реферат бесплатно, курсовые работы
 

Религии мира

3.7 Махаяна .

Основателем учения махаяны считается видный буддистский богослов Нагарджуна (1 в.), родом из Южной Индии, из брахманской касты. Махаянистское учение содержало в себе существенные новшества по сравнению с первоначальным буддизмом. Оно было несомненно большой уступкой брахманизму и отражало влияние брахманов, принимавших новую религию, но сохранявших многое из своего старого мировоззрения.

Махаянисты исходили из того, что основная идея буддистского вероучения - каждый человек может достигнуть нирваны только своими личными усилиями - налагает непосильное бремя на простого человека; этот узкий путь доступен только немногим; массе же народа нужен более легкий, широкий путь. Религия без бога или богов народной массе недоступна: верующим нужен бог или боги. И вот сам основатель буддизма Гаутама превратился для махаянистов из учителя мудрости в бога. Постепенно развился культ Будды. Возникло представление, что Будда Шакьямуни (Гаутама) - это лишь один из множества Будд. В число этих Будд включали брахманских богов, а впоследствии и богов других стран, где распространялся буддизм. Пантеон буддизма пополнялся также и за счет собственных святых - архатов. Постепенно число будд весьма увеличилось: имеется представление о 995 буддах - мироправителях, о 35 буддах, очищающих от грехов, и пр. В северобуддистских монастырях ныне нередко хранятся изображения 1000 будд. Наибольшим почитанием из будд пользуются: Шакьямуни - известный уже нам основатель вероучения; Майтрея - Будда грядущего мирового порядка; Ваджрапани - последний из тысячи будд; Мапджушри - мудрый; Адибудда - создатель мира; Амитабха - мистический владыка рая.

3.8 Дальнейшее распространение буддизма.

Распространение буддизма шло рука об руку с влиянием индийской культуры, с расширением индийской торговли. Выше уже говорилось о проникновении буддизма на Шри-Ланке. Оттуда буддистские проповедники перенесли это учение в Бирму и Сиам (еще до 5 в. Н.э.), на острова Индонезии (с 5 в. Н.э.); в Индонезии буддизм вместе с брахманизмом продержался до 14 в., когда был вытеснен исламом (следы буддизма сохранились ныне только на острове Бали). Во всех названных странах буддизм распространялся еще в своей старой, хинаянистской форме; поэтому хинаяна стала позже называться южным буддизмом. В Китае, напротив, хинаянское вероучение, проникшее туда еще в 1 в. Н.э., не удержалось, и позже, особенно с 5 в., в Китае получил распространение уже махаянистский буддизм. Здесь он нашел для себя благоприятную почву и поделил влияние с местными религиями - конфуцианством и даосизмом. Из Китая буддизм в 4 в. Проник в Корею, а оттуда в Японию (6 в.). В Японии буддизм соперничал и взаимодействовал с местной религией - синтоизмом, в Корее - с местными культами и с конфуцианством.

3.9 Современный буддизм-ламаизм.

Для всего северного буддизма Тибет является метрополией, заветной страной. Лхаса - священный город, куда отовсюду стекаются паломники - буддисты. Большинство населения этого города составляют монахи. Тибетский язык считается священным у всех северных буддистов, на нем написано обширная религиозная литература: Ганджур - в 108 томах и комментарии к нему - Данджур - в 225 томах. Тибетские святые чтятся и южными буддистами. В каждом монастыре ежедневно совершаются хуралы (богослужения), в определенные дни устраиваются пышные праздники. Из них главные - цам (древний, и добуддистский по происхождению праздник) и круговращение Майтрей (будущего Будды). Во время цама устраиваются своеобразные священные пляски лам, наряженных в страшные и уродливые маски докшитов - чудовищ-демонов, которые должны отпугивать врагов веры.

