реферат бесплатно, курсовые работы
 

Дифференциация доходов населения и социальная политика государства

современных проблем социального развития свидетельствует, что для

решения необходимо формирование целостной социально-экономической

политики, как на региональном уровне, так и в масштабах государства в

целом; оказание финансовой и кредитной помощи регионам. Это одна из

самых главных задач федеральной власти, которая пока не выполняется.

Исправление положения требует ряда мер.

Во-первых, федеральная социальная политика должна формироваться

исходя из социально-экономической целесообразности, а не политических

амбиций. Проблемы федерализма не должны становиться центром

переплетения политики и экономики. Сегодня же при распределении

федеральных налогов и субсидий одни регионы несут главную тяжесть по

обеспечению бюджета федерации, а другие стали главными ”потребителями”

этого бюджета.

Во-вторых, успешное решение стоящих перед обществом социальных

проблем возможно лишь при четком разграничении управленческой

деятельности, как по объектам воздействия, так и по “проблематике”, без

чего в принципе невозможно определить пределы управления.

В-третьих, задачей управления социальным развитием является

конкретизация генеральных целевых установок с учетом сложившейся

системы государственного управления, местного самоуправления, а также

социально-экономических условий и ограничений различного характера.

В настоящее время в условиях экономических, структурных,

социальных (отчасти психологических) экологических кризисных явлений

эти задачи могут быть сгруппированы следующим образом:

- активная политика по повышению уровня жизни, социальной поддержки

населения, созданию условий для реализации его возможностей

самостоятельно обеспечить свое благосостояние.

- действенные меры на рынке труда по оптимизации структуры занятости и

сокращению безработицы.

- формирование механизма социальной защиты социально неблагополучных и

социально уязвимых категорий населения, социального обеспечения

нетрудоспособного населения.

- разработка эффективной системы защиты гражданских прав личности и

обеспечения безопасности.

- Институционные преобразования в социально – бытовой инфраструктуре и

социально – культурной сфере с целью расширения возможностей получения

соответствующих услуг населением, повышения качества обслуживания,

обеспечение доступности для каждого минимального набора бесплатных

услуг образования, здравоохранения и т. п.

4. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА И ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ

В РОССИИ И РАЗВИТЫХ СТРАНАХ.

Заработная плата выполняет три функции:

- стимулирование трудовой деятельности работников всех должностных

уровней и квалификации;

- обеспечение прожиточного минимума для наименее квалифицированных или

утративших современную специальность групп трудоспособного населения;

- не только материальное обеспечение жизни работника и его семьи,

адекватное возможностями экономики вообще и трудовому вкладу работника,

но – и это стало сейчас уже объективной необходимостью – материальная

поддержка развития рабочей силы, повышение квалификации работников и т.

д. в соответствии с потребностями экономики.

Уровень оплаты труда определяется не только степенью развития

производительных сил страны и зависимостью оплаты от образования,

квалификация работника, его вклада в совершенствовании технологии,

производимой продукции и услуг. На уровень оплаты труда влияет и

другая народнохозяйственная необходимость – необходимость баланса

между суммой розничных цен товаров и услуг, с одной стороны, и суммой

трудовых доходов населения – с другой.

Наблюдается следующая закономерность. Чем выше уровень развития

национальной экономики, чем полнее отечественный рынок постоянно

наполняется разнообразными высококачественными товарами и услугами,

тем более экономика заинтересована в максимально высоком среднем

уровне доходов населения и напротив, чем ниже эффективность экономики

и стабильнее это положение, тем неизбежнее не только

заинтересованность, но и прямая потребность экономики в устойчиво

низких доходов населения. Следует отметить различные принципы

формирования доходов населения в интенсивной рыночной экономики и

дефицитной технологически отсталой экономики нерыночного типа.

Во-первых, чем значительнее эффект трудовой деятельности в

области технологического и социального развития хозяйства и создания

конкурентоспособных товаров и услуг, тем выше оплата труда и в целом

доходы народа.

Во-вторых, чем значительней и ровнее общий уровень культуры,

специального образования и квалификации трудовых ресурсов, оказывающих

прямое влияние на продуктивность и особенно на творческий результат

труда, тем заметнее происходит возрастание и выравнивание трудовых

доходов по группам населения с разным их традиционном уровнем.

