реферат бесплатно, курсовые работы
 

Билеты по социологии

своими партнерами. Индивид оценивает важность, значимость связей с точки

зрения решения своих личных проблем.

2. Внутренние связи в группе могут оцениваться с точки зрения

укрепления престижа в целом, непосредственно на личных целях

индивида это не сказывается.

3. Реакция индивида на взаимоотношение между другими членами

группы.

4. Отношение коллег по группе с т. зрения достижений коллектива,

т.е. каждый член общности не должен подводить весь коллектив.

5. Отношение с членами других конкурирующих или

сотрудничающих общностей с т. зрения личных интересов

индивида.

6. Отношение с членами других групп, но уже с т. зрения интересов

всей группы, к которой принадлежит индивид.

7. Отношения индивида с членами своего коллектива перед

представителями других конкурирующих групп.

(1,3,5 - парные связи; 2,4,6,7 - связи, которые развиваются только в

общности, они существуют для сохранения всех преимуществ, получаемых

индивидом не от одного партнера, а от всей общности).

24. Социология малых групп. Социометрическая процедура.

Социометрия (товарищ, измерять)

Метод - Д. Морено

Малая группа - люди собраны вместе по роду деятельности, объединены по

ситуации.

Этапы процедуры.

1. Определение целей измерения

2. 2 типа процедуры

- непараметрическая

- параметрическая

3. составление анкеты, используя 2 вида социологических критериев

- коммуникативный

- гноистический

4. заполнение анкеты

5. заполнение социометрической матрицы

25. Социальная сущность личности.

Любое общество состоит из людей. Каждый человек тоже является сложной

системой. В социологии различают понятия индивида и личности.

Индивид - один из группы.

Индивидуальность - это особенность, которая отличает одного человека от

другого.

Личность - совокупность социально-значимых черт сформированных обществом.

26. Структура личности.

В человеке слиты воедино биологические, психологические и социальные

качества.

1. направленность личности.

- потребности: биогенные (еда, жилище, секс), безопасность, потребность в

самоутверждении, потребность в саморазвитии (самореализации);

- мотивы поведения;

- цели человека;

- ценностные ориентации;

- иные установки человека;

- интересы личности;

- убеждения;

- идеалы.

Все это формируется воспитанием и социальным общением.

2. жизненный опыт личности.

- умения;

- навыки;

- привычки;

Социальное играет здесь главенствующую роль и формируется через обучение.

3. особенности психический процессов.

- чувства;

- восприятие;

- мышление;

- память;

- воля.

Социальность может наложить отпечаток на психические процессы, изменить их

через тренировку.

4. биологические свойства.

- строение тела;

- патологические свойства в строении тела;

- темперамент (тип нервной системы);

- половые и возрастные свойства.

27. Социологические подходы и концепции личности.

В социологии имеется несколько тенденций в решении социологического

подхода, две из них прямо противоположны. Одна тяготеет к абсолютизации

биологического начала в жизни человека, а значит, и в понимании социальной

жизни, социального как явления. Другая противоположна, для нее характерен

полный отрыв личности от природного начала. В понимании человека, а вместе

с тем и в понимании социального как явления в рамках этой традиции

наблюдается стремление изолировать, далеко развести социальное и природное

в человеке и обществе.

Ролевая концепция личности - концепция, отождествляющая жизненные ситуации

с игрой и сводящая деятельность человека к разыгрыванию определенных

стандартных ролей в стандартных ситуациях. Различают два типа социальных

ролей - конвенциальные и межличностные. Первые означают предписанный

образец поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной

ситуации. Вторые определяются взаимодействием людей друг с другом.

Статусная концепция личности. Социальный статус - это соотносительное

положение (позиция) индивида или группы в социальной системе. В зависимости

от того, занимает человек данную позицию благодаря наследуемым признакам

(раса, социальное происхождение) или благодаря собственным усилиям

(образование, заслуги), различают соответственно "предписанный" и

"достигаемый" статусы. Понятие социального статуса характеризует место

личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных

сферах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества,

выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях

(зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку,

которая может совпадать с оценкой общества или социальной группы.

