реферат бесплатно, курсовые работы
 

Анкетный опрос как метод сбора социальной информации

Анкетный опрос как метод сбора социальной информации

Социально-Технологический Институт

Московского Государственного Университета Сервиса

Реферат

по дисциплине «Общая социология»

на тему: анкетный опрос как метод сбора социальной информации.

Выполнил:

Москва. 2000

План.

|Введение |стр. 3 |

|Основная часть |стр. 5 |

|последовательность вопросов |стр. 5 |

|конструирование анкеты с учетом стиля респондента |стр. 10 |

|расположение коммуникативных блоков анкеты |стр. 14 |

|оформление анкеты |стр. 15 |

|Заключение |стр. 17 |

|Список используемой литературы |стр. 20 |

Введение.

История социологии свидетельствует о сложном пути становления, развития и

обогащения методов изучения социальной реальности.

На первых порах становления социологии ее приемы и способы познания

действительности мало отличались от тех, которые использовались уже

существующими науками --- философией, правом, историей. Однако и на этом

этапе -- что нашло особенно яркое воплощение в позитивизме --- социология

ориентировалась на изучение конкретных данных, «осязаемой» информации,

которые, как и в точных науках, могли получить как качественную, так и

количественную интерпретацию.

Социология постепенно накапливала свои методы познания, особенно когда это

касалось эмпирических исследований. Отдельные документы, опросные листы,

интервью, анализ документов получили завершенную целостную интерпретацию в

основном в 20-е годы двадцатого века, когда можно было говорить о более

или менее научно обоснованных методах, процедуре, методике и технике,

дающих возможность всесторонне проанализировать изучаемое явление, что

резко повышало научную и практическую значимость социологии.

В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как

систему логически последовательных методологических, методических и

организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью:

получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, а тенденциях

и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы для

приращения научного знания или в практике управления общественной жизнью.

Опрос -- самый распространенный метод сбора первичной информации. С его

помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае

опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те

стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому

наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех

содержательных характеристик общественных, групповых и межличностных

отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в

определенных условиях и ситуациях. Существует две основных разновидности

социологического опроса: анкетирование и интервьюирование.

Анкетирование -- один из основных видов опроса, осуществляемого путем

опосредованного общения социолога и респондента. Различают следующие виды

анкетирования:

а) по способу общения между исследователем и опрашиваемым ---

прессовый ( вопросник печатают в газете, журнале ) ; почтовый ( рассылают

анкеты по почте ) и раздаточный ( анкетер раздает их группе респондентов

). В первых двух случаях (заочное анкетирование) нет непосредственного

контакта с респондентом. В третьем случае ( очное анкетирование) анкетер

выступает в качестве инструктора по заполнению анкет, раздатчика анкет,

однако анкета заполняется респондентом самостоятельно ;

б) по месту

проведения --- анкетирование по месту жительства и по месту работы или

учебы. В последнем случае он может быть групповым ( или аудиторным ) ;

в) по уровню стандартизации --- полностью или частично

стандартизированным. Этот вид анкетирования определяется характером

вопросов ( закрытыми или полузакрытыми).

Анкетирование имеет как достоинства ( оперативность, экономия средств и

времени и др. ), так и недостатки, связанные с субъективностью получаемой

информации, ее достоверностью и т. д. Поэтому анкетирование необходимо

сочетать с другими методами сбора первичной информации.

Исследование, к которому стремится социолог, предполагает опрос

определенных лиц, и необходимо, чтобы эти лица по возможности, во-первых,

участвовали в опросе, а во-вторых, отвечали искренне, внимательно,

самостоятельно, подробно. В этой связи западногерманская исследовательница

Н. Ноэль говорит об особой «драматургии опроса», включающей, в частности,

раскрытие возможностей социолога произвести на респондентов хорошее

впечатление, пробудить их интерес, завоевать доверие, подтвердить

уверенность в собственных силах, не дать им заскучать и тем самым заставить

отвечать искренне и с удовольствием. Проблема эта не только чисто

методическая, но и этическая. Социологу приходится думать как о собственной

исследовательской программе, так и о том, какие темы респонденты будут

обсуждать более охотно, что может их больше заинтересовать. Поэтому анкета,

по убеждению Н. Ноэль, должна быть вежливой, а не эгоистичной. А это

означает, что анкета должна осуществлять не только научно-познавательные,

но и коммуникативные функции.