Напротив экстенсивная, технологически не развитая экономика, чье

производство товаров и услуг свертывается в объеме и лишено в

большинстве своем конкурентных возможностей, приводит к неизбежному и

значительному общему падению доходов населения и столь же заметно

обостряющемуся расслоению в уровне жизни по группам населения ( см.

таблицу ).

| |Россия |США |

|Группы | | |

|населения | | |

| |1991 |1994 |1991 |

| |Доходы |% |Доходы |% |Доходы |% |

| |населени|отклонени|населени|отклонени|белого |отклонени|

| |я всего |я от |я всего |я от |населени|я от |

| |% |пятой |% |пятой |я всего |пятой |

| | |самой | |самой |100% |самой |

| | |богатой | |богатой | |богатой |

| | |группы | |группы | |группы |

|Первая |9,4 |26,5 |5,3 |41,0 |17,7 |3,7 |

|Вторая |14,0 |21,9 |10,2 |36,1 |19,8 |1,6 |

|Третья |17,9 |18,0 |15,2 |31,1 |20,3 |1,1 |

|Четвертая |22,8 |13,0 |23,0 |23,3 |10,8 |0,6 |

|Пятая |35,9 |---- |46,0 |---- |21,4 |---- |

Но почему вообще существует неравенство в доходах? Есть множество причин и

факторов этого неравенства:

Во-первых, от рождения люди наделены различными способностями, как

умственными, так и физическими.

Во-вторых, различия во владении собственностью, особенно доставшейся

по наследству.

В-третьих, различия в образовательном уровне.

В-четвертых, даже при равенстве возможностей и одинаковых уровнях

образования больший доход будут получать лица, которых иногда называют

“трудоголиками”.

В-пятых, есть такая группа причин, которая связана просто с везением,

случаем, неожиданным выигрышем и т. п.

Таким образом, по крайней мере, в силу названных причин равенство

экономических возможностей соблюдается далеко не всегда. Бедные и богатые

по-прежнему существуют даже в самых благополучных высокоразвитых странах.

Однако бедность – понятие относительное. Русская поговорка “У кого щи

жидковаты, а у кого жемчуг мелковат” хорошо отражает эту проблему. Бедность

– это уровень дохода, достаточный для того, чтобы поддерживать прожиточный

минимум. Прожиточный минимум, или черта бедности говорит не о границе

выживания, а о минимальном уровне стандарта жизни. Разумеется, этот

стандарт будет различным у разных стран и народов, и у одной и той же

страны, но на разных этапах ее развития.

Крупный просчет в области организации оплаты труда в масштабах страны

был допущен в России в середине 80-х годов, когда государство, не сумев

перестроиться на рыночный лад и взять на вооружение прогрессивный

зарубежный опыт, просто-напросто отдало на откуп предприятиям решение всех

вопросов оплаты труда. Попутно следует отметить, что государственные

учреждения и предприятия в развитых капиталистических странах сами по себе

играют важную роль своего рода проводников показательных, наиболее близких

к объективным требованиям экономики критериев оплаты труда. Важно отметить,

что государство, лишь утвердив свой многосторонний контроль над сферой

оплаты труда, передает права на установление уровня и темпов роста

заработной платы предпринимательским ассоциациям и объединениям профсоюзов,

точно также, как и отдельным работодателям и профсоюзам отдельных

предприятий.

Важно отметить в большинстве случаев мирный характер взаимоотношений

по поводу оплаты труда между предпринимательскими ассоциациями и

профсоюзами и, вместе с тем, обычно весьма уважительный, спокойный тон

отношений и тех и других с государством.

В России такого рода стиль отношений только налаживается. Стороны ведут

себя миролюбиво далеко не часто, ибо каждый из субъектов, игнорируя уже

принятые соглашения, частенько стремится добиться выигрыша за счет другого.

Сложность договорных отношений и выполнение обязательств в данном случае

заключается в том, что все три договаривающиеся стороны находятся в

плачевном положении одна в стадии технологического упадка и низких рыночных

потенций, другая все более погружается в состояние нищеты, а третья

испытывает хронический и все более нарастающий бюджетный дефицит.