28. Сущность и этапы социализации личности.

Социализация - это усвоение индивидом социального опыта (знаний, ценностей,

правил) на фоне которого он формируется как конкретная личность.

Факторы социализации:

1. система образования;

2. среда сверстников, круг друзей;

3. произведения искусства, литературы;

4. СМИ;

5. Политические институты (государство, партия);

6. Отдельные экономические и политические события;

7. Отдельная выдающаяся личность.

Социализация - это не однонаправленный процесс.

Социализация осуществляется через деятельность, общение и развитие

самосознания.

29. Мотивация поведения личности.

Основу поведения любой личности составляют потребности, которые есть

реакция индивида на условие внешней среды.

Теория иерархии потребностей А. Маслоу.

Физиологические>Безопасность>Социальные потребности>

Эгоистические>Самореализация

Социальные потребности: положение в обществе, дружба, любовь.

Эгоистические: внешние (статус, престиж, уважение в обществе) и внутренние

(самоуважение, уверенность в себе, свобода).

30. Основные микро социологические подходы изучения личности.

Микросоциология изучает интеракцию, т.е. повседневное взаимодействие

людей, в центре - личность.

Теория социального обмена. Исходным положением теории социального обмена

является то, что людям необходимы многообразные виды вознаграждений,

получить которые они могут, только взаимодействуя с другими людьми. Люди

вступают в социальные отношения, поскольку ожидают, что будут

вознаграждены, и продолжают эти отношения потому, что получают то, к чему

стремятся. Вознаграждением в процессе социального взаимодействия могут быть

социальное одобрение, уважение, статус, а также практическая помощь.

Учитывается и то, что отношения в процессе взаимодействия могут быть

неравными. В этом случае человек, обладающий средствами для удовлетворения

потребностей других людей, может использовать их для приобретения власти

над ними. Это возможно при наличии 4 условий: 1) если нуждающиеся не

располагают необходимыми средствами; 2) если они не могут получить их из

другого источника; 3) если они не хотят получить то, в чем нуждаются силой;

4) если в их системе ценностей не произойдет изменений, при которых они

смогут обойтись без того, что раньше им было необходимо.

Символический интеракционизм. Характерными чертами символического

интеракционизма, отличающими его от большинства направлений социологии и

социальной психологии, стали, во-первых, его стремление исходить при

объяснении поведения не из индивидуальных влечений, потребностей,

интересов, а из общества (понимаемого как совокупность меж индивидуальных

взаимодействий), и, во-вторых, попытка рассматривать все многообразные

связи человека с вещами, природой, другими людьми, группами людей и

обществом в целом как связи, опосредованные символами. В основе

символического интеракционизма лежит представление о социальной

деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в

системе языковых и других символов.

Теоретический гуманизм. Исходя из положения о том, что человек - творец

социального мира, способный изменять его, но в то же время нередко

попадающий в плен тех значений, которые когда-то были порождены им самим,

сторонники этого направления отмечают, что социология может указать

человеку те границы, которые он сам себе устанавливает: уже само

обнаружение данного факта есть, с их точки зрения, известный шаг по пути к

реализации свободы человека. Социология как наука о людях и для людей

должна, руководствуясь идеалами гуманизма, изыскивать пути уменьшения

ограничений.

Этнометодология. Вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет

представление о том, как будет или должно протекать это взаимодействие,

причем представления эти организуются в согласии с нормами и требованиями,

отличными от норм и требований общепринятого рационального суждения. Черты

рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении.

31. Методы социологического исследования.

Задача любого социологического исследования выяснить причинно-следственную

связь между какими-то фактами.

Методы выборочного исследования.

Историко-социологическое исследование.

Анализ документов.

Эксперимент.

Скрытое наблюдение.

Включенное наблюдение.

Полевые исследования.

32. Этапы выборочного исследования.