Монахов в Буддистских странах очень много. Есть обычаи из каждой семьи посвящать в монахи (ламы) по крайней мере, одного мальчика. Есть и женщины - монахи, но их меньше. В Тибете число лам достигало четверти всего мужского населения страны. Часть лам живет в монастырях, часть - в миру. Монастырские ламы делятся на ранги : низший ранг - бандий (послушник), далее идут гецул, гелюнг, наконец, настоятель монастыря - ширетуй. Монахи делятся и по роду деятельности: ламы врачи, музыканты, учителя, служители, предсказатели и пр. особенно почетное положение занимали, ламы - хубилганы.

Пантеон буддизма, особенно северного, очень богат и сложен. Помимо собственно будды и бодхисатв разных наименований почитанием пользуются грозные божества догшиты - Махакала, Чжамсаран и др., разные буддистские святые, знаменитые ламы, особенно Цзонкава - основатель "желтошапочной" секты.

3.10 Современный буддизм в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии.

В настоящее время самую видную общественно-политическую и культурную роль буддизм играет в странах Индокитайского полуострова. За исключением Вьетнама, где господствует учение махаяны, принесенное из Китая, во всех остальных странах Индокитая распространен хинаянистский буддизм с его разными сектами. В Бирме, Камбодже, Таиланде буддизм выступает как государственная религия. В Таиланде король считается главой буддистской церкви; все мужчины проходят обязательный стаж послушничества в монастыре; для этого государственные служащие получают даже 4-месячные оплачиваемый отпуск. Школы в стране находятся в руках буддистского духовенства. В Камбодже тоже каждый мужчина должен побывать послушником в монастыре. В Бирме буддизм составляет господствующую религию. Но часть населения придерживается других вероучений или чисто местных культов. На Шри-Ланке сингалы, составляющие большинство населения, - буддисты, а тамилы - индуисты.

В Японии буддизм, разбившийся на множество сект, так переплелся с чисто национальным синтоизмом, образовав так называемые «новые религии», что не всегда можно с уверенностью сказать, какая секта основана на буддистском вероучении, какая - на синтоиском.

На почве широких демократических движений в странах Азии наметилась тенденция к сближению буддистских церквей и отдельных сект.

3.11 Историческая оценка буддизма.

Общая оценка исторической роли буддизма не вызывает сомнений. Буддистское учение давало страдающему человеку какое-то утешение. Но это было иллюзорное утешение. С самого начала буддистское учение своей проповедью терпения и непротивления злу отвлекало людей от борьбы за лучшую жизнь. Впоследствии же буддизм выродился в систему грубого обмана, шарлатанства, вымогательства, оглупления масс верующих. Проникая в отсталые страны - Тибет, Монголию, Бурятию, - буддизм, правда, нес с собой элементы культуры и образованности, прежде всего письменность, обрывки знаний, принесенные из Индии. Но образованность эта была только для немногих, для ламской аристократии. Собственно народу буддизм ничего не давал, кроме грубых суеверий. Несмотря на проповедь любви и благожелательности ко всем живым существам, буддизм никак не содействовал смягчению нравов.

4. Христианство.

Второй из мировых религий по времени возникновения было христианство, история которого теснейшим образом сплелась историей народов прежде всего Европы, а в дальнейшем и многих внеевропейских стран.

Сейчас христианство - самая распространенная религия на земном шаре: ее приверженцев свыше 1024 миллионов человек (главным образом в Европе и Америке). Однако христианство не едино: оно с давних пор распадается на целый ряд вероисповеданий, церквей, толков и сект, зачастую враждующих между собой.

4.1 Вопрос о происхождении христианства.

Наиболее трудной проблемой в истории христианства является вопрос о происхождении этой религии. Он был предметом продолжительного и весьма разнообразного обсуждения. В буржуазной литературе по вопросу о возникновении христианства можно проследить два основных направления. Одно ведет свое происхождение от традиционной богословской точки зрения, согласно которой христианство было основано богочеловеком Иисусом Христом, жившим будто бы на земле в еврейской стране Палестине в годы царствований римских императоров Августа и Тиберия (начало 1 в. н.э.) и проповедовавшем свое учение; переданное человечеству его учениками-апостолами, оно сделалось впоследствии достоянием людей. Это чисто церковная точка зрения, но она в смягченном, наукообразном виде перешла и на страницы буржуазной исторической литературы.