В работодатели в разных рыночных странах в отличие от российской

экономики повсеместно гарантируют выплату заработной платы, установленной

по всем категориям персонала, эквивалентно образованию, квалификации и

опыту творческой работы, сроки и размеры ее повышения. Они принимают на

себя твердые и контролирующие обязательства по соблюдению техники

безопасности, экологической чистоте производства, благоприятных

эргономических условий труда, регулярному повышению квалификации работников

и ритмичности производства. В отличие от западных государств, где

коллективные договора и соглашения считаются нормативными документами на

уровне закона, у нас во многих случаях остаются лишь на бумаге в виде не

обязательных рекомендаций.

Создается впечатление, что трех сторонняя процедура согласования интересов

социальных партнеров в России(государство, работодатели, профсоюзы) носят

не обязательный и формальный характер, ибо стороны не несут не какой

ответственности за срыв соглашений. Рынок труда в развитых странах как бы

суммируют оплату труда и статистически ее усредняют, придерживаясь

объективно сформировавшихся нормативов по всем нормативам трудовой и

профессиональной деятельности.

5. КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ СДВИГИ В

СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ.

Процессы реформирования сферы занятости в пост советской истории

прошли три этапа.

Первый этап 1991-1993 года – период основных институциональных

преобразований полной свободы экономической деятельности, бурного развития

нового частного сектора. В это время радикальных изменений в области

занятости не наблюдалось. основной приток занятых пришелся на вновь

созданные предприятия торговли и общественного питания, а так же банки и

компании финансово-кредитной сферы. Однако на рост занятости в новых

отраслях негативно влияли низкие темпы реструктуризации предприятий

материального производства и как следствие - слабый приток работников. Хотя

численность занятых в промышленности уменьшилась за данный период примерно

на 7%,нужно иметь в виду, что многие предприятия советской экономики

характеризовались наличием избыточных работников. Другой важный фактор –это

значительное(на 12% )сокращение занятости женщин, что обусловило общее

отрицательную динамику занятости, в тоже время занятость мужчин увеличилась

на 5% и впервые за многие годы превысило соответствующий показатель для

женщин. Численность занятых в экономике в целом уменьшилась в 1991-1993

годах примерно на 4%. На рубеже 1992-1993 годов стало ясно, что дальнейшее

развитее рыночных отношений в России не возможно без приватизации крупных и

средних промышленных предприятий. К сожалению, отечественный опыт

приватизации во многом оказался неудачным, и изменениям в сфере занятости

способствовали не только сами процессы приватизации, сколько вызванные ими

углубления спада производства и сокращении реальных душевых доходов

населения.

Все же второй этап реформирования сферы занятости 1993-1995 года-

можно условно считать периодом приватизации. В это время директора

предприятий даже стали воспринимать политику занятости как самостоятельную

проблему, имеющую право на существование. Второй этап реформирования сферы

занятости был более противоречивым.

Во-первых, в этот период начались массовые сокращения занятых;

во-вторых, усилилось дифференциация уровней заработной платы в зависимости

от должностных позиций и профессий внутри предприятий;

в-третьих, на предприятиях постепенно сложились различные подходы к

регулированию занятости: накопление или высвобождение избыточной рабочей

силы, изменения соотношений постоянный и переменной составляющей заработной

платы, использование сокращенных графиков работы, а также временных форм

занятости;

в-четвертых, уже появились признаки углубления социально-экономического

кризиса переходной экономики России.

Третий этап реформирования сферы занятости 1996-1998 года- характеризуется

усилением кризисных тенденций в экономике и социальной сфере, под влиянием

которых развитие сферы занятости приобрело во многом уродливые черты,

формальные явления переплелись с неформальными, стали стираться границы

между формальной и неформальной занятостью, между занятостью и

безработицей, получили широкое распространение латентные формы занятости и

безработицы, а также доходная теневая деятельность. Одновременно

складывались новые формы функционирования предприятий. Это- переориентация

на производство более конкурентно способной продукции, поиск новых

партнеров, изменения во взаимоотношениях администрации и персонала,

изыскание путей финансирования нововведений и т. п., что дало импульс к

сдвигам и в сфере занятости. За годы реформ более высокими темпами, чем в

промышленности и строительстве, занятость сокращалась только в сфере науки

и научного обслуживания. Это объясняется как спецификой данной сферы,

эффективность которой не может быть прямо оценена в терминах текущего

платежеспособного спроса, так и высокой мобильностью научных кадров,

которые сначала рыночных преобразований стали быстро переходить в более

доходные секторы экономической деятельности. Преобладающая часть

работающего населения России по-прежнему сосредоточено на крупных и средних

предприятиях. Вместе с тем из года в год наблюдается устойчивая тенденция к

абсолютному и относительному сокращению занятости на этих предприятиях.