Таким образом, упорядоченным должен быть не только список вопросов,

расположенных в логической последовательности, объединенных единой

тематикой, но список, который будет снабжен преамбулой, инструкцией,

обращением. Кроме того, он включит не только вопросы, непосредственно

нацеленные на получение искомых ответов или контролирующие их, но и

вопросы, позволяющие установить с респондентами контакт, создать у них

кооперативную установку, способствовать снятию напряжения, скуки и

усталости, неуверенности и т. п. Иными словами, анкета - это список

вопросов, предлагаемый всем респондентам в идентичной форме и

адаптированный к условиям массового асимметричного целенаправленного

опосредованного общения.

Процесс адаптации обращенных респондентам вопросов к необходимому при этом

общению и будет называться конструированием анкеты. В задачи

конструирования входит: создать и поддержать кооперативную установку у

респондентов; вселить в респондентов уверенность в их способности ответить

на все предложенные вопросы; наладить доверительные отношения, создать

впечатление о возможности давать любые , самые неожиданные и откровенные

ответы; освободить ответы респондентов от воздействия предшествующих

вопросов и ответов на них; поддерживать постоянный интерес к работе с

анкетой.

Нетрудно заметить, что решение многих задач достигается также за счет

специальной работы над инструкцией анкетеру, при коррекции отдельных

трудных, тенденциозных или деликатных вопросов, подготовкой места и выбором

времени опроса и т. п. Это не отменяет необходимости решать названные

задачи при конструировании анкеты, поскольку разнообразные препятствия на

пути общения социолога с респондентами могут быть преодолены только

различными приемами, позволяющими социологу активно строить свои отношения

с респондентами , а не ждать, пока они как-то устроятся сами по себе.

Основная часть.

Последовательность вопросов.

Первоначально список скорректированных вопросов воспроизводит логику

исследователя, содержащуюся в программе. Это обстоятельство может

существенно затруднять процесс общения, так как очевидной становится

тенденциозность исследования. Кроме того, возникают и трудности иного рода.

Участие в опросе представляет собой для респондента достаточно необычный

вид деятельности. К ней не все могут быть готовы в силу разнообразных

причин. Если сразу обрушить на участников опроса серьезные и важные

вопросы, многие могут отказаться, поскольку не будут готовы к ответу.

Поэтому приходится как бы вводить людей в курс дела, вырабатывать у них

некоторые навыки заполнения анкеты, для чего в самом начале задаются более

простые вопросы. Отвечая на них , респонденты постепенно осваиваются с

заданием.

Виды вопросов (индикаторов). Открытые вопросы --- вопросы без вариантов

ответов ; они хороши на стадии проб, определения области исследования и в

функции контрольных. Предполагается, что ответ в свободной форме позволяет

выявить доминанту мнений, оценок, настроений : люди отмечают те стороны

явлений или говорят а том, что волнует их больше всего, о том, что

доминирует в их сознании. Но самое главное состоит в том, что, реагируя на

вопрос без подсказки вариантов ответа, люди лучше проявляют особенности

своего повседневного, обыденного сознания, свой образ мыслей. Главный

недостаток открытых вопросов состоит в том, что высказываемые здесь мнения

и оценки связаны с какими-то неизвестными нам рамками сравнения, которые

очерчивают контекст высказанных суждений. Изменение границ сопоставления

суждений ведет к изменению акцентов: доминирующие пункты информации могут

оказаться на периферии, периферийные --- передвинутся в центр внимания

опрашиваемого.

Другой недостаток открытых вопросов --- трудности обработки данных.

Пространные ответы предполагают последующую группировку и часто

квантификацию, а контент-анализ ответов --- процедура сложная и трудоемкая.

Но самое главное --- здесь требуется высокое искусство «расшифровки»

реальных смыслов, вкладываемых респондентами в их суждения, ибо

«практическое сознание» не является прямым аналогом теоретического, которое

социолог использует в подобных операциях контент-анализа.

