реферат бесплатно, курсовые работы
 

История развития свободомыслия и атеизма

История развития свободомыслия и атеизма

20

КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ (НОУ ВПО)

Факультет: «Социального управления»

Специальность: «Социально-культурный сервис

и туризм»

РЕФЕРАТ

По дисциплине: История и теория религии

По теме: «История развития свободомыслия и атеизма»

Выполнил: Студентка 1 курса,

5-6331/1-1 группы

Голышева А. В.

Проверил:

г. Красноярск, 2008 г.

Содержание.

Вступление с.3

1 Свободомыслие с.5

2 Зарождение атеизма с.6

2.1 Древнегреческое свободомыслие и атеизм с.6

2.2 Атеизм и свободомыслие средних веков с.7

2.3 Атеизм и свободомыслие эпохи Возрождения с.9

3 Атеизм XVII- XVIII вв. с.10

3.1 Эпоха просвещения с.10

3.2 Теоретики атеизма с.12

3.2.1 Фейербах с.12

3.2.2 Маркс с.13

3.2.3 Ницше с.14

4 Свободомыслие и атеизм в России с.15

5 Атеизм в СССР с.19

6 Атеизм в постсоветской России с.22

Заключение с.24

Литература с.26

Вступление.

Современный атеизм - и как социальный феномен и как форма поведения человека - не есть что-то однородное, монолитное. Этим понятием охватывается весь широкий круг явлений: от безразличия, равнодушия к религии, которое большей частью носит стихийный характер, т.е. не опирается на научное мировоззрение, до атеизма, как разновидности мировоззрения, когда неприятие религии предстает как продуманная сознательная позиция. Конечно, эта дифференциация уровней атеистического умонастроения и поведения носит весьма общий характер и не претендует на исчерпывающую полноту. Но суть дела не в ней, а в стоящем за ней явлении - возрастающем отходе людей от религии, явлении, которое находится в центре внимания представителей всех религий на всех континентах мира. Было бы ошибкой считать, что закат религиозности - следствие временного или частичного ослабления позиций той или иной религии. Знамение времени не кризис той или иной религии, а кризис религии вообще как социального института и как формы духовной жизни.

Развитие науки и ее проникновение в психологию широких слоев создало настоящую пропасть между языком религии и языком светской культуры. Ярко выраженная светская духовность- результат постоянного накопления знаний и формирование нового миросозерцания, происходивших на протяжении нескольких столетий и являющихся неотъемлемой составной частью прогресса современного научного познания. Развитие науки - это гораздо более сложный процесс, чем простое количественное увеличение знаний: знания, обогащающие сокровищницу науки, постоянно доказывают свою истинность; тесно переплетаясь с различными аспектами социальной жизни, они материализуются в практической деятельности людей. Благодаря этому наука и вызвала определенные изменения в психологическом настрое людей по отношению к себе самой и видоизменила их представления о природе и роли науки в обществе.

Отделение общества от религии не было, конечно, единовременным и четко фиксируемым актом, связанным с каким-то определенным событием в прошлом или настоящем. В широком социологическом и философском плане контуры освобождения различных сфер общества от влияния религии в Европе наметились уже в период средневековья, когда политическое укрепление городов привело к постепенному разделению светской и церковной власти.

Религиозные доктринеры на протяжении веков видели причину этого явления исключительно в духовном порядке, не замечая того, что именно светская жизнь в самом полном и истинном смысле этого слова порождает атеизм.

1. Свободомыслие.

Идейный конфликт между религиозным духом и в различных конкретно - исторических формах его проявления и светским духом насчитывает тысячелетия. Известно, что со стороны защитников религии он не ограничивается сферой идей, а выходит за ее пределы, выливаясь в преследования и гонения инакомыслящих, вплоть до их физического уничтожения.

Но никакие преследования со стороны церкви не могли остановить процесс научного познания. Новое время несет науке новые победы, серьезно поколебавшие позиции религии: это геоцентрическая теория Коперника; биологическая теория Дарвина; прогресс научного познания человеческой психики и др.

