реферат бесплатно, курсовые работы
 

Христос в Масульманстве

Иисус Христос пришел на землю, чтобы просветить человечество, освободить его от ограниченной системы Архонта. Василид говорил так, что первородный эон Нус, или разум, сошел на Иисуса во время Его крещения. Учение об искуплении было несовместимо у Василида. “Он не допускал никакого другого оправдания, кроме оправдания усовершения в освяшении, и заявлял, что каждый страдает за свои собственные грехи. Таким образом, всякое страдание, которое не может быть объяснено видимой причиной, должно считаться очищением греха, совершенного в прежнем существовании” Там же, с.45.. Он говорил , что эон сошел на Иисуса Христа в момент крещения и отошел от Него во время распятия, поэтому Его тело было призрачным. И вместо Христа пострадал Симон Киринеянин.

Таким образом, ересь о том, что Иисус Христос “не был распят, а только им это представилось” (сура 4:156), вполне могла быть воспринята исламом.

Манихейство и последствия этого учения.

Оно было широко распространено некогда на Востоке и Западе, скрытно существовало в различных видах. Появилась эта ересь в Месопотамии, основатель считается Сураик, сын Фатака. Его собственное имя сохранилось у христианских писателей в искаженной форме, как Курбик, но более известен он как Мани (Манес), и, вероятно, он около 270 г. начал проповедовать свое учение. Если посмотреть его биографию, то отец его был в секте крестильников (сабиев). В этом же духе воспитывался и сам Мани, но в юношестве он не последовал верованию и убеждениям отца. Он начал проповедовать свою религию; свидетельствуют, что на него оказало влияние учение двух его предшественников: Скифиана и Теревинфа. Сам Мани имел большой успех в проповеди своей точки зрения и обратил самого персидского царя на свою сторону, также был выслушан царем Сабуром. Но скоро он уходит в пределы Персии, путешествует в Индии, Восточном Туркестане, в Китае. Его жизнь окончилась трагично. Как известно Мани был человеком книжным; из его сочинений, которые сохранились, среди арабских ученых известны только по названиям и оставшимся отрывкам. Это “Сабуракан”, “Книга тайн”, “Евангелие”, “Сокровище оживотворения” и другие. Он учил о том, что существует два начала, которые вечно или постоянно противоборствуют друг другу и царствуют каждое в отдельности: одно над царством света и другое над царством тьмы. Само имя Бога принадлежит первому царству, а второе царство материи. Эти силы независимы одна от другой, но Бог выше их. И Он состоит из царства света, без определенной телесной формы. Демон же имеет грубое телесное тело. Каждое царство состоит из пяти элементов. Божество имеет нравственные атрибуты: любовь, вера, верность, мужество и мудрость. А основные проявления демона: яд или зараза, бурный вихрь, мрак, туман и пожирающее пламя. Мани так определяет свое религиозное учение: “Учение мудрости и добрых дел приносилось в мире время от времени, в непрерывной последовательности, через посланных Божьих. Так в один круг времени пришло это истинное учение через посланного, называемого Буддой, в земле индийской; в другое время через Заратушта (Зороастра) в стране персидской; еще в другое через Иисуса, в краях западных. После того сошло (на землю) это нынешнее посланничество в настоящем новейшем веке, через меня, Мани, посланника истинного Бога, в стране вавилонской” Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь. Т.36. С. 541..

Взгляд Мани на Христа содержит некоторые противоречия, так как в одних указаниях, небесный Иисус Христос действует через человека под именем Иисус, но без внутреннего соединения с Ним, покидает его при распятии; по другим источникам, человека Иисуса Христа совсем не существовало, а был только небесный дух, то есть Иисус, лишь только призрачною видимостью человека. “Его действия и страдания были только кажущимися” Робертсон Д.С. История христианской церкви. Т.1. С.127.. Он учил о том, что Иисус оставил свое учение несовершенным, обещая послать Параклита для его довершения, ссылаясь на апостола Павла, что будет открыто знание. Обетование это, согласно Мани, уже было исполнено в нем самом.

Манихейство еще долго существовало на востоке до Х или IХ веков. Жестокие гонения, которым они подверглись, совершенно не помешало дальнейшему развитию. Оно повлекло за собой такие течения, как павликианство, богомильство и другие ответвления. И распространилось на Западе, об этом свидетельствует сам Диоклетиан. Но два столетия спустя, по свидетельству Августина, секта распространилась и в Италии и в Африке, где, как нам известно, приверженцами этой ереси были люди из духовенства церкви (Aug. Ер.236). Влияние манихейцев было и в Аравии.

