реферат бесплатно, курсовые работы
 

Величайшая мусульманская религия - Ислам

Величайшая мусульманская религия - Ислам

2

Введение

Ислам- одна из трёх величайших религий, возникших на суровых и безмолвных просторах ближневосточных пустынь.Она преобладает на Ближнем Востоке, В Северной Африке, в Центральной Азии, Индонезии и Малайзии. Сегодня около миллиарда людей во всём мире исповедуют ислам.

Название «Ислам» происходит от арабского слова «салам», что в буквальном переводе означает «мир», но имеет ещё дополнительное значение «подчинение». Таким образом более полное название этой религии можно перевести как «абсолютный мир, который наступает, если жизнь человека подчинена Богу». Человек, исповедующий ислам, называется мусульманином.

Ислам можно считать «братской» религией по отношению к иудаизму и христианству. Поэтому историю и даже сущность ислама невозможно по- настоящему понять в отрыве от двух его «старших братьев». Подобно иудаизму и христианству, это «религия Книги». Это означает, что для всех трёх центром религии является книга. Для иудеев это Тора, для христиан - Библия, а для мусульман- Коран, собрание откровений, Которые Мухаммад, основатель ислама, получил от Бога.

1. Происхождение ислама

Религия родилась в среде арабских племен Аравийского полуострова. Этноним «араб» встречается в древних источниках. У персов «арбайя» означает пустыня, у евреев -- кочевник. У греческого историка Геродота слово «арабы» -- синоним аравийцев (жителей Аравии). Характерно, что сами они этот термин не употребляли. Арабы периода раннего средневековья имели родоплеменную связь. Главой племени являлся старейшина с наследственной властью -- шейх. Племена объединялись в союзы. Известны союзы североаравийских и южноаравийских племен. Племена постоянно враждовали между собой, совершая набеги и угоняя скот, женщин и детей. Чаще всего все это возвращалось противнику за выкуп.

Большинство аравийцев занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни, перегоняя стада верблюдов по пустыням от одного оазиса к другому. Их называли бедуины (от арабского бадв -- житель пустыни). В этих условиях сформировался особый духовный мир кочевников, замкнутый кругом интересов своего рода и племени. Его отличала этика воина. Так, аравийский поэт VI в. аш-Шанфара пишет:

Я не слабосильный трус, который постоянно сидит при жене,

расспрашивая ее о своем деле и советуясь, как ему поступить.

И не припавший к земле страус,

сердце которого то поднимается, то опускается.

И не сидящий дома кокетливый муж,

который и утром и вечером расхаживает,

покрытый благовониями и разукрашенный сурьмой.

Понятие морали у бедуинов включало в себя одновременно смелость и великодушие (смелость -- для защиты своего племени, великодушие -- по отношению к врагу, за исключением случаев кровной мести), широкое гостеприимство и верность данному слову (что, впрочем, не мешало им быть неисправимыми должниками). Вместе с тем кочевникам не были чужды жестокость и коварство, мстительность и злоба.

Противоречивый духовный мир отражался также и на религиозных верования аравийцев. Господствующей религией бедуинов был политеизм. Они поклонялись Луне и Солнцу, верили во всесилие божеств, которых насчитывалось до 350. В языческий пантеон входили Аллах, Узза, Манат. У многих племен Северной и Центральной Аравии Аллах был верховным божеством. Он воспринимался как далекий от людей создатель мира, не покровительствующий какому-то конкретному племени. Его святилищ почти не существовало. Супругой Аллаха была Узза, дочерью -- Манат, иногда обе богини считались его дочерьми.

Наиболее распространенными среди арабов-бедуинов были культы бетилов и предков. Культ бетилов выражался в поклонении большим камням, поставленным стоймя в форме жилища (семитская бейт-эл -- жилище бога), внутри которого находились идолы-божества. Вокруг бетила два раза в год устраивались культовые процессии. Такой пантеон находился, например, в Мекке. Его возглавлял бог -- покровитель рода Курейш Хубал. Душам умерших родственников совершались жертвоприношения. С культом предков был связан обычай кровной мести. Кочевники считали его своим религиозным долгом, поэтому в Аравии велись постоянные междоусобные войны. Среди арабов того времени были и такие, кто осуждал межплеменные распри, справедливо считая, что они ведут к самоуничтожению родов. Поэт Оби Сульма (530--627) писал:

Война -- это то, что вы уже познали и испытали (на себе),

а не выдуманный рассказ.

