реферат бесплатно, курсовые работы
 

Аттестация как фактор повышения эффективности труда социальных работников

Аттестация как фактор повышения эффективности труда социальных работников

Московский Государственный Социальный Университет

Академия социальной работы

Факультет социальной работы и администрирования

Кафедра социального администрирования

Допустить к защите______________ 2002 г.

Зав. каф..Подвойский В.П.

Выпускная квалификационная работа

Тема: Аттестация как фактор повышения эффективности труда социальных

работников.

Серебряковой Юлии Александровны Студентки 5 курса дневного отделения.

Научный руководитель: Сизикова Валерия Викторовна.

Москва, 2002 г.

Аттестация как фактор повышения эффективности труда социальных работников

СОДЕРЖАНИЕ

Введение_______________________________________________________3

ГЛАВА 1. Теоретический аспект проблемы повышения эффективности социальной

работы______________________________________________6

1.1. Современный подход к оценке эффективности социальной работы____6

1.2. Профессиональный портрет социального работника в трудовой

деятельности________________________________________________20

ГЛАВА 2. Оценка персонала как фактор повышения эффективности труда

социальных работников__________________________________________30

2.1. Методы оценки персонала______________________________________30

2.2. Аттестация как комплексный метод оценки социальных работников__39

ГЛАВА 3. Практический опыт применения аттестации социальных

работников______________________________________________________51

Заключение______________________________________________________62

Список использованной литературы_________________________________66

Приложения_____________________________________________________68

Введение

Актуальность темы обусловлена необходимостью изучения (исследования)

процесса аттестации как комплексного метода оценки эффективности труда

социальных работников.

Аттестация- это процедура систематической оценки соответствия

деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы на данном

рабочем месте в данной должности, с применением методов оценки персонала,

это комплексная проверка уровня деловых, личностных, а порой и моральных

качеств работника по соответствующей должности.

Существует большое количество «за» и «против» официальной аттестации

работников. Аргументом против является мнение о том, что руководитель и

заведующие и так постоянно оценивают своих сотрудников, что аттестация-

это формальная юридическая процедура, необходимая только для

подтверждения или повышения разряда оплаты труда по Единой Тарифной

Сетке.

Аргументом в пользу аттестации в настоящее время является то, что она

не только служит юридической основой переводов, продвижений по службе,

наград, увольнений и установления заработной платы, но и осуществляет

ряд важных целей: помогает определить, во-первых, какие работники требуют

большей подготовки и , во-вторых, результаты программ подготовки

персонала. Она помогает установлению и укреплению деловых отношений между

подчиненными и руководителями через обсуждение результатов оценки и,

кроме того, она побуждает руководителей оказать необходимую помощь.

Особое значение аттестации в том, что она побуждает персонал работать

более эффективно. Наличие соответствующей программы и гласность

результатов ее выполнения развивают инициативу, чувство ответственности и

стимулируют стремление работать лучше и эффективнее.

Аттестация- один из наиболее эффективных инструментов управления

персоналом, она позволяет провести диагностику персонала; определить

ценность сотрудников не только для подразделения, но и для всей

организации; обоснованно принимать управленческие решения, особенно

связанные со стратегическими задачами организации.

Исходя из вышеперечисленного, выделим цель работы: определить

особенности и условия применения аттестации для повышения эффективности

труда социальных работников.

Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:

1. определить сущность понятия «эффективность работы»;

2. выделить критерии эффективности социальной работы;

3. изучить особенности труда социального работника;

4. выявить факторы повышения эффективности труда социального работника;

5. составить профессиональный портрет социального работника;

6. выявить сущность аттестации и особенности ее применения в социальной

сфере;

7. выделить методы оценки персонала, применяемые в аттестации;

8. изучить практический опыт применения аттестации социальных

работников;

9. изучить влияние аттестации на повышение эффективности труда

социальных работников.

Объект исследования- профессионально - служебная деятельность

социальных работников.