Закрытые вопросы --- вопросы с вариантами ответов ; они позволяют более

строго интерпретировать ответ. Рамки соотнесения оценок и суждений

определяются здесь набором единых для всех опрошенных вариантов ответа.

Исследователь имеет более надежные основания, чем при открытых вопросах,

сопоставлять данные в равных условиях. Появляется возможность не только

выяснить содержание суждений, но и измерить интенсивность оценок, шкалируя

их по каждому варианту.

Указанные преимущества плюс экономичность применения закрытых вопросов

ведут к тому, что они чаще используются исследователями, иногда без

достаточных оснований. Главное же основание выбора меры стандартизации

ответов на вопрос --- уверенность исследователя в том, что предлагаемая им

схема ответа максимально полно соответствует потенциальному разнообразию

возможных мнений опрашиваемых. Такую уверенность можно приобрести лишь при

условии тщательного пилотажа – опробовании различных форм опросников до

начала сбора основной информации.

Постановка закрытых вопросов предполагает соблюдение следующих основных

требований :

Главное – максимально предусмотреть возможные варианты ответов. Используют

также полузакрытый вариант, в котором оставляется прочерк для

дополнительных комментариев и замечаний. В конце списка ответов значится: «

Дополнительные замечания (укажите, какие именно)...». Важно отвести

должное место для комментария и уточнений. Рекомендуется приближенно

оценить, сколько строк займет комментарий, и утроить эту величину. Если в

анкете не предусмотрено достаточное место для ответов на открытый вариант

вопроса, он «не работает».

Формулируя варианты ответов (подсказки), следует помнить три важных

правила, подтвержденных экспериментальными исследованиями: а) отвечающий

на вопрос чаще выбирает первые подсказки, реже – последующие. Поэтому

правило 1--первыми должны быть наименее вероятные варианты ответа;

б) чем длиннее подсказка, тем меньше вероятность ее выбора, так как для

усвоения смысла требуется больше времени, а респондент не склонен его

тратить. Поэтому правило 2 --- подсказки должны быть примерно равной длины;

в) чем более общий (абстрактный) характер имеет подсказка, тем меньше

вероятность ее выбора. Люди часто мыслят очень конкретно, их раздражает

неясность ситуации там, где исследователю она кажется предельно конкретной.

Отсюда правило 3 --- все варианты ответов следует выдерживать на одном

уровне конкретности.

Никоим образом нельзя комбинировать несколько идей в одной фразе.

Все возможные варианты ответов должны быть отпечатаны на одной странице,

чтобы респондент мог разом охватить рамки соотнесения оценок.

Нельзя печатать всю серию положительных подсказок ответов подряд и следом

за нею --- серию отрицательных, или наоборот. В этих случаях мнение

навязывается самой последовательностью предложенных вариантов.

Список предложенных ответов иногда столь обширный, что опрашиваемые устают

по мере продвижения к его концу и с последними группами суждений работают

менее внимательно, чем с первыми, или же начинает действовать сила инерции

в ответах. В таком случае целесообразно расчленить список на три блока и

предложить части опрашиваемых блокировку в одной последовательности,

остальным группам --- в другой.

Полного совпадения данных, полученных из вопросов закрытого и открытого

типов, не бывает. Специальные методические эксперименты указывают на то,

что информация, получаемая из ответов на открытый и закрытый вопросы,

относительно идентична при ранжировании каких-то объектов (например,

предпочтений телепрограмм, видов досуговой деятельности и т. п. ), но

существенно разнится при оценке степени разнообразия взглядов и позиций

опрашиваемых; широты и разнообразия предпочтений; богатства мотивировок тех

или иных действий и т. п.

Интерпретация сведений, получаемых путем анализа советов на закрытые

вопросы с использованием контрольных --- открытых, существенно богаче,

более развернута и обоснованна.