Свободомыслие проявляется в различных формах крити-ки религии. Термин «Свободомыслие» вошёл в употребление в 18 веке с появлением трактата английского деиста А. Коллинза «Рассуждение о свободомыслии». В средние века, в эпоху безраздельного гос-подства религиозной идеологии, одной из форм свободомыслия была теория «двойственной истины», утверждавшая идею о самостоятельном и равноправном значении научных истин и религиозных взглядов.

Свободомыслие - вольнодумство, течение общественной мысли, отвергающее религиозные запреты на рациональное осмысление дог-матов веры и отстаивающее свободу разу-ма в поисках истины.

Видными представителями свободомыслия были азербайджанский поэт и мыслитель 12 века Низами Гянджеви, грузинский поэт 12 века Шота Руста-вели, русский вольнодумец 16 века Феодосии Косой. В эпоху Возрождения с позиций свободомыслия выступали видные учёные, философы, писатели (Пьетро Помпонацци, Ульрих фон Гуттен, Эразм Роттердамский и др.).

2.Зарождение и развитие атеизма.

Первоначальные элементы человеческого познания носили стихийно материалистический характер и не были нейтральны или равнодушны к судьбе человечества. Так или иначе, прямо или косвенно, но научное познание с самого начала обнаружило свои гуманистические тенденции. Ученые тех времен - от Демокрита до Эпикура - считались одновременно и философами, и моральными наставниками. Цель познания они усматривала в освобождении людей от страха перед богами и от боязни смерти. Философы древней Европейской цивилизации стремились внушить человеку убеждение, что природа подчинена своим законам, что она познаваема, что в ней вовсе не царствуют капризы.

2.1. Древнегреческое свободомыслие и атеизм.

Древнегреческий атеизм, возникший в связи с отрицанием греческих богов, культа и мистерий, не представляет собой единой традиции, даже принадлежащие к одному направлению Демокрит, Эпикур и их римский после-дователь Лукреций, дающие немало оснований для того, чтобы считать их атеистами, связаны между собой не столько особым пониманием богов и отрицательным отношением к религиозному культу, сколько общностью атомистических представлений о при-роде. В эпоху классики и эллинизма учения атеизма возникают и исчезают на фоне постепенно разрушающейся античной мифологии, соперничества религии и культуры, знакомства с иными религиями и чужеземными культами. Значительная роль в об-мирщении религии и мифологии принадлежит поэзии, которая перевела античную мифологию на язык худо-жественной литературы и театра, смеша-ла ее с вымыслом и стала изображать жизнь богов по аналогии с жизнью людей.

Однако особенностью греческого, а затем и римского атеизма становится связь с филосо-фией; именно на этой почве «без-божие» превращается в «мировоззрение» с притязаниями на теорети-ческое обоснование и истину; здесь в общих чертах складывается тип фи-лософского неверия со всеми возмож-ными подходами, точками зрения и обоснованиями, которые, несмотря на принципиальные различия между язычеством и христианством, будут характерными и для последующей истории атеизма в Европе. При этом в Гре-ции философов, вообще отвергав-ших существование богов (т. е. ате-истов в современном смысле этого слова), было мало; об этом говорит «список атеистов», составленный автором трактата «Об учениях философов» Клитомахом.

Атеизм (от греческого отвер-гающий богов, лишенный Божества, безбожник), отрицание Бога, безбо-жие. Историческими примерами древнегреческого понимания атеизма стали: решение афинского суда, приговорившего Сократа к смерт-ной казни за «введение других бо-гов», изгнание Анаксагора, обвинен-ного в «безбожии», бегство из Афин Аристотеля, опасавшегося быть привлеченным к суду, и другие много-численные случаи преследования за действительные или мнимые рас-хождения с узаконенным почита-нием богов. Хотя невозможно утверж-дать, что античная философия со сложившимися в ней умозрительными способами обсуждения проб-лем, в том числе касающихся богов или бога, с необходимостью вела к тео-ретическому «атеизму», тем не менее, оче-видно, что античные философские учения, несмотря на их существен-ные различия -- от понимания богов как явления «космической жизни» у Демокрита, Эпикура и Лукреция до близких к моно-теизму Сократа, Платона, Аристо-теля, Плотина,-- скорее расшатывали традиционную религию и мифологию, чем укрепляли ее.