Таким образом, сравнивая еретические взгляды о призрачности Христа во время распятия, как и у Мани, так и у Василида, мы пришли к выводу, что это положение, вероятно, было заимствовано от этих течений.

Почитание Девы Марии, икон, святых и их влияние.

Представление Корана о Троице.

Далее мы отметим, что написано в Коране: “О, обладатели “Относится к христианам”, так говорит Крачковский И.Ю. Коран. М., 1986. С.536.

Писания! Не излишествуйте в вашей религии и не говорите против Аллаха ничего, кроме истины...” Другой перевод Хазрат Шер-Али. Священный Коран. Арабский текст с русским переводом. Лондон, 1987. С.97.

с арабского текста нам говорит: “... не преступайте границ в вере вашей, и не говорите об Аллахе ничего, кроме истины”. И.Ю. Крачковский переводит далее эту же суру: “Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марйам, и дух Его. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите три!” (сура 4:169). Сура 5:77,116 свидетельствует нам: “Не веровали те, которые говорили: “Ведь Аллах третий из трех”, тогда как нет никакого божества, кроме единого Бога. “О Иса, сын Марйам! Разве ты сказал людям: “Примите меня и мою мать в боги наряду с Аллахом?”, он ответит: “Свят ты! Никогда не мог я сказать того, на что не было у меня права”. И. Ю. Крачковский отмечает в своем комментарии, что Мухаммад под Троицей понимал Бога, Иисуса и Марию. Но А. В. Журавский в своей статье “Иисус в Коране“ цитирует так: “В то же время нет достаточных оснований утверждать, что Мухаммад так понимал христианскую Троицу. Он скорее, просто возражает против обожествления Иисуса и Марии” Журавский А.В. Иисус в Коране. С.115.. В Каабе, по мнению Ибн Исхака A.A. Abdul-Hagg, “Sharing Your Faith with a Muslim”, 13., находилась картина Марии и ее Сына. Он также отмечает, что когда пророк ислама объявил об уничтожении идолов, то эта картина была унесена из храма Каабы.

Нам известно, что к периоду возникновения ислама христианская церковь отступила от истинной веры, поклоняясь культу умерших святым, почитая иконы и соединилась с государственной властью. Прот. А. Шмеман отмечает, что в течение кратчайшего времени церковь из преследуемой стала преследовательницей. “Большое значение придавалось мистике, самозапечатлению в душе догмата веры. Но в этом таилась опасность, что служение с участием образов превратится в суеверное почитание образа и преклонения перед ним. Служение образам и реликвиям достигло такого размаха, что принимало нехристианские формы, потому что в образе видели Христа и Марию воочию. Иные даже соскабливали краску с образа, чтобы ее примешивать к вину. Другие полагали освященный хлеб на образ Христа, чтобы, из его рук принять причастие” Эберхард Вальтер. Истинные и ложные пути христианства . М., 1976. С. 202-203..

Поклонение Деве Марии оставило след в зарождающемся исламе.

Культ Девы Марии почитали неофициально в самой церкви. Святая Мария заняла главное место в поклонении. Амвросий был борцом за почитание Марии. Он считал, что она принимала активное участие в спасении и аргументировал Быт. 3:15. “Она (Мария) была взята, как невеста Духа Святого” A.A.A.Hagg “ Sharing Your Faith with a Muslim”, 315.. Конечно же, эта идея, в принципе неверная, могла быть неправильно понята Мухаммадом. В проповедях Амвросия, Иоанна Златоуста, Августина она показана как идеал женской чистоты и почти безгрешной. Но были и инакомыслящие это ариане, как Евдоксий и Евномий (Филостр. VI,21). Епифаний называет их “антидико-марианитами” и говорит о том, что они находились в Аравии, как самые злейшие еретики. Празднования в честь Марии были установлены, как отмечают, не позднее VI века. У несториан был праздник в честь Богородицы в пятницу после Богоявления. Далее, мы отметим, что в яковитском календаре от 675 г., это событие относили к 26 декабря. Но имеется более поздняя дата почитания Марии у яковитов, которая совпадает с несторианским постановлением времени почитания это 15 января, а копты чествовали 16 января. После 460 г. днем смерти Марии было установлено 15 августа и эта дата почиталась особо. Впервые этот праздник проник в Константинополь в конце VI века. Особенно усилилось почитание ее в Ефесе и Александрии. Споры между несторианами и монофизитами оставили свой след и содействовали усилению благоговения перед Девой Марией. Когда несториане отвергли титул Богородицы, то обратной, естественной реакцией была защита и превознесение в пользу почитания культа. Например, некий Петр Антиохийский включал имя Богородицы во все молитвы своей церкви. Юстиниан призывал мощь Марии при всех своих делах. Нарсес никогда не вступал на какое-либо сражение без ее одобрения.

