) взаимодействия.

Социологи изучают эти образцы, и им удалось установить ряд факторов,

воздействующих на их формирование. Среди этих факторов одним из самых

важных является размер группы.

РАЗМЕР ГРУППЫ

Диады

Диада, или группа, состоящая из двух человек например,

влюбленных или двух лучших друзей), отличается некоторыми уникальными

чертами. Она является очень хрупкой и разрушается, если один из членов

выбивает из группы. Члены диады должны поддерживать устойчивые отношения

между собой, иначе их сообщество перестанет существовать. Члены более

крупных групп знают, что группа сохранится в случае их выхода, исключения

из группы или смерти. Будучи хрупкой по своей природе, диада требует более

тесном, упорядоченном и позитивном взаимодействия между ее членами, чем

группа любого другого типа. В то же время в ней создаются условия для более

глубокого эмоциональном удовлетворения, чем в любой другой группе.

Триады

Когда к группе из двух человек присоединяется третий, образуется

триада, в которой обычно складываются ложные отношения. Рано или поздно

произойдет сближение между двумя членами группы и исключение из нее

третьего. "Два человека составляют компанию, трое образуют толпу":

именно так недвусмысленно дают понять третьему члену группы, что он

лишний. Согласно точке зрения немецком социолога Х1Х в. Георга

Зиммеля, который оказал большое влияние на исследование групп, третий

член группы может играть одну из следующих ролей: безучастном

посредника, оппортуниста, который использует других в своих интересах, и

тактика, следующего принципу "разделяй и властвуй".

Например, первый ребенок в семье может укрепить узы, связывающие

родителей, став объектом их общей любви. Вместе с тем появление ребенка

может способствовать разобщению родителей и стать причиной ревности и

конфликта между ними. Если родители не ладят друг с другом, ребенок

может стать на сторону одного из них.

Более крупные группы.

Увеличение размера группы влияет на поведение ее членов во многих

отношениях. Получены данные, что более крупные группы (состоящие из

пяти или шести человек) более продуктивны, чем диады и триады. Члены

более крупных групп обычно вносят больше ценных предложений, чем

представители меньших групп. В более крупной группе, вероятно, меньше

согласия, но также меньше и напряженность. Эти различия, возможно, связаны

с тем, что для крупных групп решение организационных проблем более

необходимо. Члены такой группы, вероятно, понимают, что их поведение

должно быть подчинено определенной цели, поскольку они вынуждены прилагать

усилия, чтобы координировать свои действия. Кроме тот, крупные группы

оказывают большее давление на своих членов, усиливая их конформизм. В

таких группах наблюдается неравенство между членами; каждый испытывает

больше трудностей, стремясь наравне с другими участвовать в обсуждении

проблем и влиять на принятие решений. Не удивительно, что члены более

крупных групп меньше удовлетворены своей ролью в совместных дискуссиях, чем

члены малых групп (Томас, Финк, 1965).

Существуют данные, что группы с четном числом членов отличаются

от групп с нечетным составом. В первых в большей мере проявляются

разногласия, чем в последних, поэтому группы с четным числом членов менее

устойчивы. Они могут распадаться на фракции с равным числом членов. Это

невозможно в группах с нечетным числом членов: в них одна из сторон всегда

имеет численное преимущество.

Согласно точке зрения некоторых исследователей, число пять имеет

особое значение. Группы из пяти человек обычно не сталкиваются с

проблемами, которые мы только что отметили. В то же время их члены не

страдают от непрочности и напряженности, свойственных диадам и триадам. В

группах из пяти человек каждый глубоко удовлетворен своей ролью, в случае

разногласий такие группы, как правило, не распадаются..Кроме того, в этих

группах диссиденты получают поддержку со стороны некоторых ее членов, им не

угрожает полный разрыв со всей группой. Если же в группу входит более пяти

человек, некоторые из се членов могут почувствовать себя в изоляции (Хэй,

1962).