Другое, противоположное направление в изучении раннего христианства - его можно назвать буржуазно-антиклерикальным - ведет свое начало от просветительской литературы 18 в., точнее от Шарля Дюпюи. Этот предтеча мифологической школы, как известно, толковал все образы богов и героев как астрально-мифологические олицетворения; с этих же позиций подходил он, хотя и мимоходом, к образу Иисуса Христа, считая его тоже солнечным богом. Когда в середине 19 в. стали лучше изучаться религии древнего мира с их культами великих богов природы, умирающих и воскресающих богов растительности, свободомыслящие ученые начали и в христианства открывать многочисленные совпадения с древними восточными культами. Стали приходить к выводу, что образ Христа составился из сложенных вместе черт древних восточных богов - Осириса, Митры, Диониса и др., а частью из древнееврейских пророчеств, в которых тоже видели астрально-мифологические мотивы. Отсюда делал и тот вывод, что в христианстве вообще нет ничего оригинального, что это просто перепевы древних астральных и других мифов еврейского, египетского, сирийского и другого происхождения. Историческую личность Иисуса Христа ученые этого направления начисто отрицали.

4.2 Источники.

Источники изучения раннего христианства делятся на две основные группы: христианские и нехристианские. Христианские источники в свою очередь делятся на три категории: канонические книги так называемого Нового завета; неканонические сочинения - апокрифы и др.; произведения апологетов и других раннехристианских писателей.

Канонические новозаветные книги состоят, согласно церковной традиции, из следующих сочинений.

Четыре евангелия (греческое слово; буквально - благовестия): «от Матфея», «от Марка», «от Луки» и «от Иоанна»; это повествования о земной жизни основателя христианства Иисуса Христа, о его проповедях, чудесах, смерти (распятии) и воскресении.

Деяния апостолов, приписываемые апостолу Луке (мнимому автору третьего евангелия); это рассказы о деятельности первых проповедников христианства.

Послания апостолов, то есть письма к разным христианским общинам, в том числе 14 посланий, приписываемых апостолу Павлу, и 7 посланий других апостолов (Иакова, Петра, Иоанна, Иуды).

Апокалипсис, или Откровение святого Иоанна Богослова (якобы автора четвертого евангелия).

Таково церковное мнение об авторстве этих произведений. Церковь читает их боговдохновенными, то есть написанными хотя и людьми, но по внушению святого духа, а потому каждое слово их считается абсолютной истиной.

Другая категория раннехристианских памятников - неканонические сочинения; они хотя и не отвергаются церковью, но не считаются боговдохновенными. Это - апокрифические евангелия, которых было очень много, но большая часть их до нас не дошла, нередко они известны нам только по названиям.

Третья, наиболее надежная категория христианских источников - это сочинения апологетов (то есть защитников христианства от его литературных врагов) и отцов церкви.

К числу раннехристианских источников надо отнести археологические памятники: погребения (особенно в катакомбах Рима), надписи и др. Но все они относятся не ранее чем ко 2 в.

Идея греховности, идея спасения и искупления, идея богочеловека-спасителя - вот основные идеи христианства.

4.3 Формирование церковной организации.

Первые века христианства были наполнены ожесточенной борьбой идеологических направлений, в которых отразилась борьба разных классовых интересов. В ходе этой борьбы происходил постепенно и процессов формирования церковной организации, которая в значительной степени обеспечила христианству успех в его борьбе с другими религиями.

Особенно значительную роль в развитии христианской церкви сыграло усиление епископа. Из перечисленных должностных лиц епископы имели наибольшие шансы на преобладающие роль благодаря тому, что в их руках находились денежные средства.

