реферат бесплатно, курсовые работы
 

Женщины в религии Востока

Женщины в религии Востока

Министерство общего профессионального образования

Российской Федерации

Филиал Ростовского Государственного

Педагогического Университета в.п. Зимовники

Отделение истории

Курсовая работа

ЖЕНЩИНЫ В РЕЛИГИИ ВОСТОКА

Выполнила:

Пьяниченко Екатерина

Специальность

032600 «История»

Форма обучения заочная

Курс 4

2008 год

Содержание

Введение

Глава I. Статус женщины в Исламе

1.1 Роль женщины в исламском обществе

1.2 О равенстве мужчины и женщины перед Аллахом

  • 1.3 Одежда
  • 1.3.1 Понятие о хиджабе. Основные требования к одежде
  • 1.3.2 Полное покрытие женщины. (Понятие о никабе)
  • 1.4 Понятие о разводе и его условиях
  • 1.4.1 Условия развода
  • 1.4.2 Порядок развода
  • 1.4.3 Нежелательность развода
  • Глава II. Женщины в Индуизме и Христианстве
  • 2.1 Индуизм как религия
  • 2.2 Каста и пол: кого можно считать индуистом?
  • 2.3 Женские движения
  • 2.4 Дочери, приданое и заблаговременное определение пола ребенка
  • 2.5 “Неприкасаемость” и рост самосознания далитов
  • 2.6 Религия и протест
  • 2.7 Образ женщины в современном христианстве
  • Заключение
  • Литература

Введение

Неудивительно, что сегодня, когда так много говорится о ролях и правах женщин, религиозные организации мира становятся микрокосмосом дебатов о ролях и правах женщин. Тема данной работы - «Женщины в религии Востока». Мы обратились к этой теме в связи с тем, что упорный рост насилия, направленного против женщин, как личного, так и на уровне институтов общества, в большой степени объясняется традиционным исключением женщин из процессов развития социума и принятия решений. Необходимо глубокое исправление коллективного взгляда человечества в этом вопросе, которое направлялось бы всеобщими ценностями и духовными принципами. Необходимо также принятие определенных законодательных актов, которые дали бы практическое выражение равноправию полов через обращение к конкретным случаям несправедливого отношения, с которым сталкиваются женщины.

Домашнее насилие жизненная реальность для многих женщин по всему миру, вне зависимости от их национальной и классовой принадлежности или образования. Во многих обществах традиционное верование, будто женщины это обуза, делают их легкой мишенью для чувства гнева. Иногда, когда экономика испытывает упадок, мужчины вымещают свое раздражение на женщинах и детях. Повсеместно насилие к женщинам процветает потому, что оно проходит безнаказанным. Верования и практики, приводящие к угнетению женщин, должны быть пересмотрены в свете критерия справедливости. Поэтому тема работы важна и актуальна.

Цель работы:

· определить имеют ли три традиции - исламская, иудейская и христианская - единый взгляд на положение женщины или, напротив, они в этом вопросе различаются?

· Определить, в иудаизме и христианстве положение женщины лучше, чем в Исламе?

Найти ответы на такие сложные вопросы нелегко. И первая трудность заключается в том, чтобы занять ясную и объективную позицию, или, по крайней мере, сделать для этого все возможное, ибо этому и учит Ислам. Другая большая трудность - широта предмета.

В связи с этим задачей работы является рассмотрение статуса и положения женщины в трех религиях: Исламе, Индуизме и Христианстве.

Глава I. Статус женщины в Исламе

1.1 Роль женщины в исламском обществе

Она прослеживается в самой концепции устройства этого мира. По замыслу Всевышнего все созданные Им творения существуют в парах, и только Аллах один и нет Ему равных. Такое устройство служит залогом развития жизни на земле и продолжения рода созданных видов живых существ. В этом смысле на женщину возложена великая по своей значимости функция - сохранение человеческого рода. Немаловажное значение имеет, в каком виде будет сохранен это род. Ведь рождение на свет Божий нового поколения еще не означает, что в будущем мы будем иметь здоровое, жизнеспособное общество. Поэтому воспитание детей, особенно на первых порах жизни, является важнейшей задачей матери. Этот процесс, естественно, требует определенной подготовки и наличия знаний в разных областях жизни.