Кто ее разожжет -- навлечет страшную беду,

если ее раздуть, она запылает и спалит все вокруг.

Она подобно мельничным жерновам перетрет вас,

родив, оплодотворится снова и принесет двойню».

В противовес политическим верованиям бедуинов в Аравии рождается другая культура -- культура единобожия (монотеизма). Ее основу составили иудаизм, зороастризм и христианство. Носителями этих религий были иноземные купцы, проповедники-миссионеры, воины соседних государств, неоднократно вторгавшихся в пределы Аравии, В I--VI вв. на территории полуострова существовали ранние государства. В Южной Аравии их насчитывают шесть, в Северной -- три. Это были слабые образования, жители которых, как правило, являлись данниками могущественных Византии, Эфиопии и Ирана, а правители -- их ставленниками.

В других районах Аравии монотеистические религии исповедовались среди горожан. Так, иудаизм в основном был распространен среди евреев-торговцев, живших общинами в городах вдоль побережья Красного моря. Многие из них имели значительные земельные владения и большие капиталы. Известно, что крупными центрами проживания иудеев были Мекка и Йасриб. Христиане в отличие от иудеев были разобщены как по этническому, так и по церковному признакам. Это были, как правило, мелкие торговцы, люди свободных профессий, чернорабочие. Одни придерживались несторианства, другие были монофизитами. Большая часть христиан не принадлежала к арабским племенам. Они были людьми пришлыми.

В среде арабов наблюдались общественные и идеологические перемены. Интенсивно велась торговля, что вело к укреплению межплеменных связей и способствовало общению арабов с другими народами. Вместе с тем в VI--VII вв. наблюдается разложение родовых отношений, усиление социального неравенства. В сознании простого общинника последнее зачастую объяснялось «неправильной» верой. Поисками «истинной» религии занимались многие. В это время на Аравийском полуострове возникло так называемое «пророческое движение».

Историкам известны проповедники Мусайлима, Саджжах, ал-Асвад, ибн Сайад, которые убеждали язычников отказаться от идолов и призывали к единобожию. Чаще других фигурировали имена богов Рахман и Аллах. Пророчица Саджжах из племени талим действовала исключительно методом мирной проповеди. Впоследствии она приняла ислам. Другие действовали силой оружия. Мусайлима, например, пытался установить свою власть в Йемаме, ал-Асвад -- в Йемене. Проповедников единобожия называли ханифами (благочестивыми), а их верования -- ханифством. В 10-е гг. VII в. начинает свою проповедническую деятельность купец Мухаммед - основатель ислама. Аравийские проповедники, несомненно, испытали влияние иудео-христианской религиозной системы, которая была им хорошо известна. Однако они отнюдь не копировали Ветхий и Новый Завет. Это учение переносилось на арабскую духовную почву, из которой произрастали оригинальные религиозные учения, в том числе и ислам.

Таким образом, возникновение ислама связано прежде всего с развитием духовного мира аравийских племен I--VII вв. от политеистических к монотеистическим религиозным воззрениям. Эта эволюция была вызвана разложением родоплеменных отношений, социальным расслоением общества, формированием арабского этноса. Постоянные междоусобные войны и поражения в битвах с сильными соседними государствами усиливали разочарование в язычестве. Многочисленные и тесные контакты арабов с богатыми и процветающими народами монотеистической веры как бы демонстрировали преимущества единобожия. В этой обстановке в VI-VII вв. началась своеобразная религиозная революция на Аравийском полуострове.

