реферат бесплатно, курсовые работы
 

Формы и методы социальной работы

доминантность.

Недоминантный субъект общения - человек( клиент), постоянно

чувствующий себя просителем, очень чувствительный к состоянию партнера-

социального работника. Он излишне застенчив в своих просьбах, затрудняется

их высказать. Важно помочь ему в общении: стимулировать, поддерживать,

предоставлять ему инициативу и возможность выразить себя, изложить свои

просьбы.

Мир инвалидов своеобразен. Здесь существуют свои критерии, свои

оценки, свои законы. Помочь инвалиду - это прежде всего воспринять и понять

его мир, мир человека нуждающегося во внимательном и сердечном отношении.

Психологические аспекты социальной работы с людьми с ограниченными

возможностями.

Необходимость интеграции технологий социальной работы и методов

прикладной психологии в первую очередь определяется спецификой людей с

ограниченными возможностями( ОВ ) как объектов “ социальной терапии”.

Среди проблем людей с ОВ, особенно молодых, чаще всего фигурируют

одиночество, низкая самооценка и отсутствие социальной уверенности в себе,

депрессия, ощущение стигматизированности и отверженности из-за своих

недостатков, психологическая и физическая зависимость, профессиональное

самоопределение и трудоустройство, а также мучительная неспособность

обсуждать свои трудности. Весьма острыми являются такие проблемы

сексуальной и семейной жизни, как установление и развитие взаимоотношений с

противоположным полом и возможные медицинские противопоказания к

деторождению.

Можно предположить, что острота физических, социально- экономических

и, главное, психологических проблем гораздо выше в случае не врожденной, а

приобретенной аномалии( инвалидности), становящейся сильным стрессогенным

фактором и принципиально меняющей жизненный сценарий человека и, в какой-то

степени, его ближайшего окружения.

Одна из основных психологических проблем людей с ОВ- это проблема

маргинальности и аутоидентичности, то есть того, к какой группе относит

себя такой человек - к “ миру нормальных” или к “миру неполноценных”. Как

показывает практика, в большинстве случаев люди по мере возможности

стараются скрывать свои недостатки, чтобы предстать в глазах окружающих

частью мира “нормальных” людей. Если же это не удается, то человек с ОВ

либо уходит в социальную самоизоляцию, либо в процессе коммуникации с

нормальными людьми ощущает себя особенно неполноценным из-за гиперопеки и

сочувствия с их стороны. В этой связи основными психологическими условиями

социальной адаптации человека с ОВ могут являться осознание им реального

положения дел и адекватная самооценка, эмоциональная уравновешенность,

адекватные межличностные отношения и нахождение своей профессиональной ниши

на ранке труда и занятости.

Авторство социальной модели (иногда ее обозначают как “интерактивную

модель”, или “модель взаимодействия”) принадлежит главным образом самим

людям с ОВ. В фокусе этой модели находиться взаимосвязь между отдельным

человеком и окружающей его средой (в том числе обществом), причем

ограниченные возможности не рассматриваются как часть человека и как его

вина: человек может стараться ослабить последствия своего недуга, но

ощущение ограниченности своих возможностей вызвано не недугом, а отношением

людей и барьерами, существующими в окружающей среде (архитектурой,

социальной организацией, психологическим климатом и пр.). Иначе говоря,

ограниченные возможности как проблема есть результат социального и

экономического притеснения внутри общества, поэтому людей с ОВ скорее можно

рассматривать как притесняемую группу, чем как аномальную или трагическую.

В этой связи концепция независимой жизни рассматривает человека с ОВ и

его проблемы в свете его гражданских прав, а не с точки зрения его

патологии, и ориентируется на устранение физических и психологических

барьеров в окружающей среде с помощью специальных служб, методов и средств.

Очевидно, что именно в сфере социальной работы, предполагающей, по

определению, профессиональную поддержку, защиту и помощь социально-уязвимым

категориям населения, должны быть предоставлены условия для социальной

реабилитации, адаптации и интеграции людей с ОВ.