Члены больших групп часто страдают из-за низкого моральном духа,

господствующем в группе; и высокого уровня абсентеизма (неучастия). Могут

бить ослаблены связи отдельных членов со всей группой, порой они проявляют

нежелание сотрудничать в группе и тем более не стремян к достижению

групповой гармонии. Как следствие нарастающего разрыва между лидерами и

рядовыми членами группы, в ней могут утвердиться жесткие, обезличенные

формы контроля, когда приказы, насаждаемые сверху, заменяют задушевную

личную беседу. Наконец, в группе могут возникать фракции и вражда (Стэвидж,

Барнетт, 1977).

КОММУНИКАЦИЯ И ВЛАСТЬ

Вследствие увеличения размера группы среди ее членов проявляется

тенденция все меньше общаться друг с другом и чаще обращаться к лидеру,

роль которого возрастает. В то же время в группе более пяти человек,

лидер, как правило, обращается ко всей группе в целом, а не к отдельным ее

членам. Лидер становится центром коммуникации, он осуществляет прием и

передачу информации (Бэйлс, 1965). Во время семинара небольшой группе

студентов легче обмениваться мыслями между собой и с профессором, чем

представителям обширной аудитории на лекции. На лекции говорит только

профессор, сообщающий информацию всей группе в целом. В больших и малых

группах способы распределения власти тесно связаны с характером

коммуникации. Каким образом в группе успешно осуществляется обмен идеями и

информацией? Какое воздействие оказывает этот обмен на способы принятия

решений, сложившиеся в группе? Обусловленно ли поведение детей, играющих в

школу, группы рабочих, укладывающих асфальт, и группы ученых, проводящих

исследование, общими способами коммуникации, которые можно заранее

предвидеть?

Гарольд Ливитт (1951) обнаружил, что некоторые способы

коммуникации эффективнее, чем другие. Он составил несколько групп из пяти

человек и каждой дал список символов. В распоряжении каждого члена группы

было несколько символов, причем, несколько одинаковых имелись у всех.

Группе было дано задание найти общие для всех символы. Членам группы не

разрешалось говорить между собой, но они могли передавать друг другу

записки.

Ливитт расположил группы таким образом, что записки можно было

передавать четырьмя различными способами: по "кругу", по "цепочке",

"колесу" и по "У". Этим способам были даны названия в соответствии с их

наглядным изображением. С помощью линий воспроизведены способы

коммуникации, возможные для каждого типа группы.

Ливитт обнаружил, что способ "колесо" (когда общепризнанный лидер

занимает центральное положение), по-видимому, позволяет наиболее успешно

решать проблемы; далее следовали способу "У", "цепочка" и "круг". Он

отметил, что члены группы, находившиеся в центре системы коммуникации, были

значительно больше удовлетворены группой, чем те, кто оказались на краю. Он

сделал вывод, что "в нашем обществе, в котором ярко выражено стремление к

самостоятельности, социальному признанию и успеху, вероятно, не выгодно

занимать положения, ограничивающие самостоятельность действий (имеется в

виду периферийное положение).

ДИНАМИКА ГРУППЫ

В группах имеют место события и динамические процессы,

периодически повторяющиеся в определенной последовательности. К ним

относятся давление на членов группы, способствующие их конформизму,

исключение из группы и формирование ролей.

ДАВЛЕНИЕ СПОСОБСТВУЮЩЕЕ КОНФОРМИЗМУ

В какой мере люди склонны подчиняться требованиям группы?

В 40-х годах Соломон Эш (1951) провел ряд важных экспериментов

относительно воздействия группы на поведение ее членов. В первом

эксперименте участвовали восемь ассистентов экспериментатора (которых

заранее ознакомили с характером эксперимента и требованиями,

предъявляемыми к ним) и один испытуемый, которому ничего не сообщили.

