реферат бесплатно, курсовые работы
 

Масонство в России и за рубежом

Остатки почтенного общества свободных каменщиков в начале столетия сохранились и в Лондоне, и в других городах. С водворением новой династии /короля Георга 1/ жизнь страны входила в мирное русло. Как уже отмечалось выше, четыре ложи: «Гуся и Противня», «Короны», «Яблони» и «Виноградной кисти» /названия таверн, в которых они собирались/, сплотились вокруг Великой Лондонской ложи.

Раньше других обратили внимание на вновь ожившую масонскую организацию члены Королевского Общества. К ней примкнул, например, придворный проповедник принца Уэльского Теофил Дезагюлье, за ним последовал доктор Стэкли, а вскоре еще один член Королевского Общества, скрывавшийся под псевдонимом Филарет.

В масонах видели уже носителей великих тайн - новой вид «розенкрейцеровских братьев», а с другой стороны - подозревали атеистов и политически опасных людей.

Постепенно в ложу стали вступать представители знати и весь социальный состав ее постоянно, менялся. Сюда вступили герцог Монтегю, герцог Уортон, граф Долькес и другие герцоги, графы и лорды. После 1723 года в составе ложе уже не было лиц, не носящих, по крайней мере, звания сквайра /сельского дворянина/. В декабре 1721 года в газетах распространился слух о предстоящем принятии в масонство самого наследника престола принца Уэльского. Масонство входило в моду.

Одним из проявлений «новой жизни» и было издание Кодекса масонских уставов /о чем мы уже упоминали/ - «Новой Книги Конституций».

Самой важной и интересной частью Книги является глава об «Обязанностях франкмасона», отразившая в себе современное, культурное, политическое лицо английского масонства. В главе говорится о свободе выбора веры и о религии добра и верности долгу.

И основатели Ложи и примкнувшая к ним великосветская молодежь не занимались отвлеченными вопросами веротерпимости, не стремились провозглашать философские принципы, они просто «вкушали плоды мира». После актов о веротерпимости, билля о правах /1689 г./, Утрехтского мира /1713 г./, обеспечивающего Англии блестящее экономическое будущее, для людей господствующего класса все казалось в Англии достигнутым. Возможно, поэтому господствующим направлением Великой Ложи был не космополитизм, а христианский национализм.

Судя по протоколам Великой Ложи, отмечают исследователи от 1723 до середины 1771 годов, в ее деятельности не было ничего не только опасного, но и просто выходящего за предел светского времяпрепровождения. Масонство в Англии: научно-популярное издание. -М.: Харвест, 1997, с.25.

Вместе с тем, в период 1723-1724 гг. в масонство стали проникать политические разногласия. Возникает вражда к масонскому Ордену со стороны Иезуитов и находящегося под их влиянием римского престола. В 1738 году появилась папская булла, осуждавшая масонов, как вредную для апостольской церкви секту.

С 1724 года количество лож в Лондоне растет. В 1729 г. из 54 лож, примыкавших к Великой лондонской Ложе, 12 находились в провинции.

Кроме лож, признававших авторитет Великой Лондонской Ложи, существовали такие, которые совершенно от нее не зависели, не говоря уже об ирландских и шотландских ложах, создавших себе свои собственные центры. В начале 50-х годов процесс усложнился благодаря появлению нового масонского центра - Великой Английской Ложи Старых Уставов. Уже через три года она имела в своем ведении 28 лож, а в 1760-м - 83, в 1800 г. - 167.

Период основания этой ложи - 1751 г. - известен в истории масонства под названием периода «великого раскола». В начале отношения между «старыми» и «новыми» носили мирный характер. Но когда быстрые успехи вновь созданной ложи слишком затронули и самолюбие, и интересы Великой Ложи, ее сторонники обрушились на «старых» с обвинениями в расколе и самозванстве. Однако с течением времени состав обоих английских масонств, становился все более однородным - в обоих решительно преобладал великосветский и титулованный элемент. Старые споры забывались, сглаживались ритуальные различия. В конце века очень многие масоны были одновременно членами и «новых» и «старых» лож.

Первое предложение об объединении было сделано в 1797 году «старыми» масонами, но переговоры тянулись целых 16 лет, и только в 1813 г., когда гроссмейстерами «старого» и «нового» масонства стали два брата короля, герцоги Кентский и Суссекский, оно, наконец, осуществилось. Герцог Суссекский был выбран единогласно Гроссмейстером Великой Соединенной Ложи старых масонов Англии.

Распространению масонства из Англии по всей Европе содействовало умственное движение века: век был «веком ума», веком свободной мысли. Из сочетания английской и свободной французской мысли века родилась французская революция 1789 года. Иванов В.Ф. Русская интеллигенция и масонство: от Петра 1 до наших дней. -М.,1998, с.81.