Женщина - это и мать, и сестра, и дочь, и жена. Отношение ко всем этим группам женщин со стороны мужчин строго контролируемо Всевышним. Притеснение и ущемление прав кого-либо из них является строго наказуемым. По поводу матерей в достоверном хадисе (изречении) сказано: “Рай находится под ногами матерей”, т.е. отношение к ним определяет благополучие мужчины-мусульманина в вечности. Что же касается сестер, дочерей и жен, то мужчины ответственны за них перед Всевышним, так как “каждый из вас является управляющим, и каждый из вас будет ответствен за управление, возложенное на него” (хадис). От женщин во многом зависит то, какой будет религиозность и воспитанность следующих поколений. На них возложена великая функция сохранения спокойствия, умиротворенности, религиозности домашнего очага; от них зависит воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения.

Что касается прав их, то они едины в правах своих с мужчинами во всем. Не нужно понимать это в том смысле, что если мужчина поднимает гири в 32 кг, то и женщина также должна их поднимать. У каждого своя функция в этой жизни. Если женщина рожает детей, вскармливает их молоком своим и воспитывает, то мужчина должен прикладывать максимум усилий для моральной, психологической и духовной стабильности в семье, для материального достатка ее и защиты от внешней агрессии. Одним из самых главных принципов единства и равенства в правах является то, что все едино вознаграждаемы за правильность выполнения и ответственность подхода к тем функциям, которые были возложены на них, как на мужчин, так и на женщин.

В исламской семье женщина - это, в первую очередь, праведная жена своего супруга и хранительница домашнего очага. Супружество является отдельной темой разговора. Это особая сфера человеческих взаимоотношений, включающая четкие предписания обязанностей и прав мужа и жены, где муж -это глава семейства, а жена - хозяйка дома.

Однако не следует делать выводы, что роль женщины ограничивается ее домом, семьей и домашним хозяйством. Просто это естественная стихия приложения ее врожденных способностей и проявления женской натуры. При желании женщина-мусульманка с согласия мужа или родственника, который отвечает перед Аллахом за сохранность ее чести и морали, может заниматься собственным бизнесом или участвовать в общественной и политической жизни общества, работать во благо мусульманской уммы в приемлемых для нее сферах, таких как медицина, образование, моделирование и пошив одежды, кулинария. Как известно, супруга пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Хадиджа успешно вела торговое дело; история указывает нам имена мусульманок - государственных деятелей.

И сегодня мусульманка общественно активна: женщины в исламском мире осваивают новые компьютерные технологии, занимаются политической, преподавательской, журналистской деятельностью, врачуют, обучают и т.д. Без дальнейшего перечисления ясно, что учеба и работа, вопреки бытующему мнению, для мусульманок доступны и разрешены.

Другое дело, что эти вопросы решаются индивидуально в каждой конкретной семье. Ведь, в конечном итоге, чем бы ни занималась женщина вне дома, ей не под силу (в отличие от мужчин) “с головой уйти” в работу, до конца отвлечься от мыслей о семье и своих близких. Дом, с которым ее связывают наиболее крепкие узы, объективно продолжает оставаться “на ней”. Так стоит ли разрываться на части? Потому-то большинство мусульманок и делает добровольный выбор в пользу своего изначально женского дела - посвятить жизнь своим близким, родным людям. Тем более что Шариат не ограничивается только декларированием уважительного отношения к женщине.

Действительное соблюдение мусульманских законов гарантирует женщине защищенность (социальную, материальную, физическую и даже психологическую). Обязательным условием является предоставление возможности образования, как в духовной, так и в материальной сфере.

1.2 О равенстве мужчины и женщины перед Аллахом

Некоторые западные обозреватели заявляют, что Ислам является оковами женщины, унижающими ее достоинство и разрушающими ее как личность, что женщина полностью подчинена мужчине, который господствует абсолютно во всем и превосходит ее.

Прежде чем разъяснить положение женщины в Исламе, следует сделать краткий обзор истории женского вопроса в Европе.

