| |||||
МЕНЮ
| Формы и методы социальной работыдоминантность. Недоминантный субъект общения - человек( клиент), постоянно чувствующий себя просителем, очень чувствительный к состоянию партнера- социального работника. Он излишне застенчив в своих просьбах, затрудняется их высказать. Важно помочь ему в общении: стимулировать, поддерживать, предоставлять ему инициативу и возможность выразить себя, изложить свои просьбы. Мир инвалидов своеобразен. Здесь существуют свои критерии, свои оценки, свои законы. Помочь инвалиду - это прежде всего воспринять и понять его мир, мир человека нуждающегося во внимательном и сердечном отношении. Психологические аспекты социальной работы с людьми с ограниченными возможностями. Необходимость интеграции технологий социальной работы и методов прикладной психологии в первую очередь определяется спецификой людей с ограниченными возможностями( ОВ ) как объектов “ социальной терапии”. Среди проблем людей с ОВ, особенно молодых, чаще всего фигурируют одиночество, низкая самооценка и отсутствие социальной уверенности в себе, депрессия, ощущение стигматизированности и отверженности из-за своих недостатков, психологическая и физическая зависимость, профессиональное самоопределение и трудоустройство, а также мучительная неспособность обсуждать свои трудности. Весьма острыми являются такие проблемы сексуальной и семейной жизни, как установление и развитие взаимоотношений с противоположным полом и возможные медицинские противопоказания к деторождению. Можно предположить, что острота физических, социально- экономических и, главное, психологических проблем гораздо выше в случае не врожденной, а приобретенной аномалии( инвалидности), становящейся сильным стрессогенным фактором и принципиально меняющей жизненный сценарий человека и, в какой-то степени, его ближайшего окружения. Одна из основных психологических проблем людей с ОВ- это проблема маргинальности и аутоидентичности, то есть того, к какой группе относит себя такой человек - к “ миру нормальных” или к “миру неполноценных”. Как показывает практика, в большинстве случаев люди по мере возможности стараются скрывать свои недостатки, чтобы предстать в глазах окружающих частью мира “нормальных” людей. Если же это не удается, то человек с ОВ либо уходит в социальную самоизоляцию, либо в процессе коммуникации с нормальными людьми ощущает себя особенно неполноценным из-за гиперопеки и сочувствия с их стороны. В этой связи основными психологическими условиями социальной адаптации человека с ОВ могут являться осознание им реального положения дел и адекватная самооценка, эмоциональная уравновешенность, адекватные межличностные отношения и нахождение своей профессиональной ниши на ранке труда и занятости. Авторство социальной модели (иногда ее обозначают как “интерактивную модель”, или “модель взаимодействия”) принадлежит главным образом самим людям с ОВ. В фокусе этой модели находиться взаимосвязь между отдельным человеком и окружающей его средой (в том числе обществом), причем ограниченные возможности не рассматриваются как часть человека и как его вина: человек может стараться ослабить последствия своего недуга, но ощущение ограниченности своих возможностей вызвано не недугом, а отношением людей и барьерами, существующими в окружающей среде (архитектурой, социальной организацией, психологическим климатом и пр.). Иначе говоря, ограниченные возможности как проблема есть результат социального и экономического притеснения внутри общества, поэтому людей с ОВ скорее можно рассматривать как притесняемую группу, чем как аномальную или трагическую. В этой связи концепция независимой жизни рассматривает человека с ОВ и его проблемы в свете его гражданских прав, а не с точки зрения его патологии, и ориентируется на устранение физических и психологических барьеров в окружающей среде с помощью специальных служб, методов и средств. Очевидно, что именно в сфере социальной работы, предполагающей, по определению, профессиональную поддержку, защиту и помощь социально-уязвимым категориям населения, должны быть предоставлены условия для социальной реабилитации, адаптации и интеграции людей с ОВ. С другой стороны, независимая жизнь представляет собой наличие альтернатив и возможность выбора, который человек с ОВ может сделать с помощью социальных служб, причем критерием независимости является не степень его дееспособности и самостоятельности в условиях отсутствия помощи, а качество жизни в условиях предоставляемой помощи. В свою очередь, понятие помощь включает в себя ее характер, способ оказания, контроль и результат. Иногда бывает трудно принимать помощь, но и не менее трудно ее оказывать. В связи с вышеизложенным важны не только содержание и технологии социальной работы, но и ее психологическая окрашенность. Одним из самых распространенных и, по-видимому, наиболее адекватных для “помогающих профессий” (типа социальной работы и недирективной консультативной психологии) является гуманистический подход (К.