реферат бесплатно, курсовые работы
 

Влиятельные религии в России

Различия между вероучениями католичества и православия наглядно заметны из нижеследующего примера двух анафем - отлучений от Церкви (Таицкая А.И. Энциклопедия заблуждений. Религия. - М.: Изд-во «Эксмо»; Донецк: Изд-во «СКИФ», 2005. - 448 с.). Если первое основано на мстительности, то второе - на констатации факта, сострадании и любви.

1) Католическое отлучение от Церкви бывшего священника Лео Таксиля, автора книги «Забавное Евангелие».

«Во имя всемогущего Бога Отца, Сына и Святого Духа, Священного Писания, святой и беспорочной Девы Марии, Матери Бога, во имя всех славных добродетелью ангелов, архангелов, престолов, могуществ, херувимов, серафимов, во имя патриархов, пророков, евангелистов, святых преподобных, мучеников и исповедников и всех прочих, спасенных Господом, Мы провозглашаем, что отлучаем от церкви и анафематствуем того злодея, который именуется Леон Таксиль, и изгоняем его от дверей Святой Божией церкви. И Бог Отец, Который сотворил мир, его проклинает; и Бог Сын, Который пострадал за людей, его проклинает; и Святой Дух, Который возродил людей крещением, его проклинает. И святой Михаил, ходатай душ, его проклинает. И небо и земля, и все, что на них заключается святого, его проклинает. Да будет он проклят всюду, где бы он ни находился: в доме, в поле, на большой дороге, на лестнице, в пустыне и даже на пороге церкви. Да будет проклят он во всех делах его, когда он пьет, когда он ест, когда он алкает и жаждет, когда он постится, когда он спит или когда он бодрствует, когда он гуляет или когда отдыхает, когда он сидит или лежит, когда он ест, когда он раненый, когда истекает кровью. Да будет проклят он во всех частях своего тела, внутренних и внешних. Да будет проклят волос его и мозг его, мозжечок его, виски его, лоб его, уши его, брови его, глаза его, щеки его, нос его, кисти рук и руки его, пальцы его, грудь его, сердце его, желудок его, внутренность его, поясница его, пах его, бедра его, колени его, ноги его, ногти его. Да будет проклят во всех суставах членов его. Чтобы болезни грызли его от макушки головы до подошвы ног. Чтобы Христос, Сын Бога Живого, проклял его со всем Своим могуществом и величием. И чтобы небо и все живые силы обратились на него, чтоб проклинать до тех пор, пока не даст он нам открытого покаяния. Аминь. Да будет так. Аминь».

2) Православное отлучение от Церкви графа Л.Н. Толстого, писателя, идейного вдохновителя толстовства.

«Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой в прельщении гордого ума своего дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которой жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь святая. В своих сочинениях и письмах, во множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует с ревностью фанатика ниспровержение всех догматов православной Церкви и самой сущности веры христианской: отвергает личного Живого Бога, во Святой Троице славимого, - Создателя и Промыслителя вселенной; отрицает Господа Иисуса Христа - Богочеловека, искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человеков и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых; отрицает бессеменное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы Приснодевы Марии; не признает загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святого Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств - святую Евхаристию. Все сие проповедует граф Лев Толстой непрерывно словом и писанием, к соблазну и ужасу всего православного мира, и тем не прикровенно, но явно пред всеми, сознательно и намеренно отторг себя сам от всякого общения с Церковью Православною.

Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею. Ныне о сем свидетельствуем пред всею Церковью к утверждению правостоящих и вразумлению заблуждающихся, особливо же к новому вразумлению самого графа Толстого. Многие из ближних его, хранящих веру, со скорбию помышляют о том, что он на конце дней своих остается без веры в Бога и Господа Спасителя нашего, отвергшись от благословений и молитв Церкви и от всякого общения с нею.

Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины (2Тим.2.25).

Молимтися, милосердный Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь» (Определение Святейшего синода от 20 -23.02.1901 г. № 557)».