2. Коран и Сунна - «священные книги» мусульман

Коран - величайший памятник исламской духовной культуры, «священная книга» мусульман. Ее используют в ритуальных целях и читают на досуге. Коран переведен на все европейские языки, его изучают, приобщаясь к сокровищнице восточной религиозной мысли. Название «священной книги» мусульман происходит от арабского слова ал-кур'ан, что означает «чтение вслух, наизусть». Первоначально этот термин употреблялся пророком Мухаммедом для обозначения отдельных откровений и проповедей, излагавшихся им в Мекке и в Медине. Некоторые его сподвижники воспроизводили их при жизни пророка по памяти. Существовали также отдельные, отрывочные записи его откровений. Согласно наиболее аргументированной точке зрения, первые записи полного текста Корана появились в кругу ближайших сподвижников Мухаммеда после его смерти в 632 г. Они отличались друг от друга количеством и порядком расположения, названием отдельных глав, написанием ряда слов и т.п. Наличие многочисленных редакций вызывало богословские и политические споры между единоверцами. К тому же мекканская община, ведя религиозные войны с бедуинскими племенами Аравии, нуждалась в духовном оружии, каковым должна была стать единая «священная книга». По приказу третьего халифа Османа была образована специальная комиссия по составлению единого текста такой книги. Ее возглавил придворный чиновник и богослов Зайд ибн Сабит, известный тем, что он занимался редактированием Корана еще при первом праведном халифе Абу-Бекре. Вскоре текст Корана был утвержден как канонический, а его составитель получил от халифа Османа щедрый подарок -- 100 тысяч дирхемов. Предание гласит, что халиф Осман был убит как раз во время чтения зай- довского списка Корана и следы его крови запечатлелись на этой книге. Самые ранние, сохранившиеся доныне списки, относятся к концу VI -- началу VIII в. В последующем текст Корана подвергался шлифовке -- улучшалась грамматика, закреплялись способы его чтения и т.п. Последние изменения в текст были внесены в 1919, 1923 и 1928 гг. в Каире. Именно каирская редакция признана подавляющим большинством нынешних мусульман в качестве окончательного канонического текста.

В России предпринималось несколько попыток перевода Корана на русский язык. Первоначально оригиналом послужил французский перевод. Так, А.С. Пушкин, создавая свои незабываемые «Подражания Корану», пользовался переводом с французского, сделанным видным русским драматургом М.И. Веревкиным, членом Российской академии. С арабского оригинада Коран был впервые переведен профессором Казанской духовной академии Г.С. Саблуковым в 1877 г., а затем, в 20--40-х гг. XX в. академиком И.Ю. Крач-ковским. Положительно воспринят мусульманской общественностью поэтический перевод В.М. Пороховой (1996). В настоящее время Институт востоковедения РАН осуществляет новый перевод Корана с использованием арабских комментариев и его европейских переводов.

Источники Корана. При первом знакомстве с текстом Корана бросается в глаза обилие хорошо знакомых библейских персонажей, ветхозаветных и новозаветных. Читатель узнает о первом сотворенном Аллахом человеке Адаме, о всемирном потопе и Нухе (Ное). Много страниц посвящено рассказам о деяниях и проповедях Ибрахима (Авраама) и его сына Исмаила (Исаака). Целая глава посвящена истории о Йусуфе, сыне Йа-куба (Иосифе, сыне Иакова). Из Корана можно узнать о рождении и пророчествах Исы, сына Мариам (Иисуса, сына Марии). Наиболее часто Коран упоминает Мусу (Моисея). Встречаются также рассказы о Сулаймане (Соломоне) и Дауде (Давиде).

Есть в Коране предание о политическом деятеле древности Александре Македонском. Пророк Мухаммед (в переводе А.Ю. Крачковского Мухаммад) называет его Зу-ль-Карнай-Двурогий, т.е. обладатель символа божественного могущества. Согласно сирийской легенде VI--VII вв., Александр Македонский заявил своим подданным, что «бог... дал мне рога на моей голове, чтобы я сломал ими государства мира». В Коране нашли свое место герои арабского фольклора. Так, в древней Аравии хорошо знали предание о мудром старце Лукмане. Его поучения своему народу, как говорят, были даже записаны в виде «свитка Лукмана». Коран называет его правоверным и рассказывает о том, как Аллах даровал ему долгую жизнь, равную жизни семи орлов. Лукман пережил свой народ, погубленный за грехи Аллахом.

Таким образом, Коран впитал в себя многие источники духовно-религиозной жизни Ближнего Востока, прежде всего книги Ветхого и Нового Завета, легенды и предания арабского фольклора. Косвенно в нем звучат отголоски древней истории Средиземноморья и Ближнего Востока. Все это составило культурную среду, в которой «родился» Коран.