До 19 века женщина в Европе считалась существом, с которым никто не считалcя. “Ученые” и “философы” затевали споры по этой проблеме. Например, обсуждался вопрос, есть у женщины душа или нет. Если душа все-таки есть, то она человеческая или звериная? Если все же предположить у нее наличие человеческой души, то ее социальное положение по отношению к мужчине является рабским или несколько выше?!

Даже в те короткие периоды, когда женщина занимала относительно высокое социальное положение, будь то в Греции или Римской империи, это вовсе не было достижением женщин как части населения в целом, а касалось лишь ограниченного числа женщин, выступавших в роли столичных красавиц, украшавших собой любое общество и являвшихся непременным атрибутом роскошной жизни богатых людей. Однако при этом женщина абсолютно не пользовалась истинным уважением, как живое человеческое существо, обладающее чувством собственного достоинства. Экономическая ситуация феодальной эпохи, приведшая к сельскохозяйственной оседлости, обязала мужчину содержать женщин и семейство, что было вполне естественным в подобных условиях. Кроме того, женщина трудилась по дому, занималась примитивным ремеслом по переработке сельскохозяйственной продукции и, таким образом, “окупала” расходы на свое содержание.

Промышленная революция резко изменила всю ситуацию как в деревне, так и в городе. Были подорваны основы семьи, нарушились внутрисемейные связи, так как женщины и дети вынуждены были пойти работать на промышленные предприятия. Рабочий день был слишком велик, а заработная плата у женщины была меньше, чем у мужчины, который делал то же самое и на том же предприятии. Такая ситуация сохранилась и до наших дней. По данным исследования Мичиганского Университета, из всего количества занятых 75% составляют мужчины и 25% - женщины, причем средняя зарплата у первых около 25000 дол. в год, а женщины получают лишь 10000 дол.

Для привлечения внимания к себе женщины использовали такие средства, как забастовки и манифестации, митинги и пресса. Затем женщины почувствовали необходимость участия в политике, чтобы покончить с источником угнетения. Они потребовали, во-первых, права участия в выборах, а затем права представительства в парламенте.

История борьбы женщин за свои права состоит из ряда последовательных этапов. В наши дни такое движение приобрело законченные формы и стало носить название феминизм. Однако оно не сделало женщину более счастливой или защищенной, вознеся на уровень механического равенства с мужчиной во всем. Наоборот, это дало толчок к так называемой сексуальной революции 70-х годов, разврату и разложению нравственности в обществе. Начиная с рекламных щитов и заканчивая детскими мультфильмами, женщина преподносится как объект мужского внимания, имеющий высокую цену и уважение лишь при наличии красивой внешности.

Вернемся к положению женщины в Исламе. Женщина в Исламе занимает важное место. Она рассматривается как драгоценность, требующая заботы и бережного отношения. С этой целью имеются некоторые предписания, направленные на сохранение ее чести, достоинства, красоты. Однако, как было сказано ранее, как мужчина, так и женщина обладают полным равенством, что дает им все соответствующие права -- это защита жизни, чести, имущества и достоинства. Эти права неприкосновенны, не ущемляются и не оспариваются. Соблюдается неприкосновенность личности и жилища. Все предписания и законы распространяются на всех без исключения. Ислам установил определенные различия в некоторых правах и обязанностях между мужчиной и женщиной вследствие особенностей организма мужчины и женщины, а также возложенной на них роли в обществе. В следующих главах пойдет речь об этих различиях, которые формируют исламское мировоззрение мусульманки, ее богатый внутренний мир и убеждения.

Однажды, путешествуя, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует) увидел нескольких женщин, ехавших на верблюде. Погонщик гнал животных слишком быстро, забыв, что такая езда причиняла женщинам большие неудобства. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал ему: “Ты везешь хрустальные шкатулки, будь с ними поосторожнее”.

Бесспорной и непреложной аксиомой в Исламе является то, что согласно исламскому праву женщина является живым человеческим существом, имеющим точно такую же душу, как и мужчина. Коран дает четкое доказательство тому, что женщина полностью равна с мужчиной перед Аллахом по своим правам и обязанностям.

Каждый человек, будь то мужчина или женщина, несет ответственность за совершенные поступки.