1.5. Французское масонство века

Французское франкмасонство - побочная дочь английского монарха. Революция 1688 года в Англии, приведшая к окончательному свержению династии Стюартов, вынудила короля Иакова со своими приверженцами искать убежища у христианнейшего короля - Солнца Франции Людовика .

Эмигранты-якобиты, то есть сторонники Иакова , и сочувствовавшие им поклонники английских общественных порядков и были первыми основателями масонских лож во Франции.

Рядом с якобитским дворянством организуют ложи во Франции и представители английской знати, сохранившей верность Ганноверскому дому. Масонство имело большой успех. Уже в тридцатых годах века в Париже числилось пять лож. Первая ложа, известная под разными наименованиями, возможно, была основана в 1725 году, но лишь в 1732 г. получила свою конституцию от Великой Ложи Англии.

Общественный и политический строй Англии этого времени как французской знати, так и буржуазии представлялся идеальным, а увлечение английскими порядками и желание пересадить их во Франции содействовали быстрому распространению масонства.

декабря 1743 года собрание 16 парижских мастеров выбрало пожизненным Великим Мастером принца королевской крови Людовика Бурбона, графа Клермона. С этих выборов ведет свое начало и Великая Английская Ложа Франции.

С 1773 года Великая национальная ложа стала именоваться «Великим Востоком Франции».

Масонство, имея высоких покровителей из знати, могло вести беспрепятственно свою работу. Масоны всячески демонстрировали свою религиозность и верность королю.

Русский общественный деятель Н.Е.Марков писал, что Мария Антуанетта всячески покровительствовала масонству. Он приводит ее письмо своей сестре Марии Христине, написанное в 1781 году:

«Мне кажется, вы придаете слишком много значения масонству во Франции; оно далеко не играло у нас такой роли, как в других странах, благодаря тому что здесь к нему все принадлежат и таким образом нам известно все, что там происходит, В чем же вы видите опасность?…это общество существует только для благотворительности и развлечений; там много едят, пьют, рассуждают, поют, а король говорит, что люди, которые пьют и поют, не могут быть заговорщиками. Также нельзя называть масонство обществом убежденных безбожников, ибо, я слышала, там постоянно говорят, о Боге. Кроме того, там раздают много милостыни, воспитывают детей бедных или умерших членов братства, выдают их дочерей замуж…. Правда, мне кажется, что можно бы было делать добро без всяких таких церемоний, но ведь у каждого своя манера веселиться, лишь бы делать добро, а остальное, не безразлично ли нам?» Марков Н.Е. Войны темных сил. -Париж,1928-1930, с.79.

Однако в 1790 году мнение Марии Антуанетты на прямо противоположное, и она уже предостерегла своего брата Леопольда от «всякого масонского сообщества».

Многие исследователи, занимающие антимасонскую позицию считают, что идейную подготовку французской революции осуществили именно масоны. Масонские ложи собирали в своих недрах выдающихся представителей наук и искусств. В основанной в 1769 году Лаландом Ложе Наук, переименованной в Ложу Девяти Сестер, значились Вольтер, Франклин, Кондорсе, Дюпати, Эли де Бомон, Курт де Гебелин, Дантон, Бриссо, Пастере, Форстер, Верне, Гудон и другие. В этой ложе находились крупные политические деятели, литераторы, художники и ученые.

Исповедуя деизм /отрицание всяческих догматов, приверженность разуму, критике/, Вольтер считал религию необязательной и даже вредной, доказывая, что история религию есть «ряд обманов и глупостей». В своих политических проповедях он требовал реформ и коренного переустройства всех общественных отношений.

Монтескье проповедовал теорию разделения властей и рекомендовал во Франции установить английскую форму правления, при которой народу принадлежит власть законодательная, королю - исполнительная и независимому сословию судей - власть судебная.

Повторяя мысли Локка, что человеческое общество возникло в силу договора между людьми, которые первоначально были свободны, Жан-Жак Руссо приходит к выводу и проповедует безусловное верховенство народа, отвергая и представительство, и принцип разделения властей.

Для распространения масонского учения в народе употреблялись литературные сборники, журналы, романы, брошюры, театр.

При этом следует иметь в виду, что Людовик обладал абсолютной, неограниченной властью. Официальная монархическая доктрина гласила, что короли получают свою власть от бога и являются его живым подобием, его представителем на земле. Воля короля объявлялась законом, а высшим долгом подданного - беспрекословное повиновение своему государю. Божественная по своему происхождению и олицетворявшая всю мощь государства королевская власть воплощалась исключительно в особе монарха, считавшейся священной. Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой Французской революции. Падение монархии 1789-1792.-Л.:ЛГУ,1982, с.22.