4.4 Распространения христианства.

Сделавшись государственной религией Римской империи, христианство в эпоху ее распада проникает вместе с греко-римской культурой к германцам и славянам. В 4 в. принимают крещение готы и вандалы, в конце 5 в. франки. В 6-9 вв. христианство постепенно проникает к более отдаленным германским племенам (аллеманам, баварам, фризам, англосаксам и др.). В 9-10 вв. оно распространяется среди славянских народов. К 10 в. почти вся Европа стала христианской. На Востоке христианству, проникшему в 4 в. вплоть до Кавказа (армяне, грузины), пришлось, однако, вести гораздо более трудную борьбу с зороастризмом, а с 7 в. с исламом, который почти преградил путь дальнейшему распространению христианства в странах Востока.

С эпохи великих открытий, с 15-16 вв., христианские миссионеры начинают разносить эту религию за пределы Старого Света, действуя не только крестом, но и огнем и мечом. К началу 20 в. христианство становится наиболее распространенной религией.

4.5 Церковная реформация, протестантизм.

В начале 16 в. в странах Центральной и Северной Европы вспыхивает буржуазное по существу движение, направленное против феодализма и его церковного выражения - католицизма, против самовластия и бесстыдного вымогательства папской курии, - Реформация. Реформация создала целый ряд протестантских церквей, отделившихся от римского католицизма. Главным из них являются: лютеранство, получившее господство в Германии и Скандинавии, кальвинизм - в Швейцарии и Нидерландах, пресвитерианство - в Шотландии, англиканизм ( епископальная церковь) - В Англии. Главные особенности учения всех протестантских церквей сводятся: к признанию «священного писания» единственным авторитетом в делах религии (в отличии от католицизма и православия, придающих большое значение «священному преданию», то есть авторитету церкви); к признанию «оправдания верой» (в отличии от католицизма с его учением о «добрых делах», то есть о пожертвованиях в пользу церкви); к признанию всего двух ( а не семи) таинств - крещения и причащения, которые рассматриваются как акты, действующие только силой веры, а не автоматически, как у католиков.

Все эти принципы были направлены прямо против могущественного аппарата феодальной и централизованной католической церкви. Протестантизм переносил центр тяжести религиозной жизни с церкви на отдельную личность. Разрушив церковную организацию, освободив страны Северной Европы от власти папства, Реформация передала эту власть в руки других сил: в Германии и Скандинавии (лютеранство) - в руки светских князей и королей, в Швейцарии и Нидерландах (кальвинизм) - в руки республиканской буржуазии, в Англии (епископальная церковь) - в руки централизованной монархии.

Протестантизм - одно из трех основных направлений христианства, возникшее в Северной Европе в начале 16 в. в ходе Реформации.

Термин «северная традиция» (протестантизм) вводится потому, что это направление христианства характерно прежде всего для народов Северной Европы и Северной Америки, хотя практически сегодня протестантские церкви распространены по всему миру. Термин «протестант» не является термином специальным, а сами участники Реформации чаще называли себя реформаторами или евангелистами. Различные протестантские церкви принято классифицировать по деноминациями, т.е. по группам религиозных объединений с аналогичными принципами организованной структуры и вероучениями вне зависимости от того, автономны они или объединены на национальном, религиозном или международном уровне. Один из отцов Реформации - Мартин Лютер. Основателем, теоретиком и практическим политиком кальвинизма был Жан Кальвин (1509 - 1564), французский теолог, вынужденный эмигрировать в город-государство Женеву.

Ближе других протестантских церквей как по организационной структуре, так и по доктрине к Римско-католической церкви стоит Англиканская церковь. В культовой практике Англиканской церкви сохранены многие элементы латинской традиции христианства. Основы англиканской догматики и обрядности содержатся в Книге общих молитв - официальном сборнике молитв и литергических предписаний, принятом в 1549 г.