При оценке поступков мера наказания и вознаграждения будет зависеть только от соответствия деяний добру или злу на чаше весов.

В исполнении религиозных обрядов, таких как ежедневные молитвы, пост, обязательные пожертвования в пользу бедных и паломничество, обязанности женщины не отличаются от обязанностей мужчины. А в некоторых случаях женщина имеет некоторые привилегии по сравнению с мужчинами. Например, женщина освобождается от ежедневных молитв и от поста во время менструального периода и в течение шестидесяти дней после деторождения, если у нее есть выделения. Она имеет право отсрочить пост на период беременности и кормления ребенка грудью и ухода за ним, если имеется какая-либо опасность ее здоровью или здоровью ребенка. Если пропущенный пост (в месяце Рамадан) является обязательным, то она может пропущенный пост возместить в любое время. Она не обязана компенсировать пропущенные по любым указанным выше причинам молитвы. Хотя женщины могут ходить и ходили в мечеть в дни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), тем не менее посещение мечети во время пятничной молитвы для них необязательно, в то время как это обязательно для мужчин (в пятницу). Ислам принимает во внимание физиологические и психологические особенности, связанные с естественными функциями женского организма, облегчая предписанные ей обязанности.

1.3 Одежда

1.3.1 Понятие о хиджабе. Основные требования к одежде

Требование скромности и умеренности во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами касается и тех и других, что проявляется как в поведении, так и в одежде.

Вопреки распространенному мнению, в немусульманских странах именно мусульмане считаются с мнением женщины и не воспринимают как унижение ее правоту, при условии, что она одета в хиджаб. Если женщина хочет, чтобы с ней считались, она не должна делать того, что может вызвать страсть чужого мужчины. А значит, обязана одеваться в особый наряд, сразу отличающий мусульманку - хиджаб, закрывающий тело от посторонних взглядов. Женщина в хиджабе не может стать объектом мужской страсти, когда весь ее внешний вид говорит о скромности, целомудрии, достоинстве, а лицо приобретает внутренний свет - нур. Внешним хиджабом называется одежда мусульманки, покрывающая все ее тело, за исключением лица и кистей рук.

Недопустимо для женщины-мусульманки выставлять напоказ женскую красоту перед мужчинами, кроме тех, за которых она не имеет права по родственным связям выйти замуж.

Что касается того, “чтобы не выставляли напоказ красоту свою, помимо лишь того, что явно” (илла ма Захара минха), то здесь подразумеваются лицо и кисти рук, а также та часть тела, которая по случайности оголилась, и контуры тела, которые не скрываются даже свободной, не облегающей одеждой. (Данный комментарий включает в себя мнения столь авторитетных ученых, как Ибн Аббас, Ибн Мас'уд и др.).

В последнем Священном Писании - Коране, а также в высказываниях последнего Посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) четко определены требования к женской одежде, ограниченные следующими пунктами:

1. Необходимо, чтобы все части тела, кроме лица и кистей рук, были закрыты. Это основано на комментариях ученых к аяту “и чтобы не выставляли напоказ красоту свою, помимо лишь того, что явно”, и хадисах, в числе которых следующий. Жена пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Аиша передает: “Однажды ко мне зашла моя племянница. Когда Пророк увидел ее, он отвернулся. Я сказала: “Это моя племянница!” Пророк ответил: “Если девушка становится совершеннолетней, с появлением месячных, то недопустимо для нее выставлять напоказ что-либо, кроме лица и вот этого (Пророк охватил кистью предплечье второй руки так, что между хватом и запястьем осталось расстояние одного хвата)”.

2. Одежда должна быть непрозрачной, непросвечивающей.
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сообщил нам о том, что “одетые и в то же время голые, качающиеся во время ходьбы и этим соблазняющие мужчин женщины не войдут в Рай и не вдохнут даже благоухания его”. (Хадис передан Абу Хурайрой и приведен в сборнике имама Муслима). Однажды женщины из племени Бану Тамим зашли к жене Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Аише. На них была тонкая прозрачная одежда. Аиша сказала им: “Если вы истинно верующие мусульманки, то на вас не та одежда!” А однажды к ней пришла невеста, на которую была накинута тонкая прозрачная вуаль. Аиша, увидев это, сказала: “Кто одевается так, тот не уверовал в истинность суры “ан-Нур”. Последние два случая приводятся в тафсире аль-Куртуби. Что сегодня сказала бы Аиша, увидев то, во что одеваются женщины нашего времени?...