Роджерс и др.). Согласно этому подходу, для нормального существования человека, предполагающего формирование его высокой самоценности, необходимы активизация внутренних ресурсов позитивного развития личности (“личностного роста”), гуманность и возможность выбора. С другой стороны, с позиций экзистенциальной психологии одним из важнейших стремлений личности является обретение смысла своего существования, и для человека важнее не то, что с ним случилось, а свое отношение к случившемуся (В.Франкл). В этой связи весьма важной задачей социального работника является перевод клиента из позиции объекта социального воздействия, предполагающего пассивную общественную и личностную позицию, внешний локус контроля, отказ от самостоятельного принятия решений и зависимость, стереотипичность мышления и поведения и пр., в позицию способного к саморазвитию, активного и креативного субъекта социального воздействия. В рамках двусторонних отношений “социальный работник-клиент” последний должен быть стимулирован на активный выбор в виде самостоятельного принятия решений, Возможно, социальному работнику было бы гораздо легче принимать решения самому, но это привело бы к возрастанию неуверенности клиента в своих силах и его зависимости от социального работника. Так, например, в социальных учреждениях интернатного типа нередко возникает “приобретенная беспомощность”: убедившись в своей не способности влиять на решения, которые касаются их судьбы, клиенты, не пытаясь воздействовать на ход событии, впадают в депрессию, что может приводить к росту заболеваемости и смертности. В этой связи социальные работники могут помочь клиентам активнее участвовать в решении повседневных вопросов (например, содействовать созданию советов клиентов и советов их семей как органов коллективного мнения), а также сделать более проницаемыми границы между интернатом ( или семьей) и обществом. Как показывает практика, одним из наиболее важных и в то же время проблемных вопросов в жизни людей с ОВ является выбор профессии и трудоустройство. Профессиональное самоопределение должно включать в себя два принципиально важных условия: активность субъекта профессионального выбора и обеспечение квалифицированной развивающей помощи со стороны социального работника с целью обоснованного и адекватного выбора профессии. В часто встречающихся случаях, когда затруднения человека с ОВ в профессиональном самоопределении вызваны нерешительностью и неуверенностью в своих силах, особое значение приобретает помощь в осознании и правильной оценке своих особенностей с позиции их профессиональной значимости, а также информация о профессиях, в которых именно такие качества могут обеспечить успешность деятельности. Идеальным результатом представляется формирование у человека с ОВ умения осознанно и самостоятельно планировать свой личный профессиональный маршрут и определять пути его реализации. В принципе настоящая независимость предполагает независимость не только физическую, сколько психологическую, не взирая на наличие аномалии и степень ее тяжести. Естественно, социальный работник не в состоянии решить все психологические проблемы клиента, но может этому содействовать, применяя методы психологического консультирования, оказания экспресс- психологической помощи, работы с посттравматическим стрессом и осуществляя, фактически, психосоциальную работу, что особенно важно в условиях существующего в стране дефицита практических психологов. Одним из важнейших факторов успешности медико-социально- психологической реабилитации является ближайшее микросоциальное окружение людей с ОВ. В частности, их семьи по прежнему остаются основными источниками помощи, обычно сопряженной с физическим и эмоциональным стрессами, а перечень разного рода проблем (медицинских, материально- бытовых, психологических, педагогических, профессиональных и др.), возникающих в семье в связи с частичной или полной недееспособности какого- либо из ее членов, бесконечен. С