Правило воронки. Подготовка респондента к наиболее важным ответам

происходит при помощи постановки в начало анкеты вопросов наиболее простых,

которые постепенно усложняются. Переход от простых к сложным вопросам

получил название правила воронки. Его применение позволяет респондентам

постепенно выработать уверенность в своей способности выступать в такой

роли. В середине анкеты располагаются наиболее важные с точки зрения

исследования и трудные для респондентов вопросы. Здесь же задаются

вопросы, носящие наиболее явный тенденциозный или деликатный характер: факт

сопряженности различных ответов позволяет надеяться, что если на более

простые предшествующие вопросы респонденты отвечали свободно, без стеснения

, то и на эти вопросы они смогут отвечать так же. Работа с такими

вопросами - кульминационный момент в анкете. После него, если учесть

возможную усталость респондента и спад интереса, ставятся наиболее простые

вопросы, не требующие сильного напряжения памяти, воображения, внимания и

т. п.

Эффект излучения. Принцип расположения вопросов по мере нарастания их

сложности, а затем убывания не лишен и определенных недостатков. Но не

только предполагает, что респонденты в своих рассуждениях о предмете опроса

будут придерживаться той же системы координат, что и социолог, но и не

учитывает, что каждый вопрос воспринимается не сам по себе, не

изолированно, а в контексте с другими. Таким образом, признать, что ответы

на простые вопросы служат только получению ответов и для респондента

оказываются способом разминки, --- значит существенно упростить процесс

работы с анкетой.

Когда все вопросы логически взаимосвязаны и последовательно сужают тему, у

респондента возникает определенная установка, согласно которой он будет

отвечать на них. Такое взаимовлияние вопросов называется эффектом излучения

или эффектом эха и проявляется в том, что предшествующий вопрос (или

вопросы) направляют ход мыслей респондентов в определенное русло, создают

некоторую мини-систему координат, в рамках которой формулируется или

выбирается вполне определенный ответ.

Для того чтобы создать и поддерживать интерес к анкете, снимать

возникающее напряжение, переводить респондента от одной темы к другой, в

анкете применяются специальные вопросы, получившие название функционально-

психологических.

В отличие от содержательных вопросов, нацеленных на получение искомых

сведений , и вопросов контрольных, эти сведения контролирующих,

функционально-психологические вопросы служат не столько для сбора

сведений, сколько для обеспечения отношений общения между исследователем и

респондентами. Эти вопросы служат не только побуждением к ответам. Они

содержат разнообразную информацию: пояснения и оправдания высказываний

социолога, обращенные к респондентам, некоторые комментарии воспринимаются

как признаки более симметричного общения, более равноправного обмена

информацией.

К функционально-психологическим относятся контактные вопросы и вопросы

буферные.

Контактные вопросы. Любое общение начинается с фазы адаптации

(приспособления), в процессе которой социолог реализует важные цели:

создает у респондентов мотивацию участия в опросе, готовит их к

исследованию. Эта фаза предусматривает восприятие обращения к респондентам,

знакомство с целью исследования и инструкцией о заполнении анкеты.

На основании первого (нескольких начальных) вопроса анкеты респондент

вырабатывает первое впечатление о предстоящей работе. Поэтому здесь

чрезвычайно важно, чтобы впечатление это было благоприятным. Как этого

достичь с помощью анкетных вопросов?

Социологи осознают значение первого вопроса и стремятся сделать его

наиболее простым. Первый вопрос оказывается контактным, т. е. цель его ---

установление контакта с респондентами. Такая особенность отдельных

ответов на вопросы, как их взаимообусловленность, позволяет социологу

рассчитывать, что если респондент работает с первым вопросом, он может

продолжить работу и с остальными. Следовательно, первому вопросу

необходимо уделить особое внимание. Он должен отвечать определенным

требованиям.

Во-первых, контактный вопрос должен быть очень простым. Здесь часто

используются вопросы, касающиеся сведений чисто событийного характера ---

например, стажа работы, района местожительства. Уместны также и вопросы о

привычках, на которые отвечают чаще всего вполне откровенно, о занятиях в

свободное время и т. п. В ряде случаев целесообразным оказывается вопрос

об интересе респондентов к тем или иным проблемам.

Во-вторых, контактный вопрос должен быть очень общим, т. е. касаться всех

респондентов. Поэтому нежелательно начинать анкету с вопроса-фильтра (даже

если оставить в стороне тот факт, что наличие фильтра в начале анкеты

свидетельствует об отсутствии исчерпывающей инструкции анкетеру

относительно подбора респондентов, здесь важно отметить, что ответ «нет»

может негативно повлиять на последующие ответы). Дело в том, что в начале

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.