реферат бесплатно, курсовые работы
 

Антропология (шпаргалка)

Непосредственным следствием отчужденного труда является отчуждение человека

от продукта труда, от своей родовой сущности, а также отчуждения человека

от человека.

Проблема отчуждения труда, разработанная К. Марксом, стала сегодня еще

более актуальной. Известный западный социолог Э. Фромм справедливо

отмечает, что «Маркс не мог предвидеть масштабов массового отчуждения,

которое охватило большую часть человечества; тем более он не мог

предвидеть, что настанет день, когда огромная (и все возрастающая) часть

населения попадет в зависимость не от маши, а станет объектом

манипулирования со стороны других людей и их символов. Например, служащий,

представитель фирмы, менеджер сегодня – это же еще более отчужденные, чем

профессиональный рабочий. Деятельность рабочего еще в какой-то мере

является выражением его личных способностей (ловкости, надежности и тд.) и

у него нет необходимости продавать свою личность: свою улыбку, свое мнение

и т.д.». Человек испытывает отчуждение в самых разнообразных сферах жизни.

«Все человечество, – пишет Э. Фромм – сегодня попало в плен ядерного

оружия, которое также явилось продуктом рук и мыслей человеческих. Человек

является пленником политических институтов, которые он сам же создает. И

сегодня испуганное человечество со страхом ждет – удастся ли ему спастись

или же он все равно попадет под иго созданных им вещей, либо окажется

жертвой слепых и бездушных бюрократов, которых сами же люди поставили над

собой».

Студенты постоянно сталкиваются с проблемной отчуждения в повседневной

жизни. Их главный труд – учеба – в известном смысле является односторонней,

монотонной деятельностью, требующей большого напряжения. Не случайно к

концу учебы в университете увеличивается число сердечно-сосудистых и других

заболеваний среди студентов. Особенно устают они от лекций, поскольку эта

форма в меньшей степени позволяет им проявлять творческую активность,

заставляет себя подчиняться чужой воле. Наблюдение за поведением

старшекурсников на лекциях показывает, что к концу занятий у многих головы

и тела повернуты в сторону двери. Язык телодвижений ясно говорит об

отчужденности, о желании студентов при первой возможности покинуть

аудиторию.

Создание в обществе такого способа производства и таких организаций,

в которых личность сможет преодолеть отчуждение от своего труда, от средств

труда, от продукта труда, окружающих людей и даже от природы, и создать

условия для свободного развития творческих способностей, остается

перспективной, задачей общественного развития. Реальной задачей уменьшение

масштабов отчуждения, в том числе путем создания экологически

целесообразной техники, избавляющих человека от рутинных видов

деятельности, преодоление бюрократизма, повышение духовной культуры

личности, а следовательно, усиление потребности в продуктивной

деятельности, в самореализации.

9. Смысл и ценности жизни человека.

Понятие «цель жизни» ассоциируется с образом горной вершины, которую

надо достичь и которая у каждого человека своя. Одни сразу намечают к

покорению самый высокий пик, другие довольствуются небольшими высотами.

Целью жизни называют некий мысленный ориентир, к которому устремляются

дела и поступки человека. «Смысл жизни» раскрывается через «понимание

жизни», «разумность жизни», «осознанность». Если человек сознает

направленность своей жизни, сознательно выстраивает иерархию, ценностей,

сознает свои возможности и стремится к их реализации, - то тем самым он

задает смысл своему существованию.

Проблема смысла жизни имеет объективную и субъективную стороны и

упирается в вопрос о том, находит ли человек смысл своей жизни сам или он

задан человеку изначально, извне. В любом случае жизнь без понимания смысла

вызывает у человека состояние психологического дискомфорта,

мировоззренческого вакуума.

Каждый человек – биологическое существо, представитель Homo sapiens. В

этой ипостаси он является носителем жизни и должен стремиться к сохранению

и воспроизведению жизни. Жизнь как биологическое явление изначально

целесообразно, и смысл жизни, следовательно, коренится в самой жизни.

К объективно-субъективному пониманию смысла жизни приводит осознание

человеком принадлежности к конкретно-историческому типу общества,

стремление наполнить биологическое существование социально-значимым

содержанием. Для человека важно, чтобы его деятельность была востребована,

признана и положительно оценена другими людьми. Смысловое оправдание своей

деятельности человек ищет в различных направлениях: в творчестве, познании,

выполнении долга, творении добра.