Задача любого социологического исследования выявить причинно следственную

связь между какими-то фактами.

1. Для этого выдвигается гипотеза, т.е. предположение, что одна группа

фактов находится в причинной зависимости от другой группы фактов.

2. Любое исследование имеет под собой теоретическую методологическую базу,

т.е. какие-то доказанные научные положения.

3. Различают 2 вида переменных в исследованиях

- независимую, т.е. ту которое является причиной какого-либо факта.

- зависимая, которое зависит от предыдущей.

4. Для решения выделяется группа респондентов, но вначале определяется

генеральная совокупность, т.е. социальная группа или общность, которая

будет исследоваться. Из этой группы выделяются респонденты, группа которых

должна быть репрезентативна генеральной совокупности. Требование

репрезентативной выборки означает, что по выбранным критериям или

основаниям группа должна быть пропорциональна соответствующим параметрам

генеральной совокупности. Строго репрезентативную выборку обеспечить не

возможно. Достав. выбора - 5%.

Выборочный метод - метод получения информации, основанный на изучении

небольшой части потенциальной совокупности объектов (генеральной

совокупности), выводы которого затем распространяются на всю совокупность

объектов.

Проектирование выборки включает:

* Определение границ и состава генеральной совокупности (сплошное или

выборочное исследование)

* Определение типа выборки (случайная, квотная, гнездовая, простая или

многоcступенчатая)

* Определение объема выборки

* Расчет предельной ошибки выборки (репрезентативности)

* Определение технологии отбора объектов

Репрезентативность (представительность) - свойство выборки отражать

характеристики генеральной совокупности.

Формулы для определения объема выборки:

n = 2

n = ( (), 25 t2 N )/ (A2N+0,25t2),

где n - объем выборочной совокупности

N- объем генеральной

t2- число определяемое по спец. таблицам с учетом предельной ошибки

выборки и доверительной вероятности

A - предельная ошибка выборки

33. Программные требования к выборке.

Выборка - часть генеральной совокупности, подмножество элементов, которое

избирается для изучения.

Генеральная совокупность - множество элементов, возможных социальных

объектов, подлежащих изучению согласно гипотезам в рамках программы.

Исследователь должен научиться сопоставлять генеральную и выборочную

совокупности. Часть генеральной совокупности можно изучать, если

характеристика этой части соответствует характеристике генеральной

совокупности; т.е. выборка всегда должна представлять все основные

характеристики генеральной совокупности.

Чаще всего для формирования выборки используются следующие характеристики:

1) Пол

2) Возраст

3) Образование

4) Род занятий

Когда берутся другие показатели, то это говорит о специфичности

исследования. Например - инвалиды, ветераны и т.д.

Объем выборки зависит от ряда причин, в том числе и от задачи исследования.

При общей выборке вероятность ошибки составляет 5-10%.

при надежной выборке вероятность ошибки - 3-5%.

Записывается это так: Р = 0,05 - 0,03

Для примера можно привести следующие данные:

Ошибка выборки не более Р = 0,05 :

N - генеральная совокупность

n - количество опрошенных

N

500

1 000

2 000

3 000

10 000

100 000 и более

N

222

286

333

350

385

398

Обычно, для того чтобы исследовать мнения по Архангельской области,

опрашивают от 450 до 1 000 человек.

Типы выборок:

1. Случайная выборка

1) Лотерейный метод

2) Метод равных интервалов (шаг)

3) Метод случайных чисел (по таблицам случайных чисел)

2. Целевая выборка

3. Адресная выборка (районированная)

1) Метод сеточки (при помощи карт местности)

2) Метод спирали (при помощи карт местности)

34. Объект, предмет, функции социологии молодежи.

Молодежь - социально - демографическая группа, выделяемая на основе

совокупности возрастных характеристик, особенностей социального

положения и обусловленных тем и другим социально-психологических

свойств.

Социология молодежи - область социологии, изучающая поведение социально -

демографической группы, находящейся на переходной стадии (от детства к

миру взрослых), переживающей этап семейной и вне семейной социализации,

интернализации норм и ценностей, складывания социальных и профессиональных

ожиданий, ролей и статуса.