Однако не все античные фи-лософы выглядели в глазах совре-менников противниками народной религии, в своем большинстве они не отвергали культ -- основу греческой и римской религии, и потому уже не считались «нечестивыми» и «атеистами». Блаженный Августин даже утверждал, что «муд-рецы их, так называемые философы, школы имели различные, а храмы чтили общие».

2.2. Атеизм и свободомыслие средних веков.

Для философской мысли средних веков атеизм не характерен. В эту эпоху философия рассматривалась в ка-честве «служанки богословия», и независимо от того, толковалась ли эта роль для богосло-вия и философии в положительном или отрицательном смысле, бесспор-но, что связь христианского богословия и философии исключала в теоретичес-кой области саму возможность сомне-ния в существовании Бога. Теория «двойственной истины», получив-шая известность в арабском аристотелизме и признанная лишь некоторыми из схоластов, способствовала размежеванию богословия и философии, а затем и их противопоставлению, но не вела непосред-ственно к атеизму. Еретические учения, отпадавшие от христианства и со-провождавшие его в течение всей истории, хотя в пылу борьбы иногда и назывались атеистическими, а их представители -- атеистами (безбож-никами), на самом деле таковыми не являлись.

В этот период свободомыслие стало фор-ма идейной борьбы оппозиционных феодализму социальных слоев против «ду-ховной диктатуры церкви», защищавшей феодальные порядки. Социальная база свободомыслия в обществе-- крестьяне и городские слои. Гос-подство религии во всех сферах общественного сознания обусловило специфическую форму критики религии, несвободную от религиозных наслоений. К тому же свобо-домыслие этого времени выступа-ло не как система взглядов, а как совокупность отдельных идей, в той или иной мере подрывавших религиозное мировоззрение. Идеи эти опирались на антирелигиозные настроения народных масс, выражавшиеся в фольклоре, в так называемой кар-навальной культуре. Свободомыслие проявлялось в светской литературе (исторические хроники, любовные стихи и проза), в философии, в ересях -- социально-политических учениях, выступав-ших в религиозной форме. Под религиозной оболочкой ереси скрывали вполне реальные требования граждан, а иногда и имущественные равенства. Одной из особенностей средне - вековой ереси являлся их антиклерика-лизм. Гневные обличения социальной политики церкви, аморальности, распущенности духовенства соз-давали почву для сомнения в идео-логии, оправдывающей сущест-вующие порядки. В средне-вековой фило-софии ярким проявлением свободомыслия было учение о двойственной ис-тине, позволявшей прийти к вы-воду о праве философии на не-зависимость от теологии (Ибн-Рушд, Сигер Брабантский, У. Оккам). Одним из направлений свободомыслия в феодальном обществе было переосмысление идеи монотеистического бога в нерелигиозном духе: отвергалось творение мира из ничего, промысел божий, загроб-ный мир, воздаяние, бессмертие души. Пантеистическая трактовка бога в учении Давида Динанского, Амори из Бена, Мейстера Экзарта со-держала материалистическую тенден-цию: признание несотворимости мира в силу его совечности с бо-гом. Пантеизм лежал в основе ряда ересей, направленных против фео-дализма. Попытка осмыслить при-чины религии проявилась в уче-нии о 3 обманщиках -- Моисее, Христе и Мухаммеде, основателях иудаизма, христианства и ислама. В целом сущность и причины возникновения религии анализу не подвергались. Значительную роль в развитии свободомыслия в обществе сыграла борьба против авторитаризма и догматиз-ма религии, опиравшаяся на ра-ционализм и идею опытного поз-нания природы (Шартрская школа философов, Р. Бэкон и др.). Это позволило критически отнестись к святым книгам, обнаружить и обнародовать противоречия в их содержании. Свободомыслие в средние века теснейшим образом связано с прогрессивными яв-лениями культуры и, не-смотря на непоследовательность, было плодотворным фактором ее развития.