10.Человек как биосоциальное существо. Диалектика биосоциологического

социального.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на земле. Субъект и

продукт общественно исторической деятельности и культуры.

Индивид – единственный представитель человеческого рода. Это отдельны

обособленный член, какой либо социальной общности.

**********

Человек – биосоциальное существо. Т.к. он имеет нервную систему,

систему желез, имеет обмен веществ, имеет побуждение (голод, жажда),

особенности созревания и развития организма.

Для человека характерно биологическое существование. Людей можно

разделить на три типа – слизь, желчь, ветер:

Люди типа слизь – это крупные люди и у них доминирует флегматичный

темперамент. Нрав тихий, спокойный, но они алчные.

Люди типа желчь – это худощавые люди и проявляют себя в раннем возрасте.

Люди типа ветер – это слабые люди. Относятся в большинстве к меланхоликам и

т.д.

Вообще людей можно разделять по разным признакам. Существует множество

разных типов и конституций человека.

Сущность человека как социального объекта. Т.е. по мнению К. Маркса –

«Сущность человека присуща отдельному индивида своей общественности, ни

есть абстракт, она есть совокупность всех общественных отношений».

Диалектическое и взаимопроникновение не означает ни их взаимного

растворения, ни параллельного существования их начал. Биологические

структуры человеческого организма биосоциального фактора в значимой мере

претерпели модификации.

Биологическое в человеке предстает не как расположенные вещи

социального и биологического ряда следует понимать как биологического и

социального. Следует иметь ввиду не только биологическом сохранении в

социальной, но химическом в физическом, химическом в биологическом,

биохимическом в молекулярном.

11. Психофизиологические основы социальной активности.

(Функции левого и правого полушария головного мозга).

Левое полушарие головного мозга связано с правой рукой и правым глазом,

отвечает за логику и математические способности.

Правое полушарие мозга отвечает за художественные способности,

связанное с левой рукой и левым глазом.

Мозг у каждого человека работает индивидуально. Альфа-ритм мозга, у

каждого человека индивидуален. Он отвечает за индивидуальное

психологическое развитие.

12. Особенности формирования индивидуальных свойств в личности.

(Генотип и фенотип).

Личность – интегральное социальное качество, которое формируется в

процессе включения индивида в систему общественных отношений освоение им

материальных и духовных продуктов.

Личность имеет психогенную основу врожденную – характер, темперамент.

Индивидуальность – неповторимое сочетание природных и социальных свойств

индивида.

Геном – это совокупность генов содержащих в одном наборе хромосом данного

человека.

Генотип – это генетическая или наследственная конституция организма

совокупность всех его генов.

В современной науке рассматривается генотип ни как отдельная

механическая система, а как единая система в которой любой ген может

находится в сложном механизме с остальными генами.

Фенотип – это совокупность всех признаков и свойств организма с формой

его индивидуального развития. Формируется в результате взаимных свойств

организма и среды обитания.

У человека известно около 3000 мутагенных генов и сотни из них

участвуют в развитии некоторых черт индивидуальности.

Мозг у каждого человека работает индивидуально. Индивидуальность

начинается формироваться на эмбриональном уровне, на метаболизме матери.

Затем в течении всего антропогенеза, называющей генной системой мозга и

всей системы человека. Клетки мозга физически созревают в течении года..

Под генетическим контролем находятся не которые параметры энцифолограм

мозга, в частности альфа ритм, характеризующие некоторое базальное

состояние функционной зоны мозга. Формируясь к 12 –19 годам жизни

сохраняется альфаритм на всю длительность жизни.

Свойство нервной системы является наиболее важными биологическими

факторами, которые детерминируют формирования индивидуальной психической

системы развитии.

(Известно, что пластичность одним из необходимых является необходимость

к творческим способностям).

13. Экологические проблемы в жизни современного человека.

Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно

нового материального единства, ибо, как известно, человеку присущи не

только природные свойства, но и социальные. Общество встало в противоречии

с природой в двух отношениях:

. Во-первых, как социальная действительность, оно есть не что иное, чем

сама природа;

. Во-вторых, оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на

природу, изменяя ее.