С другой стороны, независимая жизнь представляет собой наличие

альтернатив и возможность выбора, который человек с ОВ может сделать с

помощью социальных служб, причем критерием независимости является не

степень его дееспособности и самостоятельности в условиях отсутствия

помощи, а качество жизни в условиях предоставляемой помощи. В свою очередь,

понятие помощь включает в себя ее характер, способ оказания, контроль и

результат. Иногда бывает трудно принимать помощь, но и не менее трудно ее

оказывать.

В связи с вышеизложенным важны не только содержание и технологии

социальной работы, но и ее психологическая окрашенность. Одним из самых

распространенных и, по-видимому, наиболее адекватных для “помогающих

профессий” (типа социальной работы и недирективной консультативной

психологии) является гуманистический подход (К.Роджерс и др.). Согласно

этому подходу, для нормального существования человека, предполагающего

формирование его высокой самоценности, необходимы активизация внутренних

ресурсов позитивного развития личности (“личностного роста”), гуманность и

возможность выбора. С другой стороны, с позиций экзистенциальной психологии

одним из важнейших стремлений личности является обретение смысла своего

существования, и для человека важнее не то, что с ним случилось, а свое

отношение к случившемуся (В.Франкл).

В этой связи весьма важной задачей социального работника является

перевод клиента из позиции объекта социального воздействия, предполагающего

пассивную общественную и личностную позицию, внешний локус контроля, отказ

от самостоятельного принятия решений и зависимость, стереотипичность

мышления и поведения и пр., в позицию способного к саморазвитию, активного

и креативного субъекта социального воздействия. В рамках двусторонних

отношений “социальный работник-клиент” последний должен быть стимулирован

на активный выбор в виде самостоятельного принятия решений, Возможно,

социальному работнику было бы гораздо легче принимать решения самому, но

это привело бы к возрастанию неуверенности клиента в своих силах и его

зависимости от социального работника. Так, например, в социальных

учреждениях интернатного типа нередко возникает “приобретенная

беспомощность”: убедившись в своей не способности влиять на решения,

которые касаются их судьбы, клиенты, не пытаясь воздействовать на ход

событии, впадают в депрессию, что может приводить к росту заболеваемости и

смертности. В этой связи социальные работники могут помочь клиентам

активнее участвовать в решении повседневных вопросов (например,

содействовать созданию советов клиентов и советов их семей как органов

коллективного мнения), а также сделать более проницаемыми границы между

интернатом ( или семьей) и обществом.

Как показывает практика, одним из наиболее важных и в то же время

проблемных вопросов в жизни людей с ОВ является выбор профессии и

трудоустройство. Профессиональное самоопределение должно включать в себя

два принципиально важных условия: активность субъекта профессионального

выбора и обеспечение квалифицированной развивающей помощи со стороны

социального работника с целью обоснованного и адекватного выбора профессии.

В часто встречающихся случаях, когда затруднения человека с ОВ в

профессиональном самоопределении вызваны нерешительностью и неуверенностью

в своих силах, особое значение приобретает помощь в осознании и правильной

оценке своих особенностей с позиции их профессиональной значимости, а также

информация о профессиях, в которых именно такие качества могут обеспечить

успешность деятельности. Идеальным результатом представляется формирование

у человека с ОВ умения осознанно и самостоятельно планировать свой личный

профессиональный маршрут и определять пути его реализации.

В принципе настоящая независимость предполагает независимость не

только физическую, сколько психологическую, не взирая на наличие аномалии и

степень ее тяжести. Естественно, социальный работник не в состоянии решить

все психологические проблемы клиента, но может этому содействовать,

применяя методы психологического консультирования, оказания экспресс-

психологической помощи, работы с посттравматическим стрессом и осуществляя,

фактически, психосоциальную работу, что особенно важно в условиях

существующего в стране дефицита практических психологов.