| | 1991 | 1997 |Изменение |

| | | | |

| | | |% |

|Всего: |73848 |64639 |-13 |

|промышленность |22407 |14893 |-34 |

|Сельское хозяйство |9970 |8594 |-11 |

|Лесное хозяйство |------- |240 |------- |

|строительство |8488 |5654 |-33 |

|транспорт |4876 |4275 |-12 |

|связь |874 |845 |-3 |

|Торговля и общественное питание, |5626 |8705 |+55 |

|снабжение | | | |

|Жилищно-коммунальное хозяйство, |3159 |3356 |+6 |

|непроизводственные виды бытового | | | |

|обслуживания | | | |

|здравоохранение |4305 |4412 |+3 |

|Образование, культура, искусство |7273 |7144 |-2 |

|Наука и научное обслуживание |2763 |1431 |-48 |

|Финансово-кредитная сфера и |439 |778 |+77 |

|страхование | | | |

|Органы управления |1722 |2549 |+50 |

В течении 1999 года, впервые за годы реформ на 1,8 млн. человек

выросла численность занятого населения, достигнув 65,1 млн. , введено около

500 тыс. новых рабочих мест, на 1/3 снизилось количество административных

отпусков. Уровень безработицы составляет 1,2% трудоспособного населения; в

стране существует 622 тыс. вакантных рабочих мест. Число лиц, получающих

пособие по безработице составляет 2,4 млн.. В этой сфере существует ряд

серьезных проблем, связанных прежде всего с большой задолженностью, она

нуждается в реформировании. Серьезной проблемой остается нелегальная

занятость в основном выходцев из стран ближнего зарубежья.

Скрытые формы занятости: к скрытым формам занятости относятся все

разновидности доходной деятельности, по разным причинам и в различной

степени скрытые от официального учета. Такая занятость может быть легальной

и нелегальной, зарегистрированной ( оформленной письменным договором с

работодателем ) или незарегистрированной ( самозанятость без оформления

лицензии, наем по устной договоренности ) использоваться в формальном

секторе экономики (незарегистрированный наем на зарегистрированный

действующих предприятиях ), либо в ее неформальном секторе.

Статистический учет скрытой занятости следует осуществлять из трех

критериев:

1. численность занятых в скрытой форме;

2. скрытого отработанного рабочего времени;

3. скрытого дохода.

Сегодня в России целенаправленный учет занятости не ведется ни по

одному из названных критериев. Это обусловлено как несовершенством

используемых методов сбора информации, так и расширением сферы теневой

экономики в России. Появились новые виды занятости- самозанятость,

коммерция, предпринимательство. На фоне низкого официального уровня

средней заработной платы происходит увеличение масштабов теневой

экономики, рост бедности. В России сегодня более 65 млн. человек живут

ниже официальной черты бедности. В области занятости идет рост спроса на

рабочую силу, снижая количество безработных.

6. ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ.

Несмотря на оживление в экономике и даже небольшой рост, говорить о

долгосрочных тенденциях пока рано. Одна из главных социальных и

экономических проблем - низкие реальные доходы населения, сильно

ограничивающие спрос, в том числе на продукцию инвестиционных отраслей и

тормозящие экономическое развитие. Решать сугубо экономические вопросы

нужно только в комплексе с совершенствованием социальной политики.

Реальностью сегодняшнего дня стало изменение принципов финансирования

социальной сферы - она все более опирается на внебюджетные средства.

Главными задачами остаются стабилизация экономического положения, повышения

уровня жизни и снижение числа бедных. В ближайшие годы необходимо

восстановить размеры личного потребления на уровне 1991 года, повысив

потребительские расходы примерно в 1,8 раза.

Предстоит перевод жилищно-коммунального хозяйства на рыночные рельсы и его

демонополизация, повышение доли оплаты жилищно-коммунальных услуг

населением до 100% (сейчас на уровне 40% ) при одновременном введение

системы жилищных субсидий для беднейших слоев. Одна из главных задач –

необходимо повышать размеры оплаты труда при одновременном повышении уровня

пенсий. Должна вводится концепция “государства благосостояния”, которая

включает в себя, как программы социального страхования, относящихся ко всем

слоям населения, так и систему мероприятий для поддержки доходов наименее

обеспеченных семей: страхование по старости, от болезней, пособие по

безработице, дополнительные программы государственной помощи для неполных

семей с детьми, слепых, нетрудоспособных и т. п., включающие

продовольственные талоны, обеспечение жильем, другие социальные услуги.