Природные и социальные системы находятся во взаимодействии. Природная

среда, географические и климатические условия оказывают значительное

воздействие на жизнь людей, обуславливают во многом разнообразие обществ,

особенности развития этносов, народностей, наций.

В то же время сама природа испытывает на себе «организующую» силу

общества. Человек по своему усмотрению «окультуривает» природу,

искусственно «упорядочивая» ее. И вопрос здесь заключается в мере этого

гармоничного воздействия. Отсутствие гармоничного взаимодействия социальной

и природной системы приводят к экологическим кризисам и катастрофам. Уже на

заре индустриальной цивилизации в XIX в. появились первые признаки

ухудшения качества биосферы, связанные с загрязнением атмосферы крупных

городов, источников воды и питания.

Но с особой остротой экологические проблемы встали перед человечеством

во второй половине XX в., что послужило одним из признаков кризиса

индустриальной культурно-исторической эпохи. Корни этих проблем, причины

разрушительной деятельности человека следует видеть не в неведении или злом

умысле, а в так называемом техническом типе мышления, когда природа

рассматривается как источник сырья для материального производства. Для

этого типа мышления характерно то, что человек мало задумывается над

смыслом вещей, а увеличен соотношением их различных сторон. Решение

экологических проблем зависит от способности человечества изменить позицию

по отношению к окружающему миру, изменить тип мышления. Необходимо

осознание того, что живая природа и человечество – это единый организм, что

жизнь общества – это составная часть глобального биохимического процесса.

14. Игра в жизни человека.

Первым видом активности каждого человека в детстве является игра. В

широком смысле игра предполагает не только специализированные ее виды –

детские, спортивные, карточные, но и возможность превращения любой

деятельности в игру. В этом случае целью становится сам процесс, а не его

результат. В игре утверждаются человеческие способности и умения,

приобретаются знания, формируется духовный мир.

ИГРА, это форма деятельности в условных ситуациях. Совершаемые во время

игры реальные действия, часто требующие сложной умственной работы,

специфических навыков и умений, происходят в ситуации условной реальности,

осознаваемой в качестве таковой самим играющим.

Игра как феномен была предметом исследования многих философов. По

мнению И. Канта, двойственность реальности, присущая игре как виду

деятельности, роднит игру с искусством, которое тоже требует одновременно

верить и не верить в реальность разыгрываемого конфликта. Ф. Шиллер считал

игру специфически человеческой формой жизнедеятельности: «Человек играет

только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне

человеком лишь тогда, когда играет. Происхождение игр связывается разными

исследователями с магико-культовыми ритуалами или с врожденными

биологическими потребностями организма и психики человека.

Изучением игр занимаются историки культуры, этнографы и психологи.

Существует несколько концепций в подходе к феномену игры: а) немецкого

философа и психолога К. Грооса; согласно ей игра есть предварительная

подготовка к условиям будущей жизни; б) австрийского психолога К. Бюлера,

определяющего игру как деятельность, совершаемую ради получения

удовольствия от самого процесса деятельности; в) голландского ученого Ф.

Бейтендейка, рассматривающего игру как форму реализации общих изначальных

влечений: к свободе, к слиянию с окружающей средой, к повторению. З. Фрейд

считал, что игра замещает вытесненные желания. Г. Спенсер относился к игре

как к проявлению избытка жизненных сил.

Одним казалось, что они нашли источник и основу игры в потребности дать

выход избыточной жизненной силе. По мнению других, живое существо, играя,

подчиняется врожденному инстинкту подражания. Полагают, что игра

удовлетворяет потребности в отдыхе и разрядке. Некоторые видят в игре

своеобразную предварительную тренировку перед серьезным делом, которого

может потребовать жизнь, или рассматривают игру как упражнение в

самообладании. Иные опять-таки ищут первоначало во врожденной потребности

что-то уметь или что-то совершать либо в стремлении к главенству или

соперничеству. Наконец, есть и такие, кто относится к игре как к невинной

компенсации вредных побуждений, как к необходимому восполнению монотонной

односторонней деятельности или как к удовлетворению в некой фикции

невыполнимых в реальной обстановке желаний и тем самым поддержанию чувства

личности.