2.3. Атеизм и свободомыслие эпохи возрождения.

Эпоха Возрождения с ее антропо-центризмом, опорой на человека и выдвижением его как «меры вещей» на первый план, с неустанными по-пытками создания свободного от тре-бований средневекового богословия куль-турного пространства, обмирщением жизни и возникновением автоном-ной (светской и политической) мора-ли всего лишь готовит условия для будущих атеистических учений, но в сво-ей основе все еще остается религиозной, не-смотря на то, что границы христиан-ства размываются и древний мир с его религией и культурой стано-вится неотъемлемой частью возрож-денческого гуманизма. Отдельные нападки на религию и институт пап-ства, стремление «исправить» рели-гию, привести ее в соответствие с культурными и жизненными запро-сами своего времени не могут счи-таться атеизмом в строгом смысле этого слова, прежде всего потому, что не предполагают, отрицания Бога и критику церкви совмещают с верой в спасительность христианства. Ха-рактерна в этом отношении фигура Эразма Роттердамского (1469-1536); крупнейший представитель «христианского гуманизма», пере-водчик и комментатор Священного Писа-ния и трудов отцов Церкви с такой силой высмеивает нравы католического духовенства в своих художественно-назидательных сочинениях («По-хвала глупости» и др.), что они начинают рассматриваться чуть ли не в качестве атеистической литературы.

Из большого числа разнообразных направлений и течений философ-ской и общественной мысли эпохи Возрождения наиболее близок к атеизму пантеизм -- мировоззрение, в основе которого лежит отождествление Бога и природы. Это отождествление, в слу-чае последовательного его проведе-ния, с необходимостью ведет к отри-цанию личного Бога, и только непо-следовательностью в выводах можно объяснить, почему многим привержен-цам этого направления удалось избежать упреков в атеизме. С некоторыми ого-ворками к атеистам эпохи Возрож-дения следует отнести философов, стоящих на позициях пантеизма,-- Пьетро Помпонацци (1462-1525), Дж. Бруно (1548-1600), Т. Кампанеллу (1568-1639).

3. Атеизм XVII-- XVIII вв.

3.1. Эпоха Просвещения.

В философии Просвещения в тес-ной связи с абсолютизацией чело-веческого разума, освобожденного от «предрассудков», верой в разум как средство решения всех проблем и утопическими проектами пере-устройства общества на «разумных» на-чалах переоценке подвергается от-рицательное отношение к атеизму. В теоретических спорах о «естественных правах» человека, «вольномыслии» и «веротерпимости» предпринима-ются попытки реабилитировать атеизм и уравнять его с христианской верой. Широ-кое распространение получает фи-лософия деизма, в своем крайнем выражении признающая Бога толь-ко в качестве Творца мира и отрицаю-щая Промысел Божий, подменяющая христианство «естественной религи-ей», в которой нет места для чуда, тай-ны, авторитета и священства (Воль-тер, Ж. Ж. Руссо, Д. Юм и др.).

Наиболее известные представители французского деизма -- Вольтер (1694-- 1778) и Руссо (1712-1778) признают существование Бога, но их понимание Бога не идет дальше представ-лений о нем как об анонимном Верховном Существе, в лучшем случае, обеспечивающем правосудие и моральный порядок. Формально не яв-ляясь атеистами и выступая против атеизма, они, тем не менее, остаются про-тивниками церкви и христианства.

В формировании безрелигиозной идеоло-гии, подготовившей Французскую революцию со всеми ее трагичес-кими событиями, особое место при-надлежит французскому материализму -- учению, которое сводит явления духа и душевную жизнь человека к «ма-терии» или к телесной «природе» и, по своим исходным положениям, враждебно религиозной вере. Механисти-ческие и натуралистические учения Ж. О. де Ламетри (1709-1751), позд-него Д. Дидро (1713-1784) и К. А. Гель-веция (1715-1771) вполне могут быть отнесены к атеизму, однако наиболее рьяно это мировоззрение, лишенное философской глубины и опираю-щееся на заблуждения ума и чувств, представлено в многочисленных антирелигиозных и антицерковных сочи-нениях П. А. Гольбаха (1723-1789) и в главном его труде «Система при-роды», в которых происхождение рели-гии он объяснял непросвещенностью людей, их невежеством, а также ко-рыстными интересами духовенства.