Протестантизм и неопротестантизм

Протестантами в религиоведении называются христиане, которые в XVI веке в период Реформации отделились от Римской церкви. Именно они, и только они, имеют объективные основания называться протестантами. Возникшие после Реформации христианские течения правильнее называть неопротестантами, христианскими деноминациями, христианскими сектами и т.п. К нашим временам протестанты, их последователи и подражатели - неопротестанты раздели-лись на сотни течений и сект, большинство из которых сохраняет некоторые общие для протестантизма особенности. Этот процесс дробления продолжается, что вызвано как внутренними свойствами протестантизма, так и внешним негативным воздействием на христианство. Главной спецификой протестантов и их последователей является отказ от Священного Предания, выбор единственным источником своей веры только канонических книг Библии, а также упор на их самовольное толкование.

Реформаци-ей называются события XVI и первой половины XVII века, которые привели к изменению веры, духовности и религиозной жизни христиан в Западной, Центральной и Северной Европе. Глубинные причины Реформации связаны, в частности, с некоторыми особенностями католицизма. Внешним толчком к началу Реформации стало выступление Лютера про-тив индульгенций в 1517 г. Индульгенция - придуманный католиками документ, удостоверяющий, что приобретающий его получает про-щение грехов. Продажа индульгенций благословлялась папами на том основании, что последние обладают властью распределять по своему усмотрению сверхдолжные заслуги святых. Согласно вере католиков, святые так умилостивили Бога, что их заслуги перед Ним превысили необходимые для их спасения. Эти «лишние», сверхдолжные заслуги и продавали папы через индульгенции.

Мартин Лютер (1483 - 1546) родился в семье рудоко-па в г. Эйслебене (Саксония). Учился юриспруденции и бо-гословию. Боясь, по его словам, гнева Божьего, в 1505 г. стал монахом и пытался вести аскетическую жизнь, но страсти побеждали его. Находясь под влиянием мистического направления в немецком бо-гословии и делая упор на самостоятельное изучение Библии, он решил, что спасение достигается исключительно верой и что никакие заслуги человека пе-ред Богом невозможны. Его пригласили преподавать Свя-щенное Писание в Виттенбергском университете.

В 1517 г. Лютер возмутился продажей индульгенций в Германии и сопровождавшей торг про-поведью, в которой заяв-лялось, что покупающие этот документ приобретают рай. Лютер выразил свой протест в 95 тезисах, прибив бумагу с ними к дверям виттенбергской церкви. Его под-держали студенты университета. Дело дошло до Рима и закончилось в 1520 г. осуждением Лютера. К тому времени он уже стал для немецкого народа ге-роем, проповедовавшим новое понимание спасения и призывавшим к устранению римских искажений в цер-ковной жизни. В 1521 г. Лютер пуб-лично сжег отлучавшую его от церкви папскую буллу - (лат. bulla - шарик) папский документ, содержащий обращение, постановление или распоряжение. Он пишется на латыни и скрепляется круглой металлической печатью - буллой. Отсюда его название.

Борьба с Римом закончилась отпадением от него боль-шей части Северной и Центральной Европы и организацией там христианской жизни на новых, выработанных Лютером, началах. Лютер перевел латинскую Библию на немецкий язык и стал основателем немецкого ли-тературного языка. В 1525 г. он женился на бывшей монахи-не, что явилось демонстративным отрицанием монашества и клятвы Иисусу Христу. Он написал множество сочинений и оказал решающее влия-ние на религиозную и политическую жизнь Германии. Лютер был пламенным проповедником, он вдохновлял всех своей энергичной верой. В то же время он часто испытывал сомнение и страх перед возможностью ошибки и завлечения народа, который пошел за ним, на веч-ные мучения.

С самого начала протестанты спорили между собой по многим ключевым вопросам христианской веры и жизни. Разные течения протестантов давали противоречивые ответы на эти вопросы. Основными направлениями в протестантизме, начиная с XVI века, остаются:

§ Лютеранство - главным образом в Германии, а также в скандинавских странах и Северной Америке. Сейчас в ми-ре 75 млн. лютеран.

§ Кальвинизм - в основном в Голландии и Шотландии, а так-же в США, Германии, Франции.

§ Англиканство - в Англии, США, Австралии; всего около 70 млн. верующих.