психологической точки зрения очень важно нейтрализовать две часто встречающиеся в семьях крайности в отношении к человеку с ОВ: либо его воспринимают как обузу, усложняющую существование и затрудняющую личное “выживание”, либо на нем сосредотачивается внимание всей семьи и он подвергается гиперопеке. Выступая в различных ролях (консультанта, защитника интересов, помощника и др.), социальный работник может способствовать разрешению возникающих проблем, формированию правильного отношения к недееспособному родственнику и в целом - нормализацией внутрисемейных отношений. Помимо индивидуальной работы с семьей, целесообразно проводить групповые занятия и содействовать объединению семей (и клиентов) со сходными проблемами. Таким образом, социальная работа с людьми с ОВ своей целью имеет их физическое и, главное, социальное и психологическое благополучие, а с методологической точки зрения представляет собой психосоциальный подход с учетом особенностей личности и конкретной ситуации. Конкретные усилия, согласно социальной модели, должны быть направлены не только на помощь людям в борьбе с их недугами, но и на изменения в обществе: необходимо бороться с негативными установками, рутинными правилами, “ступенями и узкими дверьми” и предоставить для всех людей равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ИНВАЛИДНОСТИ. 1. Философия независимой жизни. ( На примере Московского клуба инвалидов “ Контакты-1”). Клуб “Контакты-1” строит свою работу с детьми, имеющими инвалидность, и их родителями по программам, в основе которых лежит социально- политическая модель инвалидности, суть которой сводится к следующему: человек, имеющий инвалидность, имеет равные права на участие во всех аспектах жизни общества; равные права должны быть обеспечены системой социальных служб, выравнивающих ограниченные в результате травмы или заболевания возможности. Инвалидность - не есть медицинская проблема. Инвалидность- это проблема неравных возможностей. Логичным в этом смысле является использование термина “человек с ограниченными возможностями” вместо слова “инвалид”.Это не просто отказ от устаревшего слова, означающего “больной, нетрудоспособный, бесполезный”. Это отказ от медикализации проблемы инвалидности, ибо инвалид- “больной, нетрудоспособный, бесполезный” нуждается в постоянной опеке и лечении, он находится в зависимости от других. Если же мы посмотрим на инвалидность с точки зрения ограничений в физических, зрительных, слуховых, речевых и умственных возможностях, то мы увидим, что их можно компенсировать при помощи нескольких служб, таких как “Центр независимой жизни”, службы “Персональный ассистент” и транспортной службы. “Для людей, имеющих инвалидность, быть независимым- значит иметь возможность жить как все; это не значит быть пассивными потребителями поддержки, это значит иметь широкий выбор возможностей и право на то, чтобы принимать на себя ответственность за свою жизнь”. “Инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью”. В 1992 году клуб инициировал первый в России Центр независимой жизни для детей с ограниченными физическими и умственными возможностями и разработал инновационные модели и программы, в основе которых лежит именно социально- политическая модель инвалидности. Итак, о ходе работы клуба по трем инновационным моделям: Центр независимой жизни, “Выездной лицей”, и “Персональный ассистент”. Инновационная модель “Центр независимой жизни для детей с ограниченными физическими и /или умственными возможностями”. Понятие “независимая жизнь” в концептуальном значении подразумевает два взаимосвязанных момента. В социально- политическом значении независимая жизнь- это право человека быть неотъемлемой частью жизни общества и принимать активное участие в социальных, политических и экономических процессах, это свобода выбора и свобода доступа к жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию. Независимая жизнь- это возможность самому определять и выбирать, принимать решения и управлять жизненными ситуациями. В социально- политическом значении независимая жизнь не зависит от вынужденности человека прибегать к посторонней помощи или вспомогательным средствам, необходимым для его физического функционирования. В философском понимании независимая жизнь - это способ мышления, это психологическая ориентация личности, которая зависит от ее взаимоотношений с другими личностями, ее физическими возможностями, системой служб поддержки и окружающей средой. Философия