реферат бесплатно, курсовые работы
 

История возникновения православных воскресных школ

История возникновения православных воскресных школ

2

СОДЕРЖАНИЕ

I. ВВЕДЕНИЕ

II. ИЗ ИСТОРИИ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ

В Великобритании

В странах Европы

В Северной Америке

III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ В РОССИИ.

XIX - нач. XXв

Кон. XX - нач. XXI в

IV. СОВРЕМЕННЫЕ ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. ВВЕДЕНИЕ

Воскресные школы - бесплатные начальные учебные, заведения для детей и взрослых как религиозного, так и светского xapaктера, занятия в которых проводятся в основном по воскресным дням.

Размышляя на тему православных воскресных школ нашего времени, правомерно коснуться истории возникновения воскресных школ вообще.

Изначально воскресные школы были основаны как учебные заведения для взрослых и детей и явились наиболее ранней формой внешкольного образования. При историческом исследовании следует различать 2 основных типа воскресных школ: конфессиональные школы различных вероисповеданий для религиозно-нравственного воспитания (для христиан - это воскресные школы, для мусульман - пятничные, для иудеев - субботние) и общеобразовательные.

Первые воскресные школы (например, при Миланском соборе) возникли в середине XVI в. Они были конфессионального типа и ориентировались на преподавание в форме бесед. В дальнейшем подобные школы получили широкое распространение в Великобритании, Европе и Северной Америке. Однако жизнь диктовала все новые требования, что привело, с одной стороны, к введению общеобразовательных предметов в конфессиональных воскресных школах, а с другой - к учреждению (в XVIII в.) светских воскресных школ. Таким положение дел оставалось вплоть до начала XX в., когда, в связи с организацией государственных школьных систем, общеобразовательные воскресные школы почти повсеместно были закрыты. В свою очередь конфессиональные воскресные школы продолжают существовать во многих современных странах и по сей день.

II. ИЗ ИСТОРИИ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ

1. В Великобритании.

Основателем первой Воскресных школ современного типа считается англиканин - мирянин Роберт Рейкс (1735-1811). Редактор и владелец «Глостерского журнала», он организовал школу для детей бедняков в Сути-Алли (графство Глостершир) в 1780 г.