Предмет исследования- процесс аттестации социальных работников.

Гипотеза исследования- одним из основных условий повышения

эффективности социальной работы является оценка труда социального

работника, для которой используются специальные методы. Комплексным

методом оценки является аттестация. Для того, чтобы аттестация проходила

наиболее эффективно, необходимо разработать критерии оценки, установить

стандарты выполнения трудовой деятельности для каждого рабочего места,

обеспечить объективность оценки и дальнейшее ее использование.

Эффективность социальной работы рассмотрена в трудах Фирсова М.В.,

Жукова В.И., Топчего Л.В. и др. Профессиональная деятельность социального

работника изучалась в работах Холостовой Е. И., Ляшенко А.И., Фирсовым

М.В. и другими авторами.

Содержание дипломной работы условно можно разделить на три части. В

первой части рассматривается современный подход к оценке эффективности

социальной работы: сущность понятия «эффективность», выделены критерии

эффективности социальной работы, даны примеры осуществления социальной

работы на макро- и микроуровнях. Описан профессиональный портрет

социального работника в трудовой деятельности. Даны различные определения

социальной работы как профессионального вида деятельности (зарубежные

и отечественные). Сделан вывод о том, что эффективность социальной работы

во многом зависит от личности социального работника, ее осуществляющего.

Вторая часть содержит описание аттестации социальных работников, ее

цели, критерии оценки, этапы аттестации, используемые методы. Сделан

вывод о том, что аттестация побуждает социальных работников к более

эффективному выполнению своих функций, а, следовательно, это влияет на

повышение эффективности социальной работы в целом.

Третья глава диплома содержит практическую часть, где дана оценка

процессу аттестации в Комплексном Центре Социального Обслуживания

«Новокосино». Дана краткая характеристика центра, на его примере описан

процесс и результаты аттестации работников, а также разработаны

рекомендации по повышению эффективности труда работников.

Дипломная работа содержит четырнадцать приложений, включающих стандарты

методов оценки персонала, раскрывающих процесс аттестации: приказы

«Положение о порядке проведения аттестации в учреждениях подведомственных

КСЗН г. Москвы; должностные инструкции на работников, подлежащих аттестации

и др.

ГЛАВА 1. Теоретический аспект проблемы повышения эффективности

социальной работы.

1.1. Современный подход к оценке эффективности социальной работы

Социальная работа не сводится к традиционным формам деятельности; ее

определения, дефиниции весьма многообразны. Так, Ассоциация социальных

работников Великобритании в 1989 году дала следующее определение:

социальная работа - это ответственная профессиональная деятельность,

которая помогает людям, сообществам установить, определить личные,

социальные и ситуативные, т.е. обстоятельственные трудности, влияющие на

них. Социальная работа помогает им преодолеть эти трудности посредством

поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Это деятельность патронажа,

социальной помощи, социального обеспечения, социального образования

исправления и надзора над правонарушителями, направленная на диагностику,

контроль и реабилитацию лиц, нуждающихся в социальной помощи.

Профессор Сильвия Штаун определяет социальную работу как работу,

которую делает социальный работник, оказывая социальную помощь индивидам,

группам, удовлетворяя их потребности, помогая мобилизовать все источники

общества для оказания помощи. Должность социального работника

предоставляется государственными и общественными организациями, а также

частными агентствами социальной помощи. Сильвия Штаун считает, что

необходимым условием для приема на работу в должность социального

работника является наличие квалификации в патронаже — аттестата или

диплома. Особое значение имеет градуированность (уровневость)

квалификационных характеристик социального работника.

Международная Федерация социальных работников дает свое определение

социальной работе. Это профессиональная работа по: 1)ведению

благотворительной деятельности, 2)оказанию помощи человеку в

самовыражении, 3)дисциплинированному внедрению в жизнь научного знания о

человеческом поведении (социальном поведении человека). Социальная работа

направлена на развитие личности, индивида, семьи, нации и мирового

сообщества - для воплощения в жизнь принципов социальной справедливости.