Некоторые из историков в прошлом утверждали, что в Коране просто переписаны «священные книги» иудеев и христиан. Об этом наглядно свидетельствовали заголовки некоторых книг «Что взял Мухаммед из иудаизма» А Гейгера (1902) или «Зависимость Корана от иудаизма и христианства» В. Рудольфа (1922). Такая постановка вопроса искажает историческую картину. Тщательно анализируя «священную книгу» мусульман, известный ученый М.Б. Пиотровский подчеркивает, что в Коране «прямых источников заимствования практически обнаружить не удается. Есть явные, прошедшие долгий путь, отзвуки библейских канонических и апокрифических текстов, есть параллели к различным послебиблейским иудейским и христианским преданиям. Все это -- часть единого культурного мира».

Текст Корана разделен на 114 сур (от араб, ас-сура -- ряд, ранг), т.е. частей или глав. В свою очередь суры делятся на аяты (от араб, айа -- знак, чудо), т.е. стихи. Каждая сура имеет название. Первая называется «Открывающая книгу» -- Аль-Фатиха. Это своеобразный символ веры:

Хвала Аллаху, Господу миров милостивому, милосердному, царю в день суда!

Тебе мы поклоняемся и просим помочь!

Веди нас по дороге прямой,

по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, --

не тех, которые находятся под гневом, и

не заблудших. (1:2-- 7).

Все суры, за исключением девятой, открываются традиционной мусульманской формулой: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!» (Бисмиля-ль рахман рахим). Это посвящение, дух и сверхидея Корана одновременно.

Важнейшая особенность «священной книги» мусульман заключатся в том, что она не имеет единого сюжета. Коран -- собрание проповедей, откровений, притч, сказаний, славословий, исходящих от Мухаммеда, произнесенных им в разное время, либо же исходящих от самого Аллаха. Сгруппированные в суры, они относятся к двум периодам жизни и деятельности пророка -- мекканскому (610--622) и мединскому (622--632). Первые намного короче вторых. Внимательно читая Коран, видишь, что мекканские суры импульсивны, энергичны. Они пронизаны эмоциональной силой, необходимой Мухаммеду для того, чтобы убедить слушателей в правоте Аллаха. Мединские же суры, наоборот, спокойные, рассудительные. Они предназначены как бы для обращенных, которым объясняются догматы веры.

В тексте Корана суры расположены в порядке убывания стихов. Сура 2, например, содержит 286 аятов. Каждая сура имеет название. На первый взгляд, они не связаны с содержанием данной части и звучат странно -- «Корова», «Гром», «Трапеза», «Различение», «Муравьи», «Нахмурился», «Гора», «Звезда», «Месяц» и т.д. На самом деле --- это ключевые слова, символизирующие смысл данной части.

Сунна. Вторым после Корана источником вероучения ислама является Сунна (араб, обычай, пример) -- пример жизненного пути посланника Аллаха как эталон и руководство для жизнедеятельности мусульманской общины в целом и каждого мусульманина в отдельности. Сунна, объединяющая повествования о деяниях Мухаммада с его высказываниями, представляет собой источник материала для решения всех проблем индивидуума и общества. Поскольку ислам признает непосредственное общение пророка с Аллахом, то и собственные высказывания Мухаммада считаются боговдохновенными, а Сунна наряду с Кораном воспринимается верующими как богоданная основа ислама, как указание на то, какие поступки или мнения угодны Аллаху. Сунна служила действенным средством приспособления ислама к новым ситуациям, возникавшим после успешной исламской экспансии и образовании халифата, к динамично меняющимся историческим реалиям.

Основной составляющий элемент Сунны -- хадис (араб, новое » известие, рассказ) представляет собой сообщение из жизни пророка Мухаммада, предание о его словах или действиях, затрагивающих различные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины. Хадис включает две части: иснад (араб, опора) -- перечисление тех, кто предавал друг другу известие о Пророке до момента его письменной фиксации, и матн (араб, текст), содержащий конкретную информацию. Согласно мусульманской традиции, иснад представляет собой доказательство истинности того, что произошло с пророком Мухаммадом, поскольку опора на традицию, на мнения авторитетов является в исламе ведущей.