Вероятно, мнение некоторых историков, что масонство стремилось, ослабить абсолютную власть во Франции имеет под собой определенные основания. Иванов В.Ф. приводит цитату из письма Вольтера к маркизу де Шевален: «Все, что я теперь вижу, разбрасывает семена будущей революции, которая неминуемо должна случиться, но которой я не буду уже иметь удовольствие быть свидетелем. Свет до такой степени распространился, что от малейшего случая может произойти взрыв. И вот будет славное крошево. Как счастливы молодые люди. Каких штук они не насмотрятся». Иванов В.Ф. Русская интеллигенция и масонство: от Петра 1 до наших дней. -М.,1998, с.85. В Париже к началу революции организовалась и энергично действовала, пишет историк, группа иллюминатов /Орден Иллюминатов был образован в Германии в 1776 г./, к которым принадлежали самые видные деятели революции, как, напри мер, Мирабо, Робеспьер и другие. Иванов В.Ф. Русская интеллигенция и масонство. От Петра до наших дней. -М.,1998, с.87.

Было, конечно, и противоположное мнение, согласно которому сам характер деятельности масонского движения исключал возможность политической оппозиции.

К 1791 году деятельность лож во Франции прекращается. Многие масоны эмигрировали, некоторые ушли в политические клубы. Немногие ложи нашли в себе силы продолжать прежние занятия. Так, ложа Шотландского Общественного Договора в Париже после бегства короля в Варенн пыталась продолжить работу, но вынуждена была в сентябре 1801 года прекратить свою деятельность. Если еще в 1791 году «Великий Восток» открывал новые ложи, то уже через год герцог Орлеанский сложил с себя звание Гроссмейстера. Немногие ложи, сумевшие в это тяжелое время, целиком ушли в свои мелкие дела. Они были так напуганы, что после смерти Робеспьера решили запретить всякие беседы по вопросам политики и заниматься лишь масонскими делами.

1.6.Немецкое масонство века

Восемнадцатый век в истории культурной жизни Германии являлся веком глубоких противоречий. С одной стороны, рационалистическое просвещение праздновало в то время золотой век своего существования, и принципы здравого смысла, полезности и практической пригодности выставлялись в качестве высших критериев для оценки всех явлений - в области жизни и в области мысли. Но наряду с крайностями рационализма не было недостатка и в самых крайних проявлениях чувствительности, и в самой причудливой фантастике.

Мистицизм, безудержный культ чувства и нападки на разум были далеко еще не самыми яркими проявлениями « анте просветительного» духа в Германии века. Во многих случаях мистические искания единения с Богом переходили в прямое чародейство, а стремление к сверхчувственному знанию и вера в таинственное наитие приводили к настоящему чернокнижию, колдовству и духоведению.

В кругу этих мистических настроений и поисков таинственного знания возникло немецкое масонство. Его история дает нам самые яркие страницы из истории немецкого оккультизма, чародейства, а иногда и прямого шарлатанства. Масонство снова оживило и выставило в качестве высшей мудрости, доступной только для посвященных, то, от чего давно отказалась научная мысль не только века, но и предыдущих столетий. В реанимированных средневековых представлениях быстро растворились те принципы терпимости, гуманности, всеобщего братства и свободы, которые выставили масоны сначала на своем знамени.

Первоначально масонство пришло в Германию из Англии. Особенно легко проникало английское влияние в северную Германию.

Масонов в Германии становилось все больше, но до 30-х годов в стране своих лож не было, и немецкие масоны должны были ездить на заседания английских лож через Ла-Манш. Только в 1733 году английское высшее начальство масонов разрешило открыть в Гамбурге постоянную ложу. В 1737 году масонская ложа в Гамбурге начинает свою деятельность, а в 1741 г. принимает название «Авесалом». Масонство становится забавой придворных кругов и титулованной знати.

В 30-х и 40-х годах в Германии были основаны ложи в таких городах, как Ганновер, Дрезден, Лейпциг, Франкфурт-на-Майне, Магдебург, Геттинген, несколько позднее ложи были открыты в Нюрберге, Магдебурге.

Одной из самых характерных особенностей первоначального немецкого масонства было то, что первые ложи в Германии носили французские названия, и заседания их проводились на французском языке. Немецкое масонство довольно быстро подвергалось именно французскому влиянию.

Немецкие масоны стремились выделить себя из среды простых смертных и подняться на недосягаемую ступень «откровенных» знаний. Это выразилось, прежде всего, в желании окутать прошлое масонства покровом непроницаемой тайны и отодвинуть его возникновение к возможно более далеким временам.