Англиканская церковь является государственной, ее глава - английский монарх (король или королева) назначает по рекомендации комиссии епископов; примасом (с лат. - первенствующий) церкви является архиепископ Кентерберийский. Поскольку самостоятельные англиканские церкви действуют в 16 странах, то с целью придания межцерковным контактам постоянного характера один раз в 10 лет в Лондоне проводятся Ламбетские конференции, в работе которых участвуют англиканские епископы.

Многие протестантские церкви принимают активное участие в движении за объединение всех христианских конфессий.

4.6 Католицизм.

В современном мире Римско-католическая церковь насчитывает более 900 млн. последователей, что намного превышает число последователей других направлений христианства. Латинская традиция западного христианства известна как католическая (с греч. - универсальная) церковь, однако точнее использовать термин Римско-католическая церковь. Во главе этой церкви стоит римский папа - так с 3-4 вв. стали называть себя епископы Рима.

Из Рима по всей Европе протянулась паутина могущественных католических монастырей, находившихся под юрисдикцией папы и не зависимых от местной феодальной власти.

Народы Западной Европы обращались в христианство массами, всем сообществом сразу, поэтому Римско-католическая церковь развивалась как церковь целого народа, целого государственного образования.

Быстрый количественный рост католических церквей в Латинской Америке и Африке привел к выработке Ватиканом новой политической стратегии, ориентированной на укрепление своих позиций в бывших колониальных и зависимых странах.

Папа активно способствует процессу европейской экономической и политической интеграции, пропагандируя христианские корни и общие христианские культурные ценности Европы.

Римско-католическая церковь остается уникальной для современного мира иерархической структурой, в которой сложно и причудливо переплелись религиозные, экономические, политические и социальные элементы. Ни одна христианская традиция не знает столь тесного переплетения доктрины, права и практической политики.

Существующими отличительными чертами латинской вероучительной традиции христианства остаются следующие. К числу принципиальных межхристианских разногласий относится то, что эта традиция признает исхождение Святого Духа не только от Бога-Отца (как в православии), но и от Бога-Сына. Кроме рая и ада, католики признают существование чистилища, где судьба умершего грешника может быть изменена.

Римско-католическая церковь отдает приоритет преданию, т.е. наряду с Библией, трудами отцов Церкви и решениями первых Вселенских соборов она поднимает до уровня непререкаемого авторитета для верующих официальные документы, подготовленные папой и высшими органами центрального церковного управления. Таинство конфирмации (с лат. - миропомазание) проводится в возрасте 7-13 лет. Евхаристия совершается не на квасном хлебе (как у православных), а на пресном (облатка). Крестное знамение совершается не справа налево, как у православных, а слева направо.

Католицизм распространен теперь в большинстве стран Южной и Западной Европы: он целиком господствует в Португалии, Испании, Италии, Ирландии, Бельгии, Австрии, Польше, почти целиком во Франции, Венгрии, Чехословакии, в северо-западных частях Югославии (словенцы, хорваты), преобладает в ФРГ (южные и западные районы), в Северной Албании; есть католики в Швейцарии, в Англии. Из внеевропейских стран католичество доминирует в странах Латинской Америки, много католиков в США, в Канаде (франкоканадцы); немало обращенных миссионерами в католичество в разных странах Африки, Азии, Океании.

4.7 Православие. Старообрядчество.

В Восточной и Юго-Восточной Европе укрепилось греко-православное (православное) вероисповедание, распространившееся из Византии. Православия придерживаются до сих пор греки, болгары, сербы, черногорцы, большая часть македонцев, румыны. В России, куда христианство проникло в10 в. (крещение Руси при князе Владимире, 988 г.), православие стало господствующей, официальной религией. Кроме русских, белорусов, украинцев, православие было также религией молдаван, карелов, коми, мордвы, большей части мари, удмуртов и народов Сибири. На Кавказе - грузин, части осетин, абхазов и др.