Значительную часть молодежи составляет студенчество. Оно означает

студентов как социально-демографическую группу и определенное общественное

положение, роль и статус.

Социальные проблемы молодежи - круг проблем этой группы, переживающей

период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации

к нему и будущее его становление.

35. Хоторнские эксперименты как начало промышленной социологии.

Шестьдесят лет назад группа социальных исследователей изучала поведение

рабочих гигантского завода Хоторна, которым управляла "Western Еlесtric

Company" в Чикаго. Ученые стремились определить факторы,

воздействующие на производительность труда и индивидуальную выработку

рабочих. Например, они считали, что количество перерывов в работе влияет

на производительность. Итак, они выбрали группу работниц и начали

эксперимент. Сначала работницы получили возможность несколько раз подолгу

отдыхать в течение рабочего дня, затем периоды отдыха сократились, но

стали более частыми. Экспериментаторы также сокращали и удлиняли время,

предоставленное для ленча. Кроме того, в разной мере усиливали освещение;

предполагалось, что более яркое освещение будет способствовать повышению

производительности.

Результаты эксперимента удивили исследователей. Когда они удлиняли периоды

отдыха, производительность труда работниц возрастала. При сокращении она

продолжала расти. Но когда был установлен первоначальный режим труда и

отдыха, производительность труда выросла еще больше. То же самое

наблюдалось при экспериментах, связанных с изменением продолжительности

ленча и яркости освещения. При любых изменениях уровень выработки женщин

возрастал.

Получив такие результаты, исследователи попытались выявить другие факторы

(помимо условий труда), которые воздействовали на производительность.

Оказалось, что женщины, выбранные для проведения эксперимента, образовали

группу. Им казалось, что, поскольку отобрали именно их, они приобрели

особый статус, и они стали считать друг друга представителями своего рода

"элиты". Поэтому и старались работать как можно лучше в соответствии с

требованиями исследователей. Этот тип реагирования стал называться

хоторнским эффектом. Он состоял в следующем: вероятно, сам факт, что именно

данная группа подвергается изучению, воздействует на поведение ее членов

даже больше, чем другие факторы, которые стремятся выявить исследователи.

На основе этого эксперимента и других данных хоторнские исследователи

сделали вывод, что "человеческий фактор играет важную роль в трудовой

деятельности. Когда работник приобретал новый статус, связанный с денежным

вознаграждением, похвалой или повышением в должности, производительность

его труда стремительно возрастала. Этому также способствовала эффективная

система реагирования на жалобы. Если работник имеет возможность обсудить ту

или иную проблему с терпеливым начальником, который выслушает его с

сочувствием и уважением, и если после этого что-то изменится к лучшему,

возрастает доверие рабочих к руководству, их чувство собственного

достоинства и стремление к групповому единству.

36. Проблемы социальной адаптации.

АДАПТАЦИЯ социальная, процесс взаимодействия личности или социальной группы

со социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе

социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с

новыми условиями и целями деятельности.

37. Социологические проблемы исследования производственных организаций.

Организационно-технологическая функция - это система средств, определяющих

порядок и четкие правила практических действий по достижению конкретного

результата в совершенствовании социальной организации, социального процесса

или социальных отношений, решении разного рода социальных проблем.

Повышение производительности труда, совершенствование организации

управления, целенаправленное воздействие на общественное мнение через

средства массовой коммуникации и т. п. Другими словами - это создание

социальных технологий.

Теория организации и деятельность служб социального развития, раскрывающая

функции и роль социолога - самостоятельная специфическая часть социологии.

Это инструмент преобразования практики, которым владеть руководитель любого

предприятия, работники социологических служб, властных структур.