В период с 1700 по 1800 г. население Великобритании удвоилось, крестьяне в поисках заработка переезжали в города, где нанимались на заводы и фабрики и оказывались вне привычных социальных связей без внимания Церкви и государства. Воскресенье было единственным выходным днем для взрослых и детей, большинство которых работали наравне с родителями. Почти никто из рабочих и членов их семей не посещал церковь, не умел читать и писать; пьянство, хулиганские поступки и мелкие кражи стали xapaктерными явлениями их жизни. Рейкс решив, что «порок, аморальность и бедность проистекают от невежества», разработал и пытался внедрить образовательные программы для взрослых, но, не найдя отклика в рабочей среде, приступил к религиозному и нравственному воспитанию детей. С помощью преподобного Т. Стока он составил список детей от 6 до 14 лет, нанял госпожу Мередит и еще 3 учительниц. Первоначально занятия проводились на кухнях частных домов. Ученики должны были посещать Воскресные школы чистыми и опрятно одетыми, новую одежду они часто получали в школе. С 10 до 12 ч. дети, изучая Библию, не только овладевали на-выками чтения и письма, но также постигали основы морали и правила поведения в обществе. После перерыва на второй завтрак (с 12 до 13 ч.) занятия продолжались; по окончании уроков дети посещали службу в церкви, а затем повторяли пройденное по катехизису и около 5 ч. вечера расходились по домам. При-лежные ученики получали в подарок Библию и книги религиозно-нравственного содержания, одежду, обувь и т. д., к неуспевающим применялись телесные наказания. Де-вочки и мальчики занимались в разных комнатах. Рейкс первым применил систему, при которой старшие ученики, получившие название наставников (англ. monitors), занимались с младшими. Первоначально учителям платили небольшое жалование (1 шиллинг); после увеличения количества школ и учеников платной осталась только должность директора школы, который занимался организацией учебного процес-са и подбором учителей. После 3 лет работы школ Рейкс оценил достигнутые результаты. 3 ноября 1783 г. он опубликовал статью, посвященную пропаганде Воскресных школ, в "Глостерширском журнале», 25 ноября 1783 г. она была перепечатана лондонским «Журналом для джентльменов», затем в «Арминианском журнале». Постепенно школы нового типа появились во многих районах Великобритании. Против Воскресных школ высказывались некоторые преподаватели духовных учебных заведений, духовные лица и политические деятели. В Шотландии обучение в воскресный день, а тем более светскими лицами было воспринято как нарушение 4-й заповеди. Тем не менее в Англии, Ирландии и Уэльсе количество Воскресных школ про-должало расти. Деятельность Рейкса получила полное признание, ко-гда он был удостоен аудиенции у короля Георга III и королевы Шарлотты. Ко-роль одобрил начинание Рейкса и заявил, что «каждый ребенок в ко-ролевстве должен научиться читать Библию», а королева стала патро-нессой Воскресных школ. Вскоре, практика по-казала, что школы, где преподавате-ли - волонтеры (в т. ч. и директора) работали бесплатно, более эффек-тивны. Со временем этот тип шко-лы становится основным. Уэсли пи-сал, что в Болтоне (Англия) в 1787 г. в Воскресных школах работали 80 учителей, которые «не получали никакой награды, кро-ме награды от Господа». В 1798 г. в Ноттингеме У. Синглтоном (мето-дистом) и С. Фоксом (квакером) бы-ла организована первая школа для молодых работниц ткацких фабрик, в 1815 г. Воскресные школы для взрослых появи-лись в Лондоне, а затем и по всей стране. Большое внимание в них уделялось социальной работе и раз-витию новых социально-экономиче-ских институтов, например сберегатель-ных касс, касс взаимопомощи и т. д. В 1787 г. Рейке в письме, опубли-кованном в «Журнале для джентль-менов», сообщал, что Воскресную школу посеща-ли 250 тыс. детей. По парламент-ской переписи Англии и Уэльса 1818 г. в Воскресных школах обучались 47 225 уча-щихся; в 1833 г.- 1 548 890 чел. В 1880 г., 100 лет спустя после по-явления первой школы, в Велико-британии насчитывалось 6 695 399 учеников и 647 704 учителя. «Обще-ство поддержки и поощрения вос-кресных школ в Англии» (Society for the Support and Encouragement of Sunday Schools in England) было со-здано в 1785 г. в Лондоне Фоксом, Г. Торнтоном, Рейксом и др. для рас-пространения опыта Воскресных школ не толь-ко в Англии, но и в доминионах. Оно финансировало создание новых школ и издание учебной и религиозно-нравственной литературы. В 1803 г. Лондонский союз воскресной школы (London Sunday School Union) объединил представителей различных протестантских деноминаций (кроме англикан). В 1813г. вы-шел № 1 «Ежемесячного журнала для учителей воскресных школ» (Sunday School Teachers Monthly Magazine). Миссионеры, работавшие в Индии и Австралии с 1864г., оганизовали Союз воскресных школ Индии (India Sunday School Union) и Союз австралийских вос-кресных школ (Australian Sunday School Union). В 1843г. был создан Институт воскресной школы Церк-ви Англии (Church of England Sun-day School Institute) для «распро-странения, улучшения и развития» Воскресных школ в англиканской Церкви, возглав-лявшийся комитетом из 25 клири-ков и 25 мирян. Работа велась через местные отделения и ассоциации (около 400). Программа, рассчитанная на 5 лет, строилась на изучении Биб-лии и Книги общих молитв и соот-носилась с церковным календарем. К 1910 г. количество учащихся в ан-гликанских Воскресных школах достигло 3 153 476 чел. В 1875 г. Появился Уэслианский союз воскресных школ (Wesleyan Sunday School Union), к 1907 г. объ-единявший 7566 школ более чем с 1 млн. учащихся.

2. В странах Европы.

Наибольшее развитие в Европе приобрели кон-фессиональные Воскресные школы религиозных мень-шинств. В Дании, например, все дети 7-14 лет обязаны были посещать школу и занятия по катехизису. Прихожане т. н. свободных церквей (баптисты, методисты, конгрегационалисты и др.) открывали Воскресные школы, где не надо было изучать лютеран, катехизис. Первая Воскресная школа была ор-ганизована в Стокгольме в 1833 г. дочерью английского консула; в 1851 г. П. Палмквист, посетивший экспози-цию, посвященную Воскресным школам, на Всемир-ной выставке в Лондоне, создал в Швеции систему Воскресных школ, которую смог-ли использовать свободные церкви; в 1853 г. леди Эренбург открыла первую Воскресную школу для членов гос. Шведской Церкви. В Норвегии Воскресные школы по-явились благодаря активности свободных церквей в 50-х гг. XIX в. В Нидерландах, Швейцарии и Франции, а позднее и в Германии Воскресные школы также получили широкое распространение. В других странах мира появление Воскресных школ было связано с деятельностью протестантских миссионерских организацийций.