независимой жизни ориентирует человека, имеющего инвалидность на то, что он ставит перед собой такие же задачи, как и любой другой член общества. Мы все зависим друг от друга. Мы зависим от булочника, который выпекает хлеб, от обувщика и портного, от почтальона и телефонистки. Обувщик или почтальон зависят от врача или учителя. Однако эта взаимозависимость не лишает нас права выбора. Мы сами определяем, что, как, когда принимать те или иные решения. С точки зрения философии независимой жизни, инвалидность рассматривается с позиций неумения человека ходить, слышать, видеть, говорить или мыслить обычными категориями. Таким образом, человек, имеющий инвалидность, попадает в ту же сферу взаимосвязанных отношений между членами общества. Для того, чтобы он мог сам принимать решения и определять свои действия, создаются социальные службы, которые, также как мастерская по ремонту автомобилей или ателье, компенсирует его неумение делать что-то. Специальные социальные службы, которые создаются в рамках официальной политики на основе медицинской модели, не позволяют человеку, имеющему инвалидность, право выбора: за него решают, ему предлогают, его патронируют. Социальные службы в том виде, в котором они существуют в настоящее время, усугубляют сегрерующий характер социальной политики и усиливают пассивно- иждивенческий характер в среде людей, имеющих инвалидность. В Москве есть много инициативных групп людей, имеющих инвалидность, которые также придерживаются идеологии независимой жизни, связывая ее, в первую очередь, с экономической независимостью. Молодые ребята в инвалидных колясках стремятся заработать денег, чтобы не зависеть от пенсии. Ярким примером являются инвалидные производства, организуемые с тем, чтобы человек, имеющий инвалидность, мог зарабатывать деньги и жить полной жизнью. Однако экономическая независимость и независимая жизнь - это разные понятия. Надомная работа или инвалидное производство может дать приличный доход человеку, имеющему инвалидность. Но право выбора и равные возможности нельзя купить, какие бы ты деньги не имел. Сегрегация остается, также как и остается недоступная окружающая среда. Экономическая независимость одного человека не изменит законодательства, окружающей среды и общественного сознания. Хорошо одетый, гордый и сильный человек в инвалидной коляске, или, как говорят, “упакованный”- это исключение, которое подтверждает правило: человек, имеющий инвалидность, может жить как все; все, что ему нужно - это равные возможности. Включение в инфраструктуру системы социальных служб, которыми человек, имеющий инвалидность, мог бы делегировать свои ограниченные возможности, сделало бы его равноправным членом общества, самостоятельно принимающим решения и ответственность за свои поступки, приносящим пользу государству. Именно такие службы освободили бы человека, имеющего инвалидность, от унижающей человеческое достоинство зависимости от окружающей среды, и высвободили бы бесценные человеческие ресурсы (родителей и родственников) для свободного труда на благо общества. Центр независимой жизни - это комплексная инновационная модель системы социальных служб, которые в условиях дискриминирующего законодательства, недоступной архитектурной среды и консервативного в отношении людей, имеющих инвалидность, общественного сознания, создают режим равных возможностей для детей с особыми проблемами. Основной задачей в реализации модели Центра независимой жизни является обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни. Ключевую роль в модели играет служба “От родителя к родителю”. От родителя к родителю передается знания о социальных проблемах, затрагивающих интересы детей, от родителя к родителю передаются желание изменить положение детей к лучшему через активное участие самих родителей в социальных процессах. Формы работы: беседы, семинары, мероприятия, творческие кружки, исследования, создание служб. Два года назад активных родителей было очень мало. Сейчас в Центре независимой жизни принимают участие, активное и инициативное, 100-150 родителей. Мы привлекаем родителей не только организацией мероприятий. Они у нас работают преподавателями, экспертами и руководителями служб. Цель: Изменение среды, окружающей человека с ограниченными возможностями, таким образом, чтобы стало возможным включение его во все аспекты жизни общества; изменение самосознания человека, имеющего инвалидность. Задачи: |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|