Всем было дано задание сравнить один отрезок с тремя другими различной

длины. Каждый член группы должен был сказать всей группе, какой из

трех отрезков соответствует по длине первому. Ассистентов экспериментатора

проинструктировали дать неправильный ответ. Таким образом, испытуемый,

заранее не получивший никакой информации, должен был неожиданно

оказаться в меньшинстве среди людей, которые были несогласны с его

мнением.

Прежние исследования были сосредоточены на том, в какой

мере люди подчиняются требованиям группы. Но теперь Эш с удивлением

обнаружил, что две трети испытуемых отказались изменить свое мнение, хотя

на них оказывали давление. Эш описал многие типы поведения этих

диссидентов.

Некоторые испытуемые продолжали отстаивать свою точку зрения, в то

время как другие становились неуверенными и обескураженными. Однако одна

треть испытуемых полностью изменила свою точку зрения (несмотря на ее

правильность, чтобы отвечать требованиям большинства.Готов ли испытуемый

более решительно отстаивать свою точку зрения, если именно так

поступали другие члены группы? Эш исследовал этот вопрос, включив в

каждую группу двух других испытуемых. Он обнаружил, что, если человек

ощущал хотя бы минимальную поддержку, воздействие со стороны группы

значительно снижалось.

Эш организовал впоследствие эксперимент таким образом, что партнер,

оказавший поддержку диссиденту, неожиданно отказывался от своего мнения и

присоединялся к большинству. Испытуемый, которому ничего не сообщали о

характере эксперимента, снова оказывался в полном одиночестве. В этих

случаях восстанавливалась власть большинства над индивидом. Далее Эш

варьировал численность большинства: группа, не разделявшая мнения

испытуемого, включала от 2 до 16 человек. Он обнаружил, что даже

незначительное большинство (примерно 3 человека) стимулирует эффект

конформизма.

ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ГРУППЫ

Во время эксперимента, проведенного Эшем, некоторые испытуемые

хотя бы на время были исключены из группы на том основании, что их

(правильное) решение задачи противоречило (неправильному) решению

большинством, Какой эффект оказало такое исключение на их чувство

собственного достоинства? Чтобы ответить на этот вопрос, Юдит Уилкокс и

Джон Митчелл (1979) провели эксперимент, в ходе которого испытуемым были

даны следующие инструкции: "Вы один из шести человек, попавших в

ситуацию, связанную с риском для жизни. Вы должны отстаивать свои

права, свои доводы, жизнь, а также решить, кому не будет разрешено

остаться с группой. Ситуация состоит в следующем: океанский лайнер

натолкнулся на айсберг и затонул в водах Арктики. Шестерым, включая

Вас, удалось вскарабкаться в небольшую спасательную шлюпку, но

съестных припасов хватит только на пять человек, чтобы прожить восемь

дней; за это время лодка доставит вас к ближайшему материку. Вся ваша

группа должна решить, кто не сможет остаться.в спасательной шлюпке.

Через 30 минут путем тайного голосования вы примете решение о том, кто

должен покинуть шлюпку". После подведения итогов голосования и беседы с

каждым испытуемым было объявлено "решение", якобы принятое группой.

Некоторым испытуемым сообщили, что они могут остаться в спасательной

шлюпке, т.е. они были "приняты". Другим "исключенным") было дано

распоряжение покинуть шлюпку. Затем с испытуемыми было проведено

интервью, и они выразили свои чувства - чувство облегчения или обиды.

Наконец, исследователь объяснил, что "результаты" эксперимента были

определены методом случайного отбора и в действительности не отражали

мнение группы.

Уилкокс и Митчелл констатировали понижение чувства

собственного достоинства у "исключенных" испытуемых. Величина самооценки

у "принятых" испытуемых не изменилась. (У "исключенных" испытуемых даже

подпись уменьшилась по размеру. Исследователи полагают, что это могло

быть вызвано понижением чувства самоуважения.)

Литература:

Н. Смелзер “Социология” М., 1994г

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.