Таким образом, мы можем отметить, что поклонение Деве Марии оставило отрицательный след в зарождающемся исламе. Блаженный Августин говорил: “Обряды увеличились до такой степени, что состояние христианского народа в этом отношении было хуже, чем состояние иудеев” Робертсон Д.С. История христианской церкви. Т.1. С. 325..

Влияние иконопочитания на ислам.

Почитание икон стало также практиковаться в церкви, начиная от Девы Марии с младенцем на руках и кончая культом святых мучеников. Они играли роль посредников между Богом и человеком. Григорий Великий говорит так: “Ибо то, что Писание несет умеющим читать, изображение дает тем, кто этого не умеет, но взирает; ибо посредством него даже невежды научаются тому, чему должно следовать, посредством него неграмотные читают. А посему и главным образом для язычников изображения суть заменитель чтения” Лидов А.М. Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. С.-П., 1994. С. 81.. Евсевий Кесарийский говорил о том, что слава Спасителя не может быть изображена на холсте, потому что настоящий образ всех святых есть их образ жизни. Но история нам свидетельствует, что изображения находились уже в употребление во всех храмах Востока. Нам известен такой случай, когда Епифаний, епископ Констанции неодобрительно отнесся к изображению Спасителя в церкви в святой Земле. Также отмечает Августин, что уже в его время было много “почитателей изображений” Робертсон Д.С. История христианской церкви. С.327.. Юлиан обвинял христиан в поклонении крестам. “Свою выгоду отыскали здесь и все еще сохранившиеся среди подданных империи язычники, которые смогли тайно поклоняться тому же Зевсу под обликом Христа. Это могло быть результатом официального подавления языческих и восточных культов” Лидов А.М. Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. С.87..

Все нарастающий интерес к материальному миру привел к поклонению и почитанию святых мест, реликвий, предметов эта практика существовала еще в языческом поклонении богам. “Ритуальное поклонение иконам было известно в Византии с раннего периода, о чем говорит, например, текст Софония Иерусалимского VI-VII вв. Святого Кира и Иоанна, которых некий Феодор видел во сне коленопреклоненным и перед образом Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи” Там же, с.93.. В Катехизисе V в. Кирилл цитировал, что через молитву и посредничество святых, мучеников и пророков принимаются молитвы. Также в этом веке мы находим ряд новых святых на Востоке из яковитов, коптов и эфиопов.

Мухаммад боролся против идолопоклонства, и он провозглашает так: “Вместо Аллаха он призывает то, что ему не приносит ни вреда, ни пользы, это далекое заблуждение! А те которые взяли помощников, кроме Него: “Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаху близостью”. Аллах рассудит между ними в том, в чем они расходятся!” (суры 22:12; 39:4). Таким образом, поклонение Деве Марии и иконам могло быть воспринято Мухаммадом как идолопоклонство. “По ходу времени новые посредники (в христианском мире) между человеком и Богом стали похожи на идолов (божков), очень похожих на те, которые пророк Ислама отвергал в языческой Аравии” A.A. Abdul-Hagg, “Sharing Your Faith with a Muslim”, 20..

Вывод:

Мы отметим, что неверное понимание о природе Иисуса Христа, как о Божественной Личности предшествовали следующие причины:

Влияние многих еретических учений, с которыми действительно сталкивался Мухаммад (мы в Коране часто находим выражение “люди Писания”) сыграло большую роль в сознании как и самого лидера ислама, так и его последователей в отношении вопроса о миссии Христа на этой земле.

Другая причина заключается в том, что само Писание на арабском появилось только лишь в начале VII столетия, очевидно перевод был с латыни, выполненный в Испании Иоанном Севильским, спустя целое столетие после зарождения ислама. “Истина требовала, чтобы в эту эпоху, когда дух Мухаммада сливался с нуждами людей, когда он ощупью шел к Тому, Кто мог дать спасение и объединить, он должен был иметь в руках истинные иудейские и христианские Писания. Вместо этого ему не оставалось ничего, кроме как узнавать понаслышке от неосведомленных или мало сведущих христиан то, о чем говорят Писания” Бессам М.М. Библия и Ислам. М., 1996. С. 64..