Т.к. Экономические, политические и другие общественные отношения

представляют собой взаимную зависимость индивидов по поводу осуществления

ими конкретного вида деятельности, необходимого обществу, и соответственно

занятия места в организации общества, для осуществления этой деятельности

(производственные организации, политические организации и т.п.) то

социальные отношения - это взаимная зависимость индивидов, больших и малых

групп по поводу их жизнедеятельности, образа жизни в целом и места в

организации общества, т.е. по поводу целостности бытия общества и человека

как субъектов жизни.

38. Индустриальное, постиндустриальное и информационное общество.

Не существует четкой классификации, поскольку общество является крайне

сложным, многоуровневым образованием, но существует наиболее интересные и

распространенные подходы (типологии общества ).

Устойчивым в социологии является деление общества на традиционные и

индустриальные. Под традиционным обществом понимается общество с аграрным

укладом, с малоподвижными структурами и с основанным на традиции способом

социокультурной регуляции.

Термин "индустриальное общество" впервые ввел Сен-Симон, подчеркивая тем

самым иную производительность общества. Другими важными чертами

индустриального общества является гибкость социальных структур, позволяющая

им модифицироваться по мере изменения потребностей и интересов людей,

социальная мобильность, развитая система коммуникаций. Иными словами, это

такой тип организации социальной жизни, который обеспечивает выполнение

обществом интегративной функции не на основе жесткого контроля за

индивидами и их унификации, а путем создания гибких структур, позволяющих

разумно сочетать свободу и интересы индивида с общими принципами,

регулирующими их совместную деятельность.

В 60-е годы две ступени в развитии общества дополняются третьей. Появляется

концепция постиндустриального общества, активно разрабатываемая в

американской (Д.Белл) и западноевропейской (А. Турен) социологии. Причина

появления этой концепции - структурные изменения в экономике и культуре

наиболее развитых стран, вынуждающие по иному взглянуть на само общество в

целом. Прежде всего, резко возросла роль знания и информации. Получив

необходимое образование, имея доступ к новейшей информации, индивид получал

преимущественные шансы в продвижении по лестнице социальной иерархии.

39. Критерии вступления общества в информационный период развития.

В последние годы наблюдается быстрое развитие компьютерных технологий.

Компьютер внедряется практически во все сферы нашей жизни, а во многих из

них становится просто незаменимым. Развитие достигло такого уровня, что в

недавнем матче с компьютером Deep-blue лучший шахматист мира Г. Каспаров

потерпел поражение, что ранее считалось практически невозможным.

В связи с этим возникает вопрос, насколько обдуманным, необходимым является

столь сильное развитие вычислительной техники. Таким образом, тема

представляется весьма актуальной, так как имеет принципиальное значение для

эволюции социальных отношений во всем мире (хотя, возможно, и не в столь

скором времени), ведь компьютер сможет заменить человека во многих областях

его деятельности.

40. Оценка реальных социальных последствий глобальной информатизации

общества.

Противоречие заключается в том, что несмотря на то, что компьютер - вещь,

несомненно, полезная в деятельности человека, однако в то же время он может

оказывать пагубное воздействие на здоровье и психику людей, а дальнейшее

развитие компьютерных технологий может коренным образом изменить социальные

отношения в обществе.

1. по мнению 20% опрошенных россиян, компьютер заменит человека во многих

областях деятельности в очень скором времени;

2. Компьютеризация населения может привести к изменению социальных

отношений в обществе (по мнению 70% россиян);

Увеличение времени работы с компьютером может негативно повлиять на

здоровье и психику человека (по мнению 40% россиян).

41. Организация как объект изучения социологии.

Организация представляет собой высший уровень развития социальных систем.

Но применительно к социальным объектам термин "организации" употребляется в

3-х смыслах.

1. Организацией может называться искусственное объединение

институционального характера, занимающее определенное место в обществе и

предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции. В

таком значении словом "организация" можно назвать, например, предприятие,

орган власти, добровольный союз и т.д.