3. Одежда не должна быть облегающей. Облегающая одежда подчас бывает даже более соблазнительной, чем прозрачная.

4. Одеяния должны быть из категории женской одежды, но никак не мужской. У мужчин - общепринятая мужская одежда, а у женщин - женская. В высказывании Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) четко оговаривается проклятие как в адрес тех женщин, которые стараются походить на мужчин, так и тех мужчин, которые стараются походить на женщин. Такого рода действия противоречат природе человека.

5. Одежда не должна пахнуть духами и другими ароматическими веществами (в присутствии чужих мужчин).

6. Одежда не должна быть экстравагантной и вызывающей. Одежда, не соответствующая данным пунктам, является противоречащей канонически правильному одеянию, и облачение в нее наказуемо пред Господом в День Великого Суда. Если бы женщины в одежде своей придерживались упомянутых норм, они всесторонне облегчили бы себе жизнь.

Мужу разрешается разглядывать все тело жены без ограничения. Но нежелательно и неприлично, чтобы муж и жена разглядывали половые органы друг друга. Об этом говорится и в хадисе, переданном от Айши:

“Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) умер. Он не видел мои органы, и я не увидела его органы”.

В другом хадисе говорится: “Не открывайте постыдные места. Ибо есть присутствующие, не отлучающиеся от вас. Стыдитесь их и оказывайте им уважение”.

В целях обследования и лечения врачу дозволено смотреть на больную, прикасаться к ее больным местам. Об этом свидетельствует хадис, который передала Умму Салама, жена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В нем говорится, что она попросила Пророка, чтобы у нее пустили кровь посредством банок и пиявок. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел лекарю Абу Таббату пустить ей кровь.

Разглядывание и осмотр в целях лечения разрешены при соблюдении следующих условий:

- Врач должен быть хорошим специалистом, богобоязненным, верным Исламу.

- Врач должен открыть для осмотра только больное место, не приглядываясь к запретным местам.

- Обращаться к врачу-мужчине можно только в отсутствие специалиста-женщины, которая обследует и лечит больную женщину.

- Обследование должно происходить в присутствии близких родственников, например, мужа, матери, сестры или других, заслуживающих доверия, например, таких как соседки.

- Врач должен быть мусульманином.

В целях судебного разбирательства и свидетельства судье и свидетелям дозволено смотреть на лицо и ладони посторонней женщины, даже если опасаются искушения, так как в этом разбирательстве выявляется справедливость и истина.

Сегодняшнее положение женщины в обществе, особенно европейском, оставляет желать лучшего. Оно не соответствует как логике, так и этическим и религиозным нормам, независимо от того, христианские они, иудейские или мусульманские.

1.3.2 Полное покрытие женщины. (Понятие о никабе)

Никаб - это тонкая ткань с прорезью для глаз, прикрывающая лицо женщины.

Изначально необходимо заметить, что данный вопрос является предметом споров уже давно, даже среди тех, которые очень грамотны в вопросах религии, богобоязненны и искренни. Причиной разногласий является то, что эта тема не имеет четкой формулировки в Коране или Сунне. Каждая группа ученых при иджтихаде (подробном и старательном изучении) по данному вопросу обращает свое внимание на те или иные канонические намеки в аятах и хадисах, нормы права и правила.

Первым делом необходимо упомянуть, что по Шариату никаб не является обязательным (ваджиб), и абсолютно допустимо (джаиз) для женщины-мусульманки открытие лица и кистей рук перед чужими мужчинами. Это было сказано подавляющим большинством ученых со времен сподвижников Пророка (мир ему и благословение Алаха). Приведем авторитетные мнения.