С XVII века появляются баптисты, ставшие одним из самых многочисленных течений в неопротестантизме (приблизительно 35 млн.). Они выдвигают, как важнейшее положение своей веры, крещение во взрослом, а не в детском возрасте. Баптисты игнорируют упоминания Но-вого Завета о принятии крещения целыми семьями, в кото-рых были, безусловно, и дети, а также запо-ведь Христа: «Пустите детей, и не препятствуйте им прихо-дить ко Мне» (Мтф., 19:14).

В XIX веке возникает адвентизм, уделяющий главное внима-ние ожиданию Второго Пришествия, а в самом начале XX века - пятидесятничество, положившее начало так называемому «хариз-матическому движению». Харизматическое движение исходит из специфического понимания сущности даров Святого Духа, перенося акцент с церковных таинств на индивидуальное получение «харизмы» (благодати) посредством экстатических состояний. Пятидесятники утверждают, что дар Святого Духа (харизма) проявляется, прежде всего, в говорении на языках. На своих собраниях они стремятся достичь состояния транса, чтобы начать говорить на непонятном, но, как показали научные исследования, нечле-нораздельном и бессмысленном «языке». Когда такое происходит с человеком впер-вые, пятидесятники называют это «крещением Святым Духом».

Основные особенности веры протестантов и их последователей следующие:

1) Единственный источник веры - Священное Писание.

Источник веры для протестантов - это информация, которую они черпают только из Библии. Некоторые ответвления протестантизма аллегорически трактуют тексты Священного Писания, так как иначе становится невозможным примирить Библию с их собственным вероучением.

2) Спасает только вера, а не дела. Истинная вера, однако, не бездеятельна и проявляется в добрых делах.

Тезис о спасении только верой был рожден в споре с современными Лютеру католическими представлениями о спасении, заслуженном совершением каких-нибудь дел: милостыни, паломничество и т.д.

3) Все уверовавшие во Христа уже спасены. К совершившему-ся спасению ничего прибавить уже нельзя. Поэтому мона-шество отвергается.

Спасение здесь понимается как внешнее по отношению к человеку решение Бога. Такое понимание пол-ностью заимствовано из юридических католических пред-ставлений. Разница в том, что это решение теперь не нужно зарабатывать.

4) Поскольку все уверовавшие спасены, молитва об усопших отменяется.

5) Отрицание незыблемости единой Церкви, хранящей апостольское преемство. По их мнению, все истинно верующие христиане - святые и священники. Поэтому почитания свя-тых и таинства священства нет. Каждая протестантская цер-ковь по-своему определяет выборы и назначение пресви-теров, то есть тех, которые возглавляют богослужение об-щины и говорят проповедь.

Желая восстановления апостольской чистоты веры, про-тестанты, однако, отказались от апостольского преемства.

6) Из таинств признаются только крещение, причащение и (иногда) - разрешение от грехов.

Только Лютеранство сохранило веру в то, что в хлебе и вине причастия реально присутствуют Тело и Кровь Спаси-теля. Все остальные протестанты считают, что в их причаще-нии действительного Тела и Крови Христа нет, а есть только символ.

7) Все протестанты и их последователи считают, что они (каждый по своему) воспроизводят жизнь христиан апостольских времен.

Это достигается умозрительной трактовкой прошлого, минуя все Предание, на основе идей основателя тех или иных протестантских и новейших течений. Реальная историческая Церковь отвергается, обычно ее подменяют некоей «невидимой» истинной Церковью, якобы таинственно существовавшей в веках и проявившейся благодаря очередному провидцу.

На молитвенных собраниях протестантов главное место отво-дится проповеди. Все церковное благолепие (обязательно свойственное еще ветхозаветному храму): иконы, особые пес-нопения, облачение священников, торжественность богослуже-ния, украшение храма и многое другое - у протестантов устранено или сведено к обычному светскому уровню. Проявления духовности обычно не отличаются от эмоций концертного зала. С другой стороны, в харизматических течениях на собраниях верующих практикуются экзальтированные эмоциональные состояния, приводящие к перевозбуждению и разрушению психики.

Возмущение первых реформаторов искажениями веры и жиз-ни в Католической церкви было основано на объективных фактах. Но изначально в про-тестантизме появляется много несогласных друг с другом вождей, и спорящих друг с другом направлений. Протестанты основываются на собственном понимании Библии. Однако, читая один и тот же текст, разные люди практически всегда обратят в нем внимание на разные вещи, по-разному расставят акценты. Это становится неизбежным при изучении исключительно богатой по содержанию и много-плановой Библии. Отсюда - многочисленные и непрекращающиеся разногласия и расколы среди протестантов и их подражателей.