Должность социального работника и специалиста социальной работы в

Российской Федерации введена в 1991 году. В квалификационном справочнике

он наделяется разнообразными должностными обязанностями:

выявляет на предприятиях, микрорайонах семьи и отдельных лиц,

нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-

педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного,

физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у

них трудностей, конфликтных ситуаций, в т.ч. по месту работы, учебы и

т.д., оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту;

содействует интеграции деятельности различных государственных и

общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-

экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании,

заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим

несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-

педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака,

воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным

поведением; выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся

в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные

учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи;

организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в

необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в

суде; участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье:

усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов;

молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и

ассоциаций, объединений по интересам и т.д., организует и координирует

работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из

специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.[1]

Каждый вид деятельности заканчивается каким-то результатом, по которому

оценивается проделанная работа. Одной из важнейших оценок результата

является эффективность. Социальная работа тоже дает те или иные

результаты. Она также оценивается по ее эффективности.

Что же такое эффективность деятельности вообще и конкретно социальной

работы ?

В зависимости от рода деятельности понятие эффективности определяется

по-разному. В экономике- это соотношение результатов и затрат. Чем лучше

результат и меньше затрат, тем выше эффективность. В медицине-приближение

состояния здоровья пациента после проведения лечения к норме. В

психологии- степень реализации духовно-нравственных идеалов.

Определения вроде бы разные. Но в тоже время в каждом из них есть

обязательные элементы: цель, результат, затраты, общепринятая норма (или

идеал).

Главными в этом перечне являются цель и результат. Они представляют

собой начальный и конечный пункты деятельности: в начале выдвигается

цель, а в конце получается результат. Соотношение цели и результата и

дает представление об эффективности деятельности. Не случайно

определение:

эффективность суть степени реализации цели. Конечным выражением этой

степени служит результат: он совпадает с целью в большей или меньшей

степени.[2]

Предметом нашего изучения является эффективность социальной работы,

которая в наиболее общем виде рассматривается как отношение полученных

результатов к ранее выдвигаемым целям. Таким образом, она фиксирует

степень соответствия тому, чего предполагалось достичь.

Сущность эффективности социальной работы выражается в способности

целостной системы или ее отдельных элементов позитивно реагировать и

отвечать на запросы, потребности населения, прежде всего социально

уязвимой его части. Поэтому понятие эффективности социальной работы можно

сформулировать следующим образом- это максимально возможное в данных

условиях достижение целей по удовлетворению социальных потребностей

населения (клиента) при оптимальных затратах. Другими словами, речь идет

о необходимости осуществления в той или иной форме сравнительного

анализа, в ходе которого сопоставляются новейшие данные об объекте-

клиенте в процессе терапии терапевтом либо социальным органом,

учреждением, ведущими социальную работу, с информацией, полученной ранее.

Это позволяет соотнести количественно-качественную оценку нынешнего и

прежнего состояния дел на определенном участке социальной работы и

сделать соответствующие выводы о степени ее эффективности.[3]

Одним из важнейших условий совершенствования организации социальной

защиты и социального обслуживания населения как составных частей всей

социальной работы, является использование базовой информации, объективно

отражающей состояние системы и ее элементов. Роль инструмента для

получения такой информации выполняет система критериев и показателей

эффективности социальной работы, которая должна содержать, как минимум,

данные о клиентах, предоставленных им услугах и их результатах.

В исследовании проблем эффективности социальной работы важнейшее место

занимает вопрос о сущности критериев и показателей эффективности.

В имеющейся литературе понятие «критерий» определяется как

отличительный признак, объективно отражающий состояние того или иного

процесса, явления, объекта либо субъекта. Но критериями могут быть не

всякие признаки состояния, в данном случае социальной работы, а только

те, которые отвечают определенным требованиям. Прежде всего, они должны

быть объективными, отражающими не второстепенные и случайные, а

существенные и повторяющиеся признаки. Они также должны быть необходимыми

и достаточными, служить эталоном измерения для оценки результатов

деятельности, содержать качественно-количественную информацию о

функционировании системы.