Особая роль в программах “государство благосостояния” отводится

трансфертам. Трансферт – это безвозмездная передача части доходов или

имущества индивида или организации в распоряжение других лиц. Следует

отметить, что при помощи трансфертов могут перераспределяться не только

денежные доходы, но и экономические возможности. Бедные семьи получают

больше возможности для того, чтобы дать хорошее образование своим детям. Но

одновременно возникает проблема, связанная с дилеммой эффективности и

справедливости, которая заключается в парадоксальном явлении – количество

людей, относимых к категории бедных может взрасти в результате усилий по

борьбе с бедностью. дело в том, что перераспределение доходов вообще и

трансферты, в частности, меняют экономическое поведение людей. Люди часто

стараются так изменить свое поведение, чтобы получить именно социальный

трансферт, а не так, чтобы повышать свои стимулы к труду при помощи

государственной поддержки. Начинает расти социальная нагрузка на

государственный бюджет и, следовательно, растущий дефицит. Таким образом,

существует опасность того, что экономические стимулы будут подорваны,

производственная деятельность сократится и уменьшится объем распределяемого

”пирога”.

8. НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМЫ В СФЕРЕ

ОБРАЗОВАНИЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ЖИЛЬЯ.

За последние десять лет в сфере образования произошли следующие изменения:

1. изменился рынок труда – заказчик стал диктовать жесткие требования к

выпускнику;

2. все более активную роль начинают играть региональные и местные

органы власти;

3. происходит активная адаптация к новой обстановке самой системы

образования.

Позитивно то, что идет формирование новой законодательной базы, растет

влияние региона, учитываются требования рынка труда. В тоже время налицо

явно недостаточное и не эффективное бюджетное финансирование, не однозначны

последствия коммерциализации образования. Усиливается имущественное и

региональное неравенство в доступе к образованию. Среди явно обозначившихся

тенденции осознание населением важности образования. Увеличивается доля

платного образования, население постепенно осознает его необходимость.

Исходя из этого реформа образования должна реально разделить бюджетные

потоки – часть из них будет покрывать расходы на финансирование

обязательных стандартов образования, другую необходимо отдать в руки

населения, с тем, что бы семья сама выбирала для детей соответствующий

уровень и качество образования. На платные образовательные услуги

российские граждане тратят заметно меньше средств, чем на медицину. Тем не

менее 28% семей платят за учебу детей внося деньги за факультативны,

дополнительные занятия. Доля населения оплачивающая те или иные

образовательные услуги ( питание, текущий ремонт, охрана школы,

индивидуальные занятия ) повышается по мере роста урбанизации. Благодаря

государственной поддержке более 30% бедных семей бесплатно получают

школьные учебники. Почти каждая пятая семья, где дети получают высшее

образование в той или иной мере платят за него из личных средств. В целом

60% семей, имеющих детей школьного возраста полагают что не смогут оплатить

обучение детей в вузе. Необходимо ввести государственный заказ на высшее

образование путем предоставления грандов и образовательных кредитов,

апробировать и широко внедрить систему общенационального тестирования.

В сфере здравоохранения все более распространенной становится практика

оплаты медицинских услуг – за последние годы каждой второй семье

приходилось самостоятельно их оплачивать, речь идет не только о ставшей

традиционной частной стоматологической практике, но и об оплате

диагностических обследований, консультации врачей. Платное лечение носит

принудительный характер: уровень благосостояния семей, вынужденных

оплачивать медицинские услуги, не самый высокий, и в условиях, когда

расширение масштабов платной медицины происходит на фоне падения доходов

населения, многие отказываются от лечения по материальным причинам. За годы

реформ лекарственные средства перестали быть дефицитными, но для многих они

не доступны из-за высоких цен. По этому до 35% больных вынуждены отказаться

от покупки назначенных лекарств. Государство ввело льготы для бесплатного

приобретения лекарств, но ввиду отсутствия финансового обеспечения это

право для большинства “льготников” оказалось формальным. Ситуация

ухудшается, что выражается в разрыве между официально провозглашенными

государственными гарантиями предоставления медицинской помощи населению и

реальным финансированием, в незавершенности реформ здравоохранения,

неудовлетворительной координации всех структур, отвечающих за положение в

этой сфере. В тоже время финансовое положение сферы здравоохранения лучше,

чем образования и культуры. Одновременно доля средств населения в оплате

мед.услуг постоянно возрастает, на сегодняшний день она сравнялась с долей

государства. Самая тяжелая ситуация с государственным финансированием – в

малых городах и селах, где нет широкой налогооблагаемой базы.