3. В Северной Америке.

Первые сведения о детских Воскресных школах относятся к XVII в. (Плимут, 1669; Роксбери, 1674), но только в 1786 г. появилась школа, созданная по системе Рейкса. Она была основана в Ганновере методистским проповедником Ф. Асбери. В Северной Америке Воскресные школы изначально не разделялись по деноминационной принадлежности и были ориентированы больше на изучение Библии, чем на катехизисы определенных кон-фессий. Кроме того, если в Англии движение Воскресных школ начиналось как бла-готворительное служение среди бед-ных слоев населения, то в Америке из-за отсутствия общенациональ-ной системы образования и освоения новых отдаленных территорий Воскресные школы охватили все население. В соответствии с переписью, которую провело Бюро образования (U. S. Сеnsus Bureau of Education) в 1800г., средний американец проводил школе не более 82 дней. В Фила-дельфии епископы Уильям Уайт, Бенджамин Раш, Мэтью Кэри и др. основали Общество воскресной школы (Sabbath School Societe; другое название «Первый день» (The First Day), 1790); через год Воскресные школы появились в Бостоне и Нью-Йорке. В Филадельфии работали Общество для обучения бедных девочек (с 1804), Общество евангелических воскресных школ (с 1808); в Нью-Йорке были созданы Союз женских воскресных школ и Общество мужских воскресных школ (в 1816г.). Постепенно небольшие союзы и общества Воскресных школ объединились в более крупные. В 1824г. Филадельфий-ский союз воскресных школ и школ для взрослых стал общенациональ-ным и изменил свое название на Союз американских воскресных школ (American Sunday Schools Uni-on). Его члены, представители раз-личных христианских деноминаций (в основном мирян), вели активную про-пагандистскую и издательскую деятельность. К 1825 г. существовало 1150 Воскресных школ, в которых получали образование 82 697 учеников, штат учителей составлял 11 295 чел., но в стране были и школы, не входившие в союз, поэтому общее число уче-ников Воскресных школ достигло 143 697 чел. В 1824 г. начал издаваться Американский ежемесячный журнал для учителей воскресных школ (Ame-rican Monthly Magazine for Sunday School Teachers); работала система бесплатных передвижных библиотек религиозной литературы. В 1826 г. союз начал публи-кацию цикла уроков (uniform les-sons) по изучению Библии. Быст-рый рост Воскресных школ был обусловлен государственной политикой поддержки таких учеб-ных заведений на новых землях. Например, в 1830г. Воскресные школы создавались в каждой общине в недавно заселен-ной долине Миссисипи. Около 80 мис-сионеров посетили от 8 до 10 тыс. появившихся в долине поселений, и в течение 18 месяцев было органи-зовано 2867 новых Воскресных школы и реорганизована 1121 ранее существовавшая. Одним из наиболее известных миссионеров был С. Иакстон.

В 1832 г. в Филадельфии состоял-ся 1-й национальный съезд работни-ков Воскресных школ, на котором присутствовали делегаты от 14 штатов и свободных территорий. В это время в Америке насчитывалось уже 600 тыс. уче-ников Воскресных школ. На 5-м съезде в 1872 г. (Индианаполис) присутствовало 338 делегатов из 22 штатов, 1 от сво-бодной территории и Канады. В этот период число учеников Воскресных школ достиг-ло 6 млн, а количество школ пре-высило 69 тыс. На съезде в сотруд-ничестве с Союзом британских вос-кресных школ был принят План унифицированных уроков для меж-дународного использования (Inter-national Uniform Lessons). Весь цикл обучения был рассчитан на 6 лет, каждый год был поделен на семест-ры (от 13 до 15 недель). Предполага-лось, что за это время ученики мог-ли изучить наиболее важные разделы Библии. Урок состоял из чтения из-бранного отрывка из Библии, темы для обсуждения в зависимости от возрастной группы, отрывка для за-учивания наизусть и рекомендаций для домашнего чтения. Коммента-рии к библейским текстам отсут-ствовали, и это позволяло использо-вать планы унифицированных уро-ков в школах любой конфессии.