Среди наиболее известных немецких лож того времени были: «Строгий Чин», «Великая Земская ложа всех каменщиков Германии», «Эклектический союз», «Орден Иллюминатов». Что касается Ордена Иллюминатов, то это был единственный орден, имевший характер исключительно нравственно-просветительский, он стремился заинтересовать людей нравственным самоусовершенствованием, пробуждал гуманность и общительность. Преследования привели к ликвидации ордена в 1830 году.

1.7.История польского масонства

Первые масонские союзы возникли в Польше в начале царствования Августа /1735-1763/, проникнув сюда непосредственно из Саксонии, и представляли первоначально лишь отделения дрезденской ложи «Трех белых орлов», основанной около 1738 г. побочным братом короля гр. Рутовским. Сначала союзы эти развивались очень слабо. С одной стороны, они подвергались преследованию духовенства, с другой - сами они обнаруживали малую жизнеспособность, являясь, простой аристократической забавой и средством к удовлетворению личного честолюбия. Их распространителями были преимущественно пребывающие в Польше иностранцы и молодое польское дворянство: Мнишки, Полоцкие, Огинские, Виельгорские, основавшие несколько лож в Вишневце на Волыни, в Дукле и других местностях.

Гораздо большее значение приобретает польское масонство при Станиславе Августе Понятовском. Он не только оказывал покровительство масонам, но и сам в 1777 году записался в варшавскую немецкую ложу «Под тремя шлемами».

В царствование Станислава Августа польское масонство постепенно освобождается от иностранных влияний. В 1767 году возникла первая польская великая Ложа при непосредственном участии известного масона Жана-Луки де Ту де Сальверст /Ложа "«доброго пастыря"»/.

Польское масонство состояло из семи степеней. Братья трех первых степеней, т.е. ученики, товарищи и мастера, составляли «ложи св. Иоанна» или «символические»; братья четвертой степени - «избранные рыцари» и пятой - «шотландские кавалеры» - ложу «капитул шотландский»; братья шестой степени - «рыцари востока» и седьмой - Злато-Розового креста составляли «капитулярную высшую шотландскую ложу».

Избранный первым великим мастером объединенных лож Короны и Литвы, И.Потоцкий произвел реорганизацию польского масонства, после чего состоялось официальное открытие польского великого востока /1784 г. В состав его входило 13 объединенных лож, из них 4 под варшавским востоком.

События, имевшие место в Польше после провозглашения Конституции 3 мая, вспыхнувшая из-за этой конституции война, последовавший за ней второй развел, восстание Косцышки и окончательное падение польского государства - все это привело польское масонство в состояние полного распада и способствовало закрытию в 1794 году польского Великого востока.

Крупный политический успех, одержанный поляками в 1809 г. отразился и на масонстве. В австрийскую компанию Наполеона поляки отвоевали у Австрии часть Галиции, которая была присоединена к Варшавскому герцогству. Это давало возможность польским масонам усилить и расширить свою деятельность. В1810 г. восстанавливается Великий польский восток с наместником Великим мастером Людовиком Гутаковским, председателем Государственного совета герцогства.

Политические события 1812-1813 гг. вновь вызывают перерыв в деятельности масонов. И лишь в 1815 году польское масонство вступает в новую фазу жизни. /присоединение Варшавского герцогства к Российской империи/. Русский царь Александр 1 втайне принадлежал к Великому польскому востоку и всячески содействовал польским масонам.

Затем наступил период, когда в польском масонстве стали закрепляться националистические идеи /учение Лукасинского/. Однако национальное масонство просуществовало недолго. В 1820 году преследования масонов русским правительством достигли Польши и национально-масонские ложи были объявлены закрытыми. Была закрыта Ложа и Великого польского востока.

1.8.Американское масонство

В североамериканских колониях Англии масонство появилось, скорее всего, после первых успехов его среди великосветского общества митрополит, т.е. в 20-х годах столетия. Появились они в провинциях Нью-Йорка, Нью-Джерси и Пенсильвании. Масонство. -Мн.: Харвест,1998, с.582.

Один из первых известных американских представителей масонства - Франклин познакомился с масонством во время своего путешествия в Лондон в 1725-1726 гг. По возвращении в Америку он основал «Клуб кожаного передника» - зародыш будущего «Книгоиздательского» и «Философского Американского общества».

В результате банального розыгрыша, имитировавшего ритуал принятия ложу, однажды погиб от смертельных ожогов человек. Масонов обвинили в убийстве, что в целом способствовало неприятию масонов со стороны населения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.