XIX веке Немецкая классическая философия, от Канта до Гегеля включительно, несмотря на ряд вы-двинутых ею сомнительных идей и учений тем не менее сохраняет внут-реннюю связь с христианством и считает его абсолютной религией. Это не помешало левым гегельянцам эволюционировать сначала к деизму и пантеизму, а затем к открытому атеизму. (Д. Ф. Штраус, Б. Бауэр, А. Руге, Л. Фейербах, К. Маркс и др.). В чис-ле яростных критиков Гегеля был его современник А. Шопенгауэр (1788-- 1860), атеист по своим убеждениям, развивавший не без влияния со сто-роны буддизма философию «ничто» и отрицавший существование Бога.

В XIX в. получает широкое рас-пространение теоретический атеизм; он связан с философскими направле-ниями своего времени -- позитивиз-мом, антропологической филосо-фией, анархизмом, материализмом и философией жизни. Пронизаны ду-хом неверия и скептицизма много-численные исследования в области истории религии, ее происхождения и возникновения. Под влиянием позитивной философии и эволюцион-ной теории Ч. Дарвина, механически перенесенной на общественную жизнь и толкование религии, атеизм на-чинает рассматриваться в качестве необходимой составляющей «науч-ного мировоззрения».

К известным атеистам XIX в. отно-сятся идеолог анархизма социалист П. Ж. Прудон (1809-1865), утверж-давший, что «Бог -- это зло»; вуль-гарные материалисты Л. Бюхнер (1824-1899), К. Фохт (1817-1895), Я. Молешотт (1822-1893), естество-испытатель Э. Геккель (1834-1919), автор кн. «Мировые загадки».

3.2. Теоретики атеизма.

3.2.1. А. Фейербах.

Создатель антропологической фи-лософии, один из крупнейших тео-ретиков, А. Л. Фейербах (1804-1872), он обра-щается к принципу субъективности, но вместо «транс-цендентального субъекта» в основу философии полагает учение о чело-веке. Если в своей ранней книге «Исто-рия философии Нового времени» (1833) Фейербах принимает учение Р. Декарта, у которого доказательства бытия Бога связаны с наличием в че-ловеческом мышлении врожденной идеи Бога, то в поздних сочинениях он, используя с некоторыми измене-ниями те же ходы мысли, приходит к противоположному результату -- к убеждению, что Бог есть всего лишь представление человека, что человек «не может задаваться вопросом, что такое Бог сам по себе». Тем самым он полностью отрицает христианское учение о Боге и Церк-ви, отвергает авторитет Священного. Писания и Предания. Отрицая существо-вание Бога в Себе, Фейербах не за-мечает, что на основании той же ло-гики следовало бы и мир толковать всего лишь как человеческое пред-ставление.

Он пишет: «Бог есть откровение внутренней сути человека, выраже-ние его «Я»»; это означает, что человек раздваивается, его сущность отчуждается и «объективируется», получает идеальную реальность «Бога» и власть над че-ловеком. «Божественная сущность есть не что иное, как человеческая сущность, освобожденная от границ природы»

3.2.2. К. Маркс.

Другой теоретик атеизма племянник глав-ного раввина в городе Трире К. Маркс (1818-1883). Значение атеизма для уче-ния Маркса чрезвычайно велико. К своей философии диалектичес-кого и исторического материализма он приходит через атеизм. Однако атеизм в ка-честве «критики религии», являясь исходным пунктом всего миросозер-цания и учения Маркса, получает свое обоснование через само это уче-ние и только таким образом повышается в своем статусе и становится «научным атеизмом». Знакомство с трудами Фейербаха сыграло важную роль в формировании атеистических воз-зрений Маркса и его сподвижника Ф. Энгельса.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.