В 1889 г. в Лондоне была создана Всемирная конвенция воскресных школ (World Sunday School Conven-tion), 900 ее членов представляли в основном Воскресные школы Великобритании и Ирландии, США и Канады; среди 400 представителей Воскресных школ Северной Аме-рики было 54 клирика. В 1907г. на-звание конвенции было изменено на Всемирную ассоциацию воскресных школ (World's Sunday School Associa-tion); в 1947г.-- на Всемирный совет христианского образования (World Council of Christian Education). Ос-новной задачей совета, объединив-шего национальные советы мн. стран мира, стала организация всемирных конференций и обучения лидеров национальных союзов. В период с 1889 по 1971г. в различных странах мира было проведено 15 всемирных ассамблей. На последней (Перу, 1971) было принято решение об объединении совета с Отделом обра-зования Всемирного Совета Церквей (Office of Education of WCC).

III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ В РОССИИ.

1. XIX - нач. XXв.

Из истории возникновения воскресных школ в России известно, что отдельные школы конфессионального типа появились в первой половине XVIII в., а немногочисленные общеобразовательные воскресные школы были открыты в начале XIX в. Повсеместное распространение воскресные школы получают в середине XIX в. История Воскресных школ в России тесно связана как с европейскими традициями, так и с историей отечественных церковноприходских школ, в которых иногда приходилось дополнительное воскресное обучение. В середине XIX в. в России распространились различные формы воскресного обучения детей и взрослых с целью духовно-нравственного просвещения и распространения грамотности: воскресные беседы, чтения, лекции с показом иллюстраций. В этот период появились Воскресные школы в качестве самостоятельных учебных заведений. Воскресные школы учреждались церковными приходами, монастырями, а также общественными организациями и частными лицами. 1 марта 1859 г. 2 священника Нытвинского завода Оханского уезда Пермской губернии стали проводить по воскресным дням «открытые беседы по религиозным вопросам» для детей рабочих и назвали свои занятия «воскресной школой». Эта школа быстро развивалась и получила известность. В апреле 1859 г. в С.-Петербурге М. Шпилевская открыла у себя дома частную школу для бедных девочек; в будние дни Шпилевская давала платные уроки, а по воскресным дням обучала бесплатно. Одни из первых Воскресных школ были организованы в Киеве -- 11 и 25 октября 1859 г. по инициативе кружка студентов, с разрешения и одобрения попечителя учебного округа Н. И. Пирогова (он принимал участие в преподавании), надзор за обучением был поручен профессору П.В.Павлову. Вскоре подобные школы открылись в Могилёве, Одессе, Оренбурге, Чернигове, Харькове, Казани, Нежине, Архангельске, Рязани, Елисаветграде. К 1 января 1861г. в С.-Петербурге существовало 20 Воскресных школ, всего же в 1862 г. действовало свыше 300 школ.

Занятия в Воскресных школах были бесплатными, преподаватели трудились безвозмездно. Ученики (главным образом рабочие и солдаты) обучались Закону Божию, грамоте, арифметике, в некоторых школах -- «черчению и основным познаниям в ремеслах». Священники преподавали в Воскресных школах в дополнение к занятиям в сельских и городских начальных училищах и co-вершению богослужений, поэтому положение церковных Воскресных школ было стабильным, зависело от материальных возможностей приходов.

Частные Воскресные школы были узаконены циркуляром Министерства внутренних дел 22 марта 1860 г., приравнявшим их к начальным школам. В сентябре того же года Воскресные школы получили право занимать казенные здания училищ, гимназий и т. д. В период нарастания в обществе антиправительственных настроений некоторые Воскресные школы стали использоваться для пропаганды революционных идей. В 1860 г. было раскрыто Харьковско - Киевское тайное общество, в котором состояли педагоги Воскресных школ, в 1862 г. группа преподавателей и учащихся Воскресных школ в С.-Петербур-ге распространяла революционные воззвания. В ряде школ произвольно трактовались основы православной веры. Священник А. В. Гумилевский, открывший 2 Воскресные школы, протестовал про-тив подобных злоупотреблений и настаивал на том, чтобы Воскресные школы были исключительно приходскими. 8 янв. 186l г. было издано императорское повеление « О надзоре за воскресными школами и о назначении в них священни-ков». 9 и 10 июня 1862 г. Последовали повеления о закрытии всех Воскресных школ, включая церковные, до «преобразования означенных школ на новых основаниях». Тогда же было возбуждено следствие о «воскресном движении» и создана особая комиссия.