Поклонение изображениям, в частности Деве Марии, культу святым, все это скомпроментировало Мухаммада на неверное понимание о роли Иисуса Христа, как о Спасителе и Его Божественной Личности.

Иисус в Коране.

Значение слова Иса-ал-Масих.

Слово “Иса-ал-Масих” в переводе означает Иисус Помазанный, по словам А.А. Abdul-Hagg, оно было известно уже давно до зарождения ислама. В Коране употребляется в сурах 4:172, 9:30. Значение “Сын Марии” используется в сурах 5:17,72,75; 9:31. А так же “Иисус Сын Марии” в сурах 3:45, 4:157. Артикль “Ал” (“Аль”) это не арабское слово, но мы отметим, что оно было арабизировано еще до появления и составления Корана. В арабском языке употреблялось такое слово, как “Саха” (“Saha”), то есть путешественник. Мы знаем Иисуса как путешественника. Это слово считается арабским, пришедшего из той же наследственности, но было забыто. А слово “Иса-ал-Масих”, по словам Хоровитца (Horovitz) A.A. Abdul-Hagg, “Sharing Your Faith with a Muslim”,82. было воспринято из эфиопского или из сирийского языков.

Влияние апокрифической литературы.

Об Иисусе в Коране говорится в 15 сурах, в 93 айатах и после детализируемая в хадисах, трудах мутакаллимов (богословов) и суфиев. В Коране в сурах 3:40-53, 5:109-120, 19:17-38 записано о рождении Иисуса Христа. И.Ю. Крачковский отмечает, что информация была взята из апокрифов Евангелия детства с 1 главы 2 стиха Крачковский И.Ю. Коран. С.530.. “Я пришел к вам со знамением от вашего Господа. Я сотворю вам из глины по образу птицы и подую в нее, и станет это птицей по изволению Аллаха” (сура 3:43). Приведем свидетельства из Евангелия Фомы:

I. “Я, Фома Израильтянин, говорю вам, даже всем братьям, которые среди язычников, чтобы соделать для вас известными дела детства Нашего Господа Иисуса Христа, и Его могучие деяния, даже все, что он соделал, когда он был рожден на нашей земле. Начало было таковым:

II. 1. Этот маленький ребенок Иисус, когда ему было пять лет, возле потока ручья собрал воды вместе, которые текли в пруды; и он соделал их чистыми, приказав одним лишь своим словом.

2. И сделав мягкую глину, он слепил из нее двенадцать малых птиц, и была суббота, когда он соделал эти вещи. Там было так же много других маленьких детей, играющих с ним.

3. И один из евреев, когда увидел, что Иисус соделал, играя в субботний день, пошел и сказал его отцу Иосифу: “Вот твое дитя возле ручья взял глину и слепил двенадцать малых птиц и осквернил субботний день”.

4. И Иосиф пойдя на то место, увидел соделанное и возмущенно сказал ему: “Почему ты делаешь эти вещи в субботу, что не законно делать?”, но Иисус сложив свои руки вместе, воскликнул к малым птицам: “Летите!” и птицы взлетели...

5. И когда евреи увидели это, они были очень изумлены и отошли для того, чтобы сказать своим начальникам о том, что видели, как Иисус соделал птиц” R.J. Montague, “Apocryphal New Testament”, Oxford at the Clarendon Press, 1926, 49..

Кирилл Иерусалимский (348 г. н.э.) говорит об этой книге, как об источнике Манихейского происхождения, и очень похоже, что манихеи использовали ее. Но это евангелие известно раньше, чем это течение ( Catech. Iv.36 ). Он говорит о том, что Новый завет имеет только четыре Евангелия, другие же источники являются апокрифического характера ( pseudepigraphic ). “Пусть никто не читает Евангелие от Фомы, ибо оно не одним из двенадцати апостолов не написано, но из трех злых учеников, прозываемым Manes”. (Ib. vi. 31.) Там же, с.15..

Ириней (Irenaeus. i. 13. 1) говорит, что маркосианская секта поддерживала свою доктрину апокрифическими Писаниями. Они так же допускают это нововведение о том, что когда Господь был ребенком, то он будто бы учил алфавит, его учитель как-то сказал по обыкновению: “Скажи” “альфа”, он ответил: “Альфа”.

Origen (Hom.1 on Luke) только подтверждает о существовании Евангелия от Фомы.