В настоящее время в Российской Федерации официально существуют следующие протестантские и неопротестантские религиозные направления и объединения:

Англиканство (Церковь Англии в России и Епископальная церковь Санкт-Петербурга): Церковь Англии в России; Епископальная церковь Санкт-Петербурга (ЕЦСП).

Лютеранство: Евангелическо-лютеранская церковь (ЕЛЦ) в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии; Евангелическо-люте-ранская церковь Ингрии (ЕЛЦИ); Лютеранская церковь Миссури-Синод (ЛЦМС); Библейская лютеранская церковь (БЛЦ); Христианская евангелическо-лютеранская церковь Висконсин-Синод (ХЕЛЦВС).

Реформаторская церковь (кальвинизм).

Методизм и церкви веслианской традиции: Российская объединенная методистская церковь (РОМС); Армия спасения (АС); Церковь Назарянина (ЦН); Веслианская церковь (ВЦ). Веслианский вселенский собор.

Баптизм и евангельское христианство: Российский союз евангельских христиан-баптистов (РСЕХБ); Совет церквей евангельских христиан-баптистов инициативники (СЦ ЕХБ); Объединение братских церквей (ОБЦ); Ассоциация церквей евангельских христиан (АЦЕХ) (Христианский Библейский центр «Слово Христово евангельских христиан-бап-тистов истово» (ХБЦ), Евангельская церковь «Слово Христово» (ЕЦСХ)); Российская ассоциация независимых церквей евангельских христиан-бап-тистов (РАНЦ ЕХБ); Союз церквей евангельских христиан (СЦЕХ) (прохановцы); Евангельский христианский миссионерский союз (ЕХМС); Евангелическая русская (российская) церковь (ЕРЦ).

«Плимутские братья» (дарбисты).

Пятидесятничество и харизматическое движение: Союз христиан веры евангельской пятидесятников (СХВЕП); Российский объединенный союз христиан веры евангельской пятидесятников (РОСХВЕП); Объединенная церковь христиан веры евангельской пятидесятников (ОЦХВЕ) (федотовцы), Российская ассоциация миссии ХВЕ (РАМ ХВЕ) (нерегистрированные пятидесятники-федотовцы); Ассоциация христианских церквей «Союз христиан» (АХЦ); Христианский центр «Новое поколение» («НП»); Северо-Восточный Союз евангельских церквей (СВСЕЦ); Союз церквей евангельских христиан в духе апостолов (СЕХДА) (единственники, унитарии, уршинцы, смородинцы или шатровцы); Межконфессиональное движение «В Послании» (учение Уильяма Бранхама); Ассоциация церквей «Виноградник»; Церковь «Прославление»; Ассоциация христиан веры евангельской «Харизма» (ХВЕ); Миссия христиан веры евангельской «Благодать» (ХВЕ); Ассоциация ХВЕ «Церкви веры» (РОСХВЕП); Российская ассамблея Бога (Церковь ХВЕ «Эммануил»); Ассоциация ХВЕ «Общение Калвари» (РОСХВЕП); Ассоциация церквей ХВЕ «Царство Божие».

Церковь адвентистов седьмого дня (АСД).

Новоапостольская церковь (НАЦ).

Религиозное общество «друзей» (квакеры).

Кроме того, действуют многочисленные псевдохристианские течения, из которых наиболее заметны:

Общество христианской науки (CHRISTAN SCIENCE SOCIETY).

Общество «Свидетели Иеговы».

Церковь Иисуса Христа святых последних дней (Мормоны).

Церковь Христа (ЦХ) (Бостонское движение).

Этика поведения (ЭП).

Буддизм

Общие особенности буддизма

Буддизм - древнейшая из трех мировых религий. Он распро-странен преимущественно в странах Южной и Восточной Азии: Ин-дии, Китае, Непале, Монголии, Японии, Таиланде, Шри-Ланке и др.