В учении Абу Ханифы: “Запрещается смотреть на чужую женщину (имеются в виду оголенные части тела), кроме как на лицо ее и кисти рук”. Абу Ханифа добавляет: “Также ступни ног, постоянное сокрытие которых крайне затруднительно”. Основанием данных слов является аят “... и чтобы не выставляли напоказ красоту свою, помимо лишь того, что явно” (Коран, 24.31). Подавляющее большинство сподвижников Пророка прокомментировали последнюю часть как “лицо и кисти рук” (информация взята из книги “Аль-Ихтияр”).

Маликитская правовая школа: “Ауратом женщины (то есть теми частями тела, которые должны быть обязательно закрыты) перед чужим для нее мужчиной (нечужие - это те, за кого она не может выйти замуж по причине родственной связи) является все ее тело, за исключением лица и кистей рук. Что касается их, то они не являются ауратом” (из книги “Акрабуль масалик иля мазхаби Малик”). Известный ученый Маликитского мазхаба ас-Сави в комментарии добавляет: “На эти две части тела разрешается смотреть при условии отсутствия сладостного наслаждения и удовлетворения смотрящего. В противном случае взгляд запретен (харам)”.

Шафиитская правовая школа: “Что касается тела женщины, то все оно аурат (чужим смотреть на него запрещено, и оно должно быть сокрыто от взглядов их), кроме лица и кистей рук” (из книги “Аль-Мухаззаб”). Известнейший своей ученостью имам ан-Навави сказал: “Не являются ауратом кисти рук”. Основано это на известном нам аяте и комментарии к нему, а также на том, что “пророк Мухаммад запретил женщинам-мусульманкам, совершающим паломничество, надевать перчатки и никаб (тонкая ткань с прорезью для глаз, закрывающая лицо)” (достоверный хадис, передаваемый Ибн Умаром и приведенный в сборнике аль-Бухари). Данный хадис явно показывает, что сокрытие лица и кистей рук имело место быть во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), однако данные части тела не являются ауратом, так как Посланник Господа приказал не закрывать их во время паломничества. Если бы они были ауратом, то открытие их никак не могло быть допустимо даже во время хаджа.

Ханбалитская правовая школа: “Нет разногласий в мазхабе по вопросу разрешенности открытия лица во время совершения молитвы (что говорит о том, что лицо не является ауратом, так как одно из условий принятия молитвы - это сокрытие аурата). Для женщины недопустимо оголять тело, кроме лица и кистей рук (перед мужчинами, чужими для нее по родственным отношениям)”.

Из всего вышесказанного явно видно, что существует такая часть одежды женщины-мусульманки, как никаб, однако каноническая обязательность применения ее отсутствует.

1.4 Понятие о разводе и его условиях

1.4.1 Условия развода

Ислам занимает усредненную позицию по отношению к разводу в сравнении с христианским и иудейским законами. Брак, по Исламу, является священным и не может быть расторгнут без основательных причин. Супругов наставляют употребить все возможные средства для сохранения брака, если появляется опасность его распада. Развод не отвергается, если нет другого выхода, как последнее средство. Ислам признает развод, но он предупреждается всеми возможными способами. Ислам признает право обоих супругов прекратить их супружеские отношения. Ислам дает мужу право для совершения талак (развод), более того, в отличие от иудаизма, наделяет жену правом расторжения брака путем процедуры, которая известна под названием хул'а.

Развод - это разрыв супружеских взаимоотношений, выраженный словесно, или письменно, или знаком.

Суть развода заключается в том, что он порицаем, так как из-за него утрачиваются достоинства брака, распадается семья. Однако, учитывая то, что иногда развод неизбежен, так как брак причиняет страдания одному из супругов либо по другой причине, Аллах проявил милость к рабам Своим и разрешил развод, не связывая его с какими-либо наказаниями. Если мужчина не любит жену и не может продолжать супружеские отношения с ней, то он вправе дать ей развод. Однако при этом должны быть соблюдены следующие условия, чтобы не впасть в грех:

1. Если муж вступал с женой в интимные отношения после завершения менструального цикла, то давать ей развод нельзя до тех пор, пока не выяснится, забеременела она или нет.

2. Если муж вступал в интимные отношения с женой после завершения менструаций и вознамерился дать ей развод, то с разводом он должен подождать до завершения нового цикла менструаций, как бы долго они ни длились. После этого он, не вступая в интимные отношения, может дать ей развод. Многие не знают предписаний, касающихся развода, и разводятся, когда им вздумается, не обращая внимания на то, когда и сколько раз это допустимо. Раб Аллаха должен придерживаться границ, установленных Аллахом, и не переходить их.