2. Термин "организация" может обозначать определенную деятельность по

организации, включающую в себя распределение функций, налаживание

устойчивых связей, координацию и т.д. Здесь организация выступает как

процесс, связанный с целенаправленным воздействием на объект и, значит, с

присутствием фигуры организатора и контингента организуемых. В этом смысле

понятие "организация" совпадает с понятием "управления", хотя и не

исчерпывает его.

Под "организацией" может мыслиться характеристика степени упорядоченности

какого-то объекта. Тогда этим термином обозначают определенную структуру,

строение и тип связей, выступающих как способ соединения частей в целое,

специфический для каждого рода объектов. В этом смысле организация объекта

- свойство, атрибут последнего.

42. Управление как объект изучения социологии.

Управление - это целенаправленный планируемый, координируемый и сознательно

организуемый процесс, способствующий достижению максимального эффекта при

затрате минимальных ресурсов, усилий и времени. Управление является

объектом изучения многих дисциплин. Специфика социологического подхода к

управлению состоит в том, что оно рассматривается со стороны деятельности,

интересов, поведения и взаимодействия определенных социальных групп,

находящихся между собой в отношениях руководства - подчинения.

Социология производственной организации изучает одну из их разновидностей

- управленческие группы. В связи с этим процесс управления в

производственной организации следует определять как взаимоориентированную

деятельность соподчиненых друг другу групп работников. Эффективность

управления зависит от качества применяемых решений.

Управление социальное ( управление социальными процессами ) - один из

основных видов управления, функция которого заключается в обеспечении

реализации потребностей прогрессивного развития общества и его подсистем.

Содержание социального управления заключается в формировании критериев и

показателей социального развития объекта, выделении возникающих в нем

социальных проблем, разработке и применении методов их решения, в

достижении планируемых состояний и параметров социальных отношений и

процессов. Управление имеет циклический характер и включает такие стадии,

как социальное прогнозирование, социальное проектирование, социальное

планирование, социальное регулирование, непосредственное руководство

социальными процессами. При осуществлении социального управления

используются различные методы и средства: экономические, административные,

идеологические, социально-психологические а также специфические социальные.

43. Управление социальными конфликтами.

Рассмотрим четыре варианта управления конфликтной ситуацией:

- Предотвращение;

- Подавление;

- Отсрочка;

- Разрешение.

Стратегия предотвращения конфликта.

1. Устранить реальный предмет конфликта.

2. Привлеч в качестве арбитра незаинтерисованное лицо с готовностью

подчиниться его решению.

3. Сделать так, чтобы один из конфлектующих отказался от предмета конфликта

в пользу другого.

Стратегия подавления конфликта. Применяется по отношению к конфликтам в

необратимо деструктивной фазе и к беспредметным конфликтам:

- Целенаправленно и последовательно сократить количество конфлектующих.

- Разработать систему правил, норм, предписаний, упорядочивающих

взаимоотношения между потенциально конфлектными друг к другу людьми.

- Создовать и непрерывно поддерживать условия, которые затрудняют или

препятствуют непосредственному взаимодействию между потенциально

конфликтными по отношению друг к другу людьми.

Стратегия отсрочки. Это временные меры, помогающие лишь ослабить конфликт с

тем, чтобы позже, когда созреют условия, добиться его разрешения:

1. Изменить отношение одного конфликтующего к другому:

а) Изменить силу одного или обоих конфлектующих в воображении

противоположной стороны;

б) Уменьшить или увеличить роль или место одного из конфликтующих в

воображении другого.

2. Изменить представление конфликтующего о конфликтной ситуации (условиях

конфликта, взаимоотношениях людей, связаных с ним и т. п.)

3. Изменить значимость (характер, форму) объекта конфликта в воображении

конфликтующего и тем самым сделать его менее конфликтным (снизить или

повысить ценность объекта конфликта и тем самым сделать его соответственно

не нужны или недостижимы).

44. Социология девиантног (отклоняющегося) поведения.

В обществе существует отклоняющееся (девиантное) поведение, которое

представляет собой "социальное явление, выраженное в массовых формах

человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или

фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам)".