Ипполит свидетельствует о том, что “природа человека в начале скрыта, а после проявляется, которая и является невидимым Царством Небесным”. Приводя во свидетельство Евангелие от Фомы, где записаны следующие слова: “Тот, кто ищет меня, тот найдет меня в детях от семи лет и старше: ибо в этом я проявляюсь, скрытый до четырнадцатилетнего возраста...” (Hippolytus against Heresies, v.7.) Там же, с.15..

Также приведем пример из Арабского Евангелия Инфанси:

“И когда Господу Иисусу было семь лет, Он играл вместе с другими мальчиками, делал из глины разные формы: осликов, овечек, козликов, птиц и другие фигуры, которыми они хвастались друг перед другом, сделав свои фигурки, пытаясь превзойти остальных. И тогда Господь Иисус сказал другим мальчикам: “Я сейчас прикажу этим фигурам, которые Я сделал, чтобы они пошли”. И они действительно стали двигаться, и когда Он приказал остановиться, то они остановились. Он также сделал фигуры птиц и воробьев. И повелел им взлететь и они взлетели, когда Он обратно сказал приземлиться, птицы приземлились; и если Он давал им есть, то они ели и пили” Там же, с. 82..

И эта информация была взята не из канонических Евангелий: “Вот сказали ангелы: “О, Марйам! Вот, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которого Мессия Иса, сын Марйам, славном в ближнем и последнем мире и из приближенных. И будет говорить он с людьми в колыбели и взрослым и будет из праведников” (сура 3:40,41). Аль-Рази, мусульманский ученый, подтверждает, что Иисус разговаривал в колыбели. Влияние апокрифических Евангелий оставило свой след в мусульманском богословии, развивая идею о детстве Иисуса, например, Сади пишет так: “Тогда соседи сказали своим детям: “Не играйте с этим волшебником”, и забрали своих детей домой. Иисус пришел повидаться с ними, но люди сказали Ему: “Их нет в доме”, а Он спросил: “Тогда кто там в доме?” Они ответили: “Свиньи”. Иисус сказал: “Тогда пусть они и будут свиньями” Абд-эль-Фади. Личность Христа в Евангелии и в Коране. С.17..

Таким образом, мы видим что влияние апокрифических Евангелий оставило свой след в Коране, и было воспринято Мухаммадом как чудо, которое совершил Иисус в детстве.

Чудеса Исы-ал-Масиха.

В суре 3:43 записано, что Иисус пришел со знамениями: исцелять слепых и прокаженных, воскрешать мертвых и еще, Он сотворил птиц из глины и вдунул в них и стали они живыми, все это Он делает по повелению Аллаха (3:43). “Сила творить жизнь присуща только самому Творцу и об Иисусе говорится, что Он творил, как Бог” A.A. Abdul-Hagg, “Sharing Your Faith with a Muslim”, 99.. Сам Коран подтверждает об этом: “Аллах творец всякой вещи, Он единый, мощный!” ( сура 13:17 ). “А те, кого они призывают вместо Аллаха, не творят ничего, и сами они сотворены” (сура 16:20 ). Чудеса и знамения, которые показывал Сам Бог известным пророкам, записаны в Коране и относятся: к Ною (23:27-30), Моисею (7:103, 27:7-13), Соломону (21:77-81, 34:12,13 ), Ионе (37:142-146). Но эта творческая сила не принадлежит ни одному из них, так как в этих сурах употребляются следующие местоимения: “Мы”, “Наши знамения”, что относится только Аллаху. В сурах 3:45-49, 5:110-115 главный акцент делается на том, что Сам Иисус творит, например: “Я пришел к вам со знамением от Господа... Я сотворю вам из глины... Я исцелю слепого, прокаженного и оживлю мертвых с дозволения Аллаха”. Коран говорит, что Мухаммад не делал чудес: “Если бы ниспосланы были ему знамения от твоего Господа!” Скажи: “Знамения только у Аллаха, и я ведь только ясный увещеватель. Я не новинка среди посланников, и не знаю я, что будет сделано со мною и с вами. Я лишь следую за тем, что мне внушено; я- только явный увещеватель” (суры 29:49; 46:8 ). От Вахаба ибн Минаббека известна история о чудесных исцелениях Иисуса: “Большое число больных, около пятидесяти тысяч, однажды окружили Его. Находившиеся вблизи могли коснуться Его, но другие не могли; тогда Иисус начал ходить между ними и исцелил всех молитвою” Абд-эль-Фади. Личность Христа в Евангелии и в Коране. С.17.. Таким образом, мы можем сказать, что Иисус был наделен силой творить, как и Сам Бог, и был больше, чем другие пророки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.