Хадисы появились не раньше 90-х годов VII в. В начале VIII в. они утвердились как авторитетный источник. Активный сбор преданий прищелся на 700--720 гг. Через полстолетия они уже находились в массовом хождении. Как гласит традиция, всего было в обороте полтора миллиона хадисов. Профессия собирателя и знатока преданий о пророке Мухаммаде была почетной, престижной и зачастую политически и идеологически ангажированной. Борющиеся между собой политические группировки, религиозные секты и течения стремились опереться на авторитет Мухаммада и оправдать с помощью хадисов свои притязания и доктринальные установки. Наряду со сбором оригинального хадисного материала процветала фабрикация подложных преданий. Сочинительство хадисов было не только формой литературного творчества и предметом гордости, но и способом заработать деньги. Первыми звеньями в цепи передатчиков хадисов были саха-бы -- сподвижники и соратники Мухаммада, люди, тесно с ним общавшиеся. Они составляли элитарную группу, игравшую огромную роль в жизни раннемусульманской общины, и являлись коллективным хранителем учения Пророка после его смерти. Им наследовали последующие поколения хранителей и передатчиков хадисов. Первое и второе поколение после сахабов -- их дети и внуки -- сыграли значительную роль в кодификации ислама. Взлет хадисотворчества пришелся на то время, когда ушло поколение сподвижников Мухаммада -- сахабов, игравших роль гаранта достоверности хадисов. Ответственность за правдивость хадиса несли их преемники, отделенные достаточным временным промежутком от периода жизни Пророка, из чего вытекает проблема тенденциозности и относительной достоверности хадисного материала.

3. Основные идейно-политические направления в исламе

Уже при первых халифах в государстве мусульман развернулась идейно-политическая борьба. Причиной был вопрос о наследовании власти. После смерти Умара (Омара) халифом становится Усман (Осман). Омейяды, как известно, в свое время были противниками Мухаммеда. Прямые потомки пророка из рода Хашимитов перешли в оппозицию. Ее называли «ши-а» -- партия, а сторонников шиитами. Шиитов возглавил Али бен Аби Талиб -- двоюродный брат и зять пророка. С женой пророка Аишей и его дочерью Фатимой Али подготовил заговор. В июне 656 г. сторонники Али убили Османа и власть перешла к Али. Это послужило поводом для гражданской войны. В январе 661 г. в мечети Куфы (ныне г. Неджефабад, Иран) Али был убит. Власть вновь перешла к Омейядам. Столица халифата была перенесена из Медины в Дамаск. Центральной областью становится богатая Сирия, а Аравия превращается в одну из провинций Арабского халифата.

При Омейядах (661--770) империя достигла своего расцвета. Ее владения простирались от Пиренейского полуострова (Испания) до Северного Кавказа (Армения, Картли), Средней Азии (Харум, Фергана, Самарканд) и долины реки Инд (Синд). Управление осуществлялось на основе веротерпимости. В отношении оппозиционеров-единоверцев власть демонстрировала жестокость. Шииты обосновались в Иране и развернули борьбу против господствующего клана.

Итак, с середины VII в. единая до сего времени мусульманская община раскололась на две группировки -- шиитов и суннитов. Шииты проживают в основном в современном Иране, Ираке и Азербайджане. Небольшие их общины имеются в Йемене и Бахрейне. По их преданию, Аллах лично указал на Али как на своего преемника и, следовательно, закрепил верховенство за своими прямыми потомками. За эту идею сражался Али, погиб его младший сын Хусайн (Хусейн). Последующие имамы проповедовали и, по преданию, творили чудеса, а умирая, назначали преемника. Последний, 12-й имам, по имени Мухаммад, родившийся в 873 г., внезапно исчез. Шииты считают, что он удалился в потайное место и ждет своего часа, когда в качестве Махди («спасителя») ознаменует наступление царства исламской справедливости. Шиитов отличает особое внимание к идее страдания за веру, к эсхатологии и мессианству. Им особенно близок догмат о божественной предопределенности. И наконец, шииты особенно подчеркивают, что светская и духовная власть должны быть соединены в руках духовного лица -- главы мусульманской общины.

Сунниты (их в мусульманском мире большинство), напротив, подчеркивают коллективное начало власти и приводят в пример общину самого пророка Мухаммеда, который формально не имел никакого титула. Ссылаясь на Коран и хадисы Сунны, сунниты отстаивают выборность духовных руководителей. Подчеркивая значимость Сунны, сторонники этого направления называют себя суннитами. Это не означает, что шииты отвергают хадисы. Просто они более критичны в отношении сборников преданий и признают истинность лишь некоторых из них.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.