Практика исследований показывает, что единого подхода к определению

структуры критериев и показателей, годных на все случаи оценки

эффективности, быть не может. Особенность оценочных задач в каждом

конкретном случае обязательно должна учитываться исследователем и

получать специфическое отражение в структуре критериев.[4]

В последнее время сложился устойчивый интерес к проблеме эффективности

деятельности социальных служб и отдельных специалистов по социальной

работе. Повышение эффективности социальной работы является стержневой

проблемой не только научных сотрудников, но и практиков - управленцев

федерального и регионального уровней, непосредственных организаторов

системы социальной зашиты населения, руководителей и специалистов

социальных служб, а также преподавателей высшей школы, которые занимаются

подготовкой и переподготовкой специалистов по социальной работе.

Однако нередко еще ставятся вопросы: своевременна, ли постановка

вопроса об эффективности социальной работы в целом и тем более о

результативности отдельных социальных работников? Имеются ли достаточно

четко разработанные основания для определения эффективности деятельности

социальных служб и отдельных специалистов по сандальной работе? Какова

система критериев и показателей, на основе которых можно измерить

эффективность социальной работы, отдельных видов и методов социального

обслуживания населения? Вопросы эти поставлены не случайно, и ответить на

них непросто.

Главное, что отличает социальную работу от других видов социальной

деятельности – ее подчинение задачам возрождения человеческого

достоинства, вмешательство в социальную среду ради преодоления депревации

и деструкции, осуществление интеграции социальных, социокультурных,

психологических и физических влияний на личность, индивидуум, обеспечение

гармонии человека и среды, нормальное социально-психологическое

функционирование человека в различных ситуациях и средах.

Сегодня главная задача специалистов по социальной работе -научиться

проводить в жизнь функциональную предназначенность тех служб, в которых

они работают, оптимально выполнять свои задачи, опираясь на отечественный

и зарубежный опыт социальной работы. В условиях социально-экономического

кризиса остро стоит вопрос о роли социальных работников в процессе

адаптации различных категорий населения к новым социальным условиям,

сложившимся в 90-е годы в Российской Федерации, об активном и

профессиональном участии в социальной реабилитации людей, которые попали

в трудную жизненную ситуацию.

Для достижения поставленных задач различным типам учреждений

социального обслуживания и специалистам социальных служб важно научиться

всем и каждому специалисту проводить в жизнь отечественную концепцию

социального обслуживания населения, основные методологические принципы

социальной работы, умело использовать различные технологии социальной

работы.

Определение критериев и показателей эффективности социальной работы

имеет важное значение как для научной, так и практической деятельности

социальных служб и отдельных ее специалистов. Индикаторы эффективности

социального обслуживания, как правило, нацеливают практических социальных

работников различной квалификации и функциональной предназначенности на

достижение конкретных результатов- промежуточных и конечных.

Эффективность деятельности специалистов по социальной работе может

определяться на основе как общих, так и специфических критериев. Общие

критерии эффективности социальной работы служат для оценки ее

эффективности в целом, скажем в масштабе территориальной социальной

службы или отдельного учреждения социального обслуживания на определенной

территории, а специфические - для оценки основных видов социального

обслуживания, форм и методов социальной работы с различными категориями

населения. Выделим принципы, на которых основывается эффективность

социальной работы с клиентом:

1) умение точно сформулировать проблему клиента;

2) анализ факторов, вызвавших проблему, а также препятствующих или

благоприятных решению проблемы;

3) оценка разрешимости проблемы;

4) разработка плана действий;

5) вовлечение клиента в разрешение проблемы;

6) оценка изменений, достигнутых в положении клиента.[5]

Разумеется, критерии, так же как и показатели эффективности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.