В отличие от приверженцев католицизма, принадлежащих к одной церкви, Римской, возглавляемой одним первосвятителем - папой Римским, православные церкви сохраняют ранние христианские традиции полицентризма, т.е. принадлежат к нескольким церквям. В современных условиях в странах, где большое число приверженцев православия, церкви имеют подчас национальный характер или, сохраняя исторические традиции, являются наднациональными.

Разногласия между старообрядцами и никонианами касались не догматов, а обрядовых мелочей: старообрядцы настаивали на сложении не трех, а двух перстов для крестного знамения, пели «аллилуйя» не три, а два раза, писали не «Иисус», а «Исус» и пр. Но за эти мелочи фанатики старообрядчества шли бесстрашно в ссылку, на казнь, на самосожжение.

5. Ислам.

Третьей (самой поздней по времени возникновения) «мировой» религией является ислам или мусульманство. Это одна из распространеннейших религий: приверженцев ее насчитывается около 800 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабоязычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюркоязычные и ираноязычные - в подавляющем большинстве.

Ислам зародился в Аравии в 7 веке н.э. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно с самого начала освещается письменными источниками. По мусусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд «откровений», записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран - основная священная книга мусульман. Для изучения раннего ислама Коран - важнейший источник.

Наиболее краткая формула, содержащая основную суть учения Мухаммеда, - нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха.

5.1. Вероучение ислама.

Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог - Аллах; что Мухаммед был его посланником - пророком; что до него бог посылал людям и других пророков - это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздание за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные будут гореть в геенне.

Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходности. Он то гневается на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит.

Как проста догматика ислама, также просты и его практические и обрядовые заповеди. Они сводятся к следующему: обязательная пятикратная молитва каждый день в установленные часы; обязательное омовение перед молитвой и в других случаях, после какого-либо загрязнения; налог (закят) в пользу бедных, фактически в пользу духовенства; ежегодный пост (ураза, в десятом месяце - рамазане) в течение всего месяца; паломничество (хаджж) в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен по возможности совершить хотя бы раз в жизни.

5.2. Мусульманское право, шариат.

Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад - все это должно быть подчинено целиком религиозным законам.

В современном мире ислам занимает второе место в мире по численности последователей (более 800 миллионов человек); большую часть мусульман (90%) составляют сунниты. Из более чем 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины, в 35 мусульмане составляют большинство населения (Северная Африка, страны Аравии, Турция, Иран, Пакистан, Афганистан и др.). В ряде государств Азии и Африки ислам признан государственной или официальной религией, в некоторых слово «исламский» включено в их название.

Во многих странах, где распространен ислам, действуют мусульманские политические партии и общественные организации, нередко играющие важную роль в политической жизни. Существует и целая сеть международных исламских организаций, действующих как на государственной, так и на неправительственной основе. Некоторые из них сосредоточили свою деятельность в религиозно-культурной сфере, часть - в политике, некоторые - в сфере экономики.

6. Религиозная сфера России.

Религиозные объединения в Вологодской области.

6.1 Религиозная ситуация в России

В 90-е годы прошедшего века произошли кардинальные изменения в политико-экономической и социальной жизни страны, серьезным образом изменившие ее конфессиональную сферу. Упразднение ограничений свободы вероисповедания привело к значительному количественному росту религиозных объединений в стране.

В последнее пятилетие религиозная ситуация в России определяется следующими тенденциями. Бурный рост создаваемых в начале 90-х годов (после принятия закона РСФСР "О свободе вероисповеданий" 1990г.) конфессиональных образований сменился общей стабилизацией их численности, свидетельствующей о "выработки пласта" новообращенных людей. Однако число новых религиозных движений продолжает увеличиваться за счет неослабевающей поддержки их со стороны религиозных зарубежных центров. Происходит усиление фундаменталистских идей в традиционно исламской среде, где экспортируемый из стран арабского мира "ваххабизм" подпитывает идеологию политического и социального протеста, особенно среди молодежи из малообеспеченных общественных слоев.