Одним из важнейших факторов успешности медико-социально-

психологической реабилитации является ближайшее микросоциальное окружение

людей с ОВ. В частности, их семьи по прежнему остаются основными

источниками помощи, обычно сопряженной с физическим и эмоциональным

стрессами, а перечень разного рода проблем (медицинских, материально-

бытовых, психологических, педагогических, профессиональных и др.),

возникающих в семье в связи с частичной или полной недееспособности какого-

либо из ее членов, бесконечен. С психологической точки зрения очень важно

нейтрализовать две часто встречающиеся в семьях крайности в отношении к

человеку с ОВ: либо его воспринимают как обузу, усложняющую существование и

затрудняющую личное “выживание”, либо на нем сосредотачивается внимание

всей семьи и он подвергается гиперопеке. Выступая в различных ролях

(консультанта, защитника интересов, помощника и др.), социальный работник

может способствовать разрешению возникающих проблем, формированию

правильного отношения к недееспособному родственнику и в целом -

нормализацией внутрисемейных отношений. Помимо индивидуальной работы с

семьей, целесообразно проводить групповые занятия и содействовать

объединению семей (и клиентов) со сходными проблемами.

Таким образом, социальная работа с людьми с ОВ своей целью имеет их

физическое и, главное, социальное и психологическое благополучие, а с

методологической точки зрения представляет собой психосоциальный подход с

учетом особенностей личности и конкретной ситуации. Конкретные усилия,

согласно социальной модели, должны быть направлены не только на помощь

людям в борьбе с их недугами, но и на изменения в обществе: необходимо

бороться с негативными установками, рутинными правилами, “ступенями и

узкими дверьми” и предоставить для всех людей равные возможности

полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ИНВАЛИДНОСТИ.

1. Философия независимой жизни.

( На примере Московского клуба инвалидов “ Контакты-1”).

Клуб “Контакты-1” строит свою работу с детьми, имеющими инвалидность,

и их родителями по программам, в основе которых лежит социально-

политическая модель инвалидности, суть которой сводится к следующему:

человек, имеющий инвалидность, имеет равные права на участие во всех

аспектах жизни общества; равные права должны быть обеспечены системой

социальных служб, выравнивающих ограниченные в результате травмы или

заболевания возможности. Инвалидность - не есть медицинская проблема.

Инвалидность- это проблема неравных возможностей.

Логичным в этом смысле является использование термина “человек с

ограниченными возможностями” вместо слова “инвалид”.Это не просто отказ от

устаревшего слова, означающего “больной, нетрудоспособный, бесполезный”.

Это отказ от медикализации проблемы инвалидности, ибо инвалид- “больной,

нетрудоспособный, бесполезный” нуждается в постоянной опеке и лечении, он

находится в зависимости от других. Если же мы посмотрим на инвалидность с

точки зрения ограничений в физических, зрительных, слуховых, речевых и

умственных возможностях, то мы увидим, что их можно компенсировать при

помощи нескольких служб, таких как “Центр независимой жизни”, службы

“Персональный ассистент” и транспортной службы.

“Для людей, имеющих инвалидность, быть независимым- значит иметь

возможность жить как все; это не значит быть пассивными потребителями

поддержки, это значит иметь широкий выбор возможностей и право на то, чтобы

принимать на себя ответственность за свою жизнь”.

“Инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные

физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными,

законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему

инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни

семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества.

Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам

людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой

жизнью”.

В 1992 году клуб инициировал первый в России Центр независимой жизни

для детей с ограниченными физическими и умственными возможностями и

разработал инновационные модели и программы, в основе которых лежит именно

социально- политическая модель инвалидности.

Итак, о ходе работы клуба по трем инновационным моделям: Центр

независимой жизни, “Выездной лицей”, и “Персональный ассистент”.

Инновационная модель “Центр независимой жизни для детей с

ограниченными физическими и /или умственными возможностями”.

Понятие “независимая жизнь” в концептуальном значении подразумевает

два взаимосвязанных момента. В социально- политическом значении независимая

жизнь- это право человека быть неотъемлемой частью жизни общества и

принимать активное участие в социальных, политических и экономических

процессах, это свобода выбора и свобода доступа к жилым и общественным

зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и

образованию. Независимая жизнь- это возможность самому определять и

выбирать, принимать решения и управлять жизненными ситуациями. В социально-

политическом значении независимая жизнь не зависит от вынужденности

человека прибегать к посторонней помощи или вспомогательным средствам,

необходимым для его физического функционирования.

В философском понимании независимая жизнь - это способ мышления, это

психологическая ориентация личности, которая зависит от ее взаимоотношений

с другими личностями, ее физическими возможностями, системой служб

поддержки и окружающей средой. Философия независимой жизни ориентирует

человека, имеющего инвалидность на то, что он ставит перед собой такие же

задачи, как и любой другой член общества.