После двух с половиной тысяч лет своего существования буд-дизм представляет собой сложный комплекс систем и учений, сфор-мировав-шихся на протяжении веков из начального учения Будды. Внутри этого духовного и религиозного пространства в буддистской традиции сосуществуют сегодня многие местные народные традиции, которые смешались с проповедью Сиддхартхи Гаутамы из рода Шакья, прозванного Буддой (563-483 до Р.Х.).

В настоящее время в мире насчитывается около 400 млн. испо-ведующих буддизм в повседневной жизни и 1 млн. монахов-буддистов. Буддизм сочетает в себе свойства религии, включающей в себя систему вероопределений и нравственных принципов, с утонченными философскими размышлениями и проницательным психологическим истолкованием человека. В условиях, когда западный мир все дальше отходит от традиционных религиозных и нравственных ценностей, многие вожди современного буддизма пытаются предложить разочарованным и духовно дезориен-тированным людям свое вероучение в качестве альтернативы. Психология и философия буддизма стали компонентами многих со-временных неоязыческих движений, старающихся привлечь человека, уставшего от давления технологического прогресса. В противоположность христианству личному спасению во Христе буддизм предлагает путь к нирване, где лишившаяся индивидуальности и всех личных качеств душа должна слиться с абсолютным «ничто». В западных странах основываются будди-стские монастыри, которые ведут миссионерскую работу, главным образом, среди городского населения.

Буддизм не остался единой религией. Одна из главных причин разногласий в буддизме - это вопрос о том, кем был Будда: человеком или богом. После II века в резуль-тате смешения буддизма с другими религиозными традициями от первоначального учения отделилась новая ветвь. В итоге буддизм разделился на тхераваду («учение старейших») или хинаяну («малую колесницу»), соответствующую его первоначаль-ной форме, и махаяну («большую колесницу»), являющуюся его позднейшей измененной формой.

В Китае и Японии получила пре-имущественное распространение махаяна, например, в форме дзэн (или чань) - буддизма. Ламаизм в Тибете и Монголии синтезировал элементы хинаяны и махаяны. В странах Юго-Восточной Азии преобладает хинаяна. Вкратце, хинаяна и махая-на различаются следующим образом. В первой форме главной целью буддиста является достижение индивидуального спасения в Нирване в качестве архата («достойного»). Вторая создала пантеон бодхисаттв (существ, стремящихся к просветлению), чей альтруистический подвиг состоит в том, что они добровольно от-казываются от пребывания в нирване ради служения ближним и указания им пути к освобождению.

Будда никогда не отвергал богов, которым поклонялись его со-временники, и не запрещал молиться им. Но он объяснял, что это дает только временное облегчение и не приводит к цели - про-светлению, нирване. С таким отношением Будды к политеизму связано возникновение в буддизме культа многих богов, среди которых - традиционные индийские божества, а также сам Буд-да и некоторые из его последователей. Многие азиатские народы, перенявшие эту религию, приняли Будду за сверхъестественное- существо, создав множество форм богослужения, праздников, святилищ, храмов и т.д.

Главным священным текстом буддизма является Трипитака («три корзины»), содержащая поучения Будды, систематизи-рованные комментарии к ним и дисциплинарные правила для монахов. На протяжении веков возникли и другие священные кни-ги, связанные с местными традициями.

Основой структуры буддизма являются сангхи (монашеские общины или вообще совокупность всех верующих в Будду), в которые идет отбор только здоровых людей. Центрами религиозной жизни буддизма становятся обычно монастыри, куда стекаются верующие в Будду. Предметами по-клонения являются Зуб Будды, останки различных учеников Буд-ды или других духовных учителей этой религии, священное дере-во, под которым к Будде пришло просветление, и статуи Будды. Останки сохраняются в особых строениях, которые называются ступами. Богослужение включает в себя молитвы Будде, обеты со-блюдения основных обязанностей и жертвоприношение цветов, свечей и пищи статуям Будды. Одной из молитв является провоз-глашение «тройного убежища»:

прибегаю к Будде;

прибегаю к Дхарме (учение);

прибегаю к Сангхе.

Слушание проповеди также считается делом, которое способ-ствует награде в будущем. Важнейшим делом для каждого буддиста является медитация, самопогружение, достигаемое с помощью оп-ределенных технических методов. Почтение к Будде выражается также в праздниках (например, рождение Будды, его Просветле-ние и др.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.