Носителями рассматриваемого явления являются определенные лица, некоторые

социальные группы, вступившие осознанно или стихийно в конфликт с

существующими в обществах требованиями и нормами поведения.

Отклонение (девиация) в сознании и поведении людей обычно созревает

постепенно. Более того, в социологии есть понятие "первичная девиация",

когда на определенные отклонения окружающие смотрят сквозь пальцы, а

человек, игнорирующий некие правила, не считает себя нарушителем. Такие

отклонения граничат с незначительными проступками или безнравственными

действиями и до поры до времени могут не замечаться (прощаться,

игнорироваться), как, например, употребление спиртных напитков со

случайными людьми, приводящее к нарушению общественной морали.

Но есть второй уровень отклоняющегося поведения (вторичная девиация), когда

окружающей социальной группой или официальными организациями человек

открыто признается нарушителем норм морали или права, что всегда связано с

определенной реакцией на его действия.

При рассмотрении отклоняющегося поведения важно различать индивидуальные и

коллективные формы девиации. Если под первыми понимаются нарушения

требований морали и права одним человеком, то во втором случае

отклоняющееся поведение является отражением деятельности некоторой

социальной группы - преступной шайки или изуверской секты, которые создают

некое подобие своей "культуры "(субкультуры) и открыто конфронтируют с

принятыми нормами.

Вместе с тем нельзя, как это следует из ряда исследований, всякое

отклонение считать девиантным поведением. В таком случае все социальные

группы и все люди будут попадать под данное определение, ибо нет в обществе

ни одного человека и социальной группы, которые бы во всех ситуациях, во

всех случаях жизни абсолютно соответствовали нормам и правилам.

Помимо вышеуказанных(деление на первичную и вторичную девиации, на

индивидуальные и коллективные формы отклоняющегося поведения )

классификацию данного вида поведения можно осуществить по сферам

жизнедеятельности людей. В соответствии с этим в производственно-трудовой

сфере проявляются экономические хищения, стяжательство, бесхозяйственность

и т.д.; в сфере распределения- стремление урвать от общества побольше,

взяточничество, социальный паразитизм; в сфере политической жизни -

карьеризм, бюрократизм, аполитичность, национализм, экстремизм; в сфере

быта и образа жизни - нищенство, пьянство, потребительство,

пренебрежительное отношение к семейному долгу; в сфере духовной жизни -

бескультурье, эрзацкультура, снобизм в культуре, мещанство; в сфере общения

- хамство, эгоизм, бездушное отношение к людям, грубость, клевета,

высокомерие, нечестность и т. д.

Иногда отклоняющееся поведение типологизируют по другому основанию -

противопарное и аморальное,- исходя из того, что нормы, стандарты и правила

определяются двумя главными регуляторами жизнедеятельности людей:

нравственностью и правом. Конечно, граница между ними условна, тем не менее

ею можно руководствоваться при изучении конкретных форм отклоняющегося

поведения.

Вместе с тем социологические исследования 80-90-х годов показыают, что

среди всех названных групп отклоняющегося поведения наиболее крупными и

представляющими предмет тревоги общества являются алкоголики, наркоманы и

преступники.

Неблагоприятный морально-психологический климат, расхождение групповых норм

с общественно санкционироваными, трудности адаптации, отсутствие взаимной

требовательности, конфликты и напряженность в общении - это далеко не

полный перечень причин отклоняющегося поведения, имеющих своей базой

микросреду. Однако сама она неоднородна, ибо человек входит одновременно в

несколько коллективов, групп, влияние которых может быть противоречивым.

45. Проблемы социальной аномии в современном российском обществе.

АНОМИЯ (от франц. anomie отсутствие закона, организации), социологическое и

социально-психологическое понятие, обозначающее нравственно-психологическое

состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется

разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества,

противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации

для большинства. Выражается в отчужденности человека от общества, апатии,

разочарованности в жизни, преступности. Понятие аномии введено Э.

Дюркгеймом, теория аномии разработана Р. К. Мертоном.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.