реферат бесплатно, курсовые работы
 

Функции социологии

Функции социологии

План

I. Функции социальной науки:

- теоретикопознавательная;

- критическая;

- описательная;

- прогностическая;

- преобразовательная;

- информационная;

- мировоззренческая.

II. Типология и классификация социальных конфликтов.

1. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.

2. Динамика социальных конфликтов.

3. Массовые действия. Виды и формы протекания социальных конфликтов.

Социология как самостоятельная от знаний реализует все присущие

общественной науке функции: теоретикопознавательную, критическую,

описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную,

мировоззренческую. Вообще функции, гуманитарных наук принято делить на две

группы: гносеологические; то есть познавательные и собственно социальные.

Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и

конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные

функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют

функции только во взаимосвязи и взаимодействии.

Основная из гносеологических функций социологии -

теоретикопознавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира

с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология

дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны показывает,

что можно и нужно сохранить, упрочить, развить ведь не все надо менять

перестраивать, и т. п. С другой стороны выявляет то, что действительно

требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая

функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания,

систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных

отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной

функции социологии относятся объективные знания об основных социальных

проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной

социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных

процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, о

изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т. п.

Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри

отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить

эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и

-конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее

социальной функции.

Описательная функция социологии - это систематизация, описание

исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов,

статей, книг и т. п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину

социального объекта, его действие, взаимосвязи т. п. При исследовании

социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность

ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются

практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы

есть точкой Отсчета, источником сравнения для будущих поколений

человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку

внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что

преобразование общества - не самоцель, И преобразования нужны лишь тогда,

когда соответствуют потребности и ценностям людей, ведут к улучшению

благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная

социологами социальная информация, она автоматически не превращается в

решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит

продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.

Прогностическая функция социологии - это выдача социальных прогнозов.

Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного

или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз

опирается на скрытую тенденцию развития социального явления, а также на

зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе

воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора - сложный

вид научного исследования. Поэтому в социологической практике чаще всего

используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития

Украины, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое

значение, социальный прогноз занимает важное место в исследованиях о

развитии социального объекта. Когда же социолог изучает реальную проблему и

стремится выявить оптимальные пути ее решения, естественно, движимый

желанием показать перспективу и конечный результат, который за ней стоит.

Следовательно, так или иначе, прогнозируется ход развития социального

процесса.

Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы,

рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального

субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений.

Уже всем ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется не

только технико-экономическое, но и социально-экономическое обоснование. Вот

тут-то и вспоминают о процессах. Но социология лишь наука, ее функция -

разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения

реализации - это прерогатива органов управления, конкретных руководителей.

Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и

полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию

современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того,

нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что

приводит к тяжелым последствиям в развитии общества. Шире и. глубже

раскрыть основные направления обновления общества и дает возможность

выявления отклонений от общецивилизационного развития. Суть реформирования

в Украине, а точнее, трансформация общества состоит в создании условий и

возможностей для сознательной, целенаправленной Деятельности личности

социальных общностей. Проблема состоит в преодолении отчуждения человека от

рациональной деятельности, в оптимизации и качественном повышении ее

эффективности. Задача социологии теоретически обеспечить успешное

протекание процесса реформации и демократизации общественной жизни в

Украине. Процесс трансформации общества в Украине идет от одного

качественного состояния к другому как раз в связи с сознательным

Превращением целей в результат, а результатов в предпосылки, условия и

средства развертывания сознательной деятельности, демократизации общества.

Игнорирование социологических рекомендаций объясняется не столько

недостаточной квалификацией социологических кадров (хотя и это имеет место,

поскольку профессиональная подготовка их в стране начата лишь несколько лет

назад), сколько несформированной у большинства управленческих кадров

потребности в социологическом обосновании управленческих решений.

Информационная функция социологии представляет сбор, систематизации и

накопление информации, полученной в результате исследований.

Социологическая информация - самый оперативный вид социальной информации. В

крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут

использовать социологи, руководители объектов, где проводились

исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и

другие управленческие и хозяйственные учреждения.

Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что

объективно, участвует в социально-политической жизни общества и своими

исследованиями содействует прогрессу общества. Мировоззренческая функция

социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных

количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить

современного человека. Ведь, что такое идеология? Это один из уровней

общественного сознания, система идей, выражающая интересы, мировоззрение

какого-либо, социального слоя, социальной общности. История

свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ и

реконструкций, трансформаций именно социологические концепции того или

иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические

взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. при

установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа

Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую

роль во Франции и т. п.; Длительный период идеология марксизма выступала

ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала

основой нацистского путча и третьего рейха в Германии.

Итак, основные функции социологии определяют не только задачи, но и

место социологии в системе общественных наук.

Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти,

престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются

неотъемлемой частью общественной жизни. Все это обуславливает пристальное

внимание социологов к исследованию конфликтов.

В нашей стране сложилась традиция объяснения социальных

конфликтов через объективное противоречие интересов больших социальных

групп, которые диктуют сторонам логику, продолжительность, степень

напряженности борьбы за удовлетворение насущных потребностей. Но не

следует объективные противоречия социальных групп отождествлять с

конфликтами. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми

противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп.

Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только

тогда, когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как

несовместимость интересов, целей.

Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую,

политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов

противоречий создает кризис общества. Кризис общества - это результат

глубоких изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп,

серьезное нарушение механизма коннтроля в экономике, политике, культуре.

Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной

напряженности. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт.

Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и

взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Английский социолог

Э.Гидденс дал такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду

реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от

того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые

каждой из сторон”. Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество,

каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени

подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и

обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению

специальной отрасли социологического знания - конфликтологии.

Перед конфликтологией поставлены многие вопросы, но самые важные

из них: возможно ли существование общества без конфликтов? Является ли

конфликт проявлением дисфункции организаций, отклоняющегося поведения

индивидов и групп, аномалий в общественной жизни или же это нормальная,

необходимая форма социального взаимодействия между людьми? На рис.1

показаны основные темы исследования конфликтов в современной

конфликтологии. Конфликты классифицированы по своей структуре и по

направлениям исследований.

Некоторые социологи марксистской и немарксистской ориентации

придерживаются мнения, что конфликт всего лишь временное состояние

общества, которое может быть преодолено рациональными средствами и,

следовательно, возможно достижение такого уровня общественного развития,

когда социальные конфликты исчезнут.

Большинство же социологов немарксистской ориентации склоняются к

мнению, что существование общества без конфликтов невозможно. Они

поддерживают давнюю философскую традицию, согласно которой конфликт

является неотъемлемой частью бытия, главным движителем общественного

развития. А это значит, что конфликт это не дисфункция, не аномалия, а

норма отношений между людьми, необходимый элемент социальной жизни, который

дает выход социальной напряженности, энергии деятельности, порождая

социальные изменения различного масштаба.