Из подобного положения существует два выхода: - либо менять

закрепленные в конституции гарантии предоставления бесплатной мед. помощи,

либо увеличить объемы финансирования. Исходя из этого, предлагается три

варианта реформирования здравоохранения:

1. консервативный предлагает сохранение формально бесплатной медицины,

свертывание системы обязательного мед. страхования, частичное

восстановление вертикали административного управления системой

здравоохранения.

2. радикальный означает пересмотр государственных гарантий,

окончательный переход к обязательному мед. страхованию,

реструктуризации сети мед. учреждений, по душевой налог с населения

для обеспечения функционирования системы здравоохранения.

3. умеренный основан на сохранении формально бесплатной медицины,

введении территориального планирования, снижение затрат в этой

сфере. Предполагается официальный переход к согласованной долевой

оплате мед.помощи за счет средств бюджета и обязательного

медицинского страхования на основе единых тарифов.

Еще более неудовлетворительный итог проводимой реформы оплаты жилья –

давление платежей за жилье сильнее на те семьи, которые находятся в худших

жилищных условиях. Задолженность чаще встречается у семей с более низким

жилищным статусом: живущих на меньшей площади, в неприватизированных и

коммунальных квартирах. Почти все едины в том, что к должникам за жилье

нужен избирательный подход с учетом состава их семей. В целом преобладает

неприятие политики, проводимой за последние годы в сфере оплаты жилья и

коммунальных услуг. Величина платежей за жилье практически не зависит от

качества жилья, объема и качества предоставляемых коммунальных услуг, не

увязано с уровнем доходов и со стоимостью жизни. Социально защищенное

действие механизма жилищной компенсации мало влияет на проблемы долгов по

квартплате.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Рассмотрев тему: Дифференциация доходов населения и государственная

социальная политика можно сделать вывод:

Говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем действия

правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов

различных членов и групп общества. Это одно из направлений

макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную

стабильность общества и создать насколько это возможно одинаковые

“стартовые” условия для граждан. Социальная ориентация предполагает выбор

общественных приоритетов, целенаправленное стимулирование определенных сфер

и направлений деятельности, осуществление экологических программ.

Помимо очевидной связи социального развития с достижением социальной

справедливости не менее важно при анализе социальной проблематики исходить

из реального состояния современной экономики страны, которое продолжает

ухудшаться. Не преодолен спад производства в инвестиционной деятельности,

не происходит структурных перестроек. Происходит подмена в общественном

сознании системы ценностей: все менее престижным становится добросовестный

труд, а все более престижным – собственность, богатство. С проблемами

социального развития напрямую связаны не только снижение уровня жизни

трудящихся и расслоение населения по доходам, но и проблемы занятости.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Бушмарин И.В. Заработная плата идоход населения в России и

развитых странах ”Общество и экономика” 1996 год.

2. Глазьев С. О правительственном плане действий в области

социальной политики на 2000-2001 г.г. “РЭЖ - 2000” №8.

3. Захаров В.,Удалов Ф. Контуры социальной политики России ”ЭКО -

2000” №10.

4. Лексин В.,Шевцов А. Общероссийские реформы и территориальные

развития “РЭЖ - 2000”

5. Московская А.,Московская С. Качественные и количественные сдвиги в

сфере занятости “Вопросы экономики” 1999 г. №11.

6. Мартынов А. Экономическая и социальная политика “Общество и

экономика” 1999 г. №2

7. Тишин Е. Актуальные проблемы социального развития “Экономист” 1997

г. №4.

8. Шаронов А. Эволюция социальной политики ”Общество и экономика” 1999

г. №7.

9. Чепурин М.Н.,Киселева Е.А. Учебник “Курс экономической теории” 2001

г. изд.4.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.