Самой крупной и влиятельной религиозной организацией в Российской Федерации является Русская Православная церковь Московского Патриархата, которая насчитывает 11837 приходов, объединенных в 130 епархий. Действует 366 православных монастырей. По данным же, прозвучавшим на Архиерейском соборе РПЦ в 2004 году, у РПЦ на сегодня всего (вместе с незарегистрированными общинами) 26590 приходов, из которых в России - 12638, монастырей - 652 (в России - 394), социальных центров: приютов, благотворительных столовых, домов для престарелых и т.д. - 2253 (1820 - в России). Единое иерархическая вертикаль, основанная на строгой внутренней дисциплине, и поддержка "традиционной" церкви со стороны органов власти всех уровней позволяют РПЦ удерживать прочное положение доминирующей и влиятельной конфессий. Принято ею в 2000 году основополагающем документе "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви" определено главное направление работы церкви в настоящее время - милосердно-благотворительное и миссионерская деятельность. Необходимо также отметить и возросшую ориентацию РПЦ на молодежь. Три года назад было создано и активно проявляет себя Всероссийское православное молодежное движение.

При наличии у РПЦ пять духовных академий, 30 семинарий, 45 духовных училищ многие епархии, тем не менее, продолжают испытывать нехватку профессионально подготовленных священников. Не меньшая проблема церкви - религиозная образование последователей веры. В России действует 97 православных гимназий и школ (свыше 10 тысяч учеников), 2600 воскресных школ(80 тысяч детей и взрослых). Такое количество православных учебных заведений и обучающихся в них для ведущего религиозного объединения страны с населением более 140 миллионов человек явно недостаточно. Отсюда - стремление РПЦ сотрудничать со светской школой по введению факультативного преподавания предмета "Православная культура". В настоящее время эта дисциплина ведется в государственных и муниципальных школах более 20 субъектов РФ.

Второе место в России, традиционно еще недавно занимаемое исламом, у протестантских общин: 4567 зарегистрированных организаций. Динамикой роста отличаются христиане веры евангельской пятидесятники (1482 организации), евангельские христиане (980) и адвентисты седьмого дня (650). Наибольший рост численности наблюдается у пятидесятников благодаря вливанию в их ряды объединений пресвитериан и различных харизматических течений.

На третьем мести - ислам: 3634 религиозные организации, что составляет 17 % от общего числа зарегистрированных религиозных организаций в стране. Действуют 75 исламских духовных образовательных учреждений различного уровня. Однако подготовка имамов и преподавателей духовных учебных заведений остается серьезной проблемой, т.к. существующие преподавательские кадры, преимущественно из числа иностранных граждан, зачастую формируют у будущих имамов взгляды на роль и место ислама в обществе без учета традиций российских мусульман.

Продолжают иметь негативное восприятие обществом новых религиозных организаций, как отечественного происхождения, так и распространившихся в России в результате миссии из-за рубежа. Со стороны российских граждан поступают многочисленные жалобы в связи с прозелитизмом Свидетелей Иеговы (406 организаций), общества Сознания Кришны (77 общин), Церкви Иисуса Христа святых последних дней, мормонов (51), Церкви Христа (25), отдельных харизматических течений, а также Церкви Последнего Завета (Виссариона) (10 общин) и Саентологической церкви, которая при официально зарегистрированной 1 организации имеет многочисленные религиозные группы.

6.2 Религиозные объединения в Вологодской области

Религиозная ситуация в Вологодской области в целом развивается в русле общероссийских процессов. Почти мононациональный состав ее населения (русские - 97%) определяет специфику региона: большинство верующих вологжан исповедуют православие.