Нидерландский мыслитель и историк культуры Йохан Хейзинга,

предпринявший фундаментальное исследование игры (Homo ludens, «Человек

играющий») усматривает ее сущность в способности приводить в восторг,

доставлять радость; он определяет ее как «добровольное действие либо

занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по

добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью,

заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а

также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная» жизнь». Игра,

существующая не только в человеческом, но и в животном мире не поддается,

по Хейзинге, логической интерпретации, это в самом полном смысле слова

некое излишество.

15. Социализация.

Личность появление на определенном этапе исторического развития.

Первобытный человек ни в своей деятельности, ни в своем сознании не

выделяет себя из родовой целостности. Развитие производительных сил и

связанное с ним разделение труда делают человека особенным индивидом.

Выполнение специфических функций дет ему определенную социальную роль, в

свете которой он оценивается другими и на которой основывается его личное

самосознание. Каждый появившийся на свет индивид становится личностью в

ходе социализации, т.е. в процессе освоения социальных ролей, функции, норм

поведения, духовных ценностей и развития самосознания. Возможность

социализации «маугли» - существ, выросших в изоляции от людей и воспитанных

в сообществе животных, - носит крайне ограниченный характер и не приводит к

возникновению личности. «Маугли», возвращенные в общество, смогли усвоить

лишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из

нескольких десятков слов. Они так и не научились дружить, улыбаться,

абстрактно мыслить, вести беседу, прожив в человеческом обществе не более

десяти лет.

Истории известны примеры и другого рода. Слепоглухие дети, обученные по

специальной методике педагогом А. И. Мещеряковым, успешно включались в

нормальную человеческую деятельность, достигли значительных высот в

духовном развитии. Один из них – А. И. Суворов – работает научным

сотрудником Института психологии Российской академии образования. Данные

примеры свидетельствуют о том, что социальная среда играет решающую роль в

превращении биологического существа в социальное.

Стремление к слиянию с социальной общностью (и отождествлению с нею) и

вместе с тем – к обособлению, проявлению творческой индивидуальности делает

личность и продуктом, и субъектом социальных отношений, социального

развития. Творческая активность личности как субъекта социальных отношений

становится возможной и продуктивной благодаря овладению унаследованной от

предшествующих поколений культурой. Активность личности коренным образом

отличается от активности животных. Человек – существо уникальное и

свободное. Его практическая универсальность проявляется в том, что он не

производит, повинуясь как животное, а может производить по меркам любого

вида, а также по законам красоты. Будучи активным элементом социальной

системы, личность осуществляет свободу выбора из имеющихся возможностей,

создает проект будущей жизни, ставит перед собой цели и мобилизует для их

достижения собственную волю и деятельность, добивается постоянных изменений

в объективных и социальных структурах, в системе общественных отношений.

16. Любовь в жизни человека.

"Что такое любовь?" - этот вопрос задавали себе многие люди во все

времена. У некоторых может возникнуть вопрос: "А надо ли вообще этим

заниматься?" Вопрос это очень сложный каждый человек подразумевает под этим

понятием что-то свое. Например для мужчины и для женщины эти понятия

абсолютно разные, это и понятно ведь строение мозга различно. Женщины имеют

больше связей между полушариями мозга, и большее число этих связей

приходится на центры отвечающие за эмоции. Именно поэтому женщины более

эмоциональны. В разных книгах само слово любовь трактуется по разному.

Обратимся к некоторым из них:

Любовь - интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность,

человеческую общность или идею. Большая Советская Энциклопедия

Любовь - творец всего доброго, возвышенного, сильного теплого и светлого.

Феликс Эдмундович Дзержинский.

Я предлагаю рассмотреть этот вопрос сточки некоторых наук: химии,

геометрии и психологии. Казалось бы, как химия может объяснить любовь или

привязанность? Но биохимия рассматривает такие летучие органические

соединения как феромоны. Ранее считалось что феромоны - это ферменты,

выделяемые млекопитающими которые влияют на самочувствие других особей того

же вида. Феромоны, как выяснилось позже есть и у человека. Каждый из нас

имеет свой набор феромонов, которые в зависимости от ситуации будут

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.