1.4.2 Порядок развода

Поскольку развод - это разрыв связей с женой, он регулируется многочисленными предписаниями, из которых укажем на следующие:

1. Необходимость соблюдения периода идда, в течение которого женщина после развода или смерти мужа не имеет права снова выходить замуж, если муж имел с ней половую близость.

Если мужчина дает развод женщине или умирает до того, как вступил с ней в интимные отношения, она не обязана соблюдать срок, в течение которого она не может вступать в новый брак.

2. Запретность жены для мужа (т.е. запрет на вступление с нею в брак) в том случае, если он до этого давал ей развод трижды.

Имеется в виду следующая ситуация: муж дал жене развод, а затем вернул ее до окончания срока идда, в течение которого она не имеет права снова выйти замуж; либо женился на ней по завершении этого срока, дал ей развод второй раз и вернул ее до истечения указанного срока; либо женился по окончании этого срока, а затем третий раз развелся с ней или сразу развелся с ней трижды. В этом случае она становится запретной для своего мужа до тех пор, пока она не вступит в законный брак с другим мужчиной, который поживет с ней и разведется. Только после этого прежний муж может взять ее снова в жены.

Таким образом, Аллах делает жену запретной для мужа, который дал ей трижды развод, до тех пор, пока она не побывает замужем за другим. Это вызвано тем, что в первые годы Ислама женам давали развод неограниченное число раз и снова их возвращали. Так, некто, осерчав однажды на свою жену, сказал: “Клянусь Аллахом, я не дам тебе приюта, но и не расстанусь с тобой”. “Как это?” - спросила жена. “Я дам тебе развод, - ответил муж, - а когда приблизится завершение положенного срока, я возвращу тебя. Затем дам развод и снова возвращу до истечения срока”. Женщина рассказала об этом Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а Аллах Всевышний ниспослал аят, ограничивающий число разводов до трех раз, что оградило женщин от произвола их мужей.
Если муж развелся со своей женой, то он не имеет права потребовать назад подарки, данные ей как свадебный дар.

Если инициатива развода исходит со стороны жены, то она должна вернуть свадебные подарки своему мужу. Возвращение свадебных даров в этом случае является компенсацией для ее мужа, который хотел бы сохранить ее при себе, в то время как жена оставила его.

Однажды женщина пришла к пророку Мухаммаду (мир и благословение Аллаха ему), ища поддержки в деле о расторжении брака, и сказала, что у нее нет никаких жалоб на мужа и на его обращение. Единственной ее проблемой является то, что она не может больше поддерживать с ним узы брака. Пророк (мир и благословение Аллаха ему) спросил ее: “Вернешь ли ты ему его сад (данный ей в качестве свадебного дара)?” И она сказала: “Да”. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел тому человеку забрать свой сад и принял решение о расторжении брака (Бухари).

В некоторых случаях мусульманка желала бы сохранить брак, но вынуждена требовать развода по основательным причинам, к которым относятся: оставление мужем исполнения обязательных предписаний Ислама, жестокость мужа, оставление ее без всякой причины, невыполнение мужем супружеских обязанностей и т.п. В этих случаях мусульманский суд расторгает брак.

Иными словами, в Исламе женщине предлагается некое равноправие: она может прекратить брак посредством процедуры хул`а и может добиться развода. Именно наличие таких прав у женщины приводило к тому, что иудейки, жившие в раннеисламских обществах VII в., прибегали к помощи мусульманского суда в деле получения разводного письма от мужа. Ребе отвергали правомочность добытых таким образом разводных писем и аннулировали их действие. Для того, чтобы прекратить такую практику, ребе дали новые права и привилегии еврейским женщинам в попытке предотвратить их обращение в мусульманские суды.

1.4.3 Нежелательность развода

Посмотрим теперь, как Ислам борется с разводами. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил своим последователям так: “Из всех дозволенных действий развод более всего ненавистен для Всевышнего” (Абу Дауд).

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.