|Элементы |Социальное |Международное|Индустриаль|Организационн|

|конфликта| | |ное в США |ые |

|Группы |Группы по |Нации. |Организован|Индивиды. |

| |интересам. Классы|Национальные |ные группы |Малые группы.|

| | |элиты |работников |Группы, |

| | | |(управляющи|представленны|

| | | |х) |е индивидами.|

|Стадии |Вмешивающееся |Вмешивающееся|Вмешивающее|Несовместимые|

|разноглас|поведение. |поведение. |ся |различия. |

|ия |Несовместимые |Несовместимые|поведение. |Процесс, |

| |различия. |различия. |Несовместим|составленный |

| | | |ые |из стадий. |

| | | |различия. |Вмешивающееся|

| | | | |поведение. |

|Причины |Доминирование, |Дефицит |Структурная|Понимание. |

| |приводящие к |ресурсов. |дифференциа|Дифференциаци|

| |дефициту позиций |Идеологически|ция. |я. |

| |и ресурсов. |е различия. | |Коммуникация.|

| | |Доминирование| |Личностные |

| | |. | |различия. |

|Социальны|Укоренившаяся |Открытое и |Установивша|Установившаяс|

|й |социальная |мобильное |яся система|я система |

|контекст |система. |общество. |соперничест|кооперации. |

| | | |ва. | |

|Ценности |Групповая |Продвижение |Разрешение |Инновация. |

| |идентичность. |национальных |споров. |Организационн|

| |Социальное |и |Уменьшение |ое изменение.|

| |изменение. |субнациональн|скрытых |Поддержка |

| |Поддержка |ых интересов.|напряжений.|организаций. |

| |системы. | |Поддержка | |

| | | |организаций| |

| | | |. | |

|Управлени|Мобилизация |Предотвращени|Баланс сил.|Понимание |

|е |групп. Социальный|е войны. |Коллективны|проблемы. |

|конфликто|контроль. |Развитие |е |Стратегия |

|м |Управление |альтернатив |переговоры.|согласования |

| |силами. |войне. | |несовместимых|

| | | | |различий. |

| | | | |Решение |

| | | | |проблем. |

Рис. 1 Преобладающие темы в исследовании конфликтов

Наиболее ярко эта позиция представлена в работах немецких социологов

Г.Зиммеля, Р. Дарендорфа и американского социолога Л. Козера. Основное

положение теории конфликта Г. Зиммеля заключается в том, что конфликт, хотя

и является одной из форм разногласия, в то же время представляет собой

социализирующую силу, объединяющую противоборствующие стороны и

способствующую стабилизации общества. Л. Козер в своей классической

работе “Функции социальных конфликтов” подчеркивал, что конфликт несет в

себе не только деструктивную (разрушительную) функцию, в нем заложен

большой позитивный потенциал. Л. Козер вычленяет основные функции

конфликта, которые, по его мнению, благотворно сказываются на актуальном

состоянии общества и способствуют его развитию: а) образование групп,

установление и поддержание нормативных и физических границ групп; б)

установление и поддержание относительно стабильной структуры

внутригрупповых и межгрупповых отношений; в) социализация и адаптация как

индивидов, так и социальных групп; г) создание и поддержание баланса сил и,

в частности, власти; д) получение информации об окружающей среде

(сигнализирует о тех или иных проблемах и недостатках); е) стимулирование

нормотворчества и социального контроля; ж) способствование созданию новых

социальных институтов.

Одна из важнейших проблем конфликтологии состоит в уяснении вопроса о

природе и основных участниках социального конфликта. И здесь также

имеют место различные подходы. Марксистская концепция конфликта исходит из

учения об общественном противоречии как главной движущей силе социальных

изменений, которые в условиях классово-антагонистических формаций в

социально-экономической и политических сферах реализуются в формах

классовой борьбы. Классы же в марксистском учении - это прежде всего

экономическая реальность, поскольку классообразующим признаком выступают

отношения собственности. Следовательно, основу социальных конфликтов,

согласно марксизму, составляет борьба за собственность. В марксистской

литературе различаются два вида борьбы, возникающие на основе противоречия

экономических интересов. Первый тип - социальное противоборство за

изменение принципов распределения материальных благ, второй - за изменение

критериев их распределения в рамках сложившейся общественной системы.

Борьба за изменение принципов требует преобразования основ социального

порядка и может найти свое разрешение лишь в результате социальной

революции. Изменение критериев распределения - это реформистский путь

совершенствования общественных отношений.

Выдвигая на передний план экономические факторы социальных

конфликтов, марксистская социология полагает, что политические факторы

являются их следствием и проявлением. Но один из создателей современной

конфликтологии, западногерманский социолог Р. Дарендорф, в основу

социальных конфликтов положил именно политические факторы: борьбу за

власть, престиж, авторитет. Конфликт, по Дарендорфу, может возникнуть в

любом сообществе, в любой социальной группе, где есть господствующие и

подчиненные. Причиной конфликта, по мнению Р. Дарендорфа и его

последователей, является стремление к доминированию. Обычно дается такое

истолкование этому положению: человеческие существа от природы склонны

формировать иерархии социального доминирования и бороться за приобретенные

позиции в группе, общности и т.д. Иерархия социального доминирования,

включая в себя определенную степень достижения социального доминирования,

при определенных предпосылках могут привести к конфликту. Непосредственными

причинами возникновения конфликтов могут послужить дефицит ресурсов,

идеологические различия и т. д. Однако склонность к доминированию,

социальные притязания людей не следует трактовать как их естественные,

вечные инстинкты. Они формируются на основе сопоставления положения одних

людей с положением других. Следовательно, социальный конфликт - это всегда

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.