В 1864 г. Воскресные школы были разрешены вновь. Они в числе других учебных заведений упоминались в положении «О начальных народных училищax», утвержденном 14 июля 1864 г. Воскресные школы могли открываться правительством, городскими и сельскими обществами, частными лицами, обучение проходило без различия сословий и вероисповеда-ний. Согласно новому положению «О начальных народных училищах» от 25 мая 1874 г. Воскресные школы подчинялись губернским и уездным училищным советам. В 1866 - 1867гг. Воскресные школы открылись при большинстве Духовных Семинариях, в них преподавали студенты этих семинарий (в 1884-1885 школы данного типа были преобразованы и стали называться образцовыми). 13 июня 1884 г. вышли «Правила о церковно-приходских школах», в 7-м и 8-м параграфах которых говорилось о Воскресных школах. Они от-крывались с разрешения епархиаль-ного архиерея и состояли в ведом-стве Святейшего Синода. Таким образом, было законодательно оформлено суще-ствование 2 видов Воскресных школ: церковных и светских. Между духовным и гражданским ведомствами возник-ли противоречия. Министерство народ-ного просвещения претендовало на управление всеми школами, опи-раясь, в частности, на положение от 11 октября 1894 г., в соответствии с которым министерство имело право разре-шать народные чтения в уездных городах и селениях. Понадобилось специальное заседание Государственного совета по этому вопросу в 1900 г., чтобы за духовным ведомством была призна-на полная самостоятельность в деле устройства народных чтений.

Светские частные школы начали повсеместно открываться с 70-х гг. XIX в. 22 марта 1870 г. состоялось официальное открытие школы X. Д. Алчевской в Харькове. Здесь были созда-ны первые программы преподава-ния в Воскресной школе, литературно-педагоги-ческие труды «Что читать народу» и «Кни-га взрослых». Среди наиболее известных светских Воскресных школ - 2 школы на Шлиссельбургском тракте близ С.Петербурга (от-крыты в 1883), которые посещали бо-лее 700 учеников. С середины 90-х гг. на-блюдался быстрый рост городских Воскресных школ, в том числе при заводах. Устраива-лись школы при тюрьмах, например школа Г. Е. Дубовенко при тюрьме в Боровске Калужской губернии (откры-та в 1894). При Министерстве народного просвещения в 1905 г., по неполным данным, состояли 782 Воскресные школы (не счи-тая воскресных и вечерних курсов для рабочих), в 1907-1909 гг. в С.-Петербурге, Москве, Н. Новгоро-де появились первые народные ве-черне-воскресные средние школы. Новые «Правила об уроках и курсах для взрослых» от 20 марта 1907 г., которым подчинялись в том числе светские Воскресные школы, предоставляли свободу в вы-боре программ обучения. В резуль-тате многие Воскресные школы стали превращаться в рабочие клубы, которые активно ис-пользовались антиправительствен-ными силами для революционной пропаганды.

Церковные Воскресные школы первоначально представляли собой народные чтения религиозно-нравственного характера. В дальнейшем, чтобы не отставать от светских школ, они стали включать общеобразовательные дисциплины: отечественную исто-рию, литературу, географию, законове-дение, природоведение. Святейший Синод разрабатывал для Воскресных школ спе-циальные программы, учебники, по-собия, составлялись библиотеки, принимались меры для повышения образовательного уровня учителей. 1 апреля 1902 г. принято положение «О церковных школах Ведомства православного исповедания». В документе Воскресные школы упоминаются среди начальных учебных заведений, они открыва-лись с разрешения епархиального училищного совета. Программа обу-чения была составлена в объеме курса одноклассных церковнопри-ходских школ по учебникам и руко-водствам, одобренным Святейшим Синодом (Закон Божий) и Министерством народного просвещения (остальные предметы), были разрешены руко-дельные классы. Церковные Воскресные школы могли учреждаться не только при приходах, но и при фабриках и за-водах. Школы содержались за счет «местных средств», в том числе пожертво-ваний. Их посещали и дети и взрос-лые, допускалось совместное обуче-ние мальчиков и девочек.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.