На 01.01.2005 года в области зарегистрировано 143 религиозных объединения 12 конфессий и деноминаций, из которых 3 - централизованные (пятидесятники - 2, баптисты - 1; Вологодская епархия Русской Православной Церкви - в юрисдикции Московского Патриархата РПЦ) и 140 - местные. 106 организаций принадлежат Вологодской епархии, 19 объединяют христиан веры евангельской - пятидесятников, 4 - евангельских христиан-баптистов, по 3 организаций - евангельских христиан и адвентистов седьмого дня, по 2 - ортодоксальных иудеев, Свидетелей Иеговы, по 1 - католики (латинского обряда), мусульман (суннитов), методистов, кришнаитов (вайшнавов).

В областном центре зарегистрировано 11 религиозных организаций Вологодской епархии РПЦ МП, 5 - евангельских христиан-пятидесятников, по 1 - евангельских христиан, евангельских христиан-баптистов, адвентистов седьмого дня, ортодоксальных иудеев, мусульман, методистов, кришнаитов, католиков (всего 24 организаций).

Более 40 общин существует на положении религиозных групп, из них самые крупные по количеству адептов - духовные христиане-трезвенники (чуриковцы) в Сямже, Харовском районе, в Вологде и Череповце, а также Свидетели Иеговы (группы присутствует почти во всех районах). Отдельные немногочисленные общины старообрядцев существуют в Вологде, Череповце, в Грязовецком, Тарногском, Устюженском районах. Большинство из официально незарегистрированных групп принадлежит к новым религиозным движениям: Анастасия (Череповец, Кадуйский район), бахаи (Вологда), евангелисты-субботники (Кичменгско-Городецкий район), Новоапостольская церковь (Вологда, Череповец, Сокол), последователи культа Сатьи Саи Бабы (Вологда), Сахаджа-Йога (Вологда, Сокол, Череповец), Центр Рерихов (школа Агни-Йога, "живая этика" - Вологда, Череповец), Церковь Объединения (Сан Сен Муна - Вологда, Череповец), Церковь Последнего Завета (Виссариона - Вологда), Церковь сайентологии (Вологда, Череповец). Общины Шри Чин Моя в Вологде и Череповце официально зарегистрированы как общественные организации.

Представители коренного малочисленного народа края - вепсы - предпринимают попытки возрождения угро-финских языческих культов.

Русская Православная Церковь - самая крупная конфессия в регионе(106 организаций). Среди них 4 монастыря - епархиальные мужские: Спасо-Прилуцкий Димитриев г. Вологды, Кирилло-Белозерский г. Кириллова, Павло-Обнорский п. Юношеское Грязовецкого района и женский Горицкий Воскресенский с. Горицы Кирилловского района; Вологодское духовное училище;3 архиерейских подворья в Великом Устюге, Вологде, Череповце; 98 приходов.

На территории области функционируют следующие культовые здания: 99 церквей (РПЦ МП),4 монастырских ансамбля культовых зданий строений (РПЦ МП), 1 мечеть, 2 зала царств (Свидетели Иеговы), 12 молитвенных домов адвентистов Седьмого Дня, христиан веры евангельской-пятидесятников, баптистов, евангельских христиан, методистов.

В регионе действует 1 учреждение профессионального религиозного образования - Вологодское православное духовное училище РПЦ МП (г. Вологда, ул. Орлова, 1; ректор - иерей Алексий Сорокин).

Религиозная ситуация в области стабильна. Негативных тенденций в динамике внутри - и меконфессиональных отношений, в религиозной ситуации в целом не наблюдается. Это объясняется в большей мере тем, что Вологодчина - регион с исторически моноконфессиональным населением, расположена вдали от эпицентров межэтнических и межрелигиозных конфликтов.

7.Список литературы:

1.Энциклопедия для детей: «Религии мира»/ Аванта+ // 2001г.

2. «Религия в истории народов мира»/ С.А.Токарев // Москва, Издательство политической литературы, 1986 г.

3. «Религиозная сфера Вологодской области»/ Вологда// 2005г.

4. «Религии мира»/ Я.Н.Щапов// Москва; «Просвещение»;1994г.

Array

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.