Мы все зависим друг от друга. Мы зависим от булочника, который

выпекает хлеб, от обувщика и портного, от почтальона и телефонистки.

Обувщик или почтальон зависят от врача или учителя. Однако эта

взаимозависимость не лишает нас права выбора. Мы сами определяем, что, как,

когда принимать те или иные решения.

С точки зрения философии независимой жизни, инвалидность

рассматривается с позиций неумения человека ходить, слышать, видеть,

говорить или мыслить обычными категориями. Таким образом, человек, имеющий

инвалидность, попадает в ту же сферу взаимосвязанных отношений между

членами общества. Для того, чтобы он мог сам принимать решения и определять

свои действия, создаются социальные службы, которые, также как мастерская

по ремонту автомобилей или ателье, компенсирует его неумение делать что-то.

Специальные социальные службы, которые создаются в рамках официальной

политики на основе медицинской модели, не позволяют человеку, имеющему

инвалидность, право выбора: за него решают, ему предлогают, его

патронируют. Социальные службы в том виде, в котором они существуют в

настоящее время, усугубляют сегрерующий характер социальной политики и

усиливают пассивно- иждивенческий характер в среде людей, имеющих

инвалидность.

В Москве есть много инициативных групп людей, имеющих инвалидность,

которые также придерживаются идеологии независимой жизни, связывая ее, в

первую очередь, с экономической независимостью. Молодые ребята в инвалидных

колясках стремятся заработать денег, чтобы не зависеть от пенсии. Ярким

примером являются инвалидные производства, организуемые с тем, чтобы

человек, имеющий инвалидность, мог зарабатывать деньги и жить полной

жизнью.

Однако экономическая независимость и независимая жизнь - это разные

понятия. Надомная работа или инвалидное производство может дать приличный

доход человеку, имеющему инвалидность. Но право выбора и равные возможности

нельзя купить, какие бы ты деньги не имел. Сегрегация остается, также как и

остается недоступная окружающая среда.

Экономическая независимость одного человека не изменит

законодательства, окружающей среды и общественного сознания. Хорошо одетый,

гордый и сильный человек в инвалидной коляске, или, как говорят,

“упакованный”- это исключение, которое подтверждает правило: человек,

имеющий инвалидность, может жить как все; все, что ему нужно - это равные

возможности.

Включение в инфраструктуру системы социальных служб, которыми человек,

имеющий инвалидность, мог бы делегировать свои ограниченные возможности,

сделало бы его равноправным членом общества, самостоятельно принимающим

решения и ответственность за свои поступки, приносящим пользу государству.

Именно такие службы освободили бы человека, имеющего инвалидность, от

унижающей человеческое достоинство зависимости от окружающей среды, и

высвободили бы бесценные человеческие ресурсы (родителей и родственников)

для свободного труда на благо общества.

Центр независимой жизни - это комплексная инновационная модель системы

социальных служб, которые в условиях дискриминирующего законодательства,

недоступной архитектурной среды и консервативного в отношении людей,

имеющих инвалидность, общественного сознания, создают режим равных

возможностей для детей с особыми проблемами.

Основной задачей в реализации модели Центра независимой жизни является

обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни. Ключевую

роль в модели играет служба “От родителя к родителю”. От родителя к

родителю передается знания о социальных проблемах, затрагивающих интересы

детей, от родителя к родителю передаются желание изменить положение детей к

лучшему через активное участие самих родителей в социальных процессах.

Формы работы: беседы, семинары, мероприятия, творческие кружки,

исследования, создание служб. Два года назад активных родителей было очень

мало. Сейчас в Центре независимой жизни принимают участие, активное и

инициативное, 100-150 родителей. Мы привлекаем родителей не только

организацией мероприятий. Они у нас работают преподавателями, экспертами и

руководителями служб.

Цель: Изменение среды, окружающей человека с ограниченными

возможностями, таким образом, чтобы стало возможным включение его во все

аспекты жизни общества; изменение самосознания человека, имеющего

инвалидность.

Задачи:

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.